Внешнее и внутреннее убранство русской избы
В русской избе была всего одна комната, которую хозяева делили на несколько частей. Обязательной частью избы был печной угол, который отделялся занавеской. Также отделялись зоны отдыха для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас
Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу
Крыльцо
Архитектуре крыльца владельцы избы всегда уделяли больше внимания. Она была тщательно продумана, а художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность были главными составляющими в строительстве. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям и прохожим. По традиции вечерами на крыльце собиралась вся семья и соседи, где они пели песни и танцевали.
Сени
Сени — это помещение, которое строилось для того, чтобы отделить жилую зону от улицы и сохранить тепло в доме. Для разделения сеней и отапливаемой зоны строился высокий порог, который предотвращал проникновение холодного воздуха в дом. Также сени использовались для хранения необходимых вещей и продуктов питания.
Русская печь
Вокруг печи вращался весь быт русской избы. Печь использовали не только для приготовления еды и обогрева, но еще на ней спали и в ней мылись. В стенах печи устанавливали ниши для различной утвари. В традиционной русской избе печь была главным элементом дома, ее размещали в основной зоне, справа или слева от входа.
С древних времен с печью было связано много поверий. Люди верили в то, что на печке обитает домовой. Также с дома никогда не выносили мусор, как правило, его сжигали в печи, считая, что так вся энергия остается в доме и это способствует увеличению достатка в семье.
Печной угол
Печной угол или как его еще называют «бабий кут» — это важное пространство в женской судьбе, которое выполняло целый ряд функций. Он был отделен занавеской, иногда деревянной перегородкой
Угол служил для хранения всей кухонной утвари. В печном углу хозяйки стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Девушки ждали жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их, скрываясь за занавеской от посторонних глаз.
В те времена почти каждая женщина занималась рукоделием, поэтому самым удобным местом для уединения был именно печной угол. Сюда категорически нельзя было заходить мужчинам, даже из своей семьи, а уж тем более, большим оскорблением для всех владельцев дома считался приход за занавеску в печной угол чужого мужчины.
Мужской угол (коник)
Мужской угол всегда находился справа от входа. В этом месте стояла широкая скамья, которая с обеих сторон ограждалась деревянными досками. Доски вырезались в форме конской головы, поэтому мужской угол и получил свое второе название — коник. Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты и другие предметы, которые необходимы для строительства и других мужских работ.
В конике мужчины ремонтировали обувь и кухонную утварь, а также плели корзины из лозы. На скамью в мужском углу могли присаживаться все гости, которые ненадолго приходили к хозяевам. А самое главное — здесь мужчина спал и отдыхал.
Красный угол
Красный угол считается священным, самым светлым и важным местом в русской избе. Угол всегда держали в полной чистоте, здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники (полотенца). Самыми главными иконами считались иконы Богородицы и Спасителя. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб. В красном углу обязательно ставили большой стол и принимали пищу.
Приехав сегодня в какую-либо русскую деревню, вы заметите, что большое количество домов очень похожи. Именно они и являются конечным результатом развития традиционной русской избы, но несмотря на их схожесть, каждый дом всё равно остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.
Примечания
- ↑ Ольга Никольская, Яна Зеленина. . Журнал «Наше наследие» (2011). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ Татьяна Маркина. . Коммерсантъ (21 сентября 2009). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ . NEWSru.com (20 августа 2009). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ Георгий Степанов. . BBC (4 сентября 2009). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ . REGIONS.RU/«НОВОСТИ ФЕДЕРАЦИИ» (7 сентября 2009). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ (недоступная ссылка). Музей иконы им. Рябушинского. Дата обращения: 8 декабря 2014.
- Владимир Гусев. . Блокнот (3 июня 2017). Дата обращения: 29 августа 2019.
- ↑ . Комсомольская правда (17 декабря 2009). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ . LifeNews (17 декабря 2009). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ . Интерфакс (17 декабря 2009). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ . Mosoblpress.ru. Дата обращения: 27 октября 2011.
- ↑ . Радио Ватикана (20 сентября 2011). Дата обращения: 27 октября 2011. (недоступная ссылка)
- ↑ . Православие.Ru. Дата обращения: 27 октября 2011.
- ↑
- ↑ . Телеканал «Культура» (27 декабря 2012). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ Татьяна Маркина. . Коммерсантъ (12 апреля 2012). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ Юлия Алексашина. . Газета «Труд» (27 июля 2012). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ . Телеканал Россия (3 июля 2012). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ (недоступная ссылка). Вечерняя Москва (29 октября 2009). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ . Metro International (30 октября 2009). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ . Интерфакс (28 октября 2009). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ Анна Скрипка. . Российская газета (6 сентября 2013). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- ↑ . Журнал «Фома» (7 мая 2013). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- . Телеканал «Культура» (17 июня 2010). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- . Журнал «Фома» (1 июня 2010). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- . Комсомольская правда (1 июля 2010). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- . Телеканал «Культура» (2 июля 2010). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- . Vashdosug.ru. Дата обращения: 8 декабря 2014.
- (недоступная ссылка). Богослов.Ru. Дата обращения: 31 октября 2011.
- . Телеканал «Союз» (17 июня 2012). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- (недоступная ссылка). Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (9 июля 2014). Дата обращения: 8 декабря 2014.
- (недоступная ссылка). Музей «Дом Иконы и Живописи имени С.П. Рябушинского» (1 февраля 2016). Дата обращения: 14 февраля 2016.
История создания русской избы
До 10 века русские избы строили только из дерева. Фундаментом будущего жилья служили бревна деревьев, которые частично углубляли в землю для обеспечения большей надежности и долговечности сооружения. Затем достраивалось основание избы. В основании дверей и окон не было. Вместо дверей были отверстия высотою до 1 метра. В помещении располагался каменный очаг, но поскольку дымоход также отсутствовал, весь дым уходил через входное отверстие. Изначально полы в помещении были земляные, но со временем их стали укладывать деревянными досками. Постепенно избы совершенствовались и в итоге появился тот вид русской избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой.
Русская культура как явление мировой культуры
Традиционно русской культуре отведено основное место в мировой культуре. Это связано с тем, что в ней нашла свое проявление специфика национального характера и миросозерцания. Она имеет свою динамику развития, что делает ее уникальной, неповторимой и узнаваемой среди подавляющего большинства прочих культур.
Геополитическое расположение России, а именно между Западом и Востоком в конкретной степени выявили практически все черты ее исторического и культурного становления. Большинство специалистов в данной области схожи во мнении относительно того, что Россия является определенным культурным типом, который имеет уникальные, свойственные лишь ей черты, так и единые, характерными для всей западноевропейской культуры.
Формирование русской культуры представляет собой весьма продолжительный и непростой процесс. Он обусловлен целым рядом самых различных факторов объективного и субъективного характера, которые в своей совокупности и предопределяют уникальные черты культуры русского народа.
Помимо этого, развитие русской культуры включает в себя большое количество этапов. Каждый из них в свою очередь был насыщен событиями и явлениями, оказавшими непосредственное влияние на русскую культуру.
Н.А. Бердяев выделял следующие стадии развития русской культуры: Россию Киевскую, Россию татарского периода, Россию Московскую, Россию Петровскую (или императорскую) и новую Советскую Россию.
Все они имели некоторые отличия в соответствии с уровнем развития и специфике государственных и религиозных институтов, особенностям исторического процесса, приоритетным ценностям населения.
Специфика русской культуры
В первую очередь Россия является многонациональным государственным образованием. Вследствие этого нельзя говорить о русской культуре как культуре русского этноса.
Русская культура включает в себя как опыт жизнедеятельности определенного этноса, а также обширный опыт культурного взаимодействия большого количества национальностей с некоторым единым, что в вою очередь и создает некую российскую целостность. Основным для русской культуры является осмысление опыта совместного проживания народов России.
Далее отметим геополитическое положение России. Оно подразумевает под собой пространственное нахождение по отношению к прочим национальным центрам культуры.
Формирование ее территории происходило в восточном направлении вплоть до естественных географических границ. В процессе освоения восточных земель, Россия смогла увеличиться до границ Китая и Японии.
В результате этого русская культура смогла соприкоснуться с древними культурными традициями западного мира.
Коллекция
Образ «Святое семейство с младенцем Иоанном Крестителем», исполненный около 1516—1517 годов итальянским художником Себастьяно дель Пьомбо. Полотно «Мадонна с Младенцем» 1630-х годов художников Герарда Зегерса и Яна Брейгеля Младшего является повтором сюжета картины Рубенса и его мастерской.
Среди произведений XVII—XVIII столетий в коллекции преобладают иконы, созданные на территории Русского Севера — Обонежье, Каргополье, Поморье, бассейн Северной Двины (Великий Устюг, Архангельск).
Другая группа икон представляет живопись Поволжья, преимущественно ярославских и костромских земель. К искусству ведущих иконописных артелей, работавших в этом регионе в третьей четверти XVII века, примыкает образ «Святитель Иоанн Златоуст, с Троицей Новозаветной и 15 клеймами жития», включающий подробный житийный цикл от рождества до погребения святого.
Искусствоведы отмечают икону «Святитель Николай Чудотворец (Дворищенский), с предстоящими благоверными князьями Мстиславом и Анной Новгородскими и 12 клеймами Сказания» первой четверти XVIII века. Изображений со столь подробным циклом, иллюстрирующим Сказание об обретении чудотворной иконы — главной святыни Николо-Дворищенского собора в Новгороде, до сих пор не было известно.