Музей-усадьба репина «пенаты»

Музей Пенаты

Усадьбе требовался ремонт, но в Академии художеств постановили, что в Пенатах, в кротчайшие сроки может быть организован музей, который был открыт 18 июня 1940 г. Невероятно, но только за два месяца функционирования культурного учреждения его гостями стали 40000 человек.Июнь 1941 – вновь война — Великая Отечественная. Последовала эвакуация экспонатов и предметов меблировки в Ленинград.Роковой июнь 1944 г.– «Пенаты», оказавшиеся в центре боевых действий сгорели до тла. С конца 1940-х годов началась большая подготовительная работа по воссозданию усадьбы. В 1949-м деревня Куоккала была переименована в Репино, и получила статус поселка. Вскоре после расчистки фундамента дома и уборки прилегающей территории здесь уже проводятся экскурсии.

Мемориальный дом-музей Ильи Репина открыл свои двери для посетителей в апреле 1962 года, и вот уже десятилетия не иссякает поток поклонников таланта великого передвижника. Если не записаться на экскурсию заранее, то можно прождать на деревянной скамейке перед особняком, в надежде попасть в дом художника и час и более, а то и вовсе придется приехать в следующий раз… ведь так много желающих прикоснуться к вещам и предметам быта, которые были истинным «выражением вкуса и привычек Ильи Ефимовича Репина».

Музей

Музей здесь был открыт сразу же после присоединения этой территории к России — в 1940 году. Часть подлинных вещей забрали с собой дети художника, которые оставили дом советской власти и переехали в Хельсинки. Во время Великой Отечественной войны от усадьбы практически ничего не осталось — только фундаменты и остовы печей. Дом пришлось воссоздавать с нуля по фотографиям и видеосъемкам.

Новый музей был открыт в 1962 году. Часть обстановки, которую удалось эвакуировать в 1941 году, сюда вернули. Часть была восстановлена: например, был найден практически такой же беккеровский рояль, который когда-то стоял в гостиной; по фотографиям искали такую же мебель тех же фирм и тех же лет; по чертежам был восстановлен обеденный стол и т. д.

Кроме работ самого И. Репина здесь хранятся картины и рисунки его друзей и учеников: Б. Кустодиева, И. Куликова, Ф. Малявина и многих других. Всего в фонде музея более трехсот только живописных работ. Коллекция мемориальных предметов продолжает пополняться — например, уже в XXI веке сюда было передано подлинное зеркало И. Репина.

Когда-то в усадьбе были многочисленные хозяйственные постройки: погреб, который соединялся с домой стеклянной галереей, сараи, дворницкая — они не восстанавливались, чтобы не портить вид на сам усадебный дом.

Ирина Стрельникова

P.S. Когда Репину было чуть за тридцать, он увлёкся идеей фотографии — мол, вот ещё один способ правдиво отображать действительность. Попробовал и сам освоить фотографический аппарат, накрыл голову сукном, но тут же вылез: «Да тут, пока экспозицию выдержишь, задохнешься! Нет уж, написать портрет и проще, и быстрее!»

#СовсемДругойГород Экскурсии по Москве

Репин с гостями (стоит второй справа – Горький)Репин пытается писать Горького и Марию Андрееву. Но это уже не лучший его периодЕщё с Горьким и Андреевой (справа – жена Наталья Борисовна)Со Львом Толстым

Наталья Борисовна Нордман в мастерской мужа

История

Датой рождения усадьбы Пенаты считается 27 мая 1899 года, когда была официально оформлена купчая на участок в посёлке Куоккала и находящийся на нём домик. Тихий уголок у Финского залива в конце XIX века стал популярным местом отдыха русской интеллигенции.

Сам Репин поселился в Пенатах в 1903 году. Он приехал в усадьбу на лето и начал активно заниматься садом и домом, чтобы поскорее устроить себе место для рисования. В конце лета, когда пора было возвращаться в Петербург, он неожиданно решил остаться здесь на зиму. Некоторое время художник ещё ездил в столицу, преподавал в Академии художеств. Он был профессором и вёл класс композиции. Окончательно Илья Ефимович обосновался в усадьбе осенью 1908 года, покинув профессорский пост.

Здесь бывали:

  • Фёдор Шаляпин
  • Корней Чуковский
  • Василий Матэ

После смерти Ильи Репина в Пенатах остались жить его дети. Тогда в усадьбе было два дома:

  • Сын Юрий жил со своей семьёй в доме у дороги
  • Дочь Репина – Вера поселилась  в главном доме

В годы войны

В 1939 году на Карельском перешейке начались военные действия, и дети Репина покинули усадьбу, перебравшись в Хельсинки. Когда посёлок стал относиться к территории СССР, усадьба отошла в ведомство Российской академии наук. В 1940 году здесь открыли Дом-музей Репина. Однако просуществовал он недолго: через год из Пенатов срочно эвакуировали картины, рисунки, мебель и личные вещи художника – Ленинград готовился к блокаде.

Когда русские войска вернулись в посёлок Куоккала, обнаружилось, что усадьба сгорела. В 1944 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения Репина, правительство приняло решение восстановить Пенаты ,как выдающийся памятник русской культуры, а посёлок Куоккала переименовать в Репино.

Несколько лет строители и работники музея искали материалы для восстановления здания. Использовались многочисленные фотографии, рисунки, картины и кинодокументы.

Пенаты восстанавливали более 10 лет:

  • отстраивали дом
  • собирали личные вещи и картины
  • искали похожую мебель

В 1962 году музей открылся во второй раз.

Интересные факты

Об усадьбе

Помимо картин самого Репина в музее хранятся так же и рецепты вегетарианских блюд его жены, и часть работ его сына Юрия, который пошел по стопам отца и тоже стал художником.

Репин по назначению своего врача часто ночевал прямо на улице. Чаще всего он спал на веранде — даже в самые морозные дни. Своих домочадцев он всегда просил отрывать окна в комнатах, поэтому зимой внутри было так же холодно, как и снаружи.

В парке, окружающем усадьбу, расположена могила, где похоронен сам художник — это было его последнее желание, описанное в завещании. Также он завещал посадить дуб на месте своего захоронения.


Территория «Пенатов»

Рядом с домом художника, в парке, расположен “Храм Осириса и Изиды” — летняя беседка, в которой часто проводились культурные мероприятия и лекции.

“Живая” атмосфера музея-усадьбы “Пенаты” позволяет посетителям проникнуться бытом художника и почувствовать себя ненадолго гостем на “репинских средах”.

На территории парка, поодаль от дома, расположена “Башня Шахиризады” — небольшая смотровая башня, которую также можно посетить с экскурсией.

О “репинских средах” в “Пенатах”


Рабочий кабинет

Вторая жена Ильи Ефимовича Наталья Нордман вела веганский образ жизни. Она отказалась от различных изделий из натурального меха, а также от мяса. Поэтому мясные блюда на “репинских средах” не подавались. Гостям-мясоедам приходилось приносить свою еду и есть тайком от хозяйки дома.

Во время “репинских сред” прислуга не выполняла своих обязанностей и даже обедала за общим столом, что было не очень характерно для тех лет. По дому были развешены таблички, такие как “Снимите пальто сами”, “Пройдите в дом сами”, в организации обедов и размещении гостей часто принимал участие непосредственно сам художник.

Поскольку в доме гостям приходилось обслуживать себя самим, очень удобным предметом мебели стал двухуровневый крутящийся стол с ручками. За трапезой гости могли при помощи ручек повернуть стол и взять порцию блюда.

Никаких особенных требований к гостям (кроме самообслуживания), приезжавших в “Пенаты” по средам, не было. Посетить усадьбу в это время можно было даже без приглашения.

Живописец был в восторге от творчества от молодого Маяковского и даже однажды пригласил его в “Пенаты”, чтобы нарисовать его портрет. После знакомства Репина с Маяковским футуристы часто стали посещать “репинские среды”.

«Чтобы ЭТО больше никогда не переступало порога моего дома!»

Известному художнику, уроженцу Чугуева Харьковской области Илье Репину в июле исполнилось 174 года со дня рождения. Мы все наслышаны о его картинах «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», куда меньше мы знаем о личной жизни живописца. А она интересна. Особенно гражданский брак с дочерью шведского адмирала и русской дворянки Натальей Нордман. 

Многие недоумевали: что художник нашел в этой шумной простоватой дурнушке? Ведь он был знаменитостью, красавцем, любимцем дам и мог выбирать… А он выбрал ее — как говорили репинские друзья, «ни рожи ни кожи»: ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке». Правда, на 19 лет моложе. Видимо, между ними вспыхнули настоящие чувства, и поэтому пара смогла прожить вместе 15 лет. 

Нордман недолюбливали биографы Репина и не выносили многие из его друзей, а о ее чудаковатом характере ходили легенды. 

Знакомство художника и «адмиральши» по классике жанра было не из приятных. Репину тогда было 55 лет, за плечами — тихая семейная жизнь, четверо детей, любовница — стандартный набор приличного живописца. В то время он часто писал портреты известной меценатки графини Тенишевой, которая на очередной сеанс однажды привела свою подругу Натали. Илью Ефимовича барышня никак не зацепила, но, чтобы развлечь, он предложил ей почитать стихи своего любимого поэта. Нордман демонстративно уселась спиной к мольберту и начала декламировать вслух с издевательски-комическими интонациями. Репина такое паясничанье обидело, и он поспешил выпроводить дам. 

«Дорогая Мария Клавдиевна, — писал Репин Тенишевой на следующий день. — Портрет ваш не закончен. Нам нужно повторить сеанс. Я буду очень рад вас видеть, но чтобы это больше никогда не переступало порога моего дома».

Когда и при каких обстоятельствах стойкая неприязнь к «этому» переросла в глубокие нежные чувства — неизвестно. Но вскоре Натали уже сопровождала художника в Одессу, а чуть позже, в 1899 году, у них родилась дочь, прожившая, правда, всего два месяца.

Дом Репина и Нордман в Куоккале. Современный вид (во время Второй мировой войны он был разрушен, а в 1960-е — полностью восстановлен). Фото: nimrah.ru

Как добраться


Музей-усадьба Репина «Пенаты»

На общественном транспорте

Адрес: Приморское шоссе, дом 411, п. Репино, Санкт-Петербург.

Музей располагается на побережье Финского залива, в 45 километрах от Санкт-Петербурга.

Доехать до него можно одним из следующих способов:

  • на маршрутном такси К-305 от станции метро “Старая Деревня”, на К-400 от станции “Площадь Ленина” (с пересадкой на автобус 211 на станции “Центр Репино”) или на К-680 от метро “Проспект Просвещения”
  • на автобусе № 211 от станции метро “Черная речка”
  • на электричке до “Репино”, затем пешком по Приморскому шоссе (около получаса ходьбы)

На других видах транспорта

До усадьбы можно добраться на автомобиле по Зеленогорскому шоссе (в сторону Комарово) со съездом на Приморское шоссе. Также до поселка можно доехать по Западному Скоростному Диаметру (платная трасса).

Прямо рядом с “Пенатами” на Приморском шоссе располагается автомобильная парковка. Следующая по близости находится в 500 метрах — по адресу Приморское шоссе 388А. От нее до усадьбы можно дойти пешком за шесть минут.

Можно воспользоваться услугами компаний, предоставляющих аренду автомобилей (каршеринговые компании). Список сервисов, зона эксплуатации которых включает в себя весь Санкт-Петербург и частично Ленинградскую область:

  • YouDrive
  • Делимобил
  • МатрёшCar
  • Carenda
  • CarSmile
  • Colesa.com
  • Rentme

Архивные фотографии усадьбы Пенаты

Фото из книги Е. Травиной «Комарово и Репино. Келломяки и Куоккала. Дачная жизнь сто лет назад», СПб, 2014

Однако разразилась Великая Октябрьская революция, внесшая в миропорядок свои коррективы: Великое Финляндское княжество в декабре 1917 г. вышло из состава России,и Куоккала вмиг оказалась за рубежом, а русский художник стал гражданином Финляндии.С 1908 г. на территории «Пенатов», недалеко от отца, в собственном доме с семьей проживал его сын — Юрий Репин, тоже живописец. В 1922 году из Петрограда в «Пенаты» переехала и дочь Вера, помогавшая не только по хозяйству: в любом деле — от организации выставок до продажи картин она был ценным советником и деятельным помощником.

После смерти отца Вера Ильинична сохраняла нетронутой его мастерскую, показывала студию всем желающим. Но, не смотря на труды, в 1930-х гг. имение постепенно приходит в упадок…30 ноября 1039 г. началась Советско-финляндская война. Правительство Финляндии предложило местному населению пограничной зоны эвакуацию вглубь страны. Вера и Юрий покинули усадьбу отца. События развивались стремительно — передовые войска вошли в опустевшую Куоккалу в первый же день перехода через границу. Сама усадьба не пострадала, но в домах И.Е. Репина и Юрия оказались брошенными личные вещи, картины, наброски, важные документы… Пограничники незамедлительно взяли усадьбу и находившиеся в ней художественные ценности под охрану. В «Пенаты» срочно командировали сотрудников Научно-исследовательского музея — Иосифа Бродского и Шаю Меламуда, которые ознакомились с коллекцией картин, состоянием дома и парка. Они составили подробную опись имущества,а картины и архив (фотографии, письма и документы) опечатали в отдельной комнате репинского дома.

30 лет жизни…

В 1899 году Илья Ефимович на имя жены купил в поселке Куоккала, что в 44 км от Санкт-Петербурга, дом с участком. Следующие четыре года в доме велся ремонт и реконструкция, поэтому переехать туда Репин смог только в 1903 году. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Наталья Нордман в 1908 году составила завещание в пользу супруга, пожелав, дабы после его смерти в усадьбе был организован музей. После кончины жены в 1914 году и оглашения завещания, Репин перевел сорок тысяч рублей на счет Санкт-Петербургской Академии художеств для организации будущего музея.

Когда Илья Ефимович переехал в «Пенаты», он уже являлся известным художником, профессором Академии художеств. Его произведениями восхищались не только в России, но и далеко за рубежом. Не все работы, созданные Репиным в «Пенатах», имеют мировую славу – многие находятся в частных коллекциях, и среди них есть очень удачные. В зрелые годы художнику особенно хорошо удавались портреты.

В усадьбе частыми гостями были Максим Горький, Александр Куприн, Корней Чуковский, Владимир Маяковский.

В 1918 году Финляндское княжество стало самостоятельным, и граница закрылась. Сам того не желая, Репин остался жить за границей. Приехавшая в 1922 году дочь Вера помогала отцу в ведении хозяйства и в организации выставок. После того, как в России национализировали банки, Илья Ефимович оказался без всяких средств к существованию.  

Репин скончался в 1930 году. Согласно завещанию, он похоронен на территории усадьбы. До 1939 года хозяйкой усадьбы была Вера, сохранившая мастерскую отца в первозданном виде. Во время русско-финского конфликта дочь покинула «Пенаты» и переселилась в Хельсинки.

После окончания военного конфликта, в результате которого Карельский перешеек присоединился к России, принимается решение об открытии в «Пенатах» музея.

На время войны документы, личные вещи Ильи Ефимовича, рисунки и часть мебели были эвакуированы в Ленинград. К сожалению, в 1944 году усадьба была практически полностью разрушена.

В 1949 году бывший финский поселок Куоккала получил имя художника, а усадьбу внесли в список объектов, подлежащих восстановлению.

Создание Мемориального музея

Усадьба Репина сегодня — это плод кропотливой работы историков и реставраторов. Мемориальный музей в доме Репина впервые открылся в 1940 году, но во время Великой Отечественной войны основное здание и все приусадебные постройки сгорели дотла. Это случилось в год столетия со дня рождения И. Е. Репина. Усадьбу решили восстановить, но исторических свидетельств было недостаточно. В этом деле очень помогли снимки из архива И. Е. Репина и Н.Б. Нордман, которая освоила фотографию на курсах при Русском техническом обществе. На них можно увидеть самих обитателей «Пенатов», а также их гостей, друзей и родных, разглядеть интерьеры и убранство комнат, пейзажи с видом на дом и парк. Специалисты также использовали опись сохранившихся вещей 1939 года, которую по поручению Академии художеств составили искусствовед И. А. Бродский (племянник И. И. Бродского) и художник Ш. Н. Меламуд. Благодаря этим документам реставраторы смогли подобрать аналогичную мебель взамен утраченной. 

Усадьбу воссоздали такой, какой она была в 1905–1912 годах, в наиболее значимый период жизни Репина. Она вновь открылась для посетителей 24 июля 1962 года. Реставраторы восстановили десять комнат, включая зимнюю веранду. По завещанию Н. Б. Нордман перед посетителями музея должны были предстать только те помещения, которые относятся к публичной стороне жизни И. Е. Репина. К тому же, исторических свидетельств о том, как выглядели хозяйственные помещения, не сохранилось. Поэтому кухня, ванная и другие бытовые пристройки сегодня используются для хозяйственных нужд музея — здесь располагается гардероб и кабинеты сотрудников. В угловой комнате, которая была спальней Натальи Борисовны, в малой столовой и комнате для прислуги сегодня экспонируются репродукции наиболее значительных произведений И. Е. Репина, а также архивные документы, биографические материалы и исторические фотографии.

Экспозиционные залы «Пенатов»

В доме Репина восстановлены 10 комнат, согласно завещанию Нордман-Северовой, некоторые помещения (ванная, кухня и пр.) не входили в музейный комплекс, сейчас здесь находятся гардероб и кабинеты для сотрудников. Чтобы воссоздать интерьеры экспонаты (мебель, личные вещи, картины и пр.) собирали у родственников и знакомых Репина. Этот долгий кропотливый труд позволил вернуть помещениям «Пенатов» их изначальный облик.

Сегодня посетители музея-усадьбы могут осмотреть жилые и рабочие комнаты живописца. Для гостей доступны следующие залы: Прихожая, Гостиная, Кабинет, Столовая, Костюмерная, Зимняя и Летняя мастерские, Зимняя и Летняя (открытая) веранды. В этих комнатах выставлены предметы, характеризующие не только самого хозяина, но и быт того времени. Но конечно, сердцем экспозиции являются художественные произведения.

Открытая веранда, Пётр Иванов

Основу музейной коллекции составляют работы самого Ильи Ефимовича (это картины, наброски, рисунки, графика, скульптура). Кроме того, здесь представлены произведения Юрия Репина и других художников рубежа XIX—XX вв. В «Пенатах» были созданы крупные исторические полотна Репина, картины на евангельские мотивы и темы современной жизни. Гости музея смогут увидеть знаменитые работы мастера — «Отрок Христос во храме», «Утро воскресения», а также многочисленные портреты — «Портрет дочерей Нади и Веры», «Пушкин на набережной Невы», «Автопортрет», портреты Н. И. Пирогова, Н. Б. Нордман, А. Д. Петрова и др.

Кроме постоянных экспозиций, в музее-усадьбе И. Е. Репина регулярно проходят выставки художественных произведений, посвященных жизни и творчеству живописца.

Анонс выставок в усадьбе Репина «Пенаты» на сайте Академии Художеств

Интерьеры «Пенатов» (столовая), Пётр Иванов

Интересные факты

  • Название Пенаты, в честь римских богов, охраняющих домашний очаг, для усадьбы придумала возлюбленная Репина — Наталья Нордман
  • Первой картиной, написанной в стенах усадьбы, стало полотно Торжественное заседание Государственного совета, которое сегодня находится в Третьяковской галерее
  • Чтобы гости не мешали работать художнику, посетителей принимали только в среду. В этот день ровно в три часа дня над усадьбой поднимали голубой флаг с белой надписью Пенаты, который был сигналом к тому, что дом готов к приёму гостей
  • После революции из-за сместившихся границ государств оказалось, что Репин стал жить за пределами России. Покидать усадьбу в финском посёлке Куоккала он отказался
  • При жизни художника в прихожей висел рукописный плакат: «Не ждите прислугу. Её нет, раздевайтесь сами, вешайте одежду сами и бейте крепче в Там-Там!». Тамтамом назывался большой медный гонг, который Наталья Нордман специально выписала из Парижа, чтобы гости могли предупреждать хозяев о своём приходе.

Стол-карусель — что подвинул, то и съел

Несмотря на странности хозяйки (а может, благодаря им) дом всегда был полон гостей. Репин даже обустроил две мастерские: большая была открыта для всех, а в маленькую и почти секретную художник удалялся, чтобы сосредоточиться на работе. Когда многочисленные посетители совсем одолели хозяев, смекалистая жена придумала выход: учредила «приемный день», когда в Пенаты мог явиться без приглашения любой желающий. На «репинские среды» в поместье неизменно съезжалась масса гостей, предварительно отобедавших у себя дома — все знали, что ничего, кроме сена, не получат, а его есть не очень хотелось. К обеду Репин прекращал работать, мыл кисти, переодевался в костюм. На доме вывешивался голубой флаг, означавший, что гостей уже ждут. Прием начинался ровно в три, на входе висели плакаты: «Не ждите прислуги, ее нет», «Бейте весело в тамтам» (роль тамтама исполнял повешенный тут же медный гонг), «Сами снимайте пальто и калоши». Так поддерживалась идея хозяйки о демократии и равенстве. 

