«поклонение алтарю волхвов» джентиле да фабриано, картина 1423 г

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Джентиле да Фабриано родился в 1370г.

Живописи он учился в своем родном городе Фабриано , у незначительного художника Аллегретто Нуци, возможно, в юности Джентиле да Фабриано сблизился с кем-нибудь из других сиенских мастеров живописи и быстро достиг большой известности.

Работал Джентиле да Фабриано главным образом в Брешии, Венеции, Флоренции, Сиене, Орвьетто и в Риме, где с 1426 г. до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. Эти фрески, равно как и того же рода произведения Джентиле да Фабриано в других местах, погибли, и о его даровании можно получить понятие только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, из которых самые замечательные — «Поклонение волхвов» (наход. во Флорентийск. акад. худ.) и «Небесное увенчание Пресвятой Девы» (в галерее Брера в Милане). Их характеристические достоинства — оживленность композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Деликатностью моделировки лиц, нежною бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает Беато-Анджелико.

Он имел значительное влияние на современную ему живопись, особенно на венецианскую, через своего ученика Якопо Беллини.

Умер Джентиле да Фабриано в 1450г.

Анализ

Работа, хотя и датированная 1423 годом и отмеченная некоторыми флорентийскими нововведениями (пространственная непрерывность под тремя арками, ограниченная консолями без колонн), остается стилистически привязанной к международной готике  : архитектурная рамка со стилизованными цветочными украшениями, драгоценность реализации на фоне из золота и серебра , сопоставление нескольких темпоральностей полиптиха (путешествие волхвов в трех аркадных сценах), анахроничных костюмов (Святое Семейство в древности, процессия в современной одежде), отсутствие мимолетной перспективы на главной панели, на которой собраны собравшиеся главные герои (люди и лошади) в одной раздробленной плоскости, круговые ореолы, видимые спереди, скалы и театральная архитектура фронтона, нечеткие источники света; только панели пределла демонстрируют голубое небо и дифференцированное освещение.

Если на изображении есть перспектива: фигуры на заднем плане заметно уменьшены по сравнению с фигурами на переднем плане. Однако речь идет не о «  линейной перспективе  », единственной, которая логически подразумевает единство действия, определяя пространственность геометрически и обязательно унитарно: картина, таким образом, может помещать на переднем плане прибытие процессии королей. , а фон показывает их прибытие в Иерусалим и курс страны. Общее единство живописного пространства — повествовательное, оно фиксируется четко сформулированным визуальным маршрутом: процессия «входит» в поле алтаря вверху слева, идет вправо, входит в город. он «выходит» справа, чтобы «спуститься» к яслям и присоединиться к ним в движении справа налево. В этой последовательности объединяется единство работы: сама пределла продолжает движение, три ее панели снова «читаются» слева направо, привязанные к движению, указанному в главном регистре. Фигуры создают нарисованное пространство своим предполагаемым движением по поверхности. Повествование ведется по « готическому  » принципу  сопоставления мест, последовательно пройденных фигурами; это самый принцип кассони, который мы находим в первых трех четвертях Quattrocento.

Изображение блестящее; своей роскошью он вызывает восхищение и, следовательно, преданность верующих. Престиж живописи в полной мере используется для соблазнения глаз, а через них — ума и души зрителя. Этот образ также является очень последовательным подтверждением стиля.

Жорж де Латур. «Поклонение пастухов»

Жорж де Латур. Поклонение пастухов. Около 1644 года

Первыми поклониться Иисусу пришли пастухи. Чтобы изобразить простолю­динов, художникам не нужно было обращаться к образам прошлого: зритель сразу понимал, кто имеется в виду. Самых обычных крестьян мы видим и у Жоржа де Латура. Знакомая ему повседневность отражается не только в облике пастухов, но и в сюжете. Пастухи приносят младенцу свои дары — флейту, пастуший посох, пирог. Об этих подношениях, разительно отличав­шихся от роскошных даров волхвов, де Латур, скорее всего, знал из француз­ских рождественских песенок. Там поется о том, как пастухи, собираясь к Ии­сусу, перечисляют подарки, которые они ему принесут: ягненка, флейту, ста­кан молока и так далее. Этот простой сюжет сочетается с сосредоточенным, торжественным и вместе с тем нежным настроением, которое де Латур создает, используя сдержанную, строгую композицию, освещая сцену тихим, но ярким светом единственной свечи. 

ТВОРЧЕСТВО

Деликатностью моделировки лиц, нежной бледностью их карнации и умением одушевлять их чувством благочестия Джентиле напоминает фра Беато Анджелико.

Творчество Джентиле да Фабриано — типичный образец стиля интернациональной готики, для которого характерны утонченная элегантность, нарастание светских тенденций и интерес художника к натуралистическим деталям. В картинах Джентиле да Фабриано последняя черта проявляется в реалистической трактовке животных, птиц и растений.

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Алтарь «Поклонение волхвов» мастер создал для капеллы Строцци церкви Санта-Тринита во Флоренции. Многолюдная красочная процессия изображена движущейся по направлению к переднему плану картины. Евангельская история о царях, пришедших поклониться Младенцу Христу, трактована здесь в духе средневекового рыцарского романа: одному из волхвов слуга подвязывает шпору, что подчеркивает принадлежность его хозяина к рыцарству, в картину вкраплены сценки охоты, а манеру многих персонажей держаться можно определить словом «куртуазная» — достаточно взглянуть, например, на служанок слева. Это произведение интересно рассматривать, потому что оно полно дивных подробностей, например Младенец Христос гладит по голове пожилого волхва, целующего Ему ножку. Среди пришедших издалека кого только нет — молодые и пожилые, рыцари и охотники. В картине присутствуют не только люди, но и животные — лев, гепард, обезьяны, сокол. Создается впечатление, что художник использовал сюжет еще и ради того, чтобы изобразить богатство ведомого ему мира.

Этот алтарный образ выписан чистыми, сияющими, словно драгоценности, цветами, и его декоративность усиливается вкрапленным то тут, то там золотом. Рама была изготовлена по рисунку самого мастера, который включил в нее небольшие изображения и до мелочей продумал декор.

 

Пределла алтаря состоит из трех живописных частей, представляющих «Рождество Христово», «Бегство в Египет» и «Принесение во храм». Историк искусства Виктор Ла­зарев писал: «В своем алтарном образе, самой красивой и праздничной картине раннего кватроченто, Джентиле изобразил уходивший с исторической сцены феодальный мир во всем его блеске, со всеми его внешне привлекательными чертами, в ореоле его «рыцарственной романтики».

История изображения

Поклонение Младенцу Иисусу тремя мудрецами или волхвами; Рельеф саркофага (4 век), Ватикан

Фра Анджелико и Филиппо Липпи , середина 15 века.

На самых ранних изображениях волхвы изображены в персидских одеждах из брюк и фригийских шапок , обычно в профиль, продвигаясь в ногу со своими дарами, протянутыми перед ними. Эти изображения адаптируют позднеантичные позы для варваров, покоряющихся императору и дающих золотые венки, и действительно связаны с изображениями носителей дани из различных средиземноморских и древних ближневосточных культур, насчитывающих много веков. Самые ранние — из катакомбных росписей и рельефов саркофагов IV века. Короны впервые встречаются в 10 веке, в основном на Западе, где их платья к тому времени в большинстве случаев утратили восточный колорит. Стандартное византийское изображение Рождества включало в себя путешествие или прибытие верховых волхвов на заднем плане, но не их дары до поствизантийского периода, когда западное изображение часто адаптировалось к стилю икон . Более поздние византийские изображения часто изображают маленькие коробочки для пилюль, похожие на шляпы, значение которых оспаривается.

Примерно до этого периода волхвы обычно изображаются одного возраста, но затем вводится идея изображения трех возрастов человека: особенно красивый пример можно увидеть на фасаде собора Орвието . Иногда с 12 века, а очень часто в Северной Европе с 15 века, волхвов также делают для обозначения трех известных частей света: Бальтазара очень часто изображают в образе молодого африканца или мавра, а старому Каспару придают восточные черты. или, чаще, одеваться. Мельхиор представляет Европу и средний возраст

Начиная с XIV века, часто демонстрируются большие свиты, дары заключаются в эффектных ювелирных изделиях , а одежде волхвов уделяется все большее внимание. К 15 веку Поклонение волхвов часто становится бравурным произведением, в котором художник может показать свое мастерство в сложных, многолюдных сценах с участием лошадей и верблюдов, а также их обработку различных текстур: шелка, меха, драгоценностей и золота

Цари поставили против древесины конюшни, соломы яслей Иисуса и грубых одежд Иосифа и пастухов.

Этот предмет был особенно популярен среди художников антверпенского маньеризма примерно с 1500 по 1530 год. Эти в основном анонимные художники жили в Золотой век Антверпена , когда он занял свое место из Брюгге как ведущего делового города в Нидерландах , захватив огромную долю взрыв в международной торговле, последовавший за освоением португальцами морского пути из Азии. Маги считались святыми покровителями путешествующих купцов и, следовательно, международной торговли в целом, и большое количество их покровителей, несомненно, происходило из различных международных деловых кругов из разных стран, проживающих в Антверпене.

Хуго ван дер Гус , Алтарь Монфорте , ок. 1470

Поклонение Яна Госарта, 1510-1515 гг.

Поклонение волхвов после Иеронима Босха

Сцена также часто включает в себя изрядное разнообразие животных: обычно присутствуют бык и осел из сцены Рождества , но также лошади, верблюды, собаки и соколы королей и их свита, а иногда и другие животные, такие как птицы. в стропилах конюшни. Начиная с 15 века и далее, Поклонение волхвов довольно часто объединяют с Поклонением пастырей из Евангелия от Луки (2: 8–20), что дает возможность внести еще большее разнообразие людей и животных; в некоторых композициях ( например, триптихах ) две сцены противопоставляются или устанавливаются как подвески к центральной сцене, обычно Рождеству .

«Поклонение» волхвов у колыбели — обычная тема, но их прибытие, называемое «Шествие волхвов», часто изображается на далеком фоне сцены Рождества (обычное для византийских икон) или как отдельное изображение. при условии, например , в волхвы Chapel фресками Беноццо Gozzoli в Палаццо Медичи Риккарди , Флоренс . Другие сюжеты включают «Путешествие волхвов», где они и, возможно, их свита — единственные фигуры, обычно показываемые вслед за Вифлеемской звездой , и есть относительно необычные сцены их встречи с Иродом и « Сон волхвов» .

Полезность этого предмета для церкви и технические проблемы, связанные с его представлением, сделали Поклонение волхвов излюбленным предметом христианского искусства: главным образом живописи, но также скульптуры и даже музыки (как в опере Джан-Карло Менотти « Амаль»). и ночные посетители ). Предмет также встречается в витражах . Первым фигурным витражом, изготовленным в Соединенных Штатах, является окно «Поклонение волхвов», расположенное в Крайст-Черч, Пелхэм, Нью-Йорк, и спроектированное в 1843 году сыном основателя и первого ректора Уильямом Джеем Болтоном .

Исторический

Заказ исходит от банкира Паллы Строцци на часовню его семьи в базилике Санта-Тринита во Флоренции.

Работа сочетает в себе сграффито , импасто и клеймо для большего эффекта и богатства средств (золотой фон).

Работа подписываются на части стержня между главной панелью и пределлой  : : :: О GENTILIS: DE: FRABRIANO: слева и датирована M КПКГ • XX III Mensis: ДПНИТЕ справа.

С наполеоновским вторжением в Италию в 1806 году алтарь был удален из церкви, а затем передан в Галерею Академии для обучения художников. В 1812 году пределла была лишена представления в Храме для передачи в Лувр, а в 1919 году вся она была представлена ​​в Уффици.

Мозаики Палатинской капеллы в Палермо

Рождество. Мозаика Палатинской капеллы. 1160–1170 годы

Когда император Римской империи Август объявил всеобщую перепись насе­ления, ее жители отправились в города, где они родились. Среди них были и Иосиф с Марией. Они пошли в Вифлеем, но мест в гостинице не было, поэтому заночевать пришлось в некоем помещении для скота. Там и родился Иисус. Мария спеленала младенца и положила в ясли. В это время ангелы явились пастухам, возвестив им Рождество Сына Божьего, а звезда показала волхвам путь к яслям Царя Иудейского. Так кратко описывают Рождество евангелисты Матфей и Лука. Но в раннехристианских и средневековых изо­бражениях Рождества появляются персонажи, о которых в Евангелии ничего не сказано. Это две повитухи, Зелома и Саломея, и вол с ослом. О них расска­зывают не вошедшие в Писание предания — апокрифы и основанные на них средневековые легенды.

На мозаике Палатинской капеллы в Палермо вол с ослом заглядывают в ясли, а Зелома и Саломея купают новорожденного. Когда у Марии начались роды, Иосиф пошел за повитухами, но было поздно: к тому времени, как они пришли, Иисус уже родился. Пещера была залита ярким светом. Зелома осмотрела Марию и поняла, что та осталась девой, а Саломея не поверила ей. За сомнения она была наказана: у повитухи отсохла рука, и только молитва и прикосновение к пеленкам исцелили ее. Уже в IV веке эта легенда вызывала недовольство церкви, и все же повитух продолжали изображать.

Вола и осла в Вифлеем взял Иосиф: вола на продажу, а на осле ехала Мария. В отличие от повитух, этот сюжет не вызывал нареканий: сложно представить Рождество в хлеве без животных. Звери не только напоминали о скромности и простоте первых дней жизни Иисуса — их появление было подтверждением слов пророка Исайи: «Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3).

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме » .

Поклонение волхвов Жизнь Иисуса : Рождество
Предшественник Вифлеемской звезды

События Нового Завета
Затем следует бегство в Египет

vтеЖизнь Иисуса в христианском искусстве
  • Благовещение
  • Рождество
  • Прощаясь с его матерью
  • Преображенский
  • Последний ужин
  • Бичевание
  • Ecce homo
  • Stabat Mater
  • Снятие с креста
  • Плач
  • Пьета
  • Воскрешение
  • Дорога в Эммаус
  • Вознесение
  • Изобразительное искусство
  • христианство
vтеРождество Иисуса
Люди
Святое семейство
  • Младенец Христос ( Иисус )
  • Мэри
  • Джозеф
Волхвы
  • Мельхиор
  • Каспар
  • Бальтазар
Другие
  • Пастухи
  • Ирод Великий
Место
Дары волхвов
  • Золото
  • Ладан
  • Мирра
Рассказы
Евангелие от Матфея
  • Матфея 1
  • Матфея 1:18
  • Матфея 1:19
  • Матфея 1:20
  • Матфея 1:21
  • Матфея 1:22
  • Матфея 1:23
  • Матфея 1:24
  • Матфея 1:25
  • Матфея 2:11
  • ( в искусстве )
Евангелие от Луки
  • Луки 2
  • Благовещение пастухам
Связанный
  • Ясли
  • Вифлеемская звезда
  • Девственное рождение Иисуса
  • Сны святого Иосифа
  • Бегство в Египет
В искусстве
  • Рождественская деревня
  • Kraków szopka
  • Другие
Воспоминания
  • Адвент
  • Рождество
  • Церковь Рождества Христова
  • Показы Рождества

    кража

  • Рождественский спектакль
  • Рождественский пост

Обработки отдельных художников [ править ]

Многие сотни художников занимались этой темой. Ниже приводится частичный список тех, у кого есть статьи.

  • Поклонение волхвов , Фра Анджелико и Филиппо Липпи , Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия
  • Поклонение волхвов , Бартоломео Бискайно , Musée des Beaux-Arts , Страсбург
  • Поклонение волхвов , Иероним Босх , Музей Прадо , Мадрид
  • Поклонение волхвов , Боттичелли : Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия
  • Триптих Жития Богородицы, Дирк Баутс
  • Поклонение королей (Брейгель) , Национальная галерея, Лондон
  • Вифлеемская звезда , Эдвард Бёрн-Джонс , Бирмингемский музей и художественная галерея
  • Поклонение волхвов , Валерио Кастелло , Musée des Beaux-Arts, Страсбург
  • Поклонение волхвов (Андреа делла Роббиа) , Музей Виктории и Альберта
  • Алтарь Святой Колумбы , Рогир ван дер Вейден , Старая пинакотека , Мюнхен
  • Поклонение королей (Джерард Дэвид, Лондон) , Национальная галерея, Лондон
  • Поклонение волхвов (Дюрер) , Уффици , Флоренция
  • Поклонение волхвов (Джентиле да Фабриано) , Уффици, Флоренция
  • Поклонение волхвов (Geertgen tot Sint Jans) , Рейксмузеум
  • Поклонение волхвов , Доменико Гирландайо, Оспедале дельи Инноченти, Флоренция
  • Поклонение королей (van der Goes) , Gemäldegalerie , Берлин
  • Поклонение королей (Госсарт) , Национальная галерея, Лондон
  • Поклонение волхвов (Леонардо) , Уффици, Флоренция
  • Поклонение волхвов (Лоренцо Монако) , Уффици
  • Поклонение волхвов (Мантенья) , Уффици
  • Мадонна с младенцем (Мазаччо) , Gemäldegalerie , Берлин
  • Поклонение волхвов (Мостарт) , Рейксмузеум
  • Поклонение волхвов (Перуджино, Перуджа) , Galleria Nazionale dell’Umbria , Перуджа
  • Поклонение волхвов (Рубенс, Лион) , Лионский музей изобразительных искусств
  • Поклонение волхвов (Рубенс, Кембридж) , Часовня Королевского колледжа, Кембридж
  • Поклонение волхвов (Рубенс, Антверпен) , Королевский музей изящных искусств Антверпена
  • Поклонение волхвов (Веласкес) , Музей Прадо , Мадрид
  • Поклонение волхвов (Веронезе) , Национальная галерея, Лондон
  • Поклонение волхвов (Секейра) , Национальный музей античного искусства , Лиссабон
  • Поклонение волхвов (гобелен) по Моррис и Ко с Эдвард Бёрн-Джонс

Описание

Мы потеряли из виду внешние поверхности ставен. Также называется «Триптих Карла V», потому что раньше он хранился в «Оратории Карла V» королевского дворца Аранхуэса . Это одна из самых известных работ Мемлинга, принятая всеми авторами.

Рогир ван дер Вейден , «Триптих Святого Колумба», Старая пинакотека , Мюнхен (1450–1455).

«Триптих Прадо» (1470–1480).

«Триптих Яна Флорейна» (1479).

Три из пяти панелей из «  Полиптиха Хулин де Лоо  » (1460–1464).

Левая панель

Хотя центральная и правая панели очень похожи на панели «Триптиха Яна Флорейна», композиция этого Рождества совершенно иная. Это прежде всего личность Иосифа, который ставится по-другому и меняет характер: вместо того, чтобы преклоняться, как Дева, он ставит себя позади нее в качестве защитника. Есть место для животных; кроме того, один из двух ангелов ярко-зеленый. Вид на улицы города слева от Иосифа ограничен по сравнению с широкой панорамой, которую можно увидеть на соответствующей панели «Полиптиха Хулин де Лоо».

Центральная панель

В то время как в « Поклонении волхвов» из «Полиптиха Хулин де Лу» художник довольно внимательно следил за моделью, предложенной ему центральной панелью «Триптиха Сент-Коломба» Рогира ван дер Вейдена , он сохраняет только здесь несколько элементов этого прототипа, в частности, фигура старого царя, обнимающего Младенца. Группа Мадонна с младенцем также находится под влиянием Рожье. Интересно сравнить это панно с центральным панно «Триптиха Яна Флорейна». Композиция явно та же, но настоящая панель имеет больший формат и, следовательно, позволяет художнику расставлять фигуры, придавая сцене более интенсивный иератизм. Это также позволяет любопытным, находящимся по обе стороны от королей, быть более заметными и присутствовать на дани королей. Костюмы королей также богаче, чем в триптихе Флорейна. Король Бальтазар , уже изображенный в виде красивого молодого человека в полиптихе «Хулин де Лоо», поднимает шляпу левой рукой в ​​знак приветствия, когда выходит на сцену. На нем парчовый костюм с невероятно широкими рукавами, отороченными белым мехом. Песок в красном футляре удерживается золотой цепочкой, которая окружает и подчеркивает его талию. Шпоры на его туфлях так же тонко смоделированы, как и у других трех мудрецов. Коленопреклоненный царь Мельхиор , самый старший, также богато одет; ее пальто с большими коричневыми бортами и отороченным мехом расстегивается застежкой, рукава и штанины которой инкрустированы драгоценными камнями. Его красная шляпа, помещенная перед ним, украшена тонкой золотой короной. Наконец, Гаспар , стоящий коленом о землю, также носит парчовый дублет под красным пальто. Прозрачная вуаль, прикрепленная к ее груди брошью из золота, камней и жемчуга, обвивает ее плечо и спину. Каждый из трех царей приносил свои подношения в закрытом сосуде, снабженном крышкой, на кончике которой был драгоценный камень. Сосуды Гаспара и Мельхиора из золота, сосуды Бальтазара, кажется, из хрусталя.

Амбар, широко открытый в центре на несколько заливов, дает возможность увидеть оживленный городской пейзаж за валом.

Правая панель

« Представление в храме» по своей композиции более сдержанное, чем «Хулинский полиптих Лоо» или «Триптих Сент-Коломб» Рогира ван дер Вейдена. Пять персонажей, которые всегда появляются в такой таблице, чтобы уважать историю: Иосиф, Мария, Младенец Иисус, Симеон и Анна-пророчица (дочь Фануила, возраст которой по традиции составляет восемьдесят четыре года), здесь не сопровождаются. молодой человек в черном, крайний справа, личность которого не раскрывается. Храм представлен в виде готической церкви, интерьер которой довольно сдержанный. Через открытую боковую входную дверь можно увидеть огромную площадь, окруженную различными зданиями. Джозеф держит в руке сосуд с двумя горлицами. Это подношение, упомянутое в библейском тексте, соответствует очищению Марии. На трех панелях Джозеф представлен в виде старика, с тростью, ясно видимой на двух последних панелях, и одетого идентично на трех панелях.

Галерея [ править ]

  • Мозаика, Санта-Мария-ин-Трастевере , Рим, Пьетро Каваллини , 13 век

  • Джотто ди Бондоне , 1320–1325 гг.

  • Джотто , Капелла Скровеньи

  • Средневековая Часовая книга, написанная для семьи Грея Рутина, ок. 1390

  • Церковь Сен-Тьебо, Тан , около 1400 г.

  • Николаус Обильман (1435–1488), ок. 1466

  • Ганс Мемлинг , 1470 г.

  • Жан Фуке ; один из магов — король Франции Карл VII

  • Джорджоне , гр. 1505

  • Поклонение , Ян Мостарт , 1520-е гг.

  • Якопо Бассано , 1563–1564 гг.

  • Икона , критская школа , начало 17 века

  • Диего Веласкес , 1619 г.

  • Рубенс, Лион , гр. 1617–1618

  • Авраам Блумарт , 1624 г.

  • Питер ван Линт , 1630 г.

  • Рубенс, Кембридж , 1634 г.

  • Рубенса, 1624 г. , в Королевском музее изящных искусств Антверпена.

  • Рембрандт , 1632 г.

  • Бартоломе Эстебан Мурильо , 1655–1660 гг.

  • Гобелен , Эдвард Бёрн-Джонс , Музей Орсе , 1887 г.

  • Фрагмент средневековой фрески Кремиковского монастыря

  • Витражи, Михайловский собор (Торонто)

Описание

Архитектурное обрамление

Три арки, покоящиеся сбоку на пилястрах и в центре на двух консолях, открывают несколько сцен: в центральной аркаде фигура, предшествующая поклонению, процессия волхвов через пейзаж со средневековой архитектурой, выходящей на боковые аркады, связывая детали их Путешествие: слева объявление волхвов о рождении Господа, в центре их путешествие в Иерусалим, справа их отъезд в Вифлеем.

Главное панно — Поклонение волхвов (173 × 220  см )

Уважая иерархию своего возраста, самый старший из волхвов стоит на коленях, целуя ноги Младенца Иисуса и благословленный им, и, представляя свой подарок, мужчина средних лет наклоняется, а самый младший стоит на заднем плане (страница занимает от его шпор). Несколько экзотических деталей подчеркивают далекое происхождение посетителей (обезьяны, птицы, леопарды).

Медальоны

Преодолевая главную панель, на вершинах появляются три медальона .

  • Христос благословение
  • Благовещение обрамления, изображающее слева «Ангела-возвестителя», а справа «Объявленную Богородицу».

В дополнении к серафимам , расположенным над этими медальонами, есть шесть Пророков , лежащие в spandrels .

Predella
  • Рождество ,
  • Отдых на пути в Египет
  • Презентация в Храме (оригинал в Лувре )

Никколо ди Томмазо. «Видение Рождества святой Бригитте»

Никколо ди Томмазо. Видение Рождества святой Бригитте. 1372 год

В центре композиции — окруженные золотым сиянием Мария и младенец. Пастухи сидят вдалеке, силуэт Иосифа повторяет очертания свода пещеры, что подчеркивает его обособленность от центральной сцены. Это одно из первых изображений Рождества нового типа, рассказывающее не столько о событиях в Вифлееме, сколько о свершении чуда, о первой встрече и общении Марии с ее сыном. Такая иконография созвучна религиозности позднего Средневе­ковья — мистической, склонной к эмоциональным переживаниям. Источник этого сюжета — видение святой Бригитты Шведской, основательницы ордена бригиттинок, которая изображена в правом нижнем углу картины. В 1344 году, после смерти мужа, она удалилась от мира и посвятила жизнь молитвам. Вскоре ее начали посещать различные видения, а во время паломничества в Святую землю ей открылись события рождественской ночи. Она увидела, как Иосиф, оставив зажженную свечу, вышел из пещеры, а Мария, сняв плащ, стала молиться. В это время в один миг родился младенец, от которого исходил столь яркий свет, что огонь свечи перестал быть виден. Бригитта описывает Марию, с нежностью склонившуюся над лежащим на холодном полу младенцем. Эту сцену — поклонение Христу — впоследствии будут изображать многие худож­ники. Среди таких картин — «Поклонение волхвов» Стефана Лохнера (1440-е), «Рождество» Рогира ван дер Вейдена (ок. 1452), «Поклонение младенцу Хри­сту» Филиппино Липпи (ок. 1480).

История изображения [ править ]

Поклонение Младенцу Иисусу тремя мудрецами или волхвами; Рельеф саркофага (4 век), Ватикан

Фра Анджелико и Филиппо Липпи , середина 15 века

На самых ранних изображениях волхвы изображены в персидских одеждах из брюк и фригийских шапок , обычно в профиль, продвигаясь в ногу со своими дарами, протянутыми перед ними. Эти изображения адаптируют позы поздней античности для варваров, покоряющихся императору и доставляющих золотые венки, и действительно связаны с изображениями носителей дани из различных средиземноморских и древних ближневосточных культур, насчитывающих много веков. Самые ранние из них — катакомбные росписи и рельефы саркофагов IV века. Короны впервые встречаются в 10 веке, в основном на Западе, где их платья к тому времени в большинстве случаев утратили восточный колорит. Стандартное византийское изображение Рождества включало путешествие или прибытие верховых волхвов на заднем плане, но не их дары, до поствизантийского периода, когда западное изображение часто адаптировалось к стилю икон . Более поздние византийские изображения часто изображают небольшие коробочки для пилюль, похожие на шляпы, значение которых оспаривается.

Примерно до этого периода волхвы обычно изображаются одного возраста, но затем вводится идея изображения трех возрастов человека: особенно красивый пример можно увидеть на фасаде собора Орвието . Иногда с 12 века, а очень часто в Северной Европе с 15 века, волхвов также делают для обозначения трех известных частей света: Бальтазара очень часто изображают как молодого африканца или мавра, а старому Каспару придают восточные черты. или, чаще, одеваться. Мельхиор представляет Европу и средний возраст

Начиная с 14 века, часто демонстрируются большие свиты, дары заключаются в впечатляющих изделиях ювелира , а одежде волхвов уделяется все большее внимание. К 15 веку Поклонение волхвов часто становится бравурным произведением, в котором художник может показать свое мастерство сложных, многолюдных сцен с участием лошадей и верблюдов, а также их обработку различных текстур: шелка, меха, драгоценностей и золота

Цари поставили против древесины конюшни, соломы яслей Иисуса и грубой одежды Иосифа и пастырей.

Тема была особенно популярна среди художников антверпенского маньеризма примерно с 1500 по 1530 год. Эти в основном анонимные художники жили в Золотой век Антверпена , когда он занял место Брюгге как ведущего делового города Нидерландов , захватив огромную часть взрыв в международной торговле, последовавший за освоением португальцами морского пути из Азии. Маги считались святыми покровителями путешествующих купцов и, следовательно, международной торговли в целом, и большое количество их покровителей, без сомнения, происходило из различных международных деловых кругов из разных стран, проживающих в Антверпене.

Хуго ван дер Гус , Алтарь Монфорте , ок. 1470

Поклонение Яна Госарта, 1510-1515 гг.

Поклонение волхвов после Иеронима Босха

Сцена также часто включает в себя изрядное разнообразие животных: обычно быка и осла из сцены Рождества , но также лошади, верблюды, собаки и соколы королей и их свита, а иногда и другие животные, такие как птицы. в стропилах конюшни. Начиная с 15 века и далее, Поклонение волхвов довольно часто объединяют с Поклонением пастырей из Евангелия от Луки (2: 8–20), что дает возможность внести еще большее разнообразие людей и животных; в некоторых композициях ( например, триптихах ) две сцены противопоставляются или устанавливаются как подвески к центральной сцене, обычно Рождеству .

«Поклонение» волхвов у колыбели — обычная тема, но их прибытие, называемое «Шествие волхвов», часто изображается на далеком фоне сцены Рождества (обычное для византийских икон) или как отдельное изображение. при условии, например , в волхвы Chapel фресками Беноццо Gozzoli в Палаццо Медичи Риккарди , Флоренс . Среди других сюжетов — «Путешествие волхвов», где они и, возможно, их свита — единственные фигуры, обычно показываемые вслед за Вифлеемской звездой , и есть относительно необычные сцены их встречи с Иродом и « .

Полезность предмета для церкви и технические проблемы, связанные с его представлением, сделали Поклонение волхвов излюбленным предметом христианского искусства: главным образом живописи, но также скульптуры и даже музыки (как в опере Джан-Карло Менотти « Амаль». и ночные посетители ). Предмет также встречается в витражах . Первый фигурный витраж, сделанный в Соединенных Штатах, — это окно «Поклонение волхвов», расположенное в Крайст-Черч, Пелхэм, Нью-Йорк, спроектированное в 1843 году сыном основателя и первого ректора Уильямом Джеем Болтоном .

Источники

  • Мак, Розамонд Э. (2001). Базар до площади: исламская торговля и итальянское искусство, 1300–1600 . Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-22131-1.
  • Gentile da Fabriano e l’altro Rinascimento, catalogo della mostra (на итальянском языке). Фабриано: Электа. 2006 г. Экспозиция продлится 21 апреля — 23 июля 2006 г.
  • Марчелли, Фабио (2005). Джентиле да Фабриано (на итальянском). Сильвана.
  • Де Марчи, Андреа (1992). Джентиле да Фабриано. Un viaggio nella pittura italiana alla fine del gotico (на итальянском языке). Федерико Мотта (опубликовано в 2006 г.).
  • Лада, Юстына (2004). Obraz Maryi z Dzieciątkiem Gentile da Fabriano jako przykład typu Madonny (на польском языке). Roczniki Humanistyczne KUL.

Поль Гоген. «Te tamari no atua» («Рождество»)

Поль Гоген. Te tamari no atua. 1896 год

Во второй половине XIX века религиозные сюжеты появляются в искусстве сравнительно редко. Художников того времени больше занимает окружающая их действительность. К историческим сценам, изображениям мифов, легенд и образам из Писания обращались только академические художники, возрож­давшие классические идеалы, и прерафаэлиты, наоборот стремившиеся вер­нуться к довозрожденческой живописи. Импрессионистов и постимпрессио­нистов подобные сюжеты мало занимали. В этом смысле Поль Гоген — исклю­чение. В неказистой хижине уставшая Мария отдыхает на кровати, полуобер­нувшись к младенцу, лежащему на руках у повитух. Еле заметные нимбы и на­звание картины — единственное указание на сюжет, отделяющее его от обыч­ной жизни деревни. Но Рождество остается Рождеством вне зависимости от места действия, будь то Вифлеем, Таити или деревня в Бретани (такое Рождество Гоген начал писать в 1894 году и закончил уже на Таити).

Привычных осла и вола Гоген заменяет стоящими в углу коровами. Единство картины, присутствие божественного во всем соответствует словам художника о том, что «Бог не принадлежит ни ученому, ни логику, он принадлежит поэ­там, сфере снов, он символ Красоты и сама Красота».

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Нон-фикшн дня

Как The Beatles уничтожили рок-н-роллПушкин дня

Пушкин-русофилМонета дня

Сребреник

Архив

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: