Архитектура
Музей политической истории России находится в 2 зданиях: особняках М. Ф. Кшесинской и В. Э. Бранта. Оба построены в 1900-х годах в модном тогда стиле модерн, но их проектированием занимались разные люди.
Для примы-балерины Кшесинской особняк строил архитектор А. И. фон Гоген, создавший элегантное здание с причудливой асимметрией основных объектов. Внешнее архитектурное решение соответствует внутреннему: различная высота отдельных помещений соответствует различной высоте фасадов, размеры и расположение окон также отражают внутреннюю планировку.
Предприниматель В. Э. Брант заказал проект своего особняка у архитектора Роберта-Фридриха Мельцера, который щедро использовал в декоре здания кованые элементы, горельефы и витражи. К созданию витражей, среди прочих художников, был привлечен К. С. Петров — Водкин.
С передачей этих зданий в ведение музея к ним был пристроен вестибюль. Архитектурные элементы вестибюля перекликаются с архитектурой особняков XX века.
Музей-квартира А. А. Блока
Экспозиция находится на втором этаже, где поэт Александр Блок провел последние несколько лет своей жизни. Данная выставка описывает жизнь и творчество этого человека, которая изображена через личные вещи, рисунки, книги и литературные наброски Блока.
Факт! Все вещи являются подлинными и доставленными из коллекции Пушкинского Дома.
В экспозиции присутствуют фотографии, документы и книги, связанные с другими литературными деятелями Серебряного века. Все они каким-то образом появлялись в разных периодах жизни Блока. Все они хоть один раз, но гостевали у поэта на квартире. Находится квартира-музей по улице Декабристов 57, квартира 21, 23.
Разные перемены и переименования музея
В связи с усилением идеологического давления на культуру страны в конце 1920-х годов была закрыта экспозиция в особняке Карловой, в 1930 году упразднили отдел «Музей Старого Петербурга», ликвидировали экспозицию в доме Серебряниковых. В 1931 году Музей Города переименовали в «Музей социалистической реконструкции города». Спустя 2 года он стал «Музеем-выставкой строительства и городского хозяйства».
В Аничковом дворце открылась постоянная выставка строительных материалов, конструкций и архитектурных проектов. В 1935 году здание музея было передано Всесоюзной пионерской организации для размещения Дворца пионеров. Коллекцию и архив музея перевезли на хранение в подвалы Училища технического рисования барона Штиглица в Соляном городке.
В 1938 году музей снова переименовали и он стал называться «Музей истории и развития Ленинграда». Его экспонаты были размещены в особняке Румянцева на набережной Красного Флота, 44. Началась работа по подготовке новой экспозиции, которая открылась лишь в 1949 году. Позднее музей ещё дважды переименовывался.
В 1951 году он стал «Музеем архитектуры Ленинграда», с 1953-го — «Государственным музеем истории Ленинграда», который более 30 лет возглавляла педагог по образованию Людмила Николаевна Белова, Заслуженный работник культуры РСФСР с 1965 года. При её непосредственном участии Музей истории Ленинграда в 1950-е — 1980-е годы продолжал и развивал традиции петербургского музейного дела, сложившиеся в начале ХХ столетия.
Музею истории Ленинграда был передан комплекс зданий Петропавловской крепости: Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница, Ботный дом, Трубецкой и Зотов бастионы. За годы работы Беловой музей фактически был создан заново.
Перестройки в Михайловском дворце
Сам Михаил Павлович не мыслил ни о никаких перестройках в своей резиденции. Зато его супруга откликалась на все новые художественные веяния эпохи. Так, в середине 1830-х перестройка двух комнат великой княгини положила начало внедрению новой архитектурной моды в интерьеры классического дворца. Автором проекта стал известный русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. В ходе работ остались нетронутыми лишь большие парадные залы Михайловского дворца.
После Штакеншнейдера здание перестраивали известные архитекторы: Гаральд Боссе в 1840-1850-е годы; Людвиг Бонштедт в 1850 году; Александр Юркевич в 1857-м. В 1859 году штатным архитектором дворца стал Георг Прейс, который построил в 1865 году личные покои в Манежном флигеле, где великая княгиня жила до конца своей жизни. В 1888 году архитектор ушёл в отставку, передав свои обязанности сыну — Константину Прейсу, последнему архитектору великокняжеской резиденции.
Государственный мемориальный музей А.В. Суворова
С именем Александра Васильевича Суворова связано много побед русской армии. Доблестный путь великого полководца, рассказ о героических сражениях армии под его руководством, о известных соратниках и врагах генералиссимуса, подлинные документы, награды, оружие и форма – основная экспозиция музея.
Государственный мемориальный музей А.В. Суворова
Комплекс, посвященный жизни и деятельности Александра Васильевича Суворова был выстроен в самом начале 20 века по повелению императора Николая II на пожертвования военных и гражданских лиц.
Само по себе здание – уникальный памятник архитектуры, украшенных барельефами и мозаичными полотнами. Внутреннее убранство отличается строгостью и изысканностью.
Посетители могут познакомиться с подлинными наградами и личными вещами Суворова, подаренными музею одним из потомков полководца. Многие документы были переданы лично членами императорской семьи из собственных архивов. Здесь же представлено настоящие орудия и оружие времен Швейцарского похода. Стены музея украшают картины известных живописцев, написавших Суворова, членов его семьи, сослуживцев, а также батальные сцены великих сражений.
В Малом зале проходят временные тематические выставки, узнать о которых можно из афиши, выложенной на сайте музея.
Станция метро: ЧернышевскаяАдрес: ул. Кирочная, дом 43 (около Таврического сада), телефон 8-812-579-39-14
Стоимость билета: взрослый: 200 рублей, школьники, студенты — 100 рублей, льготные категории граждан РФ – бесплатно. Стоимость билетов на вход с экскурсионным обслуживанием и театрализованные представления уточнять на сайте музея.Время работы: вт, чт-вс- с 10.00 до 18.00, ср-с 13.00 до 21.00, пн- выходной. Расписание тематических экскурсий уточнять на сайте музея.
«Этнографический Эрмитаж» и учёные музея
Сегодня РЭМ — один из крупнейших этнографических музеев мира. За рубежом его называют «Этнографическим Эрмитажем». У истоков создания этнографического музея в Петербурге стояли крупнейшие учёные России:
Самуил Мартынович Дудин, Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский, Карл Максимович Бэр, Владимир Васильевич Стасов, Никодим Павлович Кондаков, Александр Николаевич Пыпин, Владимир Иванович Ламанский, Василий Васильевич Радлов, Алексей Александрович Шахматов, Дмитрий Александрович Клеменц, Сергей Фёдорович Ольденбург и многие другие.
Заложенные ими основы музейной научной деятельности живы и по сей день.
Бесплатное посещение
Бесплатные категории
Правом бесплатного посещения музея пользуются следующие категории граждан (при предъявлении соответствующего документа):
- Лица, не достигшие 18-летнего возраста (вне зависимости от гражданства)
- Ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территории других государств
- Герои Советского Союза, герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы
- Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
- Военнослужащие, проходящие службу по призыву
- Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды
- Лица, сопровождающие посетителей-инвалидов 1 группы и детей-инвалидов (право на бесплатное посещение распространяется на одного сопровождающего)
- Учащиеся в рамках соглашений между Музеем и образовательной организацией
- Многодетные родители
- Сотрудники государственных музеев РФ
- Члены ICOM
Бесплатный (социальный) день
Правом бесплатного посещения музея в первый понедельник месяца (социальный день)
Пользуются все категории граждан
Государственный музей политической истории России
Государственный музей политической истории России освещает политическую жизнь страны с конца 18 века, со времени правления Екатерины II, практически по сегодняшний день. Решение о создании музея было принято еще в 1919 году, а с 1920 года работала постоянная выставка. Основная экспозиция музея расскажет о важных событиях, повлиявших на ход истории нашего государства.
Посетители приятно удивятся современному оснащению музея. Кроме традиционных выставок, здесь можно прочитать письма и дневники участников событий, послушать небольшие лекции ученых-историков, рассказы непосредственных участников событий, посмотреть фильмы, насладиться звучащими голосами поэтов и писателей, увидеть личные вещи людей, подлинные документы.
Государственный музей политической истории России
Все материалы, представленные в музее, — это не просто сухие факты, напоминающие страницы школьных учебников, это интересные исследования, всесторонне и объективно показывающие политические события. Музей по-современному интерактивен: удобно расположившись на стульях и диванах, можно посвятить время детальному изучению тех или иных документов, послушать выступления политиков, аналитиков, увидеть редкие кадры кинохроники, для юных посетителей музея представлены викторины.
Запланируйте на посещение Музея политической истории 3 часа, иначе вам не удастся разглядеть и послушать весь богатейший материал, представленный в нем.
Кроме постоянно действующих выставок, сотрудники музея регулярно предлагают посетителям тематические экспозиции, узнать о которых можно в афишах на сайте.
Станция метро: Горьковская
От м. Петроградская – маршрутное такси № 46, 76;
От м. Спортивная — маршрутное такси № 183,
От Финляндского вокзала — автобус № 49, маршрутное такси № 183, 30.Адрес: ул. Куйбышева, 2-4, телефон 8-812-233-70-52
Стоимость билета: взрослый: 250 рублей, студенты — 50 рублей, дети, не достигшие 18 лет, пенсионеры – бесплатно.Время работы: Пн, вт, сб, вс — с 10.00 до 18.00; ср, пт – с 10.00 до 20.00, выходной – четверг.
Выставка «История самой узнаваемой тюрьмы»
Строение в два этажа в форме пятиугольника на Трубецком бастионе в крепости Петра и Павла вначале исполняло роль изолятора, в котором проводилось следствие. Но спустя время это место стало страшной тюрьмой с высочайшей системой изоляции невольников, как от окружающего мира, так и от всех остальных. Через это строение прошло много известных российских революционеров.
Дополнительная информация! На выставке можно увидеть восстановленные камеры, которые описывают все периоды существования Трубецкого бастиона. Реалистичные фигуры надзирателей расположены по всему периметру тюрьмы, а в камерах сидят заключенные в поношенных халатах.
Жилище древних людей
Цена билетов и режим работы в 2021 году
Бесплатный вход в музей доступен для следующих категорий посетителей:
Категория посетителей | Особенности | |
Участники и инвалиды Великой Отечественной войны | + приравненные к ним категории граждан | ежедневно в дни работы музея |
Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда» | ||
Воины-интернационалисты, военнослужащие срочной службы | ||
Неработающие инвалиды 1-й и 2-й группы | ||
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; воспитанники детских домов и школ-интернатов | ||
Многодетные матери и несовершеннолетние члены семьи | ||
Сотрудники музеев РФ | ||
Члены ICOM | ||
студенты профильных специальностей | на основании отдельных приказов, распоряжений и др. документов | |
студенты Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, студенты НИУ Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге | на основании Соглашения о сотрудничестве | |
Дошкольники, школьники (лица, не достигшие 18-летнего возраста) | вне зависимости от гражданства | |
все категории посетителей | первый понедельник месяца |
Для остальных категорий посетителей вход в музей платный.
Категория посетителей | Особенности | Стоимость посещения |
Взрослые | для граждан РФ и стран Евразийского экономического союза: Киргизской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан | 250 руб. |
Взрослый* | *для граждан других государств | 400 руб. |
Студенты | для граждан РФ, Киргизской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан;
при предъявлении Международного студенческого билета (International Student Identity Card (ISIC) или International Youth Travel Card (IYTC) |
100 руб. |
Студенты* | *для граждан других государств | 400 руб. |
Пенсионеры | 85 руб. |
Режим работы
Музей истории религии открыт ежедневно кроме среды.
День недели | Залы постоянной экспозиции | Временные выставки | Касса |
понедельник, четверг-воскресенье | 10:00 — 18:00 | 10:00 — 17:30 | 10:00 — 17:00 |
вторник | 13:00 — 21:00 | 13:00 — 21:00 | 13:00 — 20:00 |
Михайловский дворец и великая княгиня
Помимо светских раутов и балов, устраиваемых в Михайловском дворце, Елена Павловна прославилась своей благотворительностью. Она внесла огромный вклад в музыкальную жизнь Петербурга и всей Российской империи XIX века
По смерти мужа, великого князя Михаила Павловича, посвятила себя делам государственной важности.
Именно великая княгиня стала инициатором открытия Русского музыкального общества и Петербургской консерватории. С именем Елены Павловны связаны два крупнейших события — создание первого в России концертного учреждения и первого высшего музыкального учебного заведения. Во главе этих организаций стоял композитор Антон Рубинштейн.
Однако Елена Павловна приняла активное участие в реализации этих планов, обсуждала и согласовывала вопросы, связанные с проектами, в кругу императорской семьи, весьма щедро жертвовала собственные средства. Одним из первых студентов Петербургской консерватории стал Пётр Ильич Чайковский. В ноябре 1865 года студент Пётр Чайковский дал первое публичное выступление как пианист и композитор. Его первый концерт состоялся именно в Михайловском дворце, куда Пётр Ильич прибыл по приглашению великой княгини Елены Павловны.
Здесь же принимали знаменитых зарубежных музыкантов, в числе которых был — Рихард Вагнер. В Михайловском дворце во время петербургских гастролей 1967 года жил Гектор Берлиоз. Великая княгиня не только увлекалась живописью, но и выступала в качестве мецената. Она поддерживала, в том числе финансово, художников Карла Брюллова и Ивана Айвазовского, дала свои деньги художнику Александру Иванову на доставку картины «Явление Христа народу» в Россию.
Елена Павловна отлично разбиралась в русской литературе. Ей посвящали стихи Александр Пушкин и Фёдор Тютчев. Великая княгиня зачитывалась произведениями Николая Гоголя и содействовала изданию его сочинений. Она жертвовала средства на исследования Российской Академии Наук, способствовала экспедиции путешественника Николая Миклухо-Маклая на острова Тихого океана.
Современники отлично понимали, какой вклад внесла в культуру и жизнь Петербурга и России бывшая прусская принцесса, ставшая русской великой княгиней, и ценили это. Известно, что Иван Тургенев с глубоким сожалением отозвался в адрес великой княгини, когда её не стало: «Вряд ли кто её заменит».
К началу 1890-х семья Елены Павловны постепенно расселилась на периферии Михайловского дворца и во флигелях. Опустевшие дворцовые залы постепенно ветшали. После кончины великой княгини Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года, единственной из пяти дочерей Михаила Павловича и Елены Павловны, пережившей своих родителей, наследники решили продать дворец.
Цены на билеты в 2019 году
Заплатить за входной билет можно в кассе определенного музея или на каждой выставке. Но можно зайти в Иоанновский равелин, в информационном центре купить билеты сразу на все запланированные выставки и оплатить банковской картой. Терминалы в других кассах отсутствуют.
Посещение основных музеев и экспозиций для одного взрослого человека стоит:
- Музей космонавтики и ракетной техники – 200 рублей
- Музей архитектурной керамики – 200 рублей
- Невская панорама – 300 рублей
- Тюрьма Трубецкого бастиона – 250 рублей
- История Санкт-Петербурга-Петрограда 1703-1918 – 200 рублей
- Музей науки и техники – 200 рублей
- Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница – 550 рублей
В полдень с Нарышкина бастиона производят полуденный выстрел из пушки. Посмотреть можно бесплатно.
Есть очень выгодное предложение:
Петропавловскую крепость посетить по комплексному билету с правом на осмотр 7 музеев, а также на экскурсии по двум музеям – Петропавловскому собору и тюрьме Трубецкого бастиона. Билет действует в течение двух календарных дней. Его цена:
- для взрослых – 750 рублей
- для учащихся – 400 рублей
- для пенсионеров – 300 рублей
Стоимость одного взрослого комплексного билета даже меньше цены двух билетов на посещение каземата Трубецкого бастиона и Петропавловского собора.
По комплексному билету можно посетить временные выставки: отдельно вход на такую экспозицию стоит 200 рублей.
Экскурсии по крепости и экспозициям стоят 200 рублей с одного человека.
На постоянных экспозициях музея все билеты дают право пользоваться любительскими фото- и видеокамерами. На временных выставках это запрещено.
Телефон
Информационно-справочный центр 8 812-230-64-31
Заказ обзорной экскурсии по Петропавловской крепости 8 812-230-03-29, 8 812-232-94-54
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Познакомиться с историей основания, строительства Санкт-Петербурга, увидеть документы петровской эпохи, прекрасные картины и скульптуры можно в Музее истории Санкт- Петербурга.
Каждому этапу в жизни северной столицы здесь отведены отдельные экспозиции
Не обошли вниманием и знаменитых жителей, чей вклад в развитие государства, военные победы и научные открытия неоценимы
Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Посетители музея смогут увидеть модели и детали кораблей, уникальные древние книги, предметы быта и костюмы, посуду.
В экспозиции музея представлен рассказ о декабристах, их судьбе, представлены мемуары, которые можно не только прочитать, но и послушать в исполнении артистов театра и кино, историков.
Представленный в музее материал невозможно назвать скучным. Посетители познакомятся не только с бытом жителей города, но даже с правилами рыночной торговли, установленными в 19 веке.
Оснащение музея позволяет сделать просмотр интерактивным: посетители, открыв ящички, могут увидеть предметы, послушать рассказы очевидцев и комментарии историков.
К музейным помещениям относятся и другие здания Петропавловской крепости, вход в них оплачивается отдельно. также проводятся временные тематические выставки и экскурсии.
Музей истории религии в наши дни
Музей истории религии – это уникальное собрание предметов культа и памятников истории разнообразных конфессий. На сегодняшний день в фондах музея сосредоточено более 180 тысяч экспонатов, самые древние из которых датируются VI веком до нашей эры. В состав музея входит научно-исторический архив и библиотека книг на разных языках, изданных от начала книгопечатания до наших дней.
Постоянная экспозиция размещается в тематических отделах, среди которых:
- Архаические верования и обряды
- Религии Древнего мира
- Иудаизм и возникновение монотеизма
- Возникновение христианства
- Православие
- Католицизм
- Протестантизм
- Религии Востока
- Ислам
В музее проводятся разнообразные экскурсии, созданы обучающие программы для детей и взрослых, в том числе студентов и педагогов определенных специальностей.
Специфическая тематика экспозиции музея затрагивает животрепещущие вопросы человеческого бытия. Задача музея и его сотрудников – в доступной, доброжелательной и нейтральной форме:
- познакомить гостей с историей и особенностями разных религий
- способствовать расширению культурного кругозора посетителей
- воспитывать толерантность и уважительное отношение к представителям любой конфессии
Архитектура
Раннее русское барокко, неоклассицизм – музейные здания сохранили архитектурные стили своего времени. Доминирующая над округой колокольня собора с классическими соотношениями, плавными линиями и фигурой ангела на позолоченном шпиле – пример петровского барокко.
В 1762–1765 годах архитектор Вист в традициях классицизма возвел Ботный дом. Этот же строгий стиль применил при строительстве Монетного двора итальянец из Швейцарии Антонио Порто. Эклектика – течение, сочетающее в себе природу непохожих направлений в искусстве, появилась в начале XIX столетия. Этот стиль просматривается в здании архива Военного министерства.
Неоклассицизм XX-го века стал архитектурным решением для
- Церковного дома
- Главной гауптвахты
- Великокняжеской усыпальницы
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница
Центральное место в крепости занимает Петропавловский собор, действующий по настоящее время храм. Его строительство началось еще при Петре Первом, по проектам которого был обустроен интерьер и фасад здания. В самом храме установлен специальный помост, где во время служб и проповедей находился Петр Первый, а позже члены императорских семей.
Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница
Высота самого собора более 120 метров, а его шпиля – около 40, поэтому храм хорошо виден с противоположного берега Невы. На верхушке шпиля установлен ангел, оберегающий, по преданию, город.
Собор соединяется с Великокняжеской усыпальницей, где были погребены представители дома Романовых. Посетителям будет интересно узнать и о захоронениях 19 века, и о потомках императорской семьи, чей прах перевезен в усыпальницу уже в конце 20 века.
Из Петропавловской крепости открывается прекрасный вид на стрелку Васильевского острова, Эрмитаж и Дворцовую набережную.
Страшные экспонаты соседствует с удивительными предметами
Многим хорошо известен «Анатомический раздел Кунсткамеры, где собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.
Представьте, даже в наши дни немногие знают о самой большой и удивительной коллекции Кунсткамеры, которая наглядно рассказывает о быте, истории и культуре народов мира: Северной Америки, Африки, Китая, Монголии, Японии, Индии и Индонезии.
В Кунсткамере можно совершить путешествие с севера на юг исторической Америки — от Аляски до Калифорнии; посмотреть на Самурайские доспехи, которые поражают своей отделкой и сложной конструкцией; увидеть орудия земледелия и одежду африканских племён, проживающих южнее Сахары. Один из самых интересных экспонатов — бенинская бронза.
В зале Монголии большой интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. В Кунсткамере можно познакомиться с множественными народностями Китая, узнать о их удивительном быте и культуре, к примеру, очень интересны их традиционные изделия из фарфора, камня, дерева и кости, проч.
Один из самых богатых разделов музея — это залы, посвящённые народам Южной Азии. В Кунсткамере собрана большая коллекция резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Здесь выставлены различные необычные маски, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.
В Индонезийском разделе интерес представляют кинжалы-крисы, лезвие которых изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Очень увлекательны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре. Наконец, одним из самых познавательных и привлекательных разделов является «История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.».
Сокровища Особой кладовой
В Российском этнографическом музее есть особый отдел под названием «комната сейф». «Бронированная комната», «комната-сейф», «Особая кладовая» — так на протяжении столетия менялось название этой небольшой части Российского этнографического музея, снабжённой внушительными сейфовыми замками, бронированными ставнями и дверьми, за которые не так-то просто попасть даже его сотрудникам.
Эта «бронированная кладовая» сейчас именуется как «Особая кладовая». Помещение предназначено для хранения чрезвычайно ценных экспонатов. К примеру, здесь собраны дары дому Романовых — это кавказское оружие, отделанное серебром; буддийские культовые предметы; роскошное, сверкающее золотом и драгоценными камнями оружие и конское убранство из подарков эмира бухарского и подносные блюда для хлеба и соли, выполненные талантливыми русскими ювелирами.
Позже в «Особой кладовой» появились коллекции по разным народам, переданные музею императором Николаем II с 1902 по 1915 год. В дальнейшем при формировании фонда сюда на хранение поступали ценные предметы от известных собирателей, приобретённые сотрудниками музея в экспедициях, а также купленные у частных лиц.
Пугающие экспонаты и жуткие мифы о Кунсткамере
Сегодня этот музей обладает уникальнейшим собранием предметов старины. Туристы со всего света знают о том, что Кунсткамера в Санкт-Петербурге хранит коллекцию анатомических редкостей и аномалий. Немало зарубежных путешественников наслышаны о легендах и тайнах этого музея.
О том, как, якобы, царь Пётр I угощал гостей Кунсткамеры водкой, а по залам гулял безголовый скелет, и ещё многое весьма курьёзное и забавное. Понятно, музей такого рода не мог не обрасти мифами и легендами. Выбором места для нового музея редкостей, о котором основательно замыслил Пётр І, он занимался самолично. И с этим делом связана былина.
Во время прогулки по Васильевскому острову государь увидел 2 сосны, стволы и ветви которых так переплелись, что было невозможно понять какая ветвь относится к какому стволу. Сучья одного дерева врастали в ствол другого. Пётр I тогда удивлённо воскликнул:
И буквально сразу же государь повелел на этом месте построить новый музей — Кунсткамеру, в переводе с немецкого языка «Kunstkammer» означает — «Собрание диковинок». Если же разделить название на 2 слова, то «Kunst» и «Kammer» — это «художественная палата», ещё точнее: «Kunst» —»искусство», а «Kammer» — «комнатка», «каморка», ну и «палата».
Что интересно, самые удивительные фрагменты дерева были аккуратно срезаны и помещены в Кунсткамеру. Они вошли в число первых экспонатов нового музея.
Выставка «История тюрьмы Трубецкого бастиона»
Пятиугольное двухэтажное здание Трубецкого бастиона Петропавловкой крепости сперва выполняло роль следственного изолятора, а затем и каторжной тюрьмы с совершенной системой изоляции заключенных от внешнего мира и друг от друга. Через его 73 камеры прошли многие русские революционеры, в том числе А. Ульянов, А. Кропоткин, А. Желябов, М. Горький, Л. Троцкий, В. Савинков.
Восстановлены интерьеры камер разных периодов истории Трубецкого бастиона, манекены в форме надзирателей дежурят за столиками в коридорах и заглядывают в «кормушки». Внутри на железных лежанках сидят и лежат изможденные фигуры в серых халатах и грязном белье.