Скульптура xix века в россии

Форма — античная, содержание — русское

Для получения Большой золотой медали скульптору в 18-м веке надо было изваять барельеф на сюжет из русской истории для прославления отечества. Поэт и драматург Александр Сумароков писал о необходимости изображения «истории своего отечества и лиц великих в оном людей». Например, в 1772 году следовало создать рельеф на сюжет «Изяслава Мстиславовича хотели убить любимые его воины не знавши», о том как Изяслав Мстиславович, внук Владимира Мономаха, ведя многочисленные войны, чуть не был убит в одном из сражений своими же воинами, не узнавшими его.


Щедрин Ф. Ф. Изяслава Мстиславовича хотели убить любимые его воины не знавши, 1772. (пресс-служба Петербургского манежа)

Большой золотой медалью был награждён Феодосий Щедрин.


Козловский М. И. Изяслав Мстиславович и воины, 1772. (пресс-служба Петербургского манежа)

Михаил Козловский, который уже соперничал с Щедриным в 1771 году в конкурсе на тему «Крещение Владимира», получил малую золотую медаль.


Матвеев А. Т. Надевающая чулок, 1912. (пресс-служба Петербургского манежа)

Александр Матвеев в период поисков путей развития русского искусства и обновления художественного языка стремился гармонично соединить в пластической форме классическую традицию и строгую конструктивность с ясностью и лаконизмом. Результатом его многолетней педагогической деятельности стало возникновение «ленинградской школы».

С 24 марта по 16 мая 2021 года в Петербургском манеже пройдёт выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева». В экспозиции — лучшие работы эпохи зарождения и расцвета русской классической скульптуры с середины 18-го до начала 20-го столетия.

Форма — античная, содержание — русское

Для получения Большой золотой медали скульптору в 18-м веке надо было изваять барельеф на сюжет из русской истории для прославления отечества. Поэт и драматург Александр Сумароков писал о необходимости изображения «истории своего отечества и лиц великих в оном людей».

Например, в 1772 году следовало создать рельеф на сюжет «Изяслава Мстиславовича хотели убить любимые его воины не знавши», о том как Изяслав Мстиславович, внук Владимира Мономаха, ведя многочисленные войны, чуть не был убит в одном из сражений своими же воинами, не узнавшими его.

Большой золотой медалью был награждён Феодосий Щедрин.

Михаил Козловский, который уже соперничал с Щедриным в 1771 году в конкурсе на тему «Крещение Владимира», получил малую золотую медаль.

Александр Матвеев в период поисков путей развития русского искусства и обновления художественного языка стремился гармонично соединить в пластической форме классическую традицию и строгую конструктивность с ясностью и лаконизмом. Результатом его многолетней педагогической деятельности стало возникновение «ленинградской школы».

С 20 марта по 16 мая 2021 года в Петербургском манеже пройдёт выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Ф. И. Шубина до А. Т. Матвеева». В экспозиции — лучшие работы эпохи зарождения и расцвета русской классической скульптуры с середины 18-го до начала 20-го столетия.

Андрей Тимофеевич Матвеев (1878—1960)

Традиции классического ваяния возрождал Андрей Тимофеевич Матвеев (1878—1960), ученик Трубецкого в
Московском училище. Он разработал минимум основных пластических тем в мотивах обнаженной фигуры. Наиболее полно
пластические принципы матвеевской скульптуры раскрываются в образах юношей и мальчиков («Сидящий мальчик», 1909,
«Спящие мальчики», 1907, «Юноша», 1911, и ряд статуй, предназначенных для одного из парковых ансамблей в Крыму).
Античные легкие изгибы фигур мальчиков у Матвеева сочетаются со специфической томностью поз и движений, напоминающих
полотна Борисова-Мусатова. Матвеев в своих работах воплотил современную жажду гармонии в совершенные художественные
формы.

Скульптор Е.А.Лансере

Новый этап развития анималистического жанра в русской скульптуре начинается в 70-80-е годы 19-го века. К этому времени относится творчество Е.А.Лансере (1848-1886 гг.).

В отличии от конных групп Аничкова моста, “представляющих собой апофеоз дрессировки и манежа”, по славам выдающегося художественного критика В.В.Стасова, Лансере создавал совсем иные образы. Он показал животное в иной обстановке.

Лошади в скульптурах Лансере

Скульптор изображал сцены из жизни черкесов, грузин, кабардинцев, киргизов. И как писал В.В.Стасов, “у него почти всегда спутником степняка является конь, надежный помощник, верный соучастник всех его предприятий. Но какой это конь!- полный характера, понятливости, смысла, чувства самостоятельности. Что значит жить на свободе, в поле и горах, среди табунов, пасущихся на воле! Как он непохож на несчастную лошадь городскую, не выходящую из-под узды и кнута, никогда не выбивающуюся из прямых, как палка, улиц и переулков, утратившую всякую волю и характер и только покорно пресмыкающуюся!”

Е.Лансере.Скачки с препятствиями.1882

Лансере изображал лошадей самых разнообразных пород: арабских, кабардинских, башкирских, казахских, донских.

Образному строю произведений скульптора созвучны строки А.С.Пушкина из “Кавказского пленника”:

Немало аналогий пластическим созданиям Лансере можно найти в литературе. когда всматриваешься в прекрасных кабардинских лошадей его скульптурных групп, вспоминается образ Карагеза у М.Ю.Лермонтова. Литературные ассоциации возникают не случайно, так как в произведениях Лансере детально разработана сюжетная линия, прекрасно передан национальный колорит, а главное- ярко и художественно убедительно воплощены сами образы.

Е.Лансере.Киргиз с беркутом.1876

Значение творчества Лансере

Этот скульптор в своих творениях достиг высокого совершенства в изображении лошадей. Небольшие композиции имели необыкновенный успех. И несколько российских фабрикантов приобрели права на изготовление форм. По праву Е.А.Лансере считают основателем кабинетной скульптурной пластики.

Тайные общества эпохи Александра 1

Тайные общества, действующие в России 19 века (1816-1825) интересны тем, что они, как правило, существовали недолго, но постоянно трансформировались в новые формы с новыми идеями и задачами. Лидеры обществ при этом не менялись

Обратите внимание на таблицу ниже, где видно, что фамилии лидеров остаются неизменными. Меняются только названия

Тайные общества и общественные движения при Александре 1
Название общества Даты существования Лидеры Основной документ
Союз спасения 1816-1818 Муравьев А.Н. Численность — 30 человек.
Союз благоденствия 1818-1821 Муравьев А.Н., Пестель П.И., Пущин И.И., Трубецкой С.П. Всего 200 человек. «Зеленая книга»
Южное тайное общество (ЮТО) 1821-1825 Давыдов В.Л., Муравьев-Апостол С.И., Волконский С.Г., Бестужев-Рюмин М.П., Пестель П.И. «Русская правда»
Северное тайное общество (СТО) 1822-1825 Муравьев Н.М., Пущин И.И., Трубецкой С.П., Лунин М.С., Оболенский Е.П., Тургенев Н.И. «Конституция»

Союз спасения

«Союз спасения» — первое крупное тайное общество в России эпохи Александра 1. Он был небольшим по численности и состоял из 30 человек, а лидером был Муравьев Андрей Николаевич (1806-1874). Другое название данной организации — Общество истинных и верных сынов Отечества. Тайная организация существовала 2 года, после чего распалась. У этого общества было 2 главные задачи:

  1. Отмена крепостничества и наделение землей крестьян. Разногласий не было.
  2. Ограничение самодержавия. Были разногласия по принципам ограничения: Конституция или полное свержение.

Достижение поставленных целей требовало массовости. Союз спасения состоял всего из 30 человек, поэтому в 1818 году он  прекратил существование, модернизировавшись в более массовую форму.

Союз благоденствия

Тайная организация «Союз благоденствия» стало ответом на изменение позиции властей. Союз начал работу в 1818 году на базе Союза спасения. В новой формации общество состояло из 200 представителей, костяк которых составляли все те же Муравьев, Пестель, Пущин и другие . Был создан Устав союза, который назвали «Зеленая книга»

Важно отметить массовость — если до 1818 года общества работали только в столице, то Союз благоденствия работал в 4 городах империи: Петербург, Москва, Тульчина и Кишинев

Эта организация отказывалась от идей государственного переворота и любого ограничения монархии. Главная задача была в распространении своих идей в массы. Это достигалось за счет издания журналов и газет, создания «просветительных» обществ, открытия частных школ и так далее. За счет этого лидеры движения хотели направить Россию на путь реформ.

Союз был ликвидирован в связи с разногласиям лидеров о дальнейшем развитии, поскольку император окончательно отказался от проведения реформ. Поэтому текущая деятельность дальше была невозможна. Вторая причина распада Союза намного серьезнее — в Испании, Португалии и Италии в 1820 году начались революции, которые привели к государственным переворотам, в результате которого эти страны приняли довольно либеральную Конституцию. Это заставило общественные организации России вновь задуматься о свержении или об ограничении монархии.

Северное и Южное общества декабристов

В 1821 году в общественных организация случился перелом, в результате которого было образовано 2 новые организации, с разными целями и задачами:

  • Южное тайное общество (1821-1825). Начало функционировать в городке Тульчине. В этом городе квартировалась украинская армия. ЮТО работало в основном на территории Украины. Они создали устав — «Русская правда». Автором его выступил Пестель. Главная цель общества — свержение самодержавия и создание Республики или Федерации.
  • Северное тайное общество (1822-1825). Было основано в Петербурге. Основные идеи были изложены в «Конституции», автором которой был Муравьев. СТО придерживалось более мягких взглядов, желая не свергнуть власть монарха, а ограничить ее, введением конституционной монархии.

Дальнейшее правление Александра I и образование Священного Союза

Император Александр I

Несмотря на либеральные, романтические наклонности своей юности, позднее в своем правлении взгляды Александра I неуклонно становились все более консервативными, изолированными от повседневных государственных дел. Император становился всё более религиозным.

Александр I отстаивал идею свободной конфедерации европейских государств, названной Священным Союзом (Россия, Пруссия и Австрия). Этот союз выступал против политики диктатуры каких-либо европейских держав, не допускал революций в Европе. Тем не менее, многие европейские государства, в частности Англия, считали, что за благими целями и намерениями Священного союза на самом деле скрываются имперские амбиции. На подобные выпады император Александр отвечал следующим образом:

Но между государствами-создателями альянса росли противоречия и в конце 1820-х годов союз начал распадаться. Большие надежды о мирном господстве над Европой, которые император когда-то возлагал на Россию, были разбиты из-за отсталости российского государства.

Во время отдыха на Черном море в 1825 году Александр заболел тифом и умер в возрасте 47 лет. Тем не менее, в то время была распространена легенда о том, что Александр I жив и просто инсценировал собственную смерть. Более того, некоторые говорили, что российский император стал монахом и скитался по Сибири в течение многих лет, что, естественно, является крайне маловероятным.

Ровно через 25 лет после войны с Наполеоном в 1837 году была построена и открыта первая в России железная дорога. Она соединила столицу империи Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском.

Появление светской скульптуры в России

Скульптурные памятники существовали на Руси задолго до царя-реформатора Петра I, но все они имели отношение к религиозному искусству. Это были великолепные образцы деревянных фигур святых и декоративные рельефы на фасадах церквей. А светскую скульптуру можно назвать ровесницей Санкт-Петербурга, потому что когда Пётр стал строить новый город, она ему понадобилась для возвеличивания триумфов Северной войны, для украшения дворцов, зданий и даже кораблей.

Он пригласил иностранных мастеров, в совершенстве владевшими искусством ваяния, и среди них — Карло Растрелли, Андреас Шлютер, Конрад Оснер и Никола Пино. Некоторые скульптурные произведения Пётр I для Северной Венеции закупал. Так, например, в Италии были приобретены статуи для украшения Летнего сада.

Появление светской скульптуры в России

Скульптурные памятники существовали на Руси задолго до царя-реформатора Петра I, но все они имели отношение к религиозному искусству. Это были великолепные образцы деревянных фигур святых и декоративные рельефы на фасадах церквей. А светскую скульптуру можно назвать ровесницей Санкт-Петербурга, потому что когда Пётр стал строить новый город, она ему понадобилась для возвеличивания триумфов Северной войны, для украшения дворцов, зданий и даже кораблей. Он пригласил иностранных мастеров, в совершенстве владевшими искусством ваяния, и среди них — Карло Растрелли, Андреас Шлютер, Конрад Оснер и Никола Пино. Некоторые скульптурные произведения Пётр I для Северной Венеции закупал. Так, например, в Италии были приобретены статуи для украшения Летнего сада.

Сергей Тимофеевич Коненков** (1874—1971)

Особенным богатством и разнообразием стилистических и жанровых форм отличается скульптурное творчество Сергея
Тимофеевича Коненкова (1874—1971).

Коненков в своем творческом развитии минует стадию импрессионизма. Его ранняя работа «Самсон, разрывающий узы» (1902)
навеяна титаническими образами Микеланджело. Силы Самсона предельно напряжены, он победит или погибнет, так
скульптор передал знамение предреволюционного времени. Позднее он прямо, без аллегорий, обращается к революционным
образам. «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин» (1906) — это олицетворение несокрушимой воли, закаленной в огне
классовых битв.

После поездки в Грецию в 1912 г., подобно В. Серову, он увлекается древней архаикой. Образы языческой греческой
мифологии переплетаются с образами древнеславянской мифологии. Абрамцевские идеи фольклорности воплотились в таких
работах, как «Великосил», «Стрибог», «Старичек» и др. «Нищая братия» (1917) воспринималась как уходящая в прошлое
Россия. Вырезанные из дерева фигуры двух нищих горемычных странников, сгорбленных, корявых, закутанных в лохмотья,
одновременно реалистичны и фантастичны.

Особенности культурного развития в первой половине XIX века

В начале XIX века в русской культуре наблюдается не просто подъём, а активное сближение её с культурой запада, растёт национальное самосознание, возникают различные оппозиционные течения в обществе. Это время появления литературных кружков, увеличения количества учебных заведений, период значительных научных открытий, появления величайших художников, архитекторов и скульпторов.

Архитектура и скульптура — основные стили и направления

В архитектуре преобладает поздний классицизм. Особенность его — масштабность, грандиозность и чёткость. Прежде всего, это проявилось в строительстве некоторых зданий в Петербурге, отличающихся единством и гармонией. Над их созданием трудятся такие архитекторы, как:

  • Захаров А. Д.;
  • Т. де Томон;
  • Воронихин А. Н.;
  • Монферран А. А.;
  • Росси К. И.

После пожара 1812 г. в Москве также начинаются строительные работы. Классицизм преобладает и здесь. Главные здания города строятся под руководством:

  • Бове О. И.;
  • Жилярди Д. И.

В 30-е гг. на смену классицизму в архитектуре постепенно приходит русско-византийский стиль. Тон К.А. возводит Большой Кремлёвский дворец и Оружейную палату. В 1839 г. закладывают фундамент храма Христа Спасителя.

В провинции трудятся не менее известные архитекторы: Попов Я. Н. Стасов В. П. (Никольский казачий собор в Омске), Мельников А. И. (ансамбль Приморского бульвара в Одессе).

В конце XVIII – начале XIX вв. активно начинает развиваться скульптура. В Москве появляется памятник Минину и Пожарскому, созданный И. П. Мартосом. На Дворцовой площади возводят колонну, высотой в 47 метров, в честь Александра I и победы над французами. В Петербурге появляются памятники Кутузову и Барклаю де Толли авторства Б. И. Орловского. На Аничковом мосту устанавливают четыре конные скульптуры и статую Николая I, также на коне, П. К. Клодта. Ф. П. Толстой создаёт серию медалей и барельефов.

Причины зарождения тайных обществ

Отправной точкой в деятельности тайных организаций Российской Империи при императоре Александре 1 стала война с наполеоновской Францией 1812 года. Именно после нее началось формирование общественных организаций. Причины их появления:

Поход армии на Запад, на Париж. Русская армия гнала Наполеона до Франции. за это время многие офицеры успели увидеть мир без крепостного права. Эти же офицеры не увидели главного — западный мир без крепостного права строился на колониях. Благосостояние стран росло только из-за колоний.
Элита Российской Империи выступала против Александра 1, прямо и косвенно поддерживая тайные общества. Причины негативного отношения к императору: Тильзитский мир и сближение с Наполеоном, а также отказ от либеральных реформ.
Развитие общественной идеологии прогресса. В России активно продвигались идеи демократического развития страны, с частичным или полным отказом от монархии.
Нерешительность правительства в реформах

Александр 1 после 1812 года окончательно ушел от идей либерализма, проводя реформы консервативно и очень осторожно. Поэтому были недовольные, которые полагали, что изменения должны быть более быстрые и более массовые

Примечательно, что в целом цели тайных организаций (на начальном этапе) и правительства совпадали.

Это 4 главные причины зарождения тайных обществ в Российской Империи. Ключевой момент здесь следующий (об этом как правило не пишут в учебниках) — активный подъем этих движений начался с новой волной либерализма, которая обрушилась на Россию после событий 1812 года. Это была вторая волна, а первая пришлась еще на правление Екатерины Второй.

Культура России во второй половине XIX века

Вторая половина XIX в. – это период реформ, отразившийся, прежде всего, в искусстве, но проявилось более всего в живописи.

Так, в 1863, когда Академия художеств объявила очередной конкурс на получение Большой золотой медали, все выдающиеся художники отказались в нём участвовать, поскольку не желали больше писать исключительно в духе классицизма. Они вышли из Академии и организовали Артель художников, возглавил которую Крамский И. Н.

Авторитет Академии пошатнулся, первое место среди популярных учебных заведений заняло Училище живописи, ваяния и зодчества. Его выпускниками стали такие известные художники, как:

  • Саврасов А. К.;
  • Перов В. Г.;
  • Шишкин И. И.

Все они творили в духе реализма. Это уже не только портрет, но также пейзаж (Шишкин) и сцены баталий. Художники-реалисты стремятся максимально точно передать на холсте действительность – события, чувства. Ярче всего это проявляется в полотнах Верещагина. В 70–80-её гг. появляются первые полотна Репина и Сурикова, Левитана.

В отличие от живописи, скульптура переживает упадок. Это связанно с наметившимся в 50–60-её гг. упадком в архитектуре. Развивается исключительно станковая скульптура. Ряды выдающихся скульпторов пополняют:

  • Антокольский М. М.;
  • Микешин М. О.;
  • Опекушин А. М.

В рассматриваемый период в архитектуре преобладает эклектизм – смешивание стилей. Ансамблевое строительство уходит в прошлое, на первый план выдвигается польза, низкая стоимость постройки и её качество. Владельцы только что приобретённых участков более не следят за тем, чтобы выстроенное на них здание по стилю совпадало с окружающими постройками. Востребованы в это время строения общественного назначения – вокзалы, торговые помещения, многоквартирные дома. Возникают новые технологии и материалы. В 60-е гг. основной архитектурный стиль – «ретроспективное стилизаторство», подразумевавшее копирование стилей прошлого. Выдающимися архитекторами считаются:

  • Штакеншнейдер А. И.;
  • Быковский К. М.

В 70-е гг. начинается выработка собственного русского стиля (Исторический музей, Верхние торговые ряды, Московская Городская дума), который в конце века сменяется модерном.

В XIX в., вдохновлённые сначала победой русского оружия, а затем и реформами, художники, скульпторы и архитекторы стремились к созданию или внедрению новых стилей и направлений. Классицизм сменяется реализмом и романтизмом, в архитектуре появляются русский стиль, а затем и модерн, завершивший золотой век русской культуры.

Реакция императора

Тайные общественные движения России эпохи Александра 1 долгое время существовали без сопротивления со стороны власти. При этом Император активно развивал тайную полицию, поэтому информация о деятельности Обществ Александр 1 имел. Однако, до 1822 года власть никак не реагировала на эти организации. Почему? Дело в том, что «Союз спасения» был незначительным по численности, а «Союз благоденствия» не ставил задачей, угрожающих власти. Все изменилось когда были образованы 2 независимых общества с единой целью — деятельность против императора. Именно поэтому в 1822 года Александр 1 издает Указ, запрещающий деятельность любых тайных организаций, в том числе и масонских лож. С 1823 года начинается преследование участников обществ, но полиция действовала неохотно.

Уже в 1825 году, когда император узнал о готовящемся заговоре и, что в него вовлечена армия, начались массовые аресты. Это не помешало тайным общества провести восстание в центре Петербурга, на Сенатской площади. Главная причина возможности выступления декабристов была в том, что их лидера Пестеля, Александр 1 не арестовал. Это было сделано через 3 дня после смерти правителя.

Первые русские скульпторы

Рождение русской скульптуры связано с основанием в Санкт-Петербурге Академии трёх знатнейших художеств, замысел создания которой восходил к реформам Петра, но был осуществлён только его дочерью Елизаветой Петровной в 1757 году. Первым президентом академии стал Иван Иванович Шувалов, один из самых просвещённых людей своего времени, покровитель, друг и соратник Михаила Ломоносова. Иван Шувалов также был основателем и куратором Московского университета, где в 1758 году для обучения «знатнейшим художествам» отобрали шестнадцать наиболее способных юношей и привезли их в Петербург, где было набрано ещё 20 человек, в основном из «солдатских детей».

Академия делилась на живописный, скульптурный, архитектурный и гравировальный классы. Педагогическая система была строго регламентирована и, в соответствии с принципами классицизма, ориентирована на изучение и творческое переосмысление античных эстетических норм.

Корни и источники русской скульптуры

В академии преподавали иностранные художники. Скульптурный класс в 1758—1778 гг. возглавлял Николя Франсуа Жилле (1712−1791) — известный французский ваятель, мастер портрета и декоративной пластики. В России раскрылся его педагогический талант — почти все русские скульпторы того времени были его учениками.


Шубин Ф. И. Портрет М. В. Ломоносова, 1793. (пресс-служба Петербургского манежа)

Первым и самым старшим учеником французского мастера стал Федот Шубин. Сын поморского крестьянина, он во многом (в том числе и в буквальном смысле) повторил путь своего великого земляка Михаила Ломоносова, по протекции которого и оказался в Академии художеств. Он, а также Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Фёдор Гордеев и Иван Прокофьев принадлежат к первому «шуваловскому» поколению учеников академии.

Русская скульптура вне сомнения находилась под влиянием в первую очередь искусства Италии и Франции. Отчасти это было связано с тем, что именно в эти страны в пенсионерские поездки направлялись выпускники, заслужившие Большую золотую медаль за своё дипломное произведение.

Изобразительное искусство

В русской живописи начала XIX в. преобладают реализм и романтизм, но официально творили все же в духе классицизма, поскольку существовавшая в то время Академия художеств была крайне закрытым и консервативным заведением. От художников требовали придерживаться канонов классицизма, поощрялось написание картин в основном на библейские или мифологические сюжеты. Молодые художники следовать указаниям не желали, поэтому в это время всё чаще появляются портреты. К примеру, Кипренский О. А. пишет портрет молодого, находящегося в пике своей славы Пушкина. Этот портрет является ярким примером романтического направления в живописи.

Реализм проявляется в картинах Тропинина В. А. «Кружевница», «Портрет сына». Пушкин у Тропинина умудрён жизненным опытом и не очень счастлив, именно к этим выводам можно прийти, внимательно изучая созданную художником картину.

Выдающимся художником своего времени становится К. Брюллов. В его картине «Последний день Помпеи» отражено ожидание перемен, которые должны наступить вместе с новым веком. Брюллову вторит Иванов А.А. Его «Явление Христа народу» также пронизано ожиданием.

Помимо портретов создаются картины на бытовую тему – «бытовой сюжет». Пишутся настоящие живописные шедевры «На пашне», «Утро помещицы», «Захарка» Венецианова А.Г. и «Сватовство майора», «Свежий кавалер» Федотова П.А.

Начало и первая половина XIX в. – время, когда на смену старым течениям и сюжетам приходят новые. Классицизм ещё преобладает в архитектуре, но живопись становится более романтичной, а иногда и реалистичной. Художники больше не желают писать нечто им неведомое, древнее, они готовы показать мир, который находится вокруг них – простых людей, различные бытовые ситуации, от обычного завтрака помещика, до покоса.

Заключение

19-й век был расцветом анималистического жанра в русской скульптуре. Образ лошади занимал особое достойное место. Талантливые скульпторы- анималисты создавали замечательные работы.

В этой статье мы затронули творчество наиболее значительных, на наш взгляд, мастеров и их творения.

Бесспорно, достижения замечательных мастеров скульптуры Фальконе, Клодта, Лансере и Трубецкого прославляют русское искусство и его скульптурную школу. Каждый из мастеров, создавал ли он монументальную или станковую скульптуру, стремился к обогащению и обновлению пластических способов выражения образа. Лучшие из созданных ими произведений можно смело причислить к шедеврам не только русского, но и мирового искусства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector