Клевета апеллеса (боттичелли)

История

Спустя несколько десятилетий Джорджио Вазари увидел картину в коллекции сына Антонио Segna Гвиди ( с.  1460 -1512), флорентийским банкиром, период с 1497 контролем за папский Mint закончился несчастливо, на стойке . Вазари говорит, что картина была подарком Боттичелли, поэтому, если он предназначал картину для себя, то, очевидно, через некоторое время передумал.

Фредерик Хартт отмечает искушение увидеть в картине защиту Савонаролы от его врагов, особенно потому, что черная мантия с белым под ней «Покаяние» может рассматриваться как одежда доминиканского ордена монаха . Савонарола был отлучен от церкви 12 мая 1497 года, но продолжал проповедовать до тех пор, пока флорентийское правительство не заставило его прекратить занятия, прекратившееся 18 марта 1498 года. В конце концов, он был казнен 23 мая 1498 года. Хартт отмечает: «… кажется, никто не думает, что картина может быть аж 1497 или 1498. Почему бы и нет? »

Позже он был в коллекции Медичи во дворце Питти , а к 1773 году — в Уффици.

Клевета картина боттичелли описание

LJ Magazine

Обернувшись назад, вся в слезах, она с крайне пристыженным видом глядела украдкой на приближающуюся Истину». (Lucian, De calumnia, 5.) Сцена изображена на фоне архитектуры с видами моря в проемах. На троне восседает Мидас, ему нашептывают Невежество и Недоверие, а Клевета с факелом тащит к трону юношу.

Хитрость и Обман величают ее, перед ней изображена Зависть в темных лохмотьях. Позади – Раскаяние,в виде старухи, последняя — нагая и прекрасная Истина.

Первый проект Сандро выполнил уже в 1470 году, а его работа предназначалась для зала суда.

Дела у Боттичелли пошли как нельзя хорошо, и в скором времени он стал востребованным мастером, слава о котором постепенно начала доходить до королевского дворца. Первый собственный шедевр Боттичелли создал в 1475 году. Им стала картина, получившая название «Поклонение волхвов».

Заказчик был достаточно богатым и влиятельным банкиром, имеющим связи с тогдашними правителями города, с которыми он познакомил талантливого парня.

Сандро Боттичелли, (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя — Алессандро ди Мариано Филипепи Alessandro di Mariano Filipepi; 1445 г. — 17 мая 1510 г.) — итальянский живописец тосканской школы. Представитель Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции.

В середине XIX века творчество Сандро Боттичелли было заново переосмыслено и высоко оценено британскими прерафаэлитами . которые почитали хрупкую линеарность и весеннюю свежесть его зрелых полотен за высшую точку в развитии мирового искусства.

Творчество Сандро Боттичелли наполнено чертами утонченности и аристократической изысканности, картины черезвычайно эмоциональны, пронизаныРекомендуем прочесть: Оплата услуг адвоката

Боттичелли, Сандро (Филипепи, Алессандро ди Мариано)

Около 1464 Сандро поступил в мастерскую знаменитого художника фра Филиппо Липпи по рекомендации своего соседа, главы семьи Веспуччи. Там Боттичелли оставался до начала 1467. Есть сведения, что с весны 1467 он начал посещать мастерскую Андреа Верроккьо .

а с 1469 работал самостоятельно, первоначально дома, а затем в арендованной мастерской. К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици).

Аллегория на тему «Клеветы» кисти греческого художника Апеллеса (IV век до н. э.) была известна ренессансным гуманистам по описанию Лукиана; сама картина, как и другие работы Апеллеса, не сохранилась.

Художников вдохновляла идея (частая в русле общего движения по возрождению классической античности) воссоздать картину по оставленному описанию.

Они нашептывают ему на ухо дьявольский совет.

«Приближается Клевета. Она изображается в виде красивой женщины, она вне себя от страсти, готовой разразиться безумием и гневом.

к последней из фигур — Правде, стоящей обнаженной и указующей на небо. Но последние две фигуры пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность.

14 символов, зашифрованных в «Венере» Боттичелли

Оры отвечали за порядок в природе и покровительствовали разным временам года. Талло «следила» за весной и поэтому считалась спутницей Венеры. 8 ВАСИЛЕК — символ плодородия, так как он растет среди созревших хлебов. 9 ПЛЮЩ — это растение, «обнимающее» стволы деревьев, символизирует привязанность и верность.

10 МИРТ — растение, посвященное Венере (согласно рассказу древнеримского поэта Овидия, когда богиня любви ступила на землю Кипра, миртом она прикрыла наготу) и поэтому считавшееся еще одним символом плодородия. 11 АЛАЯ МАНТИЯ — символ божественной власти, которой обладает красота над миром. 12 МАРГАРИТКА — символ невинности и чистоты.

13 АНЕМОН — символ трагической любви, чашу которой придется испить Венере на земле.Рекомендуем прочесть: Продажа физлицом авто

Описание картины Сандро Боттичелли «Клевета»

Царь Мидас слушает любую Клевету, потому что руководит мыслями царя Злоба. Волосы у Клеветы захватили два персонажа и стараются заплести ей косы.

Эти два персонажа являются Завистью и Ложью. Внешне красивые, но коварные, они хотят символами красоты: белыми лентами и розами себя таким образом отожествить с чистотой. Тем временем Клевета вцепилась мертвой хваткой в обманутую, обнаженную для того чтобы ее поняли, и молящую о пощаде Жертву в образе юноши.

Предмет

Вероломство, жертва, Клевета, мошенничество и злоба

Фигуры либо олицетворяют пороки или добродетели, либо, в случае короля и жертвы, роли сильного и бессильного. Слева направо они представляют (с альтернативными названиями): Истину, обнаженную, обращенную вверх к Небесам; Покаяние в черном; Верный (Заговор) в красно-желтом цвете, над невинной полуобнаженной жертвой на полу, которую Каламни (Клевета) тащит вперед за волосы, в бело-синем цвете и с пылающим факелом. Мошенничество, сзади, укладывает волосы Калумни. Злоба (Зависть), бородатый мужчина в черном с капюшоном, протягивает руку к глазам короля, чтобы скрыть их взгляд. На троне у царя ослиные уши , и Невежество на его противоположной стороне и Подозрение на ближней стороне схватывают их, когда они говорят в них. Король протягивает руку к Калумни, но его глаза смотрят вниз, так что он не может видеть сцену.

Эти определения очевидны из описания Лукианом картины Апеллеса, греческого художника эллинистического периода. Хотя работы Апеллеса не сохранились, Люциан записал подробности одной из них в своей книге «О клевете» :

Невежество, король, Подозрение

Боттичелли воспроизвел это довольно точно, вплоть до ослиных ушей сидящего короля, в которые разговаривают женщины, стоящие по бокам от него. Богато одетую Клевету (или Клевету), причесанную спутниками, ведет ее стройный спутник в мантии. Жертва, которую она тащит, почти обнаженная, со скрещенными лодыжками, словно на распятие, поднимает руки в молитве.

По словам Лукиана, картина была сделана после того, как на самого Апеллеса оклеветали, осудил Птолемея IV Филопатора Египта Антифилосом, художником-соперником, в заговоре около 219 г. до н.э. с Феодотом Этолийским, чтобы передать сирийские города, такие как Тир, конкурирующим Селевкидам. . Птолемей был на грани казни Апеллеса, когда один из пленников мятежников подтвердил, что Апеллес невиновен, а самого клеветника передали Апеллесу в рабство вместе с золотом. Затем Апеллес выразил свое негодование по поводу опасности, в которой он оказался в своей картине. Трудность с историей Люциана состоит в том, что, хотя даты Апеллеса далеко не точны, его обычно считают современником Александра Великого , действовавшего примерно за столетие до заговора. Лукиан жил примерно на пять веков позже времени Александра.

Заимствования и стиль

Рональд Лайтбаун считает, что картина, возможно, изначально предназначалась Боттичелли для собственного удовольствия и использования, как, кажется, было Мистическое Рождество . Не описывая обстановку в «Лучиане» или «Альберти», Боттичелли вообразил тронный зал, очень тщательно украшенный скульптурами и рельефами классических героев, существ из древних мифов и сценами сражений. Обширные рельефы вокруг комнаты содержат некоторые цитаты из его более ранних картин, в том числе шпалеры из истории Настальжио дельи Онешти и его « Возвращение Юдифи в Бетулию» . Фигура «Истины» явно происходит от Венеры его рождения Венеры . В Сент — Джордж -как статуя в нише над центральной группы , кажется, из фресок на Андреа дель Кастаньо .

Другие сцены , вероятно , происходят от древних гравированных камней , и одна воссоздает другие описания Лукиана, семейства кентавров на Зевксисе (ниже трона). В целом, хотя многие предметы декоративной скульптуры являются классическими, стиль их изображения, особенно в статуях, прочно восходит к периоду самого Боттичелли. Дворец находится на берегу моря, которое видно из окон, плоского и равнинного; Как часто Боттичелли мало интересует оживление своего изображения пейзажа деталями. Живые фигуры контрастируют по стилю со статуями, все они тонкие и удлиненные, что весьма прилично.

По словам Фредерика Хартта , «угнетающее действие клеветы отчасти вызвано ее нелогичным пространством». Большая часть архитектуры имеет более или менее постоянную точку схода вокруг головы Мошенничества, но центральный карниз и своды используют одну гораздо ниже. Движение повествовательного действия по картинному пространству противоречит сильному притяжению перспективы к задней части картинного пространства.

Анализ таблицы

Его название происходит от описания картины Апеллеса из Коса , который жил в IV — м  веке  до нашей эры. J. — C., который утерян, но описание которого сохранилось Люсьеном Самосатским .

Идентификация персонажа

Картина включает девять аллегорических фигур среди фигур на переднем плане. Их идентификация остается в области интерпретации, поскольку все аллегории представляют собой персонифицированные абстракции, относящиеся к идеям.

  • С отступом:
    • молодая женщина  : Венера вызывает небесную истину ;
    • старая женщина в тоге  : представляет Покаяние , или Remorse .
  • В суде:
    • человек вниз  : Calumni;
    • богато одетая женщина  : Клевета  ;
    • две женщины укладывают ее  :
      • Соблазнение и лукавство , макияж Клевета подготовить,
      • другая интерпретация: ловушка и мошенничество  ;
    • человек в лохмотьях  : Мстительная Ненависть , или зависть .
  • На алтаре:
    • люди с дробленым лицом  : король Мидас влияние;
    • две женщины шепчут ему слова  :
      • Подозрение ,
      • Обман или Невежество .

Идентификация статуй

На заднем плане статуи размещены в нишах .

  • Статуя справа, позади Мидаса: Юдифь с головой Олоферна, отсеченная у ее ног (тема: Юдифь и Олоферн );
  • Статуя над Калумни: Давид или Тесей  ;
  • Другие статуи: Юпитер и Антиопа  ; Минерва и голова Медузы .

Идентификация золотых фризов

Стены Суда покрыты барельефами из драгоценного металла.

  • Фриз над Истиной: битвы между кентаврами или кентавромахией;
  • Фриз над Покаянием: встреча Ариадны и Вакха  ;
  • Фриз под Мидасом: семья кентавров .

Эволюция Венеры Боттичелли

Апеллесом , художник Античности , привлекает Сандро Боттичелли со своими работами на тему Венеры , поднимающийся из воды , интенсивно изучалось в ренессансной художника . Мы также находим Венеру как самого дальнего слева от Калумни персонажа в форме обнаженной Истины, призывающей суд Небес поднятым пальцем.

Поэтому Боттичелли приходит, чтобы рассказать предполагаемый эпизод из жизни Апеллеса , историю отвержения со стороны его сверстников. Весьма вероятно, что послание, которое он хотел передать, было адресовано его современникам и относилось к его времени.

Иллюстрируя эту твердость, Венера утратила свои формы и красивые изгибы, которыми Сандро наделил ее, когда она родилась . Это развитие, возможно, независимое от остальной части картины, вероятно, является результатом влияния Савонаролы на художника, который зашел так далеко, что заклеймил некоторые картины из своего предыдущего периода, чтобы лучше соответствовать своим новым верованиям.

Клевета (картина Боттичелли)

Размер работы мастера 62 x 91 см, дерево, темпера. В период, когда флорентийцы находились под гипнотическим воздействием проповедей Савонаролы, только ли религиозной живописи отдавал себя Боттичелли?

Удивительно, но факт! Невиновность своей наготой показывает, что ничего не скрывает, но напрасно, Невиновность молит разобраться.

Факты говорят о другом. О близости его к патрону было широко известно; так, в году Микеланджело передал Пьерфранческо письмо именно через Сандро. Художник поддерживал отношения и с рядом других приверженцев медичейской культуры. К середине х годов античные образы не были полностью им отвергнуты, хотя умонастроение и художественный язык мастера изменились.

Религиозное и светское направления продолжали сосуществовать в живописи художника Сандро Боттичелли.

Другие картины Сандро Боттичелли

Картина написана для Антонио Сеньи, эрудита и друга Боттичелли. Восседающему на троне царю Мидасу нашептывают в его ослиные уши две коварных фигуры — Невежество и Подозрение.

А Клевета — красивая девушка с обличьем невинности — и ее подстрекатель Зависть волокут к царю за волосы обвиняемого.

Линия, утратившая былую воздушность, развивается порывисто и энергично, отмечая в построении многозначительные интервалы. Образы мифологических персонажей в картине художника несут на себе отпечатки их порочной или добродетельной сути.

История работы

История работы остается довольно туманной, и существует несколько гипотез, почему Боттичелли написал эту картину.

Во-первых, Боттичелли разработал это произведение для себя, чтобы разоблачить эпизод клеветы, в котором он сам был бы замешан. С одной стороны, согласно Лайтбауну, еще в 1490 году его обвиняли в гомосексуальных отношениях и содомии. С другой стороны, в контексте Soaparolian, это может быть его искусство, которое он стремился защитить, рассматривался как языческий художник и неверующий из-за его привязанности к древней культуре, которая нанесла бы вред его вере во Христа.

Вторая гипотеза заключается в том, что Боттичелли предлагал работу своему другу Антонио Сеньи, по словам Вазари . Боттичелли, возможно, хотел сослаться на превратности, которые его друг знал в прошлом. Но, прежде всего, личность получателя работы добавляет дополнительный аргумент в пользу заявления против мыла. Банкир во Флоренции, а затем в Риме, Антонио Сеньи стал великим казначеем Александра VI Борджиа . В26 сентября 1497 г.Папа назначил его главой Папского монетного двора. Факт предоставления такого стола министру Александра VI является защитным посланием, призванным вызвать в свидетели самих папских властей. Боттичелли хотел, чтобы папа знал, что обвинения в нечестии, адресованные ему пьянони, последователями Савонаролы, были необоснованными: его искусство, несомненно богатое древними ссылками, не было настолько враждебным христианской вере.

Третья гипотеза состоит в том, что похоже, что клевета была задумана на следующий день после окончательного изгнания Медичи из Флоренции, в атмосфере, благоприятствующей обвинениям и разоблачениям сторонников этого дома. Мельцов выдвинул гипотезу, что произведение изначально предназначалось для Петра II Медичи , чтобы защищать живопись и поэзию, искусство, тесно связанное и оклеветанное Савонаролой . В этом случае картина была бы предложена Антонио Сеньи во второй раз.

Затем картина перешла к Уффици в 1704 году, затем в Секретный архив Питти, прежде чем окончательно вернуться в галерею в 1773 году.

Клевета

Искусство Италии 15 века. Ренессанс. Картина художника Сандро Боттичелли «Клевета». Размер работы мастера 62 x 91 см, дерево, темпера. В период, когда флорентийцы находились под гипнотическим воздействием проповедей Савонаролы, только ли религиозной живописи отдавал себя Боттичелли? Факты говорят о другом. Боттичелли сохранял прочные связи со своим покровителем Лоренцо ди Пьерфранческо, украшал его виллы, писал для него «некоторые вещи». (О близости его к патрону было широко известно; так, в 1496 году Микеланджело передал Пьерфранческо письмо именно через Сандро). Художник поддерживал отношения и с рядом других приверженцев медичейской культуры. К середине 1490-х годов античные образы не были полностью им отвергнуты, хотя умонастроение и художественный язык мастера изменились. Религиозное и светское направления продолжали сосуществовать в живописи художника Сандро Боттичелли.

Картина написана для Антонио Сеньи, эрудита и друга Боттичелли. Сюжет ее восходит к трактату Лукиана «О клевете», где, в частности, описана картина древнегреческого художника Апеллеса; сюжет изложен также в «Трех книгах о живописи» Альберти, который советует художникам находить темы у поэтов и ораторов, прежде всего античных. Одним из первых ренессансных мастеров воплотил эту «историю» Боттичелли. Фабула ее такова. Восседающему на троне царю Мидасу нашептывают в его ослиные уши две коварных фигуры – Невежество и Подозрение. А Клевета – красивая девушка с обличьем невинности – и ее подстрекатель Зависть волокут к царю за волосы обвиняемого. Рядом с Клеветой неизменные спутницы – Коварство и Обман, которые поддерживают ее и возвеличивают: одна осыпает цветами, другая вплетает жемчужную нить в волосы. В отдалении предстают еще две фигуры – Раскаяние, старуха, «одетая в погребальные одежды», и нагая Истина, обращающая ввысь взор и жест руки. В сочетании с нагромождением фигур в правой части композиции эти персонажи кажутся особенно одинокими.

Боттичелли пронизывает изображение нервным, как бы «говорящим» пульсом. Линия, утратившая былую воздушность, развивается порывисто и энергично, отмечая в построении многозначительные интервалы. Образы мифологических персонажей в картине художника несут на себе отпечатки их порочной или добродетельной сути. Аллегория о невинно оклеветанном заключает в себе вечный смысл, но она ассоциируется и с Флоренцией конца 15 века, временем подозрений, доносов и жестокости во имя «правды». Однако Боттичелли трактует собственно античный сюжет. Сцена происходит на фоне сияющей мрамором фантастической архитектуры. Ее украшают статуи и барельефы, которые в своей «живости» готовы сойти со стены. В изображении персонажей он использует мотивы своей ранней, «языческой» живописи, однако формы приобрели теперь сухость и почти безжизненность. Ощущается приближение кризиса – отказа от красоты мирского, к которому вскоре придет художник.

Выразительны все персонажи картины. Художник передал в каждом из них суть разных нравственных качеств. Царь Мидас, которого мы видим на троне, плохой судья: согласно античному мифу, он предпочел в музыкальном состязании Аполлона и Пана игру последнего, за что как невежу Аполлон наградил его ослиными ушами. Вот и в «Клевете», внимая наговорам Невежества и Подозрения, двух женщин со злыми лицами и искусственными змееподобными ужимками, он простирает в сторону обвиняемого слабый, неуверенный жест. Фигуры Истины и Раскаяния обращены к разуму зрителя. В их трактовке художник использует язык красноречия, риторики. Они призваны донести мысль о ценности Истины, которой часто пренебрегают в мире. Художник населил тронный зал царя Мидаса множеством фигур и сцен (скульптуры в нишах и барельефы) как из языческой, так и из христианской культуры. Это своего рода музей сюжетов на моральные темы – от мифа о Прометее до ветхозаветных пророков и святых. Боттичелли с увлечением предается трактовке этих мотивов, которые составляли репертуар ренессансного искусства. Скульптурным фигурам и сценам придано жизнеподобие, словно они способны вести отдельное существование в воображаемом пространстве.

Перейти к следующей работе мастера ►

Клевета Апеллеса. Деталь

Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком. Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио.

В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи. в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.

Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны:

(1465—1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).

Рекомендуем прочесть: Почему проверяют счетчики за деньги

Фискалы, филеры, сексоты

Не исчезают и доносчики-профессионалы — меняются только их названия.

В 1711 году учреждена сначала должность фискала (лат. fiscus — корзина; касса, казна, финансы), обязанного надзирать за исполнением чиновниками государственных служб и царевых поручений, а затем и обер-фискала — высшего должностного лица по тайному надзору за финансовыми и судебными делами. В случае выигрыша половина изъятого имущества или штрафа — и он незамедлительно превратился в завзятого клеветника. В фискалы рвались столь же рьяно, как нынче рвутся в депутаты, что даже вынудило власти ввести ограничения на эту должность.

В XIX в. агенты Охранного отделения и уголовно-сыскной полиции, занимавшиеся наружным, уличным наблюдением и негласным сбором информации, получили название филеров (фр. fileur — сыщик), или попросту наружников. Бранно-пренебрежительно их называли шпиками, топтунами, подошвами.


Николай Касаткин «Клевета», 1893. (Pinterest)

В конце XIX в. появляется понятие сексот (сокращ. «секретный сотрудник») — штатный осведомитель жандармских управлений. Затем это понятие перешло в лексикон советских силовых ведомств. Поставщик эпизодических сведений звался на жаргоне штучником. В период СССР из воровского жаргона народным лексиконом заимствуются именования доносчиков стукач и дятел. Менее употребительные синонимы — шептун, шестак, зуктер.

Аллегория клеветы с боттичелли

Ибо человек, который сам сознает справедливость выставляемых им обвинений, будет обличать противника, я уверен в том, прямо в лицо и потребует от него отчета и разберет его доводы в своем ответном слове, совершенно так

«Как же, следовательно, надлежит поступать разумному человеку в этом двойственном положении, когда он сомневается то в добродетели обвиняемого, то в правдивости обвинителя? На это именно, по-моему, намекнул Гомер в рассказе о Сиренах, велев ПЛЫТЬ МИМО, оставляя в стороне губительную прелесть этих звуков, и заграждать свои уши, не держать их раскрытыми настежь перед людьми, уже охваченными недугом, но, поставив при дверях надежного сторожа — разум, который проверил

Состязание в негодяйстве

На рубеже I-II вв. до н. э. в римский уголовный процесс чеканным шагом вошли делатории (лат. delatores — информаторы, осведомители), быстро ставшие ключевыми фигурами судебной системы. Сначала они извещали в основном о налоговых преступлениях, но скоро проникли во все сферы общественной и частной жизни. Честность первых делаториев сменилась продажностью и оговорами.

Обвинители, жившие исключительно на доходы от тяжб, а часто даже работавшие по найму, назывались квадруплатории (лат. quadruplatores). Им приходилось прилагать недюжинные усилия, дотошно выявляя финансовые нарушения и стаптывая сандалии в бесконечных розысках и преследованиях.


Моисей ван Эйтенбрук «Меркурий обвиняет Батта», ок. 1725. (Pinterest)

Ораторская слава Цицерона началась с выступления по делу Секста Росция, огульно обвиненного в отцеубийстве. Процесс был с блеском выигран. Впоследствии Цицерон настойчиво призывал как можно жестче ограничивать иски делаториев, презрительно называя их «кляузными дельцами» и «лаятелями на клепсидру».

В трактате «О республике» Цицерон напоминает римский «Закон Двенадцати таблиц», который предусматривал смерт­ную казнь за сочинение и рас­пе­вание клеветнических песен. Клеветников наказывали также бритьём головы и бровей и выжиганием на лбу клейма «С» — от calumniātor (клеветник).


Цицерон. (Pinterest)

Культ клеветы пошатнулся правлением Марка Ульпия Траяна (98−117 н. э.), который прекратил обвинительные дела по оскорблению императорской особы и величия римского народа. После скорого суда все изобличённые доносчики были посажены на корабли и отданы на волю волн…

Литература

Giorgio Vasari. Vite de» più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a» tempi nostri , 1568.
G. Cornini, Botticelli , in Art e Dossier, n. 49, settembre 1990, pp. 3-47.
F. Strano, Botticelli , in Gedea Le Muse, VI, Novara, Ist. Geografico De Agostini, 2004.

Sandro Botticelli e la cultura della cerchia medicea , Storia dell’arte italiana, II, diretta da Carlo Bertelli, Giuliano Briganti e Antonio Giuliano, Milano, Electa, 1990, pp. 292-299.
Ilaria Taddei, Botticelli , Firenze, Ministero per i Beni e le Attività culturali, 2001.
Bruno Santi, Botticelli , inI protagonisti dell’arte italiana , Scala Group, Firenze 2001. ISBN 8881170914

Главная героиня «Рождения Венеры»

Конечно, в центре всей картины находится образ прекрасной женщины. Далеко не всем известно, что образ для своей Венеры Боттичелли взял с натуры. Некоторые исследователи считают, что для создания портрета богини художнику позировала Симонетта Веспуччи, известная флорентийская красавица, чьей руки добивались многие знатные мужчины того времени. В неё был безумно влюблён Джулиано Медичи, а сама Симонетта бесконечно восхищала художников.

Любил ли её Боттичелли? На этот вопрос мог бы ответить лишь он сам, но именно благодаря ему образ Симонетты остался запечатлённым на века. К сожалению, у красавицы была трагическая судьба. В возрасте 23 лет девушка умерла от чахотки. Несмотря на это, уже после своей смерти она стала лицом флорентийского Возрождения. Живописец настолько ярко помнил все черты Симонетты, что воспроизводил её образ в нескольких своих работах по памяти.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», 1486 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Сандро Боттичелли хотел показать в своём творении единство и гармоничное сочетание материального и духовного, слияние небесного и земного. На картине можно заметить аллегорические образы, что были заимствованы из древнегреческих и древнеримских преданий. В эпоху Возрождения многие живописцы обращались к сюжетам Античности, а Боттичелли достиг в этом особого мастерства.

Венера на полотне Боттичелли – практически точное отражение описания богини у греков или римлян. В античных легендах рассказывалось, что богиня появилась на свет из пены морской. Она отличалась женственностью и нежной красотой, была необыкновенно привлекательна. Древние мифы рассказывают, что у Венеры (греки называли её Афродитой) были длинные золотистые волосы. Это же мы видим и на полотне великого художника.

От пасквиля к гражданскому доносу

В XV веке в лексикон клеветы входит слово пасквиль — так начинают называть упоминаемые еще в античных источниках письменные сочинения, содержащие ложные порочащие сведения и жалобы (лат. liber famosus). По одной версии, слово образовано от фамилии римского башмачника Пасквино, автора ядовитых эпиграмм на власть. Согласно другой версии, пасквиль происходит от Pasquino — народного названия римской статуи, на которую по ночам приклеивались pasquinades — обличительные листки, анекдоты, карикатуры.

В 1606 году в английское право входит понятие мятежная клевета (seditious libel) как уголовное деяние, караемое пожизненным заключением. В отличие от мятежных речей — устных выпадов против государственной власти, «мятежная клевета» фиксировалась письменно. При этом социальные «верхи» не могли обходиться без доносчиков, а «низы» не хотели их терпеть. Курфюрст Кельна жаловался в 1686 г. на отсутствие претендентов на фискальные должности, поскольку люди «боялись презрения и поношения соседей».


Франсиско Гойя «Доносчики», 1799. (Pinterest)

Вторая треть XVIII в. примечательна протестами против поощрения доносительства. Главный выразитель этой прогрессивной идеи итальянский экономист и публицист Гаэтано Филанджиери в трактате «Наука о законодательстве» настаивал: все доносы должны игнорироваться официальными органами.

Во время Великой французской буржуазной революции анонимные доносы массово выкашивали политических врагов. Только за год правления якобинцев казнили около 12 тыс. человек. А в 1791 году французским законодательством было установлено понятие гражданского доноса (dé lation civique) — обязательного для всех совершеннолетних граждан.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: