Живопись
В 1801 году Жан Огюст стал обладателем Римской премии, что дало возможность обучаться во Французской академии в Риме. Но отправиться в итальянскую столицу парень так и не смог из-за нехватки бюджетных средств. Он остался в Париже и некоторое время жил в студии вместе с другими учениками Давида. В это время Энгр изучал творчество других художников и развивал мастерство написания портрета. Картины этого периода поражают точностью передачи деталей и богатством красок. Талант живописца оценил сам Наполеон Бонапарт, который доверил парню написать свой портрет.
Жан Огюст Доминик Энгр — «Портрет Наполеона Бонапарта»
Когда средства из бюджета все же были выделены, Жан Огюст отправился в Рим. В эти годы молодой человек продолжил совершенствовать навыки пейзажного и портретного искусства. В картинах прослеживается возрастающее увлечение художника античной мифологией. В итальянской столице живописец впервые начал работать в жанре обнаженной натуры, но старался передавать ее сдержанно и целомудренно. По условиям пребывания в Италии ученики академии должны были отправлять работы в Париж. Изображения Энгра «Эдип и Сфинкс» и «Большая купальщица» были раскритикованы.
Поэтому после завершения учебы Жан Огюст отказался возвращаться обратно в Париж и стал свободным художником в Риме. Мужчина зарабатывал на жизнь написанием графических портретов, выполненных графитным карандашом. Благодаря мастерству и находчивости Энгр прославился как модный живописец. Помимо написания картин, он начал получать заказы на декор интерьеров.
Однако в биографии портретиста наступила черная полоса — умер отец, с которым Жан Огюст не виделся 10 лет. В попытке прийти в себя после утраты мужчина начал проводить больше времени за работой. В этот период были созданы картины «Большая одалиска» и «Рафаэль и Форнарина». Затем последовала серия изображений, в которых прослеживаются исторические мотивы.
Жан Огюст Доминик Энгр в последние годы
Когда наполеоновская империя пала, французы, проживавшие в Риме, начали покидать город. Заработок художника упал, но он не хотел работать во Франции, где его труды критиковали. Вскоре мужчина получил приглашение переехать во Флоренцию и поселился у своего друга Лоренцо Бартолини. В его особняке Энгр нарисовал графа Н. Д. Гурьева.
Только в 1824 году Жан Огюст начал вновь выставлять картины в парижском салоне. Затем он открыл школу, где обучал молодых художников. Это был период, когда художник мало рисовал и строил карьеру преподавателя искусств. Но после избрания президентом Французской академии он отбыл в Рим, где продолжал творить до 40-х годов 19-го века.
Сюжет
В течение долгих столетий Жанна д’Арк и ее история, полная домыслов, вдохновляли художников, работавших в разных жанрах, на всевозможные интерпретации. Однако Энгр был, пожалуй, первым, кто представил Орлеанскую деву святой. В 1920 году она и правда будет канонизирована католической церковью. Но в 1854-м, когда было написано полотно, Энгр никак не мог этого предвидеть.
Между тем Жанна д’Арк, закатившая к небу глаза, выглядит как классическая мученица, которая, веря в бога, пережила невозможное. Жанна смотрит на небо, убежденная, что военные успехи французов — заслуга бога, а не ее или короля.
Полотно. (wikipedia.org)
Главную героиню Энгр писал, собирая по частям. Сначала — с обнаженной модели, затем были добавлены одежда и доспехи. И, конечно, в ее лице читаются образы Мадонн, написанных в эпоху Кватроченто.
Выбор темы не случаен. Энгр был обеспокоен состоянием французского общества после потрясений 1848 года. Жанна д’Арк как средневековая икона политической лояльности и религиозной верности должна была призывать к национальному единству.
Контекст
Из биографии народной героини Энгр выбрал момент триумфа, причем не столько Жанны, сколько Франции. Обеспечив Карлу VII безопасный путь в Реймс, она тем самым проложила ему дорогу к легитимной власти, ведь французский монарх должен короноваться именно в Реймсском соборе. Торжественное миропомазание состоялось 17 июля 1429 года.
«Наполеон на императорском троне», 1806. (wikipedia.org)
Дальнейшие события складывались трагично для Жанны. Осенью следующего года она будет взята в плен и продана англичанам, а затем предана суду и сожжена. К 1453 году, когда в Столетней войне будет, наконец, поставлена точка, имя Жанны еще будет находиться под запретом, а все заслуги припишут Карлу VII.