Васнецов иван-царевич на сером волке

Виктор Васнецов — мастер исторической живописи

После окончания академии художник уехал с друзьями за границу. Там продолжил писать, участвовал в выставках и салонах. В парижской мастерской своего друга Василия Поленова Васнецов набросал эскиз картины «Богатыри» — первого полотна по мотивам русских былин.

Васнецов прожил за границей около года, в 1877 году вернулся в Москву. Здесь познакомился с коллекционером Павлом Третьяковым, часто бывал на музыкальных вечерах в его семье.

В московский период художник писал картины с сюжетами из истории и сказок Древней Руси. Одно из первых полотен — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — экспонировалось на VIII выставке передвижников. Картину купил Павел Третьяков.

Познакомился Васнецов и с меценатом Саввой Мамонтовым, стал участником его Абрамцевского кружка. Мамонтов предложил художнику написать три картины для интерьера управления Донецкой железной дороги. Так появились полотна «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». Однако члены правления отказались от полотен со сказочными сюжетами. Картины выкупили Савва Мамонтов и его брат.


Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Виктор Васнецов. Ковер-самолёт. 1880. Нижегородский Государственный художественный музей, Нижний Новгород


Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Виктор Васнецов много бывал в Абрамцеве в усадьбе мецената, писал портреты членов его семьи. Окрестности Абрамцева появились и на других картинах Васнецова: березовые рощи и извилистые речки, овраги и пруды, поросшие осокой. Здесь в 1880 году художник написал «Аленушку».

Иван-царевич на Сером волке сочинение 4 класс

Сочинения для четвёртого класса школы. Подходят для примера написания работ, основы создания сочинения, заимствования каких-либо элементов, блоков текста, идей.

Сочинение по картине 4 класс №1

Автором картины является знаменитый русский художник Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Один из самых известных художников нашей страны создал немало замечательных картин. Наиболее всего известны его работы исторического, фольклорного и сказочного жанров. Одной из таких картин является и потрясающая работа «Иван-царевич на Сером волке».

Сюжет картины основан на русской народной сказке «Иван-царевич и Серый волк» или «Жар-птица». Сказка хорошо известна многим из нас с раннего детства. Здесь изображён сюжет, когда Иван-царевич, который был послан царём за Жар-птицей, воровавшей золотые яблоки из царского сада, повстречал на своём пути верного помощника и друга — Серого волка. Вместе они не только нашли Жар-птицу, но и выкрали Елену Прекрасную. На картине Виктор Васнецов изобразил момент, когда Иван-царевич и Василиса Прекрасная верхом на Сером волке спасаются от погони.

Самым главным и ярким элементом на картине является центральная часть, где изображены люди и волк. Царевич в богатых одеждах обнимает свою возлюбленную, настороженно смотрит в сторону. Елена Прекрасная сложила безвольно руки на коленях и опустила голову на плечо Ивану. От погони со всей прыти их несёт волк, который ловко перескакивает преграды.

Под ногами у спасающейся троицы болото с цветущими кувшинками. По всему видно, что место нехоженое, и тропу в такой глухой местности сможет найти только дикий волк. На каждом шагу здесь поджидает опасность, и человек без помощи зверя вряд ли сможет отсюда выбраться.

Позади троицы мы можем увидеть дремучий лес. Тёмные стволы без листвы подтверждают, что лес является гиблым, очень опасным. Его окутал туман, который придаёт лесу на болотах загадочности. В любой момент может случиться что-то страшное.

В правой части картины мы неожиданно обнаруживаем цветущую яблоню. Это определённый символ от Виктора Васнецова, который таким образом рассказал зрителю, что всё закончится хорошо, опасность отступит и влюблённые будут счастливы.

Картина вызывает удивительно тёплые чувства. Даже то, что на картине представлен опасный и напряжённый момент, не пугает. В первую очередь она является сказочной, рассказывает о героизме, дружбе и любви. Искренне переживаешь за героев картины, хочется пожелать им выбраться из леса и зажить счастливой жизнью, хоть и знаешь, что по сюжету сказки всё именно так и произойдёт.

Сочинение по картине 4 класс №2

Автором картины «Иван Царевич на Сером волке» является Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Картина была написана в 1889 году, и в настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

На этой картине Виктор Васнецов изобразил сюжет русской народной сказки. Наиболее известна сказка под названием «Иван-царевич и Серый волк», а также «Жар-птица». В центре сюжета истории Иван-царевич, который отправился на поиски Жар-птицы, воровавшей золотые яблоки из царского сада. В ходе своих приключений Иван-царевич познакомился с волком, который помог ему найти Жар-птицу и похитить возлюбленную Ивана — Елену Прекрасную. На картине продемонстрирован сюжет, когда Иван-царевич, Серый волк и Елена Прекрасная спасаются от погони.

Серый волк несётся что есть сил через тёмный дремучий лес. На его спине сидит Иван-царевич. Он тревожно смотрит в сторону и заботливо обнимает Елену Прекрасную. Сама Елена испуганно сложила руки на коленях, положила голову на плечо Ивана.

Под ногами спасающихся от преследования топкое болото. Для могучего волка — это естественная среда. Только он может спасти своих друзей, преодолевая все преграды. Позади тёмный лес, который состоит из могучих вековых деревьев. Темный и непроглядный туман скрывает за собой опасности, которые необходимо преодолеть путникам. Распустившая яблоня, которую мы можем увидеть в правой части картины, говорит о том, что путешествие друзей закончится хорошо, они вернутся домой, получив в награду полцарства.

Картина вызывает волшебные чувства, пробуждает веру в победу добра над злом. Работа написана столь мастерски, что погружает зрителя в волшебную сказку, придуманную русским народом. Картина эмоциональная, немного тревожная, но невероятно красивая, заставляет поверить в настоящую дружбу и искреннюю любовь.

Новый век

С началом нового столетия началась у Васнецова и новая работа, которой стал цикл картин под названием «Поэмы семи сказок». Картины «Спящая царевна», «Ковер – самолет», «Кощей бессмертный» и другие стали частью этого цикла. Новый век принес новые мировые события и порядки.

Первая Мировая война стала драмой не только общечеловеческой, но и личной трагедией художника, ведь двое его сыновей сражались на фронте. В этот период Васнецов пишет картину «Архангел Михаил», как человек верующий он верит в то, что высшие силы помогут его детям и другим сражающимся на войне вернуться живыми домой.

На события 1917 года живописец откликается картиной «Баба-яга». Расскажу подробнее про эту картину, так как она очень хорошо показывает отношение Васнецова к революции.

Виктор Васнецов «Баба-Яга», 1917 Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия

Человек он был патриархального уклада, царский режим уважал, а вот новый социалистический строй, возникающий на родине, не принимал и относился крайне негативно. Посмотрите на эту картину, Баба-яга изображена довольно страшной и злобной старухой, она символизирует новый режим, красный цвет её юбки, соответственно, символ социализма, а маленький мальчик, которого уносит злая баба – это всё то, с чем художник связывает разрушенный имперский уклад жизни.

Несмотря на неприятие большевизма и новой власти Васнецов не уезжает из страны, оставаясь верным своей родине. Живописец продолжает писать сказочные сюжеты, но теперь в них больше мрачных тонов, чаще встречается красный фон. В картинах чувствуется сопереживание художника к страданиям родины.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» – одна из картин, на которых видно отчаяние. Васнецов понимает, что красная машина социализма сметает всё на своем пути и возврата к мирной жизни при царе уже не будет.

«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1913 годМестонахождение: Дом-музей В.М. Васнецова, Москва, Россия

Картину «Спящая царевна» художник пишет около 20-ти лет до самой своей смерти. Это были сложные времена, в стране был кризис, порой не было красок, не всегда удавалось отапливать помещения, но Васнецов работал даже в этих условиях. Покинул этот свет художник 23 июля 1926 года, так и не завершив последнюю свою работу – портрет друга – художника Михаила Нестерова.

Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания своих чудесных картин, множество которых купил Павел Третьяков, оформил фасад Третьяковской галереи, расписал не один храм и создал множество эскизов зданий. Конечно, в памяти человечества он запомниться более как гениальный живописец, но нельзя отрицать и умалять его вклад, помимо русского искусства, в русскую культуру в целом.

Роль пейзажа на картине

Природа, окружающая главных героев, подчеркивает их тревожное настроение. Действие разворачивается на фоне утренней зари. Сквозь могучие стволы деревьев видно розовеющее небо, которое освещает полотно с заднего плана.

Окружающая природа подчеркивает напряженное состояние героев. Впереди автор изобразил угрожающую опасностью болотную топь. Густые ветви старых деревьев скрывают темное серовато-лиловое небо.

Лес выглядит зловеще и неприветливо. Могучие деревья-исполины стоят непроходимой стеной. Их стволы густо поросли мхом, но они словно расступаются перед мчащимся волком, освобождая ему дорогу.

Описание темного леса оживляет и цветущая белыми цветами яблонька. Ее изображение на полотне неслучайно

Она является важной деталью на картине. Именно с золотых яблочек, растущих на сказочном дереве, начались приключения Ивана-царевича

Для Васнецова цветущее дерево является символом новой любви и надежды. Она наполняет произведение таинственностью и загадочностью. Зритель не знает, что ожидает главных персонажей впереди.

Пример сочинения

Возлюбленная Ивана Царевича — Елена Прекрасная попала в плен недоброжелателей. Герой отправляется на поиски своей возлюбленной в компании верного товарища — Серого Волка. Ему удается спасти невесту. Вместе они седлают звериного помощника, несущегося стремглав от погони. Царевич нежно обнимает героиню, выглядящую напуганной и усталой. Она прижалась к плечу спасителя, ища надежного укрытия и защиты.

Художник четко изобразил момент опасности и бегства. Серый Волк несется по волшебному лесу, выглядящему весьма недоброжелательно, словно стрела. Его взгляд насторожен, а движения четкие и быстрые. Он похож на взор мудрого и верного товарища.

Васнецов использовал при написании картины много темных оттенков, которые лишь иногда разбавляются светлыми тонами. Будто герои пытаются прорваться сквозь дремучий, черный лес, задевающий персонажей оголенными ветвями. А вдали где-то виднеется небо, как надежда на спасение.

https://www.youtube.com/watch?v=48CD9zPdwPg

Пейзажные особенности загадочного леса

На переднем плане виднеется болото, покрытое лилейными кувшинками. Старая покосившаяся яблоня своими цветущими ветвями накрывает всадников. Лес же выглядит довольно угрюмым и даже устрашающим. Для создания антуража художник выбрал темные краски, сгущающие идею отрыва влюбленных от гонящихся за ними преследователями. Они прорываются сквозь все лесные преграды, чтобы добраться в родные края — светлые и такие родные.

Что окружает действующих героев:

  • деревья-великаны и могучий лес, встающий непроходимой стеной перед нарисованными персонажами;
  • причудливые древесные ветви, напоминающие цепкие руки Бабы-яги;
  • нежные цветы, словно скрывающие в себе тайну или вынашивающие коварный план похищения ценной ноши царевича;
  • еле виднеющийся свет, пробивающийся сквозь деревья, открывающие обозревателю фрагменты голубого небосвода;
  • цветущая яблоня, символизирующая зарождение любви, победу добра над злом, светлое будущее.

Главные герои

Поза Ивана Царевича и выражение его лица говорят о том, что он насторожен, но в то же время полон решительности и отваги. Сильный и могучий, не раз одержавший победу в противостоянии с врагом, Царевич внушает уважение и доверие. Он аккуратно придерживает за руку уставшую от долгой и опасной дороги Елену Прекрасную.

Особый интерес у зрителя вызывает фигура Серого Волка. У этого сказочного хищника человеческие глаза, из чего следует, что художник изобразил на картине оборотня или волколака (древнеславянский вариант названия). Взгляд Волка обращен прямо на зрителя. Вместе с тем в его облике отсутствует что-либо кровожадное и дикое. Напротив, образ сказочного волка полон отваги и преданности. Серый Волк изображен Васнецовым невероятно могучим. Передвигаясь большими прыжками, он несет Царевича и Елену через дремучую лесную чащу, где никогда не ступала нога человека. Создается ощущение, что вся группа героев словно парит над болотом, окруженным зловещими лесными зарослями.

Волк зорко вглядывается в пространство впереди, выбирая дорогу. Раскрытая пасть и высунутый язык говорят о том, что он с трудом преодолевает усталость и держится из последних сил. Широко раскинуты волчьи лапы, стелется по ветру длинный пушистый хвост.

Сказочность сюжета подчеркивается одеждой главных персонажей. На Иване Царевиче дорогой кафтан из парчи, подпоясанный зеленым кушаком. За его спиной виднеется меч. Украшенный золотом кафтан Царевича прекрасно гармонирует с изысканным одеянием Елены, сшитым из голубого шелка. Сочетание золотого и голубого цветов в славянской мифологии свидетельствует о связи с миром магии и чудесами.

Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями.

Художник мастерски передает живописными средствами материал одежды главных героев. Рассматривая полотно, зритель чувствует тяжесть парчи, бархата, сафьяна и золотого шитья.

Сама Елена печальна, однако её убранство выглядит нарядным и радостным. Этот необыкновенно женственный образ был написан Васнецовым с его племянницы – Натальи Анатольевны Мамонтовой. Главный акцент, как и в случае с «Аленушкой», Васнецов сделал не на внешних чертах, а на душевном настрое и позе героини.

Серый Волк также не изображен в буквальном смысле серым. Его золотисто-коричневая шерсть словно повторяет цвет одежды Царевича, которому он так верно служит.

Васнецов В.М. «Преферанс». Описание картины

1879 г. Холст, масло. 84 x 136 см. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Васнецова В.М. «Преферанс»

Теплая летняя ночь, открытый настежь балкон, тусклый свет одинокой свечи и мерное тиканье часов. В этой предрассветной тишине пятеро чиновников коротают время за игрой в преферанс. Сдаются карты, одна партия сменяет другую, повышаются и понижаются ставки.

На самом деле, игрой охвачены лишь трое из собравшихся. Двое других занимают себя более важными делами. Один – в углу, отвернувшись, резким движением осушает очередную рюмку горячительного. Пьет залпом, не обращая внимания на присутствующих в комнате людей. Очевидно, ему надоели и карты, и лица игроков. Другой – самый молодой – не скрывая скуки, широко, от души зевает, не понимая, почему он все еще находится здесь, несмотря на приближение утра.

Трое оставшихся склонились за покрытым зеленым сукном столом. Подслеповатый старик в сумраке пытается разглядеть свой расклад, а другие, без тени смущения заглядывают в его карты. Честная игра здесь давно ушла в прошлое, подобно тому, как сами чиновники забыли о честности на своей государственной службе.

Сейчас они делают вид, будто увлечены игрой, а днем перекладывали бумажонки, изображая усиленную работу. Неприятны их лица – серая бугристая кожа, обвислые щеки и подбородки, заплывшие щелки-глаза, стиснутые тонкие губы. Эти лица умеют красноречиво лгать и обманывать, красиво и непринужденно брать взятки, давать обещания, которые не собираются выполнять. Умеют они и вот так играть всю ночь до утра, скрывая душащую всех скуку.

Чиновники пусты в своих дневных делах, и не в силах придумать занятие для себя в верчение часы. Поэтому и проводят они похожие один на другой вечера в окружении до смерти надоевшей компании за мало кому интересной игрой. Все эти встречи бессмысленны, как бессмысленно их времяпрепровождение на службе.

Ничтожность занятых преферансом чиновников подчеркивается неровным огнем свечи, рождающим огромные тени на стенах комнаты. Вычурный каминный барельеф, парадный портрет на стене кричат о полной безвкусице и глупости. И лишь часы продолжают жить, отмеряя ход времени и приближая долгожданный рассвет, который освободит играющих от набившего оскомину занятия.

Картине «Преферанс» было суждено стать последней работой художника на бытовые темы, после которой обличающий неприглядные черты общества реализм сменился миром сказочных преданий и легенд.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: