Очки для апостолов. Оптические метафоры
Гонсало Перес. Успение Богоматери (фрагмент заалтарного образа из Бурго-де-Осмы). Около 1410–1430 годов
На одре лежит умершая Дева Мария. Вокруг собрались ученики ее Божественного Сына. Седовласый Петр с кадилом читает заупокойную службу. А перед кроватью сидят еще два апостола с книгами на коленях. У того, что постарше, на нос водружены очки. Они помогают ему разобрать текст, по которому он водит пальцем. Воображение позднесредневекового испанского мастера перенесло в новозаветные времена изобретение, сделанное менее чем за полтора столетия до того. В искусстве XIV–XVI веков очки, как и многие другие технические новинки (механические часы, пушки, аркебузы и т. д.), регулярно появлялись в сценах, действие которых разворачивалось в далеком прошлом.
Причем в очках представляли как евангелистов, Отцов Церкви и прочих христианских интеллектуалов, так и злокозненных иноверцев, например иудейских первосвященников, которые подкупили Иуду, чтобы он предал Христа. Как инструмент, помогавший исправить изъяны зрения, очки превратились в знак, но знак двойственный. Они могли ассоциироваться с истинным знанием и прозрением, а могли — с заблуждением и слепотой.
Очки до очков
Самое раннее из известных изображений стекол для чтения было создано где-то через три четверти века после того, как они были изобретены. В 1352 году Томмазо да Модена расписал капитулярную залу в доминиканском монастыре Сан-Николо в Тревизо портретами сорока выдающихся богословов и проповедников, подвизавшихся в этом ордене. Все они были изображены за учеными трудами — с книгами, перьями, чернильницами, песочными часами и другими инструментами, необходимыми для интеллектуальных занятий. На одном из таких портретов мы видим французского кардинала Гуго де Сен-Шера (ок. 1200 — 1263), который сосредоточенно что-то пишет. На его носу водружены очки, которые, вероятно, появились лет через двадцать после его кончины. Неподалеку изображен кардинал Николя Кэне де Фреовиль (ум. в 1325 году), он рассматривает текст в книге с помощью небольшой лупы. Наконец, на портрете известного проповедника Пьетро Изнардо да Кьямпо из Виченцы (ум. в 1244 году) на полке лежит вогнутое зеркало. Такие издавна использовались для чтения, поскольку увеличивали текст. К тому моменту, как Томмазо да Модена изобразил очки, этим изобретением пользовались уже почти три поколения ученых клириков и других специалистов, профессионально работавших с рукописями и записями. Потому неудивительно, что в искусстве очки превратились в атрибут пожилых интеллектуалов и всех, кто из-за особенностей своего ремесла был связан с чтением и письмом.
Вероятно, сразу или вскоре после того, как очки появились на изображениях, их, в силу средневековой привычки к анахронизму, стали переносить и в далекое прошлое. В них начали представлять древних Отцов Церкви, а также апостолов, евангелистов и реже ветхозаветных пророков — прежде всего тех, кто достиг немалых лет и должен был утратить природную зоркость.
1 / 2
Фридрих Херлин. Апостолы Иаков и Петр (панель алтаря Двенадцати Апостолов из церкви Святого Иакова в Ротенбурге-об-дер-Таубер). 1466 годStadtkirche St. Jakob (Rothenburg ob der Tauber)
2 / 2
Йос ван Клеве. Святое семейство. Около 1512–1513 годов
Престарелый Иосиф, приемный отец Иисуса, сняв очки, смотрит на Деву Марию. На свитке, который он только что читал, можно разобрать текст, посвященный боговоплощению. Там записаны слова, которыми Елисавета, будущая мать Иоанна Крестителя, как сказано в первой главе Евангелия от Луки, приветствовала Марию, будущую мать Богочеловека («благословен плод чрева Твоего»). А затем идет ответ Девы: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, спасителе Моем…» В XVI веке Иосифа стали тоже изображать в очках — видимо, для того, чтобы подчеркнуть его возраст: к моменту брака с Марией он, как чаще всего полагали, был уже стариком.
The Metropolitan Museum of Art
Апостолы в очках регулярно появляются на позднесредневековых изображениях Успения Богоматери, где кто-то из учеников Христа без стекол для чтения не может разобрать текст молитв или псалмов. Из докторов Церкви в очках или с очками, лежащими на столе, чаще всего представляли Августина Гиппонского (ум. в 430 году), наверное самого влиятельного западного богослова, и Иеронима Стридонского (ум. в 419 или 420 году) — образцового христианского интеллектуала: аскета, экзегета, историка и переводчика Библии с древнееврейского и греческого на латынь.
Часослов Сфорца. Миниатюра Джованни Пьетро Бираго. 1490–1494 годы Петр и еще один апостол, которые отпевают умершую Деву Марию, вооружены очками для чтения.
Стекла для чтения
История изобретения очков полна пробелов. Мы точно не знаем, кто одарил человечество этим ценным приспособлением. Хотя увеличительные стекла были известны задолго до Средневековья, очки, судя по всему, стали делать в конце XIII века где-то в Центральной или Северной Италии. Первыми появились очки с выпуклыми линзами, предназначенные для коррекции врожденной и, главное, возрастной дальнозоркости. Они помогали тем, у кого ухудшилось зрение вблизи и кому стало трудно читать и писать. Тем самым они продлили интеллектуальный век множества церковных и светских интеллектуалов. Очки, предназначенные для близоруких, появились намного позже, во второй половине XV века.
О том, кто мог изобрести очки, известно совсем немного. В 1676 году Франческо Реди, профессор медицины из Пизы, упомянул в письме другу о том, что у него есть некий манускрипт, датированный 1299 годом. В предисловии неизвестный автор сетовал на то, что его глаза ослабли и теперь он уже не в состоянии работать с текстами без помощи такого недавнего изобретения, как очки. Кроме того, в 1306 году доминиканский теолог Джордано да Ривальто в проповеди, произнесенной в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, тоже упомянул об этой технической новинке: «Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых в мире искусств. <…> Я видел человека, первым создавшего очки, и беседовал с ним». Среди собратьев фра Джордано по монастырю Святой Екатерины в Пизе был Алессандро делла Спина — писец, художник-миниатюрист и знаток механики. В «Древней хронике», составленной в XIV веке в этой обители, упоминалось, что он овладел и искусством изготовления очков. Придуманы они были еще до него. Однако их анонимный изобретатель стремился сохранить свои профессиональные секреты, а делла Спина охотно учил новому ремеслу. В любом случае эта новинка оказалась очень востребована. Уже в конце XIII века в Венеции, которая была известна своими умелыми стеклодувами, активно производили не только увеличительные стекла, но и очки для чтения.
Гравюра Яна Колларта (по рисунку Яна ван дер Страта). Торговля очками (conspicilla). 1590–1595 годы Эта сцена входит в серию из девятнадцати гравюр, которые представляли важнейшие изобретения и открытия современности (книгопечатание, дистилляция, компас, масляная живопись, ветряная мельница, механические часы и т. д.).