Презентация на тему декоративно-прикладное искусство южного урала

История и суть технологии

История работы человека с металлом начинается в 4 тысячелетии до нашей эры. Об этом говорят разнообразные археологические находки. Однако качество и точность работ начало появляться во 2 тысячелетии. Археологические находки этого временного периода свидетельствуют о том, что истоки мастерства проявляются именно тогда. С этого момента металлообработка становится не только ремеслом, но и декоративно-прикладным искусством.

Суть технологии изготовления скульптур из чугуна заключается в том, что изначально создаётся полая форма, в которую заливается расплавленный металл. При застывании он повторяет все линии, грани и детали, которые обрисованы в полой форме. Когда металл застывает, его освобождают от формы. На сегодняшний момент одним из известнейших направлений работы с чугуном является каслинское литье.

https://youtube.com/watch?v=M4UHwwCy-7A

  1. Изготавливается оригинальная скульптура из пластичных материалов.
  2. Создаётся литейная форма по готовой скульптуре.
  3. Плавится и заливается в готовый шаблон металл.
  4. После застывания металла с него снимается внешний каркас. Поверхность зачищается.

Сложнее всего изготавливать отливки с пустотами внутри.

https://youtube.com/watch?v=D6BXuSzfTJU

Виды каслинских изделий

Среди многочисленного ассортимента продукции, вышедшей из-под рук умелых мастеров, можно отметить несколько наиболее популярных форм:

  • Скульптуры из чугуна.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства.
  • Предметы, предназначенные для оформления архитектурных строений.

Каслинское литье, созданное на уральском комбинате, отличается декоративностью и изяществом линий. Несмотря на то что изделия выполнены из специфичного материала, они не выглядят громоздкими.

Практически у всех людей чугун ассоциируется с чем-то неуклюжим и неказистым. Но изделия каслинских мастеров на 100% опровергают подобное утверждение. Порой сложно поверить в то, что перед вами находится скульптура, созданная из «неповоротливого» металла.

Обратите внимание

Общие сведения

Полное наименование организации: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА

ИНН: 7451097005

ОГРН: 1027402921215

Место нахождения: 454091, обл. Челябинская, г. Челябинск, пл Революции, 1

Вид деятельности: Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий (код по ОКВЭД 92.52)

Статус организации: некоммерческое учреждение, ликвидирована (прекращение деятельности юридического лица путем реорганизации в форме слияния)

Организационно-правовая форма: Учреждения (код 81 по КОПФ)

Регистрация в Российской Федерации

Организация ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА УРАЛА зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц 27 лет назад 29 июля 1994.

Организация ликвидирована 28.11.2005.

Чем занимается организация, виды деятельности

Основной вид деятельности организации: Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий (код по ОКВЭД 92.52).

Дополнительно организация заявила следующие виды деятельности:

74.84 Предоставление прочих услуг

Где находится МУЗЕЙ ДПИ УРАЛА, юридический адрес

МУЗЕЙ ДПИ УРАЛА зарегистрировано по адресу: 454091, обл. Челябинская, г. Челябинск, пл Революции, 1. ()

По данному адресу также числятся следующие организации (включая ликвидированные):

  1. ОГБУК «ЧГМИИ»
  2. ПГСК № 214
  3. ООО «ТЕХНОКОМ» (ликвидир. 31.10.2011)
  4. ООО «ЛИОН» (ликвидир. 11.04.2012)
  5. ООО «ЭНЕРГОКОМПЛЕКТ» (ликвидир. 25.10.2017)
  6. филиал ООО «ТС «НЕЗАБУДКА» (ликвидир. 31.03.2011)
  7. ООО «А.С.Я.» (ликвидир. 30.10.2009)
  8. НП «НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЮЖНОГО УРАЛА» (ликвидир. 20.01.2012)
  9. ООО «НУКЛЕУС» (ликвидир. 13.10.2020)
  10. ООО «МОДЕРН» (ликвидир. 25.10.2018)

Кто владелец (учредитель) организации

Учредителями МУЗЕЙ ДПИ УРАЛА являются:

Учредители с какой даты
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ (ликвидир. 29.06.2015) (обл. Челябинская, г. Челябинск) 23.12.2002
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ликвидир. 12.10.2005) (обл. Челябинская, г. Челябинск) 23.12.2002

Кто руководит МУЗЕЙ ДПИ УРАЛА

Руководителем организации (лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) является директор Ткаченко Станислав Олегович (ИНН: 745105222460).

Ткаченко Станислав Олегович также руководит ОГБУК «ЧГМИИ».

МУЗЕЙ ДПИ УРАЛА не значится учредителем каких-либо российских юридических лиц.

Организация не применяет специальных режимов налогообложения (находится на общем режиме).

Лица, связанные с МУЗЕЙ ДПИ УРАЛА

На основе данных единого государственного реестра юридических лиц прослеживаются следующие взаимосвязи лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к организации:

Последние изменения в ЕГРЮЛ

  1. 18.07.2006. Внесение сведений о регистрации в ФСС РФ.
  2. 13.12.2005. Внесение сведений о регистрации в ПФ РФ.
  3. 01.12.2005. Внесение сведений об учете в налоговом органе.
  4. 28.11.2005. Прекращение деятельности своего ЮЛ при слиянии.
  5. 13.10.2005. Изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
  6. 30.03.2005. Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании заявления.
  7. 07.07.2004. Внесение сведений о регистрации в ФСС РФ.
  8. 23.12.2002. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о ЮЛ, созданном до 01.07.2002.

Источники информации

Представленные на этой странице данные получены из официальных источников: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО), с сайта Федеральной налоговой службы (ФНС), Минфина и Росстата. Указанные данные подлежат опубликованию в соответствии с законодательством РФ.

Используемые материалы

На протяжении всей истории человек использовал различные металлы для художественной отливки. Изначально главными соединениями металлов для декоративного литья считались сплавы, в которых преобладала медь. Начиная с 19 века, начали использоваться соединения с преобладанием цинка и свинца. Чугунное художественное литье появилось чуть позже. На сегодняшний момент в этом процессе используется нержавеющая сталь и алюминий.

Серый чугун

Помимо использования железа и бронзы в художественном литье и изготовлении различных предметов большую популярность получил чугун. Из него изготавливали пушки, ядра, памятники, фонтаны. Однако в развитии декоративного направления в металлообработке чугун получил популярность только во второй половине 19 века.

Самым распространённым сплавом при изготовлении скульптур являлся серый чугун. Он обладал такими преимуществами:

  1. Хорошая текучесть благодаря добавлению фосфора.
  2. Низкая стоимость материала.
  3. Привлекательный внешний вид.

Однако фосфор делал металл более хрупким.

Технология изготовления чугунных изделий

Основные отличительные черты художественных произведений уральского завода сформировались в девятнадцатом веке, в период процветания предприятия. Среди характерных свойств чугунных изделий стоит отметить:

  • Строгие линии силуэта и графическая четкость.
  • Тщательная проработка мельчайших элементов и скульптурная точность в передаче деталей.
  • Невероятна игра бликов на изломах скульптуры.
  • Секретная рецептура красящего вещества, которое применяют для покрытия готового продукта. В народе материал именовали «голландская сажа».
За богатую историю завода здесь успели потрудиться многие выдающиеся мастера: Евгений Александрович Лансере, Пётр Карлович Клодт, Николай Акимович Лаврецкий, Роберт Романович Бах и т.д.

КАФЕДРА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Зав. кафедрой ЗАГРЕБИН Олег Владимирович,
профессор, кандидат архитектуры.

Тел. (343) 221-29-33

Кафедра Декоративно-прикладного искусства была создана в 2005 году на базе кафедры Декоративного искусства, существовавшей с 1995 года.

Кафедра готовит бакалавров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (профили «Художественная обработка металла», «Художественная обработка керамики») и по направлению «Искусство костюма и текстиля». Также кафедра выпускает магистров по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (профиль «Художественная обработка материалов»).

На кафедре имеются мастерские для практического обучения студентов, оснащенные специализированным оборудованием. Студенты учатся самостоятельно проектировать и изготавливать керамические изделия, работы из камня, ювелирные изделия, изделия художественного текстиля.

Профили «Художественная обработка металла», «Художественная обработка керамики»

Обучение по профилям проводят более 20 преподавателей, в числе которых профессора Л.В.Пузаков, О.В.Загребин, М.В.Седова, Е.В.Борщ и доценты К.Н.Глазырин, Н.А.Чухловина, Е.А.Махнев, О.В.Береговая, К.Е.Косъянковская. Все преподаватели кафедры – члены творческих союзов — Союза художников и Союза дизайнеров России.

Преподаватели и студенты старших курсов способны выполнить на высоком профессиональном уровне изделия по индивидуальному заказу с авторским видением — как ювелирные из драгоценных материалов, так и предметы ДПИ из керамики и камня. Кроме того, ведется виртуальное проектирование моделей ювелирного дизайна с последующим воплощением в материале.

Виктория Кулева,4 курс. 3D-модель ожерелья. Руководитель доцент О.В.Береговая.

Березина Екатерина, руководитель доцент К.Н.Глазырин. Серия брошей. Дипломный проект, 2015 г.

Никита Иванов. Руководитель доцент Е.А.Махнев. Мужской ювелирный гарнитур «Энергия». Дипломный проект, 2015 г.

Направление «Искусство костюма и текстиля»

Основоположником стала О.Л.Орешко, руководившая мастерской художественного текстиля специальности «Монументально-декоративное искусство» с 1993 годa.

В 1996 году появилась мастерская художественного текстиля, руководитель Н.В.Лупанова. Эти два направления стали основой создания кафедры, ориентированной на подготовку специалистов широкого профиля, способных реализовывать полученные знания как на текстильном производстве, так и в качестве художников-декораторов по оформлению жилых и общественных интерьеров с использованием текстильных композиций.

Обучение ведется в мастерских, где совершенствуются умения и навыки изготовления изделий художественного текстиля: гобелен, батик, набойка, пэчворк, войлок, коллаж и другие.

Широкий диапазон полученных знаний дает возможность создавать произведения искусства в любых текстильных техниках.

Дипломные проекты студентов кафедры отмечены многими наградами российских и международных смотров-конкурсов дипломных работ, медалями и дипломами, постоянно экспонируются на выставках областного, регионального, федерального уровня.

Кафедра не останавливается на достигнутом, продолжает совершенствовать формы и методы художественного образования, осваивая современные информационные технологии, вводя новые учебные курсы и факультативы.

Выпускники работают в проектных мастерских, дизайн-студиях, на ювелирных предприятиях Екатеринбурга и России, преподают в системе высшего и среднего специального художественного образования, продолжают участвовать в выставках. Преподавателей и студентов кафедры объединяет активная творческая деятельность, совместные выставки и проекты.

История возникновения промысла

Каслинское чугунное литье зародилось в далеком 1747 году, когда купец из Тулы Яков Коробков организовал на Южном Урале завод, специализирующийся на изготовление железа и плавке чугуна. Место было выбрано неспроста. Именно здесь хранились большие запасы металла и уникального формовочного песка. Также в регионе было достаточно древесины для изготовления угля.

В 1751 году комбинат перешел в собственность князя Демидова, который недолго думая, реализовал завод купцу Льву Расторгуеву. Именно во времена его правления на предприятии в штат привлекли талантливых художников, чеканщиков и прочих специалистов высшей категории.

Благодаря умелому управлению комбинат быстро обрел всемирную славу, численность изготовления литья из чугуна возросла в несколько раз. В 1824 году управляющим назначили Зотова. Он внедрил в русское производство немецкие технологии, что способствовало появлению высокохудожественного литья. Именно в эти годы ассортимент продукции, выпускаемой заводом, существенно расширился.

На рынок стали попадать котлы, чаши, фигурки и скульптуры, выполненные умельцами уральского комбината.

Расцвет

С 1860 по 1890 года спрос на продукцию из чугуна достиг небывалых высот. В этот временной период комбинат стал обладателем Малой золотой медали. Завод многократно принимал участие в мировых выставках, проходивших в Париже, Лондоне и т.д.

Отдельно стоить отметить мероприятие, которое проводили в 1896 году в Нижнем Новгороде. На этой выставке каслинские мастера впервые представили достопочтенной публике продукцию в ажурном павильоне чугунного литья.

Значимым событием в истории завода стало посещение выставки, проходившей в Париже в 1900 году. Для презентации своего творчества умельцы из Касли отлили из чугуна павильон в форме дворца в византийском стиле невероятного размера. Над проектом трудился Е. Е. Баумгартен.

Павильон работал двадцать четыре часа в сутки. Каслинцы без устали отвечали на вопросы парижан, дарили им небольшие сувениры из чугуна. Один из посетителей (гражданин Америки) увез на память просто кусочек металла. Мелочь, но приятно.

Главным элементом выставочного павильона стала скульптура под названием «Россия», изображающая женщину в воинском одеянии. Произведения челябинского комбината признали шедеврами литейного искусства и выдали высшую награду.

На выставке присутствовало огромное количество людей, желающих стать обладателями павильона. Однако они хотели выкупить все содержимое, а уполномоченные лица отказались продавать статую «Россия». В итоге сделка сорвалась и «воинственная дама» вернулась на родину.

Эпоха перемен

Первая Мировая и Гражданская война в начале двадцатого века, Вторая Мировая – все эти битвы отрицательно сказались не только на жизни населения Руси, но и на чугунном промысле. Часть мастеров погибла, остальные было не до фигурного литья.

В последующие годы практически утраченное ремесло и уникальную коллекцию изделий воссоздавали по крупицам.

Восстановление

В 1957 году под чутким руководством Семёна Михайловича Гилёва начали вести активные работы по восстановлению чугунного павильона. Реставрация продлилась почти восемь месяцев.

Третьего мая 1958 года в одном из залов картинной галереи города Екатеринбурга вновь заработал павильон, символизирующий мастерство каслинских умельцев. Строение представляло собой сооружение из трех ярусов общим весом четыре с половиной тысячи тонн.

Павильон оснащен несколькими входами и составлен из огромного количества различных декоративных литых элементов, удивительным образом объединенных в единое целое.

В 1978 году ЮНЕСКО внесло чугунный завод в Касли в перечень художественных памятников, имеющих мировое значение.

Новые публикации

Сохранять традиции, чтобы двигаться вперёд: в Литве прошёл XVI фольклорный фестиваль «Покровские колокола» 16.11.2021

Фольклорный фестиваль «Покровские колокола» прошёл в литовской столице – и вновь с успехом.  Как будто нет пандемии, нет ограничений в передвижении и непреодолимых проблем с визами. Для организаторов этого международного праздника фольклорного искусства все проблемы, как выяснилось, преодолимы.

«Фёдор Достоевский – поэт человечности»: Год Достоевского отмечают в Дрездене 16.11.2021

В Германии творчество Ф. М. Достоевского пользуется исключительным интересом. Об этом свидетельствуют новые переводы его произведений на немецкий язык, сценические постановки в крупнейших немецких театрах. Дрезденский Немецко-русский институт культуры инициировал проведение Года Достоевского – 2021 в Германии.

Николай Свентицкий – о миссии русских театров за рубежом 15.11.2021

Директор Тбилисского государственного русского драматического театра им. А. С. Грибоедова, заслуженный артист Российской Федерации Николай Свентицкий недавно отметил свой юбилей. Но подводить итоги пока рано – впереди новые планы по продвижению русской культуры и объединению русского театрального пространства в странах СНГ.

«Я давно уже люблю эту женщину до безумия». Любовь и влюблённость в жизни Достоевского 15.11.2021

«Ищите женщину!» – применительно к писательской деятельности это наблюдение особо значимо, поскольку способные глубоко мыслить и переживать мужчины, как правило, тонко чувствуют женщин и подвержены их влиянию. Ф. М. Достоевский не был исключением.

Россия была уникальной империей 15.11.2021

В этом году исполнилось триста лет со дня принятия Петром Первым титулов императора всероссийского и отца Отечества и провозглашения России империей. Хотя на самом деле у нашей страны был имперский опыт и до этих событий. Но с этого момента Российское государство стало укреплять позиции в кругу европейских держав и влиять на судьбы всего мира.

У ненависти свои законы. В Латвии запретили георгиевскую ленту 13.11.2021

Латышские националисты могут ликовать – Сейм Латвии большинством голосов утвердил поправки к законам о собраниях, шествиях и пикетах, запрещающие использование георгиевских лент на публичных развлекательных и праздничных мероприятиях, шествиях и пикетах. Латвийский антинацистский комитет и Русский союз Латвии собираются опротестовывать данные поправки как антиконституционные.

Русский язык за рубежом: стирая границы 12.11.2021

В ходе пленарного заседания «Русская словесность за рубежом», проходившего в рамках Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности, было поднято немало проблем, связанных с современным преподаванием русской филологии за рубежом.

Нюрнбергский процесс и его уроки в наши дни 12.11.2021

«Нюрнбергский процесс: история, юстиция, память» – под таким названием 11 ноября в Москве Германский исторический институт и Институт всеобщей истории РАН провели круглый стол, приуроченный к 75-летию завершения основного международного Нюрнбергского процесса над ведущими нацистскими преступниками.

Применяемые методы

Классическое искусство отливки не потеряло популярность с течением времени. Основными технологиями являются отливка в формы, изготавливаемые в земле или отливка по уже готовым предметам. На сегодняшний день эти два метода продолжают своё соперничество.


Отливка в формы

Литье в землю

Можно отливать будущие скульптуры в формы из земли, песка или глины. Главная задача заключается в том, чтобы получить отпечаток от шаблона на смеси. В дальнейшем с помощью трамбовки изменяются её качества. Формируются каналы для заполнения формы расплавленным металлом. Этот способ отличается своей простотой и низкой себестоимостью.

По выплавляемым моделям

Древний способ литья, который подразумевал под собой отливку по формам, снятым с готовых предметов или оружия. Для создания форм использовали воск, резину, гипс.

Этапы проведения работ с воском:

  1. Изначально создаётся скульптура или предмет с точными размерами из воска.
  2. Изготавливается форма, с помощью нанесения глиняной смеси на поверхность воска.
  3. Форма запекается в печи до полного отвердевания. Воск вытекает из неё по изначально подготовленным каналам.
  4. Плавка металла и переливание его в готовую форму.
  5. Удаление внешнего каркаса после застывания металла.

После изготовления скульптуры её поверхность дополнительно шлифуется и обрабатывается.

https://youtube.com/watch?v=W33COdsjkD0

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: