«Осенняя песня»
Третьяковской галереей была приобретена и картина Борисова-Мусатова «Осенняя песня».
На ней в золотых оттенках березовых листьев, сероватых тонах облаков передано освежающее дыхание осени. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима… А этот миг так прекрасен! Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас! А возможно, своей картиной «Осенняя песня» Борисов-Мусатов хотел сказать гораздо больше… Возможно, он имел ввиду, что нужно жить здесь и сейчас, не откладывая ничего на потом. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы?! Пока не пошел снег?! Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Мусатов четко знал то, что хотел сказать.
Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Картины же его – это прекрасные, будто из другого мира пейзажи, это романтические девушки, это поэзия, написанная красками. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. О нем говорили — «певец уходящих усадеб», живописец «зыбкого мира». Произведения просто завораживают своей красотой. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Картины художника Борисова-Мусатова, к сожалению, были оценены по достоинству только после смерти этого человека.
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870 – 1905)
В.Э.Борисов-Мусатов – один из самых значительных мастеров символизма в русской живописи и один из самых поэтичных и одухотворенных русских художников.
Родился в Саратове, в семье железнодорожника. В трехлетнем возрасте с маленьким Витей произошел несчастный случай. Резвый, подвижный мальчик упал со скамейки и повредил себе спину.
Ушиб вызвал в позвоночнике хронический воспалительный процесс.
Мальчика усиленно лечили, однако лечение оказалось безуспешным, в результате у него вырос горб, и, как пишет один из биографов художника – вырос он “с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем.”
Уже с детских лет у него были развиты такие качества, как мечтательность, сосредоточенность, самоуглубленность, стремление к одиночеству.
Однако вместе с тем он был и очень общительным, умел преданно дружить, всегда готовый помочь ближнему, рос несмотря ни на что живым и жизнерадостным.
Юный Витя с 6 лет проявил большой интерес к рисованию. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Первоначальное обучение Виктор получил в Саратовском реальном училище, где одним из основных предметов были рисование и черчение. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище.
На творчество Борсова-Мусатова оказали влияние искусство П.Пюви де Шиванна и мастеров французского импрессионизма. Художник сумел соединить тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией.
В произведениях Борисова-Мусатова нашли отражение раздольная саратовская природа, волжские просторы.
Художник никогда не писал Волгу, однако голубые, серебристые, перламутовые отблески волжской воды, изумрудная зелень и охра ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розовых облаков в ее зыбкой глади живут во всех полотнах Борисова-Мусатова.
В возрасте 35 лет жизнь художника внезапно оборвалась. Он был похоронен на высоком берегу реки Оки, на кладбище у Вознесенской горы.
На могиле его был поставлен надгробный памятник работы скульптора Матвеева – на плите крупнозернистого красного песчаника лежит уснувший мальчмк.
Местные жители говорят, что это не уснувший, а утонувший мальчик, которого спас Мусатов, но возвратить к жизни его не удалось. Скульптура сделана с необыкновенной силой и мастерством.
«Весна», Борисов-Мусатов
Год написания: 1901Размер: 71 × 98 смМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург
Вариант 1 — Кратко
7 предложений/ 99 слов
«Весна» Виктора Борисова-Мусатова — это настроенческое полотно, призванное подарить зрителю возможность насладиться прелестью этой радостной, но мимолётной поры. На картине изображён окутанный лёгкой предрассветной дымкой и погружённый в свежую тень весеннего утра сад. По нему неспешно движется молодая дама.
Девушка в длинном светлом платье с открытыми плечами и широком алом платке изображена спиной к зрителю. Взгляд её направлен в сторону цветущих фруктовых деревьев, растущих среди молодой зелёной травы.
Вдали виднеются стены высокой усадьбы, рядом с которой стоят пышные изумрудные ели. Поднимающееся из-за горизонта солнце лишь слегка золотит верхушки деревьев, а светлый небосвод в его присутствии постепенно приобретает лазурный оттенок.
Вариант 2 — Подробно
17 предложений/ 246 слов
«Весна» Виктора Борисова-Мусатова — это трогательное настроенческое полотно, посвящённое теме радостных изменений в природе, наступающих с приходом долгожданного тепла. Главной героиней картины стала неизвестная молодая женщина, прогуливающаяся по цветущему саду.
Девушка в длинном светлом платье с открытыми плечами неспешно движется среди молодой зелёной травы, любуясь красотой окружающей её природы. Лицо героини повёрнуто в сторону расположенной вдали высокой усадьбы, купающейся в розоватых лучах восходящего солнца. Зрителю же видны лишь тёмные локоны красавицы, да тонкая нить жемчуга на её нежной шее. Чтобы защититься от утренней прохлады, героиня накинула поверх платья широкий алый платок.
В саду густо растут фруктовые деревья, преимущественно яблони и вишни. Весна уже успела не только покрыть их сочной зелёной листвой, но и усыпать тёмные ветви пышным белыми цветами, изящно гармонирующими с оттенком платья главной героини.
В траве у подножия деревьев видны пышные головки одуванчиков. Прямо перед домом пестреет высокая изумрудная ель. На заднем плане справа можно разглядеть расплывчатый силуэт ещё одной хвойной красавицы, растущей за усадьбой.
Солнце только начинает подниматься из-за горизонта, поэтому сад кажется полностью погружённым в предрассветную тень. Лишь верхушки деревьев ласкают первые золотые лучи. Чистое весеннее небо постепенно светлеет, приобретая лазурный оттенок, но дом и пейзаж на заднем плане остаются по-прежнему окутанными лёгкой дымкой тумана.
От картины Борисова-Мусатова веет нежностью и надеждой, ведь именно такие чувства рождает приход весны в наших сердцах. В то же время полотно невольно навевает и грустные мысли о том, что всё не вечно в этом мире. Мимолётно и очарование весны, поэтому нужно успевать любоваться прелестью этой поры.
см. также:Все сочинения-описания картин
Женские образы произведений
Картины Борисова часто изображают женские образы. Где же он брал натурщиц? Художнику был чужд ветреный образ жизни, девушки легкого поведения его не привлекали. Чаще всего изображал он трех женщин:
- младшую сестру, Лену;
- жену, Елену Александрову-Сковороду, с которой художник познакомился еще в Московском училище;
- жену своего друга, Владимира Станюкевича, Надежду Станюкевич.
Но на картинах можно встретить и первую любовь художника, Анну Воротынскую на полотне «Гобелен», и Ольгу Корнееву, жену его друга Федора Корнеева.
Встретив Елену Александрову еще в училище (она тоже была художницей), Виктор безнадежно влюбился в нее, но в 1895 году, сделав ей предложение, получил отказ.
Последнее лето художника
Несмотря на то что имя художника было известно, он был очень беден. В 1904 году работы молодого российского таланта получили положительные отзывы и признание немецких, французских критиков. Но, к сожалению, на благосостоянии семьи Мусатовых это никак не сказалось. В. А. Серов был очень настойчив и влиятелен, картины не покупались ни коллекционерами, ни Третьяковской галереей.
Постоянные боли в спине, отсутствие необходимых средств к существованию сподвигли художника на последний «подвиг» в его жизни. Он все свои силы вложил в эскизы, по просьбе бывшего преподавателя Поленова. Для их создания, Виктор с женой и дочерью провели целое лето 1905 года на даче Цветаевых, расположенной в Тарусе.
В августе этого же года, художник узнает о смерти жены своего друга, Надежды Станюкевич. Мусатов очень сильно переживал об этом. Под впечатлением всех этих событий молодой талант пишет свое последнее произведение «Реквием».
Судьба художника
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове в мещанской семье. В три года он неудачно упал со скамьи и ударился спиной, из-за полученной травмы у него начал развиваться горб, с которым художник и прожил свои 35 лет. Его главной моделью была сестра Елена. Не столько потому, что нищета не позволяла платить натурщикам, но и из-за духовного родства.
Автопортрет с сестрой, 1898. (wikipedia.org)
После обучения в студии Саратовского общества изящных искусств Борисов-Мусатов отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в петербургскую Академию художеств. Позднее ему удалось побывать в Париже и совершить несколько путешествий. Однако проблемы со здоровьем и стесненные средства заставили его вернуться в Саратов. После смерти отца в 1900 году семья оказалась на грани нищеты.
Пруд, 1900. (wikipedia.org)
Последние дни художника прошли в Тарусе, где он гостил с семьей в имении Цветаевых. Его дело продолжит объединение символистов «Голубая роза», которое сформируется в 1907 году.
Картины художника Борисова-Мусатова
“Весна” 1901
Факты биографии Борисова-Мусатова
Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905), – известный русский живописец, один из самых значительных и ярких представителей русского символизма. Родился художник в Саратове 2 апреля 1870 года в семье Мусатовых, бывших крепостных, но приписавшихся к мещанскому сословию.
Отец был железнодорожным служащим. Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-91, 1893-95), затем в петербургской Академии художеств у Павла Чистякова (1891-93), а также в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С 1898 жил в основном в Саратове, с 1903 располагался в Подольске и Тарусе.
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Борисов-Мусатов, неудачно упав со скамейки, травмировал позвоночник. В результате этого несчастного случая у маленького мальчика начал расти горб; проблемы со здоровьем на протяжении всей его жизни не прекращались у художника .
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября 1905 года. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу Оки.
Творчество Борисова-Мусатова
В зрелый период творчества Борисов-Мусатов выработал собственный живописный стиль, сочетавший глубоко индивидуальную переработку принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом общего решения картины (так называемый “декоративный пленэризм”).
В проникнутых элегическим чувством картинах, как бы подёрнутых дымкой нереальности, главная роль отдана насыщенному эмоциональным содержанием красивому пейзажу.
Изысканно-декоративные, элегические по своему настроению картины Борисова-Мусатова выражают мечту о гармонии человека и природы.
https://youtube.com/watch?v=MZ8bWvFnFKQ
В своём творчестве Борисов-Мусатов соединил тончайшее чувство природного световоздушного окружения с настоящей поэтической фантазией, преображающей это окружение в поле миражей и ностальгических грез.
Основным мотивом, сквозь который для Борисова- Мусатова открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, выступают «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно художник работал в Саратовской губернии в имениях Зубриловка и Слепцовка ).
В большинстве своих работ художник предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь неповторимой, особой, «тающей» легкости мазка.
Наследие
Из произведений Борисова-Мусатова наиболее известны: “Майские цветы” (1894), “Агава” (1897), “Гобелен” (темпера, 1901), “Водоём” (1902), “Изумрудное ожерелье” (темпера, 1903-04), “Куст орешника” (пастель, 1905), “Кавалер, читающий стихи ” (1899).
Влияние творчества Борисова-Мусатова
Борисов-Мусатов оказал большое влияние на русскую живопись начала 20 в., на становление символизма в отечественном искусстве и особенно на творчество художников объединения “Голубая роза“, которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию.
Современники о художнике
“Он был трогателен, мил и сердечен”, – вспоминает И. Грабарь о своём близком друге
“Борисов-Мусатов был болезненный, маленький, горбатенький человек с острой бородкой, – писал М. Добужинский, – очень изысканно одевался и носил золотой браслет”.
“Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики,” – говорил Андрей Белый.
“Тончайшим и нежным горбуном” называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.
Автопортрет
“Автопортрет с сестрой” 1898
“Гобелен” 1901
“Осенний мотив” 1899
“Водоём” 1902
“Дама у гобелена” (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903
“Дама в голубом” 1902
“Окно”
“Натюрморт. Цветы” 1902
Куст орешника
“Колокольчики” 1903
Женщина на солнце
В ожидании гостей
“Женщина в голубом” 1905
За вышиванием
“Кавалер, читающий стихи” 1899
Майские цветы
“Парк погружается в тень” 1904
“Прогулка при закате” 1903
“Реквием” 1905
Прогулка
“Осенний мотив” 1901
“На балконе”
Молебен на станции железной дороги
Капуста и ветлы
Девушка с агавой
Девушка в ожерелье
Девушка в желтой шали
Картина Борисова-Мусатова “Дафнис и Хлоя” 1901
Дама в кресле-качалке
“Призраки” 1903
“Изумрудное ожерелье”
“Агава” 1897
“Мотив без слов” 1900
“Гармония” 1900
“Дама в голубом” 1904
“Розы и сережки” 1901
“Цветы” 1894
Сон божества
Info:
Внимание художникам: на портале есть уникальная возможность продать картину. Выставляйте свои работы!
Фотография в творчестве художника
Фотография заинтересовала Виктора в его парижский период. Она давала моментальную фиксацию творческой идеи во всех подробностях, фотоэтюд, используя который художник затем создавал живописные и графические работы. Так были написаны «Автопортрет с сестрой» (1898), «Спящая девушка» (1901), «На балконе» (1899). Купив камеру «Кодак», Виктор терпеливо осваивал фотодело. Моделями становились близкие художника, который позже превратил фотоэтюды в самостоятельный вид творчества, стал фотографировать не только для получения «пособия» в работе. Камера художника и около 70 пластинок дошли до наших дней и хранятся в саратовском доме-музее Борисова-Мусатова.
Результаты поездки в Париж
Вернувшись из путешествия, Виктор чувствовал себя художником, который нашел себя в искусстве. Определился он и с темами своих картин: это были девушки в красивых платьях, старинные здания, мечты о прекрасном. Когда его спрашивали о том, какая эпоха изображена на его картинах, он говорил: «А это, знаете ли, просто красивая эпоха». Борисов совершенно не увлекался прошлым. Описание картин Борисова-Мусатова – это мечты, грезы о Прекрасной Даме, тонкие, изящные символы любви и чистоты.
Поездка в Париж очень сильно повлияла на творчество художника. Он отказался работать маслом, полностью перешел на темперу.