Рождение и семья
Сандро появился на свет 1 марта 1445 года в итальянском городе Флоренции. Его полное настоящее имя – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.
Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался кожевенным ремеслом. Вблизи моста Санта Тринита ин Ольтрарно Мариано держал свою мастерскую. Денег он с неё имел совсем немного, поэтому мужчина грезил об одном – чтобы быстрее выросли и устроились в жизни его дети. Глава семьи очень хотел отдохнуть от своего трудоёмкого ремесла.
Мама, Змеральда, занималась воспитанием сыновей, которых в семье родилось четверо, Сандро был самым младшим среди них.
Семья проживала в приходе церкви «Всех Святых» («Оньисанти»). Приход был расположен во флорентийском квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова. Здесь семейство арендовало небольшую квартиру в домостроении, принадлежавшем господину Ручеллаи.
Первое упоминание о Сандро Боттичелли можно найти в кадастре итальянской Республики. Ещё в 1427 году в Республике был издан указ о том, что глава каждого флорентийского семейства должен вносить в кадастр заявление, где отображались доходы (это нужно было для налогообложения). В 1458 году в своём кадастровом заявлении Мариано Филипепи написал, что у него четверо сыновей – Джованни, Антонио, Симоне и Сандро, которому тринадцать лет. В этой исторической записи было добавлено, что мальчик рос очень болезненным, поэтому в столь позднем возрасте только начал обучаться чтению.
Фрески Сикстинской капеллы (1481-1482)
На фреске Боттичелли «Наказание восставших Левитов» разворачиваются драматические события восстания левитов против Моисея, «кротчайшего человека». Господь защитил Своего избранника и явил чудо, наказав бунтовщиков.
Как и в фреске «Искушения Христа», в центре фрески «Наказание восставших Левитов» расположен курящийся жертвенник, а за ним — частично разрушенная Арка Константина.
«Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.
И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?
Моисей, услышав это, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе; вот что сделайте: Корей и все сообщники его возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят. Полно вам, сыны Левиины! И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства. Итак ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?
И послал Моисей позвать Дафана и Авирона, сынов Елиава. Но они сказали: не пойдем! разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами! привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!
Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них.
И сказал Моисей Корею: завтра ты и все общество твое будьте пред лицем Господа, ты, они и Аарон; и возьмите каждый свою кадильницу, и положите в них курения, и принесите пред лице Господне каждый свою кадильницу, двести пятьдесят кадильниц; ты и Аарон, каждый свою кадильницу.
И взял каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и всыпали в них курения, и стали при входе в скинию собрания; также и Моисей и Аарон. И собрал против них Корей все общество ко входу скинии собрания.
И явилась слава Господня всему обществу. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение. Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество? и сказал Господь Моисею, говоря: скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона.
И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы. И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их. И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими.
И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу : если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.
Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля.
И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение»
Числа 16:1-35.
Ветхозаветная священническая иерархия и причины раскола, противоборствующего ей
Обратимся также к Священной истории.
Бог лично на горе Синай утверждает Ветхозаветную Церковь. И ЛИЧНО вручает священство в Ней святому Аарону и его потомству по мужской линии: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых. И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости , чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне» (Исх. 28:1-3).
То есть Всевышний, что называется, устами Своими создает Ветхозаветную Церковь и утверждает ветхозаветную священническую иерархию. Он до деталей проговаривает святому пророку Моисею богослужебные чины и жертвы, устройство скинии-храма, священнические одежды и нормы религиозной и общественной жизни древних евреев.
Все предельно ясно.
Но человеческая гордыня, жадность, страсть власти и сребролюбие, иные грехи, культивируемые диаволом, делают свое черное дело. Они ослепляют человека. И, конечно же, зависть.
Некоторые богатые и влиятельные еврейские старейшины видят тот почет и уважение, какие оказывает народ Моисею и Аарону, они улавливают потенциальную возможность заработать, если встанут во главе данной религиозной организации, и поднимают бунт.
Это Корей, Дафан и Авирон. Описываемые события происходят в 16-й и 17-й главах Книги Числа.
Почему же сыны Рувимовы решились восстать? Мне кажется, потому что они вовсе и не верили в Бога. Они были атеистами либо материалистами и желали возвыситься или заработать денег. Корей, Дафан и Авирон видели в вождизме Моисея и в Ветхозаветной Церкви источники для заработка и для утверждения собственной власти, а не то, чего желали святые Моисей и Аарон – спасение целого народа, а через него и человечества в будущем.
«Как же они могли быть атеистами, если они видели огнь и молнии на горе Синай и ощущали явное присутствие Бога?» – возможно, спросите вы, дорогие братья и сестры.
Очень просто. Если человек не хочет верить в Бога, то он и в очевидных фактах, свидетельствующих о Промысле Божием, найдет случайное или материальное объяснение.
Священное Писание однозначно относительно таких людей: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню» (Пс. 13:1,2). Т.е. Писание нам прямо говорит, что атеист безумен. Это страшное духовное повреждение и заболевание, которое забирает у человека разум. Поэтому ни о какой логике или здравом смысле здесь не может быть и речи. Кроме того, сердце человеческое не бывает пустым: если оно не верит в Бога, то верит в материю, в материальные ценности, а значит и любит их, и страстно желает их, и активно правдами и неправдами их добивается, усматривая в их стяжательстве да накоплении смысл своей жизни.
Корей, Дафан и Авирон не видели Бога, они не ощущали святости Моисея и Аарона. Они видели только жезлы власти, только поток материальных благ, который бы мог хлынуть при такой власти, только почет и уважение среди людей. Поэтому исключив в своем помутненном безумием сознании Бога, они решили посягнуть на святыню и отобрать власть.
Живопись
Когда Сандро было около 25 лет у него появилась собственная мастерская. Его первая значимая работа называлась «Аллегория силы» (1470), которую он писал для зала местного Торгового суда. В это время биографии у Боттичелли появляется ученик Филиппино – сын его бывшего учителя.
Сандро написал немало полотен с Мадоннами, среди которых наибольшую популярность получила работа «Мадонна Евхаристии». К тому моменту у него уже выработался свой стиль: яркая палитра и передача оттенков кожи посредством насыщенных охристых теней.
На своих картинах Боттичелли удавалось живо и емко показывать драматизм сюжета, наделяя изображенных персонажей чувствами и движением. Все это можно увидеть на ранних полотнах итальянца, включая диптих – «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».
Полуобнаженную фигуру Сандро впервые изобразил на картине «Святой Себастьян», которая была торжественно размещена в церкви Санта-Мария-Маджоре в 1474 г. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», где изобразил самого себя.
В данный период биографии Боттичелли прославился и как талантливый портретист. Самыми известными картинами мастера в этом жанре стали «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи», а также ряд портретов Джулиано Медичи и местных девушек.
Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.
В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.
Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он стал автором 3-х фресок: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея».
Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.
После окончания работы в Ватикане Боттичелли вернулся домой. В 1482 г. он создал знаменитое и загадочное полотно «Весна». Биографы художника заявляют, что данный шедевр был написан под влиянием идей неоплатонизма.
«Весна» до сих пор не имеет четкой интерпретации. Принято считать, что сюжетная линия полотна была придумана итальянцем после прочтения поэмы «О природе вещей» Лукреция.
Данной работой, а также двумя другими шедеврами кисти Сандро Боттичелли – «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Критики отмечают в этих полотнах гармонию и пластику линий, а также музыкальную экспрессию, выраженную тонкими нюансами.
Отдельного внимания заслуживает картина «Рождение Венеры», которая является самой известной работой Боттичелли. Она была написана на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Венеры (греч. Афродиты).
«Рождение Венеры»
Примерно тогда же, Сандро пишет свою не менее знаменитую картину любовной тематики «Венера и Марс». Она писалась на дереве (69 х 173 см). Сегодня данное произведение искусства храниться в лондонской Национальной галерее.
Позднее Боттичелли начал трудиться над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте. В частности, из немногих уцелевших рисунков сохранилось изображение – «Бездна ада». За годы творческой биографии мужчина написал много религиозных полотен, среди которых «Мадонна с младенцем на троне», «Благовещение Честелло», «Мадонна с гранатом» и др.
В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.
Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.
В 1500 г. гений пишет «Мистическое Рождество» – последняя значимая картина Сандро. Интересен факт, что она стала единственной работой живописца, которая была датирована и подписана автором. Среди прочего в надписи говорилось следующее:
«Эту картину я, Алессандро, написал в 1500 г. в Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в 11-й главе Откровения Иоанна Богослова, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на 3,5 года был выпущен. Потом он был закован в кандалы в соответствии с 12-й главой, и мы увидим его (попранным на земле), как на этой картине».
Картины Боттичелли светской тематики
Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли – «Весна» («Примавера»).
С. Боттичелли «Весна» (1482). Галерея Уффици (Флоренция) На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. Цветы, по утверждению ботаников, воспроизведены с фотографической точностью, но среди них не только весенние, но и летние, и даже зимние цветы. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, он преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; сама богиня цветов Флора щедрой рукой разбрасывает розы. Центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Над Венерой расположен Амур с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями. Боттичелли изобразил его охранником сада с мечом. Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. Существует множество интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические. Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры».
С. Боттичелли «Рождение Венеры» (1482). Уффици (Флоренция)
Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи. Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты. Читайте в статье «Олимпийские боги»). Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций. В позе Венеры явно прослеживается влияние классической греческой скульптуры. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты. Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Художник никогда не пользовался трафаретными приёмами, поэтому его картины волнуют и современного зрителя.
Личности раскольников. Классификация их грехов
Вождей раскола во время сорокалетнего странствования евреев по пустыне звали Корей, Дафан и Авирон.
Корей был левитом, т. е. так же, как и Аарон, происходил из рода патриарха Левия. Все левиты служили при скинии (от греч. – шатер) – переносном храме-шатре. Внутри рода они разделялись также по семьям-родам. Главенствующей семьей был род Аарона (Аарон являлся первосвященником), его сыновья служили священниками. Никто, кроме них, не мог совершать богослужений и приносить жертв Всевышнему. Остальные левиты также служили при храме. Одни собирали и разбирали его при переходах, другие пели и сочиняли молитвы, третьи играли на музыкальных инструментах во время богослужения и т.д. Одним из таких левитов был Корей. Он, очевидно, тоже выполнял какое-то послушание при скинии, но не мог совершать богослужения. Скорее всего, Корей завидовал Аарону и его сыновьям, поэтому поднял бунт против них.
К бунту присоединилось много знатных богатых людей из различных родов. Всего – 250 человек. В числе вождей их – Дафан и Авирон из колена Рувимова.
Главное их требование было, на удивление, похоже на требование современных раскольников: упразднить священническую иерархию во главе со святым Аароном, сокрушить ее и сделать более «демократичной», более близкой к народу, чтобы все люди, невзирая на происхождение, смогли стать священнослужителями. Священное Писание прямо приводит их лозунг-аргумент: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3).
Причем грех Корея и грех Дафана и Авирона были все-таки различны.
В чем была разность их греха? Корей не был атеистом. Он верил в Бога. Но им двигали зависть и гордыня. Корей видел себя на месте первосвященника Аарона. Он хотел управлять Ветхозаветной Церковью. Древний конфликт Каина и Авеля.
Но Дафан и Авирон были не такими. Их вообще Церковь не интересовала. Они желали лишь заполучить религиозно-политическую власть и стать во главе народа, чтобы вернуться обратно в Египет.
Моисей назначает бунтовщикам своеобразное испытание. Он предложил всыпать в кадильницы курение и покадить в храме перед Господом. Конечно, это было святотатство. По слову Бога, такое могли делать только священнослужители из рода Аарона. Но иначе людей нельзя было успокоить. И Моисей решается на крайнюю меру.
Примечательно, что Дафан и Авирон даже не участвуют в испытании. Они на него не приходят. Для них религиозный конфликт – это предлог для передела портфелей и кресел, возможность взбунтовать народ и устроить революцию в свою пользу. Сама по себе вера им не интересна.
Когда Аарон, а также раскольники подошли к храму с курящимися кадильницами, то «явилась слава Господня всему обществу. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение» (Чис. 16:19-21). Т.е. Господь миловал законных священнослужителей и уничтожал раскольников и всех, кто их поддерживал.
Моисей и Аарон снова вымолили народ. Были уничтожены только зачинщики бунта: Корей, Дафан и Авирон вместе с их родственниками. Причем наказание это было страшно: «…расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» (Чис. 16:31-33).
Влияние Филиппо Липпи
Творчество Филиппо Липпи оказало на Боттичелли очень большое влияние, и при внимательном взгляде на картины этих художников это влияние очевидно. Например, поворот лица в три четверти, декоративность рисунка драпировок, рук, склонность к детализации, лиричность созданных образов. Но главное – колорит. Он как бы мягко светится. Вот, для сравнения, картины Ф. Липпи и С. Боттичелли.
Ф. Липпи. Алтарь Новициата. Уффици (Флоренция)
С. Боттичелли «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1465-1470) Интересный факт: сначала Боттичелли был учеником Липпи, а затем сын Липпи стал учеником Боттичелли. Художники сотрудничали до 1467 г., а затем пути их разошлись: Филиппо уехал в Сполето, Боттичелли остался во Флоренции и открыл там свою мастерскую в 1470 г.
В Риме (1481-1482)
К этому времени Боттичелли стал очень известным художником не только во Флоренции, но и за её пределами. Заказы его были весьма многочисленны. Папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце, также пожелал, чтобы её расписал Сандро Боттичелли. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино он украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело. Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.
С. Боттичелли «Искушение Христа» (1482)
Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Слева дьявол под личиной отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод. В центре дьявол пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить Сыну Божьему. На переднем плане юноша, исцелённый от проказы, приходит к верховному жрецу Храма заявить о своём очищении. В его руках жертвенная чаша и кропило. Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был воскрешён. Некоторые фигуры переднего плана являются портретами современников автора.
Примечания
- Artnet — 1998. https://wikidata.org/Track:P3782″>https://wikidata.org/Track:Q266566″>
- Боттичелли, Сандро // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Энциклопедия «Искусство». Часть 1. А-Г (с иллюстрациями), Электронная библиотека книг iknigi.net . Проверено 11 августа 2020.
- Энциклопедия «Искусство». Часть 1. А-Г (с иллюстрациями), Электронная библиотека книг iknigi.net . Проверено 11 августа 2020.
- Энциклопедия «Искусство». Часть 1. А-Г (с иллюстрациями), Электронная библиотека книг iknigi.net . Проверено 11 августа 2020.
- ↑ 1234Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008.
- Тит Лукреций Кар. О природе вещей. — М.: Художественная литература, 1983.
- Долгополов И. В. Мастера и шедевры. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — Т. I.
- Бенуа А. История живописи всех времён и народов. — М.: Нева, 2004. — Т. 2.
Популярное за 7 дней
Щемящие пейзажи Аполлинария Васнецова
11.11.21 14:39
Иконы Георгия Победоносца
16.11.21 12:03
Вера в жизни Достоевского
11.11.21 09:02
Соборность и первенство в Церкви: современные вызовы
12.11.21 12:02
Как правильно подавать милостыню?
15.11.21 09:43
В каких случаях мирянин может совершить Таинство Крещения и как правильно это сделать?
15.11.21 11:09
Отошла ко Господу настоятельница Львовского Преображенского монастыря
10.11.21 11:13
Евангельское зачало о свиной жизни и изгнании Христа
12.11.21 19:07
Великомученица Параскева: 3 важных совета родителям-христианам
10.11.21 09:41
Реальность и возможность чудес. Размышления для современного человека
12.11.21 11:37
Поздние работы Сандро Боттичелли
В 1490-х годах художник находился в тяжёлом нравственном состоянии. Смерть Лоренцо Великолепного, захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы, которым сочувствовал Боттичелли, – всё это сильно воздействовало на его сознание. Его картины этого периода полны драматизма, тоски и безнадёжности («Покинутая», «Оплакивание Христа», «Клевета» и др.).
С. Боттичелли «Покинутая» (ок. 1495). Рим, собрание Паллавичини Одинокая молодая женщина изображена в великом горе и смятении чувств. Скорченная фигурка на фоне глухой стены – и больше ничего нет в этой даже для Сандро необычайной и странной картине. Кто она, эта женщина? Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Рубашки распластаны на ступенях как трупы… «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.
С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495) Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил в новом своем гробе, который высек в скале – в том гробе, который Иосиф, предчувствуя собственную смерть, приготовил себе самому. Боттичелли поместил все фигуры очень близко друг к другу и у краёв картины. Они как бы образуют крест и единство над телом Христа. Иоанн Богослов прижался к Деве Марии, ведь Христос завещал любимому ученику относиться к ней, как к матери. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа… Боттичелли умер 17 мая 1510 г. Похоронен на кладбище церкви Всех святых во Флоренции. В творчестве Боттичелли ярко воплощены черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности, одухотворенности, красоты. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.
- < Назад
- Вперёд >
Заключение
Воистину! За страшный грех страшное наказание. Раскольники Ветхого Завета сошли живыми в ад. Почему? Они посягнули на заповедь Божью. На учрежденную ЛИЧНО ИМ Церковь. Церковь как дверь ко спасению всех людей. Они под благовидными предлогами демократии, сиюминутной земной пользы для людей попытались внести в Церковь корыстный интерес, попытались разрушить Ее. Их конечная цель явственно просматривается в Священном Писании. Дафан и Авирон ответили посланникам Моисея следующее: «…не пойдем! Разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне?» (Чис. 16:12,13).
Вот истинная причина раскола Корея, Дафана и Авирона – богоборчество. Они восстали не за народ, они завуалированно, хитро, коварно восстали на Самого Бога и Его Святую Церковь. Почему? Они не хотели спасения, ибо возлюбили языческий сатанинский «египет» и хотели туда вернуться. А предложенная ими ложная «модель церкви» была всего лишь на всего иллюзией, приманкой для народа, чтобы развернуть все израильское общество от спасения и снова вернуть его в Египет – в рабство к сатане.
Вот почему такое страшное наказание. Живыми сойти в преисподнюю – во ад. Потому что они уже в сердце своем устроили ад. Он уже жил внутри них. Господь вверг их туда, потому что они уже сами по своей свободной воле стали служителями сатаны.
Сегодня мы также становимся свидетелями религиозного страшного конфликта. И словесно-визуальная пена СМИ типа «Украина, Россия, США и прочее» – это всего лишь пена. Конфликт гораздо глубже. Конфликт, как и тогда, в том, что устраивается попытка разрушить в сердцах и умах людей понятия законной священнической иерархии и апостольской преемственности. Вот в чем главный корень конфликта
И на это в первую очередь обращают внимание Патриарха Варфоломея и мировой общественности Предстоятели и иерархи уже многих Православных Церквей в своих решениях Синодов, Соборов, письмах и обращениях
Мы сегодня видим попытку со стороны определенных сил превратить священническую хиротонию в некий театр ряженый, умалить, если не уничтожить ее значение. Но она является сердцевиной жизни церковной. Поэтому это, конечно, четко рассчитанный удар по Церкви.
Всмотримся же в историю Церкви, дорогие братья и сестры! Ветхозаветную Церковь создал Бог. Он же Ее и упразднил с приходом в мир Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Спаситель создает новую Церковь Нового Завета из апостолов. О том есть множество свидетельств в Библии. Апостолы рукополагают первых епископов, пресвитеров, диаконов. И таким образом благодатью Святого Духа священническая иерархия длится-живет во времени.
И это не просто некое количество людей. Нет. Вспомним Пятидесятницу, слова святого первоверховного апостола Петра: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Вспомним и восьмой член Символа Веры: «Верую… И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки».
Отцы Седьмого Вселенского Собора постановили по поводу апостольских правил и решений предыдущих шести Вселенских Соборов: «Божественные правила с услаждением приемлем, и всецелое и непоколеблемое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостолов, святых труб Духа, и от шести святых Вселенских соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отец наших. Ибо все они, от единаго и того же Духа были просвещены, полезное узаконили…».
Вот в чем сущность Церкви. Она канал, источник, из которого щедро изливается в мирживотворная благодать Святого Духа.