Лернейская гидра: второй подвиг геракла в кратком изложении

И ПОЛИСТАТЬ ГИДР!

В манге One Piece мы тоже встречаем гидру. Вернее, часть гидры: заместитель начальника тюрьмы «Импел Даун», вкусивший Дьявольского плода, трансформируется в гидру. Зама зовут Магеллан, это ужасный тип, ненавистник всего живого, который страдает диареей и проводит на горшке примерно десять часов в сутки.

Ах, какая женщина! Не дай бог такую!

Но и здесь гидра не настоящая, а нечто вроде хитрого гидрокостюма. Магеллан не превращается в гидру, а просто «косплеит» полюбившуюся мифологическую тварь. При этом, как и полагается истинному косплееру, рабски следует за прихотью художника и не особенно заморачивается тем, насколько предлагаемая картинка соответствует историческим первоисточникам.

В Marvel тоже не смогли пройти мимо такого соблазна, как гидра. Правда, здесь изобразили не столько тварь-гидру, сколько весь тот сложный комплекс идей, который возникает при этом слове в голове у современного человека: постоянное обновление, пикантная безжалостность и смертельная ядовитость персонажа. Получилась Мадам Гидра. Её псевдонимы так же бесчисленны, как головы у болотной твари: в детстве и юности мадам Гидру звали Офелией Саркисян, а позже — Леоной Хисс, Мериэм Дрю, миссис Смит и просто Гадюкой. Она сумела сильно отсрочить свою старость и выгаданное время потратила с пользой. Главные достоинства Мадам Гидры — меткая стрельба, безукоризненное тело и мастерство в боевых искусствах. Она стоит во главе организации «Гидра», она враг Щ.И.Т.а и Людей Икс, она богиня и мечта! Пусть и не всеобщая.

***

Гидра — любопытный пример того, как типаж, совершенно не прижившийся в литературе и с трудом и скрипом появляющийся в кинематографе, внезапно стал очень популярен в среде компьютерных игр. Очевидно, определённые особенности гидры сыграли ей на лапу. Эта холодная, злобная тварь, у которой нет ни мыслей, ни души, появилась на свет ради мести и ненависти, была воспитана стервой Герой, чтобы уязвить и по возможности убить Геракла, нашла свою смерть в Лернейских болотах и теперь сияет нам с неба тусклым рядом звёздочек — и целой грудой пикселей с мониторов. Кто мог ожидать, что именно гидре так улыбнётся игровая судьба? Тем не менее гидры в играх — это вам не гидры в книжках! Тут не приходится перерывать тонны литературы в поисках одного-единственного гидрина хвоста. Напротив, они толпятся и отталкивают друг дружку, они вообще не похожи между собой, они прижились в компьютерном мире как родные именно из-за тех качеств, что помешали им продвинуться в других слоях искусства: гидры безнадёжно стандартны, очень злобны и не поддаются очеловечиванию. С этими тварями психологию не разведёшь — не для того они нужны, им бы убить да слопать, поскорее да поужаснее. Так что просто выбираем гидру — и мочим всё живое и не в меру умное!

ГИДРОКИНЕМАТОГРАФ

В важнейшем из искусств с гидрами дела обстоят тоже не слишком блестяще. И по той же самой причине: как ввести гидру, чтобы из фильма в фильм не кочевала одна и та же картинка — лес злющих зубастых пастей на тонких шеях и больше ничего? Когда речь идёт об экранизации античных мифов, где гидра играет первую скрипку, то всё прекрасно. И сериал «Новые приключения Геракла», и фильм «Геркулес» не обошлись без участия всеобщей любимицы — симпатяги гидры. Кстати, в «Геркулесе» Гидра вошла в шорт-лист: из двенадцати подвигов Гераклу дали совершить только шесть.

Современный зритель свысока посматривает на кинотрюки образца 2005 года. И хотя времени прошло всего-то ничего — каких-то восемь лет, — сейчас даже представить невозможно, чтобы к этому монстру из лавки игрушек «сделано в Китае» можно было испытывать что-то, кроме сентиментальной нежности. А ведь когда-то он казался техникой на грани фантастики…

Особенно удался художнику пресловутый «огненный палец». Вернее, их целых три — сияют из огня пожарища

То ли дело монстр из фильма «Перси Джексон и похититель молний»! Когда юным героям по ходу сюжета надо добыть одну из раритетных жемчужин, в музее им стараются помешать несколько охранников… и внезапно видоизменяются, сливаются и становятся единой в многоголовии тварью — Гидрой, конечно. Охранники превращаются в огромные слюняво-зубастые пасти, изрыгают пламя и помогают юным героям основательно попортить ценные экспозиции. Огонь, потоп, погром в музейных интерьерах, два мальчика, одна девочка и толстый-толстый слой мифологии, знакомой нам по комиксам и учебникам истории за пятый класс. Что ещё нужно для счастья?

А вот ещё один фильм, где появляется знакомый персонаж: «Гидра. Затерянный остров» 2009 года. Сюжет картины прост: Тима Нолана, бывшего морского пехотинца, похитили вместе с тремя бывшими заключёнными. Солидные господа купили их в качестве живых мишеней и увезли на маленький островок вулканического происхождения. Разумеется, на острове живёт гидра. И довольно скоро она откроет свой сезон охоты.

Здесь мы наблюдаем изумрудного дракончика на лапках, характерно-компьютерного и не слишком сложного для художников. Тем не менее поверим разработчикам WoW: это гидра, товарищи! Гидристая такая…

Кроме того, конечно же, именно в это время просыпается старый вулкан. Но герой не зря бывший морпех — он останется жив, а все злецы найдут упокоение.

Однако, увы, приходится признать, что гидра тут похожа на любого среднестатистического монстра. Кажется, будто фильм появился, когда режиссёр заметил в соседнем павильоне никому не нужное оборудование, оставшееся после съёмок многочисленных «пеплумов». А впрочем, можно ли сделать разнообразным то, что так удручающе однообразно по своей природе? Поэтому и в кинематографе гидры как-то не стали звёздами.

Облик, характер и привычки Гидры

Помимо многоглавости и способности отращивать новые головы взамен отсеченных, о внешности и характере Лернейского чудовища авторы практически не писали. Псевдо-Аполлодором были описаны её блуждания от болот до равнин, где паслись стада. Гидра крала коров и быков, и не гнушалась охотиться на людей — особенно на пастухов.

Редкие пилигримы рисковали жизнью, проходя по тем местам, поскольку яд чудовища имел невероятную силу — Гидра могла убить человека своим дыханием. А если же она спала в то время и путешественнику удавалось миновать те места, то достаточно было чудовищной змее подуть на его следы, как человека настигала мучительная смерть.

Внешность Гидры вполне обычна для водяных змей, какими их описывали греки. Но отличием Лернейского чудовища были её размеры и необычное количество голов. Вокруг количества голов споры ходили долго — чаще всего авторы склонялись к девяти, но, как уже было сказано, количество могло доходить до ста (таким описанием отличился Диодор Сицилийский).

Павсаний возражал оппонентам тем, что движения многоголового существа будут затруднены, а множество голов Лернейскому монстру приписали, чтобы сделать её борьбу с Гераклом более красочной, а победу — героической. При этом Павсаний не сомневался, что змея была столь ядовита, как описывали. Стоит ещё отметить, что иногда среднюю голову называли золотой.

Гибель Гидры

Последние минуты жизни многоголового монстра описаны не раз и более детализировано, чем вся его остальная жизнь. Если задуматься о подтексте всех этих легенд, то все они в сказочной форме описывают реальное столкновение двух устройств мира, где многоголовой Гидре отведена роль представлять устои старого мира. Геракл же, наполовину бог и любимчик Зевса, является символом победы над прежним строем.

Смертельные враги: Геракл и его друг Иолай

Самое многословное описание сражения Геракла и его друга Иолая с противником в лице Гидры и чудовищного рака, принадлежит перу Псевдо — Аполлодору. Каким образом рак был определен на роль партнера гигантской змее неизвестно. Возможно, описывавшей сражение автор решил сравнять силы противоборствующих сторон, чтобы победа Геракла и Иолая выглядела честной. Либо присутствие рака было вызвано особенностями ведения знаменательного боя, из-за которого были потревожены все обитатели болота, где жила Гидра.

Предыстория боя: Геракла обязали служить Эврисфею, которому захотелось послать первого сразиться со смертельно опасной Гидрой из Лернеи. Парень взял в помощники своего племянника (по другим данным сводного брата). Добираясь до места обитания монстра, будущие герои встретили Афину, подсказавшую способ убийства живучей твари. Геракл по достоинству оценил ценность совета и впоследствии заявил, что этот подвиг совершил во славу Афины.

Обязанности гидры

В обязанности Гидры вменялось охранять проход во владения Аида. В качестве логова чудище облюбовало подводную пещеру, спрятанную под поверхностью источника Амимоны. На воздух зверь выбирался лишь ради охоты, намечая в жертвы оказавшийся поблизости скот или людей.

Чем убили змею?

Для привлечения внимания Гидры Геракл использовал подожженные стрелы. Когда же монстр перешел в атаку и начал нападать, то после каждого обезглавливания – для чего Геракл использовал косу, Иолай прижигал образовавшуюся на туловище чудища рану – по-другому бы они не победили.

Как созвездия рака связанно с убийством гидры?

Watch this video on YouTube

Вмешавшегося в битву рака тоже убили, после чего отправили на небосвод – так легенда объясняет появления созвездия Рака. Впоследствии Зевс таким же образом поступил и с Гидрой, ставшей еще одним скоплением звезд.

Что помогло Гераклу победить?

Еще неизвестно, каким бы был результат побоища, не будь на Геракле шкуры Немейского льва. Но даже она не смогла обеспечить герою 100% защиту, поскольку прикрывала не все участки тела. В результате он заболел и был вынужден отыскать целебный цветок, о существовании которого узнал от оракула. Путешествие за лечебным растением в финикийские земли было сложным, но успешным.

Что символизирует ее гибель?

Если интерпретировать легенду с рационалистической точки зрения, то Гидра – это персонаж, символизирующий крепость с повстанцами, выступившими под предводительством Лерна против царя Эврисфея. А победа над чудищем указывает на полный разгром противника.

Что осталость после смерти?

Гибель Гидры не стала причиной полного забвения последней. Ее ядом Геракл смачивал концы боевых стрел, которые пригодились в ряде последующих сражений с чередой мифических чудищ. С ядом же многоголовой змеи связывали несносный запах от вод Анигир близ Пелопонеса, попавшим туда из раны Хирона, которого Геракл подстрелил отравленной стрелой.

Вид, характер, особенности поведения Гидры

Что любила гидра?

Чаще всего авторы, упоминавшие в своих трудах о Гидре, сообщали лишь о ее способности отращивать утраченные в битве головы и об общем количестве последних. Больших деталей о внешнем виде чудовища не найдено. Что касается привычек, то ей приписывали любовь к охоте на крупный домашний скот и пастухов, охранявших стада.

Наличие дыхания смерти

Из описания смертоносных способностей чудища следует, что смерть человека наступала даже от соприкосновения с дыханием монстра. Более того, змее было достаточно подуть на следы прошедшего мимо человека, чтобы последний вскоре погиб в мучительных конвульсиях.

Количество голов?

Из описания внешнего вида Гидры складывается впечатление, что будь она с одной головой, то ее можно было бы спутать с обычной водяной змеей, выросшей до гигантских размеров. Что касается количества ее голов, то цифры в разных источниках не совпадают. Например, Диодор Сицилийский упоминал о ста головах. Эту цифру рьяно отрицал Павсаний, указывавший, что подобное строение тела сделало бы монстра слишком неповоротливым в бою. Этот же ученый говорил, что рассказчики, утверждавшие о множестве десятков голов Гидры, всего лишь стремились приукрасить подвиг Геракла. Но даже Павсаний не отрицал степени ядовитости монстра.

Место жизни Гидры

Львиная доля монстроподобных существ и тварей античных времен предпочитали располагать свои логова поблизости поселений. Гидра выбрала сердце Древней Греции, разместившись недалеко от древнего Аргоса, в небольшом удалении от Пелопонесса и развалин древних Микен. Близ древней Лерны было жарко и влажно. Несмотря на отсутствие в Аргосе рек, здесь не было недостатка в воде. Многочисленные колодцы, наполнялись за счет подземных источников. Для справки, название Лерна имеет область и так же называется озеро в южной стороне от Аргоса.

Название местобитания

Древнегреческий историк Страбон называл вышеупомянутое озеро Лернейским. По факту же это был не одинокий водоем, а комплекс из ряда болот, подпитываемых водами множеств источников и озер. Сюда же входило известное озеро Алкония, наполнявшееся за счет источника Амфиарея, соседствовавшее с входом в загробный мир Аида. Отсюда начиналось дерзкое путешествие Диониса, мечтавшего высвободить из царства мертвых свою Семелу.

В мифах озеро наделяли коварными свойствами. Оно приманивало к себе безмятежной поверхностью, но как только человек отваживался освежиться в водоеме, то обязательно тонул. Постепенно озеро мелело и зарастало тростником. Когда-то на его берегах проводили фаллические шествия в честь Диониса. Сегодня же озера уже не найти, поскольку оно полностью высохло.ъ

Место отдыха

Считается, что Гидра предпочитала отдыхать на одиноком платане, близ рощи из деревьев такого же вида. Чтобы отыскать эту посадку, нужно было добраться до истока реки Амионы, что протекала близ Алкионии. Маршрут этот вырисовывается со слов Павсания, перу которого принадлежит описание второго подвига Геракла.

Источники классической литературы

Хронологический список источников классической литературы по лернейской гидре:

  • Гесиод, Теогония 313 и далее (перевод Эвелин-Уайт) (греческая эпическая поэзия C8-го или 7-го до н.э.)
  • Alcman, Fragment 815 Geryoneis ( Greek Lyric trans. Campbell Vol 3) (Греческая лирическая поэзия C7th до н.э.)
  • Алкей, Фрагмент 443 (из Schoiast на Теогонии Гесиода) (пер. Кэмпбелл, Vol. Greek Lyric II) (греческая лирическая поэзия C6th до н.э.)
  • Симонид, Фрагмент 569 (из Сервия на Энеиде Вергилия) (пер. Кэмпбелл, Vol. Greek Lyric II) (греческая лирическая поэзия C6-го по 5-й до н.э.)
  • Эсхил, Леон , Фрагмент 55 (из Стефана Византийского, Лексикон 699. 13) (пер. Weir Smyth) (греческая трагедия C5-го до н. Э.)
  • Софокл, Trachinae 1064-1113 (пер. Оутс и O’Neil) (греческая трагедия C5th до н.э.)
  • Еврипид, Безумие Геракла 419 и сл. (Пер. Путь) (греческая трагедия C5-го до н. Э.)
  • Еврипид, Геркулес 556 и сл. (Пер. Оутс и О’Нил) (греческая трагедия C5-го до н. Э.)
  • Платон, Евтидем 297с (пер. Агнец) (греческая философия, C4-й до н. Э.)
  • Apollonius Rhodius, Argonautica 4. 1390 ff (пер. Rieu) (греческая эпическая поэзия C3rd до н. Э.)
  • Диодор Сицилийский, Историческая библиотека 4. 11. 5 (пер. Старый отец) (греческая история C1st до н.э.)
  • Диодор Сицилийский, Историческая библиотека 4. 38. 1
  • Вергилий, Энеида 6. 287 и сл. (Пер. Fairclough) (Римская эпическая поэзия C1st до н.э.)
  • Вергилий, Энеида 6. 803 и сл. (Пер. Дэй-Льюис) (Римская эпическая поэзия C1st до н.э.)
  • Проперций, Элегии , 2. 24а. 23 ff (пер. Батлер) (латинская поэзия C1st до н.э.)
  • Лукреций, О природе вещей 5 Proem 1 (пер. Леонард) (Римская философия C1st до н.э.)
  • Страбон, География 8. 3. 19 (пер. Джонс) (греческая география от C1st до н.э. до C1st нашей эры)
  • Страбон, География 8. 6. 2
  • Страбон, География 8. 6. 6.
  • Овидий, Метаморфозы 9. 69 и далее (пер. Мелвилл) (Римская эпическая поэзия с C1st до н.э. до C1st нашей эры)
  • Овидий, Метаморфозы 9. 129 и 158 и далее.
  • Овидий, Метаморфозы 9. 192 и сл.
  • Овидий, Героид 9. 87 и сл. (Пер. Душман) (Римская поэзия с C1st до н.э. до C1st нашей эры)
  • Овидий, Героид 9. 115 и далее.
  • Филипп Фессалоникийский, Двенадцать подвигов Геракла ( Греческие классики, изд. Миллер, том 3, 1909, стр. 397) (греческая эпиграмма C1st нашей эры)
  • Сенека, Геркулес Фуренс 44 (пер. Миллер) (Римская трагедия C1st нашей эры)
  • Сенека, Hercules Furens 220 ff
  • Сенека, Геркулес Фуренс 241 и далее
  • Сенека, Hercules Furens 526 ff
  • Сенека, Hercules Furens 776 f
  • Сенека, Геркулес Фуренс 1194 и далее
  • Сенека, Агамемнон 833 и сл. (Пер. Миллер) (Римская трагедия C1st н.э.)
  • Сенека, Медея 700 и сл. (Пер. Миллера) (Римская трагедия C1st н.э.)
  • Сенека, Геркулес Этей 17-30 (пер. Миллер) (Римская трагедия C1st нашей эры)
  • Валериус Флаккус, Аргонавтика 3. 224 (пер. Мозли) (Римская эпическая поэзия C1st н.э.)
  • Валериус Флаккус, Аргонавтика, 7. 623 и далее.
  • Statius, Thebaid 2. 375 ff (пер. Mozley) (Римская эпическая поэзия C1st н.э.)
  • Статий, Фиваида 4. 168 и далее.
  • Statius, Silvae 2. 1. 228 ff (пер. Mozley) (Римская эпическая поэзия C1st н.э.)
  • Statius, Silvae 5. 3. 260 и далее.
  • Псевдо-Аполлодор, Библиотека 2. 5. 2 (пер. Фрейзер) (греческая мифография, 2-я н. Э.)
  • Псевдо-Аполлодор, Библиотека 2. 7. 7
  • Павсаний, Описание Греции 2. 37. 4 (пер. Джонс) (греческий рассказ о путешествиях C2nd н.э.)
  • Павсаний, Описание Греции 3. 18. 10 — 16
  • Павсаний, Описание Греции 5. 5. 9
  • Павсаний, Описание Греции 5. 17. 11
  • Павсаний, Описание Греции 5. 26. 7
  • Элиан, О животных 9. 23 (пер. Шольфилд) (греческое естествознание, C2-й н. Э.)
  • Птолемей Гефестион, Новая книга истории 2 (резюме из Фотия, Myriobiblon 190) (перевод Пирса) (греческая мифография с C1st по C2nd нашей эры)
  • Pseudo-Hyginus, Fabulae Preface (пер. Грант) (Римская мифография C2nd AD)
  • Псевдо-Hyginus, Fabulae 30
  • Псевдо-Hyginus, Fabulae 34
  • Псевдо-Hyginus, Fabulae 151
  • Псевдо-Hyginus, Astronomica 2. 23
  • Филострат, Жизнь Аполлония Тианского 5. 5 (пер. Conyreare) (греческая софистика C3rd AD)
  • Филострат, Жизнь Аполлония Тианского 6. 10
  • Квинт Смирней, Падение Трои 6. 212 и далее (пер. Путь) (греческая эпическая поэзия C4-го н. Э.)
  • Квинт Смирней, Падение Трои 9. 392 и далее.
  • Nonnos, Dionysiaca 25. 196 ff (пер. Rouse) (греческая эпическая поэзия C5-го н. Э.)
  • Боэций, Утешение философии 4. 7. 13 и далее (перевод Рэнда и Стюарта) (Римская философия, C6-го н. Э.)
  • Suidas sv Hydran temnein (пер. Suda On Line) (Греко-византийский лексикон C10th AD)
  • Suidas sv Hydra
  • Цетцы, Килиадес или Книга историй 2. 237 и сл. ( Пер. Унтила и др.) (Греко-византийская история, C12 г. н.э.)
  • Цецы, Килиадес или Книга историй 2. 493 сл.

БОЙ НА КАЛИНОВОМ МОСТУ

Нечто вроде гидры встреч ае тся и в русском фольклоре. По крайней мере, три основных условия здесь соблюдаются. Тварь живёт около воды, при этом вода эта — не просто источник, а вход в потусторонний мир. У чудища множество голов (от трёх до девяти, а в некоторых сказках даже двенадцать). И наконец, оно способно мгновенно приращивать сшибленные мечом или палицей головы, в битве один на один становясь практически неуязвимым. Для всех, кроме избранного героя, кому на роду написано победить чудовище. Зовут эту тварь Змей Горыныч или Чудо-юдо. Можно было бы представить её драконом, но мешает всё то же, что и с Лэмбтонским червём: драконы не могут регенерировать с такой феноменальной скоростью.

Чудо-юдо выезжает на бой на «добром коне» — что равно нехарактерно как для гидры, так и для дракона. Более того, оно наделено даром речи, да и конь его в некоторых версиях говорящий. Чудо-юдо вступает в разговор со своим конём, а когда появляется супротивник — Иван Крестьянский Сын (иногда Иван Коровий Сын или Иван Быкович), — то беседуют враги довольно долго и не без юмора. Стоит заметить, что обычно гидре не свойственен хоть какой-то интеллект; она по сути своей тёмная, слепая и хтоническая сила, умеющая только одно — убивать. В этом отношении Змей Горыныч и впрямь ближе к драконам, известным интеллектуалам и манипуляторам.

Богатырская застава на Калиновом мосту — последний рубеж человеческого мира. Сюда из потустороннего пространства приходит Чудо-юдо, чтобы истребить всё живое

Ещё одно резкое отличие Горыныча от других гидр — у него есть мать и жена (в некоторых вариантах — братья и, соответственно, невестки). Мы уже познакомились с семьёй Лернейской красавицы (кстати, Геракл крайне цинично пришёл к сестре, нарядившись в шкуру её убитого брата), так что сам факт наличия у чудовища родни нас смущать не должен. Но здесь целое змеиное логово, колдовское и опасное. Не случайно после страшного и тяжёлого боя богатырей ждёт ещё более опасное испытание: требуется избежать гибельных соблазнов змиевых женщин, напускающих на путников голод, жажду и сон. Иван Крестьянский Сын и здесь демонстрирует сверхосведомлённость: рубит в щепки яблоньку с золотыми яблочками, разрушает колодезь с серебряным ковшиком и кровать с пуховой периной. Всё это оказываются змиевы жёны, желавшие заманить путников в сети своих чар и предать страшной смерти. Такой уровень «продвинутости» не демонстрирует больше ни одна гидра. Русские монстры оказались на высоте: псионически подкованные жёны Змея Горыныча не то владеют психометаболизмом, не то чрезвычайно успешно наводят морок на ничего не подозревающих богатырей.

У Змея Горыныча и Гидры есть ещё одна общая черта: некоторая часть их тела обладает бессмертием. Именно она и обеспечивает необыкновенную регенерацию. У Гидры это бессмертная голова среди всех прочих голов. У Змея Горыныча о двенадцати головах есть «огненный палец»: чиркнув им по шее, он мгновенно приращивает вроде бы уже побеждённые головы.

Но самое главное, разумеется, — это роли Змея Горыныча и Гидры, полностью совпадающие. Эти монстры стерегут границу царства мёртвых. На дне озера Лерна скрывается проход в преисподнюю. Река Смородина, «свирепая да сердитая», — последний рубеж обитаемого мира живых, и рядом с этим источником живёт грозный страж. Однако гидры не просто охранники — это враги человечества вообще и героев в частности, зло в чистом, беспримесном виде. Они губители и убийцы, живой вызов людям.

КАЛЁНАЯ КАЛИНА

Некоторые учёные считают, что в образе Чуда-юда русский народ выразил своё поэтическое видение половцев, татаро-монголов и прочих злых обидчиков. Картинка, что и говорить, получилась не самая политкорректная

Калинов мост не имеет никакого отношения к растению калине. При всей магической силе калины, при всей народной любви к «калинке-малинке» в данном случае речь идёт о раскалённой переправе — ведь речка Смородина, через которую перекинут мост, не простая, а огненная река.

Под власть подобной путаницы подпал и извечный противник русских богатырей — татарский Калин-царь. Иногда его называют Каином-царём, но всё же учёные склоняются к тому, что имя царя происходит от тюркского слова «калин», что означает «толстяк».

Гибель Гидры

Этот эпизод из её жизни имеет самые подробные описания. По своей сути она является хтоническим монстром, порождением и воплощением старого порядка, мира, что был до того. Победа Геракла, сына Зевса, была символом низвержения прежнего строя.

Антонио дель Поллайоло. Сражение Геракла с лернейской гидрой Ок. 1475

Псевдо-Аполлодор оставил самое длинное описание битвы Геракла и Иолая с Гидрой и гигантским раком. Почему именно гигантский рак помогал чудовищной змее сражаться с героем и его племянником — неизвестно. Скорее всего, рак представлял собой более мелкое чудовище, такого же помощника, как Иолай. Либо это был ещё один обитатель болот, потревоженный шумом боя и напавший на обидчиков.

Но история началась с того, что Эврисфей, которому Геракл обязан был служить, приказал герою уничтожить Лернейскую Гидру. Геракл прихватил с собой племянника (или сводного брата) — Иолая. По пути им встретилась Афина, которая посоветовала, как можно уничтожить Гидру. Считается, что победу над этим чудовищем Геракл посвятил Афине.

Чудовище охраняло ворота в Аид, а жило — в подводной пещере вблизи источника Амимоны. Своё логово оно покидало лишь для добычи пропитания и нападения на людей — что в данном случае, по сути, одно и то же. Чтобы выманить монстра, Геракл воспользовался горящими стрелами. В бою он косой отрубал головы Гидре, а Иолай их прижигал, чтобы не отрасли вновь. В конце концов, герой отрубил последнюю, бессмертную голову чудовища, закопал в земле и придавил тяжёлым камнем. Убитого же им рака Гера разместила на небосводе — так появилось созвездие Рака. Точно также поступил с Гидрой Зевс — он превратил чудовище в созвездие.

Существует история, где Геракл, страдающий от яда гидры — ведь не во всех местах его защищала шкура Немейского льва — отправился к оракулу. Тот сказал, что лишь цветок из чужедальних земель сможет исцелить героя. В финикийских землях он нашёл цветок, внешне похожий на Гидру, и исцелился.

Рационалистическая интерпретация гласит, что Гидра — это крепость, в которой некогда засели противники царя Эврисфея под предводительством Лерна. Убить гидру — уничтожить всех воинов вместе с крепостью. Другая версия говорит о великом потомстве Гидры, которое не уничтожил Геракл.

После своей смерти Гидра всё же ухитрилась оставить немалый след в мифической истории. Геракл смачивал в её яде наконечники своих стел, а после — убил ими немало чудовищ и просто мифических созданий. Так, дурной запах от реки Анигр, протекающей на северо-западе Пелопоннеса, оправдывали присутствием в воде яда Гидры. Раненый смазанной им стрелой Геракла Хирон (в других легендах — Пиленор) бежал в эти места и промыл рану водой. С той поры вода реки стала источать ужасающую вонь.

Средневековая жизнь Гидры

С наступлением средневековья это многоглавое чудовище внезапно обрело вторую жизнь. Вестготский епископ Исидор Севильский описал её в своей энциклопедии, из которой Гидра перекочевала в бестиарии. Египетский «Физиолог», прародитель всех бестиариев, никогда не содержал описания подобного существа. Однако там описывался такой зверь, как гидрус, не имевший к змеям никакого отношения. Но епископ разместил описание Гидры рядом с гидрусом, причем описание многоглавого чудовища было пропитано скепсисом.

Христианские деятели часто стремились дискредитировать языческие мифы. При этом весь скепсис Исидора не помешал Гидре стать непременной частью всех средневековых бестиариев. Зачастую её путали с гидрусом.

В конце концов, Гидра стала метафорой неуничтожимого чудовища, у которого одна отрубленная голова даёт жизнь ещё трём. Отрубить Гидре голову — совершать действие безнадежное, обреченное на провал. Некогда Геракл уничтожил Гидру, но она осталась жить в веках.

В целом, Гидра может быть как олицетворением неких врагов царя, которому служил Геракл, так и чудовищем, пугавшим древних греков. Она многоглава и крайне агрессивна по отношению к людям. Описания Гидры часто встречались в старинных бестиариях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: