Эль Греко биография
Эль Греко – великий испанский художник 16-17 в. Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос. Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как Микеланджело, Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле маньеризм.
Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.
О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего не известно. По некоторым сведениям ещё юношей он обучался искусству иконописи. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Его учителем называют Михаила Дамаскина.
В возрасте 26 лет, Эль Греко отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Тициана. Здесь на него большое влияние оказали работы итальянских маньеристов, но всё же, несмотря на это, он выработал свой, уникальный почерк и манеру рисования.
Славу художнику принесла картина “Погребение графа Оргаса” которая была написана в 1586 году. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В тот период он пользовался большой популярностью благодаря своему оригинальному стилю, который не зависел от других художников. Все картины он подписывал Доменико Греко. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.
Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года в Толедо, где прожил последние годы. Был похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.
Если вы попали в неприятную ситуацию и, к сожалению, у вас нет хорошего специалиста, что бы помочь вам, то к вашим услугам компания Автоюрист. Здесь опытные адвокаты по ДТП в Киеве, которые помогут вам разрешить любую ситуацию. Возмещение ущерба, работа со страховой компанией, возврат водительских прав и многое другое от специалистов с большим опытом работы.
Погребение графа Оргаса
Апостолы Пётр и Павел
Благовещение
Дама в мехах
Христос, несущий крест
Мальчик, раздувающий лучину
Мария Магдалина
Молитва святого Доминика
Поклонение пастухов
Снятие пятой печати
Святой Франциск в экстазе
Святой Иосиф с юным Христом
Святой Людовик король Франции
Для вашего предприятия или организации нужна обычная или уникальная спецодежда? Швейная фабрика Спецтекс-Плюс выполнит любое ваше требование. Производство спецодежды поставлено здесь на самый высокий и профессиональный уровень.
Святой Мартин и нищий
Святое семейство с Марией Магдалиной
Троица
Вид Толедо
Сравнение с Les Demoiselles d’Avignon
Les Demoiselles d’Avignon Пикассо (1907, холст, масло, 243,9 × 233,7 см. (96,02 × 92,01 дюйма), Нью-Йорк , Музей современного искусства )
Было высказано предположение, что открытие Пятой печати послужило источником вдохновения для ранних кубистских работ Пабло Пикассо , особенно Les Demoiselles d’Avignon , которые отражают экспрессионистскую угловатость картины. Когда Пикассо работал над «Авиньонскими девицами» , он посетил своего друга Сулоагу в его студии в Париже и изучил « Открытие пятой печати» Эль Греко . Связь между Les Demoiselles d’Avignon и открытием Пятой печати была выявлена в начале 1980-х годов, когда были проанализированы стилистические сходства и отношения между мотивами обоих произведений
Историк искусства Рон Джонсон первым обратил внимание на отношения между двумя картинами. По словам Джона Ричардсона , британского историка искусства, у Les Demoiselles d’Avignon «оказывается еще несколько ответов, когда мы понимаем, что картина обязана Эль Греко не меньше, чем Сезанну ».
Эфи Фундулаки настаивает на «активности треугольника Пикассо-Сезанн-Эль Греко, который находится в Les Demoiselles d’Avignon ». Фундулаки анализирует снятие пятой печати и заявляет, что одетая фигура в левой части картины и обнаженные фигуры справа демонстрируют противоречие между мирской и божественной любовью. По словам Рольфа Лессе, это могло быть первоначальным источником вдохновения для Пикассо, который на предварительном рисунке красавок изобразил студента-медика, держащего череп или книгу, и входящего в комнату, где есть моряк среди обнаженных женщин. Ричардсон, однако, предполагает, что Пикассо знал толкование Коссио относительно вскрытия пятой печати и основывал свою теорию на этом предположении.
Ричардсон и Фундулаки подчеркивают морфологические параллели между Открытием Пятой Печати и Les Demoiselles d’Avignon и исследуют отношения Пикассо, Сезанна и Эль Греко. Фундулаки утверждает, что существует сходство форм и что Пикассо изобретательно повторил игру с | V и перевернутыми треугольниками Эль Греко, что он уже начал в «Деревенских жителях» . Согласно Фундулаки, «диалог Пикассо с Эль Греко в « Авиньонских девицах » посредством Сезанна продолжается в кубизме ». Ричардсон рассматривает Апокалипсис в « Открытии пятой печати» Эль Греко как катализатор, который показал Пикассо, как использовать духовную энергию великого религиозного художника в своих демонических целях. По словам Ричардсона, Пикассо следовал этому апокалиптическому видению всю свою жизнь.
Первая печать — появление первого всадника апокалипсиса
Каждая печать не только приближает рассказчика и раскрытию загадочного свитка, но и раскрывает перед ним ужасающие события книги Откровения. Снятие первой печати приводит к появлению загадочного персонажа:
(Откр. 6:1–2)
Белый цвет ассоциируется с чем-то божественным. Да и сам персонаж описан довольно привлекательно. Многие толкователи поддерживают друг друга в том, что это Иисус Христос. Но в то же время, разве это может быть Он, если в то же самое время Мессия на небе занят снятием печати?
Филипп Якоб Лютербург младший, «Открытие второй печати». Картина изображает первого всадника апокалипсиса, а за ним появляется второй — его обычно отождествляют с войной. Фото: fermer.ru
Если подумать, то да. Ведь христианство чаще всего представляет Христа Богом или Сыном Божьим, но не человеком. Разве законы времени и пространства могут Его ограничить? Да и вообще Откровение Иоанна Богослова — книга символическая, правильно ли оценивать её факты рационально?
Но раз уж четыре всадника апокалипсиса упомянуты вместе, не логично ли, что все они — единой природы? Три последующие — явно опасные для человека явления. С чего бы всадника на белом коне считать чем-то хорошим? Его богоподобный облик может быть обманом, а потому немало толкователей считают этого всадника антихристом.
Признаки апокалипсиса и его 4 всадника
Изо 10 класс
«Искусство орнамента» — Построение орнаментов. Атомы. Орнаменты разных типов. Уравнения орнаментов. Линейные орнаменты. Плоские орнаменты. Искусство орнамента. Уравнения. Композиции. «Атлас» плоских орнаментов. Красная область. Узор. Линейный орнамент. Плоская фигура. Построения. Орнаменты.
««Мона Лиза» Леонардо да Винчи» — Жизнь Леонардо. Фреска «Тайная вечеря». Глаза. Биография. Пустынный пейзаж. Вопросы для самостоятельного исследования. Леда и лебедь. Говорящие жесты. Мотив узелка. Улыбка. Картина «Мона Лиза». Леонардо да Винчи. Трещины. Загадки Мона Лизы. Около 1483 г. Леонардо переезжает в Милан. Элегантные руки.
«Девочка с персиками» — серебряный нож. Вот, казалось бы, и все, что изобразил на своей картине Валентин Серов. на стене — фарфоровая тарелка, за окном сад в дни позднего лета. В Абрамцеве В. Серов написал один из самых молодых портретов в русской живописи. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и. «Девочка с персиками». Даже бант, как бабочка, кажется готов вот-вот улететь. Описание картины В.А.Серова «Девочка с персиками».
«Эль Греко» — Алтарные картины. Врата ада. Художник. Мученичество. Троица. Главный инквизитор. Общая характеристика. Образ города-мира. Средневековая легенда. Эль Греко. Поздний период. Доменико. Моление о чаше. Изображения апостолов. Музей Метрополитен. Кающаяся Магдалина. Христос. Заказы . Доменико Теотокопули. Портреты толедских современников. Картина «Снятие пятой печати». Биография. Испанский период. Итальянский период.
«Картины Шишкина» — Краткая биография. Зрелость. Утро в сосновом лесу. Галерея художника. Лес вечером. Рожь. Дубы в старом Петергофе. «На севере диком стоит одиноко…» по мотиву стихотворения М.Ю.Лермонтва. Шишкин Иван Иванович. Сосновый бор. Лесное кладбище. Раннее творчество. Дубки. Зима. Лесные дали. Корабельная роща. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие. Дубовая роща. Дубы.
«Картины Леонардо да Винчи» — Леда и лебедь. Традиции искусства раннего Возрождения. Мадонна с прялкой. Иоанн Креститель. Портрет Беатриче д’Эсте. Автопортрет Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Портрет музыканта. Мадонна Бенуа. Мадонна в гроте. Леонардо да Винчи. Благовещение. Мадонна в скалах. Прекрасная Ферроньера. Тайная вечеря. Святая Анна и Мария с младенцем Христом. Портрет Джиневры де Бенчи. Мадонна Литта. Дама с горностаем.
«Изо 10 класс»
Сравнение с Les Demoiselles d’Avignon [ править ]
Les Demoiselles d’Avignon Пикассо (1907, холст, масло, 243,9 × 233,7 см. (96,02 × 92,01 дюйма), Нью-Йорк , Музей современного искусства )
Было высказано предположение, что открытие Пятой печати послужило источником вдохновения для ранних кубистских работ Пабло Пикассо , особенно Les Demoiselles d’Avignon , которые отражают экспрессионистскую угловатость картины. Когда Пикассо работал над «Авиньонскими девицами» , он посетил своего друга Сулоагу в его студии в Париже и изучил « Открытие пятой печати» Эль Греко . Связь между Les Demoiselles d’Avignon и открытием Пятой печатибыла выявлена в начале 1980-х, когда были проанализированы стилистические сходства и взаимосвязь между мотивами обоих произведений. Историк искусства Рон Джонсон был первым, кто сосредоточился на отношениях между двумя картинами. По словам Джона Ричардсона , британского историка искусства, у Les Demoiselles d’Avignon «оказывается еще несколько ответов, когда мы понимаем, что картина обязана Эль Греко не меньше, чем Сезанну
Эфи Фундулаки настаивает на «деятельности треугольника Пикассо-Сезанн-Эль Греко, который находится в Les Demoiselles d’Avignon ». Фундулаки анализирует снятие пятой печати и заявляет, что одетая фигура в левой части картины и обнаженные фигуры справа демонстрируют противоречие между мирской и божественной любовью. По словам Рольфа Лессе, это могло быть оригинальным вдохновением для Пикассо, который на предварительном рисунке красавиц изобразил студента-медика, держащего череп или книгу, и входящего в комнату, где есть моряк среди обнаженных женщин. Ричардсон, однако, предполагает, что Пикассо знал интерпретацию Коссио относительно вскрытия пятой печати.и основал свою теорию на этом предположении.
Ричардсон и Фундулаки подчеркивают морфологические параллели между Открытием Пятой Печати и Авиньонскими девицами и исследуют отношения Пикассо, Сезанна и Эль Греко. Фундулаки утверждает, что существует сходство форм и что Пикассо изобретательно повторил игру с | V и перевернутыми треугольниками Эль Греко, что он уже начал в «Деревенских жителях» . Согласно Фундулаки, «диалог Пикассо с Эль Греко в « Авиньонских девицах » с помощью Сезанна продолжается в кубизме Ричардсон видит Апокалипсис в картине Эль Греко.Открытие Пятой печати как катализатора, который показал Пикассо, как использовать духовную энергию великого религиозного художника в своих демонических целях. По словам Ричардсона, Пикассо следовал этому апокалиптическому видению всю свою жизнь.
Детство и юность
О первых 25 годах жизни Доменико известно немногое. Он появился на свет приблизительно в 1541 году. Отцом будущего живописца Георгиос был сборщиком налогов, благодаря ему мальчик смог получить достойное образование. О его матери не известно ничего, кроме того, что она родилась в Греции.
Сын Теотокопули был любознательным, увлекался чтением. Позднее он начал общаться с известными учеными, собрал библиотеку из 130 книг. Художник владел испанским, итальянским и греческим языками, читал и говорил на латыни. Еще в школьном возрасте он начал рисовать.
Искусствоведы предполагают, что мастерству живописи Греко учился у иконописцев острова. В 1560 году он перебрался в Венецию, где стал учеником Тициана. Почти через десять лет художник переехал в Рим, чтобы изучать архитектуру. Там он увлекся маньеризмом, изучал работы Микеланджело, Тинторетто и Бассано.
Творческий путь
За несколько лет юноша успел научиться масляной живописи, в его картинах присутствовали черты венецианского колоризма. Примечательно, что он часто скептически высказывался в адрес других художников, хотя и был подвержен их влиянию. Свои полотна живописец подписывал полным именем, однако при встрече представлялся людям «Эль Греко» для удобства.
В Риме Доменико встретил Джулио Кловио. Люди искусства быстро подружились, новый приятель даже отправил запрос кардиналу Алессандро Фарнезе, чтобы тот позволил Греко остаться в городе. Правитель был восхищен работами художника, он предложил тому пожить при дворе.
В общей сложности Теотокопули провел в Риме 7 лет. В 1572 он стал членом Академии святого Луки, подружился с местными теологами. В том же году он открыл студию вместе с другими живописцами. Но у них не было заказов, картины не пользовались спросом. Из-за разногласий между коллегами студию пришлось закрыть.
Чуть позднее художник познакомился с испанцами, которые уговорили его переехать в Мадрид. Там он хотел получить работу при дворе короля Филиппа II, но эта затея не увенчалась успехом. Еще в 1573 он предоставил правителю эскиз полотна «Мученичество святого Маврикия», но тот не был впечатлен. Король передал заказ Ромуло Чинчинатто, отказавшись от услуг Эль Греко.
Архитектура и скульптура [ править ]
Эль Греко при жизни пользовался большим уважением как архитектор и скульптор. Он обычно проектировал полные алтарные композиции, работая как архитектор и скульптор, а также как художник, например, в больнице де ла Каридад. Там он украсил часовню госпиталя, но деревянный алтарь и выполненные им скульптуры, по всей видимости, погибли. Для Эсполио мастер спроектировал оригинальный алтарь из позолоченного дерева, который был разрушен, но его небольшая скульптурная группа Чуда Святого Ильдефонсо до сих пор сохранилась в нижней части рамы.
«Я не был бы рад увидеть красивую, стройную женщину, с какой бы точки зрения она ни выглядела, какой бы экстравагантной она ни была, не только потеряет свою красоту, чтобы, я бы сказал, увеличиться в размерах согласно закону зрения, но больше не кажутся красивыми, а становятся чудовищными ». |
Эль Греко (marginalia художника, начертанного в его копии перевода Витрувия Даниэле Барбаро) |
Его самым важным архитектурным достижением была церковь и монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо, для которых он также создавал скульптуры и картины. Эль Греко считается художником, который включил архитектуру в свои картины. Ему также приписывают архитектурные рамы к его собственным картинам в Толедо. Пачеко охарактеризовал его как «писателя живописи, скульптуры и архитектуры».
В маргиналиях Эль Греко , вписанной в его копии Даниэла Барбаро «s перевод из Витрувия » Де Architectura , он опроверг прикрепление Витрувия археологические остатки, канонические пропорции, перспективе и математику. Он также видел, как Витрувий искажает пропорции, чтобы компенсировать расстояние от глаза, как ответственный за создание чудовищных форм. Эль Греко был против самой идеи правил в архитектуре; он прежде всего верил в свободу изобретений и защищал новизну, разнообразие и сложность. Однако эти идеи были слишком экстремальными для архитектурных кругов его эпохи и не имели немедленного резонанса.
Право собственности [ править ]
После смерти Эль Греко в 1614 году работа перешла к его сыну Хорхе Мануэлю Теотокопули . В 19 — м веке, он принадлежал Антонио Кановас дель Кастильо , премьер — министр Испании . Недовольный состоянием полотна, он попытался восстановить его в 1880 году. При попытке реставрации было удалено не менее 175 сантиметров (68,9 дюйма) от верхней части холста, в результате чего Иоанн Евангелист категорически не указал ни на что.
После смерти Кановаса в 1897 году картина была продана за 1000 песет (200 долларов США) Игнасио Сулоаге , художнику, который сыграл важную роль в возрождении европейского интереса к Эль Греко. Картину можно увидеть на фоне его работы Mis amigos , представляющей нескольких известных представителей Поколения 98-го . Известно, что Сулоага показывал картину Пабло Пикассо и Райнеру Марии Рильке . Он заявил, что он обладает «дальновидностью», что сделало его «предшественником модернизма». В 1956 году музей Сулоага продал это произведение искусства Метрополитен-музею в Нью-Йорке , где оно выставлено сегодня.
История
Картина была написана для придела церкви Госпиталя Иоанна Крестителя рядом с Толедо. Она предположительно являлась частью триптиха, две другие части которого изображали «Благовещение» (ныне в Центральном госпитале, Мадрид) и «Крещение» (ныне в церкви Иоанна Крестителя, Толедо). В инвентории его мастерской, составленной в 1614 году после его смерти, картина фигурирует как «Святой Иоанн Евангелист видит тайны Апокалипсиса».
Сюжет
Сюжет картины, по предположению Коссио, взят из главы 6 «Откровения Иоанна Богослова» (), описывающей видения апостола Иоанна во время снятия Агнцем пятой печати.
Картина изображает момент открытия пятой печати, когда Иоанн узрел души мучеников, взывающих к Всевышнему о возмездии своим мучителям. На полотне доминирует экзальтированная фигура Иоанна, вздевающего руки к небесам; за ним видны терзающиеся обнажённые души, которым ангелы приносят одежды Спасения.
В верхней части предположительно находился алтарь и Агнец.
Утрата верхней части
Значительная часть верхней половины картины была отрезана. Вероятно, она имела сходство с другой работой Эль Греко «», написанной для той же церкви и так же отрезанной сверху. Считалось, что на обеих картинах в сохранившихся нижних половинах показана Любовь земная, а в утраченных верхних — Любовь небесная.
В XIX веке картина принадлежала премьер-министру Испании Антонио Кановасу дель Кастильо. Около 1880 года Кановас, не удовлетворённый плохим состоянием полотна, решил провести его реставрацию. «Реставраторы» отрезали как минимум 175 сантиметров верхней части, оставив апостола Иоанна в выразительной позе смотрящим в никуда. Возможно, именно эта несуразица в композиции заинтриговала более поздних зрителей и способствовала распространению славы картины в модернистских кругах.
Влияние
После смерти Кановаса в 1897 году картину приобрёл за 1000 песет художник Игнасио Сулоага, сыгравший важную роль в возрождении интереса к Эль Греко. Он изобразил «Снятие пятой печати» на фоне своей картины «Мои друзья» (Mis amigos) с портретами нескольких знаменитых участников Поколения 98 года. Известно, что Сулоага показывал картину Пикассо и Рильке. Он заявлял, что «Снятие пятой печати» обладает визионерской силой и является предтечей модернизма. В 1956 году музей Сулоага продал картину Метрополитен-музею в Нью-Йорке, где она и хранится по сей день.
Авиньонские девицы, Пикассо, 1907, Нью-Йоркский музей современного искусства
Предполагается, что «Снятие пятой печати» послужило источником вдохновения для ранних кубистских работ Пабло Пикассо и что особенно это отразилось в экспрессионистской угловатости «Авиньонских девиц», которых он написал после знакомства с картиной Эль Греко в студии Сулоаги. Стилистические сходства и взаимосвязь мотивов между картинами были выявлены в начале 1980-х годов искусствоведом Роном Джонсоном. По словам британского искусствоведа Джона Ричардсона: «Авиньонские девицы» говорят о себе немного больше, как только мы понимаем, что у Эль Греко они позаимствовали не меньше, чем у Сезанна». Взаимосвязь между картинами обосновывается, например, наличием одетой фигуры слева и обнажённых справа, что соответствует композиции «Снятия пятой печати» и может символизировать противопоставление земной и небесной любви, хотя по другой версии картина Пикассо является развитием первоначального эскиза, изображающего студента-медика с черепом или книгой в руках, заходящего в комнату с матросом, сидящим в окружении раздетых девиц. Морфологические параллели между картинами также обнаруживаются в экспериментах Пикассо с перевёрнутыми треугольными формами.
Согласно искусствоведу Эфи Фондулаки «начатый Пикассо диалог с Эль Греко через посредство Сезанна в итоге вылился в кубизм». Джон Ричардсон считает, что в апокалипсисе на картине Эль Греко Пикассо увидел способ впитать духовную энергию великого религиозного художника для решения собственных творческих задач — апокалиптическое видение, которому художник следовал всю свою жизнь.
В Откровении Иисус Христос в образе агнца снимает эти печати с книги
Автор откровения описывает некого агнца, то есть ягнёнка. Это не случайный и очень древний символ. Дело в том, что наши предки с особым почтением относились к крупным травоядным. Где-то это был пещерный медведь, но его истребили. Преимущественно почитания удостаивались крупные рогатые животные, о чём свидетельствует наскальная живопись и прочие признаки вроде первобытных алтарей.
В какой-то момент возникло представление о том, что почитаемых животных нужно убивать, приносить в жертву. Предки не оставили подсказок о том, для чего это делалось. Но их потомки по-своему интерпретировали обычай — и по всему миру распространился ритуал жертвоприношения таких животных.
Агнец изображает Христа, ибо животные издревле ассоциировались с Богом.
Ягнята и козлята — одни из самых распространённых жертвенных животных. Их часто убивали в качестве заместительной жертвы — то есть вместо себя, как самое близкое к Богу, священное животное. А, например, в древнем Ханаане идею о том, что животное близко к Богу, не признали. Там вместо себя приносили в жертву первенцев.
Так или иначе, но параллель Бога и рогатого животного сохранилась и по сей день. В христианстве мы можем найти её, скажем, в изображении креста между рогами. Иисус в облике ягнёнка — это отголосок древней символики. С одной стороны это подчёркивает божественную природу Мессии, а с другой иллюстрирует Его жертвенное положение, как Того, Кто пострадал за чужие грехи.
Последние годы
В 1577 г. живописец отправился в Толедо, где и прожил до конца своей жизни. Там его ждал успех, начавшийся со знакомства с деканом собора Диего де Кастилья. Священнослужитель попросил Теотокопули расписать алтарь. Эта работа принесла ему известность среди дворян.
Эль Греко не смог выдержать искушение популярностью. С 1585 года он начал бездумно тратить все заработанные деньги. Художник брал в аренду дворцы у маркизов, требовал огромные суммы за свои полотна, вел себя крайне вызывающе.
В 1607 г. живописец узнал о том, что он тяжело болен. На лечение ушло много денег, постепенно Доменико обнищал. Его имя часто упоминалось в финансовых документах, художник брал взаймы у друзей и знакомых. С 1609 по 1611 год он не мог платить за аренду квартиры, в итоге лишился ее. Эль Греко умер седьмого апреля 1614 года в Толедо, его похоронили в монастыре Сан-Торквато. Позднее здание было разрушено, а останки живописца — навсегда утеряны.
Художник никогда не был женат, но ходили слухи о его отношениях с Жеронимой де лас Куевас, она даже жила вместе с Теотокопули. В 1578 г. девушка родила сына Хорхе Мануэля, который также стал художником. Впоследствии именно ему досталось все имущество живописца.
https://youtube.com/watch?v=uhFYh9BrlA0
Четвёртая печать — приход четвёртого всадника апокалипсиса
Четвертая печать открывает дорогу для последнего из всадников апокалипсиса:
(Откр: 6:7–8)
В оригинале цвет его коня бледно-зелёный, но переводчики сочли, что для русского читателя бледный будет больше ассоциироваться со смертью, так как именно этот цвет соответствует тому впечатлению, которое на античных читателей производил бледно-зелёный конь.
Ад — неправильный перевод. В оригинале — хадес, то есть царство мёртвых в принципе, а не место, где томятся грешники.
Кстати, это единственный всадник, чьё имя (значение) названо.
На Полиптих св. Иоанна (1470-е годы) Ганс Мемлинг изобразил вместо ада, который следует за 4-ым всадником апокалипсиса некого демона — персонификацию ада. Это иллюстрация к снятию четвёртой печати. Фото: fermer.ru