«Водоём», Борисов-Мусатов
Год написания: 1902Размер: 177 × 216 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва
Вариант 1 — Кратко
9 предложений/ 108 слов
Картина Виктора Борисова-Мусатова «Водоём» была написана в поместье князей Прозоровских-Голицыных Зубриловке. На полотне изображены сестра художника Елена и его жена Елена Александрова, отдыхающие на берегу пруда.
Картина стала не просто портретом двух любимых женщин живописца, в ней также нашло своё отражение особое видение художника
Внимание зрителя сразу же привлекает зеркальная гладь водоёма, в которой отражаются ветви деревьев и голубые небеса. Другого пейзажа на картине нет
Сам пруд имеет идеальную овальную форму.
На переднем плане вполоборота к зрителю стоит сестра художника. Её глаза прикрыты, рыжие волосы распущены, на плечах видна розовая накидка. Справа от неё на траве в длинном голубом платье задумчиво сидит жена, а тогда ещё невеста живописца.
Вариант 2 — Подробно
18 предложений/ 220 слов
Картина Виктора Борисова-Мусатова «Водоём» — это необычайное по своей поэтичности произведение. Созданное в один из самых счастливых периодов жизни художника, оно стало отражением переполняющих живописца радостных чувств и своеобразной исповедью творца.
На полотне изображены две девушки, пришедшие на берег небольшого пруда. Одна из них, стоящая в розовой накидке по центру, — сестра художника Елена Борисова-Мусатова. А вторая, сидящая на траве в голубом платье, — возлюбленная живописца Елена Александрова, только что согласившаяся стать его женой.
Картина была написана в поместье князей Прозоровских-Голицыных Зубриловке. Но несмотря на наличие реальных декораций и прототипов, это произведение всё не стало только лишь портретом двух любимых женщин художника. Прежде всего в данной работе отразилось особое внутреннее видение Борисова-Мусатова.
Заметить это можно по тому, как необычно художник изобразил водоём и окружающий девушек пейзаж. Очертания пруда настолько ровны, что он имеет форму идеального овала. Такое вряд ли возможно в реальной жизни. Поверхность воды также кажется слишком гладкой, похожей на зеркало. И в этом зеркале отражается спокойная умиротворённая природа: зелёные деревья и голубое небо с белыми облаками.
Лица девушек кажутся мечтательными и одухотворёнными. Зрителю никогда не догадаться, о чём же думают героини Борисова-Мусатова. Не постичь ему до конца и истинный замысел художника. Впрочем, это и ни к чему. Неизменным остаётся лишь ощущение волшебства, которым проникнута данная картина, а также те трогательные трепетные чувства, которые пробуждает она в душе зрителя.
см. также:Все сочинения-описания картин
Контекст
Картина писалась с натуры в парке имения княгини Прозоровой-Голицыной Зубриловка. Художник переживал один из самых счастливых периодов: Елена Александрова после 7 лет раздумий согласилась стать его женой.
Призраки, 1903. (wikipedia.org)
Несколько позднее они все вместе еще раз будут работать в Зубриловке, на этот раз уже над осенним сюжетом. Из воспоминаний сестры Елены: «Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами… Он (Борисов-Мусатов — прим. ред.) лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин».
В 1905 году имение в Зубриловке было разорено и уже не восстанавливалось. Более сотни картин, книги, документы погибли в огне. Василий Верещагин вспоминал: «Погром усадьбы был назначен на 19 октября 1905 года. Во главе толпы шёл крестьянин соседнего села Изнаира, белый как лунь старик с четырьмя сыновьями, владевший 100 десятинами земли. За ним следовали 12 телег для нагрузки ограбленного добра. Старик шёл уверенной поступью, держа икону в руках, в твёрдом убеждении, что исполняет волю царя, повелевшего в три дня уничтожить и ограбить все соседние поместья.
Современное состояние усадьбы в Зубриловке. (wikipedia.org)
При переходе реки Хопер к толпе присоединилась вся зубриловская молодежь и тоже пошла на усадьбу. Погром начался с винного подвала, из которого выкатывались бочки одна за другой и тут же распивались. Когда вино было выпито, озверевшая стихийная толпа ворвалась в один из флигелей. Мебель подожгли, облив керосином и устроив сквозняк. Покончив с флигелем, толпа ринулась на главный дом и точно таким же образом подожгла и его, а пока огонь разгорался, начала грабить, частью молотками и ломами разбивать в мелкие куски всю мебель, бронзу, фарфор и разрывать в клочки все картины и портреты, уничтожая всё без разбора, что попадалось ей в глаза, в каком-то бессмысленном, беспощадном исступлении… Вскоре покончили и с домом — рухнули его крыша, полы и потолки и своею тяжестью пробили своды нижнего этажа. Начался погром другого флигеля, оранжерей, сараев и конюшен, а когда и от них ничего не осталось, толпа бросилась на больницу и только тут была остановлена слишком поздно подоспевшими войсками. Так же долго дымилось и тлело в окрестных деревнях награбленное добро, которое крестьяне из опасения обыска тщательно сжигали…».
Волга, 1894. (wikipedia.org)