Становление
После смерти сестры художника Александра Герасимова, которая была наследницей его дома, долгие годы в нём жила домработница семьи Герасимовых Дарья Нагина. В конце 60-х годов прошлого века Дарья Митрофановна была уже пожилой женщиной и не могла ухаживать за домом. Все постройки разрушались. Каретный сарай стоял без крыши, от мастерской остался один потолок. Да и сам дом всё больше ветшал. В 1971 году и сама Нагина, и городская общественность начали ходатайствовать о том, чтобы в доме открыть музей первого президента Академии художеств СССР, народного художника СССР Александра Герасимова.
Сначала обращение было оставлено без внимания. Но многочисленные обращения большого друга и почитателя таланта Герасимова, краеведа Николая Иванова дали положительные результаты. В сентябре 1975 года вышло постановление Тамбовского областного Совета депутатов о создании Дома-музея, как филиала областной картинной галереи. Руководить новым музеем предложили одному из активных и знающих сотрудников краеведческого музея — Тамаре Вороновой. Перед ней поставили цель — срочно делать ремонт дома Герасимова.
Тем не менее музей зажил весьма активно. Тем более, что сотрудникам было чем гордиться и что показать. Отец художника, козловский купец «средней руки» (как писал потом в своих мемуарах живописец), занимавшийся продажей скота Михаил Герасимов построил свой двухэтажный особняк в 1886 году. В нём Александр Герасимов провёл свои детские и юношеские годы, здесь жил со своей семьёй после революции, с 1918 по 1925 год. Уехав в Москву, художник связи с родным городом не терял, приезжал сюда постоянно, подолгу работал.
Дарья Нагина трудилась в семье Герасимовых с 16 лет. Была бесконечно предана художнику и после его смерти. Благодаря ей сохранилось очень много вещей, которые впоследствии стали мемориальными музейными экспонатами. Когда было принято решение о создании музея, Дарье Митрофановне дали новую квартиру в центре Мичуринска. Нагина очень помогла музейщикам в воссоздании обстановки дома. Она максимально точно воспроизвела интерьеры, которые был при жизни художника.
Помогли её советы и при воссоздании двора мемориальной усадьбы, на территории которого расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, погреб и амбар, приспособленный самим художником в 30-х годах под мастерскую, — ныне самостоятельный объект музейного комплекса. Восстановлена была и знаменитая терраса, где в 1935 году художник написал известный пейзаж «Мокрая терраса. После дождя», который представлен в Третьяковке.
Мастерская на картине А. Платицина
Куда в Мичуринске сходить с ребенком и вечером
После ознакомительных экскурсий с достопримечательностями Мичуринска, туристам предоставляется возможность отдохнуть в живописных парках и скверах или получить яркие эмоции в развлекательных центрах.
Парк культуры и отдыха
Адрес — Советская ул., 355А.
Более 150 лет назад козловский городничий «выбил» для будущего Мичуринска разрешение самого Николая I на облагораживание территории вблизи Соборной площади. Теперь эта садово-парковая зона – исторический центр и самое любимое место отдыха жителей и приезжих.
В укромных уголках еще сохранились исторические объекты – вазоны и части ограждений, представляющие культурную ценность.
На территории парка работают аттракционы, установлена скульптурная галерей. Вечерами играет духовой оркестр, проводятся массовые гуляния. Старейшая садово-парковая зона состоит в Ассоциации парков и садов РФ и считается культурным объектом федерального значения.
Смотровая площадка
Адрес – ул. Революционная.
На улице Революционной белоснежная мраморная лестница ведет к небольшой площадке, откуда открывается неописуемый вид на городскую черты. Чуть ниже находятся уютные кафе, с которых также открывается панорама на живописные пейзажи Мичуринска.
Конный клуб «Звезда»
Адрес — село Новое Хмелевое, ул. Замостье, 19.
Для любителей спокойного отдыха в Мичуринске открыт конный клуб, где можно насладиться конными прогулками по живописному речному побережью.
С новичками и детьми тут работают профессиональные инструкторы, обучающие навыкам верховой езды. Для туристов организовывают смотровые экскурсии, во время которых знакомят с историей конного спорта.
В конюшне «Звезды» обитают более 30 пород лошадей. Посетители обучаются не только правилам управления животными, но и уходу за питомцами клуба.
Ледовая арена «Темп»
Адрес — Мартовская ул., 5А.
Ледовая арена Мичуринска – спортивно-развлекательный центр, открытый в 2004 г. Площадь его ледяного покрытия составляет 1600 кв. м и вмещает более 200 посетителей. На территории комплекса расположен не только каток, но и спортивное кафе, хореографический и спортивный залы. После активного отдыха гости могут насладиться игрой хоккейных команд или выступлениями фигуристов.
Детский городок «Гошка Лэнд»
Адрес — Липецкое ш., 5, эт. 2.
«Гошка Лэнд» – детский развлекательный комплекс с игровыми комнатами и увлекательными шоу. Работа команды профессиональных аниматоров полностью направлена на положительные эмоции детей. В течение дня проводятся различные конкурсы и квесты, представления ростовых кукол, шоу мыльных пузырей и пены. Для старших ребят тут проводятся познавательные мини-уроки и опыты.
Мичуринск – город вдохновения, с тихими улочками, пропитанными атмосферой старины. Его самобытность подчеркивает красоту окружающей природы. Город-сад – колыбель творческих людей и научных открытий. Ежегодно сюда приезжают туристы, чтобы ощутить нрав старинного места, ознакомиться с истоками селекционных открытий и насладиться вкусом знаменитых мичуринских яблок.
Храмы Славы, Истины и «Вечных Чувствий» в Пензенской области
1 / 8
Вид села Надеждина с восточной стороны. Гравюра Иосифа Моссмера. 1830-е годыWikimedia Commons
2 / 8
Летний дом в имении Куракиных Надеждино Саратовской губернии. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея
3 / 8
Храм Верности в парке имения князя А. Б. Куракина Надеждино. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея
4 / 8
Вид усадьбы. Картина неизвестного художникаТверская областная картинная галерея
5 / 8
Галерея, нареченная Вместилище чувствий вечных. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея
6 / 8
Храм Истины. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея
7 / 8
Храм Лады. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея
8 / 8
Вид на усадьбу Надеждино. Начало XX векаWikimedia Commons
Екатерининская эпоха — время пафосных замыслов, подаривших русской провинции множество ансамблей столичного уровня. В Сердобском районе Пензенской области гибнет знаменитая усадьба Надеждино, созданная «лучезарным князем» Александром Борисовичем Куракиным (он же «брильянтовый»). Попав в опалу за дурное масонское влияние на наследника престола цесаревича Павла, он превратил место своей ссылки в подобие загородного императорского двора с целым набором подобающих церемоний и должностей.
Главный дом, выстроенный в 1795 году, имел 80 комнат, парк украшали павильоны с лучезарными названиями: храм Славы, храм Истины, храм Терпения и Вместилища Чувствий Вечных. Дорожки в парке носили имена Неожиданного Утешения, Преодолеваемых Трудностей, Истинного Разумения, Частого Повторения, Вспоминовения Прошедших Утех, Скорого Достижения, Верных Любовниц, Брата Степана. Посреди парка лежал черный валун с золотой надписью «Memento mori». По замыслу хозяина, парк должен был являть собою «экстракт вселенной всей».
1 / 5
Руины фасада усадьбы Надеждино, Сердобский район Пензенской области. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0
2 / 5
Внутренний фасад усадьбы. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0
3 / 5
Боковые ворота. 2013 год Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0
4 / 5
Руины внутренностей усадьбы. 2013 год Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0
5 / 5
Руины фасада. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0
После пожара 1922 года дворец пребывает в статусе романтической руины. Во флигелях располагался сельский дом политпросвещения, затем психоневрологический интернат, теперь и они заброшены. В 2014 году было принято решение о продаже усадьбы частному инвестору, однако огромный дворец по-прежнему на грани гибели (в точно такой же ситуации находится соседняя Зубриловка, запечатленная на многих картинах Виктора Борисова-Мусатова).
Описание:
Адрес:Проезд:Режим работы:*Входная плата:*Интернет:
афиша, события и экскурсии |
Памятные даты и ежегодные мероприятия: дата основания — 01.09.1975 дата открытия — 01.03.1977
18 мая | — День музеев |
12 августа | — День рождения А.М.Герасимова |
Описание: Мемориальный комплекс включает в себя дом, мастерскую художника, надворные постройки, что дает полное представление о купеческой усадьбе конца XIX в. В доме передана обстановка, в которой жил А.М.Герасимов и его семья, сохранены мемориальные вещи и мебель. Большой интерес у посетителей вызывает коллекция картин художника, созданных Герасимовым до революции. В 1981 г. к 100-летию со дня рождения А.М.Герасимова был построен выставочный зал, где экспонируется самая большая коллекция произведений художника в нашей стране. |
Здание(я): Дом и высокий кирпичный забор с воротами, обрамленный двумя колоннами (1886 г.), представляют архитектурную ценность. Основные постройки сохранились в первозданном виде: дом, мастерская, каретный сарай — памятники истории федерального значения. |
Основатель: Воронова Тамара Ильинична (1937 г. р.) |
Основные экскурсии: Жизнь и творчество народного художника СССР А.М.Герасимова (1881 — 1963) Большое в малом
Образовательные услуги:Поблизости имеются:Туристические маршруты:Местные достопримечательности:
профессионалу |
Основные должностные лица:*Тел. дирекции:Адрес дирекции:Даты открытия и основания:Бюджетный статус:Организационно-правовая форма:Тип организации:Классификация организации:Площади организации:Количество сотрудников:Среднее кол. посетителей в год:В структуре организации имеются:Вышестоящая организация:Спонсоры, меценаты и грантодатели:Единиц хранения:
Наиболее ценные (уникальные) коллекции: Коллекция работ А.М.Герасимова — 158 ед. Коллекция работ С.М.Никиреева — 60 ед. Коллекция работ В.Б.Попова — 58 ед. наиболее интересные предметы фондов
Крупные выставочные проекты:Выездные и обменные выставки:
Издания, выпущенные организацией: Александр Герасимов. Альбом. — Москва, Изобразительное искусство, 1988 г. А.М.Герасимов. Каталог. — Москва, Изобразительное искусство, 1981 г. Путеводитель по музею. — Москва, Изобразительное искусство, 1979 г. Набор открыток А.Герасимов. — Москва, Изобразительное искусство, 1979 г. Набор открыток А.Герасимов. — Москва, Изобразительное искусство, 1987 г.
www.museum.ru
Исторические памятники и архитектура
Мичуринск – город с многовековой историей. На его улицах можно увидеть не только архитектурные сооружения, но и памятные места, хранящие память о грустных страницах жизни полиса.
Мемориал защитникам Отечества
Адрес – пл. Славы.
На площади Славы, в историческом районе Мичуринска, находится мемориальный комплекс, посвященный храбрым мичуринцам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны. Открыт мемориал в 1995 г. – к 50- летнему юбилею со Дня Победы. После в центре комплекса установлен Вечный огонь.
Большая арка с миниатюрным куполом и крестом – центральное памятное место мемориала. Внизу на плите указаны имена Героев Советского Союза. Рядом находится памятник неизвестному бойцу. Жители с трепетом чтят память погибших героев и ежегодно совершают победное шествие к мемориальному комплексу.
Памятник Н.А. Филиппову
Адрес – ул. Советская.
Жители Мичуринска гордятся свои земляком – Николаем Филипповым. Старший матрос награжден посмертно медалью «За отвагу» и орденами Ленина. Когда до победы оставались считанные дни, отважный мичуринец погиб во время Берлинской операции, спасая жизнь другим бойцам. Герою Советского Союза был установлен в центре города памятный бюст, под которым никогда не сохнут букеты цветов.
Водонапорная башня
Адрес – улица Революционная.
Еще одно архитектурное украшение Мичуринска и важная его достопримечательность. Водонапорную башню в городе построили в 1917 г., о чем свидетельствует надпись, выбитая над входом, который сегодня, впрочем, заложен силикатным кирпичом. Несмотря на вековой возраст, внешний облик у башни неплох, она привлекает прохожих сводчатыми оконными проемами, декорированными резными рамами из дерева.
Сколько стоила квартира
Цена квартиры, как и сегодня, зависела от площади и класса недвижимости. Дешёвые каморки для рабочих во всех крупных городах выглядели примерно одинаково. Вот как их описывает французский писатель Эжен Сю: «В этой части Парижа, одной из самых населённых, в омерзительных, холодных, вредных для здоровья домах скучилось в ужасной тесноте множество рабочего люда». В начале XX века в Москве такая каморка стоила 5 рублей в месяц. Для сравнения, дворник получал 18 рублей.
За «барскую» квартиру просили 120–140 рублей в месяц. Приблизительно в такой жил профессор Преображенский из «Собачьего сердца»: в квартире профессора было семь комнат, и он хотел бы иметь восьмую.
«Барская» квартира в фильме «Собачье сердце»
Позднее барокко в Ступино
1 / 8
Вид усадьбы Отрада-Семеновское. Картина неизвестного художника. Начало XIX векаГосударственный исторический музей
2 / 8
Главный дом усадьбы со стороны двора. Начало XX векаРусские усадьбы
3 / 8
Главный дом усадьбы со стороны реки. Начало XX векаРусские усадьбы
4 / 8
Овальная белая столовая усадьбы. Начало XX векаWikimedia Commons
5 / 8
Кабинет графа А. В. Орлова-Давыдова. Начало XX векаРусские усадьбы
6 / 8
Усадьба Отрада-Семеновское. До 1940 годаotrada-o.ru
7 / 8
Вид на крыло. До 1940 годаdeadokey.livejournal.com
8 / 8
План первого этажа главного усадебного дома. 1975 годРусские усадьбы
Отрада-Семеновское Ступинского района Московской области из числа самых известных и самых печальных брошенных усадеб находится всего в 60 километрах от столицы. Это совсем позднее барокко, приходящееся на начало екатерининского правления: рисунок наличников все еще старомоден, а венчающий карниз уже имеет классическую проработку. В целом заказчик строительства граф Владимир Орлов, один из братьев первого фаворита императрицы Екатерины II, видел дом как романтический «барский замок» в английском духе. Дворец выстроен в 1774–1779 годах на берегу реки Лопасни, его окружает парк с солнечными часами, фонтанами, оранжереями, воротами, украшенными изваяниями львов и орлов, фамильным мавзолеем и храмом, стоящим на холме над Отрадой.
Фасад здания изящен и прост, а планировка очень сложна — строгая анфилада главного объема сочетается с ризалитами Ризалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания., где умещаются помещения овального и даже треугольного плана. Еще большую живописность дому придали достроенные в середине XIX века угловые ротонды и опоясывающие их лестницы. Всего 10–15 лет назад можно было увидеть интерьеры дворца — с богатыми печами и тончайшими росписями стен и потолков работы самого Карла Брюллова.
1 / 7
Главный дом усадьбы Отрада-Семеновское, Ступинский район Московской области. 2014 годWikimedia Commons
2 / 7
Главный дом усадьбы. 2016 год Вадим Разумов
3 / 7
Фамильный герб Орловых на фасаде главного дома усадьбы. 2016 год Вадим Разумов
4 / 7
Отделка одной из комнат главного дома усадьбы. 2002 годРусские усадьбы
5 / 7
Интерьер главного дома усадьбы. 2014 год kva_pharm / CC BY-NC-SA 2.0
6 / 7
Интерьер главного дома усадьбы. 2014 год kva_pharm / CC BY-NC-SA 2.0
7 / 7
Интерьер главного дома усадьбы. 2016 год Вадим Разумов
После революции здесь работал небольшой музей дворянского быта, но в 1938 году в заречной части парка построили госдачу для Лаврентия Берии, и с тех пор усадьба принадлежит специальным ведомствам. Здесь размещались школа НКВД, пионерлагерь КГБ, а ныне дворец и его окружение находятся на земле закрытого санатория ФСБ. Усадьба добросовестно реставрировалась в 1980-е годы, но в 1998 году дворец был выписан из федерального реестра и вскоре разграблен (включая кровельное железо). Идет поиск инвестора для реставрации памятника, так как ни Росимущество, ни ФСБ не готовы брать на себя подобные хлопоты. Дом стоит с провалившейся крышей и заплесневелыми стенами, а минимальные работы по его сохранению обеспечивают лишь редкие волонтерские субботники.
Что в Мичуринске посмотреть самостоятельно – ТОП-3
Сперва о самом-самом интересном в городке, что можно без проблем успеть посмотреть за один день.
Литературный дом-музей князей Голицыных
Адрес – Гагарина, 4а.
В начале XIX века на центральной улице Козлова (ныне Мичуринск) был возведен одноэтажный особняк в стиле классицизма. Изящная колоннада и аккуратный балкончик на фоне светлого фасада выделяли здание среди дворянских усадеб. Вскоре в нем стали проводиться литературные и музыкальные вечера, инициаторами которых выступили хозяева этого архитектурного шедевра – князья Николай Борисович и Юрий Николаевич Голицыны.
Музыкальным и композиторским талантом отца и сына восхищались даже за пределами Российской империи. Другом Николая Борисовича был известный немецкий композитор – Людвиг Бетховен, который, по легенде, произведение «Освещение дома» написал для князя в честь окончания строительства козловского особняка.
В 1995 г. в доме князей Голицыных современниками был открыт литературно-музыкальный музей с выставочными залами: «Литературные традиции Мичуринска», «Музыкальные традиции Мичуринска», «История создания музыкальных инструментов» и «Портретная галерея князей рода Голицыных». На территории достопримечательности постоянно проводятся творческие встречи, презентации литераторов и детские концерты.
Боголюбский кафедральный собор
Адрес – Герасимова, 84а.
В середине XIX ст. началось строительство мичуринского архитектурного шедевра православия – кафедрального собора в честь Пресвятой Богородицы. В XVIII веке тут бушевала эпидемия холеры, повлекшая за собой немалое количество смертей.
На месте будущего собора людям явилась икона Божией Матери, которая словно оградила обитателей Козлова от опасной беды. Болезни оставили город, а жители стали жертвовать средства на строительство храма.
Впервые увидев церковное строение, туристам кажется, что Боголюбский собор имеет схожие черты с московским Храмом Христа Спасителя. Действительно, проектированием собора в Козлове занимался тот же архитектор, что и в Москве – А.К. Тон.
Музей-усадьба А.М. Герасимова
Адрес – Герасимова, 88.
В центре города в 1977 г. открыт дом-музей, посвященный творческому наследию заслуженного художника СССР – Александра Михайловича Герасимова. Он был любимцем Сталина, писал портреты высших должностных лиц и деятелей искусства, которые сейчас хранятся в московских галереях. Но душу отдавал пейзажам, большая часть которых связана с родным городом – Козловом.
Усадебный комплекс сегодня представляет архитектурный облик, присущий купеческим домовладениям XIX в. На территории двора расположен неброский двухэтажный дом, сохранившиеся каретная постройка и мастерская, а также современный выставочный зал, строительство которого было приурочено к 100-летию со дня рождения мастера кисти.
Обстановка внутри строения сохранилась со времен проживания здесь семьи художника. Экспозиции музея повествуют о жизни и творчестве А.М. Герасимова. Мебель, посуда, книги и личные вещи – все подлинно, и вместе с архивной документацией, переносят посетителей на 150 лет назад.
Амбар с небольшой террасой служил живописцу уютной мастерской. Здесь была написана самая известная герасимовская картина, «Мокрая терраса. После дождя», и произошла встреча с главнокомандующим Ворошиловым, который посетил друга, отправляясь на фронт.
В выставочном зале размещена также самая большая коллекция работ художника – около 140 уникальных картин-произведений. Усадебный комплекс Герасимова – архитектурный памятник федерального значения, который находится под государственной охраной Российской Федерации.
https://youtube.com/watch?v=iXgYeuxeIjw
https://youtube.com/watch?v=ylfJu2zJgl8
Купеческий дом
Развитие капитализма привело к тому, что появляется свободный капитал, который требует вложений. Начинается бурное строительство домов крупными купцами и фабрикантами. Купеческие дома 19 века, принадлежащие сильно разбогатевшим представителям этого сословия, были большей частью похожими на дворцы. Нередко к строительству приглашались знаменитые архитекторы.
Но большей частью купеческие дома были добротными деревянными, деревянно-каменными и каменными, которые выходили в сад и огород. Внутренние дворы были приспособлены для хранения товаров, обстановка приобреталась самая разная, говорить о каком бы то ни было стиле здесь не приходится. Вместе с картинами, купленными по случаю, было много икон. Они стремились во всем подражать представителям высших классов. Но в большинстве это удавалось единицам, тем, кто получил достойное образование.
Дворянство потихоньку разорялось, продавая свои усадьбы. Купеческое сословие богатело и скупало их, приспосабливая под собственный быт. Но большинство нуворишей учили своих детей не только в России, но и за границей. Получивших хорошее образование купеческих детей уже было трудно отличить от представителей высшего класса. Они устраивали свои дома 19 века в России по-другому, не так, как их отцы. Знали несколько языков, разбирались в живописи, архитектуре, литературе.
Доходные дома
Развитие городов, рост промышленных предприятий, учебных заведений, повлекли за собой появление большого количества людей, не могущих позволить себе постройку или покупку дома. К этой категории можно отнести учителей, врачей, банкиров, государственных служащих, инженеров, преподавателей, студентов. Им требовались удобные благоустроенные квартиры, которые можно было снять в наем.
В городах, особенно в Санкт-Петербурге, Москве, городские власти вели строительство инфраструктуры. Возведение зданий, где сдавались квартиры внаем, велось по проектам знаменитых архитекторов. В конце 19 века домов таких только в Москве насчитывалось более 550. В Петербурге 80 % построенных зданий составляли доходные. Владельцы домов старались привлечь знатных арендаторов. Это проводилось с целью рекламы. Здания, используемые для сдачи квартир, строились вокруг университета. Здесь отличные апартаменты снимали его профессора и преподаватели.
Кроме них, в доходных домах селились служащие, молодые семьи, специалисты, врачи. Строились также дома и для менее обеспеченных слоев населения: мелких служащих, работников, студентов. Где можно было снять комнату или небольшую квартирку, в которых стоимость была намного меньше. Были и так называемые ночлежные дома, где сдавалось жилье — комната или койка на ночь.
Русский сельский стиль
Деревенские дома 19 века имели свои стили и особенности. Их можно до нашего времени встретить в сельской местности и небольших городках. Они строились в один, реже в два этажа. Традиционно это были четырех- или пятистенные срубы с двухскатной или трехскатной крышей, но в восточных или южных районах можно встретить четырехскатную крышу. Отличительной деталью русского сельского стиля была светелка, которая устраивалась на чердаке.
Дом строился в двух вариантах. Первый состоял из одной избы с большими сенями. Второй — из двух изб, которые назывались передней и задней, соединяющихся между собой широкой поветью и сенями. Все это было под одной крышей. Территория вокруг дома не огораживалась глухим забором, устраивались только палисадники. Украшением таких строений служили резные наличники. Также дома в русском стиле строились из кирпича и могли быть двухэтажными.
Доходный дом Я. А. Рекка
Здание | |
Доходный дом Я. А. Рекка | |
Дом в 2015 году |
|
Страна | Россия |
Местоположение | Москва, ул. Пречистенка, д. 13, стр. 1 |
Архитектор | Г. А. Гельрих |
Доходный дом Я. А. Рекка — здание в Москве по адресу улица Пречистенка, дом 13, строение 1.
История
Шестиэтажный доходный дом был построен на углу Пречистенки и Лопухинского переулка в 1910—1911 годах по проекту архитектора Густава Августовича Гельриха, заказчиком работы был банкир и предприниматель Яков Андреевич Рекк.
Угол здания был выделен полукруглым эркером, который венчала башенка с часами, барельефом и скульптурами. На момент постройки здание являлось доминантой района из двух- и трёхэтажных домов, башенка делала акцент на этом превосходстве. Фасады здания украшены неоклассическими элементами: лепниной иониками[уточнить] над оконными проёмами, маскаронами, гирляндами, скульптурами орлов. Здание было разделено на два подъезда, входы в которые располагались со стороны Пречистенки и со стороны переулка. В первом на каждом этаже было по две квартиры, одна располагалась в угловой части с эркером, вторая в боковом крыле. Во двор можно было попасть по чёрной лестнице. Во втором подъезде на каждом этаже располагалась только одна квартира.
В планировке квартир парадные комнаты, гостиные и жилые, шли вдоль внешних фасадов. Окна кухонь и помещений для прислуги выходили во двор. По современным понятиям дом был элитным: в нём имелись лифты, были проведены канализация и водопровод, установлены ванные. В 1911 году стоимость годовой аренды квартиры в доме составляла 1200 — 3000 рублей. Управляющий дома жил в двухэтажном каменном здании во дворе, а сам владелец Рекк — в доме по Лопухинскому переулку.
До революции в квартирах № 11 и 12 на верхнем этаже проживал Александр Петрович Фаберже, родственник ювелира Карла Фаберже и юрисконсульт в семейной фирме. С приходом к власти большевиков Александр Петрович в спешке уехал из России, бросив всю свою собственность. Квартиры Фаберже были превращены в коммунальные, в них поселились художники из группы «Бубновый валет». В одной из квартир жил художник Б. А. Такке, в другой — художники Захаров, Серова, Архипова, режиссёр и преподаватель ГИТИС А. А. Муат. Последний был знакомым писателя Михаила Булгакова, который несомненно бывал в этой квартире в гостях, видел интерьеры дома и знал имя бывшего владельца. Новые обитатели квартиры Фаберже были уверены, что прошлый владелец мог оставить в ней тайники с драгоценностями. Кстати согласно некоторым легендам при перестройке дома в 1980-х годах действительно был найден тайник с серебром.
Булгаков дважды использовал дом в своих произведениях. В романе «Мастер и Маргарита» с квартиры Фаберже списана «нехорошая квартира»: люстра (на которой качался Бегемот, в реальной квартире она свисала на цепи с высоты 7,5 метров), камин с чугунной решеткой, деревянные диванчики на лестничных площадках. Бывшей владелицей квартиры у писателя стала пожилая вдова ювелира Анна Францевна Фужере. Второй раз интерьеры дома 13 на Пречистенке встречаются в «Собачьем сердце». Описание вестибюлей «Калабуховского дома», где живёт герой повести профессор Преображенский, Булгаков взял с дома Рекка: мраморные ступени парадной лестницы, швейцар, ковровая дорожка, галошная стойка и дубовая вешалка.
В 1983—1987 годах в доме появился седьмой, технический этаж. Работа была выполнена по проекту Ярославского филиала Государственного института по проектированию заводов приборостроения и средств автоматизации Гипроприбор. В результате угловая башня стала частью надстройки и фактически исчезла. В 2011 году дом подвергся реконструкции по проекту архитектурного бюро Project-Z (архитектор Александр Зеликин). В настоящее время дом восьмиэтажный, под землёй имеется двухэтажная парковка.
-
Вид на дом и улицу
-
Эркер на углу дома
-
Башенка
-
Фасады с улицы и со двора
-
Декор фасадов
-
Декор фасадов
-
Подъезд с улицы
ru.wikipedia.org
Они неразрывны
Не будет никакой натяжки в том, когда перефразируя известную фразу, я скажу: «Если мы говорим о Музее-усадьбе А. М. Герасимова, то подразумеваем деятельность заслуженного работника культуры РФ Тамары Вороновой. Если мы возьмёмся говорить о Тамаре Ильиничне, то никуда не уйдём от темы Герасимовского музея». Они неразрывны – музей и его бессменный, вот уже на протяжении 45 лет, директор. Благодаря Тамаре Ильиничне, неугомонному музейщику, энтузиасту своего дела и существует Герасимовский музей, жива память о выдающемся художнике.
А ведь бывали времена, когда кому-то очень хотелось скинуть Герасимова с «корабля российского искусства», обвиняя его в том, что он являлся любимым художником Сталина. К сожалению, российских людей частенько кидает из одной крайности в другую. Ещё при жизни и Герасимову выпала участь стать в определённой степени «изгнанником». Впрочем, как и его картинам. В последние годы к художнику, отлучённому в хрущёвские времена от Академии художеств, приезжали в основном только родственники, да земляки из Мичуринска.
И всё же Герасимов в те годы напишет:
И его реалистическое искусство оказалось живо и востребовано. Нынче по его портретам, вновь ставшими не просто ценными, а «зеркалами» того периода мы видим какими были Ленин, Сталин и их окружение. Большое число картин художника сохранено и сегодня находится в уникальном Герасимовском музее, созданного трудами Тамары Вороновой, её коллег, друзей и сподвижников.
Тамара Ильинична не только собрала более 140 работ Александра Герасимова, но и сделала музей центром реалистического искусства малых городов России. И поныне беззаветный, кропотливый труд директора, научных сотрудников, хранителей, смотрителей музея прославляет не только искусство выдающегося художника ХХ века, но и родной город Мичуринск, которому в 2020 году исполнилось 385 лет. Я много раз встречалась с Тамарой Ильиничной. Во время наших бесед мне всегда было интересно услышать о пути становления музея, создании богатейшей мемориальной и художественной коллекций.
Дом на картине мичуринского художника А. Платицина