Становление
После смерти сестры художника Александра Герасимова, которая была наследницей его дома, долгие годы в нём жила домработница семьи Герасимовых Дарья Нагина. В конце 60-х годов прошлого века Дарья Митрофановна была уже пожилой женщиной и не могла ухаживать за домом. Все постройки разрушались. Каретный сарай стоял без крыши, от мастерской остался один потолок. Да и сам дом всё больше ветшал. В 1971 году и сама Нагина, и городская общественность начали ходатайствовать о том, чтобы в доме открыть музей первого президента Академии художеств СССР, народного художника СССР Александра Герасимова.
Сначала обращение было оставлено без внимания. Но многочисленные обращения большого друга и почитателя таланта Герасимова, краеведа Николая Иванова дали положительные результаты. В сентябре 1975 года вышло постановление Тамбовского областного Совета депутатов о создании Дома-музея, как филиала областной картинной галереи. Руководить новым музеем предложили одному из активных и знающих сотрудников краеведческого музея — Тамаре Вороновой. Перед ней поставили цель — срочно делать ремонт дома Герасимова.
Тем не менее музей зажил весьма активно. Тем более, что сотрудникам было чем гордиться и что показать. Отец художника, козловский купец «средней руки» (как писал потом в своих мемуарах живописец), занимавшийся продажей скота Михаил Герасимов построил свой двухэтажный особняк в 1886 году. В нём Александр Герасимов провёл свои детские и юношеские годы, здесь жил со своей семьёй после революции, с 1918 по 1925 год. Уехав в Москву, художник связи с родным городом не терял, приезжал сюда постоянно, подолгу работал.
Дарья Нагина трудилась в семье Герасимовых с 16 лет. Была бесконечно предана художнику и после его смерти. Благодаря ей сохранилось очень много вещей, которые впоследствии стали мемориальными музейными экспонатами. Когда было принято решение о создании музея, Дарье Митрофановне дали новую квартиру в центре Мичуринска. Нагина очень помогла музейщикам в воссоздании обстановки дома. Она максимально точно воспроизвела интерьеры, которые был при жизни художника.
Помогли её советы и при воссоздании двора мемориальной усадьбы, на территории которого расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, погреб и амбар, приспособленный самим художником в 30-х годах под мастерскую, — ныне самостоятельный объект музейного комплекса. Восстановлена была и знаменитая терраса, где в 1935 году художник написал известный пейзаж «Мокрая терраса. После дождя», который представлен в Третьяковке.
Мастерская на картине А. Платицина
Куда в Мичуринске сходить с ребенком и вечером
После ознакомительных экскурсий с достопримечательностями Мичуринска, туристам предоставляется возможность отдохнуть в живописных парках и скверах или получить яркие эмоции в развлекательных центрах.
Парк культуры и отдыха
Адрес — Советская ул., 355А.
Более 150 лет назад козловский городничий «выбил» для будущего Мичуринска разрешение самого Николая I на облагораживание территории вблизи Соборной площади. Теперь эта садово-парковая зона – исторический центр и самое любимое место отдыха жителей и приезжих.
![]()
В укромных уголках еще сохранились исторические объекты – вазоны и части ограждений, представляющие культурную ценность.
На территории парка работают аттракционы, установлена скульптурная галерей. Вечерами играет духовой оркестр, проводятся массовые гуляния. Старейшая садово-парковая зона состоит в Ассоциации парков и садов РФ и считается культурным объектом федерального значения.
Смотровая площадка
Адрес – ул. Революционная.
![]()
На улице Революционной белоснежная мраморная лестница ведет к небольшой площадке, откуда открывается неописуемый вид на городскую черты. Чуть ниже находятся уютные кафе, с которых также открывается панорама на живописные пейзажи Мичуринска.
Конный клуб «Звезда»
Адрес — село Новое Хмелевое, ул. Замостье, 19.
Для любителей спокойного отдыха в Мичуринске открыт конный клуб, где можно насладиться конными прогулками по живописному речному побережью.
![]()
С новичками и детьми тут работают профессиональные инструкторы, обучающие навыкам верховой езды. Для туристов организовывают смотровые экскурсии, во время которых знакомят с историей конного спорта.
В конюшне «Звезды» обитают более 30 пород лошадей. Посетители обучаются не только правилам управления животными, но и уходу за питомцами клуба.
Ледовая арена «Темп»
Адрес — Мартовская ул., 5А.
![]()
Ледовая арена Мичуринска – спортивно-развлекательный центр, открытый в 2004 г. Площадь его ледяного покрытия составляет 1600 кв. м и вмещает более 200 посетителей. На территории комплекса расположен не только каток, но и спортивное кафе, хореографический и спортивный залы. После активного отдыха гости могут насладиться игрой хоккейных команд или выступлениями фигуристов.
Детский городок «Гошка Лэнд»
Адрес — Липецкое ш., 5, эт. 2.
![]()
«Гошка Лэнд» – детский развлекательный комплекс с игровыми комнатами и увлекательными шоу. Работа команды профессиональных аниматоров полностью направлена на положительные эмоции детей. В течение дня проводятся различные конкурсы и квесты, представления ростовых кукол, шоу мыльных пузырей и пены. Для старших ребят тут проводятся познавательные мини-уроки и опыты.
Мичуринск – город вдохновения, с тихими улочками, пропитанными атмосферой старины. Его самобытность подчеркивает красоту окружающей природы. Город-сад – колыбель творческих людей и научных открытий. Ежегодно сюда приезжают туристы, чтобы ощутить нрав старинного места, ознакомиться с истоками селекционных открытий и насладиться вкусом знаменитых мичуринских яблок.
Храмы Славы, Истины и «Вечных Чувствий» в Пензенской области
1 / 8
Вид села Надеждина с восточной стороны. Гравюра Иосифа Моссмера. 1830-е годыWikimedia Commons
2 / 8
Летний дом в имении Куракиных Надеждино Саратовской губернии. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея
3 / 8
Храм Верности в парке имения князя А. Б. Куракина Надеждино. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея
4 / 8
Вид усадьбы. Картина неизвестного художникаТверская областная картинная галерея
5 / 8
Галерея, нареченная Вместилище чувствий вечных. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея
6 / 8
Храм Истины. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея
7 / 8
Храм Лады. В саду его сиятельства князя Александра Борисовича Куракина в селе его Надеждине. Картина Василия Причетникова. Конец XVIII — начало XIX векаТверская областная картинная галерея
8 / 8
Вид на усадьбу Надеждино. Начало XX векаWikimedia Commons
Екатерининская эпоха — время пафосных замыслов, подаривших русской провинции множество ансамблей столичного уровня. В Сердобском районе Пензенской области гибнет знаменитая усадьба Надеждино, созданная «лучезарным князем» Александром Борисовичем Куракиным (он же «брильянтовый»). Попав в опалу за дурное масонское влияние на наследника престола цесаревича Павла, он превратил место своей ссылки в подобие загородного императорского двора с целым набором подобающих церемоний и должностей.
Главный дом, выстроенный в 1795 году, имел 80 комнат, парк украшали павильоны с лучезарными названиями: храм Славы, храм Истины, храм Терпения и Вместилища Чувствий Вечных. Дорожки в парке носили имена Неожиданного Утешения, Преодолеваемых Трудностей, Истинного Разумения, Частого Повторения, Вспоминовения Прошедших Утех, Скорого Достижения, Верных Любовниц, Брата Степана. Посреди парка лежал черный валун с золотой надписью «Memento mori». По замыслу хозяина, парк должен был являть собою «экстракт вселенной всей».
1 / 5
Руины фасада усадьбы Надеждино, Сердобский район Пензенской области. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0
2 / 5
Внутренний фасад усадьбы. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0
3 / 5
Боковые ворота. 2013 год Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0
4 / 5
Руины внутренностей усадьбы. 2013 год Николай Шадрин / CC BY-SA 4.0
5 / 5
Руины фасада. 2013 год Julya Terlova / CC BY-SA 4.0
После пожара 1922 года дворец пребывает в статусе романтической руины. Во флигелях располагался сельский дом политпросвещения, затем психоневрологический интернат, теперь и они заброшены. В 2014 году было принято решение о продаже усадьбы частному инвестору, однако огромный дворец по-прежнему на грани гибели (в точно такой же ситуации находится соседняя Зубриловка, запечатленная на многих картинах Виктора Борисова-Мусатова).
Описание:
Адрес:Проезд:Режим работы:*Входная плата:*Интернет:
| афиша, события и экскурсии |
Памятные даты и ежегодные мероприятия: дата основания — 01.09.1975 дата открытия — 01.03.1977
| 18 мая | — День музеев |
| 12 августа | — День рождения А.М.Герасимова |
|
Описание: Мемориальный комплекс включает в себя дом, мастерскую художника, надворные постройки, что дает полное представление о купеческой усадьбе конца XIX в. В доме передана обстановка, в которой жил А.М.Герасимов и его семья, сохранены мемориальные вещи и мебель. Большой интерес у посетителей вызывает коллекция картин художника, созданных Герасимовым до революции. В 1981 г. к 100-летию со дня рождения А.М.Герасимова был построен выставочный зал, где экспонируется самая большая коллекция произведений художника в нашей стране. |
|
Здание(я): Дом и высокий кирпичный забор с воротами, обрамленный двумя колоннами (1886 г.), представляют архитектурную ценность. Основные постройки сохранились в первозданном виде: дом, мастерская, каретный сарай — памятники истории федерального значения. |
|
Основатель: Воронова Тамара Ильинична (1937 г. р.) |
Основные экскурсии: Жизнь и творчество народного художника СССР А.М.Герасимова (1881 — 1963) Большое в малом
Образовательные услуги:Поблизости имеются:Туристические маршруты:Местные достопримечательности:
| профессионалу |
Основные должностные лица:*Тел. дирекции:Адрес дирекции:Даты открытия и основания:Бюджетный статус:Организационно-правовая форма:Тип организации:Классификация организации:Площади организации:Количество сотрудников:Среднее кол. посетителей в год:В структуре организации имеются:Вышестоящая организация:Спонсоры, меценаты и грантодатели:Единиц хранения:
Наиболее ценные (уникальные) коллекции: Коллекция работ А.М.Герасимова — 158 ед. Коллекция работ С.М.Никиреева — 60 ед. Коллекция работ В.Б.Попова — 58 ед. наиболее интересные предметы фондов
Крупные выставочные проекты:Выездные и обменные выставки:
Издания, выпущенные организацией: Александр Герасимов. Альбом. — Москва, Изобразительное искусство, 1988 г. А.М.Герасимов. Каталог. — Москва, Изобразительное искусство, 1981 г. Путеводитель по музею. — Москва, Изобразительное искусство, 1979 г. Набор открыток А.Герасимов. — Москва, Изобразительное искусство, 1979 г. Набор открыток А.Герасимов. — Москва, Изобразительное искусство, 1987 г.
www.museum.ru
Исторические памятники и архитектура
Мичуринск – город с многовековой историей. На его улицах можно увидеть не только архитектурные сооружения, но и памятные места, хранящие память о грустных страницах жизни полиса.
Мемориал защитникам Отечества
Адрес – пл. Славы.
На площади Славы, в историческом районе Мичуринска, находится мемориальный комплекс, посвященный храбрым мичуринцам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны. Открыт мемориал в 1995 г. – к 50- летнему юбилею со Дня Победы. После в центре комплекса установлен Вечный огонь.
![]()
Большая арка с миниатюрным куполом и крестом – центральное памятное место мемориала. Внизу на плите указаны имена Героев Советского Союза. Рядом находится памятник неизвестному бойцу. Жители с трепетом чтят память погибших героев и ежегодно совершают победное шествие к мемориальному комплексу.
Памятник Н.А. Филиппову
Адрес – ул. Советская.
![]()
Жители Мичуринска гордятся свои земляком – Николаем Филипповым. Старший матрос награжден посмертно медалью «За отвагу» и орденами Ленина. Когда до победы оставались считанные дни, отважный мичуринец погиб во время Берлинской операции, спасая жизнь другим бойцам. Герою Советского Союза был установлен в центре города памятный бюст, под которым никогда не сохнут букеты цветов.
Водонапорная башня
Адрес – улица Революционная.
![]()
Еще одно архитектурное украшение Мичуринска и важная его достопримечательность. Водонапорную башню в городе построили в 1917 г., о чем свидетельствует надпись, выбитая над входом, который сегодня, впрочем, заложен силикатным кирпичом. Несмотря на вековой возраст, внешний облик у башни неплох, она привлекает прохожих сводчатыми оконными проемами, декорированными резными рамами из дерева.
Сколько стоила квартира
Цена квартиры, как и сегодня, зависела от площади и класса недвижимости. Дешёвые каморки для рабочих во всех крупных городах выглядели примерно одинаково. Вот как их описывает французский писатель Эжен Сю: «В этой части Парижа, одной из самых населённых, в омерзительных, холодных, вредных для здоровья домах скучилось в ужасной тесноте множество рабочего люда». В начале XX века в Москве такая каморка стоила 5 рублей в месяц. Для сравнения, дворник получал 18 рублей.
За «барскую» квартиру просили 120–140 рублей в месяц. Приблизительно в такой жил профессор Преображенский из «Собачьего сердца»: в квартире профессора было семь комнат, и он хотел бы иметь восьмую.
«Барская» квартира в фильме «Собачье сердце»
Позднее барокко в Ступино
1 / 8
Вид усадьбы Отрада-Семеновское. Картина неизвестного художника. Начало XIX векаГосударственный исторический музей
2 / 8
Главный дом усадьбы со стороны двора. Начало XX векаРусские усадьбы
3 / 8
Главный дом усадьбы со стороны реки. Начало XX векаРусские усадьбы
4 / 8
Овальная белая столовая усадьбы. Начало XX векаWikimedia Commons
5 / 8
Кабинет графа А. В. Орлова-Давыдова. Начало XX векаРусские усадьбы
6 / 8
Усадьба Отрада-Семеновское. До 1940 годаotrada-o.ru
7 / 8
Вид на крыло. До 1940 годаdeadokey.livejournal.com
8 / 8
План первого этажа главного усадебного дома. 1975 годРусские усадьбы
Отрада-Семеновское Ступинского района Московской области из числа самых известных и самых печальных брошенных усадеб находится всего в 60 километрах от столицы. Это совсем позднее барокко, приходящееся на начало екатерининского правления: рисунок наличников все еще старомоден, а венчающий карниз уже имеет классическую проработку. В целом заказчик строительства граф Владимир Орлов, один из братьев первого фаворита императрицы Екатерины II, видел дом как романтический «барский замок» в английском духе. Дворец выстроен в 1774–1779 годах на берегу реки Лопасни, его окружает парк с солнечными часами, фонтанами, оранжереями, воротами, украшенными изваяниями львов и орлов, фамильным мавзолеем и храмом, стоящим на холме над Отрадой.
Фасад здания изящен и прост, а планировка очень сложна — строгая анфилада главного объема сочетается с ризалитами Ризалит (от итал. risalita — «выступ») — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания., где умещаются помещения овального и даже треугольного плана. Еще большую живописность дому придали достроенные в середине XIX века угловые ротонды и опоясывающие их лестницы. Всего 10–15 лет назад можно было увидеть интерьеры дворца — с богатыми печами и тончайшими росписями стен и потолков работы самого Карла Брюллова.
1 / 7
Главный дом усадьбы Отрада-Семеновское, Ступинский район Московской области. 2014 годWikimedia Commons
2 / 7
Главный дом усадьбы. 2016 год Вадим Разумов
3 / 7
Фамильный герб Орловых на фасаде главного дома усадьбы. 2016 год Вадим Разумов
4 / 7
Отделка одной из комнат главного дома усадьбы. 2002 годРусские усадьбы
5 / 7
Интерьер главного дома усадьбы. 2014 год kva_pharm / CC BY-NC-SA 2.0
6 / 7
Интерьер главного дома усадьбы. 2014 год kva_pharm / CC BY-NC-SA 2.0
7 / 7
Интерьер главного дома усадьбы. 2016 год Вадим Разумов
После революции здесь работал небольшой музей дворянского быта, но в 1938 году в заречной части парка построили госдачу для Лаврентия Берии, и с тех пор усадьба принадлежит специальным ведомствам. Здесь размещались школа НКВД, пионерлагерь КГБ, а ныне дворец и его окружение находятся на земле закрытого санатория ФСБ. Усадьба добросовестно реставрировалась в 1980-е годы, но в 1998 году дворец был выписан из федерального реестра и вскоре разграблен (включая кровельное железо). Идет поиск инвестора для реставрации памятника, так как ни Росимущество, ни ФСБ не готовы брать на себя подобные хлопоты. Дом стоит с провалившейся крышей и заплесневелыми стенами, а минимальные работы по его сохранению обеспечивают лишь редкие волонтерские субботники.
Что в Мичуринске посмотреть самостоятельно – ТОП-3
Сперва о самом-самом интересном в городке, что можно без проблем успеть посмотреть за один день.
Литературный дом-музей князей Голицыных
Адрес – Гагарина, 4а.
В начале XIX века на центральной улице Козлова (ныне Мичуринск) был возведен одноэтажный особняк в стиле классицизма. Изящная колоннада и аккуратный балкончик на фоне светлого фасада выделяли здание среди дворянских усадеб. Вскоре в нем стали проводиться литературные и музыкальные вечера, инициаторами которых выступили хозяева этого архитектурного шедевра – князья Николай Борисович и Юрий Николаевич Голицыны.
![]()
Музыкальным и композиторским талантом отца и сына восхищались даже за пределами Российской империи. Другом Николая Борисовича был известный немецкий композитор – Людвиг Бетховен, который, по легенде, произведение «Освещение дома» написал для князя в честь окончания строительства козловского особняка.
В 1995 г. в доме князей Голицыных современниками был открыт литературно-музыкальный музей с выставочными залами: «Литературные традиции Мичуринска», «Музыкальные традиции Мичуринска», «История создания музыкальных инструментов» и «Портретная галерея князей рода Голицыных». На территории достопримечательности постоянно проводятся творческие встречи, презентации литераторов и детские концерты.
Боголюбский кафедральный собор
Адрес – Герасимова, 84а.
В середине XIX ст. началось строительство мичуринского архитектурного шедевра православия – кафедрального собора в честь Пресвятой Богородицы. В XVIII веке тут бушевала эпидемия холеры, повлекшая за собой немалое количество смертей.
![]()
На месте будущего собора людям явилась икона Божией Матери, которая словно оградила обитателей Козлова от опасной беды. Болезни оставили город, а жители стали жертвовать средства на строительство храма.
Впервые увидев церковное строение, туристам кажется, что Боголюбский собор имеет схожие черты с московским Храмом Христа Спасителя. Действительно, проектированием собора в Козлове занимался тот же архитектор, что и в Москве – А.К. Тон.
Музей-усадьба А.М. Герасимова
Адрес – Герасимова, 88.
В центре города в 1977 г. открыт дом-музей, посвященный творческому наследию заслуженного художника СССР – Александра Михайловича Герасимова. Он был любимцем Сталина, писал портреты высших должностных лиц и деятелей искусства, которые сейчас хранятся в московских галереях. Но душу отдавал пейзажам, большая часть которых связана с родным городом – Козловом.
![]()
Усадебный комплекс сегодня представляет архитектурный облик, присущий купеческим домовладениям XIX в. На территории двора расположен неброский двухэтажный дом, сохранившиеся каретная постройка и мастерская, а также современный выставочный зал, строительство которого было приурочено к 100-летию со дня рождения мастера кисти.
Обстановка внутри строения сохранилась со времен проживания здесь семьи художника. Экспозиции музея повествуют о жизни и творчестве А.М. Герасимова. Мебель, посуда, книги и личные вещи – все подлинно, и вместе с архивной документацией, переносят посетителей на 150 лет назад.
Амбар с небольшой террасой служил живописцу уютной мастерской. Здесь была написана самая известная герасимовская картина, «Мокрая терраса. После дождя», и произошла встреча с главнокомандующим Ворошиловым, который посетил друга, отправляясь на фронт.
В выставочном зале размещена также самая большая коллекция работ художника – около 140 уникальных картин-произведений. Усадебный комплекс Герасимова – архитектурный памятник федерального значения, который находится под государственной охраной Российской Федерации.
https://youtube.com/watch?v=iXgYeuxeIjw
https://youtube.com/watch?v=ylfJu2zJgl8
Купеческий дом
Развитие капитализма привело к тому, что появляется свободный капитал, который требует вложений. Начинается бурное строительство домов крупными купцами и фабрикантами. Купеческие дома 19 века, принадлежащие сильно разбогатевшим представителям этого сословия, были большей частью похожими на дворцы. Нередко к строительству приглашались знаменитые архитекторы.
Но большей частью купеческие дома были добротными деревянными, деревянно-каменными и каменными, которые выходили в сад и огород. Внутренние дворы были приспособлены для хранения товаров, обстановка приобреталась самая разная, говорить о каком бы то ни было стиле здесь не приходится. Вместе с картинами, купленными по случаю, было много икон. Они стремились во всем подражать представителям высших классов. Но в большинстве это удавалось единицам, тем, кто получил достойное образование.
Дворянство потихоньку разорялось, продавая свои усадьбы. Купеческое сословие богатело и скупало их, приспосабливая под собственный быт. Но большинство нуворишей учили своих детей не только в России, но и за границей. Получивших хорошее образование купеческих детей уже было трудно отличить от представителей высшего класса. Они устраивали свои дома 19 века в России по-другому, не так, как их отцы. Знали несколько языков, разбирались в живописи, архитектуре, литературе.
Доходные дома
Развитие городов, рост промышленных предприятий, учебных заведений, повлекли за собой появление большого количества людей, не могущих позволить себе постройку или покупку дома. К этой категории можно отнести учителей, врачей, банкиров, государственных служащих, инженеров, преподавателей, студентов. Им требовались удобные благоустроенные квартиры, которые можно было снять в наем.
В городах, особенно в Санкт-Петербурге, Москве, городские власти вели строительство инфраструктуры. Возведение зданий, где сдавались квартиры внаем, велось по проектам знаменитых архитекторов. В конце 19 века домов таких только в Москве насчитывалось более 550. В Петербурге 80 % построенных зданий составляли доходные. Владельцы домов старались привлечь знатных арендаторов. Это проводилось с целью рекламы. Здания, используемые для сдачи квартир, строились вокруг университета. Здесь отличные апартаменты снимали его профессора и преподаватели.
Кроме них, в доходных домах селились служащие, молодые семьи, специалисты, врачи. Строились также дома и для менее обеспеченных слоев населения: мелких служащих, работников, студентов. Где можно было снять комнату или небольшую квартирку, в которых стоимость была намного меньше. Были и так называемые ночлежные дома, где сдавалось жилье — комната или койка на ночь.
Русский сельский стиль
Деревенские дома 19 века имели свои стили и особенности. Их можно до нашего времени встретить в сельской местности и небольших городках. Они строились в один, реже в два этажа. Традиционно это были четырех- или пятистенные срубы с двухскатной или трехскатной крышей, но в восточных или южных районах можно встретить четырехскатную крышу. Отличительной деталью русского сельского стиля была светелка, которая устраивалась на чердаке.
Дом строился в двух вариантах. Первый состоял из одной избы с большими сенями. Второй — из двух изб, которые назывались передней и задней, соединяющихся между собой широкой поветью и сенями. Все это было под одной крышей. Территория вокруг дома не огораживалась глухим забором, устраивались только палисадники. Украшением таких строений служили резные наличники. Также дома в русском стиле строились из кирпича и могли быть двухэтажными.
Доходный дом Я. А. Рекка
| Здание | |
| Доходный дом Я. А. Рекка | |
|
Дом в 2015 году |
|
| Страна | Россия |
| Местоположение | Москва, ул. Пречистенка, д. 13, стр. 1 |
| Архитектор | Г. А. Гельрих |
Доходный дом Я. А. Рекка — здание в Москве по адресу улица Пречистенка, дом 13, строение 1.
История
Шестиэтажный доходный дом был построен на углу Пречистенки и Лопухинского переулка в 1910—1911 годах по проекту архитектора Густава Августовича Гельриха, заказчиком работы был банкир и предприниматель Яков Андреевич Рекк.
Угол здания был выделен полукруглым эркером, который венчала башенка с часами, барельефом и скульптурами. На момент постройки здание являлось доминантой района из двух- и трёхэтажных домов, башенка делала акцент на этом превосходстве. Фасады здания украшены неоклассическими элементами: лепниной иониками[уточнить] над оконными проёмами, маскаронами, гирляндами, скульптурами орлов. Здание было разделено на два подъезда, входы в которые располагались со стороны Пречистенки и со стороны переулка. В первом на каждом этаже было по две квартиры, одна располагалась в угловой части с эркером, вторая в боковом крыле. Во двор можно было попасть по чёрной лестнице. Во втором подъезде на каждом этаже располагалась только одна квартира.
В планировке квартир парадные комнаты, гостиные и жилые, шли вдоль внешних фасадов. Окна кухонь и помещений для прислуги выходили во двор. По современным понятиям дом был элитным: в нём имелись лифты, были проведены канализация и водопровод, установлены ванные. В 1911 году стоимость годовой аренды квартиры в доме составляла 1200 — 3000 рублей. Управляющий дома жил в двухэтажном каменном здании во дворе, а сам владелец Рекк — в доме по Лопухинскому переулку.
До революции в квартирах № 11 и 12 на верхнем этаже проживал Александр Петрович Фаберже, родственник ювелира Карла Фаберже и юрисконсульт в семейной фирме. С приходом к власти большевиков Александр Петрович в спешке уехал из России, бросив всю свою собственность. Квартиры Фаберже были превращены в коммунальные, в них поселились художники из группы «Бубновый валет». В одной из квартир жил художник Б. А. Такке, в другой — художники Захаров, Серова, Архипова, режиссёр и преподаватель ГИТИС А. А. Муат. Последний был знакомым писателя Михаила Булгакова, который несомненно бывал в этой квартире в гостях, видел интерьеры дома и знал имя бывшего владельца. Новые обитатели квартиры Фаберже были уверены, что прошлый владелец мог оставить в ней тайники с драгоценностями. Кстати согласно некоторым легендам при перестройке дома в 1980-х годах действительно был найден тайник с серебром.
Булгаков дважды использовал дом в своих произведениях. В романе «Мастер и Маргарита» с квартиры Фаберже списана «нехорошая квартира»: люстра (на которой качался Бегемот, в реальной квартире она свисала на цепи с высоты 7,5 метров), камин с чугунной решеткой, деревянные диванчики на лестничных площадках. Бывшей владелицей квартиры у писателя стала пожилая вдова ювелира Анна Францевна Фужере. Второй раз интерьеры дома 13 на Пречистенке встречаются в «Собачьем сердце». Описание вестибюлей «Калабуховского дома», где живёт герой повести профессор Преображенский, Булгаков взял с дома Рекка: мраморные ступени парадной лестницы, швейцар, ковровая дорожка, галошная стойка и дубовая вешалка.
В 1983—1987 годах в доме появился седьмой, технический этаж. Работа была выполнена по проекту Ярославского филиала Государственного института по проектированию заводов приборостроения и средств автоматизации Гипроприбор. В результате угловая башня стала частью надстройки и фактически исчезла. В 2011 году дом подвергся реконструкции по проекту архитектурного бюро Project-Z (архитектор Александр Зеликин). В настоящее время дом восьмиэтажный, под землёй имеется двухэтажная парковка.
-
Вид на дом и улицу
-
Эркер на углу дома
-
Башенка
-
Фасады с улицы и со двора
-
Декор фасадов
-
Декор фасадов
-
Подъезд с улицы
ru.wikipedia.org
Они неразрывны
Не будет никакой натяжки в том, когда перефразируя известную фразу, я скажу: «Если мы говорим о Музее-усадьбе А. М. Герасимова, то подразумеваем деятельность заслуженного работника культуры РФ Тамары Вороновой. Если мы возьмёмся говорить о Тамаре Ильиничне, то никуда не уйдём от темы Герасимовского музея». Они неразрывны – музей и его бессменный, вот уже на протяжении 45 лет, директор. Благодаря Тамаре Ильиничне, неугомонному музейщику, энтузиасту своего дела и существует Герасимовский музей, жива память о выдающемся художнике.
А ведь бывали времена, когда кому-то очень хотелось скинуть Герасимова с «корабля российского искусства», обвиняя его в том, что он являлся любимым художником Сталина. К сожалению, российских людей частенько кидает из одной крайности в другую. Ещё при жизни и Герасимову выпала участь стать в определённой степени «изгнанником». Впрочем, как и его картинам. В последние годы к художнику, отлучённому в хрущёвские времена от Академии художеств, приезжали в основном только родственники, да земляки из Мичуринска.
И всё же Герасимов в те годы напишет:
И его реалистическое искусство оказалось живо и востребовано. Нынче по его портретам, вновь ставшими не просто ценными, а «зеркалами» того периода мы видим какими были Ленин, Сталин и их окружение. Большое число картин художника сохранено и сегодня находится в уникальном Герасимовском музее, созданного трудами Тамары Вороновой, её коллег, друзей и сподвижников.
Тамара Ильинична не только собрала более 140 работ Александра Герасимова, но и сделала музей центром реалистического искусства малых городов России. И поныне беззаветный, кропотливый труд директора, научных сотрудников, хранителей, смотрителей музея прославляет не только искусство выдающегося художника ХХ века, но и родной город Мичуринск, которому в 2020 году исполнилось 385 лет. Я много раз встречалась с Тамарой Ильиничной. Во время наших бесед мне всегда было интересно услышать о пути становления музея, создании богатейшей мемориальной и художественной коллекций.
Дом на картине мичуринского художника А. Платицина














































