Врата Рая, Лоренцо Гиберти
Где посмотреть: Музей Дуомо
Выполненные в бронзе и покрытые позолотой «Врата Рая», украшающие Баптистерий Сан-Джованни (Battistero di San Giovanni) на Соборной площади (Piazza del Duomo), – знаменитое творение Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti), величайший шедевр пластики эпохи Раннего Возрождения, которым по праву гордится Флоренция.
Создание рельефов стало для мастера делом всей его жизни. В общей сложности Гиберти трудился над оформлением сначала северных, а потом восточных ворот Баптистерия целых 48 лет. Заказ на выполнение первой части работы был получен благодаря победе в конкурсе, организованном Гильдией Arte di Calimala. В состав жюри входили представители флорентийской знати.
Композиционное решение северных ворот реализовано в рельефном изображении библейских сцен Нового Завета, а также евангелистов и отцов церкви. Они не лишены некоторых готических черт, и при этом отличаются правдивостью, живостью повествования и неисчерпаемым разнообразием тщательно проработанных деталей.
Восточные врата Баптистерия, получившие благодаря хвалебным отзывам Микеланджело название «Райские», иллюстрируют ветхозаветные сюжеты. Их отличает насыщенность образами и композиционная сложность, подчинённая законам линейной перспективы. Интересная деталь: на левой створке ворот между третьим и четвёртым ярусами рельефов помещены скульптурные головы в медальоне, выполняющие функцию дверных ручек – это портреты самого Гиберти и его молодого подмастерья.
Оригинал работы великого мастера заменён копией, и после длительной реставрации стал частью экспозиции Музея Опера-дель-Дуомо (Museo dell’Opera del Duomo). Посетителей приглашают все дни недели, кроме воскресенья. Часы работы: 8:30 – 19:00 (понедельник – пятница); 8:30 – 17:49 (суббота).
«Умирающий галл» и «Группа Людовизи»
Мигрировали народы и до нашей эры. Это сейчас в результате современных европейских бомбежек мигранты перемещаются с востока на запад, а тогда движение шло с запада на восток.
Из областей Европы, к которым принадлежала и современная Франция, племена попадали в Македонию (Грецию), а оттуда распространились с завоеваниями Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.) на восток.
Так галлы (кельтские племена, говорившие на вымершем кельтском языке) оказались в Малой Азии (современная Турция). Там же оказалось и царство династии Атталидов, тоже греческой династии, правившей в Пергаме (283 г. до н.э. – 133 г. до.н.), пока всех грубо не завоевал «распоясавшийся» Рим, тогда еще республиканский.
Распалась империя Александра Македонского после его смерти, а на завоеванных территориях воцарились эллинистические династии, которые были основаны генералами великого завоевателя. Эти эллинистические государства понесли в мир как войны, так и пластику самых высших достижений. Широко известен Пергамский алтарь с его горельефами на тему античных баталий богов с гигантами, а также лучшая в мире скульптура — «Лаокоон».
Пергамский царь Атталл I (241- 197 г.г. до н.э.), союзник Рима, успешно воевал с галатами, потом проиграл селевкидам (тоже эллинистическое царство в Мессопотамии и Средней Азии).
Галаты, они же галлы, осели в центральной части Малой Азии (сейчас Турция) в начале 3 века до н.э. Они совершали набеги на соседей, вот Аттал I и его дядя их и победили.
Поэтому скульпторы, работавшие на победителя, в лучших традициях более позднего Юлия Цезаря, письменно хвалившего достоинства сопротивлявшихся ему галлов, тоже хвалили мужество галлов, одновременно подчеркивая их невыигрышное положение. Это лишний раз подчеркивало, что победили не кого-либо, а мужественных и прекрасных телом галлов.
Умирающий галльский вождь. Это бронзовая копия, находящаяся в Капитолийский музеях. Рим. Оригинал был создан при царях Пергама Аттале I и его дяде Эвмене II примерно в 240 г. до.н.э. Этот галл назывался иногда гладиатором, ожерелье на шее (торквес) помогает опознать его кельтские корни, в данном случае, галльские
Еще более пафосно смотрится «Группа Людовизи».
Галл, убивающий себя после того, как убил жену. (Группа Людовизи). Это мраморная копия высотой 211 см, находящаяся в Национальном музее в Риме. Бронзовый оригинал был создан при царях Пергама Аттале I и его дяде Эвмене II примерно в 240 г.до.н.э
Вероятно, этих умирающих галлов Пюже видел. Галлы и в его времена одержали много побед под мудрым руководством Людовика XIV, поэтому французы, приглядевшись поближе, и обнаружили галльские корни у самого Геракла.
И образец головы скульптору было где посмотреть – у римлян с этим проблем не было. Например:
Статуя римского патриция (голова от другой классической статуи) с портретами двух предков. Мрамор. Первая четверть 1 века н.э. Капитолийские музеи. Рим. «Голова на выбор»
Практичные римляне по поводу голов особо не заморачивались — возьмут тогатус (римлянин в тоге), отсоединят старую голову, присоединят новую и воспоют этого нового обитателя в старом туловище. Сегодня это называется НОТ (научная организация труда – термин советский).
Пюже тоже не особенно мудрствовал с головами, единожды ухватив типаж головы, он мог его повторять в разных статуях, избегая портретов.
Также по этой теме:
«Давиды» Донателло, Верроккьо, Микеланджело, Бернини, Д’Эпине
Пьер Пюже-«Персей и Андромеда» и «Святой Себастьян». Часть 4
Лоренцо Бартолини. Начало пути.
Ленты и лавры на голове Наполеона
Пьер Пюже. Часть 1. Милон Кротонский
Каким бы был памятник монарху работы Фальконе во Франции и фиаско Бернини
Германия
Берлин
Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика.
(Справа — богиня Афина, слева — возница Иолай). Мастер Экзекий.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Государственные музеи. Берлин, Германия
Соджи, Никколо (ок1480-1552) — Геркулес на распутье
Государственные музеи Берлина. Картинная галерея старых мастеров, Берлин, Германия
Корнелис ван Харлем. Геракл и Ахелий. 1590
Картинная галерея, Берлин, Германия
Бра́уншвейг
Лукас Кранах Старший (1472—1553). Геракл и лернейская гидра.
Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия
Луи Кранах Старший — Выбор Геркулеса между добродетелью и пороком, 1530е гг.
Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия
Лукас Кранах Старший. Геракл и Атлас
Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия
Геркулес на распутье. Лукас Кранах Старший. Живопись, 1537
Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия
Геркулес и коровы Гериона. Лукас Кранах Старший. 1537
Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг
Геркулес похищает яблоки Гесперид. Лукас Кранах Старший. Живопись, 1537
Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг
Дрезден
Пьяный Геракл. Питер Пауль Рубенс
Картинная галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
Лукас Кранах II — Проснувшийся Геркулес и пигмеи, 1551
Картинная галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
Кассель
Геракл (Геркулес) и Омфала — Иоганн Генрих Тишбейн Старший
Группа музеев в Касселе, Германия
Геракл освободил Прометея, 1817. Фридрих Генрих Фугер
Новая Галерея, Кассель, Германия
Геракл и Антей, 1531 г.
Картинная галерея старых мастеров, Кассель, Германия
Мюнхен
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гермес, Геракл и Цербер, Геката. Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира. Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Государственное античное собрание. Мюнхен, Германия
Геракл борется с гарпиями.
Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия
Ольденбург
Геракл освобождает Прометея. Кристиан Грипенкерль
Картинная галерея Грипенкерля, Ольденбург, Германия
Штук, Франц фон (1863-1928). Геркулес и гидра
Музей Вилла Штук, Мюнхен, Германия
Штутгарт
Геракл и Омфала
Государственная галерея, Штутгарт, Германия
Геракл у Омфалы — Отто Грейнер (1869–1916)
Государственная галерея, Штутгарт, Германия
Франция
Геракл и Омфала. Себастьяно Риччи, 1701
Музей Пикардии, Амьен. Франция
Париж
Геракл и Омфала. Франсуа Лемойн, 1724 г.
Лувр, Париж, Франция
РЕНИ ГВИДО — Геракл, побеждающий гидру
Лувр, Париж, Франция
Смерть Геракла — Гвидо Рени, 1617
Лувр, Париж, Франция
Геракл, борющийся с Ахелоем — Гвидо Рени, 1620-1621
Лувр, Париж, Франция
Похищение Деяниры — Гвидо Рени, 1617-1621
Лувр, Париж, Франция
Рубенс, Питер Пауль (1577 Зиген — 1640 Антверпен) — Геркулес и Омфала, 1602-05
Лувр, Париж, Франция
Франсуа Лемуан – Апофеоз Геркулеса, фреска
Версальский дворец, Париж, Франция
Ноэль Куапель — Апофеоз Геркулеса
Версальский дворец, Париж, Франция
Доменикино (Доменико Дзампьери) (1581 Болонья — 1641 Неаполь) — Пейзаж со сражением Геркулеса с Ахелоем в облике быка, 1622
Лувр, Париж, Франция
Геракл и Омфала. Ноэль Халле.
Дворец изящных искусств, Лилль, Франция
Геракл и Антеус, 1530г. Ханс Бальдунг
Художественная галерея Нотр-Дам, Страсбург, Франция
Скульптура «Геркулес и Диомед» во Флоренции
Известно, что Ватикан также не был в восторге от этой скульптуры, поэтому, довольно быстро ее убрали с площади, подальше от глаз толпы.
Искусствоведы отмечают некоторую незаконченность этой работы. На самом деле работа необыкновенно сложная. Позы нестандартные, ракурсы сложные. В работе можно увидеть и некоторые нарушения пропорций человеческого тела, упрощенные черты лица героев.
Несмотря на все несовершенства этой работы, она была и остается одним из величайших шедевров Высокого Возрождения. Но рядом с работами Челлини, Донателло, Микеланджело, она несколько бледнеет, что не мешает многим корпорациям размещать копии и слепки с этой работы в своих офисах, намекая своим конкурентам на свое упорство и настойчивость в непростом соревновании.
Давид, Донателло
Где посмотреть: Музей Национальной скульптуры Барджелло
Бронзовая статуя «Давид», выполненная гениальным Донателло (Donatello), считается одной из лучших интерпретаций образа ветхозаветного иудейского царя. Герой флорентийского мастера представлен утончённым, красивым юношей, стоящим в расслабленной и самоуверенной позе.
У ног молодого воина – отрубленная голова филистимлянина Голиафа. Скульптура датируется 30 – 40 годами XV столетия, и относится к первому со времён античности изображению обнажённого человека в пластике. В постановке статичной фигуры и изгибах тела ещё слышны отголоски готики, тем не менее Давид Донателло стал предвестником начала совершенно нового гуманистического искусства.
Чудесная 1.5-метровая статуя была выполнена по заказу влиятельного Козимо Медичи. В 1495 году она украшала двор Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), спустя почти 300 лет была перенесена в Галерею Уффици (Galleria degli Uffizi), а сейчас входит в сокровищницу Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello), расположенного по адресу: Via del Proconsolo 4. Часы работы: ежедневно с 8:15 до 13:50 вторник – суббота, а также каждый 1-й, 3-й и 5-й понедельник месяца.
Советуем почитать про: биографию Донателло
Статуи Лоджии Ланци
Лоджия Ланци занимает особое место на площади Синьории. В этом изящном арочном павильоне некогда проходили заседания представителей власти и велись торжественные приемы. Сейчас здесь совершенно бесплатно можно полюбоваться скульптурами из собрания одного из старейших музеев Европы — Галереи Уффици. В летнее время под древними арочными сводами Лоджии звучит классическая музыка.
Oleh Medynskyi
Скульптуры, размещенные в Лоджии Ланци:
- «Персей с головой Медузы» Бенвенуто Челлини
- «Похищение сабинянок» и «Геркулес и Кентавр» Джованни Джамболоньи
- «Менелай с телом Патрокала» — античная статуя
- «Похищение Поликсены» Пио Феди
- Статуи античных женщин
- Львы Медичи
Все изваяния, за исключением «Персея» Челлини, являются копиями, что не умаляет их художественной ценности.
Галлы
«Ареал обитания» Пюже — Марсель, Тулон, Генуя. Всю эту территорию до нашей эры населяли галлы. Сегодня – это Прованс с его Лазурным берегом, Ниццей, Авиньоном, Тулоном и прочими средиземноморскими прелестями. Здесь же Марсель – малая родина Пюже. И совсем рядом — нынешняя Италия и Генуя, где скульптор провел значительную часть своей жизни.
Пюже ценил свои исторические корни, подчеркивал свое марсельское происхождение и не случайно Геракл у него галльский. Эта совсем не древнегреческая концепция вполне удовлетворяла и короля Людовика XIV.
Справка. Галлы – так римляне называли кельтские племена, которые были даже в Британии, но в первую очередь для многих галлы – это предки современных французов.
Галлы – это северные по отношению к Риму племена. Римлянам довелось завоевывать, в частности, и северо-западное побережье Средиземного моря, включая Испанию. Во втором веке до н.э. они основали Нарбоннскую Галлию, куда включили в 49 году до н.э завоеванный Юлием Цезарем Марсель. Марсель при Юлии Цезаре назывался Массалия и был основан в 600 г. до н.э. Итальянская же часть Галлии называлась Цизальпинской Галлией, ее центр находился в Генуе. Эту часть Галлии около Италии отдали в управление Юлию Цезарю в 50-ых годах до н.э. как проконсулу (его соперник Помпей «заведовал» Испанией, Красс — Сирией). Успокаивал галлов в это время Юлий Цезарь, который написал «Записки о Галльской войне» в качестве саморекламы, поскольку как раз в эти времена в Риме начались междоусобицы и надо было как-то повышать свой рейтинг или свою популярность у народа Рима.
Юлий Цезарь чистосердечно и очень по-европейски приводит много отвратительных примеров обращения римлян с галлами: подкуп, обман, массовые казни населения, подрывная «работа» с галльской элитой (члены галльской верхушки перечисляются поименно), грабежи населения, узаконенное мародерство, непрерывное стравливание племен, массовое взятие заложников, угрозы, привлечение германцев, продажа «с аукциона» жителей сопротивлявшегося города и т.п. и т.д.
Скажете – это низость, нашел чем хвастать, но такова была и есть мораль западной цивилизации. Юлию Цезарю необходимо было быстрее провести пиар-кампанию, издав хвалебные в свой адрес «Записки» в разгар междоусобий в Риме. Поэтому к его оценкам ситуации надо относиться с учетом этой кампании. Но галлам все же есть чем гордиться – они мужественно воевали с оккупантами. Цезарь постоянно говорит о героизме и хороших военных навыках галлов, защищавших свои земли, что конечно же должно было подчеркивать значимость самого Цезаря.
Русский след. Современного и много чего видевшего по телевизору читателя особенно должен заинтересовать тот факт, что с римлянами времен Юлия Цезаря успешно воевал не только малоизвестный Верцингеториг, которому в «Записках о Галльской войне» уделено немало внимания, но также воевали свободолюбивые галлы Астерикс и Обеликс (вымышленные персонажи). Именно в роли Астерикса можно узнать гражданина Российской Федерации Жерара Депардье.
Испытания и смерть Геракла
Однако его недоброжелательница, богиня Гера, не оставляла надежд расправиться с сыном Зевса. Однажды она наслала безумие на Алкида. Не помня себя, он убил своих детей и племянников. Также в бесконтрольной ярости он желал расправиться с женой и братом, но его вовремя сдержали.
Позднее, придя в себя, Геракл не мог понять, что с ним произошло. Он отправился к оракулу Аполлона в Дельфы, где предсказатель велел ему отправляться на службу к Еврисфею – всё происходило по замыслу богов.
Алессандро Турки «Безумный Геркулес», около 1620 годаМестонахождение: Старая пинакотека в Мюнхене, Германия
Великолепные и знаменитые двенадцать подвигов сделали Геракла национальным героем. Именно тогда Алкид и получил прозвище “Геракл”, что прочно закрепилось за ним. В переводе с древнегреческого оно значило “возлюбленный Геры” или “прославленный Герой”. На мой взгляд, вторая трактовка вернее, поскольку богиня никогда не питала любви к внебрачному сыну своего мужа.
Супругой Геракла стала прекрасная Деянира, о которой подробно рассказывает легенда о гибели героя. Во время перехода реки Геракл поручил перенести супругу Нессу одному из своих товарищей-кентавров. Тот захотел похитить женщину, чем вызвал негодование Геракла. Он убил кентавра, но, умирая, Несс рассказал Деянире, что его кровь – мощное приворотное средство. Ловкая женщина сумела приберечь сосуд крови кентавра.
Луи-Жан-Франсуа Лагрене «Похищение Деяниры кентавром Нессом», 1753-1755 годыКартина находится в Лувре, Париж, Франция
Оставаясь в одиночестве во время военных походов Геракла, Деянира решила, что муж охладевает к ней. Во время его очередного возвращения она смочила его плащ кровью Несса. Надев его, Геракл отправился в храм. Совершая подношения, он вдруг почувствовал страшную боль.
Обессиленного героя привезли в город Трахин. Узнав о случившемся, его жена покончила с собой. Геракл же добровольно взошёл на погребальный костёр. К счастью, боги не забыли о его деяниях и приняли в свой бессмертный пантеон.
Картина на обложке: Питер Пауль Рубенс «Пьяный Геркулес с нимфами и сатирами», около 1611 года. Местонахождение: Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия
Последняя работа Пюже «Фавн»
После ранней работы сразу сделаем переход к последней его работе.
Надо сказать, что Пюже всю жизнь учился и работал. Лишь на закате дней он мог себе позволить сделать для своего дома в Марселе мраморную статую «Фавна».
Пюже. Фавн. 1692-1693. Мрамор. 157х53-45 см. Музей изящных искусств. Марсель
Работа ностальгически ретроспективная. Во-первых, по сути, выбрана та же поза, что и для ранней работы «Геракла, убивающего Лернейскую Гидру», а верхняя часть туловища и резкая повернутая голова, правая рука – воспоминание о «Галльском Геркулесе». Однако, ретроспектива была бы неполной, если бы ограничивалась для Пюже только своими работами. Поза Фавна напоминает микеланджеловских «Рабов», и пр.
Пюже умышленно оставляет некоторые места неоконченными. Это явный намек на зрелого Микеланджело, который, волею судеб, оставлял некоторые свои работы неоконченными. Через год после создания «Фавна» Пюже умер.
Пюже. Фавн. Фрагмент. Видны следы троянки
Грубые следы троянки (долото с зубчиками) видны на многих скульптурах Микеланджело, он мог и в 50 лет какую-нибудь руку оставить, лишь слегка наметив. Иногда явно видно, что уже испорчена работа у Микеланджело, но многие видят в этом следы «поиска» и некого замысла. Очень сомнительная точка зрения, если учесть, что на мраморе поиском не занимаются: раз испортил – не восстановишь. Престарелый Микеланджело мог себе все позволить, слава была уже с ним. Последняя работа Микеланджело:
Микеланджело. Пьета Ронданини. Мрамор. 1552-1564. Высота 195 см. Милан. Замок Сфорца
Скорее всего, причина такого поведения скульптора в другом. Кто-то вешает грушу и по ней стучит кулаками. А престарелый Микеланджело специально для физических упражнений работал по мрамору, о чем сам и говорил, а записал за ним сам Вазари. Видимо, ухватил кусок колонны и тренировался на нем последние 12 лет жизни. Получилась «Пьета Ронданини», естественно, со следами не только троянки, но и «поисков» вариантов. Умер Микеланджело в 1564 в 88 лет.
Так что смело стучите по мрамору, но избегайте полировки, так как мраморная пыль вредна для здоровья. Кто-кто, а Микеланджело, судя по необработанным следам троянки, это хорошо понимал в отличие, например, от молодых русских скульпторов, умерших молодыми в Италии.
До конца своих дней работал над «Фавном» и Пюже. Умер он в 74 года.
Итак, для души и личного употребления Пюже сделал «Фавна» высотой 157 см. В молодости на заказ он сваял «Геракла, убивающего Лернейскую Гидру» высотой 266 см. Делим и получаем 1,7. Возводим в куб и получаем, что под старость Пюже оперировал объемами в 5 раз меньшими, чем в молодости. Блок мрамора в пять раз легче, кроме того, не надо лазить по лестнице для работы над верхней частью статуи, а чтобы обозреть ее, не надо отходить на 7 метров.
Торс Гадди, неизвестного автора
Где посмотреть: Галерея Уффици
В уникальное собрание Галереи Уффици входит знаменитый на весь мир фрагмент античной мраморной статуи, изображающий верхнюю часть обнажённого туловища кентавра.
Работу также традиционно называют «Торсом Гадди» в честь семьи, обладавшей когда-то этим шедевром пластики. Яркий образец эллинистического искусства, относящийся примерно ко II веку до н. э., поражает реалистичностью форм. В изгибе тела и напряжённости мышц чувствуется невероятная мощь, сила и энергия. Произведения античных скульпторов оказали значительное влияние на молодого Микеланджело, представлявшего своих героев в образе атлетически сложённых, мускулистых мужчин.
Надеюсь, моя статья вдохновила вас на путешествие во Флоренцию. Ждём вас на наших авторских экскурсиях с лучшими гидами Италии.
Россия
Москва
Саркофаг-ленос с дионисийскими сценами (сторона 2).
Мрамор. Ок. 210 г. н. э.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва, Россия
Кампанская плитка с изображением палестры. Терракота, следы раскраски. I в. н. э.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва, Россия
Часть малого фриза Алтаря Зевса в Пергаме: Геракл и его сын Телеф, вскармливаемый ланью. Около 190 г. до н.э.
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва, Россия
Геракл и киренейская лань из Помпей
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва, Россия
Санкт-Петербург
Геракл и Цербер. Сардоникс. Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Мастерская Диоскурида.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Геракл с Кекропом
Создано: Италия (?). середина I в. (?)
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Клодион. 1738-1814. Геракл. Франция, XVIII в.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Геракл
Создано: Малая Азия (?). конец I в. до н.э. — I в. н.э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Геракл
Создано: Древняя Италия. III в. до н.э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Фигура Геракла с небесной сферой. Германия, Мейссен
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Геракл с чудовищем. Гемма. Сердолик. V в. до н. э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Геракл у Омфалы. Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Геркулес Фарнезский (с античного оригинала).
Итальянский скульптор XVIII в. Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Россия
Голова Геракла. Бронза.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Фигура пирующего Геракла. Мрамор.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Отдыхающий Геракл.
Мрамор.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Статуэтка сидящего Геракла.
Каррарский мрамор. Эллинистический период.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Статуэтка писающего Геракла.
Бронза. Темно-зеленая патина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Голова Геракла.
Терракота. III в. до н. э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Герма Диониса и Геракла. Деталь: Геракл.
Мрамор. I в.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Геракл.
Мрамор. I в. до н. э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Фронтальная панель саркофага с изображением дионисийской процессии.
Мрамор. III в. н. э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Голова Геракла.
Мрамор. III—II вв. до н. э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Бюст Геркулеса.
Бронза. II—III вв.
Патина темно-коричневая.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Геракл.
Бронза. IV в. до н. э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Геракл
Древняя Греция. Пантикапей, III в. до н.э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Статуя Геракла
Древний Рим, I-II вв.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Статуэтка: Сидящий Геракл с тимпаном и дубинкой
Аттика. IV в. до н.э.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Торсы Геракла и льва — фрагмент римского саркофага II—III вв. с изображением подвигов Геракла (?).
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Голова Геракла. Базальт.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия
Голова Геракла.
Мелкозернистый мрамор. Эллинистическая копия.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия