Институт геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии ан ссср

Музей отца российской науки

Сейчас в Кунсткамере также расположен музей Михаила Васильевича Ломоносова. Он включает в себя тот самый большой Готторпский глобус, который находится сейчас в башне Кунсткамеры.

Здесь же можно найти большую коллекцию приборов и инструментов XVII-XIX вв. веков, например, меридианный круг Эртеля, предназначенный для определения экваториальных координат светил. Есть астролябия XVII века, принадлежавшая полководцу Альбрехту ван Валленштейну, который с помощью нее определял широту. Конечно, в музее Ломоносова не обойтись без личных вещей Ломоносова, а также большой библиотеки, посвященной знаменитому ученому.

Научные направления

ИГЕМ РАН

Основной целью Института является выполнение фундаментальных научных исследований в области наук о Земле. Основными направлениями деятельности Института являются:

  • геология рудных месторождений, металлогения и процессы рудообразования;
  • эволюция геологических процессов в истории Земли;
  • петрология и петрография;
  • минералогия и кристаллохимия;
  • геохимия;
  • изотопная геохимия и геохронология;
  • радиогеология и радиогеоэкология;
  • геоинформатика;
  • вулканизм и природные катастрофы;
  • магматизм и минерагенез дна Мирового океана и Арктической зоны.

В Институте работают диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям:

  • 25.00.04 — Петрология, вулканология
  • 25.00.09 — Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых
  • 25.00.36 — Геоэкология
  • 25.00.05 — Минералогия, кристаллография
  • 25.00.11 — Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения
  • 25.00.35 — Геоинформатика (по геолого-минералогическим наукам).

Экспозиции музея

В музее представлено около 50 экспозиций, в том числе:

  • «Классификация магматических горных пород» (основана академиком В. И. Вернадским в 1908 г., начала формироваться как систематическая коллекция академиком Ф. Ю. Левинсоном-Лессингом в 1930 г.)
  • «Кимберлиты, карбонатиты, лампроиты»
  • «Продукты современного вулканизма», посвященная памяти д.г.-м.н. А. П. Хренова
  • «Руды главных металлогенических провинций России»
  • «Рудно-петрографический музей ИГЕМ РАН и его партнеры», посвященная памяти академиков Ф. Б. Шмидта и Ф. Ю. Левинсона-Лессинга
  • «Историческая коллекция фирмы „Krantz in Bonn“ — наследие Геологического музея им. Петра Великого Императорской Академии наук»
  • «Геологические коллекции и архивные материалы выдающихся русских полярных экспедиций начала XX века»: к 115-летию Русской полярной экспедиции под руководством Э. В. Толля (РПЭ, 1900—1902 гг.); к 105-летию Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана под руководством Б. А. Вилькицкого (ГЭСЛО, 1910—1915 гг.); к 115-летию шведско-русской экспедиции по проведению градусных измерений на архипелаге Шпицберген под руководством Ф. Н. Чернышёва (1899—1902 гг.)
  • «Коллекция горных пород, собранных А. Ф. Постельсом во время кругосветного путешествия (1826—1829 гг.) на военном шлюпе „Сенявин“ под командованием капитана Ф. П. Литке» и выставка копий рисунков Александра Постельса и барона Фридриха фон Киттлитца (рисунки предоставлены издательством «Альфарет», Санкт-Петербург)
  • «Коллекции продуктов датированных вулканических извержений и сопровождающие их архивные материалы — наследие Геологического музея им. Петра Великого АН СССР и Кунсткамеры в Санкт-Петербурге»: коллекция Карла Ванотти продуктов извержений вулкана Везувий (начиная с 97 г.) и коллекция Марио Джемелларо лавовых потоков вулкана Этна (начиная с 1535 г.)
  • «Карадагская коллекция академика Ф. Ю. Левинсона-Лессинга» (по результатам изучения вулканической группы Карадага в Крыму, 1924—1929 гг.)
  • «Коллекция образцов и изделий из обсидианов отдела Неметаллических полезных ископаемых ИГЕМ РАН»
  • «Магматизм рудоконцентрирующих структур Приморья» — мемориальная коллекция д.г.-м.н. В. А. Баскиной, ИГЕМ РАН
  • «Уникальные экспонаты из Минерального кабинета Санкт-Петербургской Кунсткамеры»
  • «Материалы Сверхглубокого континентального научного бурения в России: вклад ученых ИГЕМ РАН»
  • «МПГ и золоторудные месторождения» (в образцах профессора Э. М. Спиридонова и к.г.-м.н. Н. Н. Кривицкой, МГУ)
  • «Руды и минералы Мирового океана»

Музей обменивается информацией о коллекциях и архивных материалах с образовательными и научно-исследовательскими организациями.

Уникальные экспонаты

Плита корсита (орбикулярного габбро)

В помещении музея выставлены:

  • дымчатый псевдогексагонально-призматический, короткостолбчатый монокристалл кварца (размером 105х100 см и весом 1300 кг) из месторождения Додо (Приполярный Урал) — один из крупнейших в государственных музеях России. Кристалл назван «Дар Алёшкову» — это дар советских геологов-кварцевиков д.г.-м.н. А. Н. Алёшкову (1896—1949) — первооткрывателю пьезо-кварцевого сырья на Приполярном Урале;
  • образец корсита (син. наполеонит) — орбикулярного габбро, размером 63х48х14 см, вывезенного в конце XIX века Г. А. Струве с острова Корсика;
  • часть «постройки» глубоководного «черного курильщика» — сульфидного (медно-цинково-колчеданного) рудного агрегата с аморфным кремнезёмом (размерами 60х45х30 см и весом более 200 кг), поднятая в конце XX века с глубины около 2500 м в западной части Тихого океана около острова Папуа («Венский лес», задуговый бассейн Манус);

Отдельные экспонаты музея в XIX веке входили в опись Минерального кабинета Кунсткамеры Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге:

  • найденная в Санкт-Петербурге глыба ледникового лабрадоритового валуна (размерами 70х50х60 см), по указу императора Александра I переданная в Императорский Минералогический музей в начале XIX века;
  • семисторонний базальтовый «столб» (с природной столбчатой отдельностью, размерами 60х40х35 см и весом около 150 кг) — дар короля Великобритании Георга III, вывезенный в конце XVIII века из местности под названием «Дорога гигантов» в графстве Антрим (Северная Ирландия);
  • итаколумит — «бразильский упругий камень» (эластичный песчаник).

Символ Петербурга

Петр хотел, чтобы его музей разрастался, а потому издал указ, которым повелевал все необычные вещи везти к нему, будь то странные животные, уродцы, различные диковины. Редкости, встреченные у иностранных купцов, следовало выкупить и также отправить царю. Дары потекли реками со всей страны. Тогда самодержец задумал построить отдельное здание для своего детища.

Первый русский музей, по задумке Петра, должен был находиться в самом центре столицы, которым тогда хотели сделать Васильевский остров. По одной из легенд однажды в 1718 Петр I прогуливался по набережной и заметил необычную сосну с причудливо изогнутым стволом. Царь приказал срубить дерево и сохранить его в коллекции, а на этом месте возвести здание Кунсткамеры.

Чертежи здания Кунсткамеры. (wikipedia.org)

За постройкой император следил лично, но окончания так и не застал, скончавшись в 1725 году. Здание же было окончательно возведено только в 1734. Историки до сих пор спорят, кого можно по праву назвать архитектором Кунсткамеры. Проект разработал немец Георг Маттарнови, его и называют чаще всего «отцом» здания, но после него над строением трудились еще несколько архитекторов, в том числе Гербель, Киавери и Земцов. Как бы то ни было, зданием Кунсткамеры — одно из самых старых сохранившихся сегодня в Санкт-Петербурге и вместе с Зимним дворцом и Исаакиевским собором является одним из туристических символов города.

Интересные экспонаты

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйша — коллекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

Как появилась Кунсткамера?

Кунсткамеры появились в европейских странах еще в 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда стал расти интерес людей к новым научным знаниям и уникальному прошлому. Здесь собирали коллекции редких и неординарных находок, привезенных экспедициями, а также интересные древние инструменты, бытовые предметы, оригинальные произведения декоративного искусства. Все эти коллекции собирались с целью удивить и поразить посетителей. Чаще всего такие кунсткамеры были организованы при княжеских домах, чтобы демонстрировать гостям «ученость» владельцев.

По легенде, однажды, прогуливаясь по берегу Невы, Петр Первый увидел не совсем обычную сосну, ветвь которой вросла в ствол. Это происшествие и подтолкнула царя к идее создания коллекции («собрание диковинок» — пер. с нем.), причем музей (Кунсткамера) должен был строиться именно на месте этой сосны (которую сохранили в виде экспоната), на Стрелке Васильевского острова.

Сотрудники

Члены АН СССР и РАН из ИГЕМ[источник не указан 323 дня]:

  • Афанасьев, Георгий Дмитриевич — член-корреспондент АН СССР
  • Аранович, Леонид Яковлевич — член-корреспондент РАН
  • Белов, Николай Васильевич — академик АН СССР
  • Белянкин, Дмитрий Степанович — академик АН СССР
  • Бетехтин, Анатолий Георгиевич — академик АН СССР
  • Богатиков, Олег Алексеевич — академик РАН
  • Бортников, Николай Стефанович — академик РАН
  • Величкин, Василий Иванович — член-корреспондент РАН
  • Горбунов, Григорий Иванович — член-корреспондент АН СССР и РАН
  • Дубинина, Елена Олеговна — член-корреспондент РАН
  • Заварицкий, Александр Николаевич — академик АН СССР
  • Касимов, Николай Сергеевич — академик РАН
  • Коваленко, Вячеслав Иванович — академик РАН
  • Коржинский, Дмитрий Сергеевич — академик АН СССР
  • Кориковский, Сергей Петрович — член-корреспондент РАН
  • Лавёров, Николай Павлович — академик РАН
  • Левицкий, Олег Дмитриевич — член-корреспондент АН СССР
  • Лобанов, Константин Валентинович — член-корреспондент РАН
  • Маракушев, Алексей Александрович — академик РАН
  • Петров, Владислав Александрович — член-корреспондент РАН
  • Рябчиков, Игорь Дмитриевич — академик РАН
  • Самсонов, Александр Владимирович — член-корреспондент РАН
  • Сафонов, Юрий Григорьевич — член-корреспондент РАН
  • Сидоров, Анатолий Алексеевич — член-корреспондент РАН
  • Томсон, Ильмар Николаевич — член-корреспондент РАН
  • Урусов, Вадим Сергеевич — академик РАН
  • Чернышев, Игорь Владимирович — академик РАН
  • Чухров, Фёдор Васильевич — академик АН СССР
  • Шило, Николай Алексеевич — академик АН СССР и РАН
  • Шипулин, Фёдор Кузьмич — член-корреспондент АН СССР
  • Щербаков, Дмитрий Иванович — академик АН СССР
  • Юдинцев, Сергей Владимирович — член-корреспондент РАН
  • Ярмолюк, Владимир Викторович — академик РАН

Как добраться. Режим работы

Здание Музея антропологии и этнографии РАН, наиболее известное как Кунсткамера, находится на территории самого исторического центра Санкт-Петербурга. К нему можно легко дойти пешком от Дворцовой площади или от Сенатской, со стороны Биржевой площади и от Петропавловской крепости.

От Дворцовой площади к Кунсткамере можно пройти по Дворцовому мосту

Со стороны Дворцовой набережной к началу Университетской набережной, где находятся Кунсткамера и Зоологический музей можно перейти через Неву по Дворцовому мосту, свернув после него налево. 

Очень интересно прогуляться до Кунсткамеры с Английской набережной по Благовещенскому мосту, после которого свернуть направо. В этом случае, при движении в сторону Кунсткамеры можно посетить уникальный Меншиковский дворец, увидеть знаменитых питерских Сфинксов и полюбоваться видами Исаакиевского собора, Зимнего дворца, Адмиралтейства и прочими знакомыми архитектурными творениями Петербурга, находящимися на противоположной стороне Невы.

Дорога к Кунсткамере от Благовещенского моста

Из любого конца города к Кунсткамере можно добраться на общественном транспорте, который здесь ходит очень активно. При движении на общественном транспорте надо ориентироваться на остановки «Университетская набережная», «Университет» или «Биржевая площадь». За полчаса пешком можно дойти от станций метрополитена – «Адмиралтейской», «Спортивной» и «Василеостровской».

Решив посетить данный музей, лучше свериться с режимом работы на официальном сайте, ибо он может меняться. В 2019-20 годах музей работает с 10 до 18 часов в летний период и с 11 до 18 в осенне-зимний период. Выходным днем является понедельник. Санитарный (тоже нерабочий) день проводится в последний вторник месяца.

Вход в Кунсткамеру находится в Таможенном переулке

Стоимость посещения составляет 300 рублей для работающих граждан и 100 рублей для льготников. В осенне-зимний период в каждый третий четверг месяца музей можно посетить бесплатно.

При посещении музея можно взять экскурсионное сопровождение, но в принципе, организация музея и его многочисленные информационные стенды позволяют вполне самостоятельно ознакомиться с богатством и многообразием музейных экспозиций.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Диковины со всех уголков земли

Кроме знаменитых заспиртованных младенцев и чучел необычных животных есть в Кунсткамере и этнографические отделы. Каждый зал посвящен определенной области. Витрины в прямом смысле населены коренными народами — манекенами, одетыми в традиционные для местностей одежды, а вокруг можно увидеть макеты среды обитания

В зале Северной Америки особое внимание привлекает, например, церемониальный костюм индейцев из Калифорнии. Он представляет собой одежду, сверху донизу обклеенную вороньими перьями

В зале Китая любимый экспонат большинства туристов — крошечные женские домашние туфли. Рядом с туфельками есть и гипсовый слепок изуродованной ноги китаянки. Как известно, раньше в Китае девочкам с детства забинтовывали ноги, чтобы те не росли. Маленькая ножка считалась очень красивой, но ходить ножками младенческого размера женщины могли с трудом.

В зале Африки тяжело оторвать взгляд от ритуальных статуэток и масок, выглядящих довольно пугающе. В зале, посвященном Индонезии, интересно посмотреть на кинжалы-крисы. Эти кинжалы имеют форму языка пламени, и из-за этого не просто ранят человека, но почти вспарывают его тело. Создание такого кинжала — дело нелегкое, к тому же подобный нож имел и сакральное значение. Считалось, что между ножом и его владельцем образуется особая связь.

Великие задумки Великого посольства

Идея создания Кунсткамеры, как и многие другие гениальные идеи, созрели в могучем уме будущего императора еще в юности, во время Великого посольства 1697−1698 годов. Во время своего вояжа по Англии и Голландии Петр Алексеевич посещал и «кабинеты кунштов», где располагались различные диковины и чудеса. Царевич скупал все, что его удивляло, но в особенности он был восхищен анатомией, новой в те времена наукой.

Больше всего его впечатлило собрание знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Есть легенда, что в коллекции анатома Петр увидел заспиртованного ребенка, который выглядел почти как живой. Царевич не удержался и поцеловал его. А 1717 году Петр I купил огромную коллекцию препаратов и бальзамированных трупов младенцев у Рюйша. Именно это «собрание уродцев» и является сегодня для многих символом Кунсткамеры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: