«Скрытые пространства»
Изображение: Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Хосе Мануэль Баллестер в своих работах переосмысляет картины великих мастеров, вычищая из сюжета всех его обитателей. Так, «Нежилой сад» Босха по-настоящему становится нежилым, а от «Охотников на снегу» с полотна Брейгеля Старшего остаются только следы ботинок. Свой проект Баллестер создал ещё в 2006 году, но в период постпандемии он наконец получил свою актуальность. Посмотреть выставку можно в Музее Нового Иерусалима, расположенном в Истре.
Где и когда проходит: Музей Новый Иерусалим, 29 апреля ― 29 октября.
«НЭП: хлеба и зрелищ!»
Изображение: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Предметом для нового исследования Музея театрального и музыкального искусства стали афиши периода 1920–1930-х годов, когда частные театры и эстрадные антрепризы получили большой резонанс среди так называемых «нэпманов». Пережившие гражданскую войну жители Петрограда искали простых развлечений, однако в позднесоветское время несерьёзная культура подверглась замалчиванию и цензуре. Кроме плакатов на выставке собрали фотографии, сценические костюмы, эскизы сценографии, ноты, музыкальные инструменты и другие документы эпохи.
Где и когда проходит: Музей театрального и музыкального искусства, 1 июля ― 8 ноября.
Вадим Сидур и его творчество
Вадим Сидур – советский скульптор, художник, авангардист, прозаик и поэт, основатель так называемого гроб-арта – направления в искусстве по созданию неординарных гробов. Он оставил след в кинематографе. Его скульптуры знамениты не только в России, но и в Германии, Великобритании и США.
К сожалению, признание творчества произошло только после его смерти, а при жизни советское правительство называло его «антисоветчиной» и всеми способами препятствовало деятельности, творчеству и продвижению автора. Его обвиняли в пацифизме и формализме. Он не имел возможности выставлять свои работы на родине, но за рубежом были организованы более 30 выставок. Его скульптуры установлены в Германии («Взывающий», «Треблинка», «Погибшим от насилия») и США («Голова Эйнштейна»).
Зарабатывал на жизнь стихами, иллюстрациями к книгам и прозой.
Он посвятил около 30 лет своему творчеству, создал более 1000 скульптур, которые находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру. Самые знаменитые: «Отчаяние», «Бабий яр», «Раненый».
В послесоветский период был установлен в Москве в сквере на Зеленом проспекте «Памятник оставшимся без погребения». Эта скульптура создана в 1972 году, но установлена только в 1991 году. Посвящена ребятам, погибшим в Афганской войне.
«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»
Изображение: Музей русского импрессионизма
В 1924 году в Большом Центральном дворце в центре Манхэттена прошла Выставка русского искусства, на которой собрали более 1000 работ советских художников. В экспозиции были картины Льва Бакста, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Игоря Грабаря и другие знаменитые полотна, скульптуры и графика. После успеха в Нью-Йорке выставочный проект отправился на гастроли по двадцати городам США и Канады. Музей русского импрессионизма задался целью собрать в одном месте работы, которые почти сто лет назад были представлены американской публике.
Где и когда проходит: Музей русского импрессионизма, 16 сентября 2021 г. ― 16 января 2022 г.
«Кричащие» скульптуры
В одной из статей, посвященных Сидуру, говорилось о том, что его работу отказались установить в парке Победы города Москвы, так как столице якобы не нужны скульптуры, которые «кричат». Однако иначе не мог Вадим Сидур. Скульптуры его отражали то, что было у него на душе и просилось наружу. Страшные впечатления после войны, которая порождает бесчисленные жертвы и бесконечные бедствия, не позволяли мастеру отмахнуться, перестать делиться с миром собственными размышлениями о судьбах всего человечества. Он не мог не предупреждать нас о возможных глобальных катастрофах. Именно поэтому мы видим в одних работах хрупкость и красоту окружающего мира, а в других показано на контрасте то, что может получиться в результате бездушного отношения людей к природе и насилия. Об этом просто не мог молчать Вадим Сидур. Скульптуры его из-за непримиримой социальной позиции не пользовались при жизни автора большой популярностью. Сегодня, к счастью, ситуация изменилась.
Гроб-арт
Сидура можно назвать художником-пророком. Его миссия — достучаться до каждого из нас, предупредить о том, что грядут новые войны, глобальные катастрофы и природные катаклизмы. Для этой цели он использует любой материал. В своем подвале в период застоя он создает гроб-арт. Это композиции, сделанные из деталей моторов автомобилей, канализационных труб и других отходов человеческой цивилизации.
Работы эти — предостережение живущих о том, что их бездушное отношение к окружающему миру приведет к тому, что гроб-арт восторжествует. Об этом кричат «Железные пророки», которые протягивают вверх свои руки-обрубки из металла, останки человеческих тел в работе «Поле экспериментов». Гроб-арт считается вершиной творчества Вадима Сидура. Это не просто объекты, сделанные из хлама, хранившегося много лет в мастерской Сидура. Это целая философия, главный тезис которой состоит в том, что каждый человек мог и не родиться, однако умереть должны все. Это откровенное, метафоричное, надрывное искусство. Сидур, играя с формой, стремится к тому, чтобы показать максимально достоверно саму суть человека.
История создания музея
В 1987 году положено начало музею, с инициативой выступили сын Вадима – Михаил, зарубежная и советская общественность. Была открыта первая на территории СССР выставка его скульптур.
В 1989 году экспозиция получила статус музея. За первую неделю после открытия его посетило около 15 тысяч человек.
В 2011 году музей вошел в состав Музейно-выставочного объединения «Манеж».
В 2014 году после реконструкции открылся для посетителей. Здание было полностью отреставрировано, установлено новое освещение, предназначенное специально для экспозиций, появилось помещение с гардеробом и кассами, часть входной залы была отведена под информационную зону, появился кинозал и лекционный зал. В настоящее время Московский государственный музей Вадима Сидура – это единственный в столице музей современной скульптуры, где представлены зрителю крупнейшее собрание работ автора, признанного за рубежом и в России.
О музее
В настоящее время музей посвящен творчеству Сидура, в экспозиции представлены экспонаты его творческого преображения, от реалистичной пластики до авангардных работ «Железные пророки» и «Гроб–арт», для создания которых Сидур использовал автомобильные детали, канализационные трубы и другие отходные материалы.
Вообще, фонд музея в настоящее время насчитывает около тысячи экземпляров. Основу коллекции составляют как скульптуры, так и графические работы автора, а также произведения таких художников, как Ларин Ю. Н., Берлин Л. Л., Слепышев А. С.
Кроме постоянной экспозиции в музее организуются выставки современных художников, проводятся концерты, читаются лекции и занятия по истории и культуре современного искусства и искусства 20 века.
В музее есть свой кинозал для просмотра фильмов, проведения музыкальных мероприятий, лекций и других образовательных программ.
На стенах заведения представлены картины, чертежи, фотографии и изображения статуй именитого скульптора.
В залах расположены его скульптуры, которые созданы из подручных материалов (кепки, батареи, запчасти от машин, жестяные банки, краны и другие) и природных (дерево, металл, камень). Представлены, конечно, здесь и вылепленные руками автора скульптуры.
Самые знаменитые его работы: «Отчаяние», «Бабий Яр», «Формула скорби», «Женское начало», «Раненый», «Памятник погибшим от насилия».
В музее проводятся обзорные экскурсии, на которых можно узнать подробности из жизни и творчества Вадима Сидура.
Айдан Салахова. Из цикла «Новые святые»
Изображение: Айдан Салахова / страница Русского музея в Facebook
В 2020 году по возвращении из Италии Айдан Салахова находилась на карантине в московском госпитале «Царицыно». Именно там у художницы появилась идея создать цикл «Новые святые». Главные герои — врачи, работающие на передовой во время пандемии. А основной референс — часть своеобразного иконостаса, сходства с которым можно найти в жестах и позах изображённых медиков. На выставке представлены пять работ из цикла и две картины художницы из частной коллекции Владимира Некрасова.
Где и когда проходит: Мраморный дворец, 24 июня ― 25 октября.
«Памятник современному состоянию»[ | ]
В 1973 году Сидур начал писать сценарий к фильму под названием «Памятник современному состоянию» с подзаголовком «Миф». Эта документальная немая чёрно-белая лента рассказывает о жизни и работе скульптора. Действие происходит в его мастерской, в подвальном помещении дома № 5 на Комсомольском проспекте. Сюжет фильма разворачивается намеренно неторопливо, по стилистике это напоминает фильмы Феллини, тем не менее зритель при просмотре ощущает нарастающую тревогу — чувство, сравнимое с тем, которое испытывают зрители мастерски сработанного детектива. Собственно причины грядущей драмы остаются за кадром. Активными участниками действия становятся произведения скульптора, населяющие его мастерскую, они живут своей отдельной жизнью, не понятной ни зрителю, ни самому их автору. Первоначально повествование складывается из достаточно ясных воспоминаний Скульптора о прошлом, пройденном жизненном пути. Однако по мере развития действия, под влиянием не оставляющей героя мысли о неминуемом конце жизни, сюжет становится «абсурдным и иррациональным» и в то же время подводит зрителя к выводу, что фильм собственно является творческим завещанием главного героя.
«Памятник современному состоянию» снимался в тёмное время суток, в вечерние и ночные часы на любительскую камеру. Оператором фильма был друг и ученик Сидура Олег Киселёв. Отснятая киноплёнка в тайне ото всех проявлялась на киностудии, там же с негатива печатался позитив. Завершённый фильм хранился в мастерской Сидура, при его жизни картину видели только самые близкие друзья. Первый публичный показ состоялся уже после смерти художника на научной конференции «Вадим Сидур и „другое искусство“», прошедшей в Берлине в 1992 году. Впоследствии «Памятник современному состоянию» демонстрировался в музее Сидура и на фестивале неигрового кино «Прок».
Рисунки Сидура
Художник Вадим Сидур создал множество интересных произведений. В работах его — крик, боль, жалость, предостережение, но одновременно и любовь, нежность, сострадание. Эти чувства мы обнаруживаем в иллюстрациях мастера к романам И. Мераса о евреях, живущих в литовском гетто. Эти же чувства видятся во множестве его гравюр, акварелей, рисунков. Здесь, как и в скульптурах, варьируются вечные, библейские темы. Прекрасны как женщины в изображении мастера, так и мужчины. Многие работы, которые создал художник Вадим Сидур, эротичны. Вадим Абрамович покрыл красочной волшебной росписью стандартные стенные шкафы, которые стояли у него в его московской квартире. Перед нами предстают прекрасные нагие Адам и Ева. Они блаженствуют среди зелени, цветов, птиц, рыб и животных. В музее Сидура часто экспонируется часть этой росписи. Выставка получила название «Райская жизнь в коридоре». Библейская тематика в работах Сидура приобрела общечеловеческое, а не только лишь национальное звучание.
X Международный фестиваль видеоарта «Сейчас & Потом»
Изображение: Сильвия Де Дженнаро / «Вечная любовь» / страница центра современного искусства «Винзавод» в Facebook
В этом году на фестиваль было подано около 800 заявок, из которых организаторы отобрали видеоарт 48 художников из 22 стран. Главная тема проектов — «Возможность цвета». Участники представили свои размышления в контексте эмоциональных, культурных и социальных метафор. Доминирующим цветом в работах стал белый — как символ больницы и стерильной вакуумности пандемии. В пространстве «Цеха красный» на Винзаводе произведения художников покажут в формате многоканальной видеоинсталляции.
Где и когда проходит: Центр современного искусства «Винзавод», 8–26 сентября.
«Удивительное путешествие озорника»
Изображение: страница музея Вадима Сидура в Facebook
В 1969 году Вадим Сидур нарисовал иллюстрации к сказке индийского писателя Васамурти «Удивительное путешествие озорника». По сюжету мальчик по имени Гопи на один день уменьшился до размера муравья и оказался в мире насекомых, где ему предстояло научиться состраданию, заботе и доброте. Выставка Анны Титовой, на обложке которой можно увидеть именно этого персонажа, стала результатом длительного исследования образа музея через призму «общественного архива». Художница предлагает модель новой инклюзивной экспозиционной среды, комфортной для всех.
Где и когда проходит: Музей Вадима Сидура, 7 сентября 2021 г. ― 27 февраля 2022 г.
«Живое вещество»
Скриншот: сайт Третьяковской галереи
Название совместного проекта Третьяковки, Политехнического музея и галереи «Триумф» отсылает к концепции биосферы Владимира Вернадского. Проекты участников выставки исследуют развитие новых технологий на стыке с традиционными арт-практиками. В их работах человеческое взаимодействует с нечеловеческим, как и в концепции биосферы, где Homo Sapiens становится частью большой экосистемы. В Западном крыле Новой Третьяковки можно будет увидеть 11 работ: от иммерсивных инсталляций и скульптур до фотографий и аудиовизуальных фрагментов.
Где и когда проходит: Новая Третьяковка, 4 сентября ― 10 октября.
Судьба мастерской после смерти Сидура
А ведь все эти работы могла ожидать после смерти мастера печальная судьба. Дело в том, что художник арендовал подвальную мастерскую у МОСХа. Что стало бы с сотнями тяжелых и объемных произведений искусства, как удалось бы сохранить их, если бы не был продлен срок аренды? Сидур думал об этом до последних дней. Уже в больнице он написал стихи, полные беспокойства:
«Что с детьми будет моими Когда я исчезну».
Безусловно, речь шла о скульптурах. После смерти наследникам пришлось бороться за сохранение мастерской. Борьба увенчалась успехом после того, как в 1987 году появилась статья В. Л. Гинзбурга «Скульптуры, которых мы не видим». Автор ее — близкий друг Вадима. Сегодня музей стал одним из самых заметных культурных центров Москвы. Здесь побывали тысячи людей, которые оставляли в книге отзывов взволнованные записи. Постоянно обновляется в наши дни экспозиция работ Вадима: экспонаты музея не уместились бы в нем все одновременно.
«Зеркало без памяти»
Фото: Thomas Demand, VG Bild-Kunst, Bonn / УПРАВИС, Москва / Музей современного искусства «Гараж»
Томас Деманд — фотограф, скульптор и выпускник Дюссельдорфской академии искусств. В своих работах он использует картон и бумагу, повторяя интерьеры помещений, которые увидел в новостных сводках. Каждый макет Деманд сначала фотографирует, затем печатает в формате огромного плаката и после этого уничтожает свою инсталляцию. Музей современного искусства «Гараж» впервые покажет его работы в России. Выставку дополнят видеоинтерпретации работ художника в исполнении немецкого режиссёра Александра Клуге.
Где и когда проходит: Музей современного искусства «Гараж», 10 сентября 2021 г. ― 30 января 2022 г.
Арт-проект «Здесь и сейчас»
Фото: Игорь Шелковский /«Ваза с цветами» / предоставлено фестивалем «Здесь и сейчас»
Музей Москвы и Объединение «Выставочные залы Москвы» решили сделать современное искусство частью городской среды. В течение месяца скульптурные арт-объекты, муралы и медиаискусство будут поэтапно появляться в разных локациях от Нескучного сада и музея-заповедника «Коломенское» до Манежной площади и районных культурных центров. В каждом из трёх направлений представлены пять известных художников и студий. Организаторы рекомендуют воспользоваться картой фестиваля и составить маршрут для арт-прогулки.
Где и когда проходит: Москва, 7 сентября — 31 октября.
Комментарии[ | ]
- Большей частью это были фотографии произведений скульптора, его графические работы, предоставленные частными владельцами, и всего четыре оригинальные скульптуры. На выставке, проходившей с 27 ноября по 5 декабря 1971 года экспонировались также работы Эрнста Неизвестного.
- Область творчества, где художник был совершенно свободен от цензуры. Стоит отметить, что сам Сидур подчёркивал, что его творчество никогда не имело скандального политического оттенка.
- Большим потрясением для Сидура, воспитанного в семье убеждённых коммунистов, стало развенчание культа личности Сталина, хотя, по его словам, уже во время «дела врачей» в «его душу закрались первые сомнения».
- В этой связи Карл Аймермахер о, как работу, знаменующую собой развитие в сторону ограничения формы.
- Поиск новых форм никогда не был для Сидура самоцелью и обзательно связан с образной составляющей его произведений.
- При этом М. Сидур говорит о «параллельности» работы над циклами, тогда как ученица Сидура Н. Нольде-Лурье отмечает, что параллельность предполагает отсутствие пересечений, что неверно в отношении творчества Сидура, где один цикл вырастал из другого.
- Сидур так и называл мастерскую — «мой Подвал», причем всегда писал слово с заглавной буквы. Самому подвалу, согласно проекту постройки дома, полагалось стать частью бомбоубежища на случай атомной войны.
Портрет Альберта Эйнштейна
Придя в музей Вадима Сидура, вы увидите много интересных работ, но об этой стоит сказать отдельно. Вадим Абрамович в 1970-х годах создал одно из наиболее знаменитых своих творений — портрет Альберта Эйнштейна. Он двуликий: с одной стороны мы видим величавое лицо творца, а с другой — это же лицо, однако искаженное ужасом от понимания того, что было содеяно им. Дело в том, что в августе 1939 г. Альберт Эйнштейн вместе со своими коллегами отправил письмо Рузвельту о необходимости активизировать деятельность, связанную с созданием атомной бомбы и обеспечением США ураном. Это означало начало атомного проекта.
Мастерскую Сидура в середине 80-х годов посетили физики из лаборатории, в которой работал в последние годы Эйнштейн. Увидев этот портрет, они были поражены тем, как можно передать столь современным пластичным языком удивительное портретное сходство и полное жизнеподобие. Сидур по просьбе ученых из Америки сделал гипсовую копию этого портрета. Он подарил ее Академии наук СССР, которая передала ее американцам. Скульптура была отлита из бронзы и установлена в Америке.
Примечания[ | ]
- ↑ 12 идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- Архив изобразительного искусства — 2003.
- ↑ 12 Нольде-Лурье, 2014, с. 12.
- ↑ 12 Нольде-Лурье, 2014, с. 12—13.
- Сидур М., 2004, с. 6.
- ↑ 123 Нольде-Лурье, 2014, с. 13.
- Сидур, Аймермахер, 2004, с. 1069.
- Сидур, Аймермахер, 2004, с. 1049, 1051.
- Сидур, Аймермахер, 2004, с. 3—4.
- Сидур, Аймермахер, 2004, с. 4, 1041.
- ↑ 12 Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Днепропетровска(неопр.) . Архивировано 18 октября 2020 года.
- Нольде-Лурье, 2014, с. 21.
- ↑ 12 Сидур, Аймермахер, 2004, с. 1047.
- Аймермахер, 2004, с. 261—262.
- Сидур, Аймермахер, 2004, с. 1038.
- Нольд-Лурье, 2014, с. 14.
- Сидур М., 2004, с. 6—7.
- ↑ 12 Аймермахер, 2004, с. 213—214.
- Аймермахер, 2004, с. 217.
- Мартынов, А. Взглянуть в лицо своей казни: Нобелевские лауреаты как жертвы цензуры(неопр.) . Независимая газета (25 июня 2015). Дата обращения 3 января 2020.
- Аймермахер, 2004, с. 215—216.
- Сидур М., 2002, с. 6.
- Аймермахер, 2004, с. 220—221.
- Аймермахер, 2004, с. 222—223.
- ↑ 12 Сидур М., 2002, с. 12.
- Сидур М., 2002, с. 12—13.
- Аймермахер, 2004, с. 223.
- Аймермахер, 2004, с. 223—224.
- Сидур, Аймермахер, 2004, с. 1041.
- Аймермахер, 2004, с. 226—227.
- Аймермахер, 2004, с. 228—231.
- Сидур М., 2002, с. 13.
- Сидур М., 2002, с. 13—14.
- Сидур М., 2002, с. 15.
- Сидур М., 2002, с. 7—8.
- Сидур М., 2002, с. 8.
- Сидур, Аймермахер, 2004, с. 1043—1044.
- О площадке — Музей Вадима Сидура | МВО «Манеж» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 21 июля 2020. Архивировано 19 октября 2020 года.
- В Манеже на выставке советского авангарда произошел погром. // РБК. 14.08.2015
- Лидов А. М. После Манежа – громить Третьяковку? // Православие и мир, 18.08.2015
- Протоиерей Александр Салтыков: Об антиискусстве и уважении// Православие и мир, 18.08.2015
- Баунов А. Г. Теракт в Манеже. Откуда в России разрушители классики// Православие и мир, 18.08.2015
- Михаил Пиотровский: Нападение на Манеж – провокация против Церкви// Православие и мир, 17.08.2015
- Священник Сергий Круглов: Действия гражданина Цорионова нельзя назвать христианскими// Православие и мир, 17.08.2015
- Искусствовед Ольга Яблонская: Разгром выставки в Манеже – международное позорище// Православие и мир, 15.08.2015
- Полиция задержала двух человек после нападения на выставку в Манеже РБК. 27.08.2015
- Прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело о погроме в Манеже
- Манеж: разгромленную выставку проверяют на «религиозную ненависть»/ BBC. 27.09.2015
Вандализм в отношении работ Сидура и их юридическое преследование[ | ]
14 августа 2020 года группа лиц — членов общественного движения «Божья воля», во главе с Дмитрием Цорионовым (Дмитрий Энтео), повредила 4 работы Сидура, находящиеся в Госфонде и представленные на выставке в Манеже.
Табличка с тумбы, на которой стоял экспонат, подвергшийся вандализму на выставке в «Манеже»
Члены упомянутой группы объяснили свои действия тем, что выставленные работы оскорбляли религиозные чувства верующих. Их действия вызвали широкое обсуждение в обществе.
26 августа на той же выставке имел место повторный акт вандализма в отношении работы Вадима Сидура, где образ Христа, по мнению вандалов, изображался в кощунственной форме. Она была сорвана со стены и брошена на пол.
Первоначально прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело о вандализме в отношении погромщиков, но, впоследствии, уголовное дело об уничтожении культурных ценностей всё же было возбуждено. Одновременно Следственный комитет начал проверку в отношении самой выставки по статье 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») по факту публичной демонстрации повреждённых работ Сидура.
Кто такой Вадим Сидур?
Вадим Абрамович Сидур — не только скульптор, график и живописец. Он еще и философ, прозаик и поэт. Вадим Абрамович Сидур пробыл на войне только несколько месяцев, однако он говорил про себя, что его жизненный опыт состоит на 80% из военного.
В селе Латовка, которое находится в долине р. Ингулец, в 1944 году шли ожесточенные бои. Вадим Сидур оказался здесь. Когда он 18-летним младшим лейтенантом дошел до родного города, то уже увидел, что от дома, в котором он родился и вырос, ничего не осталось. На войне его чуть не убили. Однако Сидуру была дана вторая жизнь. В возрасте 19 лет Вадим стал инвалидом II группы. Он получил несколько боевых медалей, что, однако, мало утешало.
Лепить и рисовать Вадим любил с детства. Мечтал он, тем не менее, о карьере врача. Вадим Абрамович проучился год в Душанбинском мединституте, однако вскоре понял, что никогда не сможет притупить хоть немного свое сострадание к человеческой боли. В 21 год он приехал на очередную операцию в Москву и поступил в Строгановское училище на факультет монументальной скульптуры. Большинство творений скульптора обнажены и как будто беззащитны перед болью, бедой, окружающим миром.