Воздухоплавание в Петербурге и Гатчине
Своё широкое развитие авиация получила уже в начале XX века и позже, когда идея использования авиации в военных целях уверенно закрепляла свои позиции. Много ярких личностей посвятило авиационному делу свою жизнь: кто-то навсегда вошел в историю, другие практически исчезли из исторической памяти нашей страны. Здесь к месту упомянуть Н. Е. Жуковского и П.Н. Нестерова, А.С. Кудашева и М. Н. Ефимова, их имена едва ли будут забыты.
Создание Русского Императорского военно-воздушного флота приходится на период военных реформ (1905-1912 гг.), его родоначальником справедливо можно считать Великого князя Александра Михайловича. В те годы военное ведомство закупило самолеты французского производства, однако и в России открылось несколько заводов по изготовлению двигателей и летательных аппаратов (некоторые были дочерними предприятиями французских представителей). Параллельно открылись две летные школы – одна из них была в Гатчине, другая – в Севастополе
Однако важно отметить, что первая воздухоплавательная команда была сформирована даже раньше
Еще в конце XIX века в армии начали активно использовать воздушные шары и дирижабли, со временем возникла необходимость обучения будущих «пилотов». Зимой 1885 года под руководством А.М. Кованько начала действовать Воздухоплавательная команда, к 1890 году переименованная в Учебный воздухоплавательный парк. Наиболее значимым результатом неустанной работы Александра Матвеевича Кованько стало создание Офицерской воздухоплавательной школы, без которой едва ли так быстро сформировался бы Императорский воздушный флот. Русский воздушный флот развивался и базировался в Петербурге и Гатчине с 1885 по 1917 годы, но, несмотря на свой короткий век, внес существенный вклад в развитие мировой авиации.
Портрет А.М. Кованько (фото upload.wikimedia.org)
Главное здание Офицерской воздухоплавательной школы, Санкт-Петербург, Парковая ул., 7 (XX век и наши дни) (фото smolbattle.ru и okn-mk.mkrf.ru)
В наши дни на территории бывшего воздухоплавательного парка на Волковском поле в черте Петербурга создан Музей офицерской воздухоплавательной школы. Сохранилась часть построек того времени – караульный дом, канцелярия и офицерский дом генерала-лейтенанта Александра Матвеевича Кованько. Попытка сохранения исторического наследия русской авиации на данный момент никак не поддерживается государством, и развитие музея возможно только благодаря вкладу посетителей. Сегодня в музее действует фотовыставка, представлена впечатляющая коллекция моделей летательных аппаратов: самолет Сикорского СИ-16 времен Первой Мировой войны, копия воздушного шара, действующие модели летательных аппаратов амфибия, экраноплан и многое другое.
Экспонаты Музея офицерской воздухоплавательной школы (фото ic.pics.livejournal.com, club.silver-ring.ru)
В Гатчине погружение в историю авиации можно совершить в Музее истории авиационного двигателестроения и ремонта, здесь каждый получит возможность узнать, как развивалась отрасль в XX веке, и увидеть современные достижения в области ремонта авиационной техники. Музей принимает экскурсионные группы только по предварительной записи, поэтому туда удобнее отправляться с компанией или экскурсионной группой.
Музей истории авиационного двигателестроения и ремонта, Гатчина (фото artikka.net, tourprom.ru, club.silver-ring.ru)
Коллекция
F-14A Tomcat на выставке перед Национальным музеем военно-морской авиации (вид справа)
- Beechcraft GB Путешественник
- Экспедитор Beechcraft СНБ-5П
- Бичкрафт Т-34 Наставник
- Bell AH-1 Sea Cobra
- Колокол HTL-4
- Bell HTL Sioux
- Колокол HH-1K Ирокез
- Bell TH-57 Морской Рейнджер
- Боинг CH-46 Sea Knight
- Боинг F4B-4
- Брюстер SB2A Буканьер
- Cessna JRC Bobcat
- Цессна О-1 Птичья собака
- Консолидированный N2Y
- Консолидированный PBY Catalina (приостановлено)
- Консолидированный PBY Catalina (в разрезе)
- Консолидированный PBY Catalina (Flight Line)
- Консолидированный PB2Y Coronado
- Консолидированный PB4Y-2 / P4Y-2G Privateer
- Convair C-131 Самаритянин
- Curtiss A-1 Triad
- Кертисс BFC Ястреб-тетеревятник
- Curtiss F6C Ястреб
- Curtiss F7C Seahawk
- Curtiss JN-4D Дженни
- Curtiss Модель F
- Кертисс NC-4
- Curtiss N2C Fledgling
- Curtiss P-40 Томагавк
- Curtiss-Wright R5C Commando
- Curtiss-Wright SNC Falcon
- de Havilland Canada NU-1B Выдра
- Дуглас А. Д. Skyraider
- Дуглас A3D Skywarrior
- Дуглас А-4А Скайхок
- Дуглас A-4E Skyhawk
- Дуглас А-4 Скайхок ( Голубые ангелы )
- Дуглас А-4 Скайхок ( Голубые ангелы )
- Дуглас А-4 Скайхок ( Голубые ангелы )
- Дуглас А-4 Скайхок ( Голубые ангелы )
- Дуглас R4D-5L Skytrain
- Дуглас C-117D (R4D-8) Skytrain
- Дуглас R6D / C-118 Liftmaster
- Дуглас Дельфин
- Дуглас F3D Skyknight
- Дуглас F4D Skyray
- Дуглас D-558-1 Skystreak
- Дуглас Джей Ди Захватчик
- Дуглас SBD Dauntless (Подводный дисплей)
- Дуглас SBD Dauntless ( ветеран Midway )
- Фоккер Д. VII
- Ford RR-5 Тримотор
- General Dynamics F-16N Viper
- General Motors FM-2 Wildcat (Quarterdeck)
- General Motors FM-2 Wildcat (Тихоокеанский остров)
- Дженерал Моторс TBM Avenger
- Goodyear FG-1D Corsair
- Автомобиль управления дирижаблем Goodyear K-47
- Автомобиль управления дирижаблем Goodyear L-8
- Автомобиль управления Goodyear ZPG-2
- Грумман А-6 Злоумышленник
- Грумман AF Guardian
- Грумман C-1 Трейдер
- Grumman E-1 Tracer
- Грумман E-2 Соколиный глаз
- Грумман Ф.Ф.
- Грумман F3F
- Grumman F4F Wildcat (Подводный дисплей)
- Грумман F4F-3 Wildcat
- Грумман F4F-3A Wildcat
- Грумман F6F-3 Hellcat
- Грумман F6F-5 Hellcat
- Grumman F7F Tigercat
- Грумман F8F Bearcat
- Grumman F9F-2 Пантера
- Грумман F9F-6 Cougar
- Грумман F9F-8 Cougar
- Грумман F11F Тигр
- Grumman YF-14A Tomcat (Пьедестал снаружи)
- Грумман F-14D (R) Tomcat
- Грумман F-14A Tomcat
- Grumman HU-16 Альбатрос
- Грумман J2F Утка
- Грумман J4F Widgeon
- Грумман JRF Гусь
- Grumman S2F Трекер
- Grumman TC-4C Academe
- Ханриот HD.1
- Hawker Siddeley AV-8C Харриер
- Hiller HTE
- Межгосударственный TDR
- Каман H-2 Seasprite
- Каваниши N1K2 Шиден
- Lockheed C-130T Hercules ( )
- Lockheed EC-121 Предупреждающая звезда
- Lockheed KC-130F Геркулес
- Локхид Л-10 Электра
- Локхид PV-2 Гарпун
- Lockheed P2V-1 Neptune (Беспощадная черепаха)
- Локхид Р-3А Орион
- Lockheed S-3 Viking (бывший Navy One )
- Локхид ТВ-2
- Мартин А. М. Маулер
- Мартин СП-5Б Марлин
- Макдоннелл FH Фантом
- Макдоннелл F2H Банши
- McDonnell F2H-2P Фото Банши
- Макдоннелл F3H Демон
- McDonnell Douglas C-9 Skytrain II
- McDonnell-Douglas F-4N Phantom II
- McDonnell Douglas F / A-18 Hornet (Голубые ангелы)
- McDonnell Douglas F / A-18 Hornet (Тактический)
- Макдоннелл-Дуглас RF-4B Phantom II
- Мессершмитт Me 262
- Микоян-Гуревич МиГ-15
- Митсубиси А6М Ноль
- Авиационный завод ВМФ N3N-3 Canary (Колеса)
- Авиационный завод ВМФ N3N-3 Canary (поплавки)
- Новый Стандарт NT-1
- Nieuport 28 C.1
- Североамериканский Эй Джей Сэвидж
- Североамериканский FJ-2 Fury
- Североамериканский FJ-4 Fury
- Североамериканский PBJ Mitchell
- Североамериканский RA-5C Vigilante
- Североамериканский SNJ Texan
- Североамериканский SNJ Texan (в разрезе)
- Североамериканский Т-2 Бакай
- Североамериканский троян Т-28
- Североамериканский Т-39 Sabreliner
- Нортроп Т-38 Коготь
- Пясецкий HUP ретривер
- Командный модуль Project Apollo / Skylab
- Райан NR-1 Рекрут
- Швейцер LNS-1
- Сикорский CH-37 Мохаве
- Морской Жеребец Sikorsky CH-53
- Sikorsky H-3 Морской король
- Sikorsky HH-52 Sea Guard
- Журчалка Sikorsky HNS
- Сикорский HO3S
- Сикорский HO5S
- Sikorsky HSS / HUS Seabat / Морской конек
- Sikorsky SH-60B Сихок
- Sikorsky VH-3 «Морской король»
- Сопвит F.1 Camel
- Stearman N2S Кайдет
- Temco TT-1 Пинто
- Томас-Морс S-4C Разведчик
- Timm N2T Репетитор
- Воут А-7 Корсар II
- Воут F4U-4 Корсар
- Воут F7U Cutlass
- Воут F-8 Крестоносец
- Воут OS2U Зимородок
- Vought SB2U Vindicator
- Vultee SNV Valiant
Северный Флот Российской Федерации
Северный флот ВМФ — межвидовое стратегическое объединение Вооруженных Сил России, самый «молодой» из всех военных флотов РФ. Основное место базирования флота — ЗАТО Североморск. Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. Северный флот — межвидовое стратегическое объединение, по сути являющиеся военным округом России. Флагман — тяжелый атомный ракетный ордена Нахимова крейсер «Петр Великий». Командующий Северным флотом — вице-адмирал Моисеев Александр Алексеевич.
Структура Северного флота
Структура Северного флота
Подводные силы
Сухопутные и береговые войска — 61 отдельная бригада морской пехоты — 200 отдельная мотострелковая бригада — 80 отдельная мотострелковая бригада (арктическая)
45 армия ВВС и ПВО
Кольская флотилия разнородных сил
Беломорская военно-морская база
2 апреля 2020 года Головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков» вышел из Североморска в Баренцево море и взял курс на Северодвинск. Там он пройдет плановое обслуживание и частичную модернизацию систем и механизмов. После завершения технических работ корабль выйдет на испытания в полигонах боевой подготовки флота в Белом море. Во время перехода экипаж судна продолжит совершенствовать военно-морскую подготовку и отработает задачи противовоздушной и противолодочной обороны, а также мероприятия по борьбе за живучесть на ходу в море.
21 января 2020 года в Североморске прошла торжественная церемония первого подъема флага вспомогательного флота ВМФ России на среднем морском танкере «Академик Пашин». Судно было официально принято в состав Северного флота. В событие принял участие командующий Северным флотом вице-адмирал Александр Моисеев. Успешно проведенные ранее испытания танкера подтвердили его улучшенные ТТХ и выросшие возможности по передаче грузов на корабли.
9 января 2020 года в акватории Черного моря группировка кораблей Северного флота провела совместные учения с Черноморским флотом. За ходом маневров с борта крейсера «Маршал Устинов», наблюдал Верховный главнокомандующий ВС РФ Владимир Путин. В учениях были задействованы более 30 кораблей, подводная лодка ЧФ и авиация. В ходе маневров самолеты запустили комплексы «Кинжал», а экипажи судов выполнил стрельбы крылатыми ракетами «Калибр» и противокорабельными ракетами «Москит».
1 июля 2020 года на российском научно-исследовательском глубоководном аппарате вспыхнул пожар, в результате которого погибли 14 моряков-подводников. Люди погибли от отравления продуктами горения. Инцидент произошел в российских территориальных водах. Аппарат занимался изучением придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России. ЧП возникло при проведении биометрических измерений. Действиям команды очаг возгорания был ликвидирован. Глубоководный аппарат находится в военно-морской базе Североморск. Причины произошедшего устанавливаются.
20 июня 2020 года В Баренцевом море завершилось комплексное учение противолодочных сил Северного флота по обнаружению и вытеснению подводной лодки условного противника из заданного района. В учении были задействованы 4 надводных корабля, 4 противолодочных самолета Ил-38 и две многоцелевые подводные лодки. Также в мероприятии приняли участие отряды спецназа по борьбе с подводными диверсионными силами. Были отработаны действия дежурных экипажей противолодочной авиации, малых противолодочных кораблей, подводных лодок и групп боевых пловцов по различным внезапным вводным.
10 июня 2020 года В заливе Баренцева моря на Северном флоте военнослужащие поисково-спасательного обеспечения оказывали помощь подводной лодке, условно попавшей в аварию. В учениях приняли участие более десяти единиц авиационной и морской техники и две подлодки — большая дизель-электрическая Владикавказ и глубоководный спасательный аппарат АС-34.
11 мая 1937 года Северная флотилия преобразована в Северный флот. В то время на Севере активно началось строительство и усиление флота. В частности строились базы и аэродромы. Кроме того начали создаваться береговая охрана и судостроительная база.
1 июня 1933 года образована Северная военная флотилия. Является самым «молодой» из всех военных флотов России. Первые корабли на Севере стал строить Петр I в 1694 году. Однако затем все корабли были переведены на Балтику.
Морская авиация ВМФ
Флагманом Северного флота военно-морских сил Российской Федерации является тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Он способен нести на своём борту полноценное авиакрыло ударных и разведывательных летательных аппаратов. Состав боевой авиационной техники ТАВКР проекта 1143.5 на момент постановки в сухой док с целью капитального ремонта и модернизации (2017 год):
- палубные истребители Су-33, МиГ-29К, МиГ-29КУБ;
- учебно-тренировочный штурмовик Су-25УТГ;
- противолодочные вертолёты Ка-27, Ка-27ПС и Ка-29;
- вертолёты радиолокационного дозора Ка-27РЛД.
Общее количество самолётов, составляющих авиакрыло ТАВКР проекта 1143.5 – 44 единицы.
Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» – единственный корабль на флоте, приспособленный для взлёта/посадки истребительной и штурмовой авиации. Противолодочную авиацию, палубные многоцелевые вертолёты разработки акционерного общества (объединённого конструкторского бюро) «Камов», имеют экипажи кораблей ещё 9 проектов:
Проекты общества “Камов” | ||
---|---|---|
№проекта | Тип судна | Марка вертолета |
1144.2 | тяжелый атомный ракетный крейсер “Орлан” | Ка-27ПЛ, Ка-29, Ка-31 |
1164 | ракетный крейсер типа “Атлант” | Ка-27ПЛ, Ка-25РЦ |
1155 | большой противолодочный корабль типа “Фрегат” | Ка-27ПЛ |
22350 | фрегат | Ка-27ПЛ |
956 | эскадренный миноносец | Ка-27 |
20380 | корвет типа “Стерегущий” | Ка-27ПЛ |
11540 | сторожевой корабль | Ка-27ПЛ |
11351, 11356, 11356Р/М | сторожевой корабль | Ка-27/Ка-27ПС, Ка-28, Ка-31 |
В 2016-2017 гг. на кораблях Средиземноморской оперативно-тактической эскадры военно-морского флота России прошли испытания новейшие палубные ударные вертолёты соосной конструкции Ка-52 «Катран».
Совершенствование всех типов летательных аппаратов морского базирования осуществляется с целью повышения незаметности, увеличения дальности/скорости полёта, оснащения высокоточным ракетным оружием, средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и поиска подводных лодок вероятного противника. Задачами экипажей самолётов/вертолётов морского базирования являются обнаружение надводных/подводных целей, сбор/обработка информации о вероятном противнике, выдача целеуказания для его нейтрализации или поражения.
Структура авиации ВМФ
Род сил, который до уничтожения Советского Союза (1991 год) носил название «ВВС ВМФ СССР», сегодня называется Морской авиацией военно-морского флота Российской Федерации (МА ВМФ). Его задачи:
- поиск/уничтожение боевых сил вероятного противника (конвои, десантные отряды, одиночные корабли, самолёты, вертолёты, крылатые ракеты);
- прикрытие отрядов боевых кораблей во время учений/боевых походов от ударов с воздуха;
- наведение ударных сил на корабельные соединения противника, выдача целеуказания с целью их уничтожения;
- проведение минных постановок, радиоэлектронной разведки;
- воздушные перевозки, десантирование;
- поисково-спасательные работы.
До 2008 года в состав морских авиационных сил входили боевые части Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийский флотБалтийского флотов, а также части центрального подчинения.
В боевой состав войсковых/учебных частей входили самолёты ракетоносной, истребительной, штурмовой, противолодочной, поисково-спасательной, специальной, транспортной авиации.
Части МА имеют в своём составе ещё несколько родов авиации:
- разведывательная;
- противоминная;
- РЭБ;
- вспомогательная.
Последнее наименование включает широкий спектр авиационной техники, предназначенной для решения различных задач – радиоэлектронной, противоминной, противолодочной борьбы, обнаружения, наведения, управления, связи, снабжения топливом основных авиационных сил ВМФ, проведение поиска/спасения людей, осуществление транспортных (санитарных) операций.
Будет интересно: Авианосцы США
После унификации структуры боевой состав сил авиации морского флота по местам базирования подразделяется на две категории:
- Палубная (морская) авиация.
- Береговая авиация.
Как род сил, подразделения авиационных сил морского базирования выполняют специальные задачи совместно с Сухопутными войсками/Воздушно-космическими силами Министерства Обороны Российской Федерации.
Су-33: первый корабельный истребитель
Су-33 можно назвать палубной версией легендарного Су-27, которая была создана по заказу ВМФ для защиты флота от воздушного нападения. В 1989 году истребитель Су-27К (так назывался тогда Су-33) совершил первую в отечественной истории «обычную» посадку самолета на палубу авианосца. На долгие годы Су-33 стал единственным корабельным истребителем отечественного ВМФ.
Фото: Минобороны РФ / wikimedia.org
Специалистам ОКБ Сухого удалось достаточно оперативно сдать на вооружение новый палубный самолет. Дело в том, что система вооружения серийного фронтового истребителя Су-27 не требовала особых изменений для корабельной версии. Конечно, морской вариант истребителя был доработан для базирования самолета на корабле, например, была установлена система складывания крыла. Кроме того, потребовались усиленные опоры шасси и наличие тормозного гака.
Су-33 базируются на тяжелом авианесущем крейсере ВМФ РФ «Адмирал Кузнецов». В составе авиагруппы «Адмирала Кузнецова» истребители применялись в операциях вооруженных сил РФ в Сирии. Это было первое в истории России боевое применение палубных самолетов Су-33.
Описание:
Телефон:Адрес:Проезд:Режим работы:*Входная плата:*Интернет:
афиша, события и экскурсии |
Памятные даты и ежегодные мероприятия: дата основания — 21.04.1998
18 мая | — День музеев |
Описание: Музей морской авиации ВМФ России создан усилиями энтузиастов на родине отечественной морской авиации в СПб. Это первый в России такой музей. Основной организатор музея — военно — исторический фонд морской авиации, а прошедшие 8 лет собрал многого уникальных исторических документов и ценных вещей, в т. ч. уже более 50 личных архивов деятелей морской авиации (первого отечественного конструктора мор. самолетов Д.И.Григоровича, конструктора мор. самолетов предвоенных лет И.В.Четверикова, летчиков — дважды героя советского союза В.И.Ракова, маршала авиации И.И.Борзова, одного из организаторов отечественной морской авиации С.Э.Столярского и многих других). В экспозиции и фондах музея собрано большое количество документов, фотографий, личных вещей, фрагментов авиационной техники, моделей, относящихся к богатой истории морской авиации от момента ее рождения (август 1912 г.) до настоящего времени. Посетители музея постоянно высказывают желание об открытии при музее натурной выставки морской авиационной техники. |
Основатель: Беляков Аркадий Иванович, год рождения 1929 |
Основные экскурсии: Санкт-Петербург — родина отечественной морской авиации Строительство и развитие морской авиации в России Морская авиация в Великой Отечественной войне
Дополнительные услуги:Образовательные услуги:Местные достопримечательности:
профессионалу |
Основные должностные лица:*Адрес дирекции:Даты открытия и основания:Бюджетный статус:Организационно-правовая форма:Тип организации:Классификация организации:Площади организации:Количество сотрудников:Среднее кол. посетителей в год:В структуре организации имеются:Вышестоящая организация:Единиц хранения:
Наиболее ценные (уникальные) коллекции: Коллекции личных вещей, наград, автографов выдающихся деятелей мор. авиации; Коллекции фотонегативов и слайдов отечественной авиационной техники (ок. 5000) модели авиационной техники, в т.ч. самолетов начала века, фотоальбомы боевых полков морской авиации (Более 40) скульптурные портреты выдающихся деятелей морскй авиации картины, гравюры наиболее интересные предметы фондов
Выездные и обменные выставки:
Издания, выпущенные организацией: «Авиация Российского флота», СПб, «Судостроение», 1996 г. А.И. Беляков. «Воздушные путешествия», СПб, «Политехника», 1993 г. «Книга рекордов Петербурга», «Иванов и Лещинский», СПб, 1995
www.museum.ru
Создание Морской Авиации Красного флота
Смена существующей власти, изменение строя и начавшееся гражданское противостояние привело к разрушению Российской армии, ВМФ и всех оборонных структур. Отдельные оставшиеся в строю гидросамолеты были переброшены с акваторий морей на реки и большие озера для поддержки наземных операций противостоящих сторон. Разруха того времени добила остатки могучего воздушного флота и Советской власти нужно было начинать все сначала. Реввоенсовет Советской России пытался восстановить отдельные гидроавиаотряды, и к 1920 году удалось сохранить всего 75 гидропланов и колесных аэропланов
Пришли в негодность авианесущие корабли, авиастроительные и ремонтные предприятия, не пополнялся личный состав, а самое важное, то, что ВМА перестала быть отдельной силой в структуре РКВМФ
После кровопролитных войн страна пребывала в страшной разрухе, и ее восстановление требовало огромного напряжения ресурсов и средств. Поэтому на восстановление морской авиации не хватало денег, современных материалов, специалистов. Ее не считали важным элементом в укреплении обороноспособности и парк пополнялся минимумом гидросамолетов, которые фактически были пригодны только для разведывательных операций на морях.
В 30-е годы, с ростом промышленного потенциала, авиация стала символом развития страны, каждый мальчишка мечтал стать военлетом, а специальные операции в полярных льдах сделали морских летчиков национальными героями и примером для подражания. Было создано общество ОСОАВИАХИМ, позже переименованное в ДОСААФ (Добровольное Общество Содействия Армии Авиации и Флоту). Это было время лучшей конструкторской мысли, активного развития авиастроения, технического обновления армии и флота. Утверждение Наркомата ВМФ и включение морской авиации в состав флота, утвердило ее как важнейший род Военно-Морских сил СССР. Конструкторы разработали, а заводы запустили в производство тяжелые гидросамолеты, оснащенные минно-торпедным и бомбардировочным вооружением.
Период второй мировой войны
В конце сороковых фашистская Германия развязала в Европе Вторую Мировую войну, а союзница Гитлера и Муссолини милитаристская Япония включилась в нее на Юго-Востоке и в Тихоокеанском бассейне. Вступив в активное противостояние с Америкой за контроль над Китаем, военное руководство решало, как нанести сокрушительный удар по США. В своей стратегии они решили использовать опыт англичан, когда корабельные самолеты с авианосца разбомбили итальянский флот в гавани Таранто. Японские авианосцы подошли на подлетное расстояние, и морская авиация провела массированный налет на американскую базу Пирл-харбор, расположенную на Гавайях. В результате, одним мощным ударом был уничтожен американский Тихоокеанский флот. Большую роль в этом налете сыграли летчики смертники «камикадзе», которые направляли свои машины на авианосцы, крейсера и другие корабли, стоящие у причалов.
На европейском театре война продолжалась по своему сценарию и после вторжения фашистских орд все силы страны были брошены на отражение агрессии. Участвуя в Великой Отечественной войне, морские летчики наносили фашистам серьезный урон в акваториях Балтики, южных и северных морей. Кроме уничтожения кораблей и других судов, военная обстановка требовала нанесения урона врагу на земле и в небе. В летопись Морской авиации ВМФ России вписано огромное количество страниц об успешных сражениях и беспримерных подвигах морских летчиков.
Мировым признанием и неувядаемой славой покрыла себя морская авиация Балтийского флота, когда в начале августа 1941 года, первыми во Второй Мировой войны, нанесли бомбовый удар по столице третьего рейха. За годы Отечественной войны авиация ВМФ сделала свыше 350 тысяч боевых вылетов, сбила более 5.5 тысяч машин врага в воздушных боях и разбомбила на аэродромах. В морских операциях и при защите Северных конвоев уничтожила 407 военных кораблей и 371 транспортное судно Германии и флотов ее союзников. Обо всех подвигах можно узнать, посмотрев экспозицию музея Морской Авиации Военно-морского флота России, а память о них хранится в сердцах благодарных внуков.
А.Ф. Можайский и исток отечественной авиации в Красном селе
Авиация долгое время оставалась несбыточной мечтой не одного поколения. А.Ф. Можайский был первым, кто возымел дерзость тягаться с небом. Александр Федорович был потомственным моряком и большую часть своей жизни посвятил морю. Отчасти безрассудная и фантастическая идея о полете человека появилась у Можайского на военной морской службе во время вынужденного проживания в Японии (1854-1855 гг., после гибели фрегата «Диана»). Он наблюдал, как японцы запускают воздушных змеев, и в его воображении зародилась мысль о создании подобного летательного аппарата, только способного поднять человека. После выхода в отставку с 1863 года он смог посвятить себя новому делу. В итоге Александр Федорович, опережая прогресс и во многом вопреки обстоятельствам, спроектировал и испытал первый в мире самолет. Он обогнал в этом деле на целых 20 лет американцев братьев Райт, которым не совсем заслуженно полностью приписывают изобретение. Осенью 1876 года в петербургском манеже была представлена первая летающая модель самолета, после чего изобретатель принялся за строительство аппарата в натуральную величину. Военное ведомство выделило Можайскому место на военном поле в Красном селе, однако финансировать проект отказалось. Александр Федорович продал и заложил практически все, что имел, и к 1884 году представил летательный аппарат «Жар птица». Испытания прошли в присутствии военного ведомства. К сожалению, ввиду секретности проекта не сохранилось подлинных документов об их результатах. По одной из версий самолет на короткое время оторвался от земли и совершил жесткую посадку, в ходе которой пострадал пилот (механик Иван Голубев). Проект был закрыт, Можайский спустя некоторое время умер, а самолет продолжал разрушаться в сарае в Красном селе.
Модель самолета Можайского (фото wikimedia.org)
Сегодня о былых временах и конструкторских подвигах в Красном селе напоминают только памятный знак «Место испытания самолета А.Ф.Можайского» и, собственно, памятник великому изобретателю, чья идея не была воспринята всерьёз современниками.
Памятник А.Ф. Можайскому, Красное село (фото upload.wikimedia.org)
Амфибии спешат на помощь
Взамен противолодочных самолетов советской разработки Ил-38 и Ту-142 морская авиация в ближайшие годы получит новый патрульный комплекс на базе Ту-204. Он будет действовать в едином информационном пространстве ВС России, сможет управлять беспилотными летательными аппаратами и безэкипажными катерами, а также бороться с любыми надводными и подводными объектами.
Авиация_6
Первый построенный для Министерства обороны РФ самолет-амфибия Бе-200ЧС
Фото: ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»
В феврале этого года в Таганроге совершил свой первый полет флотский Бе-200ЧС. ВМФ РФ уже более века эксплуатирует самолеты-амфибии. Если вспомнить, морская авиация России и была создана на базе гидросамолетов. Однако в настоящее время летает несколько Бе-12 почти полувекового возраста.
Амфибии крайне удобны в поисково-спасательных операциях. В годы Второй мировой войны американские гидросамолеты «Каталины» спасли несколько сотен сбитых летчиков. Теперь же можно наблюдать возрождение российской военной гидроавиации. Первые флотские Бе-200 будут служить на Каспийском море, и местная флотилия получит свою собственную морскую авиацию, которой у нее не было со времен Великой Отечественной войны.
Новые возможности МиГ-31
В составе морской авиации также есть две эскадрильи, вооруженные истребителями МиГ-31. Одна дислоцируется на Кольском полуострове, другая — на Камчатке. Последняя активно перевооружается на модернизированные МиГ-31БМ. И ее можно считать драйвером освоения новых методов использования воздушных кораблей.
Камчатские «МиГи» совершают полеты в район Северного полюса, учатся работать в стратосфере, прикрывают наши стратегические бомбардировщики во время патрулирования у берегов Аляски. Сейчас в России создаются противоспутниковые ракеты воздушного базирования. После их принятия на вооружение флотские МиГ-31 смогут вести звездные войны.
Авиация_2
Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ во время учебно-тренировочных полетов
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
Но это еще не всё. В ближайшие годы эскадрильи МиГ-31БМ будут развернуты в полки и вооружены гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». По сути, произойдет возрождение знаменитой советской морской ракетоносной авиации.
В годы холодной войны одной из основных сил советского ВМФ были полки с ракетоносцами Ту-22М. Эффектная атака такими самолетами американского авианосца и его поражение ракетами Х-22 показана в фильме «Все страхи мира».
Вместе с тем прорыв противовоздушной обороны корабельных соединений стран НАТО и выход самолетов Ту-22М на рубеж атаки оставляли мало шансов уцелеть пилотам этих машин. Теперь же полки «МиГов» с «Кинжалами» на борту и ударные беспилотники дальнего радиуса действия станут глобальной ударной силой и смогут поражать корабельные группировки противника на любых расстояниях.
Авиация_3
Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой «Кинжал» во время летно-тактических учений
Фото: ТАСС/Министерство обороны РФ
Но самое главное, при этом не придется рисковать жизнями экипажей. Потенциал, заложенный в истребители МиГ-31 при их создании 40 лет тому назад, начал полностью раскрываться только в последнее время.
Выставка «На границе моря и небес… К 105-летию военно-морской авиации России»
15 июля 2021 — 8 ноября 2021
15 июля 2021 года в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого открылась выставка «На границе моря и небес… К 105-летию военно-морской авиации России».
Памятная дата приурочена к победе морских летчиков 21 июня (4 июля) 1916 г. во время Первой мировой войны, когда четыре гидросамолета М-9, базировавшиеся на авиаматке «Орлица», над Балтийским морем в воздушном бою сбили два немецких аэроплана. Однако история отечественной морской авиации началась как минимум десятилетием ранее
Именно русские морские офицеры внесли большой вклад в науку о «летании», увидели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи военного флота, приложив массу усилий для подготовки авиационных специалистов, приобретения самолетов и организации самолетостроения
В первые месяцы войны 1914–1916 гг. опыт применения авиации показал, что боевые возможности самолетов выходят далеко за рамки разведки. Во время Гражданской войны морская авиация действовала на всех ее фронтах. Боевую проверку подразделения морской авиации прошли в ходе боевых действий у о. Хасан и на р. Халхин-Гол, а также во время Советско-финляндской войны. За весь период Великой Отечественной войны авиация Военно-Морского Флота произвела 357 238 самолетовылетов. Не было ни одной морской операции, в которой не принимала бы активного участия авиация флота, на долю которой приходится около 57% транспортных и более 66% боевых и вспомогательных кораблей, потерянных врагом от воздействия сил флота в целом. По характеру решаемых задач и результатам боевых действий авиация ВМФ являлась главной силой флота.
В послевоенный период одним из важных мероприятий по обеспечению безопасности страны и дальнейшему развитию морской авиации явилось привлечение научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро к перевооружению морской авиации на реактивную технику, создание новых родов авиации – противолодочной, ракетоносной и корабельной. В настоящее время происходит возрождение боевой мощи морской авиации России. Сегодня интерес к морской авиации по-прежнему не угасает, а профессия морского летчика остается востребованной и престижной.
На выставке представлены живописные и графические произведения, портреты летчиков, плакаты, модели самолетов и кораблей, фотографии, образцы формы одежды, личные вещи, документы, награды, скульптура, оружие, предметы фалеристики.
Куратор выставки научный сотрудник музейного отдела ЦВММ (отдел фондов) Е. В. Овсянникова.
Выставка продолжит работу до 08 ноября 2021 года