Скульптура в романской архитектуре.
В начале 12-го столетия начинает
расти роль скульптуры в
архитектуре и в особенности рельефа. На смену языческим
римским образам приходят церковные композиции,
которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские
соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде
рельефных человеческих фигур, расписанных красками.
Как правило, скульптуры использовались для создания целостной
картины экстерьера соборов. Месторасположение рельефов не имело
определенных границ: они могли находиться на западных фасадах
(где располагался главный вход), возле порталов, на капителях
или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем
скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки,
находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую
форму, а на несущих колоннах — удлиненные пропорции.
Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и
традиции в развитие романского стиля. Все зависело от традиций и
условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так,
романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же
мере не похожи на испанские.
Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к
условиям окружающей действительности. Так чтобы защитить постройки
от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции;
для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и
переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.
Церковь
при бенедиктинском монастыре «Сен-Флибер», построенная в XII в:
В Италии
провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся
монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции,
дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник
строительства из кирпича.
Архитектура романского стиля североитальянских провинций
характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями,
расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на
скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле»
(Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.
Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный
вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были
богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно
из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал
наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в
античном стиле.
Развитие
романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и
распространилось на два типа зданий: замок и церковь.Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами
и ускорила строительную активность в стране. В начале столетия
деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это
были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских
архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание
донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.
Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного
фасада западной части здания.
Наиболее
известным из сохранившихся романских построек является
Вестминстерское аббатство. Это сооружение имеет
башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три
восточные апсиды.
XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных
сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский
соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в
романском стиле. Многие из этих построек позднее были
реконструированы и переделаны в
готическом стиле,
но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно
представить внушительную монументальность и облик зданий.
Фламандцы
Пятнадцатый век принес славу Фландрии – именно в этой области появился новый уникальный прием, оказавший огромное воздействие на все искусство и в один момент ставший популярным. Речь идет об изобретении масляных красок. Благодаря добавлению растительного масла в смесь красящих веществ цвета становились более насыщенными, а сами краски сохли значительно быстрее, чем темпера, которой живописцы пользовались до этого. Попробовав наносить слой за слоем, мастера убедились в открывшихся перед ними возможностях и перспективах – цвета играли совершенно по-новому, а эффекты, которые получались таким образом, абсолютно затмевали все прежние достижения.
Доподлинно неизвестно, кто именно является изобретателем масляных красок. Зачастую их возникновение приписывают, пожалуй, самому знаменитому мастеру фламандской школы – Яну ван Эйку. Хотя еще до него достаточной популярностью пользовался Робер Кампен, который, собственно, и считается основоположником фламандской живописи. Тем не менее именно благодаря ван Эйку масляные краски получили столь глобальное распространение по всей Европе.
Импрессионизм
Направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
«Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне
Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.
Классицизм
Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко.
Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом, так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»). Популярен был до начала XIX века.
«Амур и Психея», Антонио Канова
Для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского искусства): рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.
Живопись эпохи Средневековья
В разные периоды Средневековья на первый план выступали разные виды искусства – то скульптура, то архитектура. Нельзя сказать при этом, что живопись оставалась в стороне. С течением времени и под влиянием изменений в обществе менялась и она, вследствие чего картины становились более реалистичными, а у художников появлялись новые приемы, темы и перспективы для творчества. Так, например, несмотря на то что тенденция к написанию полотен религиозной тематики оставалась популярной в средневековой живописи любого периода (впрочем, после тринадцатого века она начала встречаться гораздо реже), с повышением образованности стали более распространенными так называемые светские картины – бытового содержания, отражающие простую жизнь обычных людей (в том числе знати, разумеется). Так возникла реалистичная живопись, нехарактерная для эпохи раннего Средневековья. На картинах стали изображать не духовный, а материальный мир.
таким образом
С расцветом живописи Средневековья пришло понимание того, что написание художественных полотен — это удел тех, кто по-настоящему умеет и любит данное ремесло. Картины перестали «малевать», более к их созданию не относились как к увеселительному времяпрепровождению, доступному каждому. Как правило, каждая картина имела своего заказчика, и заказы эти совершались исключительно с какой-то целью – полотна покупали для знатных домов, для церквей и так далее. Характерно, что многие художники Средневековья не подписывали свои работы – это было для них обычным ремеслом, таким же, как производство булочек для пекаря. Зато живописцы того периода старались придерживаться негласных правил: эмоционально воздействовать на того, кто будет смотреть на полотно; игнорировать реальные размеры – для придания большего эффекта; изображать разные временные промежутки с одним и тем же героем на картине.
Фон [ править ]
В течение этого периода Европа неуклонно становилась все более процветающей, и искусство высочайшего качества больше не ограничивалось, как это было в основном в периоды Каролингов и Оттонов , королевским двором и небольшим кругом монастырей. Монастыри продолжали оставаться чрезвычайно важными, особенно монастыри новых экспансионистских орденов того периода, цистерцианцев , клуниак и картезианцев , которые распространились по Европе. Но городские церкви, церкви на маршрутах паломничества и многие церкви в маленьких городках и деревнях были тщательно украшены по очень высоким стандартам — часто это структуры, которые уцелели, когда соборы и городские церкви были восстановлены. Ни один романский королевский дворец не сохранился.
Художник-мирянин становился важной фигурой — Николая Верденского, кажется, знали по всему континенту. Большинство каменщиков и ювелиров были теперь мирянами, и к концу периода, по-видимому, в большинстве были такие мирские художники, как мастер Гюго , по крайней мере, из тех, кто делал лучшие работы
Иконография их церковной работа не было , без сомнения , принимались в консультации с канцелярскими советниками.
Другое изобразительное искусство [ править ]
Вышивка
Романская вышивка наиболее известна по гобеленам из Байе , но многие более тщательно проработанные произведения Opus Anglicanum («английская работа» — считаются лучшими на Западе) и других стилей сохранились, в основном как церковные облачения .
Витражи
Самые старые из известных фрагментов средневековых живописных витражей датируются X веком. Самыми ранними сохранившимися фигурами являются пять окон пророка в Аугсбурге, датируемые концом 11 века. Фигуры, хотя и жесткие и оформленные, демонстрируют значительное мастерство в дизайне, как в изобразительном, так и в функциональном использовании стекла, что указывает на то, что их создатель хорошо привык к среде. В соборах Ле-Мана , Кентербери и Шартра, а также в Сен-Дени сохранилось несколько панно XII века. В Кентербери к ним относятся фигура Адама, копающего землю, и еще одна фигура его сына Сета из серии « Предки Христа».. Адам представляет собой очень натуралистическое и живое изображение, в то время как в фигуре Сета одежды использовались с большим декоративным эффектом, похожим на лучшую резьбу по камню того периода. Мастера по стеклу медленнее, чем архитекторы, меняли свой стиль, и большая часть стекла, по крайней мере, первой половины 13 века, может считаться по существу романским. Особенно хороши большие фигуры 1200 из Страсбургского собора (некоторые сейчас перенесены в музей) и около 1220 из церкви Святого Куниберта в Кельне .
Большинство великолепных французских витражей, в том числе знаменитые окна Шартра, датируются 13 веком. С 12 века сохранилось гораздо меньше больших окон. Одним из них является Распятие Пуатье, замечательная композиция, которая проходит через три ступени, нижняя часть с четырехлистником изображает мученичество Святого Петра, самая большая центральная сцена, в которой доминирует распятие, и верхняя сцена, изображающая Вознесение Христа в мандорле. Фигура распятого Христа уже показывает готический изгиб. По словам Джорджа Седдона, окно «незабываемой красоты». Многие отдельные фрагменты находятся в музеях, а окно в церкви Твайкросс в Англии состоит из важных французских панелей, спасенных отФранцузская революция . Стекло было дорогим и довольно гибким (в том смысле, что его можно было добавить или переставить), и, кажется, оно часто использовалось повторно, когда церкви были перестроены в готическом стиле — самое раннее датируемое английское стекло, панель в Йоркский собор с Древа Джесси, вероятно, датируемого 1154 годом, был переработан таким образом.
Реликварии и не только они
По-прежнему популярными остаются такие виды и отрасли искусства, как резьба по слоновой кости, чеканка, книжная миниатюра, ювелирное и эмальерное дело. Например, по сей день в Кёльнском соборе хранится «реликварий трех царей» (или «рака трех царей-волхвов»), изготовленный в конце XII — начале XIII столетия мастером Николаем (Николасом) Верденским. Реликварий состоит из трех небольших саркофагов (два внизу и один вверху), изготовленных из золота и позолоченного серебра и украшенных драгоценными камнями. Вся конструкция украшена 74 фигурками апостолов и пророков, а также сценами из Священного Писания. К шедеврам романского искусства относят также «реликварий святого Мавра», изготовленный в Бельгии и хранящийся ныне в Праге. Он меньше, чем «реликварий трех царей», но украшен ничуть не менее изысканно. Так, для декора использовались в том числе бывшие в распоряжении ювелира античные резные геммы. О качестве материалов, которыми пользовались средневековые мастера, и о качестве их работы свидетельствует хотя бы тот факт, что в годы Второй мировой войны это произведение искусства было зарыто в землю и пролежало там сорок лет. Конечно, реликварий сильно пострадал, но все же его удалось восстановить…
«Реликварий трех царей» в интерьере Кёльнского собора, в защитном кейсе
К романскому периоду относится начало распространения витражей — но это настолько особая история в средневековом искусстве, что мы поговорим о ней отдельно.
В целом же для романского стиля характерны идеи, которыми пронизан весь период Средневековья: греховность земного мира, неизбежность расплаты, превосходство духа над телом. Но… земное, «светское», подчас озорное и даже не всегда пристойное искусство тоже имело место. Давайте уделим и ему немного внимания!
Поделиться ссылкой
Романский стиль в искусстве Франции
Мастер Жильбер. Ева. Собор Сен Лазар в Отёне.
Наиболее последовательно романское искусство формировалось во Франции, где наибольшее распространение получили трехнефные базилики, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе,1096—1250).
Для Франции характерно многообразие местных архитектурных школ. Наиболее ярко черты зрелой романики проявились в архитектуре и искусстве Бургундии, Нормандии, Аквитании и Пуату и Прованса. В Бургундии построены самые крупные и величественные романские храмы, отличавшиеся великолепным живописным и скульптурным убранством. Наибольшую известность среди бургундских храмов получили церковь Сен-Мадлен в Везле (1120—50) и собор Сен-Лазар в Отёне (первая половина XII в.).
Для архитектуры Оверни характерна мощь, простота и монументальность. В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо (церковь Нотр-Дам-дю-Пор в Клермоне, XII в.).
На искусство Прованса сильно повлияло римское и византийское зодчество, о чем свидетельствуют античные орнаменты и колонны с античными капителями. Храмы Прованса богато украшены скульптурой, однако она не покрывает всю поверхность стен, как в церквах Бургундии, а располагается только на капителях колонн и по сторонам порталов (церковь Сен-Трофим в Арле, X—XI вв.).
Тимпан церквы Сен- Мадлен в Везле. XII в.
Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии, которая в то время входила в состав владений английского короля. Норманнские архитекторы долго использовали деревянные перекрытия — своды появились здесь только в конце XI в. — и почти не использовали скульптурные украшения. Церкви Нормандии, похожие на крепости, отличались просторными внутренними помещениями и большими башнями, расположенными по сторонам фасадов и в центре (церковь Ла Трините в Кане, 1059—66 и 1100—30).
Исключительным богатством скульптурного декора отличалась архитектурная школа Пуату. Центральный памятник Пуату — трехнефный собор Нотр-Дам-ле-Гранд в Пуатье, конец XI — середина XII вв.).
Во французской светской архитектуре романского стиля сложился тип замка-крепости с каменной башней в центре — донжоном (замок Лош, рубеж XI—XII вв.). На первом этаже башни располагались кладовые, на втором — комнаты господина, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выставлялся дозор. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им главные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу — чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.
Донжон.
Расцвет романской живописи во Франции пришелся на конец XI — начало XII вв. Хотя общее количество дошедших до нас памятников монументальной живописи приближается к ста, целостных ансамблей сохранилось чрезвычайно мало, в основном это лишь куски и фрагменты некогда обширных циклов. Центральное произведение монументальной живописи — росписи монастырской церкви Сен-Савен-сюр-Гартан в Пуату (конец XI — начало XII вв.). Романская живопись во Франции широко представлена книжной миниатюрой. Большая часть сохранившихся рукописей созданы в монастырях Южной Франции. В 1028—72 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была создана иллюстрированная рукопись комментариев к Апокалипсису. Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличаются яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Их автором считается Стефан Гарсиа — один из немногих художников, чье имя дошло до наших дней.
Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые появилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически по всей Европе. Особенно обильно скульптурой украшали храмы в Бургундии и Провансе. К выдающимся памятникам искусства романского периода относится скульптурное убранство бургундских храмов Сен-Лазар в Отёне и Сен-Мадлен в Везле, в которых сохранились многочисленные рельефы, украшающие фасады стен, порталы и капители колонн. В скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности, это проявляется и в сюжетах, и в манере исполнения. В Провансе не встречается такого обилия скульптурных украшений, как в Бургундии. Однако на фасадах, по сторонам порталов часто помещали большие фигуры святых. Типичным примером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Трофим в Арле. (Более подробно о скульптуре Франции в романский период см. статью.)
От готики до Ренессанса 13-14 век
Важным элементом Ренессанса является повторное открытие реалистической свободно стоящей человеческой фигуры, как она была вылеплена в Греции и Риме. Но появление скульптуры эпохи Возрождения — это далеко не такой внезапный процесс, как изменения, связанные с архитектурой эпохи Возрождения.
Со времен Северного крыльца Шартра, в начале 13 — го века, скульпторы создают вполне правдоподобных людей из камня — хотя и прикрепленных, неизменно, к стенам зданий. Постепенно эти фигуры начинают отделяться друг от друга, как бы двигаясь к более независимому существованию. Статуи, освобожденные таким образом, относятся к числу шедевров готической скульптуры. Но они также являются предвестниками Возрождения.
Обычно приводимые примеры относятся в основном к Северной Европе. Четыре фигуры на западном крыльце Реймсского собора, вырезанные между 1225 и 1245 годами, вырываются из своей изоляции, чтобы связать себя с партнером. В правой паре Богородица обращается к святой Елизавете во время посещения, в левой паре она обращается к Архангелу во время Благовещения.
Светская скульптура того же периода стоит высоко на платформе у одной из стен Бамбергского собора. На ней в натуральную величину изображен неизвестный император или король на коне. Этот гордый всадник является связующим звеном (или полузвеном, прикрепленным с одной стороны) между свободно стоящими конными статуями Рима и Эпохи Возрождения.
Позже, в 13 веке, примерно с 1260 года, каменные фигуры в Наумберге достигают новой степени человечности. Стоя у стены хора, они якобы изображают основателей собора — смутные фигуры из далекого прошлого. Но Эккехарт и Ута смотрят на зрителя так смело и правдоподобно, как будто только что были запечатлены в камне.
Эта прогрессия достигает своего великолепного завершения более чем столетие спустя в группе ветхозаветных пророков, вырезанных для украшения колодца во Франции.
В 1395 году герцог Бургундский заказывает работу у Клауса Слутера. Он должен создать сцену Голгофы, установленную на резном основании, чтобы преодолеть колодец чартерного дома близ Дижона. Голгофа была разрушена, но основание сохранилось — окруженное шестью крепкими ветхозаветными пророками. Эти фигуры, вырезанные в 1400-1405 годах, стоят настолько свободно и убедительно, насколько это возможно для любого, чья вечная задача -стоять на страже вокруг колодца (колодца Моисея). Благодаря этим пророкам натуралистическая сторона Ренессанса проявляется на севере, на несколько лет опережая Донателло во Флоренции.
Классическая тема Ренессанса более конкретно итальянская. Но и это предвидится за добрых полтора века до Донателло.
Никколо и его кафедра в Пизе 1259 год
В середине XIII века власти собора в Пизе заказали кафедру для своего баптистерия. Скульптор Никколо, из Южной Италии, но сейчас живет в Пизе и поэтому известен как Пизано. В юности он, возможно, находился под влиянием классицистических идей императора Фридриха II, который поощрял архитекторов и художников в своих владениях обращаться к античным моделям.
Несомненно, именно это делает Никколо, когда проектирует рельефы для своей кафедры в Пизе, завершенной в 1259 году. Есть много древних саркофагов вокруг, чтобы вдохновить его. Его Дева Мария в таких сценах, как Рождество Христово или Поклонение волхвов, представляет собой мощную скульптурную фигуру. Но она выглядит для всего мира как римская матрона.
Никколо следует за своим успехом в Пизе с другой кафедрой в аналогичном стиле для собора в Сиене, завершенного в 1268 году. А его сын, Джованни Пизано, позже создает великолепную кафедру для собора в Пизе, более чем соперничающую с кафедрой его отца в баптистерии.
Эти позднейшие кафедры отца и сына обладают более выразительным качеством. Они избегают прямого, даже грубого заимствования античных форм, которые можно увидеть на кафедре баптистерия в Пизе. Столь явный интерес к классическому прошлому не проявится до появления Брунеллески. Но Никколо показывает, что в этом вопросе ранние мастера Возрождения не могут претендовать на абсолютный приоритет.
черты
Христианские темы
Искусство этой эпохи характеризовалось энергичным стилем в скульптуре и живописи. Картина следовала византийским образцам, используя общие темы церкви. Например: жизнь Христа и Страшный суд.
Рукописи, такие как Библия и псалтыри, были глубоко украшены в этот период. С другой стороны, в столицах колонн были изображены сцены и фигуры, связанные с христианством..
базилик
Во времена Римской империи базилики использовались как центр для общественных собраний; Однако с появлением христианства оно было известно как место поклонения и молитвы, поэтому важность этого типа строительства стала более важной.. Короче говоря, романское искусство основывалось главным образом на величественных церковных сооружениях с толстыми и прочными стенами, отличающимися большой высотой, шириной, с башнями и колокольнями.
Короче говоря, романское искусство основывалось главным образом на величественных церковных сооружениях с толстыми и прочными стенами, отличающимися большой высотой, шириной, с башнями и колокольнями..
Бочковое хранилище
Использование цилиндрических сводов было необходимо из-за каменных конструкций, которые также были характерны для этой эпохи.
Своды этого типа дают вид туннеля с использованием одной или нескольких полукруглых арок. Это помогло выдержать столбы, а также создало гораздо больше места.
Влияние других культур
Романская живопись родилась под влиянием римской и византийской культур, что было продемонстрировано в конструкциях из толстых стен, круглых арок и мощных источников. Живопись оказала особое влияние на византийское искусство.
Характеристика стиля
Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость.
После 1100 года, когда свое место в романском стиле нашла скульптура, постройки стали немного более «легкими» и привлекательными.
Тем не менее, не зависимо от времени, в романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол — мрамор, плитка с рисунком. Зеркала — шифоновая бронза. Стены — венецианская штукатурка. Роспись — религиозные мотивы.
Пизанский собор, Италия
В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.
Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом просматривается рациональная простота конструкций.
Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, Франция
Живопись [ править ]
В трех волхвов из Сент — Олбанс Псалтырь , английский, 12 — го века.
Освещение рукописи
Ряд региональных школ сошлись в ранней романской иллюминированной рукописи : «Канальная школа» Англии и Северной Франции находилась под сильным влиянием позднего англосаксонского искусства , тогда как в Южной Франции стиль больше зависел от иберийского влияния, а в Германии и Низкие страны , оттонские стили продолжали развиваться, а также, наряду с византийскими стилями, оказали влияние на Италию. К XII веку между ними наблюдались взаимные влияния, хотя, естественно, сохранялась региональная самобытность.
Типичными фокусами романского освещения были Библия, где к каждой книге можно было предварять крупный исторический инициал , и Псалтырь , где основные инициалы освещались аналогичным образом. В обоих случаях в более роскошных примерах могут быть циклы сцен на полностью освещенных страницах, иногда с несколькими сценами на странице в отсеках. Библия, в частности, часто имеет и может быть связана более чем в один том. Примеры включают в Санкт — Олбанс Псалтирь , Hunterian Псалтирь , Винчестер Библии (в «Морган лист» , показанный выше), Fécamp Библию , STAVELOT Библию и Парк Аббатство Библии. К концу периода светские коммерческие мастерские художников и писцов приобретали все большее значение, а освещение и книги в целом стали более доступными как для мирян, так и для духовенства.
Роспись стен
Житие святого Эльдрадо, настоятеля. Фреска XI века в аббатстве Новалеса
Апсида Сан-Климент-де-Тауль , испанская фреска мастера Таулля , сейчас находится в Национальном музее искусства Каталонии .
Большие поверхности стен и простые изогнутые своды романского периода поддались росписи. К сожалению, многие из этих ранних настенных росписей были уничтожены сыростью или стены были наклеены и закрашены. В Англии, Франции и Нидерландах такие изображения систематически уничтожались или белили во время приступов иконоборчества Реформации . В Дании и других местах многие из них были восстановлены. В Каталонии (Испания) в начале 20 века (по состоянию на 1907 год) проводилась кампания по спасению таких фресок путем их удаления и передачи на хранение в Барселону , в результате чего была собрана впечатляющая коллекция в Национальном художественном музее Каталонии.. В других странах они пострадали от войн, запущенности и смены моды.
Классическая схема полностью расписного убранства церкви, заимствованная из более ранних примеров, часто в мозаике , имела в качестве центральной точки в полукуполе апсиды Христа во Величии или Христа-Искупителя, восседающего на троне в мандорле и обрамленного четыре крылатых зверя, символы Четырех евангелистов , прямое сравнение с образцами с позолоченных обложек или иллюстраций Евангелий того времени. Если Дева Мариябыла посвященной церкви, она могла бы заменить здесь Христа. На стенах апсиды внизу будут святые и апостолы, возможно, включая повествовательные сцены, например, святого, которому была посвящена церковь. На арке святилища были фигуры апостолов, пророков или двадцати четырех « старцев Апокалипсиса », смотрящих на бюст Христа или его символа Агнца наверху арки. Северная стена нефа будет содержать сюжетные сцены из Ветхого Завета, а южная стена из Нового Завета. На задней западной стене будет Страшный суд с восседающим на троне и судящим Христом наверху.
Резьба из аббатства Марии Лаах в Эйфеле , Рейнская область .
Одна из наиболее сохранившихся схем — это схема в Сен-Савен-сюр-Гартемп во Франции. Длинный цилиндрический свод нефа представляет собой отличную поверхность для фрески и украшен сценами из Ветхого Завета , показывающими Сотворение мира , Падение Человека и другими историями, включая живое изображение Ноева ковчега с устрашающей фигурой и многочисленными окнами. через которую можно увидеть Ноя и его семью на верхней палубе, птиц на средней палубе, а на нижней — пары животных. В другой сцене с большой яркостью показано затопление армии фараона у Красного моря.. Схема распространяется и на другие части церкви: мученичество местных святых показано в склепе, Апокалипсис в нартексе и Христос во Величии . Диапазон используемых цветов ограничен светло-сине-зеленым, желто-охристым, красновато-коричневым и черным. Подобные картины существуют в Сербии , Испании , Германии , Италии и других странах Франции .
Разошедшиеся в настоящее время картины из Арланзы в провинции Бургос , Испания , хотя и относятся к монастырю, имеют светский сюжет, показывая огромных и сильных мифических животных над фризом в черно-белом цвете с другими существами. Они дают редкое представление о том, что могли бы содержать украшенные романские дворцы.
Витражи пророка Даниила из Аугсбургского собора , конец 11 века.