Картины Джотто ди Бондоне
Первой крупной работой Джотто стали росписи верхней церкви Сан Франческо в Ассизи (Умбрия, Италия).
Церковь Сан-Франческо в Ассизи (план и разрез)
Это был очень важный заказ, поскольку храм был построен в честь Франциска Ассизского – одного из самых почитаемых в католической церкви святых, основателя монашеского ордена францисканцев, происходившего из этих мест.
Церковь Сан-Франческо в Ассизи
Работа была начата около 1288 года, и завершена к 1290 году. Такой колоссальный объем фресок сложно было выполнить в такие рекордно короткие сроки, работая в одиночку. Поэтому искусствоведы полагают, что Джотто помогала целая артель художников, которых он обучил манере, абсолютно идентичной своей собственной, что практически полностью исключает возможность явить свету имена этих «рук». В истории изобразительного искусства их принято называть джоттесками (репликами искусства Джотто).
Вид верхней церкви Сан-Франческо
К другим крупным работам Джотто относятся:
- Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
- Фрески в церкви Флорентийского аббатства (итал. Badia Fiorentina) во Флоренции
-
Фрески в церкви Святого Креста во Флоренции
Джотто работал не только как монументальный художник (мастер фрески), но и как станковый живописец (станковое произведение – это самостоятельное произведение, выполненное на отдельной доске или холсте). Особую страницу в его творчестве занимают расписные кресты, а также диптихи (таблички-книжки для записи, представлявшие собой две дощечки, внешние стороны которых покрываться разного рода украшениями), а также триптихи и полиптихи – алтарные образы, состоящие из трех или большего числа створок, соответственно.
К самым известным относят:
- Полиптих Барончелли. Около 1334 г. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
- Триптих Стефанески. Около 1330 г. Пинакотека, Ватикан.
- Алтарь Перуцци. 1310—1315 гг. Музей искусства Университета Северной Каролины, Рэйли.
- Расписной крест. Около 1315 г. Лувр, Париж.
После Джотто
Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика.
Взгляните на готическую картину Фабриано.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов. 1423 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия
Тонкий рисунок. Благородство лиц. Изысканные костюмы. Много персонажей. Картина очень занимательна. Но это сказка. Это развлекательная живопись. Коллаж из впечатлений. Это очень далеко от Джотто. И очень далеко от реализма Возрождения.
Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.
Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.
Выжившие панели
Одиннадцать сохранившихся панелей алтаря, который является единственной задокументированной работой Мазаччо, находятся в различных музеях. Ученые предполагают реконструкцию алтаря на основе очень полного описания Вазари .
Одиннадцать сохранившихся панелей:
- Верхний регистр: Распятие (Неаполь); Сент-Пол (Пиза); Святой Андрей (Малибу)
- Нижний регистр: Мадонна с младенцем и ангелами (Лондон); Августин, Иероним, два святых-кармелитов (весь Берлин)
- Пределла (весь Берлин): Поклонение волхвов ; две сцены распятия святого Петра и мученичества Иоанна Крестителя ; две сцены из легенд о Святом Джулиане и Святом Николае
Верхний регистр
Святые
Теперь в Национальном музее Пизы панель Павла Тарсского — единственная часть заказанной работы, которая осталась в Пизе . Обычно его реконструируют как одну из двух боковых панелей слева от Распятия . Святой Андрей был одной из двух боковых панелей справа от Распятия и сейчас находится в Музее Гетти в Лос-Анджелесе .
Нижний регистр
Мадонна с младенцем и ангелами
Мадонна с младенцем и ангелами , 135,5 см × 75 см (53,3 дюйма × 29,5 дюйма), Национальная галерея, Лондон
Центральным панно запрестольного образа была Мадонна с младенцем и ангелами , созданная в сотрудничестве с братом Мазаччо Джованни и Андреа ди Джусто . Он был расписан в 1426 году. Панно находится в очень поврежденном состоянии и меньше первоначального размера; он потерял примерно 8 см. внизу и 2-2,5 см. с каждой стороны.
На картине шесть фигур: Мадонна с младенцем и четыре ангела
Мадонна — центральная фигура, она больше всех остальных, что подчеркивает ее важность. Христос сидит на ее коленях и ест виноград, предложенный ему матерью
Виноград представляет вино, которое было выпито во время Тайной вечери , символизируя кровь Христа. Хотя он чрезвычайно младенческий ребенок (по сравнению с младенцами непосредственных предшественников Мазаччо, таких как Лоренцо Монако или Джентиле да Фабриано ), виноград является символом его крови, как красное вино Причастия, что указывает на то, что Христос осознал свое возможное будущее. смерть. Мадонна печально смотрит на своего ребенка, так как тоже осознает его судьбу.
- Лица более реалистичны и не идеализированы.
- Младенец Иисус меньше похож на маленького человека и более похож на ребенка.
- Попытка создать глубину была предпринята путем размещения Мазаччо двух фоновых ангелов и использования линейной перспективы на троне.
- Моделирование хорошо видно, поскольку источник света исходит слева от картины.
- Мадонна — массивная фигура, происходящая от классических моделей, а ее драпировка имеет более крупные и более естественные складки, которые формируют ее тело.
Мазаччо использовал линейную перспективу для создания живописного пространства; его можно увидеть на ортогонале карниза ее престола. Точка схода находится у стопы ребенка. Причина этого в том, что произведение изначально располагалось над изображением Поклонения волхвов, на котором один из волхвов целует ногу Иисуса.
Мазаччо также использовал наложение фигур и объектов, чтобы создать живописное пространство, например, два ангела на переднем плане, перекрывающие трон, и трон, перекрывающий двух ангелов на заднем плане.
Фланговые святые
Это четыре панели, все сейчас в Gemäldegalerie в Берлине, все 38 см × 12 см (15,0 дюйма × 4,7 дюйма). Они показывают Августина Гиппопотама , Иеронима и двух неизвестных святых кармелитских монахов, одного бородатого, а другого постриженного .
Он размещался под центральной панелью или панелями; Вероятно, согласно большинству реконструкций, сохранились только три панели. Они имеют размер 21 см × 61 см (8,5 × 24 дюйма) и сейчас находятся в Gemäldegalerie в Берлине. Они показывают Поклонение волхвов , особенно восхваляемое Вазари и предположительно являющееся центральной панелью, две сцены Распятия Святого Петра и мученичества Святого Иоанна Крестителя и две сцены из легенд о Святом Юлиане и Святом Николае в третья панель. Эти истории взяты из таких сборников, как « Золотая легенда» . В последнем, слева, Джулиан Госпитальер убивает своих родителей после того, как его дезинформировал дьявол, изображенный в центре. Справа Святой Николай тайно проталкивает золото в окно спальни двух бедных девушек, чтобы дать им приданое .
Поклонение (1426)
Эта картина — единственная работа Мазаччо, которая имеет точную дату создания. Об этом свидетельствуют официальные документы. Она является фрагментом большого Пизанского полиптиха, считавшегося утерянным, но к счастью, большая его часть найдена и хранится в музеях. Размер картины небольшой — всего 20×60 см. Работа выполнена на деревянной доске темперой.
Обилие персонажей делают эту прекрасную картину настоящей миниатюрой, иллюстрацией к сюжету о Рождестве Христа. Она изображает поклонение Волхвов, принёсших богатые дары младенцу Иисусу. Длинная процессия выстроилась перед Марией, которая держит на руках новорождённого пухленького младенца. Прекрасные изображения животных дополняют картину, а спокойный по тональности горный пейзаж подтверждает мастерство художника. Лёгкие облачка плывут по ультрамариновому небу. Такого же цвета покров Девы Марии и одного из волхвов. Особое место в картине занимают лошади. Они изображены в разных ракурсах, что придаёт картине динамизм и глубину.
Мазаччо отличался от своих коллег-современников тем, что он единственный умел правильно «поставить» фигуру на плоскость. До Мазаччо фигуры просто висели в пространстве, у него же — все люди стоят на земле.
7
Мадонна с младенцем (1426)
Эта картина выполнена темперой на доске из тополя. В те времена эту краску художники создавали сами, растирая натуральные пигменты с яичным желтком и клеем. Изображение получалось бархатным и мягким. Работа отображает стремление мастера выполнить качественный рисунок фигуры с идеальными пропорциями. В ней присущ дух Возрождения.
Великолепно выписанный мраморный трон, на котором восседает Богородица с младенцем — настоящий шедевр. У ног Мадонны пара маленьких ангелов играет на лютнях, а два серафима выглядывают из-за величественного трона. Глубокий синий цвет хитона Мадонны прекрасно сочетается с пурпуром её платья и нежным тельцем младенца. Выразительные складки подчёркивают формы фигуры. Печальный лик Мадонны обращён на младенца Христа, по-детски тянущему пальчики в рот.
Новаторство художника, его эксперименты с формой и цветом подчёркивают его великое мастерство и стремление к идеалу.
Состояние и техника
Картина в целом находится в хорошем состоянии, хотя почти двадцать лет, проведенных в скрученном или сложенном виде в последний период в Венеции, и переезды, завершившиеся в Национальной галерее, вызвали локальную потерю краски по краям, которые были перекрашены для дилера Тоффоли. Когда он прибыл в Национальную галерею, «лишняя перекраска» была удалена в 1856 году. Один посетитель 18-го века в Сан-Сильвестро описал его как изношенный и труднодоступный, возможно, из-за грязи или обесцвеченного лака . Он прошел дополнительную очистку в 1891, 1934 и 1957 годах. В 2012-2013 годах он прошел «полную очистку и реставрацию, а также замену облицовки», экспертиза показала, что собственная рука Веронезе была более очевидна в различных основных фигурах, чем это было ранее. думали.
Картина состоит из трех частей шириной 119 см каждая, выполненных «полосатым переплетением, холст средней плотности», пересекающих картину. Довольно необычно, что грунт представляет собой карбонат кальция с клеем в качестве связующей среды, а не обычный гипс на основе сульфата кальция ; не грунтован. Были идентифицированы многие использованные пигменты, и наблюдалось некоторое изменение цвета.
Работает
Крещение неофитов.
- Триптих Сан-Джовенале (1422 г.), темпера на панели, Музей Мазаччо, Пьеве-ди-Кашиа, Реджелло
-
Часовня Бранкаччи , церковь Санта-Мария-дель-Кармине (Флоренция), (1424-1428), фреска:
- Адам и Ева изгнаны из Эдема , 208 × 88 см
- Уплата дани , 255 × 598 см ,
- Крещение неофитов , 255 × 162 см
- Воскресение сына Феофила и интронизация святого Петра (завершено Филиппино Липпи )
- Святой Петр исцеляет своей тенью
- Святой Петр раздает милостыню и смерть Анании , фреска, 230 × 162 см
- Пизанский полиптих (1426 г.)
-
- Мадонна коль Бамбино , Национальная галерея , Лондон
- Распятие (Христос на кресте в окружении Марии, Иоанна и Марии Магдалины), Музей Каподимонте в Неаполе
- Сан-Паоло , Национальный музей Сан-Маттео (Пиза)
- Сант-Андреа , Музей Жана Поля Гетти , Лос-Анджелес
- Storie di San Giuliano e Nicola , полиптиховые панели, Государственный музей , Берлин
- Поклонение волхвов , панно пределла 21 × 61 см , Gemäldegalerie , Берлин
- Мученичество святых Петра и Иоанна Крестителя , пределла, Государственный музей , Берлин
- Санто Кармелитано , часть пилястры, Государственные музеи
- Санто Кармелитано , часть пилястры, Государственные музеи
- Санто-Весково , часть пилястры, Государственный музей
- Сан-Джироламо , часть пилястры, Государственные музеи
-
Прочие работы
- Desco da parto , на лицевой стороне: Сцена рождения , на лицевой стороне: Putto con animaletto , 1424-1425, ( расписная тарелка с изображением родов ), Gemaldegalerie, Берлин.
- История Сент-Джулиана , панель триптиха Карнесекки, Музей Хорна , Флоренция
- Сант’Анна Меттерса ди суа мано ла Мадонна коль Бамбино и Анджело регджикортина альт а дестра , 1424, (с Масолино да Паникале ) темпера на панели, Галерея Уффици , Флоренция
- Мадонна дель соллетико , 1426, Галерея Уффици, Флоренция
- Тринити или Трон Грейс (1426-1428), Фреско, 667 × 317 см , Санта — Мария Новелла , Флоренция
- Мадонна дель Умильта (1423 — 1434), Национальная художественная галерея , Вашингтон (работа полностью перекрашена и представлена как таковая)
- Orazione nell’orto e San Girolamo penitente , Музей Линденау , Альтенбург
- Санти Джироламо и Джованни Баттиста , полиптих Санта-Мария-Маджоре, Национальная галерея, Лондон
Триптих Сан-Джовенале (1422)
Первая крупная датированная работа Мазаччо — небольшой триптих, выполненный на дереве. Он был обнаружен совершенно случайно в 1961 году в церкви св. Ювеналия недалеко от городка Сан-Джованни-Вальдарно. В центре этого алтарного триптиха изображена Мадонна с младенцем Иисусом Христом на руках, у её ног преклонили колени два ангела. Боковые части триптиха посвящены святым Амвросию, Ювеналию, Варфоломею и Блезу.
Все фигуры изображены на золотом классическом фоне готического религиозного стиля. Фигуры изображены в скованных готических позах, ограниченных рамками требований к церковным изображениям. Первые признаки ренессанса в этой работе проглядываются в использовании перспективы в построении трона Богоматери. Эта работа была выполнена Мазаччо в начале творческой карьеры, но уже здесь видно, что художник стремиться построить перспективу, сделать объёмными складки одежды.
2
Фреска «Чудо со статиром» (1425-1428)
По мнению многих искусствоведов, эта картина Мазаччо является лучшей его работой. Эта огромная фреска (2×5 м), учитывая время её создания, перешагнула своё время на целое столетие вперёд. Современники этой фрески ещё выполнены в готическом стиле, их плоские, статичные фигуры размещены в безликом двухмерном пространстве. Мазаччо поражал своим неповторимым мастерством изображать объёмные, реалистичные фигуры людей в трёхмерном, живом пространстве.
Сразу бросается в глаза правильная перспектива и чёткие формы архитектурных сооружений. Здания и пейзаж, изображённые на фреске, играют такую же огромную роль, как и прекрасно выполненные фигуры людей. Гармония пространства создаёт полное ощущение реальности происходящего. Яркие и насыщенные цвета фрески преобладают оттенками красного, но нет ощущения пресыщения этим цветом, напротив, он прекрасно вписывается в холодные сине-голубые и бежевые тона горного пейзажа. Складки одежды, тени, отбрасываемые фигурами, делают изображение объёмным, а фигуры реалистичными.
5
Мазаччо
МЕНЮ РАЗДЕЛА: Искуство древнего мира / Шедевры мирового искусства / Русские и советские художники / Скульптура / Современное искусство
Троица (1426-28), Церковь Сайта Мария Новелла
Мазаччо представляет образ Троицы так, как это было принято в традиции Ренессанса, где Бог-Отец изображался в виде седобородого патриарха, сидящего на престоле позади и над распятым Сыном, поддерживая Его крест вытянутыми руками. Над головой Христа в виде голубя парил Святой Дух. Такой образ, известный как Престол Искупления или Престол Спасения, получил широкое распространение во флорентийской живописи XIV века. Однако шедевр Мазаччо отличается некоторыми особенностями. Во-первых, никто прежде не создавал столь монументальный по размеру образ. Во-вторых, Мазаччо написал Бога-Отца стоящим, чем, возможно, хотел приблизить к нему священника, служащего мессу и совершающего евхаристию. Между тем до Мазаччо Бог-Отец изображался сидящим на престоле, как мы видим это, например, на картинах Нардо ди Чоне.
«Троица» — одна из первых в истории мировой живописи работ, в композиции которой были применены законы линейной перспективы, создающей иллюзию трехмерного пространства. Архитектурная рамка картины выдает здесь сильное влияние Брунеллески, а многие исследователи считают даже, что тот принимал непосредственное участие в создании фрески. Под сводом массивной арки художник написал фигуры Святой Троицы. По сторонам распятия стоят Богородица и апостол Иоанн, а за пределами священного пространства, вне арки, — два коленопреклоненных. Скорее всего, это портреты людей, заказавших Мазаччо картину Ниже изображена гробница с надписью, обращенной к каждому из зрителей: «Я был как вы, и вы должны стать как я». Таким образом, гробница напоминает нам о неизбежности смерти, а образ Троицы рождает веру в спасение души. Эта фреска одной из первых была создана с помощью картонов — больших, полномасштабных рисунков, их прикладывали к стене, а затем обводили контуры деревянным стилом. Как и в случае с любой фреской, написанной по свежей штукатурке, несмотря на то, что картина плохо сохранилась, исследователи могли установить, сколько времени художник продолжал работу. В данном случае Мазаччо потребовалось 28 дней (именно столько раз добавлялись участки свежей штукатурки). Больше всего времени он потратил на то, чтобы написать головы и лица.
Образы Святой Троицы В христианской культуре существовало несколько традиций изображения Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Менялись эпохи, а вместе с ними и визуальное представление Троицы. Учение о Троице, то есть представление Бога как триединства Отца, Сына и Святого Духа, является одним из краеугольных камней христианской веры. Впервые о Троице как о Боге, едином в трех лицах, говорится в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос посылает своих учеников-апостолов на проповедь со словами: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В средневековой живописи образ Бога-Отца имел символический смысл. Это было связано с тем, что церковь не позволяла художникам писать то, что невозможно увидеть. Тогда же сложилась традиция изображать Троицу в виде трех сплетенных колец или в виде трилистника. Особенно часто такие трилистники появлялись на церковных витражах. Позднее художники начали изображать Троицу в виде трех человеческих фигур. Например, на иконе Андрея Рублева Троица представлена тремя ангелами. Реже образ Троицы был выражен фигурой Бога-Отца, сидящим по его правую руку Сыном и парящим между ними в виде голубя Святым Духом. На гравюре Дюрера Бог-Отец сам поддерживает тело снятого с креста Сына. Эта сцена имеет много общего с распространенными в эпоху Возрождения пьетами — живописными или скульптурными композициями, изображающими оплакивание Христа.
К списку картин | Биография | Продолжение |
Описание
Поклонение волхвов была очень распространенной темой в религиозном искусстве. Несомненно, она была выбрана для этой картины, потому что была заказана братством святого Иосифа , хотя он не особенно выделяется в композиции, висевшей на уступе над быком. Однако он находится на вершине композиционной диагонали, образованной основными фигурами. Веронезе любил рисовать сложные и сценические костюмы, а три короля, как и религиозные или исторические фигуры на многих его картинах, очень искусно одеты в мантии, которые отражают одежду современной венецианской элиты, но более экстравагантны и причудливы, чем они часто бывают на самом деле. . Было высказано предположение, что костюмы Веронезе были заимствованы из театральных костюмов, для которых он также рисовал, и их можно сравнить с современными стилями высокой моды , многие из которых на самом деле не предназначены для ношения с подиума.
Грандиозная архитектурная обстановка в разрушенном классическом храме также типична для Веронезе, который серьезно интересовался архитектурой, хотя Дэвид Розанд предполагает, что декорации на его больших картинах лучше рассматривать как сценические декорации или временный монументальный декор для королевских входов или других случаев. (который в то время часто был очень сложным), чем в деталях по сравнению с реальной архитектурой. Сцены Рождества очень часто помещаются в такие декорации, которые, помимо демонстрации мастерства художника, служили напоминанием средневековой легенды, сообщенной в популярном сборнике Золотой легенды , что в ночь Рождества Христова базилика Максенция в Риме, предполагалось разместить статую Ромула , частично упал на землю, оставив впечатляющие руины, которые сохранились до наших дней.
Деталь основной группы. Восемь человеческих фигур здесь соответствуют восьми животным шести видов.
Другое значение для разрушенного храма восходит к ранней нидерландской живописи 15-го века , когда обычный простой сарай Рождественской конюшни, мало изменившийся со времен поздней античности , превратился в тщательно продуманный разрушенный храм, первоначально в романском стиле, который представлял полуразрушенное государство. из Ветхого Завета о еврейском законе . В итальянских произведениях архитектура таких храмов стала классической, отражая растущий интерес к античному миру и руинам, сохранившимся во многих местах.
Описание фрески
Как и его современник Донателло, Мазаччо в «Троице» большую часть своих открытий сделал при написании перспективы и архитектурных рамок, что было совершенно новым для его времени. Художник любил архитектуру Филиппо Брунеллески и тщательно выписал изящные колонны и капители ионического ордера, мощные дорического, а также арки. Потолок мистического значения не имеет, но он написан со всеми мельчайшими подробностями и ячейками. В самом центре расположил Мазаччо Троицу, а слева от нее – Деву Марию в синем плаще. Справа же – Св. Иоанн в красном. Ниже имеются еще два персонажа: слева в красном плаще донатор (как предполагают, Лоренцо Ленци), и справа в синем – его супруга. Эти цвета не случайны. Они являются перекрещивающейся симметрией двух предыдущих фигур. По своим размерам супруги сходны со святыми, что тогда не было принято. В этом тоже состоит новаторство живописца. Вот, собственно, краткое описание «Троицы» Мазаччо.