История развития статуй древнего египта

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта самобытна и строго канонически регламентирована. Она создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение обычно на открытых пространствах и вне храмов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме. Сохранилось много резных статуэток. Такие фигурки делались из дерева, алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи Хатшепсут и Тутмоса III (Карнак)Существовало также множество изображений Ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Ка – дух человека, существо высшего порядка, божественная жизненная сила. После смерти человека Ка продолжал своё существование внутри гробницы и принимал подношения.Ка изображали в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях.Ка имели и неодушевленные предметы. Боги имели по нескольку Ка.Канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Правила изображения египетских богов: бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса – с головой шакала и т.д. Скульптурный канон Древнего Египта существовал 3 тыс. лет.Расцвет скульптуры малых форм начался в искусстве Среднего царства. Хотя оно по-прежнему было связано с погребальным культом, но статуэтки уже покрывались грунтом и расписывались, создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре.В Новом царстве активно начала развиваться монументальная скульптура, назначение которой стало выходить за пределы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты индивидуальности. Например, портретные изображения Хатшепсут. Хатшепсут – женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она наряду с Тутмосом III, Эхнатоном, Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII является одним из самых известных египетских правителей.

ХатшепсутВ искусстве Нового царства появляется также скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.Новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт. Лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и известная голова царицы Нефертити в синей тиаре.

Бюст Нефертити. Новый музей (Берлин)Неферти́ти – «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351-1334 до н. э.). Считается, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.В скульптуре Позднего царства навыки древнего высокого мастерства скульптуры отчасти угасают. Вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Скульптуры птолемеевского периода в основном также выполнены в традициях египетского канона. Но эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, появляется бо́льшая пластичность, мягкость и лиризм.

Статуя Осириса. Лувр (Париж)

Характеристика египетских скульптур

В основном древнеегипетские статуи изображали правителей, вельмож. Также популярна была фигура работающего писца (его обычно изображали со свитком папируса на коленях). Скульптуры богов и правителей обычно выставляли на всеобщее обозрение на открытых пространствах.

Особой популярностью пользовалась статуя сфинкса – несмотря на то, что сооружения таких размеров, как в Гизе, больше нигде и никогда не делали, существовало немало его уменьшенных дубликатов. Аллеи с его копиями и другими мистическими зверями можно было увидеть практически во всех храмах древнего Египта.

Учитывая, что фараона египтяне считали воплощением бога на земле, величие и несокрушимость своих правителей скульпторы подчёркивали специальными приёмами – расположениями фигур и сцен, их размерами, позами и жестами (позы, предназначенные передать какой-либо момент или настроение – не допускались).

Богов древние египтяне изображали только по строго определённым правилам (например, Гора имел голову сокола, тогда как бог мертвых, Анубис – шакала). Позы человеческих статуй (как сидящие, так и стоящие) были довольно однообразны и одинаковы. Для всех сидящих фигур была характерна поза сидящего на престоле фараона Хафра. Фигура величава и статична, правитель без каких-либо эмоций смотрит на мир и любому, кто видит его, очевидно, что ничто не в состоянии поколебать его власть, а характер фараона властный и непреклонный.

Вначале так изображали только сыновей фараонов. Женщина стоит прямо, ноги сомкнуты, правая рука опущена, левая – на талии. Шеи, что интересно, у неё нет, голова попросту соединена с плечами. Также мастера практически никогда не высверливали промежутки между её руками, телом и ногами – они их обычно обозначали чёрным или белым цветом.

Тела статуй мастера обычно делали мощными и хорошо развитыми, придавая скульптуре торжественность и величие. Что касается лиц, то портретные черты здесь, конечно, присутствуют. В работе над статуей скульпторы второстепенные детали отбрасывали, а лицам придавали бесстрастное выражение.

Раскраска древнеегипетских статуй также особым разнообразием не отличалась:

  • мужские фигуры были окрашены в красно-коричневый цвет,
  • женские – в жёлтый,
  • волосы – в чёрный;
  • одежда – в белый;

К глазам скульптур египтяне имели особое отношение – они верили, что умершие через них вполне могут наблюдать за земной жизнью. Поэтому в глаза статуй мастера обычно вставляли драгоценные, полудрагоценные камни или другие материалы. Этот приём позволял им добиться большей выразительности и даже немного оживить их.

Египетские статуи (имеются ввиду не фундаментальные сооружения, а более мелкие изделия) не были рассчитаны на то, чтобы их рассматривали со всех сторон – они были полностью фронтальные, многие из них как будто прислоняются спиной к каменному блоку, что служит для них фоном.

Египетские скульптуры характеризует полная симметрия – правая и левая половина тела абсолютно идентичны. Практически во всех статуях древнего Египта чувствуется геометричность – это объясняется, скорее всего, тем, что изготовляли их из камня прямоугольной формы.

Сергей Алданов – дневник.

“Кубические статуи” Египта.

Самая красивая из кубических статуй (и уже не вполне кубическая) – Каирский музей. Царевич Гор, 22 династия

Block Statue of Hor, Son of Ankhkhonsu Material: Basalt Size: Height 96 cm Period: 22nd Dynasty (945-712) Current Location: Egyptian Museum, JE 37512

Кубические или блочные статуи (по размерам скорей статуэтки) были впервые созданы в период Среднего царства. Это тип мемориальных статуй, который создавался из одного блока камня и нес, как правило, пространную мемориальную надпись, посвященную биографии покойного. Чаще для создания статуй использовался очень твердый материал – гранит, базальт, кварцит. Очень популярным этот тип памятника стал в Новое время, Третий промежуточный период и Поздний период.Самым интересным остается вопрос, где искать источник этой традиции, в чём видеть предшественника?

Некоторые статуи Среднего царства, как мне кажется, несут признаки связи с фигурой Сфинкса. Например, эта:

Кубическая статуя фараона Сенусрета-сенебнефни с женой. Среднеее царство, 12 династия. Кварцит.Статую привез в Европу Наполеон в подарок Жозефине.

Block Statue of Senwosret-senebnefny . Egypt, exact provenance not known. Middle Kingdom, late Dynasty 12, circa 1836–1759 B.C.E. Quartzite, 26 7/8 x 16 5/16 x 18 1/8 in. (68.3 x 41.5 x 46 cm). Brooklyn Museum, Charles Edwin Wilbour Fund, 39.602 Created between 1878 and 1814 B.C.E. , this statue is one of seven that left Egypt in 1799 C.E. with Napoleon. He presented it to his wife, Josephine, as a souvenir of the French invasion of Egypt. Josephine displayed the statue at Malmaison, her fashionable chateau outside Paris. By 1841, the statue belonged to Count James-Alessandre Pourtalès-Gorgier (1775–1855), who exhibited it in his home in Paris. His family sold the statue in 1865 to Lord Amherst of Hackney, whose Egyptian collection was on view at Didlington Hall in Norfolk, England. It was here that the young Howard Carter—who later discovered Tutankhamun’s tomb—first saw Egyptian art. In 1915, the Amherst family sold the statue to the American publishing tycoon William Randolph Hearst. The Brooklyn Museum acquired the statue in 1939.

Некоторые блочные скульптуры несут связь с фигурами писцов:

Писец Сенусрета III (12 династия) Иай – промеэуточный вариант между блочными скульптурами и фигурами писцов времен 4 и 5-ой династий Материал граувакка.

Le scribe Iaÿ un rouleau de papyrus déroulé sur ses genoux 12e dynastie règne de Sésostris III ou d’Amenemhat III Provenance inconnue Grauwacke 2013 Musée du Louvre/ Christian Descamps

Block Statue of Senb between 1976 and 1793 BC (Middle Kingdom) black granite Height: 14.5 cm Walters museum http://en.wikipedia.org/wiki/Walters_Art_Museum

Кубическая статуя архитектора Сенемута с принцессой Неферурой

Block statue of Senemut ; Theben/Karnak; New Kingdom, 18th dynasty; c. 1475 BC. Egyptian Museum Berlin, Inv. no. 2296.

Генерал Па-ди-Чандебет, служивший фараону Псамметиху из 26-ой династии

Statue cube de Pa-di-Chahdedet, général des armées sous le règne de Psammétique Ier – XXVIe dynastie égyptienne – Musée du Louvre

Вообще-то разнообразие блочных скульптур очень велико. Но мы остановимся на этом.

дальнейшее чтение

  • Аллен, Джеймс Пол (2001). «Ба». В Редфорде, Дональд Брюс (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . 1 . Оксфорд, Великобритания / Нью-Йорк, Нью-Йорк / Каир, например: Oxford University Press / The American University in Cairo Press. С. 161–162.
  • Аллен, Джеймс П. (2000). Среднеегипетский язык: введение в язык и культуру иероглифов . Издательство Кембриджского университета.
  • Боргоутс, Джорис Франс (1982). «Божественное вмешательство в Древний Египет и его проявление ( b3w )». В Демаре — Роберт Йоханнес; Янссен, Якобус Йоханнес (ред.). Собранные в Дейр-эль-Медине . Egyptologische Uitgaven. 1 . Лейден, Нидерланды: Nederlands Instituut voor het Nabije Oosten. С. 1–70.
  • Бориони, Джакомо К. (2005). Der Ka aus Religionswissenschaftlicher Sicht . Veröffentlichungen der Institute für Afrikanistik und Ägyptologie der Universität Wien. Universität Wien.
  • Берроуз, Уильям С. (1987). Западные земли (художественная литература). Викинг Пресс.
  • Фридман, Флоренс Маргарет Данн (1981). О значении Ах ( 3ḫ ) в египетских текстах заупокойных останков . Кафедра классики и востоковедения (докторская диссертация). Уолтем, Массачусетс: Университет Брандейса .
  • Фридман, Флоренс Маргарет Данн (2001). «Ах». В Редфорде, Дональд Брюс (ред.). Оксфордская энциклопедия Древнего Египта . 1 . Оксфорд, Великобритания / Нью-Йорк, Нью-Йорк / Каир, например: Oxford University Press / The American University in Cairo Press. С. 47–48.
  • Лабкар, Луи Вико (1968). Изучение концепции Ба в древнеегипетских текстах . Исследования древней восточной цивилизации. 34 . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета.

черты

Скульптор

Скульпторы в Египте имели ряд характеристик, которые отличали их от остальных художников. В частности, скульпторы этой цивилизации считали себя ремесленниками.

Скульпторы были очень дисциплинированными людьми, у которых была особая способность ценить и создавать эстетически правильные произведения..

Созданные ими произведения считаются одним из важнейших художественных выражений не только древнего Египта, но и древней эпохи человечества в целом..

Общие идеи

По своей природе скульптура древнего Египта была погребальной. Наиболее распространенные работы можно найти в могилах этой цивилизации, так как именно для этих структур были разработаны статуи. Также было принято создавать статуи и скульптуры для храмов, для религиозного характера египетского искусства.

Скульптуры были разработаны с двумя основными целями. В случае, если скульптура была создана для человека, а не для божества, скульптура обычно служила для человека, чтобы выполнить обет, сделанный в жизни. С другой стороны, если скульптура создавалась для изображения божества, она обычно служила ритуальной цели..

Во многих случаях скульптуры были также сделаны в честь какого-то короля или монарха. Тем не менее, египетское скульптурное искусство не могло представлять собой какого-либо человека (обычно это было божество). Единственным исключением из этого было объяснить, используя иероглифы, человека, изображенного на статуе..

Некоторые египетские художники также представляли предметы быта в своих работах, такие как мебель, изделия из металла и ювелирные изделия. Также было распространено представлять «священные» природные создания, такие как лист лотоса.

тип

Что касается великих скульптур (которые были самыми популярными в этом искусстве), то в истории было создано два основных типа: мужские фигуры с левой ногой, более продвинутой, чем правая, и мужские фигуры, сидящие на троне.

Во время Второй династии Египта, сидячие скульптуры были впервые созданы, чтобы представлять царя. Это также показало «реальный» характер этих работ и, хотя вначале они были не так велики, как позже, они служили той же цели.

С другой стороны, стоящие фигуры развивались еще до заседаний; Первая династия увидела рождение этого вида искусства. Однако, когда он был создан, он использовался только в резьбе по дереву, а не в камне, как это было сделано в золотую эпоху египетской скульптуры..

анонимность

Одной из наиболее важных характеристик этих работ является то, что художники никогда не ставят свое имя в своих скульптурах; то есть не было правильно «подписывать их», как это было принято в древности. Вот почему трудно точно знать, какими были самые выдающиеся египетские художники древнего периода.

Единственное, что можно знать об авторстве этих работ, — это качество ремесленника. Однако имя никому не известно, а только мастерство того, кто создал конкретную работу.

цельность

У египетской скульптуры был большой размер. На самом деле, наиболее известные скульптурные изображения, о которых можно упомянуть, — это сфинксы и знаменитые колоссы Мемнона..

Огромный размер этих скульптур был признаком того значения, которое они имели в искусстве этой цивилизации. Эти большие работы представляли только очень важные божества или фигуры.

Интересное

Религия египтян была полна ритуалов, а боги Древнего Египта пополняли пантеон с завидной регулярностью, ведь для египтян было свойственно не только поклонение уже имеющимся божествам, но заимствова

Со времени V династии начинают возводиться храмы Древнего Египта, посвященные местным богам.

Фараоны в Древнем Египте обладали огромной властью и несли большую ответственность перед народом.

Управление в Древнем Египте: визири, номархи, писцы

Управление в Древнем Египте было разделено на уровни и имело четкую структуру. Следующую ступень социальной лестницы после фараона занимали те, кто составлял административный аппарат государства.

Общая характеристика искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в.-XXIV в. до н. э.)

Главные каноны египетского искусства, которые потом сберегались на протяжении веков, сложились в первой половине III тысячелетия до н. э. Это был монументальный стиль, обусловленный тем, что искусство Египта было составной частью заупокойного ритуала, тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.К этому времени относятся Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Египетские пирамиды

Еги́петские пирами́ды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта. Это огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте обнаружено более 100 пирамид.

Пирамида Неферефра в Абусире

Большой сфинкс

Большой сфинкс в Гизе – древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Она высечена из монолитной известковой скалы в форме сфинкса – лежащего на песке льва, лицу которого придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.). Длина статуи 72 м, высота 20 м; между передними лапами в давние времена располагалось небольшое святилище (алтарь, посвящённый божеству).

Большой сфинкс и пирамида ХеопсаС древнейших времён в Египте было принято изображать фараона в виде льва, истребляющего своих врагов. Обстоятельства и точное время возведения сфинкса пока точно не определены. Для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила. Они полагали, что от него зависел уровень разлива великой реки и плодородие их полей.

Великая пирамида Хеопса

Хеопс – второй фараон IV династии Древнего царства Египта (2589-2566 гг. до н. э. или 2551-2528 гг. до н. э. предположительно), строитель Великой пирамиды в Гизе. За Хеопсом закрепилась репутация классического восточного деспота и жестокого правителя. Он царствовал около 27 лет. Пирамида – величайшее его достижение, а также первое среди семи чудес света в древнем мире. Она является единственным из чудес света, сохранившимся до наших дней. Первоначальная высота 146,6 м (сегодня только 137,5 м), считался высочайшим строением в мире на протяжении 3500 лет.

Искусство Среднего Царства (XXI в.-XVIII в. до н. э.)

Искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, но внесло и свои особенности. Начало Среднего царства: после долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы оно объединилось под властью фиванских правителей. Но теперь централизация не была абсолютной, как прежде. Местные правители (номархи) стали богаче и самостоятельнее и присваивали себе царские привилегии. Гробницы вельмож стали располагаться не у подножия царских пирамид, а отдельно. пирамиды стали скромнее и меньше размерами. В этот период началось развитие ювелирного дела.Со снижением пафоса монументальности начинает развиваться жанровое разнообразие. Развивается портрет, постепенно в нём усиливаются индивидуальные черты.

Искусство Нового Царства (XVII в.-XI в. до н. э.)

В искусстве Нового царства стало заметным проявление человеческих чувств, размышлений.Гробницы перестали быть наземными и прячутся в ущельях. Стала преобладать архитектура храмов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Хотя и в храмах прославлялись фараоны, их подвиги и завоевания.В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив.

Главный храм Амона-Ра в КарнакеНоваторский этап связан с царствованием фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н. э. Эхнатон выступил против фиванского жречества, отменил весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами.

ЭхнатонИскусство времён Эхнатона обратилось к простым чувствам людей и их душевным состояниям. В искусстве появляются лирические сцены семейной жизни Эхнатона: он обнимает жену, ласкает ребёнка.Но реакция на его реформы началась уже при одном из его ближайших преемников – Тутанхамоне. Вскоре были восстановлены все старые культы. Но многие новаторские идеи и приёмы Эхнатона так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Рамсес IIПоследний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, а после Рамсеса последовала полоса длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами. Египет утратил военную и политическую мощь, а затем и культурное первенство. В VII в. до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей, возродилось и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Но в нём уже не было прежней жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта была исчерпана.

Скульптура Древнего царства[править | править код]

От эпохи Древнего царства сохранилось много скульптурных памятников, большинство из которых имело ритуальное назначение. Погребение и храмы изобилуют портретными изображениями двойников умерших — Ка, в которых сложились портретного искусства Египта. К их числу относятся не только скульптурные изображения в полный рост, но и «гизехские головы» — слепки и скульптуры голов, не имеющих традиционной раскраски и служившие, вероятно, рабочими моделями для портретных изображений.

Статуарные композиции в Древнем царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов. Особенное распространение получили стоящие фигуры с выдвинутой вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые. Широко применялся канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён приём сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа и его жены Нофрет — живостью и выразительностью этих скульптур были потрясены сами археологи, проводившие раскопки; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна.

Расписная известняковая скульптура чиновника Сенеба и его семьи (ок. 2520 год до н.) представляет гармоничную композицию с эффектом негативного пространства. Сенеб был карликом и изображён сидящим с согнутыми ногами на каменном блоке. Разместив детей параллельно ногам супруги чиновника, художник добавил симметрии и создал впечатление пропорциональности сидящей фигуры Сенеба.

Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известная также как «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегали неуравновешенности в положении фигуры.

Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись росписью.

Скульптура Среднего царства[править | править код]

Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.

Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах — от детского до зрелого. Лучшими из этих изображений считаются обсидиановая голова Сенусерта III и скульптурные портреты его сына Аменемхета III. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.

Искусство Среднего царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего царства).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: