Милан 1571—1591
Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время эпидемии чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.
Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна.
В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.
Первые работы художника, написанные в Милане, жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.
Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.
В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году.
Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.
В изгнании (1606—1610)
«Мадонна с чётками» (1607)
Несколько месяцев Караваджо скрывался в имении семейства Колонна. Там он написал несколько картин, но стиль его стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье» (1606), «Ужин в Эммаусе» (1606). Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря».
Караваджо переезжает в Неаполь, где им было написано более десяти картин, хотя сохранились не все: «Экстаз Магдалины» (1606), «Распятие апостола Андрея» (1607), «Давид с головой Голиафа» (1607), «Мадонна Розария (Мадонна с чётками)» (1607), «Коронование терновым венцом» (1607), «Бичевание Христа» (1607), «Христос у колонны» (1607), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607).
По заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия он написал с огромной живописной энергией картину «Семь дел милосердия» (1607), которая до сих пор находится в этой церкви.
Неожиданно в июле 1607 года Караваджо направляется в столицу Мальты — Ла Валетту.
«Святой Иероним» (1608), написанный им по заказу приора мальтийского ордена в Неаполе Ипполито Маласпина, понравился великому магистру ордена Алофу де Виньякуру. Караваджо пишет портреты Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли.
года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.
По заказу магистра Виньякура Караваджо написал «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — единственная картина, подписанная художником, причём подписана она F (fra — брат), что свидетельствовало о его принадлежности братству Мальтийского ордена. На Мальте были написаны также «Спящий Амур» (1608), «Иоанн Креститель» (1608) и «Благовещение» (1608).
Однако очередной инцидент привёл Караваджо в мальтийскую тюрьму, он был посажен в каменный мешок. Каким-то образом он сумел оттуда сбежать и в октябре 1608 года приплыл на Сицилию в город Сиракузы, где содействие ему оказал Марио Миннити.
Для церкви святой Лючии Караваджо написал «Погребение св. Лючии» (1608).
В январе 1609 года он переезжает в Мессину, где создаёт «Воскрешение Лазаря» и «Поклонение пастухов». В них доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». «Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле».
Воскресение Лазаря и поклонение пастухам, региональный музей Мессины, Сицилия
Он пишет такие полотна как «Вакх» (1596), «Голова Медузы» (1597), «Куртизанка Филлида» (1597), «Портрет Маффео Барберини» (1598), «Нарцисс» (1599).
В конце 1609 года он направляется в Палермо, где пишет «Рождество Христа с Лаврентием и Франциском», картину, украденную в 1969 году.
Из Палермо Караваджо возвращается в Неаполь, где на него было совершено покушение. В Неаполе созданы «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1609), «Отречение св. Петра» (1610), «Иоанн Креститель» (1610).
На картине «Давид с головой Голиафа» (1607—1610) в образе Голиафа художник изобразил себя. Такую символичную картину он возил с собой в изгнании и постоянно подправлял.
Для Маркантонио Дориа Караваджо написал «Мученичество святой Урсулы». Дориа получил последнюю работу живописца 18 июня.
В июле кардинал Гонзага начал вести с папой Павлом V переговоры о помиловании Караваджо. Узнав об этом, художник решил перебраться поближе к Риму и ждать официального помилования. Он нанял фелюгу и отплыл из Неаполя. Дальнейшие события покрыты тайной. По сведениям из переписки папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, которым не все исследователи доверяют, Караваджо был задержан в крепости Пало, фелюга уплыла, и он отправился пешком в Порто-Эрколе, где и умер 18 июля.
31 июля в Риме был обнародован папский указ о помиловании Караваджо и опубликовано сообщение о его смерти.
Было предположение, что Караваджо умер от сифилиса, но последние исследования учёных, проделавшие радиоуглеродный анализ скелета, говорят, что причиной смерти художника был стафилококк. Результаты исследований опубликованы в медицинском журнале The Lancet.
Кто продал Вермеера немцам?
Когда по окончании Второй мировой войны в Австрии была обнаружена коллекция Геринга, то встал вопрос: кто же продал голландское достояние — картину самого Вермеера — немцам? Так как ван Меегерен был одним из участников сделки, к нему пришла полиция. Он не отрицал, что картина «Христос и грешница» была у него в руках, сказал также, что он будто бы купил ее у некой итальянской семьи, но у кого именно — назвать отказался. Этого было достаточно, чтобы заподозрить художника в сотрудничестве с нацистами. Тем более что на прямой вопрос, является ли он коллаборационистом, ван Меегерен отвечать отказался. 29 мая 1945 года его арестовали.
Продержался он до 12 июня. Дело в том, что ван Меегерен страдал от алкоголизма и наркомании, так что его положение в заключении становилось невыносимым. Кроме того, обвинение в коллаборационизме грозило самыми серьезными последствиями. Художник предпочел признаться, что никакого национального достояния немцам он не продавал. По простой причине — достояния не было, все было подделкой.
Начались детальные экспертизы, которые, тем не менее, не до конца убедили следователей. Они предложили ван Меегерену написать копию «Христа в Эммаусе», но художник сам указал, что такая проверка ничего не даст — любой художник способен сделать копию. И предложил в качестве доказательства написать еще одного «Вермеера» при условии, что ему будут предоставлены все необходимые материалы. Так рождается десятый «неизвестный шедевр» — «Христос среди учителей» или «Христос среди фарисеев».
Это доказательство ван Меегерена оказалось самым убедительным: в то, что все его шедевры были поддельными, поверили, а дело переквалифицировали. Ни о каком коллаборационизме речь больше не шла, более того, Голландия, благодаря фальсификации, вернула 200 утраченных картин. Прокурор настаивал, что теперь это дело о мошенничестве, просил назначить ван Меегерену срок в 4 года, но сам же предложил суду снизить его до 2 лет. В ноябре 1947 года суд вынес решение: год тюрьмы. Но ван Меегерен не отбыл и его — он умер 30 декабря 1947 года, ожидая решения королевы, которой подал прошение о помиловании. Всё его состояние ушло на покрытие гражданских исков людей, ставших жертвами фальсификаций.
P. S. Сегодня все больше искусствоведов приходят в недоумение: «шедевры» ван Меегерена выглядят откровенной подделкой. Почему же этого не заметили тогда? Могло быть несколько причин. Во-первых, ван Меегерен все-таки много работал не только над красками и кракелюрами. Он использовал в своих картинах атрибутику, которая прямо указывала на то, что перед нами Вермеер. То, что сейчас (когда мы уже знаем всю историю) кажется нарочитым, бросающимся в глаза, тогда критики сочли свидетельством подлинности. Во-вторых, людям хотелось верить, что обнаружены неизвестные шедевры
И в-третьих, когда картины становились частью коллекции, причем неважно, частной или музейной, их владельцы защищали их подлинность особенно рьяно. И споры о происхождении некоторых «Вермееров» шли даже после смерти их вероятного создателя — талантливого художника Хана ван Меегерена
Влияние
Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты — Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи.
Литература
- Всеволожская С. Микеланджело да Караваджо. М., 1960
- Караваджо / Дажина В. Д. // Канцелярия конфискации — Киргизы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 53. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 13). — ISBN 978-5-85270-344-6.
- Знамеровская Т. П. Микеланджело да Караваджо. М., 1955
- Ламбер Ж. Караваджо. — М.: Taschen, 2010.
- Ланди Э. Тайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2.
- Лонги Р. Караваджо // Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. М., 1984
- Махов А. Е. Караваджо. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 331 с. — (Жизнь замечательных людей). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03196-8.
- Микеланждело Да Караваджо: Воспоминания современников; Документы. — М.: Искусство, 1975. — 118 с.
- Свидерская М. И. Караваджо: Первый современный художник. Проблемный очерк. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — 240 с. — ISBN 5-86007-208-2.
- Шапиро Ю. Г., Персианова О. М., Мытарева К. В., Аране Н. М. Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков. — Л.: Аврора, 1971.
Судьба художника
В 1889 году в голландском городе Девентере в семье Хендрикуса ван Меегерена, местного учителя, родился сын Хенрикус (Хан). От матери он унаследовал чувствительность и художественный вкус, с 8 лет начал рисовать, что совершенно не устраивало его отца. Хендрикус был человеком прямым и строгим — увлечение сына казалось ему просто причудой. На свое счастье мальчик встретил понимание у школьного учителя рисования Бартуса Кортилинга
Он обратил внимание на талантливого ученика и помогал ему развить способности. И конечно, оказывал на него влияние
В частности, именно любовь Кортилинга к старым голландским мастерам и неприятие модернистов передались ван Меегерену. И сыграли в его судьбе огромную роль.
После школы Хан выбрал профессию архитектора. Правда, выпускной экзамен он провалил, но зато принял участие в художественном конкурсе, на котором выставил работу, написанную в классической манере. «Собор Святого Лаврентия» пришелся по душе жюри, и ван Меегерен получил первую премию. Архитектура была забыта, он решил стать живописцем. Первые, правда, скромные успехи не заставили себя ждать.
Хан много работал, тем более что к тому моменту у него уже была семья и дети. Устраивал персональные выставки, его картины продавались, он брал коммерческие заказы на афиши, открытки, и все шло хорошо до тех пор, пока в его жизни не возник художественный критик Абрахам Бредиус.
В первой половине 1920-х годов ван Меегерен подружился с художником Тео ван Вейнгарденом. Вейнгарден занимался реставрацией и продажей произведений искусства, но иногда баловался подделками. В частности, два его «Вермеера» уехали в Америку. Ван Меегерен начал работать с ним, занимаясь восстановлением картин.
Как-то раз Вейнгарден нашел картину в ужасном состоянии, вместе с компаньоном отреставрировал ее, и эксперты пришли к выводу, что это творение Франса Хальса — известного художника «Золотого» голландского века. Реставраторы уже нашли покупателя, но тут свое мнение высказал Абрахам Бредиус. Он счел, что никакой это не Хальс, а обычная подделка, свое мнение он основывал на качестве красок. Аргументы реставраторов приняты не были, сделка сорвалась.
Вейнгарден отомстил Бредиусу быстро: написал нового «Рембрандта», эксперт подтвердил его подлинность, а художник над ним посмеялся. Правда, репутации Бредиуса это не повредило — он сказал, что осматривал картину в спешке. А ван Меегерен затаил обиду и тоже решил отомстить. Выбор пал на Вермеера.
казнь
Тайная вечеря в Эммаусе (миланская версия) , 1606. Pinacoteca di Brera , Милан
Редкое изображение Иисуса без бороды, возможно, восходит к ранним изображениям Христа, которые были обнаружены во времена Караваджо. Даже Микеланджело , который был отличным примером для подражания Караваджо, уже нарисовал безбородого Иисуса на своей фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле . Необычен темный фон и детализированный натюрморт на переднем плане. Духовенство того времени было возмущено реалистичным изображением персонажей Караваджо, особенно плохим внешним видом учеников.
Использование света как драматического элемента ( светотени ) типично для Караваджо . Взгляд обращен на просвещенные лица Иисуса и Иакова. Как и в перспективе рук Луки, здесь также приостанавливается логика изображения — домовладелец, как и предметы на столе, должен отбрасывать тень вправо и тем самым затемнять Иисуса. Вместо этого мы видим его тень по диагонали позади него на стене.
Караваджо написал вторую версию Тайной вечери в Эммаусе в 1606 году. По сравнению с первым вариантом фигуры более замкнутые, присутствие преобладает над динамикой движений.
Версии других художников
Рембрандт: Пир Эммауса
- Хуан де Фландес (1465–1519): Обед в Эммаусе . 1497.
- Хуан де Фландес (1465–1519): Обед в Эммаусе . 1512.
- Якопо да Понтормо (1494–1557): Христос и ученики в Эммаусе . 1525. Холст, масло, Флоренция , Галерея Уффици (предположительно по модели Альбрехта Дюрера и в своем реализме является предшественником первой версии Караваджо).
- Бартоломео Кавароцци (1590-1625): Трапеза в Эммаусе . (Версия ученика Караваджо из музея Гетти).
- Якопо Бассано (1515–1592): Тайная вечеря в Эммаусе . 1538. Холст, масло, 235 × 250 см (маньеристическая версия, в которой удивление больше можно найти в лице кошки, которая видит собаку, чем в лицах учеников. Атмосфера здесь также гораздо менее плохая).
- Тициан (1488 / 90–1576): паломники Эммауса . 16 век, холст, масло, 169 × 244 см, Париж, Лувр (также изображены собака и кошка.
- Паоло Веронезе (1528–1588): Тайная вечеря в Эммаусе . 1559/60, Париж, Лувр.
- Педро Орренте (1580–1645): Христос и ученики Эммауса . 17 век, холст, масло, 81 × 101 см, Будапешт, Szépművészeti Múzeum )
- Веласкес (1599–1660): Христос и ученики в Эммаусе . 17 век, холст, масло, 123 × 132,6 см, Нью-Йорк , Метрополитен-музей .
- Матье Ле Нэн (1607–1677): паломники Эммауса . 17 век, 75 см × 92 см, Париж, Лувр)
- Рембрандт (1606–1669): Христос в Эммаусе . 1629.
- Рембрандт (1606–1669): Тайная вечеря в Эммаусе . 1648 г., масло, панель, Париж, Лувр (классическое изображение с нимбом вокруг лица Иисуса.
- Эжен Делакруа (1798–1863): Еда в Эммаусе . 1853 г.
- Пьер Жуффруа (1912–2000): Паломники Эммауса . Вужокур , церковь Святого Мишеля
Ужин в Эммаусе
Сюжет
«Ужин в Эммаусе» — популярный сюжет в христианском искусстве. В его основе лежит эпизод, о котором говорится в Евангелии от Луки.
После распятия Христа двое из его апостолов пригласили незнакомца, которого только что встретили, разделить с ними ужин. Во время трапезы незнакомец благословил всех и преломил хлеб. В этот момент апостолы поняли, что их гость, на самом деле, — воскресший Иисус. Именно краткий миг этого озарения и изображает Караваджо.
Предпосылки
Для кого художник написал картину — неизвестно, можно лишь утверждать, что она была создана в Риме, в 1602 году, в разгар rонтрреформации.
Этот период характеризовался потребностью церкви передать свои идеи и послания непосредственно верующим, в том числе — с помощью тщательно подобранных работ на религиозную тематику. Для следования этой директиве мастера того времени должны были быть максимально реалистичными. Таким образом, стиль Караваджо был будто специально предназначен для создания произведений искусства на библейские темы, что соответствовало поставленным клерикальной властью задачам.
Освещение
Передаче глубокого драматизма картины служит использование светотени. Как и во многих других работах Караваджо, здесь можно наблюдать преобладание темно-коричневых тонов, в условиях закрытого помещения используется яркий свет, опускающийся вертикально на изображенных людей, создавая тем самым сильный контраст с затемненными участками.
Шулеры
Перспектива и связь с реальностью
В отличие от многих картин того времени, которые базировались на линейной перспективе, Караваджо пытается стереть границы между картиной и зрителем, пространством картины — и реальным пространством. Создается ощущение, будто автор не хочет, чтобы его персонажи существовали только в пределах холста. Фигуры на полотне устремлены вперед, по направлению к зрителю, а изображенная за ними стена кажется отодвинутой на несколько метров .
Кажется, что протянутая рука апостола справа изнутри касается холста, на котором написана картина. Локоть второго выглядит так, будто он и в самом деле преодолел грань между пространством картины и реальностью. Корзина с фруктами, ненадежно стоящая на краю стола, создает ощущение, что её может опрокинуть малейший толчок. Включенности изображаемого в реальное пространство способствует отсутствие пола на картине.
Для подобных оптический иллюзий в произведениях Караваджо идеально подходила новая религиозная атмосфера в Риме. Так, святой Игнатий Лойола в своих духовных упражнениях призывал верующих при рассматривании христианских произведений задействовать все пять чувств, чтобы не только понять сюжет на полотне, но и попытаться физически представить себя в изображенной сцене.
Святой Матфей. 1602.
Тем не менее, для многих реализм мастера зашел слишком далеко. На картине «Святой Матфей», написанной в 1602 году для церкви Сан-Луиджи, святой изображен босым и сидящим со скрещенными ногами таким образом, что его правая нога кажется выступающей из пространства картины. Работа была отклонена, так как священники сочли изображенную фигуру непристойной. Позже художнику пришлось создать вторую версию, где святой приседает на колено.
Вторая версия Святого Матфея
Критика
Подобно «Святому Матфею», картина «Ужин в Эммаусе» также подверглась критике. Многих смущал деревенских вид апостолов и Христа, который — вопреки канонам — был изображен безбородым.
«Отсутствие приличий» — наиболее распространенная критика в адрес Караваджо. Неприятие у современников вызывало стремление Караваджо показать апостолов в неприукрашенном виде — грязными, оборванными, неопрятными.
Замечания вызывали и изображенные на столе фрукты: виноград, инжир и гранат. Это осенние плоды, в то время как распятие и воскресение Христа произошло весной
Но выбор именно этих фруктов можно объяснить, если принять во внимание их символическое значение. Гнилое яблоко — символ искушения и грехопадения, виноград символизирует жертву Христа
Также узнаваемым символом тела Иисуса в христианской символике является хлеб.
Поздняя версия картины
Спустя пять лет Микеланджело создал вторую, менее амбициозную, версию картины.
Потомство
Некоторые копии картины известны: в Чешире в Англии, у антикварного дилера в Нью-Йорке и в коллекции Чеккони во Флоренции.
В 1992 году Антигуа и Барбуда выпустили марку с изображением картины. В 2010 году в ознаменование 400- й годовщины смерти Караваджо почтовые службы Палау также напечатали марку, воспроизводящую Миланский стол.
В Европе Республика Сан-Марино создала в 2018 году коллекционную монету в 10 евро, которая занимает сцену ужина в Эммаусе.
Музей изобразительных искусств в Кане открывается в конце 2015 года пройдет выставка , посвященная сравнения двух таблиц: Опыт Караваджо вокруг Вечери в Эммаусе.
Рим 1595—1599
Этот период жизни, проведённый на вилле Мадама, оказался для Караваджо весьма плодотворным, кроме того, картины, созданные в это время почти все сохранились до наших дней.
На картине «Музыканты» (1595) в центре изображён Марио Миннити, а рядом художник разместил себя с рожком. Развернутую к зрителю партитуру прочитать невозможно. В образе Амура с виноградом некоторые исследователи усматривают эротический намёк на отношения с Миннити. Миннити изображён и на картине «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596, Лондон), проданной торговцу предметами искусства Валентино.
В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески, Грамматикой, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент — Федерико Цуккаро. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.
В 1596 году Караваджо создаёт первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами».
В «Лютнисте» (1596, Эрмитаж) партитуру прочитать оказалось несложно, это мадригал Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Кому адресовано это послание, неизвестно.
В 1597 году от кардинала дель Монте поступил заказ на роспись потолка его резиденции. Так появилась единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон».
Картины Караваджо становятся популярны, он пишет повторения: «Лютнист» (Метрополитен), «Гадалка» (Лувр).
«Отдых на пути в Египет» (1597)
Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты — новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). «Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба». Им написаны также «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).
Первый женский образ в творчестве Караваджо — «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), показывает способность художника на глубокую и поэтически прочувствованную трактовку образа. Картина была продана банкиру и покровителю искусств Винченцо Джустиньяни. За ней последовали «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598). «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1598) демонстрирует, что Караваджо в своём реализме не чуждается нарочито натуралистических эффектов.
В «Иоанне Крестителе» (1598) заметно влияние Микеланджело.
Караваджо стал знаменит. Он покидает виллу Мадама и перебирается в дом банкира и коллекционера Чириако Маттеи, купившего «Гадалку». Марио Миннити после ссоры с Караваджо женился и уехал на Сицилию.
Рим 1592—1594
В Риме Меризи заметил Пандольфо Пуччи, пригласил его в свой дом, обеспечил существование, поручив выполнять копии с церковных картин.
Борромео, познакомившийся с Караваджо в пору его римской жизни, описал его как «человека неотёсанного, с грубыми манерами, вечно облачённого в рубище и обитающего где придётся. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком». Борромео признавал, что в картинах художника ему не всё нравилось.
В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.
В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.
Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи.
Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593).
В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594).
После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно.
Вскоре он порывает с Чезари д’Арпино, бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика.
В 1593 заболел римской лихорадкой (одно из названий малярии), шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет.
Первые многофигурные картины созданы в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка» (Капитолийские музеи). Жорж де Латур впоследствии напишет свою «Гадалку» с идентичной композицией.
В этих работах он выступает как смелый новатор, бросивший вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Герой Караваджо — человек из уличной толпы, — римский мальчишка или юноша, наделённый грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щёголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью.
Осенью 1594 Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама, где он встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези.