«завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины павла федотова

Подготовка к сочинению по картине П. Федотова «Завтрак аристократа» презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему

Слайд 1

Подготовка к сочинению по картине «Завтрак аристократа» Работа в группах. 8 класс. Учитель Селезнёва К.А. ГБПОУОКСУ Москва 2015 1

Слайд 2

Подготовка к сочинению проводится по группам. Учащиеся перед уроком распределяются на группы и каждая работает над вопросами, объявленными учителем. Отвечает один представитель от группы . От других групп могут идти дополнения и уточнения по каждому вопросу. Оценки выставляются отвечающим, дополняющим прибавляются доли баллов к их ответам на другие вопросы. 2

Слайд 3

Обрамление сочинения. Вступление. ( Эти сведения – домашнее задание). Павел Федотов 1815 -1852 гг. Родился в Москве в семье бедного чиновника.

Слайд 4

вступление Федотов П. «Завтрак аристократа» другое название картины « Не в пору гость» 1849 г. Написание картины. Федотов изобразил хозяина, который вот-вот будет застигнут непрошеным гостем в своей тщательно скрываемой убогости. 4

Слайд 5

Вопросы к уроку ( общие для всех групп) 1. Главный герой в центре картины. О чем говорит его поза? 2.Что свидетельствует о том, что перед нами аристократ? 3.Какими предметами наполнена картина? 4.О чем они нам рассказывают ? 5

Слайд 6

Задания для групп. 1. Составьте словосочетания и предложения, которыми вы опишете обстановку комнаты. 2. Подберите эпитеты для описания — предметов интерьера — внешности героя — его позы. ( Здесь можно устроить соревнования между группами «У кого больше?» ) 6

Слайд 7

Федотов П. «Завтрак аристократа» другое название картины ( Не в пору гость ) 1849 г. Именно этот вопрос нашел отклик в душе художника , и он задумал сюжет картины «Не в пору гость» . Известное всем сегодня название появилось несколько позже. «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?» — писал в одном из фельетонов молодой писатель И.Гончаров . 7

Слайд 8

Какие выводы можно сделать из того, что мы видим на картине? Сюжет , как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере.. Уже скрипнула дверь… Забеспокоилась собака… Заслышав шаги гостя, аристократ прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. 8

Слайд 9

Не в пору гость (первоначальное название картины) Виден не гость, а лишь пола его сюртука да рука в перчатке, отодвигающая портьеру.

А хозяин — в кресле у стола, за которым он завтракал, перелистывая при этом дешевый романчик в желтой обложке.

Слайд 10

Предметы, окружающая обстановка. Федотов достиг совершенства в передаче красоты материального мира, наполнив картину рядом говорящих деталей.

Вокруг множество разнообразных предметов: дорогой, видимо, ковер на полу, античная ваза в роли корзины для бумаг, картинки на стене, стул с лежащими на нем рекламными листками (один из них предлагает дорогие устрицы), изящный полированный столик, горка с посудой, удобное зеленое кресло, ширма.

Каждая вещь — характеризует героя: и статуэтка, и бокал с перьями, и ножнички, и бинокль в футляре, и еще один бокал, темного стекла, и лампочка в синем кружевном абажуре , и медный звоночек на затейливой подставке, и опустошенный, даже наизнанку вывернутый кошелечек, и многое другое , что находится в комнате. 10

Слайд 11

Обрамление сочинения заключение Художника отличала тонкая наблюдательность , умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека.

Как нельзя лучше подходит к идее этой картины русская народная пословица «на брюхе шелк, а в брюхе щелк». Федотов высмеивает в картине ложь и надувательство .

Герой картины напоминает гоголевского Хлестакова в его стремлении не быть, а казаться. 11

Слайд 12

Примерный план сочинения 1.Вступление ( несколько слов об авторе и об истории создания картины ). 2. Задний план, окружающая обстановка. — интерьер комнаты – свидетельство прошлого богатства . — состояние комнаты – свидетельство сегодняшней бедности. 3. В центре – главный герой — одежда, поза, выражение лица ; стрижка собачки. 4. Выводы, опираясь на сказанное выше. 12

Описание главного героя картины

Федотов так компоновал картину, так насыщал ее деталями, чтобы можно было читать ее как повествование о жизни этого человека, повествование обстоятельное и как бы уводящее зрителя в глубь картины, чтобы зритель проникся самой атмосферой происходящего, чтобы почувствовал себя очевидцем — как будто ненароком дверь к соседу открыл — и вот что представилось его глазам. Это заманчиво и вместе с тем поучительно. Да, представившаяся глазам сценка должна поучать. Художник верил, что он может исправлять нравы, влиять на человеческие души.

Когда однажды собрались у Федотова друзья, и среди них писатель А. Дружинин, художник стал объяснять, растолковывать смысл полотен, как он сам их понимал: «нерасчетливая жизнь». Да, и в «Последствиях пирушки» и в «Горбатом женихе» всякий зритель должен усмотреть вред от нерасчетливой жизни.

До седых волос невеста перебирала женихов и теперь ей приходится остановить свой выбор на горбатом селадоне. А чиновник! Вот он стоит в позе римского императора, притом босиком и в папильотках. Кухарка такую власть над ним имеет, что смеется в лицо и тычет чуть не в нос дырявым сапогом. Под столом заснувший собутыльник — городовой. На полу остатки пира и редкая гостья в доме — книга. Конечно, это «Иван Выжигин» Булгарина. «Где завелась дурная связь, там и в праздник грязь», — заканчивал Федотов…

Наперекор всем тяжелым обстоятельствам жизни он веровал в изначально добрую природу людей, в возможность вырождения самого дурного и порочного из них; нравственная грязь, пошлость, полагал он, — следствие неуважения к самому себе.
Своим искусством он мечтал вернуть человеку человека.

Друзьям картина о чиновнике понравилась до чрезвычайности своей жизненностью, натуральностью. Говорящими деталями, которые не заслонили целого, юмором и этой особенностью — увлечь, заманить в глубь картины, дать почувствовать атмосферу события. Им казалось, что нравоучительное, назидательное толкование Федотова не раскрывало всего значения полотна. И время подтвердило это.

На суд публики Федотов выставил картины в 1847 году. Успех «Пирушки» был настолько велик, что возникло решение снять литографию с полотна. Это необычайно радовало Федотова, ведь литографию может купить каждый, значит, картина сумеет оказать свое воздействие на многих — это то, к чему он стремился.

Ничего не вышло. Цензура потребовала убрать с халата чиновника орден, отношение к которому было сочтено за неуважительное. Художник пробует сделать набросок и понимает, что пропадает смысл, вся соль картины. Он отказался от литографирования.

Эта история стала известна и за пределами художественных кругов, И когда Федотов вторично выставил полотно в 1849 году — а в это время умонастроение публики было подогрето событиями французской революции — в картине увидели своего рода вызов бюрократическому аппарату царской России, обличение социального зла современной жизни.

Критик В. В. Стасов писал: «Перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем уже больше не мыслящий, кроме того, что даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что хотите — и ни одна складочка на его лице из риноцеросовой шкуры не дрогнет. Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь — все это присутствует на этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника».

…Сегодня мы понимаем глубину обобщения, заданного образом «кавалера», понимаем, что гений Федотова, несомненно, соприкоснулся с гением Гоголя. Нас пронзает сострадание и «бедности бедного человека», для которого счастье в виде новой шинели оказывается непосильным бременем, и мы понимаем, что на почве той же бедности духовной, вернее, полной бездуховности, задавленности несвободного человека вырастает маниакальность.

«Отчего я титулярный советник и с какой стати я титулярный советник?..»
О, как страшно это лицо, какой неестественной гримасой искажается оно!

Гоголевского Поприщина, изрезавшего свой новый вицмундир на мантию, общество убирает, изолирует. Федотовский же герой, наверное, будет благоденствовать, снимет себе квартиру посветлее, кухарку заведет другую, и уж, конечно, никто даже в сердцах не бросит ому: «Сумасшедший!» А между тем — вглядитесь — то же обесчеловечонное лицо маньяка.

Страсть к отличию, к чину, к власти, таящаяся подспудно и все больше и больше врастающая в нищую, убогую жизнь, съедает, уничтожает человека.

Мы вглядываемся в «Свежего кавалера» Федотова
, целый пласт жизни обнажается. С пластической четкостью обрисовывается физиономия прошлых веков и во всей глубине обобщения встает перед нами жалкий тип самодовольства,

Кузьма Петров-Водкин. «Селедка», 1918 г.

Натюрморты Петрова-Водкина – документальная летопись эпохи. Их уникальность заключается в минимальном наборе предметов на столе, в игре с зеркальными поверхностями и ярких красках. На картине «Селедка» изображен скромный обед 1918 года — две картофелины, кусок хлеба и селедка на столе. Искусствоведы полагают, что красная скатерть символизирует «революционные будни».

В натюрмортах художник часто использовал зеркальные предметы – стаканы, самовар, чайник или просто зеркала. Его работы светлые и радостные, в них видно непосредственное восприятие мира и натуры художником. Среди известных работ с изображением еды также «Розовый натюрморт. Ветка яблони», «Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией», «За самоваром», «Фрукты».

https://www.youtube.com/watch?v=atprkeUjTcc

Что мы видим на картине? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Несомненно, анализа заслуживает то, что изображено на одном из самых узнаваемых полотен, которое написал Павел Федотов, «Завтрак аристократа». Описание картины в самых ярких красках соответствует тому, что нес художник через свое творчество. Это высмеивание человеческих пороков во всех их проявлениях.

Смотря на полотно, мы видим молодого дворянина, испуганно прикрывающего ломоть черного хлеба, который составляет всю его утреннюю трапезу, при звуке шагов незваного гостя. Художником во всех подробностях выписывается окружающая героя обстановка: это коробка из-под распечатанной колоды карт под столом, указывающая на склонность к азартным играм; прикрывающая нехитрый завтрак книжка, в которой напечатан один из модных в то время романов; афиши рекламы устриц и театрального представления, расположенные на стульях (посещение последних было обязательным времяпрепровождением для светской молодежи того времени); щегольской домашний халат, сшитый по последней парижской моде.

Первые картины и перспектива

Разборчивая невеста 1847 г.

Герой первого такого полотна, ради которого художник освоил технику маслом, чиновник-хвастун («Свежий кавалер», 1847). В начале следующего года появилась «Разборчивая невеста». Живописец чрезвычайно внимателен к деталям – на картинах каждый предмет выразителен, выбор оттенков обоснован, любая мелочь значительна. Показав эти работы Карлу Брюллову, теперь Федотов услышал похвалу, а также предложение участвовать в выставке Академии художеств.

Препятствием стали лишь материальные трудности – было только начато «Сватовство майора», а денег не было. Брюллов выхлопотал пособие живописцу от Академии, а также зачисление того в кандидаты – если новую картину примут, то Федотов станет академиком.

С этого дня все помыслы и энергия живописца подчинены одной цели – он целенаправленно бродит по Петербургу, заходит в трактиры, бывает в купеческих домах, и везде цепким взглядом выискивает кричащие и просящиеся на холст детали. Так же скрупулёзно подбирает типажи действующих лиц. В результате к концу 1848 года картина была готова и восторженно принята (вместе с первыми двумя).

«Завтрак» Веласкеса : Мир искусства

June 17, 2012

Реалистическая направленность искусства Веласкеса (1599–1660) ярко проявилась и в его жанровых работах. Подобные картины приверженцы религиозной живописи презрительно именовали «бодегонес» («кабачок»). Эрмитажный «Завтрак», написанный молодым Веласкесом,– один из нескольких вариантов его картин на эту тему.

Проста, но выразительна композиция: фигуры расположены в пространстве, по сторонам от стола, накрытого белой скатертью. Лица людей, изображенных за трапезой (представителей трех возрастов – разных этапов человеческой жизни), портретны и встречаются в ряде произведений Веласкеса.

Возможно, молодой человек, иронически смотрящий на нас,– это сам Веласкес, которому было в то время около восемнадцати лет

Обращает на себя внимание натюрморт с отдельно расположенными предметами

Висящие сверху на стене шляпа и воротничок (их снимали во время еды), а также оружие, какое носили в Испании простые свободные люди – идальго, дополняют жизненную достоверность запечатленной Веласкесом сценки.

В картине сказалось известное влияние Караваджо (несколько тяжелая и плотная живопись, подчеркнутая объемность вещей, темный фон, резкие контрасты света и тени). Творчество последнего великого испанского живописца XVII века Бартоломе Эстебана Мурильо (1617–1682) представлено в Эрмитаже тринадцатью произведениями.

В искусстве этого мастера отразилось характерное для многих художников середины и особенно конца XVII века стремление к идеализации и декоративности. Однако лучшие работы Мурильо пленяют лиричностью и мягкой задушевностью, меткая наблюдательность сочетается в них с поэтической одухотворенностью. Это можно почувствовать, в частности, в ряде детских образов, созданных художником.

Музей Шерлока Холмса

Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались

Старая Пинакотека

Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,

Музей Орсе

Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики

Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все

«Венера» Веласкеса

Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией

Сочинение по картине Завтрак — Диего Веласкес

Испанский художник Диего Веласкес родился и вырос в Севилье. Его первые произведения — к ним принадлежит и эрмитажный «Завтрак» — написаны в этом городе.

Испанское искусство долго было сковано рамками религиозных сюжетов. На рубеже XVI и XVII столетий появляются картины, герои которых-не персонажи священных писаний, а обычные люди.

Большое распространение получают так называемые Бодегонес — изображения сцен в темном интерьере, освещенном только узко направленным пучком света, с одинокой или немногочисленными фигурами и обязательным натюрмортом.

В творчестве Веласкеса севильского периода этот жанр занял ведущее место.

«Завтрак» — одно из наиболее ранних произведений молодого мастера. В нем чувствуется увлечение натурой, стремление передать сцену как можно реальнее. Веласкесу позировали хорошо знакомые люди, их изображения встречаются во многих работах художника.

Так, старик слева повторяется в сходном варианте Будапештского музея. Мальчика, находящегося в центре нашей картины, можно видеть в «Музыкантах» , в «Приготовлении яичницы» и «Севильском продавце воды» .

Что касается фигуры справа, то существует предположение, что это автопортрет Веласкеса. Несмотря на желание художника сделать сцену непринужденной, персонажи выглядят позирующими. Здесь еще нет той свободы, артистичности исполнения, которые свойственны произведениям Веласкеса зрелого периода.

С большой тщательностью выполнен натюрморт. Художник старается воспроизвести фактуру вещей. Он любуется игрой вина в стакане, красной мякотью и коричневой кожурой граната.

В этой детали видно наивное восхищение молодого художника беспредельными возможностями живописи.

«Завтрак» — одна из тех работ, которые не только помогают понять истоки независимого и по-особенному свежего творчества живописца, но одновременно представляют интерес и для общего понимания истории испанского искусства в один из переломных и самых значительных ее этапов, в период становления реализма XVII века.

Картина Веласкеса принадлежит к наиболее ранним приобретениям Эрмитажа; поступила до 1772 года.

(1

↑ Годы жизни

22 июня 1815 года в семье отставного военного Андрея Илларионовича Федотова и Натальи Алексеевны Калашниковой, происходившей из купеческой среды, родился еще один ребенок – сын. При крещении ему дали имя Павел.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, его определили на пансион в Московский кадетский корпус. Хорошие способности и примерное поведение выгодно отличало Павла в лице начальства и способствовало его продвижению на воинской стезе. Курс он окончил с отличием и со званием фельдфебель.

Не смотря на отличные показатели в учебе, Федотова не прельщала карьера военного, и все свободное время он посвящал любимому занятию – рисованию. После направления на службу в Санкт-Петербург в лейб-гвардию Финляндского полка, у Федотова появилась возможность посещать по вечерам занятия по рисованию в Академии художеств.

Помимо военных наук он очень прилежно изучал анатомическое строение человеческого тела, учился работать с гипсовыми моделями. Карандашные и акварельные рисунки со сценками военной жизни, которые были написаны Федотовым, отличались узнаваемостью и реалистичностью. Довольно часто попадались рисунки карикатурного содержания.

После 10 лет службы Павел Андреевич Федотов решил выйти в отставку и полностью посвятить свою жизнь живописи. Это решение поставило его и так совсем не шикарную жизнь в сложное положение. Его скудного пенсиона явно не хватало и он жил в очень стесненных условиях. Но это не помешало ему продолжать стремиться к своей мечте – стать серьезным художником.

П.Федотов картина Свежий кавалер фото

Определиться с жанром ему помог совет Крылова заняться жанровой живописью и это было правильно. Уже первая серьезная работа маслом “Свежий кавалер” получила хвалебные отзывы современников, в том числе и художников. Окрыленный удачей Федотов полностью отдается работе. Вскоре появляются полотна «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», которые были встречены также восторженно.

Эти работы принесли не только известность, но и звание академика живописи, что позволяло получать материальную помощь государства. Это было большим подспорьем. Все три полотна художника наши современники могут увидеть в Третьяковской галерее. Взлеты и падения Удача дама капризная, как и признание общества. Федотов не успел полностью насладиться своим триумфом, как оказался косвенно причастен к делу “петрашевцев”.

П.Федотов еартина Сватовство майора фото

Государственная машина повернула свои маховики и художник Федотов стал не благонадежным, а следовательно и его новые работы оказались не востребованными. Новых заказов тоже не предвиделось. Жизнерадостный, оптимизм по натуре, общительный Федотов превратился в замкнутого, желчного, пессимистичного человека. Перемена нравственная тяжело отразилась на физическом состоянии – Павла Андреевича все чаще одолевали приступы безумия.

Не помогло довольно дорогостоящее лечение, на которое даже государь выделил 500 рублей из личных средств. Было слишком поздно и 14 ноября 1852 года Павел Андреевич Федотов скончался в возрасте всего 37 лет от острого психического расстройства. Его похоронили на Смоленском кладбище почти тайно, потому что комитет по цензуре выдал запрет на публикацию о его смерти. Уже в 1936 году его прах был перезахоронен в некрополь Александро-Невской лавры и установлен новый памятник.

Главный герой

Истинную приземлённость героя выдаёт его небрежный внешний вид, развязанный неаккуратный халатик и, конечно, хлеб, который он прячет под книгой. Такой скудный завтрак указывает на то, что с деньгами у него совсем туго. Для наглядности художник написал на столе открытый пустой красный кошелёк. Кусочек чёрного хлеба — вот, пожалуй, и весь его завтрак, и как знать, может быть заодно и обед с ужином.

А сам «аристократ» очень испуган неожиданным визитом, а вдруг гость расскажет о реальном состоянии дел или того хуже — а если это кредитор? К слову, самого посетителя художник рисовать не стал, видна только его рука… Зато можно определить в какое время суток происходило действо. На это указывает палевый цвет перчаток, который обычно одевали утром и днём, а вот вечером полагалось носить белые перчатки.

Естественно, возникает вопрос: а где деньги? Федотов даёт подсказку — на полу можно увидеть остатки игральных карт. Судя по всему, герой заядлый картёжник и и проиграл своё состояние.

Описание картины

Утро. В богато убранной комнате сидит за завтраком молодой барин. На завтрак у него кусок черного хлеба, а рядом, на стуле, театральные афиши и объявление о продаже устриц. Конечно, барин предпочел бы кушать устриц, но они давно уже ему не по карману, и он набивает рот черным хлебом. Вдруг, почуяв гостя, залаял пудель, аристократическая собака, которую было принято держать в богатых домах. У молодого человека на лице испуг: глядя на дверь, он быстро прикрывает хлеб книгой, стыдясь своего безденежья.

  • Вот комната, в которой обстановка нам говорит о роскоши, достатке,
  • И даже модная собака, пудель, нам представляется аристократкой.
  • А сам хозяин в утренней одежде: халат атласный с бархатной отделкой,

Узорчатая шапочка. Невежда — и тот поймет, что все здесь — не подделка!

Но что он делает? Он завтракает хлебом взамен тех устриц, что ему пристало

Откушать. Залаяла собачка. Следом хозяин с кресла вдруг испуганно привстал,

На дверь со страхом быстро оглянулся и книжкой хлеб немедленно прикрыл.

С чего же вдруг герой наш встрепенулся? Да так, с набитым ртом-то и застыл?!

 -«Кого несет там? Никого не жду я! Не дай бог, кто увидит, что я ем!

Да и поймет он, что терплю нужду я, что уж давно я не богат совсем!

Я не пойму, куда богатство делось? — Большие деньги папа завещал?..

А как жилось привольно, сладко елось — и нищеты ничто не предвещало!

Какие вечера, балы давал я! Столы от яств ломились, от вина,

Каких людей вельможных принимал я!.. И все ушло…моя ли тут вина?

Конечно, грех мне тут скрывать, бывало, порою в карты так не повезет,

Что за ночь целое именье пролетало! — Люблю играть я ночи напролет!

Да, жизнь моя бурлила и кипела, любили женщины, вино лилось рекой,

Роскошные костюмы то и дело менял — один шикарный — на другой!

И вот, увы! Все кончилось внезапно! Друзья советуют — трудиться начинать…

Но это бред! Неужто непонятно, что труд не для меня? О, где мой меценат!

О, где мой спонсор? Кто меня спасет? Кто проиграет мне? Наследство вышлет?..

Пока же я боюсь: вдруг кто поймет, что я беднее той церковной мыши!

Кто он, этот человек? — Пустой бездельник, для которого самое главное в жизни — слыть богатым барином. Живет он в долг, т. к. ничего не делает, не работает и работать не собирается. Про таких в народе говорят: «На пузе шелк, а в пузе щелк».

Назад

Творчество

Сняв эполеты, художник оказался в тяжёлой жизненной ситуации. Пенсия была скудная, а на неё приходилось не только помогать семье, которая впала в крайнюю нужду, но и покупать холсты, кисти, краски. Однако любовь к искусству была настолько сильной, что трудности Федотов преодолевал оптимистично. Он поставил перед собою цель – быть настоящим живописцем, и уверенно к ней шёл.

«Свежий кавалер»

На Васильевском острове Павел снял у хозяйки небольшую бедную комнату и начал обучение в Академии художеств. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Поначалу он много над собой работал, переучивался и привыкал к правильному рисунку, ведь за долгие годы рука художника изломалась на постоянных карикатурах. Из-за этого в Академии профессор Зауервейд и наставник Павла великий русский живописец Карл Брюллов заподозрили, что у Федотова нет никаких способностей к художеству.

В Академии Павла обучали батальной живописи, но она молодому художнику была совсем не по душе. Приходя домой, он принимался за свои любимые сюжеты из обыденной жизни. В этом действительно была его сила, ведь Федотов отличался наблюдательностью и остроумием, тонко подмечал в людях разных сословий их типичные черты, знал обстоятельства их жизни. Даже увидевший его наброски баснописец И. А. Крылов написал Павлу Андреевичу письмо, в котором советовал остановиться всё-таки на жанровой живописи.

«Разборчивая невеста»

Послушав совета, Федотов оставил занятия в Академии и стал рисовать то, что ему хотелось. Чтобы по максимуму заниматься живописью, Павел урезал все расходы на себя, питался за 15 копеек в кухмистерской, разделяя скудный обед со своим денщиком Коршуновым (это добрейшей души солдат, который беззаветно и искренне был предан своему офицеру).

В 1846 году Павел Андреевич маслом написал картину «Свежий кавалер». В 1847 году по сюжету крыловской басни художник нарисовал полотно «Разборчивая невеста». От этих картин пришёл в восторг сам Карл Брюллов. Совет Академии художеств выдвинул Федотова на звание академика и выделил ему денежное пособие. Теперь художник мог творить, не думая о бытовых проблемах.

Огромный успех и окончательное материальное благосостояние принесли Павлу Андреевичу его новые картины:

  • «Всё холера виновата»;
  • «Сватовство майора»;
  • «Игроки»;
  • «Завтрак аристократа»;
  • «Вдовушка».

«Сватовство майора»

Помимо живописи Федотов мастерски писал стихи, солдатские песни, басни, романсы и элегии. Он нигде их не издавал, разрешая переписывать только близким знакомым.

Завтрак аристократа

Янина БЕЛОШАПКИНА

Павел ФЕДОТОВ ЗАВТРАК АРИСТОКРАТА (Не в пору гость) 1849–1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина принадлежит к числу лучших творений Федотова, написанных в пору расцвета его таланта. К этому времени художнику удалось окончательно овладеть рисунком, техникой масляной живописи и в какой-то степени избавиться от своей привязанности к обилию мельчайших деталей, иногда загружавших повествование.

Довольно часто Федотов обращался к теме обмана, надувательства, показного благополучия, привлекая внимание зрителя к тому, что за прекрасным фасадом может скрываться неприглядное нутро. В названии одной из его графических работ звучит полуироничный-полугорестный вздох художника: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!» Так же, напоказ, живет и персонаж картины «Завтрак аристократа»

Сколько таких обедневших, но горделивых и чванливых аристократишек приходилось встречать Федотову!

Молодой человек с бутербродом. Этюд к картине «Не в пору гость». 1849 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Заслышав же шаги гостя в передней, он как-то неуклюже и даже воровато пытается прикрыть от посетителя свою более чем скромную трапезу. Как можно допустить, чтобы кто-то проведал о настоящем положении дел? Нет, все должны считать его богатым и ни в чем не нуждающимся.

Нежданного гостя мы не видим, но тем сильнее акцент на главном персонаже, тем острее воспринимается напряженная поза светского хлыща, угловатый жест его рук.

При всем при том нельзя сказать, что картина решена в карикатурном ключе, что было характерно для ранних графических работ Федотова. Даже при изображении фигуры аристократа художник не прибегает к гротескным приемам, но не теряет при этом выразительности.

Как ни странно, в этой картине носителем положительного начала выступает предметный мир, созданный художником с любовью и тщательностью.

Интерьер написан великолепно — в лучших традициях «малых голландцев», его вполне можно рассматривать как великолепный образец «картины в картине».

Реальный мир реальных вещей противопоставлен призрачному порождению гордыни главного героя, которому приходится жить во лжи, выдавая желаемое за действительное. «На брюхе — шелк, а в брюхе — щелк» — это народное изречение Федотов вспоминал, работая над своим полотном.

В техническом решении «Завтрака аристократа» чувствуется отзвук влияния Карла Брюллова, что в общем-то неудивительно. В те годы Брюллов еще оставался властителем дум не только зрителей, но и художников, даже довольно известных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: