«Женщина, держащая весы»
(около 1663-1664гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон)
Эта работа имеет аллегорическое прочтение, которое можно интерпретировать по-разному. На ней изображена женщина, ждущая ребенка. Она держит пустые весы, расположенные над столом. На синей драпировке лежит открытая шкатулка с украшениями. Вермеер помещает образ молодой женщины на фоне картины с изображением Страшного суда, который вершит Христос. Иисус Христос взвешивает грехи и добродетели грешников и праведников, а женщина взвешивает жемчуг, сортируя жемчужинки. Но, несмотря на то, что вся комната погружена во мрак, ее освещает божественный свет. Этот яркий луч света звучит как благословение Христа, так как ей предстоит даровать жизнь еще одному существу. Также картина Страшного суда напоминает нам о земной суете и бесплодности мирских благ. Многие искусствоведы считают, что позировала для этой картины жена художника, Катарина Вермеер.
Краткая биография
- 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки как мастер-художник. По правилам гильдии до вступления в неё мастер должен был пройти 6-летнее обучение у серьёзных живописцев. Неизвестно кто был учителем молодого художника, исследователи строят разные предположения – Леонард Брамер, Герард тер Борх, Карел Фабрициус, – но ни одна из версий не имеет документального подтверждения. Также нет данных о том, выезжал ли Вермеер для обучения за границу.
- В период между 1653 и 1656 гг. Вермеер написал картину «Диана со спутницами». На живописный стиль этой работы сильно повлияли картины проживающего в то время в Делфте художника Питера де Хоха.
- В 1655 г. художник написал картину «Христос в доме Марфы и Марии». Эта ранняя работа предположительно является первой выполненной мастером на заказ.
- Первой картиной в стиле жанровой живописи стала «Сводница», созданная 24-летним мастером в 1656 г. Она входит в тройку подписанных и датированных автором картин (ещё » Астроном» и «Географ»).
- В 1657 г. появилась картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна».
- Одной из первых зрелых работ художника стала картина 1660 г. «Бокал вина».
- К 60-м гг. Вермеер завоевал репутацию одного из лучших художников Делфта. Слава его стала распространяться и за пределами родного города. Картины живописца продавались очень дорого. Работал он медленно и вдумчиво, писал в год всего по 2 картины. Другим источником дохода мастера, помогавшим содержать семью, была торговля произведениями искусства.
- В период между 1658 и 1661 гг. Вермеер написал одну из известнейших своих картин – «Молочницу».
- Самый известный пейзаж мастера и одна из самых больших его картин (96,5*115,7 см) «Вид Делфта» был создан примерно в 1661 г. Долгие годы искусствоведы спорили, какое время года и суток изображено на картине. Загадку разрешил профессор Дональд Олсон с группой физиков и астрономов в 2020 г. Команда Олсона пришла к выводу, что на написание шедевра художника вдохновила сцена, увиденная им примерно в 8 утра 03 сентября 1659 г.
- В 1662 г. Яна Вермеера избрали на почётный пост главы гильдии Святого Луки, что говорит о несомненном авторитете художника в городе.
- В 1662-1663 гг. была написана картина «Женщина с лютней». Картина отражает изменения, произошедшие в манере мастера. Он освоил светотень и новый вид композиции.
- В 1664 г. картины мастера были представлены в Гааге.
- Около 1665 г. Вермеер написал картину «Девушка с жемчужной серёжкой». Это одна из самых знаменитых работ художника, известная также как «северная Мона Лиза».
- В 1666-1668 гг. было написано полотно «Хозяйка и служанка», на котором автор представил пронзительную психологическую сцену обсуждения двумя женщинами полученного письма. Эксперты выяснили, что чёрно-коричневый фон на картине изначально представлял собой зелёный гобелен с изображениями нескольких фигур, но из-за деградации цветовых пигментов он пришёл к нынешнему состоянию.
- Примерно в эти же годы живописец создал картину «Аллегория живописи» и украсил ей свою мастерскую. Он так ценил эту работу, что не расставался с ней, даже попав в тяжёлое материальное положение. В своём завещании художник просил сохранить картину в семье, чего, однако, сделать не удалось, – в 1677 г. она была продана на аукционе коллекционеру Якобу Абрамсу Диссиусу. В дальнейшем картина не раз меняла владельцев, даже была собственностью Гитлера, сейчас она хранится в венском Музее истории искусств. В XVIII веке её выдавали за работу другого голландского художника – Питера де Хоха, – который в то время ценился больше.
- В XVII веке в Голландии художники часто изображали учёных на своих картинах. Это нашло отражение и в творчестве Вермеера. В 1668 г. он написал картину «Астроном», а годом позже – «Географа».
- Между 1670 и 1672 гг. была написана картина «Аллегория Веры».
- В 1672 г. художник вновь был избран главой делфтской гильдии Святого Луки.
- В том же году живописца пригласили в Гаагу в качестве эксперта по итальянской живописи. Он вместе с художником Якобом Йордансом устанавливал подлинность коллекции венецианских и римских картин.
- Также в 1672 г. в Нидерланды вторглась французская армия, в результате чего в стране случился экономический кризис. Его жертвой стал и Вермеер, продажа картин остановилась, художник вынужден был брать кредиты. После смерти художника его вдова вынуждена была продать часть работ мужа для погашения долгов.
- Последней известной картиной художника считается «Дама, сидящая за вирджиналем», написанная между 1672 и 1675 гг.
- В 1675 г. Ян Вермеер заболел и скоропостижно скончался. Учеников у великого голландца не было.
Ян Вермеер (предполагаемый портрет)
Вермеер обыкновенный. Камера-обскура
Живописец виртуозно владел перспективой и умением «выставить» свет в своих картинах. Поэтому многие считают, что Вермеер пользовался камерой-обскурой.
Можно заметить, что иногда на его картинах предметы или лица немного не в фокусе. Такой эффект возникает как раз при использовании камеры-обскуры.
Особенно это заметно на картине «Девушка, пишущая письмо». Ее лицо как будто покрыто дымкой.
Скорее всего, даме было сложно долго позировать, и Вермеер просто не успел проработать как следует все оттенки и нюансы. Плюс сказались особенности использования линз.
А вот с одеждой гораздо легче — ее можно надеть на чучело и писать хоть годами. Однако из-за линз часть изображения тоже может оказаться размытым.
Ян Вермеер. Женщина, пишущая письмо. 1665. Национальная галерея Вашингтона.
В 2007 году Тим Дженисон, инженер и предприниматель из Техаса, решил не гадать, а доказать это экспериментально.
Пользуясь теми же линзами и зеркалами, которыми предположительно пользовался и Вермеер, он создал копию картины мастера «Урок музыки».
Удивительно, но до этого эксперимента он никогда не рисовал. Вот что у него получилось.
Тим Дженисон. Урок музыки. 2007.
После этой работы Дженисон прокомментировал: он уверен на 95 %, что Вермеер использовал камеру-обскуру. Однако признал, что создать такое — тяжкий труд. У него самого подготовка заняла 5 лет. А картину он писал 100 дней практически круглосуточно.
И вот для сравнения “Урок музыки” самого Вермеера. Решайте сами, удалось ли Дженисону приблизиться к гению мастера.
Ян Вермеер. Урок музыки. 1662-1665. Королевская коллекция в Сент-Джеймском дворце, Лондон.
На мой взгляд, удалось. Но это не умаляет заслуг художника. Камерой-обскурой пользовались многие живописцы. Тем более в Голландии. Вспомните хотя бы фотографичные картины его соотечественника XV века — Яна Ван Эйка.
Ян Ван Эйк. Чета Арнольфини. 1434. Лондонская национальная галерея.
Вопрос в том, как художник этим чудом техники воспользуется. Сможет ли передать настроение и характер своих героев. Выстроит ли гениально композицию. И чтобы все это привело к работам, которые будут считать шедеврами.
Вермееру это удалось. Хватило бы всего одной картины, чтобы по праву назвать его выдающимся художником.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Художественная техника Вермеера
В своих работах Вермеер чаще всего изображал бытовые сцены, а также женщин среднего класса и их прислугу. Манера написания картин художника была совершенно уникальной. Ян Вермеер не смешивал краски, а каждый мазок наносил отдельно. Затем эти отдельные сегменты красок складывались в целостное произведение. Он писал настолько тонкими точечными мазками, что рассмотреть их можно только с помощью лупы. Через два столетия эту технику стали применять художники-пуантилисты (Жорж Сёра, Поль Синьяк, Анри Мартен). В конце XVII века, когда состоялся аукцион его работ, на счету Вермеера была всего 21 работа. Искусствоведы в течение XIX-XX веков активно искали его произведения. В наше время насчитывается 36 или 39 полотен живописца (по разным источникам). За 20 лет творческой жизни он написал около 40 работ. Из-за медленной манеры письма у художника было мало заказов. Именно поэтому считается, что Вермеер не зарабатывал своим творчеством. Продолжение дела своего отца обеспечивало экономическое благополучие его семьи.
Ниже будут представлены описания самых значимых картин Яна Вермеера, примерные годы их создания и современное местонахождение.
История создания «Девушки с жемчужной серёжкой»
Голландский художник Ян Вермеер, создавший шедевр, что до сих пор не даёт покоя критикам, крайне редко указывал даты написания на своих творениях. Указание года завершения работы отсутствует и у «Девушки с жемчужной серёжкой». Искусствоведы определяют его лишь приблизительно, отмечая, что полотно было создано в 1663-1667 гг.
Сам Вермеер был признанным мастером жанровой живописи и отражения бытовых сюжетов. Увы, во времена, когда он жил и творил, люди предпочитали пейзажи, а потому заслуги художника не были оценены по достоинству.
Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой», около 1665 годаМестонахождение: Художественная галерея Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
Это стало причиной скудости сведений о самом живописце. Более того, в наши дни далеко не каждый человек слышал имя такого художника, однако «Девушка с жемчужной серёжкой» известна очень многим.
Эта картина стала одной из 34 сохранившихся работ Яна Вермеера и, без сомнения, занимает центральное место в его творчестве. Во время написания полотна популярностью пользовался необычный портрет. Что-то нестандартное должно было присутствовать в эмоциях человека, его лице или отдельных деталях, самом образе.
Картины Иоганна Вермеера в Маурицхёйсе / Sailko / commons.wikimedia.org
В «Девушке с жемчужной серёжкой» имеются все эти составляющие. Вермеер сумел внести непривычные особенности портретной живописи в каждую деталь, при этом сохраняя абсолютную гармонию. Только посмотрите, насколько ярким, живым кажется лицо изображённой девушки!
Эту эмоцию уместно подчёркивает серьга, что, несмотря на статичность полотна, смотрится крайне динамично. Кажется, словно девушка обернулась лишь на мгновение, чтобы взглянуть на нас, после чего снова отвернётся.
Интересные факты из жизни художника
О жизни живописца известно очень мало. Из-за скудных биографических сведений и совсем небольшого количества работ, каждая с которых по уровню технического мастерства и эмоционального отклика ставит его в ряд величайших художников всех времен, Вермеера также называют Делфтским Сфинксом (по месту рождения – г. Делфт).
Как уже было сказано, наследие Вермеера довольно скромное. В целом самые тщательные поиски обнаружили на сегодня 34 его достоверно подлинные работы и еще 5 под вопросом. Сюжеты картин Вермеера схожи с сюжетами картин его современников. Он следовал веяниям моды, отражал на полотне темы, которые были в ходу в повседневной жизни. Большинство работ художника являют собой композиции с немногими фигурами в до мельчайших деталей прописанных интерьерах, есть несколько портретов и несколько пейзажей города его руки.
Картины Вермеера предельно ясны для понимания, но, с другой стороны, эта простота в композиции требовала не только умения смотреть, но и видеть. Он пытался вложить в свои произведения тайный смысл, для чего использовал понятный его современникам язык символов.
В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Самыми большими почитателями его таланта были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции последнего согласно историческим данным в 1682 г. находилось 19 картин художника.
В 1672 году началась война с Францией, в Голландии наступил экономический кризис, торговля живописью замерла, впоследствии этих событий семья Вермееров, в которой на тот момент было 11 детей, полностью разорилась. Бедственное финансовое положение приблизило смерть Вермеера, наступившую от сердечного приступа 15 декабря 1675 года. Вдова художника после его кончины была вынуждена продать работы Вермеера за бесценок, чтобы расплатиться с кредиторами.
Что известно о Вермеере
Известно, что художник родился в городе Делфте (Южная Голландия) 31 декабря 1632 года. Его родители были людьми предприимчивыми: содержали постоялый двор, занимались продажей картин.
В 1653 году Ян Вермеер, от рождения протестант, принимает католичество, чтобы жениться на Катарине Болнес.
С Катариной они родили 15 детей. Даже для XVII века это было много. Голландцы уже тогда знали способы контрацепции. В среднем в семьях было по 4—6 детей. Так что Вермееры были исключением.
В 1675 году он умирает от сердечного приступа. В возрасте 43 лет.
Из-за экономического кризиса в последние годы большая семья Вермееров была вынуждена брать ссуды в банках. После смерти художника его супруга отказалась от наследства в пользу кредиторов.
Лишь картину «Мастерская живописца», которую Вермеер так любил, Катарина всеми правдами и неправдами оставила себе.
Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666—1667. Музей истории искусств, Вена.
Вот и все известные биографические данные о великом художнике.
Художественное наследие Вермеера тоже скудное. Всего 35 картин дошли до наших дней. По двум причинам.
Долгое время работы Вермеера не ценились. Ещё в конце XIX века его знаменитая «Девушка с жемчужной серёжкой» была куплена за 2,5 гульдена (в наше время это около 100 рублей)! Смехотворно мало.
Вторая причина: Вермеер работал очень долго над каждой картиной. По году и даже больше (при этом размеры многих из них не более чем 50х50 см).
Но даже такого количества работ хватило, чтобы уже в XX веке Вермеер был признан одним из величайших мастеров всех времён. Наравне с Рембрандтом, Гойей, Веласкесом. Почему же?
Девушка с жемчужной серёжкой
Ян Вермеер. Девушка с жемчужной серёжкой. 1665. Маурицхейс, Гаага.
Конечно, невозможно не упомянуть о самом известном шедевре Вермеера — «Девушке с жемчужной серёжкой».
Вермеер написал обыкновенную для тех времен «трони». Это погрудное изображение человека в необычном одеянии или с необычными предметами.
Картины-трони так же, как и картины с бытовыми сценами, любили вывешивать в своих домах горожане и зажиточные крестьяне.
Особенно специализировался на трони современник Вермеера, Герард Доу. Он написал немало девушек и бабушек, выглядывающих из окон голландских домиков.
Герард Доу. Девушка с попугаем. 1665. Художественно-исторический музей в Женеве.
То есть это все не портреты. Для трони позировали анонимные модели или домочадцы художника, который наряжал девушку или парня в необычный наряд. В случае Вермеера это восточный чурбан. Герард Доу посадил на палец своей модели попугая. Тоже необычно.
Так как для этих работ позировали анонимно, лишь для того чтобы потом картина была продана совершенно неизвестным людям, никто никогда не записывал их имена.
В вышеупомянутом фильме выдвигается версия о том, что перед нами миловидная служанка Вермеера.
Но учитывая нравы голландского общества XVII века, такая версия маловероятна. Тогда хозяева и слуги держались очень отстранённо друг от друга. Статусные различия максимально подчеркивались. И сложно представить, чтобы служанку позвали позировать художнику.
В конце концов, у Вермеера было много домочадцев. Поэтому охотнее вериться в версию о его старшей дочери Марии, которой на тот момент было 13 лет. Вполне возможно, что именно она позировала отцу.
Кстати, Вермеер написал ещё одну дочь, младшую. Почти в том же развороте и с той же серьгой.
Ян Вермеер. Портрет девушки. 1665-1667. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Она, конечно, не такая симпатичная, как старшая: непропорционально крупная голова, далеко посаженные глаза.
Но Вермеер, очевидно, девочку любил. Не приукрасил ее, хотя и написал с особой нежностью. Подчеркнул озорство в ее глазах.
Странности картины
Я уверена, немало вопросов у людей, рассматривающих картину Вермеера, вызывает и странный головной убор красавицы. Казалось бы, с чего вдруг европейской девушке украшать себя тюрбаном. Однако подобные головные уборы были достаточно популярны в то время.
Успешные завоевания Султана Сулеймана принесли в европейские страны моду на турецкие элементы в одежде. Вот только тюрбан «Девушки с жемчужной серёжкой» кардинально отличается по цвету от классических вариантов.
Поразительной деталью является и сама серёжка. Как утверждают эксперты, в природе жемчуг такой формы и размеры не встречается, вот только подобное украшение присутствует на нескольких картинах мастера. Что же выходит: Вермеер выдумал и серёжку, и тюрбан? Ответ на этот вопрос в наши дни получить невозможно.
Та самая серёжка, фрагмент картины после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com
Описание
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Статью следует согласно стилистическим правилам Википедии. |
В комнате состоятельной семьи, где недавно убирала служанка, произошло небольшое, но долгожданное событие — пришло письмо. И служанка, и хозяйка знают, что это письмо от любовника последней. Но реакция каждой на произошедшее разная. Служанка довольна, потому что ей надоело мрачное настроение госпожи, а та никак не придет в себя после длительного ожидания.
Чтобы усилить выразительность произведения, Ян Вермеер употребил средства сужения. Событие картины происходит в плотном пространстве, ограниченном порталом соседней комнаты, через который персонажей наблюдают художник и зритель. Справа виден стул с нотами, а за отверстием портала — несколько бытовых вещей: стоптанные домашние туфли, корзина с бельем. Только спустя некоторое время взгляд доходит до персонажей картины.
Эпоха барокко породила аллегории и насыщала ими стихи, гравюры, садово-парковую скульптуру, портреты, картины. Традицию видеть двойной смысл даже в бытовых вещах поддержало и голландское барокко XVII века. Так, стоптанные домашние туфли были признаком эротизма. На неустойчивые отношения с любовником намекает картина с морским пейзажем, — стихия беспокойная, непредсказуемая, как и отношения между дамой и её избранником. Даже долго ожидаемое письмо не принесло ей радости.
Письмо от любимого и письмо, которое читает женщина — довольно распространенный сюжет среди картин Яна Вермеера 1670-х годов. Эта тема решена еще в некоторых картинах художника, которые хранятся в Дрезденской картинной галерее и еще в одной — «Дама в голубом» — которой располагает Государственный музей в Амстердаме.
- «Девушка, читающая письмо у открытого окна»
- «Дама в голубом, читающая письмо»
Кто она – «Девушка с жемчужной серёжкой»?
Однако главной интригой картины так и остаётся личность той, кто изображён на портрете. Исследователи высказывают массу предположений, что основываются на тех скудных данных, что сохранились о жизни художника.
Самой распространённой гипотезой является версия о том, что на картине изображена дочь живописца, Мария. Вот только к моменту написания картины девочке исполнилось всего 12 лет, что не соответствует возрасту героини полотна. Конечно, можно предположить, что художник и здесь проявил невероятную фантазию, прибавив дочери более пяти лет, но это не кажется логичным.
«Девушка с жемчужной серёжкой» после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com
Вторым популярным предположением стала гипотеза о том, что на картине Вермеера – его супруга, Катарина Болнес. Не секрет, что живописец работал с нею как с натурщицей, но и здесь есть возрастное несоответствие. В годы создания «Девушки с жемчужной серёжкой» Катарина уже не была молода, а потому вряд ли могла стать прообразом портрета столь юной особы.
Бытует версия, что «Девушкой с жемчужной серёжкой» могла быть любовница мастера, но современники отзывались о художнике как о прилежном семьянине и верном супруге. Это позволяет считать предположение весьма сомнительным.
Глаза героини картины после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com
А может служанка?
В последнее время распространение получила версия о служанке-натурщице. Эта гипотеза была высказана в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой». По книге был снят фильм о жизни художника и его окружения, однако не стоит забывать, что сюжет является лишь вольной трактовкой событий XVII века.
Положение слуг в те времена было строго регламентировано. В большой семье Вермеера (а у него было 15 детей) вряд ли простая девушка-служанка могла оказаться так близка с хозяином дома, чтобы тот решил написать её портрет.
Главная героиня картины, фрагмент картины после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com
Как у любого шедевра, получившего признание (пусть и после смерти автора), у «Девушки с жемчужной серёжкой» появилось немало подделок и вариаций. В 1937 году была обнаружена картина, очень похожая на главное творение Вермеера. По мнению исследователей, в начале прошлого века эту подделку создал копиист Тео ван Вейнгарден.
«Девушка с жемчужной серёжкой» – знаменитая картина Яна Вермеера, что нашла признание не только среди искусствоведов и ценителей, но даже в массовой культуре. Образ девушки, обернувшейся к зрителю, не перестаёт интересовать людей. Быть может, не так долго осталось ждать момента, когда кто-то из ценителей сумеет разгадать множество загадок этого творения.
Описание[ | ]
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. |
В комнате состоятельной семьи, где недавно убирала служанка, произошло небольшое, но долгожданное событие — пришло письмо. И служанка, и хозяйка знают, что это письмо от любовника последней. Но реакция каждой на произошедшее разная. Служанка довольна, потому что ей надоело мрачное настроение госпожи, а та никак не придет в себя после длительного ожидания.
Чтобы усилить выразительность произведения, Ян Вермеер употребил средства сужения. Событие картины происходит в плотном пространстве, ограниченном порталом соседней комнаты, через который персонажей наблюдают художник и зритель. Справа виден стул с нотами, а за отверстием портала — несколько бытовых вещей: стоптанные домашние туфли, корзина с бельем. Только спустя некоторое время взгляд доходит до персонажей картины.
Эпоха барокко породила аллегории и насыщала ими стихи, гравюры, садово-парковую скульптуру, портреты, картины. Традицию видеть двойной смысл даже в бытовых вещах поддержало и голландское барокко XVII века. Так, стоптанные домашние туфли были признаком эротизма. На неустойчивые отношения с любовником намекает картина с морским пейзажем, — стихия беспокойная, непредсказуемая, как и отношения между дамой и её избранником. Даже долго ожидаемое письмо не принесло ей радости.
Письмо от любимого и письмо, которое читает женщина — довольно распространенный сюжет среди картин Яна Вермеера 1670-х годов. Эта тема решена еще в некоторых картинах художника, которые хранятся в Дрезденской картинной галерее и еще в одной — «Дама в голубом» — которой располагает Государственный музей в Амстердаме.
- «Девушка, читающая письмо у открытого окна»
- «Дама в голубом, читающая письмо»