«девушка с жемчужной серёжкой»

Маурицхёйское исследование

В начале 2018 года ученые из музея Маурицхёйс провели исследование, а в апреле 2020 опубликовали его результаты. Современные микроскопы, рентген и спектрометры пролили свет на тайну. 

Как оказалось, Вермеер изобразил модель не на черном фоне. Она стояла перед темно-зеленой занавесью с драпировкой. Со временем полупрозрачные краски выцвели и дали черный эффект. Неоднородность фона впервые обнаружили реставраторы в 1994 году. Сняв верхний слой покрытия от предыдущей реставрации, они обнаружили один зеленый участок в левом крае — и решили оставить его нетронутым. 

Под микроскопом нашли и крохотные коричневые ресницы, которые выцвели со временем. Эти детали натолкнули исследователей на мысль, что модель — не абстрактное лицо, а была нарисована с натуры.

Маурицхёйское исследование. На первом снимке (слева) — трехмерная микрофотография правого глаза девушки. На втором (справа) — факт того, что художник написал ресницы коричневой краской.

А анализ красок показал, что жемчужная серьга — не что иное, как иллюзия. Художник создал ее при помощи прозрачных и полупрозрачных белых штрихов. У сережки отсутствует контур и нет крючка, за который она крепится на ухо. 

Исследователи даже определили источники красок. Ян был состоятельным человеком. Он не торопясь писал по 2 картины в год и безбедно жил с женой и 11 детьми. Возможно, хорошую прибыль ему приносил дополнительный доход, а возможно — богатые заказчики и покровители. Положение обеспеченного человека позволяло покупать дорогие краски, которые привозили в Делфт из разных концов света. 

Слева — картина в видимом свете. В центре — земляные пигменты, содержащие железо. Справа — карта смеси пигментов: красные участки — это киноварь; зеленые — желтая охра + киноварь; синие — желтая охра + примеси.

  • Белый цвет был изготовлен свинцовых белил и привезен из Северной Англии. 
  • Ультрамарин, синяя краска, сделана из полудрагоценного лазурита в империи Тимуридов (современный Афганистан). Ее отправляли по Великому Шелковому пути в Европу. В XVII веке она стоила дороже, чем золото. 
  • Кармин, розовый оттенок на щеках незнакомки — из Мексики. Его изготавливали из кислоты, которую вырабатывают насекомые кошениль. Краска была экспортирована в Испанию, а оттуда расходилась по всем Европейским странам. 
  • Красный цвет на губах девушки — смесь из сульфида ртути. Пигмент для краски производили в Амстердаме. 

Исследователи словно заглянули внутрь работы, разглядели все слои краски. Стало известно, что художник выстраивал портрет от заднего фона к переднему.

Сначала набросал фон, потом — овал лица, жакет и воротник. Аксессуары, платок и серьга, нарисованы в последнюю очередь. Во время работы над картиной Вермеер внес несколько поправок. Он менял положение уха, заднюю часть шеи и корректировал верхнюю часть повязки. 

Под микроскопом ученые разглядели и монограмму художника. Скрытая от невооруженного взгляда, она оказалась в левом верхнем углу. Также в слоях краски нашли несколько волосков из кистей.  

Маурицхёйское исследование проводилось прямо на глазах у публики.

Споры вокруг сережки на картине

Жемчужные украшения лейтмотивом проходят через творчество Вермеера. На картинах «Женщина с лютней», «Женщина в красной шляпе», «Дама, пишущая письмо» и некоторых других уши девушек венчают такие же серьги. 

Однако внимательные зрители отмечают, что они неправдоподобны — слишком велики по размеру. Большие жемчужины были редкостью, и могли встречаться только у самых богатых людей. А белый блик в центре картины не мог так ярко отражаться на перламутровой поверхности. 

Считают, что серьги были сделаны из итальянского стекла, серебра или олова. Но по моему мнению, художник намеренно гиперболизировал украшение, чтобы подчеркнуть женственность модели, ее красоту и изящество.

Скорее всего, автору было интересно само впечатление от увиденного, нежели точность передачи и правдоподобие. Поэтому я и люблю голландскую живопись XVII века, именуемую золотым веком голландской живописи: на полотнах изображено не то, чем кажется. 

«Пир Валтасара» (1635) — одна из самых известных картин Рембрандта, творившего в период «золотого века голландской живописи».

Кто она – «Девушка с жемчужной серёжкой»?

Однако главной интригой картины так и остаётся личность той, кто изображён на портрете. Исследователи высказывают массу предположений, что основываются на тех скудных данных, что сохранились о жизни художника.

Самой распространённой гипотезой является версия о том, что на картине изображена дочь живописца, Мария. Вот только к моменту написания картины девочке исполнилось всего 12 лет, что не соответствует возрасту героини полотна. Конечно, можно предположить, что художник и здесь проявил невероятную фантазию, прибавив дочери более пяти лет, но это не кажется логичным.

«Девушка с жемчужной серёжкой» после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com

Вторым популярным предположением стала гипотеза о том, что на картине Вермеера – его супруга, Катарина Болнес. Не секрет, что живописец работал с нею как с натурщицей, но и здесь есть возрастное несоответствие. В годы создания «Девушки с жемчужной серёжкой» Катарина уже не была молода, а потому вряд ли могла стать прообразом портрета столь юной особы.

Бытует версия, что «Девушкой с жемчужной серёжкой» могла быть любовница мастера, но современники отзывались о художнике как о прилежном семьянине и верном супруге. Это позволяет считать предположение весьма сомнительным.

Глаза героини картины после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com

А может служанка?

В последнее время распространение получила версия о служанке-натурщице. Эта гипотеза была высказана в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой». По книге был снят фильм о жизни художника и его окружения, однако не стоит забывать, что сюжет является лишь вольной трактовкой событий XVII века.

Положение слуг в те времена было строго регламентировано. В большой семье Вермеера (а у него было 15 детей) вряд ли простая девушка-служанка могла оказаться так близка с хозяином дома, чтобы тот решил написать её портрет.

Главная героиня картины, фрагмент картины после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com

Как у любого шедевра, получившего признание (пусть и после смерти автора), у «Девушки с жемчужной серёжкой» появилось немало подделок и вариаций. В 1937 году была обнаружена картина, очень похожая на главное творение Вермеера. По мнению исследователей, в начале прошлого века эту подделку создал копиист Тео ван Вейнгарден.

«Девушка с жемчужной серёжкой» – знаменитая картина Яна Вермеера, что нашла признание не только среди искусствоведов и ценителей, но даже в массовой культуре. Образ девушки, обернувшейся к зрителю, не перестаёт интересовать людей. Быть может, не так долго осталось ждать момента, когда кто-то из ценителей сумеет разгадать множество загадок этого творения.

«Эдемский сад и грехопадение» Рубенса и Брейгеля

Альянс художников в XVII веке считался обыденной практикой, однако союз Брейгеля и Рубенса все же отличался даже в то время. Часто в паре выделялся лидер, другой же оставался в тени «мастера». Однако художники смогли не только стать близкими друзьями в жизни, но и писать равнозначные по своему вкладу творения. Живописцы прекрасно дополняли друг друга, создавая вместе мировые шедевры: энергичный Рубенс имел славу быстрого и динамичного художника, в то время, как Брейгель создавал деликатные, «бархатные» полотна. Вместе они написали более 20 картин за 25 лет совместного творчества, однако обоими был подписан лишь «Эдемский сад». Друзья даже породнились: Рубенс стал крестным отцом двух детей Брейгеля, а после смерти последнего стал их опекуном.

Анализ и описание произведения искусства

Портрет девушки с жемчужной сережкой изображает молодую особу в сине-желтом тюрбане на голове и большой жемчужной сережке в ухе. Для росписи тюрбана художник использовал один из своих любимых красителей — лазурит, за который в то время пришлось дорого заплатить. Это может свидетельствовать об отличном материальном положении художника, тем более что этот цвет часто встречался на созданных им полотнах.

Четкий или единственный акцент — это серьга с большой жемчужиной, в которой мы можем видеть отражение света. Свет — как и в большинстве работ Вермеера — падает на левую часть картины. Это самый важный фактор, который создает настроение в его работе и формирует формы мягко, почти как Леонардо. Композиция скупая и статичная, цвета гармоничные, но довольно прохладные.

Отличная растушевка лица создана с помощью плоской кисти из барсучьей шерсти. Вся работа представляет собой чудесную игру света и тени. Есть подозрение, что девушка на картине может быть дочерью художника — Марией. В других источниках говорится, что женщина на картине — одна из тайных любовных привязанностей художника.

Что наиболее интригует, так это выражение лица модели. Девушка производит впечатление, что ее поймал зритель, и осознание того, что за ней наблюдают, отражается на ее лице. Широко открытые глаза и слегка приоткрытые губы показывают нам ее удивление или даже страх. Выразительные эмоции контрастируют с тишиной, даже пустотой, окружающей главную героиню.

Свет, падающий с левой стороны картины, мягко освещает ее лицо. Это добавляет немного театральности, но все же очень тонко. Отсутствие ситуационного контекста и черный фон за персонажем дополнительно усиливают ауру таинственности. Очень интригует тип красоты изображенной женщины. Он не отражает классические каноны красоты, что заставляет задуматься, нравится ли нам девушка. Ее лицо, напротив, скрывает множество эмоций, о которых мы не можем догадаться.

Интересным фактом является то, что в 1999 году была издана книга «Девушка с жемчужной сережкой», вдохновленная этим необычным произведением. Ее автор — Трейси Шевалье, и роман быстро стал бестселлером. В 2003 году вышел фильм, который был сделан на основе книги. Хотя сюжет фильма — стопроцентный литературный вымысел, во время просмотра мы можем поверить, что это реальная история создания знаменитой картины. Благодаря ему картина стала еще более известной во всем мире. Главные роли в картине сыграли: Скарлетт Йоханссон, Колин Ферт и Киллиан Мерфи.

«Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта ван Рейна

Первая большая картина мастера, «Урок анатомии», была написана по заказу гильдии хирургов Амстердама. В то время хирурги изучали строение тела по трупам преступников, поэтому опыт проводился на теле вора и убийцы, повешенного в тот же день — его лицо омрачает «тень смерти». Однако, вопреки художественной моде того времени, полотно не просто отражает процесс расчленения в учебных целях, а показывает эмоции каждого участника. Портрет каждого ученика живописец наделил собственным характером, при помощи светотени придал лицам особый шарм и энергию. Именно «Урок анатомии» сделал Рембрандта одним из самых знаменитых портретистов Европы XVII века.

Шкатулка для драгоценностей

«Дом Морица» (как дословно переводится «Маурицхейс») был построен в 1636-1641 гг. для голландского принца Иоганна Морица Нассау-Зигенского, богатейшего вельможи своего времени и управляющего владениями Голландии в Бразилии. В 1820 году нидерландское правительство приобрело здание для размещения в нем картинной галереи. Экспозиция включает свыше 800 работ голландских художников «золотого века» (XVII-XVIII вв.), за что Маурицхейс получил прозвище «шкатулка для драгоценностей».

Посетить Маурицхейс можно в любой день недели: музей открыт по понедельникам с 13:00 до 18:00, в четверг с 10:00 до 20:00, в остальные дни — с 10:00 до 18:00 (расписание работы в праздничные дни нужно уточнять отдельно по телефону +31 70 3023456).

Стоимость билетов: для групп более 15 человек — 14 евро, для взрослых — 15,5 евро, для детей до 18 лет — бесплатно.

«Молодой бык» Паулюса Поттера

Паулюс Поттер — первый голландский художник-анималист, чьи реалистичные картины с изображениями животных были признаны миром и искусством. Молодой художник в своих работах смог показать, что у животных ничуть не меньше чувств и эмоций, чем у людей. «Молодой бык» — самая известная среди 130 картин кисти живописца, чья жизнь трагически оборвалась в 28 лет из-за туберкулеза.

Увидеть эти и другие известные полотна вы можете в галерее Маурицхейс.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Гаага за 1 день. Что посмотреть?

А 17 октября 2019 года в музее откроется выставка работ Николаса Маса, ученика Рембрандта, не пропустите!

Увлекательного путешествия!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: