Практическая информация
Перед посещением музейного комплекса требуется ознакомиться с информацией на официальном сайте.
Режим работы
Заведение музея открыто 6 дней в неделю. Выходной — понедельник. По четвергам и пятницам рабочие часы — с 11 утра и до 9 вечера. В остальные дни заведение закрывается на час раньше.
Стоимость билетов
Цена входа в музей без дополнительных услуг (аудиогид, специальные коллекции) составляет 400 руб. для взрослых. Для студентов и детей посещение выставок бесплатное.
Контакты
Справочная информация предоставляется по телефону музея +7(495) 697-95-78. По вопросам музейных экскурсий обращаются по номеру +7 (495) 697-74-12.
«От зеркала к двойнику»
В этой секции две мощные работы, с которых все началось — «Старая кокетка» Бернардо Строцци, на которой глубоко пожилая женщина смотрится в зеркало и пытается быть привлекательной. Вторая — «Аллегория бренности (Vanitas)» Якопо Лигоцци, копии которого есть в большинстве крупных музеев: натюрморт с черепом выглядит ужасающе. Мне показалось эффектным повесить их рядом. От зеркал мы переходим к старинным реликвариям, которые я сопоставляю с африканскими скульптурами. В реликвариях есть отверстия с мощами в области груди, а в Республике Конго есть культовые статуэтки нкиси, в которых также располагается зеркало. Они экспонируются рядом с мраморной статуей двух путти, которые играют и пытаются поднять сердце с пола. Далее неизбежно приходит ассоциация с Нарциссом, который видел свое отражение не в зеркале, а в глади воды. После него идут пейзажи с горами и городами, которые отражаются в поверхности озера или реки — сюжет, который завораживал художников сквозь века.
«Аллегория бренности (Старая кокетка)», Бернардо Строцци. Около 1637 года. ГМИИ им. А. С. Пушкина
«От «Черного квадрата» к ташизму»
Еще одна очень важная для меня тема. Зал начинается с еженедельной брошюры Les Hommes du jour 1920 года с двумя Святыми Девами. На одной стороне разворота под названием «Две школы» — работа Жана Огюста Доминика Энгра. Одна ее версия находится в Лувре, вторая в ГМИИ, и это та классика, которая заканчивается с появлением «Черного квадрата» Каземира Малевича. Справа — работа Франсиса Пикабиа, в которой образ Девы Марии сведен к чернильному пятну. Я беру Энгра и Пикабиа, и довожу каждый из этих сюжетов до логического завершения — от Энгра я иду к «Черному квадрату» через иконы. И рассматриваю еще одну интересную деталь. На французском мы говорим ne pas sens, что одновременно значит «нет смысла» и «нет направления», то есть правильной стороны — ведь квадрат можно крутить. Забавно, что этот мотив исследовала сестра Марселя Дюшана, Сюзанна. На картине «Девушка с собакой» она изобразила собаку в четырех разных плоскостях: как ни крути, всегда найдется подходящий ракурс. Примерно в то же время русский художник Давид Бурлюк рисует «Казака» — картину, которую тоже можно смотреть в четырех разных направлениях. Думаю, этого сравнения еще никогда не делали.
«От складки к геометрии»
Здесь я хотел найти истоки кубизма, о которых никто ранее не писал. В картинах начала XV века, особенно часто у фламандских мастеров, вы можете увидеть женщин в пышных платьях, состоящих из большого количества складок. Зачастую эти складки очень геометричны, линии пересекают друг друга. Очевидно, что художники тратили очень много времени на эту тонкую работу, больше, чем на написание лица позирующего, например. Если вдуматься, то кубисты делали то же самое — чтобы показать эту аналогию, рядом я вешаю «Скрипку» Пикассо. Я постарался нарисовать линию между этими двумя направлениями в искусстве, которые очень далеки друг от друга по хронологии. Также система исламского архитектурного декора похожа на геометрические штудии европейских художников 1960–1970-х годов, например, француза Франсуа Морелли. Они висят рядом, и сходство очевидно.
«От возлюбленной к колдунье»
Это самый большой раздел, в нем 75 работ. И это неслучайно: в собрании ГМИИ и любого другого музея две самых популярных темы — это религия и любовь. Первой я повесил работу 2020 года коллектива современных нью-йоркских художниц-феминисток Guerrilla Girls — с вопросом, кого в музее больше, художниц или обнаженных женщин на картинах? Далее развивается тема обнаженной натуры, эротизма, плотских утех и, наконец, любви. От юношеского флирта, как «Вакханка» Франсуа Буше, к любовным письмам — одно из них запечатлено на картине XVI века «Любовное послание». От записок — к роману, как «Свидание» Пикассо. Потом переходим на сюжеты мужского и женского доминирования в паре — ведь до эпохи равноправия история знала и те и другие примеры. Отсюда сам собой напросился исторический мотив «охоты на ведьм» и других жестокостей. А любовь логически заканчивается свадьбой — церемонию можно видеть на полотне Даньян-Бувре — и скрепляется согласием — его символизирует абстрактное Yes Жоана Миро.
«Вакханка, играющая на свирели», Франсуа Буше. XVIII век. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Музейные экспозиции
Музейные выставки разделены по жанрам.
Слепки
Коллекция слепков из гипса в натуральную величину копирует мировые шедевры искусства. В музее находится небольшая часть коллекции, воссозданная Цветаевым. В залах «Пушкинского» размещены ассирийские рельефные плиты, статуи древнегреческих богов, портреты деятелей античной науки, гипсовые объемные картины.
Скульптуры
Выставка скульптур насчитывает около 6 тыс. экспонатов. Среди них — «Давид» Микеланджело, «Скорбящая Богоматерь» Пилона, «Греческий» и «Римский» дворики, конная статуя Бартоломео Коллеони. В музее экспонируются коллекции полихромной скульптуры из дерева, статуй, выполненных в технике бронзовой пластики.
Итальянский дворик в Музее им. Пушкина — это культовое место и для москвичей, и для приезжих ценителей искусства.
Художественная коллекция
Музейная коллекция располагает более 350 тыс. картин, написанных мастерами различных столетий. Экспозиции представлены работами Пикассо, Шагала, Ван Гога, Гогена, Рембрандта, Репина, Врубеля и др. Выставка художеств дополнена иконами, мозаиками из Италии и Византии, живописью на дощечках, объемными абстракциями, выполненными из металла.
https://youtube.com/watch?v=mvUAioXKe9w
Египетское собрание
Коллекция экспонатов из Египта насчитывает более 800 оригинальных находок, в числе которых саркофаги с мумиями, настенные рельефы, погребальные маски, украшения, предметы быта, сосуды, амулеты. Самые дорогие экспонаты представлены орудиями труда и быта, церемониальными предметами для проведения обрядов.
Графика
Общее количество гравюрной графики в коллекции составляет 150 тыс. единиц. Музейный фонд графики сформирован из частных коллекционных собраний (рисунки художников, исторические документы, фотографии, картины).
Нумизматика
Предметы нумизматики на музейной выставке представлены многочисленными коллекциями монет, медалей, бонов, гемм и слепков с камней. Всего на хранении в музее находятся около 150 тыс. экспонатов античной, западноевропейской, русской, восточной культур.
Локации ГМИИ
Большинство локаций музея расположены в пешей доступности друг от друга.
Главное здание
В главном здании основана постоянная музейная выставка экспонатов с античных времен до начала XIX в., в т. ч. коллекция слепков Цветаева, древнеегипетские саркофаги и реликвии, подлинники живописи русских и зарубежных художников. Заведение находится на Волхонке, 12.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков
В выставочном зале экспонируются коллекции работ импрессионистов, авангардистов, реалистов, абстракционистов и др. Здание расположено на Волхонке, 14.
Отдел личных коллекций
Выставочный отдел экспонирует полные собрания картин частных коллекционеров, которые передали их в распоряжение музея на общественных началах. Заведение музея находится на Волхонке, 10.
Учебный художественный музей им. И. В. Цветаева
Музей демонстрирует слепки произведений искусства, найденных в древней Греции, Италии, Египте, Азии. Здание музея расположено на Чаянова, 15.
Мемориальная квартира Святослава Рихтера
В стенах музея рассказывают о жизни советского пианиста Рихтера, основоположника музыкальных «Декабрьских вечеров» в Пушкинском музее искусств. Заведение музея находится на Большой Бронной, 2/6.
Мемориальную квартиру Святослава Рихтера называют местом концентрации творческих сил и переплетений судеб.
Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»
В школе проводятся уроки эстетики на основе выставок художественного музея имени Пушкина. Центр расположен на Колымажном переулке, 6/2.
Усадьба Вяземских-Долгоруковых
В здании ведется реконструкция после передачи усадьбы во владение музейного городка. Заведение музея находится на Малом Знаменском переулке, 3/5.
Дом текста
В музейном здании находится открытая библиотека ГМИИ имени Пушкина, кафе, книжный магазин, медиатека и выставочные площади для читателей. Здание музея расположено на Малом Знаменском переулке, 8/1.