Музей истории петербургской консерватории им. н.а. римского-корсакова

Мультимедийный зал.

Мультимедийная экспозиция располагается в экспозиционном зале музея, состоит из пяти интерактивных зон, аудио-зоны и экспозиционной части.

«Основы дирижирования» позволяют стать настоящим руководителем оркестра, послушать рекомендации дирижера, исполнить три сочинения Римского-Корсакова, попробовать держать темп, делать ауфтакт, включать группы инструментов и следить за динамикой.

«Цветной слух» при помощи пяти калейдоскопов наглядно иллюстрирует феномен синестезии, или, как называл его сам Н. А. Римский-Корсаков, «звукосозерцания».

«Световой орган» помогает исследовать собственные ассоциации между цветом и звуком и создать свою цветомузыкальную композицию.

«Основы оркестровки» дают представление о составе и звучании симфонического оркестра. Здесь можно послушать каждый инструмент, отдельные группы струнных и духовых, полнозвучный оркестр Римского-Корсакова, а также составить свою палитру инструментов на основе сочинения композитора и сравнить результат.

«Основы аранжировки» дают возможность создать новое произведение, опираясь на отрывки из сочинения Римского-Корсакова. К предложенным фрагментам можно будет применить эффекты обработки звука и на основе различных комбинаций сконструировать свой музыкальный коллаж.

По всему залу расположены зоны для прослушивания, в которых собраны сотни записей сочинений Н. А. Римского-Корсакова в различных интерпретациях.

Экспозиционная часть зала дополнена новыми фотоматериалами.
Проект выполнен по заказу Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Автор, куратор проекта – Лидия Адэр
Куратор, рецензент – Нина Костенко

Благотворительный проект «Я вижу музыку» 

Благотворительный проект «Я вижу музыку» ориентирован на детей с особенностями развития (синдром Дауна и аутизм). Проект существует с 2015 года и представляет собой серию интерактивных концертов для особых детей.
В 2016 году проект был отмечен почетным дипломом жюри на ежегодном конкурсе «Музейный Олимп» в номинации «Музей-детям».
Проект инициирован сотрудниками Мемориального музея-квартиры Н. А. Римского-Корсакова и осуществляется при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.Подробнее

Музей истории Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова

Скрыть рекламу в статье

Музей истории Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова

Театральная площадь, 3.

Тел.: 312-54-56.

Станция метро: «Сенная», «Садовая», «Спасская».

Время работы: ежедневно – 10.00–18.00, выходные дни – суббота, воскресенье.

Для лиц с ограниченной подвижностью: специальных приспособлений не предусмотрено.

История музея

В 1859 г. основано Русское музыкальное общество под патронатом великой княгини Елены Павловны (вдовы младшего брата императора Николая I), великого князя Михаила Павловича. Позже в Михайловском дворце великой княгини открылись первые классы консерватории под руководством музыканта и композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Официальное открытие Консерватории – первого высшего музыкального заведения России – состоялось 8 сентября 1862 г., ее первым артистическим директором был назначен А. Рубинштейн.

В первый год существования Консерватории принято 179 учеников, в дальнейшем – более 200. Профессорами были выдающиеся музыканты: фортепиано – А. Рубинштейн, Ф. Лешетицкий, А. Герке; скрипки – Г. Венявский, Л. Ауэр; виолончели – К. Шуберт, К. Давыдов; флейты – Ц. Чиарди; арфы – А. Цабель; вокальные классы – Г. Ниссен-Саломан, К. Эверарди; теории композиции – Н. Заремба и др. Гордостью русского исполнительского искусства явились воспитанники Консерватории: пианистка А. Есипова, виолончелист А. Вержбилович, певица Е. Лавровская, бас Ф. Стравинский и многие другие.

Среди первых выпускников Консерватории – Петр Ильич Чайковский, окончивший ее в 1865 г. с большой серебряной медалью.

С 1871 г. профессором кафедры теории композиции и инструментовки назначается Николай Андреевич Римский-Корсаков. Среди его учеников были А. Лядов, Л. Саккетти, Я. Витол, М. Штейнберг, позже ставшие профессорами Консерватории, а также С. Прокофьев и И. Стравинский.

В 1896 г. для Консерватории построили новое здание по проекту архитектора В. Николя. В соответствии с идеями А.Г. Рубинштейна стало возможным совместить в одном здании процесс обучения музыкальным специальностям и практику выступлений на сцене.

В начале XX в. директором Консерватории избран выдающийся русский композитор Александр Константинович Глазунов.

В 1918 г. Консерваторию передали в ведение Наркомпроса.

В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации Санкт-Петербургская консерватория внесена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Музей истории Консерватории открылся 18 марта 1969 г., в 125-летнюю годовщину со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова.

Экспозиция

В музее хранятся альбомы, адреса, автографы, афиши, пригласительные билеты, ленты, газетные вырезки. Можно познакомиться с историей Консерватории, а также с историей возникновения и развития исполнительских и композиторских школ.

Оглавление книги

Как появилась Филармония и какими были первые годы ее работы

— Неудивительно, что Петербургская филармония отсчитывает свою историю от Филармонического общества. Преемственность сохранилась и в локации концертной жизни: это нынешние Большой и Малый залы Филармонии. Но основной причиной создания филармонии было желание спасти бывший Придворный оркестр. Он был учрежден летом 1882 года высочайшим повелением Александра III, играл на придворных церемониях, балах, в 1901 году получил право платных публичных концертов, создал систему абонементов, в том числе для студенчества, играл и в зале Дворянского собрания. Когда в феврале 1917 года случилась революция, оркестр на общем собрании объявил себя государственным — ведь императорского двора больше не было. После Октябрьской революции положение оркестра оказалось бедственным. Музыканты пытались выжить, давали так называемые народные концерты в Капелле, Народном (бывшем Дворянском) собрании, в Гербовом зале Эрмитажа — шутка ли: раньше там жили цари, а теперь он принадлежит народу!

Оркестр очень опекал народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский: выпускал директивы, выступал в прессе, убеждая, что бывший Придворный оркестр — то хорошее, что досталось Советской России от царской власти. Борьба за оркестр завершилась распоряжением Луначарского от 13 мая 1921 года об учреждении Петроградской филармонии — первой в стране. А уже 12 июня торжественным концертом из сочинений Чайковского открыли Петроградскую филармонию.

Луначарский на сцене Петроградской филармонии

Если листать филармонические программки разных лет, можно понять, что это не просто афиши с названиями сочинений и именами композиторов, но история нашей страны. И это самый поразительный факт, с которым сталкиваешься, изучая филармонические архивы.

В, казалось бы, сухих текстах афиш первых сезонов чувствовался невероятный энтузиазм. Афиши были шикарными — смотришь на них и никогда не подумаешь, что за окном голод и гражданская война.

Составляя программы, дирекция думала об их просветительской направленности. С творчеством композиторов разных эпох и стран слушателей знакомили на монографических вечерах, отдельные концерты были посвящены историческим памятным датам и новинкам современной музыки. Но были в афише и главные лица: за лирическую сторону русской души отвечал Чайковский, за мечту — Скрябин, за революционный дух времени — Бетховен и Вагнер.

Среди публики того времени были и совсем новые люди, которые никогда прежде музыкой не интересовались, и завсегдатаи. В мемуарах можно найти информацию, что в зале сидела кутавшаяся в меха Ахматова рядом с Артуром Лурье, позднее сюда часто приходил Хармс, бывал и Кузмин. Кстати, Михаил Кузмин переводил на русский язык сочинения, которые исполняли в филармонии, а среди оформителей первых программок был Александр Головин.

Как слушали музыку в дореволюционном Петербурге и кто приходил на первые публичные концерты

— В Петербурге в XVIII–XIX веках музыка звучала в аристократических салонах — это был популярный вид досуга для узкого круга, для гостей, которых хозяин хочет видеть в своем доме. Такие концерты-салоны можно сравнить с сегодняшними квартирниками.

Первые публичные концерты в Петербурге связаны с открытием в 1802 году Филармонического общества. Изначально оно создавалось с благотворительными целями: для поддержки вдов и сирот артистов. Отсюда и девиз общества — «В отраду оставшимся». Казна формировалась за счет крупных пожертвований, текущих взносов, концертной деятельности. В афишах были имена больших музыкантов, самые знаменитые получали звание почетного члена организации — первым стал Йозеф Гайдн. С исполнения его оратории «Сотворение мира» в марте 1802 года и началась история Филармонического общества.

Зал Дворянского собрания
Придворный оркестр под управлением Рихарда Штрауса во время благотворительного концерта в зале Дворянского собрания

Концерты проводили в доме князя Василия Энгельгардта — нынешнем Малом зале Филармонии. А когда в 1839 году было построено здание Дворянского собрания — сейчас это Большой зал, — центр музыкальной жизни переместился сюда. Невероятно шумным событием для Петербурга стало выступление в Дворянском собрании Ференца Листа в 1842 году. Он дал старт бесконечному числу гастролеров первого ряда — Вагнеру, Берлиозу, Дворжаку, Малеру, Сибелиусу. Музыканты собирали полные залы, а их визиты воспринимались как связь русской имперской столицы с Европой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector