Алексеев «вид на биржу и адмиралтейство от петропавловской крепости» описание картины, анализ, сочинение

РЕСТАВРАЦИЯ

Алексеев Федор Яковлевич (1753(1754(?), Санкт-Петербург – 11.11.1824, там же).

Живописец; основоположник жанра городского пейзажа в русском искусстве. Педагог.

Краткая творческая биография.

1766-1773 – обучение в ИАХ

1773 – в качестве пенсионера ИАХ Алексеев прибыл в Венецию, где был определен к Дж.Моретти, перспективисту и декоратору.

Самовольно перешел к живописцу – П.Гаспари. Решил уехать из Венеции, но был остановлен. Самостоятельно обратился к работе в жанре ведуты; копировал картины А.Каналя (Каналетто). В ИАХ Алексеева считали самым неудавшимся из всех пенсионеров.

1776 – «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции. Копия с картины Каналетто «Архитектурная фантазия» (1765). За нее в 1794 году Алексеев получил звания назначенного.

Лето 1777 – возвращение в Петербург.

1779 – 1786 – работа в Дирекции императорских театров, в мастерской Ф.Градицци-сына.

1779-1797 – по заказу Екатерины II выполнил 12 копий с сохранившихся в ИЭ картин итальянских мастеров.

1794 – первый  городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». Новаторство Алексеева заключалось в том, что изображен не документально снятый вид местности, а художественное преображенная реальность – «архитектура в пейзаже».

1794 – «Вид дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца».

1795-1797 – путешествие по югу России и Крыму. В результате привез множество акварелей. На их основе были написаны пейзажи «Вид города Бахчисарая», парные одноименные «Вид города Николаева» и др.

В произведениях южного цикла происходит движение от перспективизма ранних работ к классицистической организации пространства. Живописная фактура сглаживается.

Появляется стаффаж, в дальнейшем обязательный для картин Алексеева.

1793, 1799 – «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»

1800 – парные «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки» и «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». Написаны по заказу Павла I.

1800 – командирован в Москву по приказу Сената с помощниками А.Кунавиным и Л.Мошковым «для снятия разных видов».

1802 – возвращение в Петербург с акварелями. Написание с них картин маслом.

  • Не ранее 1800 – «Площадь в Московском Кремле».
  • Между 1800 и 1810 – «Вид Московского Кремля со стороны Каменного моста».
  • 1815 – «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки».
  • 1800-е – «Соборная площадь в Московском Кремле»

1801 – «Красная площадь в Москве». Допущены масштабные просчёты и искажения.

1810 – 1811 – командировка в южные города России Орёл, Воронеж.

1810-е – начало второго петербургского периода. «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (два варианта), «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости».

В петербургских пейзажах Алексеев ищет новое, более сложное решение пространства; горизонты раздвигаются, возникает ощущение реальных масштабов города. Изысканнее становится колорит, построенный на тончайших нюансах золотисто-коричневых, красновато-розовых, жемчужно-серых, зеленовато-голубоватых тонов.

Главные работы:

«Внутренный вид двора с садом. Лоджия в Венеции» (копия с картины Каналетто «Архитектурная фантазия» (1765), 1776, ГРМ)

«Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, ГТГ; вариант-повторение, после 1794 – ГРМ)

«Вид города Бахчисарая» (между1794 и 1800, ГРМ)

«Вид города Николаева» (между 1797 и 1800, ГРМ; парная одноименной картине, 1799. ГТГ)

«Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793, Музей-усадьба «Архангельское»; вариант-повторение, 1794 – ГРМ)

«Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», (парная картине «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге», 1800, ГРМ)

«Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге» (парная картине «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», 1800, ГРМ)

«Площадь в Московском Кремле» (не ранее 1800, ГРМ)

«Площадь перед Успенским собором в Московском Кремле» (не ранее 1800, ГРМ)

  1. «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (1811, ГТГ)
  2. «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса»(1800-е, ГРМ)
  3. «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова» (1800-е, ГРМ)
  4. «Красная площадь в Москве» (ГТГ).

Литература: Русские живописцы. XVIII-XIX века: Биографический словарь. – СПб.: Азбука-классика, 2008.

Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.

История

Дворцовая набережная изначально именовалась Почтовой (когда-то здесь находился Почтовый двор). Далее, в течение XVIII века, набережная не раз меняла название: Наличная линия, Верхняя набережная (Нижней тогда называлась Английская набережная), Миллионная. Наименование «Дворцовая» она получила только в 1778 году. Но, с приходом власти Советов, набережную вновь переименовали — в набережную Девятого января 1905 года. В эту дату была расстреляна мирная демонстрация рабочих, которые направлялись к императору с петицией. Набережная вновь стала Дворцовой только в 1944 году.

Набережная была укреплена в начале XVIII века — до этого участок был заболочен. В те времена набережная находилась между современным участком и нынешней Миллионной улицей. В последствие участки суши расширялись, набережная переместилась севернее, на настоящее место. Для этого на мелководье Невы были забиты сваи и устроена новая магистраль.

Во второй половине XVIII века, по инициативе Екатерины II, деревянная набережная была заменена на каменную: обустроены парапеты из камня и причалы-лестницы для лодок. Далее для благоустройства набережной установили фонари на металлических столбах, сооружены мосты над Зимней канавкой и через Фонтанку. В результате, Дворцовая набережная стала первой петербургской каменной улицей.

Эрмитажный мост, Ninara

Но даже в начале XIX века территория набережной была неухоженной — из-за активной застройки здесь находились склады и амбары, лежали горы песка и строительного мусора. Император Николай I поручил архитектору Карлу Росси спроектировать приятную для прогулок набережную. Часть замысла именитого архитектора не была реализована, что-то перенесено в другие места, но внешний вид Дворцовой набережной действительно поменялся.

Дома на Дворцовой набережной

Сегодня, Дворцовая набережная — одно из главных мест притяжения туристов в Северной столице. На протяжении набережной находится более десятка достопримечательных зданий и строений. Самая яркая и знаменитая постройка не только набережной, но и всего Санкт-Петербурга — это Зимний дворец. Это самый популярный ответ на вопрос «Какой дворец украшает Дворцовую набережную Санкт-Петербурга?», хотя это не единственный дворец здесь. Здание, которое туристы и горожане видят сейчас, было построено архитектором Растрелли в середине XVIII века. Стиль Зимнего дворца на Дворцовой набережной — елизаветинское барокко. В советское время дворец открылся для посещения — как главный музей страны, Эрмитаж.

Зимний дворец,

Перед одной из самых величественных построек города находится главная площадь — Дворцовая, которую тоже относят к достопримечательностям Дворцовой набережной. Дворцовая площадь — самое популярное туристическое место Северной столицы. Архитектурный ансамбль, сформированный во второй половине XVIII-начале XIX веков, является визитной карточкой города. Помимо главного фасада Зимнего дворца, здесь располагаются: Малый и Новый Эрмитаж, Александровская колонна из гранитного монолита, здания Главного штаба и штаба Гвардейского корпуса.

По адресу Дворцовая набережная, 4 находится Дом Салтыкова или Дом Гротена. Крупный особняк был подарен Екатериной II придворному Николаю Салтыкову. Владельцы и назначение дома неоднократно менялись, в последние годы до революции здесь размещались посольства. В советский период Дом Салтыкова на Дворцовой набережной принадлежал институтам: сначала Институту внешкольного образования, затем Ленинградскому библиотечному институт у и Университету культуры и искусства.

Следующее примечательное здание на Дворцовой набережной — Мраморный дворец. На набережную выходит его северный фасад. Здание, построенное в 1768 году, было первым в городе облицовано естественным камнем. Для облицовки (автор проекта — Ринальди) использовались разные виды мрамора, особенно впечатляюще смотрится розово-красный камень. Сейчас внутри Мраморного дворца располагается экспозиция Русского музея «Иностранные художники в России XVIII — первой половины XIX века», а также проводятся конгрессы и другие важные деловые мероприятия.

Мраморный дворец, Ninara

По адресу Дворцовая набережная, 8 располагается особняк Громова. На набережную выходит главный фасад строения, в котором сейчас базируется Морской регистр РФ. На Дворцовой набережной, 10 находится доходный дом Жеребцовой (другое название, которое также часто встречается — особняк Гагариной). Барочный фасад, как и всё здание, было спроектировано архитектором Кварнеги.

К другим дворцам на Дворцовой набережной относятся: Дом Бецкого/Дворец принца Ольденбургского (Дворцовая набережная, 2); Ново-Михайловский дворец (Дворцовая набережная, 18); Летний дворец Петра I в Летнем саду. Помимо зданий, вдоль Дворцовой набережной располагаются и другие знаковые достопримечательности города: Летний сад; Верхний Лебяжий, Эрмитажный, Прачечный и Троицкий мосты; Сад Зимнего дворца; Дворцовая пристань.

Еще одно интересное здание ближе к концу набережной — Дом Ученых. Он расположен по адресу Дворцовая набережная, 26. В разные годы он был дворцом Великого князя Владимира Александровича и творческим клубом советской интеллигенции. Сейчас Дом Ученых на Дворцовой набережной продолжает функционировать: здесь находятся различные научные секции, проходят лекции и семинары, выставки и презентации.

Дворец князя Владимира на Дворцовой набережной (сейчас — Дом ученых), Ирина Лебедева

Архитектурный ансамбль Дворцовой набережной завершается Запасным домом Зимнего дворца (Дворцовая набережная, 30), Эрмитажным театром (Дворцовая набережная, 34) и самим Зимним дворцом, упомянутым выше.

Описание картины Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости – Федор Алексеев

Санкт-Петербург, его великолепные панорамы и дворцы главная тема творчества Ф. Я. Алексеева. Здание Биржи, возведенное в год написания этой картины, завершило формирование центрального архитектурного ансамбля Санкт-Петербурга. Эта часть города была любимым местом прогулок петербуржцев.

Алексеев при построении композиции использует классицистический принцип, сопоставляя первый план, отмеченный коричневым левым углом и темным облаком справа, и зеленовато-голубое открытое пространство в глубине.

Здание Биржи представлено несколько справа, так что в центре композиции оказывается эффектная панорама Невы. На заднем плане Зимний дворец и Адмиралтейство образуют единый ансамбль с небом и рекой, как бы утверждая важнейшую для эпохи Просвещения идею гармонии разума и природы.

Художник показывает Санкт-Петербург таким, каким его видели современники, как идеальную столицу просвещенного государства. Поэт К. Н. Батюшков писал: “Взгляните теперь на набережную, на сии огромные дворцы один другого величественнее! На сии домы один другого красивее!

Посмотрите на Васильевский остров, украшенный биржею, ростральными колоннами и гранитною набережною . Как величественна и красива эта часть города! Теперь от биржи с каким удовольствием взор мой следует вдоль берегов и теряется в отдалении между двух набережных, единственных в мире!”

(1 votes, average: 5.00

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: