Украинская хата, Илья Ефимович Репин — описание картины

Примечания

  1. 1234 Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство, 1980. — С. 248—249. — 448 с.
  2. [www.virtualrm.spb.ru/ru/node/2589 Репин И. Е. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888] (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Проверено 7 июля 2020.
  3. [www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4276 Репин Илья Ефимович — Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных, 1888] (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 7 июля 2015.
  4. 12345Г. В. Ельшевская. Илья Репин.. — Москва: Слово, 1996. — С. 67—69. — 96 с. — ISBN 5-85050-131-2.
  5. 12 Государственный Русский музей — Из истории музея / И. Н. Карасик, Е. Н. Петрова. — Москва: ГРМ, 1995. — С. 23. — 309 с.
  6. 12 [www.rusmuseum.ru/museum/history/history_sozd/ История создания музея] (HTML). Государственный Русский музей — www.rusmuseum.ru. Проверено 8 июля 2020.
  7. 12 [tass.ru/info/1929856 Государственный Русский музей: 120-летие со дня основания] (HTML). ТАСС — tass.ru (25 апреля 2015). Проверено 8 июля 2020.
  8. 123456О. А. Лясковская. [www.tphv-history.ru/books/lyaskovskaya-repin10.html Илья Ефимович Репин]. — Москва: Искусство, 1982. — 480 с.
  9. 1234Е. Н. Евстратова. [books.google.com/books?id=65fp7XUJ2f0C&pg=PA84 Репин]. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2008. — С. 84—85. — 127 с. — ISBN 978-5-37300-683-5.
  10. 12Д. И. Яворницкий. [ilyarepin.ru/memori262 Диалог с Репиным] (HTML). ilyarepin.ru. Проверено 8 июля 2020.
  11. 123В. Н. Москвинов. [ilyarepin.ru/memori195/ По репинским местам Харьковщины] // В книге «Репин» (издание Института истории искусств АН СССР, том 2, 470 с.). — Москва—Ленинград, 1949. — С. 393–428.
  12. Г. Ю. Стернин. Два века: очерки русской художественной культуры.. — Москва: Галарт, 2007. — С. 349. — 381 с. — ISBN 9785269010526.
  13. 123Н. С. Лесков. [az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_1420.shtml Собрание сочинений в 11 томах]. — Москва: ГИХЛ, 1958. — Т. 11: Письма (1881—1895).
  14. [www.virtualrm.spb.ru/rmtour/zal-34-1.html Михайловский дворец, зал 34] (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Проверено 8 июля 2020.
  15. 12 [www.nikola-ygodnik.narod.ru/Raznoe_102.html Святитель Николай Чудотворец] / Андрей Вознесенский, Фёдор Гусев. — Москва: Издание Сретенского монастыря, 2005. — 664 с.
  16. 12И. И. Ясинский. [www.lib.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=5kIh9AkeEE4%3D&tabid=10825 Роман моей жизни. Книга воспоминаний]. — Москва—Ленинград: Государственное издательство, 1926. — 360 с.
  17. А. В. Жиркевич. [ilyarepin.ru/memori11/ Встречи с Репиным] (HTML). ilyarepin.ru. Проверено 10 июля 2020.
  18. 12 [www.kmrm.com.ua/rus/muzey/istorija_muzeja/18 Семья Терещенко] (HTML). www.kmrm.com.ua. Проверено 9 июля 2020. [www.webcitation.org/6BlOlgCsY Архивировано из первоисточника 29 октября 2012].
  19. В. Н. Москвинов. [www.tphv-history.ru/books/repin-v-moskve15.html Репин в Москве]. — Москва: Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1955. — 112 с.
  20. [www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=11522 Репин Илья Ефимович — Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных, 1890] (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 8 июля 2015.
  21. Ольга Вовк. [dspace.univer.kharkov.ua/bitstream/123456789/7987/2/vovk.pdf Роль Верхо-Харківського Миколаївського жіночого монастиря у творчій біографії І. Ю. Рєпіна] (укр.) (PDF).Актуальні проблеми всесвітньої та вітчизняної історії, 2011, Вып. 14, с.190—197 . Харьковский государственный университет — univer.kharkov.ua. Проверено 10 июля 2020.
  22. 12Лев Толстой. [tolstoy.ru/online/90/64/ Полное собрание сочинений.]. — Москва: ГИХЛ, 1953. — Т. 64: Письма (1887—1889). — С. 248—249.
  23. А. Н. Бенуа. История русской живописи в XIX веке. — Москва: Республика, 1995. — С. 272. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2.
  24. Б. В. Асафьев. Русская живопись. Мысли и думы.. — Москва—Ленинград: Искусство, 1966.
  25. Новое о Репине. Статьи и письма художника, воспоминания учеников и друзей, публикации. / И. А. Бродский, В. Н. Москвинов. — Ленинград: Художник РСФСР, 1969. — С. 168.

Части дома

Также под словом хата часто подразумевается не только сам дом, но и его части: передняя хата и задняя хата. Под передней хатой понимается половина дома, окна которой выходят на улицу. Отделение передней хаты от задней, как правило, производится русской печью (или, как вариант, более простой по конструкции украинской грубой), стоящей в середине дома, и стенной перегородкой, выполняемой, как правило, путём обмазывания глиной деревянного или плетёного (типа «плетень») каркаса. Задняя хата — половина дома, окна которой выходят во двор. Сени (наружняя дверь), как правило, примыкают к задней хате. Завал печи также, как правило, осуществляется со стороны задней хаты. Таким образом, передняя хата осуществляет роль более «чистой», парадной комнаты, предназначенной для отдыха, встречи гостей, размещения икон и тому подобное. В этом смысле её значение эквивалентно значению светлицы (в избе) и горницы в тереме. Задняя хата несет на себе большую хозяйственную нагрузку: в ней готовится еда (так как «операционная» сторона печи находится в ней, осуществляется топка печи, хранится посуда и съестные припасы; при необходимости в сильные морозы могут отогревать молодняк скота и тому подобное). Иногда часть задней хаты (один из углов), примыкающей к печи, дополнительно отгораживают от пространства задней хаты, таким образом, получается что-то вроде кухни.

Деревенская тема

Очень быстро Репин ушёл от «академических» тем, отдав предпочтение современной ему русской действительности. Этот выбор художника не был случайным; его продиктовало само его происхождение, опыт жизни, среда, в которой он получал художественные и мировоззренческие уроки. О своей увлечённости Россией, её прошлым и настоящим Репин говорил уже в молодости, а три года европейских странствий обернулись для художника сущей пыткой (он вернулся на родину раньше срока). Вернувшись в 1876 году из длительной зарубежной поездки, Репин принялся с удовольствием писать деревенскую жизнь. Многое тут было и от воспоминаний о собственном детстве. Среди «сельских» работ художника есть жанровые сцены, индивидуальные («Домаха») и групповые («Праздничный вечер в деревне») портреты. Поставив кульминационную точку в этом ряду своим знаменитым «Крестным ходом в Курской губернии», Репин обратился к историческим и «политическим» сюжетам. И.Н. Крамской однажды сказал: «Я знаю многих художников, которые пишут, и порой очень хорошо пишут, сельскую жизнь, но ни один из них не может сравниться по мастерству с Репиным».

Такая исключительная привязанность к русской теме была одной из отличительных черт русского реализма, утвердившегося в отечественном искусстве во второй половине XIX века. Основной соей задачей тогда оно видело правдивое изображение действительности во всём многообразии её проявлений и утверждение нравственного взгляда на жизнь как залога оздоровления общества.

Репин оставался серьёзным и ищущим художником, однако слишком уж энергичных философских исканий он сторонился и был всегда верен одной лишь идее — принести своим трудом пользу России. Этот путь оказался для него мучительным и радостным. В 1899 Репин писал Владимиру Стасову: «Я всё так же, как с самой юности, — люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство я люблю больше, чем всякое счастье и радости жизни нашей… Оно всегда и везде, в моей голове, в моём сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни».

Бланка Альварез (Blanca María Alvarez Sanchez)

Техника исполнения картин этого испанского художника удивляет и поражает. Его пейзажи созданы таким образом, что, когда смотришь на них, складывается такое впечатление, что на холст просто разлили разноцветную воду и краски сами поплыли по нему, создавая невероятный рисунок. Кажется, что автор совсем не напрягался, а как здорово получается, как ему это удается? Я бы приобрела себе такой шедевр, а вы?

На этом наша экскурсия по пейзажам мировых талантливых художников подходит к концу. Хотя мы рассказали вам не о всех гениях изобразительного искусства нашей огромной планеты, но попытались вместить все самое красивое, интересное и необычное. И, если вам покажется, что все они одинаковые, приглядитесь получше, на самом деле это не так, каждая картина индивидуальна, ведь автор рисовал ее не кистью, а душой!

Мазанка – украинская хата

Украинская хата – это чаще всего именно мазанка. Такой тип жилища представлен на всей территории Украины, а также в южных областях России. И связано это опять же с природными условиями. Ведь, чтобы построить русскую избу нужно много брёвен и других материалов из дерева.

В южных, причерноморских степях, с лесом всегда было как то не очень богато. Поэтому местные жители приспособились строить свои дома используя минимум дерева. Стены украинской мазанки возводили из сплетённых веток, кирпича – сырца, или в лучшем случае, из половинок бревна.

Затем всё это обмазывалось (отсюда и название – мазанка) глиной, или смесью глины с соломой, навозом или другим наполнителем. И в заключение строительства стены белились известью или, что чаще – мелом. И то и другое было белого цвета, поэтому стены и снаружи и внутри были белыми.

Белели мазаные хаты украинского села

Эти белые хаты мазанки всегда были настоящими символами Украины. Их изображения и сегодня используют в предвыборных рекламных кампаниях. Их изображения буквально не сходят с агитационных плакатов.

Эти белые стены так контрастируют с окружающим миром, что производят неизгладимое впечатление на творческие натуры. У многих известных художников, причём не только украинских, есть картины с изображением украинской хаты мазанки.

Одним из них был Илья Ефимович Репин. В 1901 году он написал картину “Украинская хата”. На ней он изобразил типичную украинскую хату и двор. Белые стены с маленькими оконцами и жёлтая крыша – вот она украинский сельский дом.

Архип Иванович Куинджи в 1878 году написал картину “Вечер на Украине”. Картина написана в своеобразной манере, отличающей этого великого художника. На ней светлыми пятнами выступают беленые стены мазанок.

А вот на картине Маковского В.Е. “Украинский пейзаж с хатами”, написанной в 1901 году предстаёт картина украинской природы. И спускаясь к реке по косогору, выстроились в ряд украинские хаты с белыми стенами и жёлтыми соломенными крышами.

Рисунки и гравюры

Репин был превосходным рисовальщиком и свободно работал в различных техниках (перо, карандаш, уголь, мел, кисть), часто сочетая их при создании одного рисунка. Так, например, три этюда к картине «Л.Н. Толстой босой» выполнены углём и мелом, а рисунок «Максим Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца» — карандашом и пастелью. Репину принадлежит целый ряд прекрасных акварелей и гравюр. Его рисунки разнообразны. Среди них встречаются как беглые наброски, так и тщательно проработанные произведения — как, например, «Санкт-Петербург: Невский проспект». Успешно выступал Репин и в качестве книжного иллюстратора.

Писал Репин медленно, тщательно, делая для каждой большой картины массу предварительных этюдов и набросков, и поэтому работа над некоторыми полотнами растягивалась у него на годы. Чего стоит только десяток лет (даже больше!), отданный знаменитым «Запорожцам». Репину долго казалось, что картине чего-то не хватает, и он снова ехал на Украину в поисках каких-то упущенных, по его мнению, исторических деталей. Иногда впадал при этом в форменное отчаяние. В 1890 году он жаловался в одном из писем: «Я вынужден слишком многое приносить в жертву, чтобы добиться общей гармонии… Я не вижу конца этой работе, она совсем не движется. На какое-то время я вообще решил прекратить писать эту картину».

Подобная тщательность (кстати, снова сближающая художника с Ивановым), происходившая от особенностей характера и очарованности самой темой, вполне могла иссушить первоначальный замысел, однако Репину каким-то чудом удавалось избежать этой опасности; все его герои живут живой жизнью, репинская кисть остаётся мощной, виртуозной и неповторимой, а свежесть его полотен как бы напрочь исключает какие-то невероятные усилия. Эта обманчивая легкость дорогого стоит. И вместе с тем воздействие живописи Репина на тогдашнюю интеллигенцию было грандиозно. М. Мусоргский называл её «грозным оружием».

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Роспись украинской хаты

Иногда белизна стен украинской хаты кому нибудь надоедала и их превращали в настоящее произведение искусство. Причём орнамент на старых украинских хатах рисовался не просто так, а в соответствии с национальными традициями славян.

Посмотрите на эти расписные стены. Стиль украинской хаты ни с чем не спутаешь. А если заглянуть внутрь, то удивлению не будет предела. Там те же узоры, что и снаружи. Вышиванки и рушники, наволочки и скатерти – всё в узорах. Такие же можно ещё иногда увидеть и в русской глубинке. Корни то у них одни.

К сожалению, время властно над нами, и все сооружения подвержены разрушению. Да и прогресс не остановишь. Человек сегодня предпочитает жить в современных домах, в комфортных условиях. Украинская хата мазанка, как традиционное жилище южных славян, скоро останется только в музеях, оберегаемые его сотрудниками.

Прочтите:

  1. Шалаш в лесу пристанище уставшей душиВ наше время туристы имеют палатки, шатры и другие временные укрытия. Ну, а если человек оказался… Частная русская баня на своём участке Частная русская баня на своём приусадебном участке появляется сразу же после строительства…Традиционное жилище испанцев Галисии — пальясо Галисия, знакомое слово? Не очень. Это естественно. Потому, что это не государство, а одна из провинций…Минка – традиционный японский деревенский дом Современная Япония уже давно не та, что была ещё столетие назад. Стремительное развитие промышленности…

Сюжет и описание


Сюжет картины связан с одним из деяний святого Николая Чудотворца (примерные даты жизни — 270—345 годы нашей эры), которое он совершил в свою бытность епископом в Мире Ликийской (или Мирах Ликийских) — городе, расположенном в Ликии (ныне это место находится на территории турецкой провинции Анталья). Именно с названием этого города и связано известное прозвище святого Николая — «Мирликийский».

Будучи в отъезде, Николай Мирликийский узнал о том, что мирский градоначальник Евстафий осудил на казнь трёх невинных людей, подкупленный их недоброжелателями. Желая пресечь несправедливость, Николай спешно возвратился в Миры и достиг Диоскурова поля, где должна была совершиться казнь, как раз в тот момент, когда палач был уже готов приступить к исполнению приговора.

Византийский писатель X века Симеон Метафраст так описывал эту историю в «Жизни и деяниях Святого отца нашего Николая Чудотворца»:

Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осуждённых освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку…

Именно этот момент, когда Николай Чудотворец останавливает меч палача, занесённый над первым из осуждённых, и был изображён художником. На картине резко контрастируют непреклонность уверенного в своей правоте Николая Мирликийского, удивление палача, испуганно-льстивое выражение лица градоначальника («византийского царедворца»), а также фигуры и лица осуждённых, которые уже не верили в возможность своего спасения — «один покорный, другой недоумевающий и третий в порыве сумасшедшей надежды».

Хотя прообразом Николая Мирликийского, по-видимому, был Лев Толстой, с которым Репин в те годы много общался, лицо святого Николая было написано с поэта Аполлона Майкова. Палача Репин писал с художника Николая Кузнецова. Образ приговорённого к смерти, стоящего на коленях, был создан с писателя Иеронима Ясинского, а тщедушного молодого смертника, ожидающего своей очереди — с писателя-символиста Дмитрия Мережковского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector