Салон 1787 года
Выставка в Салоне 1787 года , офорт Пьетро Антонио Мартини . Картина Давида видна на оборотной стороне, в нижнем ряду, пятом слева.
Смерть Сократа Пьера Пейрона, 1787 г. 133,5 × 0,98 см .
Давид и Пьер Пейрон представили в Салоне 1787 года картину под названием «Морт Сократа» . Картина Давида была заказана Шарлем-Мишелем Труденом де ла Саблиером, картина Пейрона — графом д’Анживильером для Людовика XVI. Помимо Платоновского « Федона» , Дидро, безусловно, служил источником вдохновения для двух художников. В то время как их предшественники решили изобразить Сократа, умирающего после проглатывания яда, Дэвид и Пейрон вводят новшества в выборе времени. Сцена происходит, когда Сократ заканчивает свою речь и готовится взять чашу.
Дата и причины смерти
Великий мудрец Сократ, принял смерть в 399 году до нашей эры. Приговор был приведён в исполнение путём перорального приёма яда. Философа обвинили в развращении юношества и в отрицании государственной религии. Одним из основных обвинителей стал влиятельный богач демократ Анит. Смерть мудрец встретил так, что об этом до сей поры ходят легенды. Например, Сократ в агонии попросил принести в жертву петуха после казни, для бога медицины Асклепия. Хотя по обычаям, такой обряд проводился после исцеления больного.
Желанием задобрить бога Асклепия жертвоприношением, мудрец дал понять, что его смерть является оздоровлением души, освобождением от земных тяготений. При умерщвлении Сократа присутствовало несколько учеников, также томящихся в неволе. Среди них был и Федон. Впоследствии, ученик Сократа Платон уделил главу в своих рукописях диалогу под названием «Федон». В произведении автор передал последние часы жизни философа, рассказанные ему учеником мыслителя.
Обвинение Сократа
К сожалению, он закончил свои дни трагически. Далее поговорим о том, каковы причины и обстоятельства смерти Сократа. Трое граждан Афин обвинили его в том, что он учит молодежь не признавать богов, которым поклоняются в Афинах, и рассказывает юному поколению о каких-то новых гениях. Людей, которые обвинили Сократа, звали так:
- Мелет (поет);
- Анит (владелец кожевенных мастерских);
- Ликон (оратор).
Граждане требовали смертной казни для него. Нельзя сказать, что обвинение не имело оснований. Сократ действительно учил молодежь пользоваться собственным разумом и не уповать полностью на волю богов, как тогда было принято. Но таким образом он лишал родителей и учителей авторитета, подрывал устои традиционного воспитания афинян.
Смерть Сократа на картине до Давида
До середины восемнадцатого — го века Сократ был предметом редко рассматривается в живописи, и его смерть еще меньше. Однако в конце 1740-х годов под влиянием критики, в основном со стороны Королевской академии живописи и скульптуры , возникло желание сделать историческую живопись более нравственной в противовес легкости. Мифологические сюжеты, такие, какими их представлял Франсуа Например, Буше . Королевская школа заповедных Студентов также помогла выявить фигуру Сократа как пример добродетели. Основным средством уроков истории в этой школе была Древняя история из Роллен , который дал большое место в жизни Сократа. Текст сопровождался гравюрами Юбера-Франсуа Гравело, которые впоследствии оказали влияние на многих художников, включая Давида. Именно в этом контексте смерть Сократа становится живописной темой. Мишель-Франсуа Дандре-Бардон представляет картину на эту тему на Салоне 1753 года (картина, которая больше не существует), а Шарль-Мишель-Анж Шаль — на выставке 1761 года. Мишель-Франсуа Дандре-Бардон затем преподавал историю в Королевской школе защищал учеников с 1755 года. В 1762 году смерть Сократа была предложена в качестве сюжета живописи (а смерть Германика как предмета скульптуры) на конкурсе на Prix de Rome , в то время как обычно выбирали сюжет. из Библии. Сам Мишель-Франсуа Дандре-Бардон был членом жюри в том году.
Основная сложность сюжета в том, что он не очень драматичен, что затрудняло работу как в театре, так и в живописи. В частности, Дидро в своих « Рассуждениях о драматической поэзии» представил пьесу о Сократе, но так и не завершил этот проект.
Римская премия 1762 года
«Смерть Сократа » Жака-Филиппа-Жозефа де Сен-Кантена выиграла Римскую премию в 1762 году. Жан-Батист Алисард получил вторую премию. В исключительных случаях Жан-Франсуа Сане также отправляется в Рим вне конкурса. Картина Сане утеряна, но известна благодаря гравюре. Живопись Сен-Кантена явно находится под влиянием барокко и пытается придать сцене театральный аспект, подчеркнув живописные эффекты. Картина Алисард, несмотря на свою неуклюжесть, приближается к «истине костюма», отстаиваемой академизмом. Самым успешным из трех действительно является Санэ. Последний вдохновлен классицизмом ( Эсташ Ле Сюер и Пуссен ). Однако его главный недостаток в том, что сцена очень плохо охарактеризована. Только вырезка, едва заметная, идентифицирует эпизод.
Живопись [ править ]
Хотя он консультировался с отцом Адри, ученым по этому вопросу, описание Дэвидом смерти Сократа содержит много исторических неточностей. Он убрал многих персонажей, первоначально описанных в диалогах Платона. Тем не менее, он включил Аполлодора , человека, прислонившегося к стене прямо внутри арки, хотя, как говорят, он был отправлен Сократом за то, что выказал слишком много горя. Давид также исторически искажал возраст многих учеников Сократа, включая Платона. Платон был бы молодым человеком в момент смерти Сократа, но на этой картине он — старик, сидящий у изножья кровати. Даже лицо Сократа гораздо более идеализировано, чем классический бюст, который обычно используется как эталонный портрет Сократа. Это подчеркивает, что жизнь Сократа спроецирована из разума Платона, тогда как старый Платон идеализирует Сократа. Таким образом, картину можно рассматривать скорее как анализ, чем как неудачное историческое изображение. [ необходима цитата ]
Дэвид использует цвет, чтобы подчеркнуть эмоции на этой картине. Оттенки красного более приглушены по краям картины и становятся более яркими в центре, кульминацией чего становится темно-красная одежда человека, держащего чашу с ядом, которую обычно воспринимают как подношение чаши Сократу, а не получение ее после Сократа. поглотил его содержимое. Единственные два безмятежных человека, Сократ и Платон, облачены в контрастные голубовато-белые одежды. Более приглушенная цветовая гамма этой картины может быть ответом критикам Давида « Клятва Горациев» , которые назвали его цвета «яркими».
Давид подписал эту картину в двух местах; он поставил свою полную подпись под Критоном , молодой человек, держащий Сократа за бедро, и свои инициалы под Платоном. Размещение подписи Давида часто имело символическое значение — например, на его картине Станислава Костки Потоцкого Давид расписался на воротнике дракона, лающего на натурщика. В смерти Сократа, его подписи тоже имеют значение. Его инициалы под Платоном являются ссылкой на то, что история исходит от Платона, благодарность за вдохновение. Его более полная подпись под Crito означает, что это персонаж, с которым художник отождествляет себя больше всего. Возможно, это отсылка к позиции Критона в композиции — сжимая бедро Сократа. Таким образом, Давид будет рассматриваться как человек, который также цепляется за мораль и ценности, которые представляет Сократ.
Существуют некоторые разногласия относительно происхождения картины. Vidal утверждает , что «младшая из два сына по заказу Давида Смерть Сократа в 1786 году», , но Борд говорит , что «рисунок для Сократа … носит неожиданный дата 1782» Однако возможно, что заказ в 1786 году был заказан для картины, которую Давид задумал еще в 1782 году, и Бордес действительно признает, что дата является добавлением к рисунку. Независимо от того, когда это было первоначально задумано, картина была завершена в 1787 году в Париже.
Во время первой поездки Давида в Рим он начал изучать изображение погребальных сцен и рисовать множество примеров. Многие из основных работ Давида происходят от этих погребальных рисунков. На этой картине Дэвид исследует подход философа к смерти. Сократ стоичен и спокоен, потому что он видит смерть как отдельную, актуальную сферу, состояние бытия, отличное от жизни, но не как конец существования. Фактически, в «Федоне» Сократ, кажется, больше озабочен тем, как Крит справится со своей смертью, чем своим собственным благополучием. На картине жест Сократа показывает нам, что он все еще учит, даже в момент перед своей смертью. Говорят, что этот жест был вдохновлен поэтом Андре Шенье .
Внешность Сократа
Есть сведения о том, что один известный в те времена физиономист, когда познакомился с философом, прочел на его лице не очень лестные на то время признаки. Он сказал Сократу, что у него чувственная натура и склонность к порокам. Внешность у философа действительно была такая, которую в те времена считали признаком склонности к прелюбодеяниям. Он был невысок, но широк в плечах, слегка полноват, имел бычью шею, выпуклые глаза, полные губы. Это все, по мнению физиономиста, было признаком низменной натуры. Когда он сказал об этом Сократу, окружающие осудили специалиста по физиогномике. Сократ же, наоборот, заступился за человека и сказал, что он является настоящим профессионалом, ибо у него действительно от природы развито чувственное начало, но он не сумел обуздать его. Сократ поведал людям, что сам изваял свой образ и развил огромную силу духа.
Презентация на тему: » Метрополитен-музей. Нью-Йорк Жак Луи Давид Смерть Сократа(1787г.) Жак Луи Давид Смерть Сократа(1787г.) Эдуард Мане Катание на лодке(1874г.) Эдуард Мане.» — Транскрипт:
1
Метрополитен-музей. Нью-Йорк Жак Луи Давид Смерть Сократа(1787г.) Жак Луи Давид Смерть Сократа(1787г.) Эдуард Мане Катание на лодке(1874г.) Эдуард Мане Катание на лодке(1874г.) Поль Гоген Прославление Марии(1891г.)Поль Гоген Прославление Марии(1891г.) Поль Гоген Прославление Марии(1891г.)
2
Жак Луи Давид Французский живописец. Академик, член Якобинского клуба (1790 г.), Национального Конвента (1792 г.), Комиссии искусств и Комитета просвещения (1792 г.), первый живописец императора (1804 г.), обладатель ордена Почетного легиона (1814 г.). В предреволюционную эпоху во Франции крупнейший представитель так называемого «революционного» классицизма. Создавал исторические картины, стремясь выразить героические идеалы через образы античности. Во время Великой французской революции писал исторические картины на современные темы. При Наполеоне I исполнил ряд заказных декоративно-эффектных парадных композиций. Известен также как портретист. Написал несколько мифологических композиций. Был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д. Энгра и многих других
3
«Тогда Критон кивнул рабу, стоявшему неподалеку. Раб удалился, и его не было довольно долго; потом он вернулся, а вместе с ним вошел человек, который держал в руке чашу со стёртым ядом, чтобы поднести Сократу. Увидев этого человека, Сократ сказал: «Вот и прекрасно, любезный. Ты со всем этим знаком – что же мне надо делать?» «Да ничего», – отвечал тот, – «просто выпей и ходи до тех пор, пока не появится тяжесть в ногах, а тогда ляг. Оно подействует само». С этими словами он протянул Сократу чашу. И Сократ взял её с полным спокойствием, Эхекрат, – не дрожал, не побледнел, не изменился в лице; но, по всегдашней своей привычке, взглянул на того чуть исподлобья и спросил: «Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлияние кому-нибудь из богов или нет?» «Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить». «Понимаю», – сказал Сократ. – «Но молиться богам и можно и нужно – о том, чтобы переселение из этого мира в иной было удачным. Об этом я и молю, и да будет так». Договорив эти слова, он поднёс чашу к губам и выпил до дна – спокойно и легко» Жак Луи Давид Смерть Сократа(1787г.)
4
Эдуард Мане Катание на лодке(1874г.) Эдуард Мане Катание на лодке(1874г.)
5
В е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме, 1876, Музей д’Орсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Мане обращался к самым разнообразным темам, писал портреты, натюрморты и пейзажи, выступал как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Творчество Мане вдохнуло новую жизнь во французское искусство XIX века века и во многом определило основные пути дальнейших художественных исканий. Моне и госпожа Моне в лодке. 1874
6
Поль Гоген ГОГЕН, ПОЛЬ (Gauguin, Paul) (1848–1903), французский художник. Эжен Анри Поль Гоген родился в Париже 7 июня В 1865 он присоединился к команде торгового судна и совершил несколько долгих морских путешествий. В возрасте 23 лет начал успешную, но кратковременную деловую карьеру в Париже. Финансовые успехи позволили Гогену заняться коллекционированием произведений импрессионистов. Гоген не получил регулярного художественного образования, если не считать нескольких уроков, которые ему дал импрессионист Камиль Писсарро. В 1883 он оставил коммерческую деятельность, чтобы полностью посвятить себя живописи; это привело к нищете и разрыву с семьей. Автопортрет с «Жёлтым Христом». 1889
7
Поль Гоген Прославление Марии(1891г.) В праздничные дни центральная часть алтаря раскрывалась, и вместо картины горя и страдания перед паствой представала полная ликующей радости и торжества сцена Прославления Марии и ее божественного младенца музицирующими ангелами. На боковых створках показаны два ключевых эпизода истории Спасителя: «Благовещение» и «Воскресение». Если первая сцена решена достаточно традиционно, то «Воскресение» дает ощутить всю необычность и чудесность совершающегося. В ореоле радужного сияния, на фоне темного ночного неба возносится ввысь фигура Христа, знаменуя победу над смертью, торжество божественного духа.
Смерть Сократа
Картина Жака-Луи Давида (1787)
Тогда Критон кивнул рабу, стоявшему неподалеку. Раб удалился, и его не было довольно долго; потом он вернулся, а вместе с ним вошел человек, который держал в руке чашу со стертым ядом, чтобы поднести Сократу. Увидев этого человека, Сократ сказал:
— Вот и прекрасно, любезный. Ты со всем этим знаком — что же мне надо делать?
— Да ничего, — отвечал тот, — просто выпей и ходи до тех пор, пока не появится тяжесть в ногах, а тогда ляг. Оно подействует само.
- С этими словами он протянул Сократу чашу. И Сократ взял ее с полным спокойствием, Эхекрат, — не задрожал, не побледнел, не изменился в лице, но, по всегдашней своей привычке, взглянул на того чуть исподлобья и спросил:
- — Как, по-твоему, этим напитком можно сделать возлияние кому-нибудь из богов или нет?
- — Мы стираем ровно столько, Сократ, сколько надо выпить.
— Понимаю, — сказал Сократ. — Но молиться богами можно и нужно — о том, чтобы переселение из этого мира в иной было удачным. Об этом я и молю, и да будет так.
Договорив эти слова, он поднес чашу к губам и выпил до дна — спокойно и легко.
До сих пор большинство из нас еще как-то удерживалось от слез, но, увидев, как он пьет и как он выпил яд, мы уже не могли сдержать себя. У меня самого, как я ни крепился, слезы лились ручьем.
Я закрылся плащом и оплакивал самого себя — да! не его я оплакивал, но собственное горе — потерю такого друга! Критон еще раньше моего разразился слезами и поднялся с места.
А Аполлодор, который и до того плакал, не переставая, тут зарыдал и заголосил с таким отчаянием, что всем надорвал душу, всем, кроме Сократа. А Сократ промолвил:
— Ну что вы, что вы, чудаки! Я для того главным образом и отослал отсюда женщин, чтобы они не устроили подобного бесчинства, — ведь меня учили, что умирать дóлжно в благоговейном молчании. Тише, сдержите себя!
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы, связанные со . |
- , каталог из библиотек Художественного музея Метрополитен (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы по этой картине (см. Индекс)
- в Google Art Project
vтеЖак-Луи Давид | ||
---|---|---|
Картины |
|
|
Связанный | ||
Категория |
vтеСократ | |||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Общий | |||||||||||||||||
Концепции |
|
||||||||||||||||
Наследие |
|
||||||||||||||||
Фразы |
|
||||||||||||||||
Связанный |
|
||||||||||||||||
Семья |
|
||||||||||||||||
Работы о Сократе |
|
||||||||||||||||
Категория |
Авторитетный контроль |
---|
Отказ от побега
Так как период ожидания затянулся, друзья философа искали выход из сложившейся ситуации, ведь они любили Сократа и считали приговор страшной ошибкой. Не раз за этот месяц они предлагали ему организовать побег, но тот категорически отказывался. Вот в чем героизм смерти Сократа. Он посчитал, что раз так случилось, то на это воля Божья.
В последний день Платону — другу и ученику Сократа — разрешили провести с ним беседу. Это были разговоры о бессмертии души. Обсуждение было настолько эмоциональным, что тюремщик несколько раз просил оппонентов вести себя тише. Он объяснил, что Сократу перед казнью не стоит себя будоражить, то есть «горячить». Считалось, что все, что «горячит», может помешать яду подействовать на приговоренного, и он будет умирать в страшных муках. К тому же яд придется пить два, а то и три раза.
Сократ в суде
В зале судебных заседаний он вел себя не так, как обычно. Он сам с удивлением отметил несвойственное ему поведение. Его судило более 500 человек. Так называемое отделение о политических и государственных преступлениях. Здесь должны были подтвердить его вину и вынести приговор. Виновным Сократа сочли 253 человека. Это не было предпосылкой для смертной казни, но Сократ сам все испортил. По правилам судейства, перед вынесением приговора подсудимый получал слово, чтобы признать свою вину и раскаяться. Это смягчало приговор. Как правило, обвиняемый должен был сам в суде высказаться о том, что он страшно виноват и заслуживает высшей меры наказания. Это должно было разжалобить суд, и обычно в таких случаях подсудимых отпускали.
Так почему умер Сократ? Он выступил с речью о том, что все его дела — это благо для афинян. И что его нужно наградить, а не судить. Он сказал судьям, что это дело его жизни, и когда его выпустят на волю, он будет продолжать свою просветительскую работу. Философ сильно разозлил судебных заседателей своей дерзостью. Второй раз за его казнь проголосовало еще 80 человек.
Такое поведение было странным даже для самого философа, который отлично себя изучил. Ему были присущи гуманизм и человеколюбие. В жизни он был очень общителен, но всегда доказывал свою правоту. Делал он это очень аккуратно, чтобы никого не задеть. Хоть он и был бескомпромиссным в том, что касалось морали и нравственности, собственное мнение высказывал скромно. С собеседниками был мягок и относился к ним уважительно, всячески подчеркивая их достоинства и уводя свои собственные в тень.
На суде же философ вел себя совсем иначе. Он держался гордо, его взгляд был строгим, как у учителя
Он говорил о своей миссии как о чем-то крайне важном. Философ критично оценивал моральные устои и жизненный уклад афинян
В чем героизм смерти Сократа? В зале суда афинский философ не дает судьям возможности сделать ему поблажку из-за возраста и миролюбивости в общем, ведь он не совершал страшных преступлений. Он отметает все возможные смягчающие обстоятельства, желая, чтобы его судили честно. Сократ боялся, что люди скажут, что сам он неплох, но его учения — это худо. Он неразрывно связывал себя со своими убеждениями. Философ сам не оставляет никаких путей отхода для судейства ,и ему выносят страшный приговор — смертную казнь.
Описание смерти Сократа
Сократа приговорили к смерти в возрасте 70 лет. Он стойко перенес весь процесс казни. До сих пор поведение Сократа перед лицом смерти считается каноном мужества. Пока философ дожидался в тюрьме своего часа, он выведал у привратника, как ему себя вести. Когда ему преподнесли кубок с ядом, он спокойно его выпил.
После этого он ходил по камере, пока его бедра не начали цепенеть, потом ему пришлось лечь. Каковы же были слова Сократа перед смертью? В предсмертный час он обратился к своему другу Критону. Сократ напомнил ему о том, что он должен Асклепию петуха, и попросил, чтобы тот не забыл отдать его.
В кого верил Сократ?
Перед тем как узнать, как умер Сократ после вынесенного ему приговора, мы должны разобраться все же, в кого он веровал. По его словам, внутри него жил демон, который подсказывал ему, как жить, оберегал его от совершения неправильных поступков. Поэтому поведение Сократа часто выходило за рамки моральных устоев, у него была собственная мораль, которая не приносила никому зла, но шла вразрез с тем, к чему привыкли жители Афин. Если говорить кратко, причиной смерти Сократа было инакомыслие, хоть оно и не приносило никому горя, власть и жителей города это не устраивало.
Философ относился к своим обвинителям, судьям и всем горожанам, которые его не поддержали, как к малым детям. Себя он считал правым, хотя и понимал, что его ценности сильно разнятся с ценностями современников. Он с любовью относился к людям, считая их неразумными детьми. Себя же он отождествлял со старшим братом или отцом. Он не злился на приговоривших его к смерти, но до последнего момента пытался поведать судьям истину.
Картина Смерть Сократа
Кто автор
: Жак Луи Давид
Как называется картина
: см.
- ерть Сократа
Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
В каком году написана(когда) : в 1787
Оригинальное название картины на английском : фр.
Холст, масло.
130 на 196 см.
Метрополитен-музей
Описание картины «Смерть Сократа»
«Смерть Сократа» (фр. La Mort de Socrate) — историческая картина Жака-Луи Давида (1787) из собрания музея Метрополитен (New-york, США).
1 История сотворения 2 Описание произведения 3 Примечания 4 Литература
История сотворения
Картина была заказана Давиду сначала 1786 года его близким знакомым, советником парижского парламента Шарлем Мишелем Трюденом де ла Саблером.
С тех пор, как Дидро рекомендовал этот сюжет художникам в трактате «О драматической поэзии», к нему не раз обращались живописцы, в том числе Шаль, Ализар (фр. Jean-Baptiste Alizard, 1762), Сане.
Дидро, делая упор на рассказ Платона на последней страничке «Федона», поделил историю смерти философа на 5 сцен: Сократ в заточении; Сократ два раза отрешается от побега; дискуссия с арбитрами о бессмертии души; Сократ воспринимает цикуту.
Адри рекомендовал поместить в изножье ложа погружённым в раздумье Платона (по сути заболевший в тот денек Платон отсутствовал), изобразить Критона, более открыто выражающего свои чувства, и, в конце концов, самым экспрессивным из присутствующих представить Аполлодора.
Сведениями о том, как шла работа над картиной, исследователи не располагают. По предположению А.
Шнаппера, Давид использовал свои римские зарисовки, в том числе и с картины, принадлежащей кисти неведомого караваджиста, также этюды древних изваяний.
Положение руки философа повторяет один из набросков берлинского альбома Давида и очень близко к наброску Пейрона, который обратился к тому же сюжету и представил рисунок на Салон 1787 года.
Описание произведения
У нагой каменной стенки стоит обычная кровать. На ней — Сократ, прощающийся со своими учениками. На полу лежат кандалы, от которых уже освободили философа. Живописец противопоставил серьезное мужество старенького философа глубочайшему отчаянию собравшихся вокруг него. Сам палач, передающий яд осуждённому, потрясён происходящим.