Русалка на полотнах художников
05.06.2012 · 23:00
- “У русалки мерцающий взгляд, Умирающий взгляд полуночи, Он блестит, то длинней, то короче, Когда ветры морские кричат. У русалки чарующий взгляд,
- У русалки печальные очи.”
- Николай Гумилев РУСАЛКА
Русалки – пришли из украинской мифологии. Персонаж в основном женский и появляющийся на земле во время зеленой денели (это неделя до православного праздника Троицы и неделю после) и по преданиям наших предков, именно в это время не рекомендовалось купаться в водоемах.
Русалки – это такие мифологические существа, которые всегда привлекали, привлекают и будут привлекать многих творцов: поэтов, художников, скульпторов, музыкантов, писателей.
Мир легенд и тайн манил к себе во все времена и века, желание соприкоснуться с этим миром, будоражит фантазию и заставляет создавать шедевры мирового искусства.
Тайные и загадочные произведения завораживают и очаровывают любителей, знатаков искусства и людей далеких от искусства.
Одна из интересных работ, по моему субъективному мнению, английского художника 20 века Джона Уильяма Уотерхауса. Он известен своими мифологическими, женскими образами.
И мне нравится его картина (ниже представлена в фото галлерее), на его полотне Русалка застыла расчесывая свои волосы, сидя на берегу моря, возможно увидела в далике человека и задумалась, мечтая о земной любви. В некоторых местах русалок считали злыми духами, у которых вместо ног – рыбий хвост.
Они выплывали на берег, распевая восхитительные песни неземными голосами и расчесывая свои прекрасны косы, заманивали в воду и губили заблудших рыбаков и путников.
У древних славян русалки были связаны с культом плодородия. Исполнялись хороводные песни, в которых русалки призывались помогать росту хлебов. Они владели колодцами и озёрами и умели управлять стихиями природными. Прекрасные девушки с распущенными волосами, подчиняются Богу Яриле и его отцу – Велесу.
Днем они водят хороводы и поют песни, по ночам они плещутся в воде, расчесывают возле воды свои длинные волосы.
Их боялись, они могли украсть некрещеных девочек или утопить женщину, которая пошла купаться, не надев креста (они тоже станут русалками), а заблудших людей могли защикотать до смерти, сбить с пути, заманить в воду или делать небольшие пакости, например, запутать сети у рыбаков, похитить и испортить пряжу, нитки, полотно. Также считалось, что русалки способны управлять природными стихиями и могли насылать бури, ливни, град, засуху на поля. Еще по народным поверьям русалки могут и спасти утопающего. Но чаще все же их боялись и в качестве защиты и оберегов использовали полынь, чеснок, хрен.
Маковский К.Е. «Русалки». Описание картины
1879 г. Масло, холст.
Описание картины Маковского К.Е. «Русалки»
Современники называли Маковского не иначе как «блестящий Костя», а император Александр II считал «своим» художником и доверял ему написание портретов царской четы. Картины Константина Маковского никогда не оставались незамеченными. Так произошло и с его работой «Русалки», которая в свое время наделала много шума. Критики В. Стасов и В.
Гаршин дали резко негативную оценку полотну за чересчур «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов». Картина обсуждалась настолько бурно, что даже сам Александр II, достаточно спокойно относившийся к изобразительному искусству, впервые лично посетил Передвижную выставку.
Творчеством художника он остался доволен.
Что же так потрясло критиков и императора?
Сюжетом к картине Маковского послужил языческий праздник Русалии, о с 19 по 24 июня. Русалки считались силой темной, нечистой.
Но при этом, опасаясь встречи с ними в обычное время, в праздничную неделю люди сами их вызывали для предотвращения засухи – ведь стихией и местом пребывания русалок была вода.
Один из этих дней, когда веселятся и гуляют прекрасные русалки, и изображен на холсте.
Художник изобразил водных дев в полном соответствии с представлениями восточнославянской мифологии. По традиции, русалками считали как мистических, загадочных персонажей, так и вполне реальных людей, волею судьбы обернувшихся в русалок. Это могли быть умершие до замужества девушки, некрещеные младенцы, умершие или украденные у матери, люди, погибшие в русальную неделю.
Внешне персонажи славянской мифологии отличаются от привычного образа русалки. Славянских водяных дев не отличить от обычного человека – они не имеют рыбьего хвоста. У русалок роскошные длинные волосы, которые они никогда не заплетают в косы, а носят, распустив по плечам.
Нагота, за реалистичное, детальное изображение которой так критиковали художника, тоже соответствует традиционным представлениям о русалках. Чаще всего они изображались именно обнаженными, прикрытыми лишь зеленой листвой. В песнях своих русалки часто просили рубашек, а по поверьям, могли воровать пряжу, холсты и платки.
Любимое занятие русалок – резвиться в воде и качаться на ветвях деревьев. Занятых любимым времяпрепровождением и написал своих мифических героинь Маковский.
Картина наполнена ореолом мистики и загадочности. Мифологичность персонажей поддерживает фон картины – искусно подобранная художником палитра красок рисует завораживающую темную ночь, в которой в небо уходят молодые, окутанные туманной дымкой русалки, увлекая своим танцем и маня за собой случайного свидетеля их веселья.
Лучшие картины Маковского К.Е.
Что изображено
На картине изображена ночь, на фоне которой хорошо выделяются 19 русалок. Эти персонажи в соответствии с мифологией были духами, обитающими в различных водоемах. В ночное время суток они появлялись на берегу в виде молодых девушек.
Они пели, танцевали. По некоторым легендам даже могли очаровывать парней и заманивать их на самое дно.
На картине часть русалок стояли вместе, другие расположись по отдельности. С левой стороны из камыша вылезла еще одна девушка. Женские фигуры освещаются полной луной, что добавляет таинственности, сказочности. Лица почему-то изображены грустные.
Общая атмосфера картины довольно мрачная, нет ярких цветов, насыщенности, преобладают темные тона.
Критикам работа Крамского пришлась по душе. Не только потому, что она выглядела таинственно, но и по той причине, что данная тема была новой в живописи. Свежее всегда вызывает больший интерес.
Русалки
1879г, холст, масло, 261.5 x 347 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Демонстрировалась на VII Передвижной выставке в 1879 году.
«… в Петербурге умер Константин Маковский, блестящий «Костя» Маковский, так много шумевший в дни царствования императора Александра II. Этот государь, равнодушный к искусству, покупал его картины. В Эрмитаже того времени были его «Масленица», «Перенесение священного ковра в Каире» и «Русалки». Последняя картина, наделавшая много шума, дала повод Александру II впервые посетить Передвижную выставку.»
Если на полотне Крамского русалки представляются зрителю несчастными духами в длинных белых саванах, олицетворяющими свою печальную судьбу, то у Маковского – это прекрасные ведьмы, которые кружатся в причудливом танце. Каждая фигура вычурно изогнута и представлена в необычном ракурсе, а на матовой коже блестят всполохи луны. Вся картина «дышит» мистикой и какой-то тайной – зритель как бы невольно стал свидетелем этого таинственного танца-обряда.
Композиция картины рождает всю эту неудержимую динамику. Чувственный вихрь из обнажённых прекрасных тел взлетает от воды к лунному диску.
Слово русалка имеет двоякое происхождение. Первый вариант связан со словом русло, второй происходит от слова русый и обозначает цвет волос этих существ. Согласно легендам, русалки обладают длинными и густыми волосами. Они (иногда зеленого цвета) роскошными волнами спадают у них с головы, прикрывая все тело, обыкновенно нагое.
Под словом «русалка» жители полесских сел понимали не только персонажей определенного класса демонов (тип леших, домовых и т. п.), но и конкретных умерших в селе людей. Считалось, что русалками становились девушки, умершие до вступления в брак, особенно просватанные («зарученные») невесты, не дожившие до свадьбы, либо девушки и дети, умершие на Русальной неделе (в том числе и утонувшие в этот период), либо младенцы, умершие не окрещенными.
По преданию, во время Русальной недели (19 — 24 июня) русалок можно было увидеть вблизи рек, на цветущих полях, в рощах и, конечно же, на перекрестках дорог и на кладбищах. Рассказывали, что, во время танцев русалки исполняют обряд, связанный с защитой посевов. Они могли и наказать тех, кто пытался работать в праздник: вытоптать проросшие колосья, наслать неурожай, ливни, бури или засуху. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг.
Внешний вид русалок представляли по-разному: в Полесье, на Украине, их представляли юными девушками в белых одеждах или совсем без оных.
В других местах (Пинское Полесье, Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. В южнорусских поверьях РУСАЛКИ характеризовались более нейтральными чертами, которые, однако, сохраняли признаки потусторонней «нежити»: «РУСАЛКА в белом, косы распустит длинные, лица не видно, руки холодные, сама длинная, высокая»; «в лице краски нет да руки тощие»: «волосатая, с закрытыми глазамии в белой одежде».
Наиболее традиционные места их пребывания — вода и деревья — осмысляются в народной культуре как пути перехода из мира мертвых на землю и обратно.
Хотя по поверьям, русалок можно было встретить и на полях, и на кладбищах, на перекрестках дорог, на мостах. Даже в домах, где раньше жили девушки, обернувшиеся русалками.
Мистика картины “Русалки”
Пожалуй, одним из самых ярых любителей мистики в русской живописи является Крамской. Картина “Русалки” собрала вокруг себя столько опрометчивых мнений по поводу ее нехорошей репутаций, что все, к сожалению, не перечислить. История произведения связана, как ни странно, с Гоголем и его повестью “Майская ночь или Утопленница”. Если верить народной молве, девушки-утопленницы после смерти становились русалками, зазывая путников в свои сети. Именно их и хотел изобразить рисовальщик на картине.
Почему именно Гоголь? Как известно, Николай Васильевич также был не прочь писать о чем-то загадочном, вспомнить даже “Вия” или “Вечера на хуторе близ Диканьки”, а Крамской по несколько раз перечитывал эти произведения. Вероятно, такое тяготение к Гоголю и стало отправной точкой в области фантастической живописи. Художник хотел передать атмосферу майской ночи на Украине в мелких деталях, отсюда и эффект соприсутствия. Как говорил сам Крамской, картина “Русалки” не до конца отвечает его требованиям, ведь он так хотел изобразить свет луны, но “поймать” ее ему так и не удалось. Хотя мы видим, как холодный свет ночного светила скользит по образам таинственных русалок. Но это лишь часть того, что задумал сам автор.
Считалось, что мистические сюжеты были опасны, а если списывать их с произведений Гоголя, то вообще с ума можно сойти. Крамской даже шутил по этому поводу: “Хорошо, что с таким сюжетом я окончательно не сломал себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло”.
И действительно, в галереях и на выставках ей никогда не могли найти места. Картины рядом с “Русалками” падали, а из помещения слышалось чуть слышное пение и веяло прохладой. Но после того, как полотно перевесили в дальний угол, далекий от солнца, сверхъестественное прекратилось, вероятно, русалкам было слишком жарко на солнечном свете.
В чем мистика
Когда художник трудился над картиной, он постоянно переживал, что его работу воспримут плохо. Ведь тема полотна — потусторонние силы. В то время считалось, что это может быть опасно. Даже говорили, что произведения Гоголя негативно воздействуют на художников.
Когда первый раз картину Крамского выставили в галерее, рядом с ней висела работа под названием «Грачи прилетели», которая ночью неожиданно упала. Это не восприняли как что-то мистическое, пошутив, что русалки не хотят уживаться рядом с грачами.
В дальнейшем Третьяков купил обе эти картины, чтобы выставить в собственной галерее. «Русалкам» все никак не могли подобрать место, из-за чего постоянно перевешивали из одного зала в другой. Когда выбрали зал, работники галереи ночью услышали, как будто кто-то поет, и ощутили холодок, пробежавшийся на коже.
https://youtube.com/watch?v=ljO9AiLwIek
Третьяков не поверил доводам сотрудников. Но один раз сам заметил, что его всегда охватывала усталость, когда он долгое время пребывает рядом с этой работой. Те, кто посещал галерею, тоже утверждали, что данной картиной не получается долго наслаждаться.
А потом и вовсе появились сведения, что девушки, которые подолгу любовались полотном, становились сумасшедшими. Конечно же, доказательств этому не было.
Сейчас на картину Крамского никто не жалуется. «Русалки» перестали негативно действовать на людей. Считается, что это благодаря одной женщине, помогавшей семье Третьяковых. Именно она порекомендовала переместить полотно в место, где на нее не будет падать свет.
Она сказала, что русалкам плохо под солнечными лучами, поэтому они никак не успокоятся.
Третьяков, хоть и далек от суеверий, но связанные с этой картиной странности, заставили его прислушаться к совету помощницы. С той поры больше никто на «Русалок» не жаловался!
Крамской: из писаря в живописцы
Художник родился в мае 1837 года в Отец его был писарем, поэтому хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Так и случилось. После окончания учебы Иван работал писарем при Думе в своем городе
Но в 1853 году его внимание переключилось на другую деятельность, он стал обрабатывать фотографические снимки, этому его научил Тулинов, который был земляком Крамского
Так начался путь живописца в качестве художника. Уже в 1857 году он поступил на учебу в Художественную Академию в Петербурге. Успехи молодого человека были настолько явными, что за одну из картин Иван Николаевич получил золотую медаль.
Среди работ рисовальщика были портреты известных людей, с помощью которых он набил руку в этом жанре, однако самой известной его картиной является “Христос в пустыне”. Она стала пиком развития Крамского в религиозной живописи.
Невообразимое количество полотен и фотографий осталось наследникам в память о замечательном художнике, скончавшемся от проблем с сердцем в возрасте пятидесяти лет.