Обеденный стол был необычный — вращался наподобие карусели или барабана, как в «Поле чудес». Таким образом, потянув за ручку, каждый из гостей, мог приблизить к себе нужное блюдо. 

Художник и поэт-футурист Давид Бурлюк так описывал эту «вегетарианскую карусель»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Перед каждым стоял полный прибор. Прислуги — по этикету Пенатов — не было, и весь обед в готовом виде стоял на круглом вращающемся столе, который возвышался на четверть посреди основного стола — неподвижного. Так как народу было много, то не обходилось без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в «карусель», тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой».

Аттракцион был веселый, все понимали, что Натали разы­грывает спектакль. Прислуга в доме была — не могли же все блюда появляться сами собой, и не могла сама хозяйка после ухода гостей мыть посуду. И вообще Нордман была далеко не безгрешна — на ее туалетном столике стояли бутылка коньяка и бутерброды с ветчиной. 

Зато «вегетарианка» напрочь отказалась носить шубы из меха — ходила в пальтишке из мешковины, наполненной сосновыми опилками. Наталья Борисовна искренне считала, что такой «деревянный тулуп» согреет ее в лютые морозы. Она все чаще простуживалась, все дольше болела. В 1905 году долго лечилась от чахотки в Италии, вернулась здоровой, но способ жизни не поменяла. Носила все то же пальто, а однажды в Ясной Поляне устроила на снегу босоногие танцы, после которых у Нордман снова обнаружили признаки вернувшейся чахотки.

Весной 1914 года уже смертельно больная Наталья Борисовна уехала в Швейцарию — одна, без денег и ценных вещей. Вскоре умерла в больнице для бедных. 

На похороны Репин не успел — проведал уже только могилу, а вернувшись в родные Пенаты, сразу же отменил оригинальные порядки и вегетарианство. Без своей взбалмошной супруги художник проживет еще 16 лет, частенько ее вспоминая.

Поваренная книга для бедных. Фото: cablook.com

Новости по теме:
Художники
Картины
История

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

История усадьбы

Илья Ефимович Репин приобрел этот участок в 1899 году. Здешняя природа с красивыми видами на залив способствовала творческому вдохновению. Художник в этот период уже прославился своими работами «Бурлаки на Волге», «Крестный ход», «Иван Грозный» и др. Он не только активно писал картины, но и преподавал в Академии Художеств и потому искал уединенное место для работы. Усадьба стала идеальным вариантом. Название «Пенаты» она получила в честь римских богов, охраняющих домашний очаг. Их изображения (по рисунку Репина) встречались на воротах дома и на деревьях в саду.

Художник прожил в «Пенатах» 30 лет, здесь же находится его могила. Идея основать музей принадлежит спутнице художника и общественному деятелю — Наталье Борисовне Нордман-Северовой. Согласно ее завещанию имущество было передано Императорской Академии художеств для создания мемориального музея. Этот проект был осуществлен в 1940 году. Период Великой Отечественной войны стал самым трагическим в истории комплекса. В результате пожара, усадьба полностью выгорела. Понадобилось много лет чтобы восстановить дом.

Второе рождение музея состоялось в 1962-м. Несмотря на то, что усадьба считается новоделом, в ней можно увидеть личные вещи, картины, эскизы Ильи Репина (экспонаты были эвакуированы в военные годы). Также здесь выставлены произведения его сына Юрия и других известных художников. Восстановление дома производилось по сохранившимся документам, мастера постарались полностью воспроизвести утраченные помещения и интерьеры. Сегодня при посещении мемориального музея посетители могут посмотреть кинохронику из жизни известного живописца.

Могила И. Е. Репина в парке (вид после 1994 года), Пётр Иванов

Бурлаки в биллиардной

На родине жизнь была куда интереснее! Умы покоряло Товарищество передвижных выставок во главе с Крамским, и Репин вошёл в их ряды. С передвижниками связаны поистине золотые годы его жизни. 17 лет, за которые были созданы «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», тот же «Иван Грозный»… 17 лет братства с равными ему и по таланту, и по силе духа людьми: Крамским, Суриковым, Поленовым, Серовым… 17 лет всеобщего уважения и даже преклонения, ведь Репина в России ценили выше, чем любого другого художника.

“Стрекоза” (портрет дочери Веры)

Но считать, что репинский успех был лёгок, могли только самые отчаянные завистники. Илью вечно преследовала мысль, что можно сделать лучше, и вполне, казалось бы, готовое творение застревало на мольберте на долгие месяцы, а то и годы. «Запорожцев» он писал 12 лет, и столько же – «Арест пропагандиста». А картину «Пушкин на берегу Невы» Репин всё никак не мог закончить 30 лет. Бывало, что в поисках нового решения Репин совершенно портил картину. Но указывать ему на это было бесполезно. «Лицемеры! Святоши! Я поступаю так, как чувствую, а вы всё удумываете! Ах мудрецы, скажите пожалуйста! Может, я и ошибаюсь сегодня, а вы ошибётесь завтра, потому что нет нерушимых истин!» — кипятился он.

Быстро Репин написал только «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Это был царский заказ к столетию Госсовета, сначала показавшийся художнику обременительным и неинтересным. Но, придя на заседание, Репин воодушевился этим красочным зрелищем: на красном фоне ковров и кресел в полукружье белых колонн яркими пятнами горело золото на чёрных мундирах и голубые андреевские ленты. Это будет групповой портрет в духе Рембрандта, Гальса и Веласкеса – понял Репин. И поставил условие — сановники должны позировать ему все вместе, в мундирах, и именно в зале заседаний. После нескольких сеансов кое-кто из портретируемых запротестовал (особенно те, кто на картине представлены затылком, или куском спины, или в профиль). Некоторые предложили воспользоваться своими фотографиями. Тогда Репин отказался продолжать работу. И Николаю II пришлось отдать приказ — всем позировать!

И всё-таки терпение государственных мужей испытывать до бесконечности был нельзя. Репину пришлось писать быстро. Более восьмидесяти фигур, из них около шестидесяти полноценных портретов – Победоносцев, Столыпин, Витте… Бешеная гонка. Но зато портить картину, переписывая по много раз, было некогда. Вдохновенный удар кисти – и готова старческую дряблость одного лица, мясистость другого, елейная постность третьего. Конечно, около трёх лет потом ушло на проработку полотна, но самих портретов это не касалось. Успех картины был колоссальный, в том, что Репин — гений, сомнений не оставалось уже ни у кого…

“Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения”

Вот это-то всеобщее поклонение и сыграло с Ильей Ефимовичем злую шутку. Им, урождённым чугуевским мещанином, увлеклись самые блестящие светские дамы: княгиня Тенишева, баронесса Икскуль. Они приглашали его в свои салоны — и он научился говорить пустяки и оставлять в альбомах лёгкие зарисовки. Они осаждали его просьбами о портретах — и мастерскую Репина заполонили слуги, модистки с новыми платьями, шляпные коробки, собачки… Они флиртовали с ним — и Илья Ефимович терял голову. Нет, актуальных, гражданских тем в живописи он не оставлял. Но даже самые дерзкие, оппозиционные его работы оседали по великосветским домам — до того Репин был в моде. Ещё «Бурлаков» в свое время купил великий князь Владимир Александрович и повесил в собственной бильярдной. А явно революционную «Манифестацию 17 октября 1905 года» приобрёл член Государственного совета. Удачнее всего удалось продать «Запорожцев» — самому царю. Впрочем, как тут оценить: 35 тысяч рублей за плод 12-летнего труда — это много или мало? Как бы то ни было, Илья Ефимович купил на эти деньги поместье в Витебской губернии. Теперь он наблюдал за работниками не в поисках натуры, а с мыслями о хозяйстве. Он писал Стасову, что время вывозить навоз, что местные мужички покупают у него овёс и ячмень. На целый год страстный Илья Ефимович нашёл счастье во всей этой пасторальной идиллии! С сыном Юрием курил махорку, посмеивался над дочерью Надей, которая ходила по поместью босиком в костюме деревенского парня. Жена Вера Алексеевна, хоть и не сочувствовала всем этим беспорядкам, дипломатично молчала. В тот год они выглядели почти счастливой семьей…

Экспозиция музея

24 июня 1962 года состоялось долгожданное открытие музея и восстановленной усадьбы. Кроме самого дома на территории отреставрированы беседки, ворота, башенка и артезианский колодец.

Экспозицию музея составляют комнаты с воссозданными интерьерами 1905-1914 годов, личные вещи Репина, рисунки, книги и картины его учеников. Полностью восстановили восьмигранную веранду, в которой художник любил встречать гостей и работать. В центральной части просторной мастерской, занимающей весь второй этаж, на большом мольберте расположен автопортрет Ильи Ефимовича, написанный им в 76 лет.

В общей сложности экспозиция музея составляет более 1000 экспонатов, в том числе, более 300 произведений живописи и почти 600 мемориальных предметов.

Музей-усадьба «Пенаты» является объектом культуры всемирного наследия.

Как добраться

Музей-усадьба художника И. Е. Репина «Пенаты» находится в Курортном районе на побережье Финского залива. Точный адрес: Приморское шоссе, дом 411. Расстояние до него от Санкт-Петербурга составляет 45 километров. Доехать до усадьбы можно из Северной столицы на автобусе, электричке или на машине.

Пожалуй, самый быстрый способ — это сесть на электричку до станции «Репино», которая отправляется от Финляндского вокзала.

Расписание электричек по станции «Репино» от Яндекс. Расписания:

Автобус № 211 идет до Зеленогорска от станции метро «Черная речка». Вам необходимо выйти раньше, на остановке «Пенаты».

Схема метро Санкт-Петербурга

Время пути на автомобиле составит около 1 часа, в зависимости от пункта отправления и загруженности дорог.

Можно заказать такси, поездка в одну сторону обойдется от 1000 рублей. Сравнить цены и вызвать такси можно через приложения Яндекс.Такси, Везет, Максим, Таксовичкоф, Uber, Gett и др.

До поселка Репино действует трансфер от KiwiTaxi.

Усадьба Ильи Репина «Пенаты»: видео

Информация о работе музея

Режим работы музея

С 1 мая по 30 сентября 10:30 – 18:00
С 1 октября по 30 апреля 10:30 – 17:00
Информация о выходных Понедельник и вторник – выходные дни

Касса музея закрывается на час раньше, чем музей.

Посетить “Пенаты” с экскурсией можно только во время сеанса (по группам). В распоряжении гостей есть аудиогид, на котором можно выбрать язык проведения экскурсии.

Время работы парка вокруг усадьбы – до 20:00.

Стоимость билетов

Полная стоимость – 300 рублей (для иностранных и российских граждан отличается)

Цена льготных билетов – 250 рублей. Для льготников также существуют дни, в которые посетить музей можно абсолютно бесплатно.

Зимняя веранда

Застекленная веранда с окнами в парк — самая ранняя пристройка к дому. Она появилась в 1904 году и первое время служила Репину мастерской. Несмотря на то, что веранда расположена в северной части дома, это самое светлое помещение в нем. Комната на две трети состоит из стекла, так что свет отсюда проникал и в гостиную.

Почетное место на веранде занимает бархатное кресло на высоком постаменте. В разные годы в нем позировали Н. Б. Нордман, Л. Н. Андреев, В. М. Бехтерев, В. Г. Короленко, П. В. Самойлов и другие. В 1905 году в этих стенах Репин писал портрет возлюбленной Максима Горького М. Ф. Андреевой. На фотографии тех лет видно, что Мария Федоровна устроилась в высоком кресле, а Горький — у ее ног.

Вот как работу над этим портретом вспоминал А. И. Куприн: 

«Палитра у Вас лежала на полу (это было в стеклянном павильоне); Вы придерживали ее ногой, когда нагибались, чтобы взять кистью краску; отходили, всматривались, приближались, склоняли голову и слегка туловище, с кистью то поднятой вверх, то устремленной вперед, писали и быстро поворачивались, и все это было так естественно, невольно, само собой, что я видел, что до нас, посторонних зрителей Вашего дела, Вам никакого интереса не было: мы не существовали. Тогда-то, помню, я подумал: «А ведь как красивы все бессознательные движения человека, который, совершенно забыв о производимом впечатлении, занят весь своей творческой работой или свободной игрой…»

По периметру комнаты стояли скульптурные работы Репина, поэтому ее еще называли «Верандой бюстов». Сейчас здесь представлен бюст Л. Н. Толстого, выполненный в Ясной Поляне в 1891 году, а также бюст самого Репина работы Н. А. Андреева.

Когда в доме появился второй этаж, мастерскую перенесли наверх, а на веранде принимали гостей, устраивали чаепития и домашние концерты — раскрыв двери в гостиную и выдвинув рояль. Здесь же в 1930 году стоял гроб с телом Репина, и именно отсюда художник отправился в свой последний путь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: