Статуя давида

Давид — герой ветхозаветных сюжетов

Кто же такой Давид и почему его так хотели увековечить флорентийцы? В ветхозаветные времена филистимляне пошли войной на израильтян. Последние собрали войско, в состав которого вошли старшие братья Давида. Как-то раз отец послал его передать им хлеб и привет из дома.

Во время этого похода Давид услышал, как филистимлянский воин Голиаф смеется над Богом. Но никто из израильского войска не смог дать ему за это отпор. Только Давид решился на бой с гигантом. Отказавшись от шлема и доспехов, он взял камень и бросил его в Голиафа. Этого хватило, чтобы сразить филистимлянина наповал.

В результате израильтяне выиграли битву, а Давид стал символом их противостояния с филистимлянами. Ученые же до сих пор не могут точно ответить на вопрос, существовал ли Давид в реальности или это мифический герой.

Тайны и предположения

«Сотворение Адама» – фреска, что ярко выделяется среди прочих работ Микеланджело. Почему? Вероятно, этот сюжет особенно взволновал его мысли, а может, автор решил оставить некое “зашифрованное” послание людям. Сторонники второй версии высказывают самые разные предположения относительно замысла мастера.

Не секрет, что Буонарроти был знатоком анатомии и особенностей человеческого тела. В 1990 году в журнале Американской медицинской ассоциации была опубликована статья, посвящённая этой фреске. Но что общего между произведением искусства и медициной?

Через плечо Бога смотрит ангел, изумленный красотой человека

Как утверждал врач Фрэнк Мешберг, в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга. Быть может, гений “намекал” нам, что в основе созидания всего лежит разум человека?

Сторонники несколько иного предположения считают, что на фреске запечатлён процесс рождения. Красная ткань вокруг Творца имеет форму матки, а синяя лента напоминает пуповину. А вот врач Дейвис Кампос считает, что левая сторона тела Адама имеет “лишнее” ребро, что позднее, как мы знаем, стало основой для создания Евы.

Существует теория, что в изображении Бога, очертаниях красной ткани вокруг него Микеланджело отразил анатомически точное строение человеческого мозга

«Сотворение Адама» – без преувеличения великое и таинственное произведение искусства. Оставил ли в нём Микеланджело Буонарроти какие-то скрытые символы или просто постарался отразить собственное видение библейского сюжета? На этот вопрос у нас нет точного ответа, а к тому же у каждого на этот счёт своё мнение. Однако «Сотворение Адама» не перестаёт будоражить умы и вызывать восхищение людей.

Жизнь Микеланджело

Оттавио Ваннини — Микеланджело представляет скульптуру фауна Лоренцо Великолепному, (1635), Флоренция, Дворец Питти

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, возле Ареццо, и вырос во Флоренции. Когда ему было 12 лет он пошёл учиться в мастерскую художника Доменико Гирландайо. Свои первые шаги как скульптор он сделал во Флоренции в саду Святого Марко. Там у него была так же возможность изучить античную скульптуру из коллекции Лоренцо Великолепного, при дворе которого он жил. Находясь у Медичи, Микеланджело общался в кругах лучших представителей интеллектуалов и художников, посвятившим его в культ классицизма и неоплатонизма.

В 1494 году, после изгнания Медичи из Флоренции, Микеланджело уезжает из города и останавливается в Болонье, где он выполнит некоторые скульптуры для Арки святого Доменико в одноименной церкви. Спустя год, Микеланджело возвращается в уже республиканскую Флоренцию, а ещё через год едет в Рим, где создаёт свои первые знаменитые шедевры — «Бахус» для кардинала Рафаеля Риарио и «Пьета» для Ватикана. Карьера Буонарроти резко пошла вверх, развиваясь между двумя главными центрами Итальянского Возрождения — Римом и Флоренцией.

В 1501 году Микеланджело снова возвращается во Флоренцию, где к тому времени уже находились два других гения — Леонардо и Рафаель. Это год создания его самой популярной мраморной скульптуры — «Давида», эмблемы идеалов гуманизма. Художник так же работает над множеством частных заказов — создаёт «Тондо Дони», единственную в своём творчестве картину, для Аньоло и Магдалены Дони, совместный проект с Леонардо для фресок в Зал Советов «Битва в Кашине» и «Битва в Ангари», который однако, никогда не был реализован.

Самой масштабной его работой стала роспись потолка Сикстинской Капеллы по заказу понтифика Джулио II, на которую у Микеланджело ушло 4 года тяжёлой работы в полном одиночестве. Фреска представляет из себя сложную последовательность сцен из историй Старого Завета с участием главных лиц библейской и языческой античности. Одновременно, тот же папа заказал художнику создать для него надгробный памятник, но к его смерти в 1513 году работа еще не была завершена. Окончательный его вариант, был готов лишь к 1545 году, состоящий из скульптуры «Моисея», исключивший, однако, изначально задуманные для надгробного комплекса статуи «Рабов» (Париж, Лувр) и «Узников»(Флоренция, Галерея Академии).

С 1515 года, во время понтификата Леона X и Клемента VII Медичи, Микеланджело опять работал во Флоренции над комплексом Сан Лоренцо, никогда не реализованном, надгробными памятниками Медичи и лауренцианской библиотекой. В годы последней республики (1527-1530) Микеланджело был ответственным за строительство оборонительных стен города, а в 1534 году он навсегда покинул Флоренцию, переехав окончательно в Рим.

По заказу Паоло III он полностью посвящает себя созданию своей самой скандальной работы — «Страшный суд» на задней стене Сикстинской Капеллы (1536-1541). В комплексной иконографии фрески отображаются философские идеи художника, обсуждаемые в те времена в кругах, где он бывал в сопровождении Виттории Колонны, поэтессы, аристократки, музы-вдохновительницы и близким другом Микеланджело.

Последние годы жизни Буонарроти посвятил крупным архитектурным и урбанистическим проектам. Среди самых значимых таких проектов было устройство площади Кампидольо (piazza Campidoglio), проект Порты Пия (Porta Pia), церковь Сан Джованни Фиорентини (San Giovanni Fiorentini). Он так же стал ответственным за строительство собора Святого Петра, спроектировав купол и приступив к его возведению.

В конце жизни Микеланджело вернулся к теме Пьеты, создав, полные боли, свои последние скульптуры Пьета Бальдини и Пьета Ронданини, в которых отображаются его размышления о человеческой слабости и о смерти.

После смерти Микеланджело, 18 февраля 1564 года, его любимый племянник, Леонардо Буонарроти, в тайне от папы римского, перевёз тело своего дяди во Флоренцию. Герцог Козимо I Медичи попросил художников Академии искусств, основанной годом раньше до этого в честь Микеланджело, организовать в память о нём торжественную церемонию в церкви Святого Лоренцо.

История

Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них — предназначались для нужд церкви, а верхний — галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м — длиной, 13,4 м — шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.

Образы «Сотворения Адама»

Именно этот библейский эпизод Ветхого Завета иллюстрируется в гениальной работе мастера. События, описанные одним предложением, открываются нам ярчайшей историей, написанной кистью Микеланджело.

Саму композицию творения можно условно разделить на две части. В верхней правой части фрески находится сам Бог. Это седовласый старец, в котором, несмотря на почтенный возраст, чувствуется невероятная физическая сила.

На мой взгляд, его внешность и одежды созданы в античной манере, что была близка Микеланджело. Создаётся впечатление, будто Бог только что вышел из далёких времён Древней Греции, чтобы вступить в новую эпоху.

Здание Сикстинской капеллы Ватикан, Рим, Италия / Stefano Petroni / holidaygid.ru

Рядом с Творцом – сонм ангелов, которые создают “воздушность” изображения. Красные драпировки рядом с Богом усиливают впечатление силы и власти.Не возникает сомнений в могуществе изображённого человека, даже если не знать, чей образ воплощён мастером.

Левая нижняя часть фрески – изображение Адама. Это прекрасный юноша, что протягивает к Господу свою руку. В положении пальцев, самом этом простом жесте чувствуется элемент неуверенности, слабости. Силы Адама ещё не разбужены, он пока не чувствует и не осознаёт своих возможностей.

Но мы понимаем, что вскоре он ощутит энергию, “искру”, заложенную в нём. Руки Бога и Адама почти касаются и, без сомнения, в миг соприкосновения произойдёт завершения акта творения.

В положении пальцев, кисти руки чувствуется элемент неуверенности, слабости, но могучая рука творца словно вливает жизненную энергию в Адама, протягивающего к Господу свою руку

Религия и пророчества

Даниил, заслуживший репутацию провидца за искусное понимание видений, был приближен к трону на долгие годы. Высокое положение оставалось неизменным при сменяющих друг друга правителях. Пятеро преемников Навуходоносора внимательно прислушивались к советам иудейского праведника.


Пророк Даниил истолковывает сон Навуходоносора / lds.org

Вавилонский правитель Валтасар во время пира увидел на стене таинственную надпись, которую смог расшифровать только пророк. Несмотря на то, что он упрекал царя в использовании священных сосудов, прославлении идолов и предрекал тому скорое падение, Валтасар прославил Даниила и нарек мудреца третьим человеком в государстве.

Вскоре, в 539 году, Вавилон захватил мидийский царь Дарий. При нем иудей занимал важный государственный пост, что вызвало зависть вавилонских вельмож. Те оклеветали пророка, и тот был брошен в ров со львами. Ожидалось, что голодные звери растерзают мужчину, но тот остался невредимым, и государь вновь приблизил старца к себе.


Пророк Даниил в логове львов. Художник Питер Рубенс / National Gallery of Art

Следующий правитель Кир также обращался к Даниилу за советами, благодаря чему в 536 году вышел указ, по которому евреи освобождались из вавилонского плена. Впечатленный мудростью пророка, Кир приказал даже воздвигнуть в Иерусалиме новый храм иудейскому Богу.

На протяжении жизни святой изрекал пророчества, вошедшие в канонический текст Библии. Книга пророка Даниила состоит из 14 глав и полна мессианских настроений. В ней предсказывается время пришествия Сына Божьего в мир и говорится о его искупительных страданиях. Здесь же мессия назван еще и Сыном человеческим, что говорит о дуалистической природе Христа. Предсказания книги касаются как конкретных исторических событий, так и последних времен, которые перекликаются по содержанию с Апокалипсисом Иоанна Богослова.


Картина «Ответ Даниила царю». Художник Брайтон Ривьер / Bridgeman Art Library

В исторической части книги описываются современные пророку события. В частности рассказ о Сусанне, которую Даниил спас от лжесвидетельства двух старейшин, мстивших девушке за то, что та отказалась вступить с ними в связь. Пророческая часть излагает соображения старца по поводу будущих времен, где описываются грядущие войны, исчисляются сроки событий, изложенные в видении о 70 седминах.

Изречения Даниила цитирует в Евангелии от Матфея сам Христос, рассказывая ученикам о будущем разрушении Иерусалима, когда в нем не останется камня на камне, а в священных местах будет царить “мерзость запустения”. В конечном итоге пророк возвещает падение всех земных царств и наступление Божьего суда, после которого настанет воскресение мертвых и вечное небесное царствие.

Где находится, как добраться, билеты, время работы

Адрес: Viale Vaticano, Cappella Sistina

  • на метро линии А до станции Ottaviano
  • трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана рядом с остановкой; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • арендованное авто можно остановить на платной стоянке неподалеку от музеев;
  • на такси можно доехать до Viale Vaticano, вход в музей будет находиться напротив.

Время работы: с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.

Индивидуальные экскурсии: возможны только с официальным гидом. Искренне рекомендуем.

Билеты: Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит — 16 евро, льготный — 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по пошаговой инструкции, уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.

Особенности посещения: фото и видеосъемка запрещены!

https://youtube.com/watch?v=yVNmV_i2-hU

Личная жизнь

Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.

Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.

В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.

Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище «маленький шантажист».

Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.

На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.

Интересные факты и тайны

Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора, сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать, которая из бытующих легенд — правдива, а которая — сплошная выдумка. В 2006 году Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила несколько успешных переизданий и получила продолжение.

В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга.

Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а является порождением высшего разума.

Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске «Страшный суд». Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.

Еще один интересный факт — мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.

История фрески

По заказу Папы Римского Сикста IV в конце XV века было построено здание знаменитой Сикстинской капеллы. По замыслу здание должно было напоминать стены крепости, символизируя стойкость и неприступность истинной веры для пороков и грехов.

Украшением внутренних помещений капеллы, в том числе и центральной части потолка, занимались великие художники того времени. Одним и них стал Микеланджело, оставивший там свою бессмертную работу – «Сотворение Адама».

Даниэле да Вольтерра «Портрет Микеланджело Буонарроти», ок.1544 годаМестонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Как рассказывает история, инициатором росписи стен капеллы во внутренних помещениях стал папа Юлий II. В этих комнатах должны были проходить различные религиозные торжества и ритуалы, а значит, декоративное оформление должно было соответствовать обстановке, позволять людям погрузиться в мир библейских сказаний и истин.

Что интересно, прежде Микеланджело не занимался созданием фресок, да и в самой капелле изначально не планировал такой работы. Буонарроти пригласили для другого дела. Юлий II решил создать собственную гробницу при жизни, для чего и потребовался опытный скульптор.

Донато Браманте, любимец папы Юлия II, стал косвенным “виновником” создания шедевра Микеланджело

Как гласит предание завистник и конкурент Микеланджело, Браманте, решил помешать ему. Он убедил папу, что строительство гробницы при жизни – дурной знак, и тот отказался от своей идеи. Однако Браманте не успокоился. Он убедил Юлия II потребовать от Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы.

От себя хочу заметить, что подобное задание требовало не только невероятного мастерства, но и огромных затрат физических сил. Однако Буонарроти принял вызов. Позднее о своей работе в Сикстинской капелле Микеланджело писал:

Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама», между 1508 и 1512 годамиМестонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия

Роспись Сикстинской капеллы действительно оказалась страшным испытанием для мастера, здоровье которого было подорвано, однако она оставила нам бессмертные творения, что вошли в список гениальных шедевров человечества.

Интересные факты

  1. Талант Микеланджело проявлялся в том, что он видел свои работы еще до их создания. Мастер лично выбирал куски мрамора для будущих скульптур и сам занимался их транспортировкой до мастерской. Он всегда хранил и берег необработанные глыбы как уже готовые шедевры.
  2. Будущий «Давид», представший перед Микеланджело огромным куском мрамора, оказался той скульптурой, от которой отказались уже два предыдущих мастера. В течение 3-х лет маэстро работал над шедевром, представив в 1504 г. обнаженного «Давида» публике.
  3. В 17-летнем возрасте Микеланджело поссорился с 20-летним Пьетро Торриджано (PietroTorrigiano), тоже художником, который в драке сумел сломать нос своему сопернику. С тех пор на всех изображениях скульптора он представлен с изуродованным лицом.
  4. «Пьета» в базилике Святого Петра так сильно впечатляет зрителей, что на нее неоднократно покушались личности с нестабильной психикой. В 1972 г. австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил акт вандализма, нанеся скульптуре 15 ударов молотком. После этого «Пьету» поместили за стекло.
  5. Любимая скульптурная композиция автора Пьета «Оплакивание Христа» оказалась единственной подписанной работой. Когда шедевр представили в базилике Святого Петра, люди начали высказывать предположения, что его создателем является Кристофоро Солари (Cristoforo Solari). Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на складках одежды Богоматери «Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял», но впоследствии он жалел о проявленной гордости, больше никогда не подписывая свои произведения.
  6. Во время работы над «Страшным судом» мастер случайно упал с высоких лесов, сильно повредив ногу. Он увидел в этом плохое знамение и не захотел больше работать. Художник заперся в комнате, никого туда не пуская и решив умереть. Но знаменитый доктор и друг Микеланджело – Баччо Ронтини (Baccio Rontini) пожелал вылечить своенравного упрямца, а поскольку двери перед ним не открылись, с большим трудом пробрался в дом через погреб. Врач заставил Буонарроти принять лекарства и помог ему выздороветь.
  7. Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного «Давида», перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя «Санта-Мария-Нуова» («Santa Maria Nuova») называют подобное эмоциональное состояние «синдром Давида».

Детство и юность

Детские годы Даниила пришлись на то время, когда Иерусалим был покорен вавилонянами. Царь Навуходоносор в 607 году до н. э. разрушил храм Соломона, а часть иерусалимских жителей вместе с правителем Иоакимом увел в плен. Не избежал этой участи и происходивший из знатного рода юноша Даниил.


Пророк Даниил. Художник Микеланджело / Сикстинская капелла

Вавилонский царь не рассчитывал держать пленников в подчинении за счет военной мощи, которой, к слову, не обладал. Навуходоносор решил поставить достойнейших представителей пленных народов на служение собственному государству. В число избранных попал и будущий пророк, призванный вместе с другими потомками знати служить при царских чертогах. В то время ему было от 14 до 17 лет. Три года молодые люди проходили обучение при дворе, занимались языками и науками.

Даниил сразу проявил волю и твердый характер, отказавшись вкушать пищу с придворного стола, поскольку та окроплялась идоложертвенной кровью. Вместе с ним уклонились от роскошных яств иерусалимские товарищи — Анания, Азария и Мисаил. Для иудеев, считавших себя служителями истинного Бога, полагалось недопустимым делить стол с язычниками.


Пророк Даниил во рву. Мозаика в Осиос Лука / Byzantine Art in Greece

Царь пошел навстречу юношам, пожелавшим питаться исключительно растительной пищей, однако предупредил, что в случае истощения принудит тех есть вместе с другими. Однако по прошествии времени оказалось, что парни-вегетарианцы не уступают сверстникам в бодрости и физическом здоровье.

Умственное развитие также оказалось на высоте. Изучая математику, историю, географию и литературу, юные придворные оказались даже способнее ровесников-вавилонян. Им дали местные имена, и Даниил стал зваться Валтасаром — “хранителем скрытых сокровищ Ваала”. Товарищей оставили при дворе. Скоро юноша приобрел особое положение, потому что отличился необычайной мудростью при толковании сна, долго тревожившего Навуходоносора.


Пророк Даниил отказывается от еды / Bible Revival

С тех пор изъяснение смысла сновидений на годы стало обязанностью придворного. Его товарищи также служили царю Вавилона верой и правдой до тех пор, пока тот однажды не заставил их поклониться золотому истукану.

Не желая поступаться заветами отцов, трое юношей за ослушание отправились на сожжение в огненную печь, однако и там продолжали читать молитвы и воздавать славу истинному Богу. С небес им на помощь был послан ангел, сохранивший отроков невредимыми. Навуходоносор, увидев, что ни один волос наказанных не был опален, посчитал нужным возвысить Ананию, Азарию и Мисаила как людей, которым благоволят высшие силы. Сказание о подвиге молодых иудеев содержится в Книге пророка Даниила.

Сочинение по картине Пророк Даниил (фреска) — Микеланджело Буонарроти Буонарроти

Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Даниила. Роспись плафона Сикстинской капеллы собора святого Петра. Даниил, в Библии праведник и пророк-мудрец, жизнь и видения которого описаны в «Книге пророка Даниила».

В период вавилонского плена Даниила оставляют при дворе Навуходоносора и дают ему новое имя — Валтасар. Вместе с тремя другими юношами Даниил воздерживается от нечистой пищи с царского стола, но чудесным образом получает красоту и телесное здоровье.

В эпизодах «Книги пророка Даниила» юношу в числе других призывают толковать сны Навуходоносора, и с помощью Яхве он истолковывает их как пророчество о грядущих пяти мировых державах.

Потрясенный мудростью пророка царь ставит Даниила «главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими».

В другом случае царское сновидение Даниил истолковывает как предзнаменование грядущего сумасшедствия царя.

В главе 3 описывается эпизод с тремя отроками в печи, в котором не участвует сам Даниил, но этот рассказ в измененном виде излагается в главе 6, где Даниила по приказанию Дария бросают в ров со львами.

Среди этих эпизодов в европейском изобразительном искусстве особенно был популярен сюжет о Сусанне, ложно обвиненной старейшинами в измене мужу.

Здесъ Даниил выступает как ветхозаветный судья, разоблачающий клеветников. Главы 7-12 составляют апокалиптические видения, в которых предрекается пришествие мессии, впервые в Библии определенно высказывается идея Страшного Суда, воскресения праведников из мертвых. Эти видения — самые ранние из известных нам иудейских произведений в жанре апокалиптики.

Даниил как древний праведник и мудрец упоминается в «Книге Иезекииля» наряду с Ноем и Иовом. По ортодоксальной традиции, считается, что автором книги был сам Даниил, живший при дворе Навуходоносора II и Дария I.

Описание скульптуры

Статуя высотой 5,17 м изображает обнаженного иудейского царя Давида перед битвой с опасным врагом — воином Голиафом. Он спокоен, но сосредоточен и готов к бою.

Мышцы слегка напряжены, губы сжаты, а брови сдвинуты и нахмурены. Даже посадка головы демонстрирует несгибаемую волю и твердый характер. При этом тело довольно расслаблено. Как будто царь уверен в своей победе. Возможно, уверенности ему прибавляет перекинутая через левое плечо праща — грозное оружие для метания камней, которое сулит гибель противнику.

Флорентийская статуя Давида изображена с анатомической точностью и осмотреть ее можно со всех сторон. Однако некоторые ученые утверждают, что для достижения особой выразительности скульптуры Микеланджело пошел на хитрость и исказил анатомию тела. Особенно заметно это в его верхней части. Непропорциональна и правая рука Давида, которая слишком большая по отношению к телу.

Краткая история жизни преподобного Даниила

Четвертый сын князя Александра Невского родился во второй половине тринадцатого века в городе Владимире. Ему было всего 2 года, когда отец покинул землю и ушел в Небеса. Воспитанный матерью-христианкой мальчик с ее молоком впитал любовь к Творцу и свято исполнял все Его заповеди. После смерти Александра угодья небольшого селения Москва отошли к молодому князю.


Святой благоверный князь Даниил Московский

Его брат Андрей в 1293 году решил отобрать московские угодья у Даниила, разграбил поселение, но молодой князь не стал мстить ему, а раздал все свое богатство нуждающемуся населению на восстановление Москвы. В 1295 году войска братьев вновь встретились около Юрьево Полчища. Они стояли друг против друга 9 дней и разошлись, не начав сражения, ибо младший брат простил Андрею его злодеяния.

Примирение состоялось в 1296 году после съезда князей русских.

На рубеже XIІІ и XIV столетия правитель Рязани Константин решил отобрать эти земли. Даже татары не смогли помочь Константину обрести победу. Победитель Даниил показал себя истинным христианином, сердце которого наполнено братолюбием и любовью. Он взял Константина в плен, но не казнил его и не отобрал у брата земли, как это делали во все века победители.

Важно! Господь увидел чистое сердце московского правителя и расположил его дядю подарить племяннику свои угодья, положив, таким образом, начало объединения земель русских. По распоряжению правителя Москвы в 1282 году был воздвигнут храм в честь Даниила Столпника, открыт мужской монастырь при нем

Через 14 лет произошло освящение Богоявленского монастырь, в 1300 году — храма Петра и Павла в селении Крутицы. Московский правитель славился кротостью, добродетелью и мудростью

По распоряжению правителя Москвы в 1282 году был воздвигнут храм в честь Даниила Столпника, открыт мужской монастырь при нем. Через 14 лет произошло освящение Богоявленского монастырь, в 1300 году — храма Петра и Павла в селении Крутицы. Московский правитель славился кротостью, добродетелью и мудростью

Боголюбивый князь на протяжении своей жизни сохранял мир со своими братьями, заболев в 1303 году, 42-летний Даниил принял монашество, стал схимником. По просьбе благочестивого князя его похоронили на общем кладбище у стены Даниловского монастыря, ныне святые мощи хранятся в раке храма Всех Вселенских соборов.

Интересные факты о статуе и скульпторе + видео

  1. Статуя Давида имеет колоссальное количество копий во всем мире. Самые известные из них находятся в крупнейших музеях мира — Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Академии художеств в Санкт-Петербурге, Пушкинском музее в Москве.
  2. В 1527 году пострадала левая рука статуи. Она была задета скамьей, которую выкинули из окна во время политических споров.
  3. В 1991 году некий мужчина повредил оригинальную скульптуру молотком, отбив мрамор с пальцев ее левой ноги.
  4. Окончательная полировка скульптуры заняла у Микеланджело около четырех месяцев.
  5. В 2004 году статуя отмечала свое 500-летие.
  6. Во время работы над скульптурой Микеланджело было всего 26 лет. Он дожил до 88 лет, в течение которых неоднократно поражал мир своими работами.
  7. На оригинальную статую в Академии изящных искусств ежегодно приходит посмотреть 8 миллионов человек.

https://youtube.com/watch?v=0GsS_WBDWLY

Если у вас будет возможность полюбоваться оригиналом или хорошей копией статуи Давида, обязательно ей воспользуйтесь. Хотя бы для того, чтобы поразиться совершенным ручным трудом Микеланджело Буонаротти.

Память

На иконах Даниил, как правило, держит в руках свиток с начертанными словами пророчеств. Изображают святого чаще всего в молодом возрасте. Первые сохранившиеся изображения датируются 3-м веком н. э. На византийских фресках и мозаиках можно увидеть пророка в окружении трех отроков или брошенным в логово львов.


Православная икона пророка Даниила / Азбука веры

Старинные иконы ветхозаветного праведника хранятся в Свято-Даниловом монастыре Москвы и Рождественской церкви Великого Новгорода. В честь Даниила строятся православные храмы в разных городах, в Новосибирске церковь была возведена при императоре Александре III в 1898 году.

Житию святого и толкованию его писаний посвящены десятки книг и исследований. О нем пишут теологи-библеисты и историки на протяжении многих лет. В 2013 году американский режиссер Анна Целински сняла полуторачасовой художественный фильм “Книга Даниила”, посвященный биографии пророка. Историческая драма бережно трактует библейский сюжет и ставит акцент на нравственном выборе героя между служением царю и верностью Богу.

Смерть

Пророк Даниил прожил долгую жизнь, в которой случались взлеты и падения, он пережил славу и почитание, которые сменялись клеветой и опалой. О причине смерти Священное писание умалчивает, но можно предположить, что святой умер от старости, дожив до 90 лет, а по другим данным — и того более. Он так и не увидел родную землю, до конца дней оставшись вавилонским пленником.

Похоронили старца в Сузах — древнем восточном городе, который располагается на территории современного Ирана. Здесь находится древний мавзолей, внесенный в список национального наследия государства.


Гробница пророка Даниила в Сузах / Robert Wielgorski, Википедия

Однако не один город спорит за то, чтобы представить паломникам и туристам возможность увидеть могилу пророка. В узбекском Самарканде над 18-метровым склепом установлен мавзолей Ходжа Дониёр.

Полагают, что там покоятся останки Даниила (в мусульманской традиции Даниеля или Данияра), привезенные сюда в 15-м веке завоевателем Тамерланом. В исламе принято чтить библейского пророка, и от его могилы верующие привыкли ожидать чудес. Одно из них случилось в 2000 году, когда полувековое фисташковое дерево, росшее у склепа и давно засохшее, вдруг неожиданно пустило новые побеги.

Смерть и захоронение Даниила


Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы. Впрочем, его могилы показывают также в Киркуке и Самарканде. Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Поверье гласит, что склеп постоянно растёт.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2099 дней

] Святой почитается иудеями, христианами и мусульманами. Последние называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, которое после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги. Считается также, что останки святого привез в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан. В 2007 террористами была взорвана ещё одна иракская могила, приписывавшаяся Даниилу.

Также сообщается, что когда войска мусульманского праведного халифа Умара взяли город Тустар (совр. Шуштер), они обнаружили там гробницу Даниила. По приказу халифа его останки были перезахоронены ночью, вдали от людских глаз, чтобы уберечь их от дальнейшего поклонения ему.

Еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам, поскольку тот не разговаривал с Богом напрямую. Библия гласит, что Даниил разговаривал с «ангелами Господними», но не с самим Господом.

Вместе с тем Даниил высоко почитается христианской церковью в виду его предсказания срока прихода в мир Мессии и его появления в Иерусалимском храме, на которые по свидетельству Нового Завета ссылался Иисус Христос. Толкования на книгу Даниила писали святые Ипполит Римский и Иоанн Златоуст.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: