Происхождение
Родился 21 ноября 1898 года в небольшом городе Лессин, что в сорока километрах от столицы Бельгии Брюсселя, в семье предпринимателя и модистки. Коммерческая деятельность отца, Леопольда Магритта, была связана с торговлей тканями, в одной из швейных мастерских он и познакомился с Региной Бертиншан, будущей женой. Рене стал первым ребёнком в семье. Через два года Магритты переехали в Гилли, здесь с разницей в два года появились на свет ещё два мальчика, Пол и Раймон. В 1904 году семья перебралась в Шатле. Здесь в 1910 году Рене закончил начальную школу. Край, где жили Магритты, славился богатыми угольными рудниками и позволял отцу успешно вести бизнес. Это давало возможность семье жить безбедно и даже иметь слуг.
Биография Рене Магритта
Наравне с произведениями Сальвадора Дали стоит творчество Рене Магритта – известного бельгийского художника, который родился в городе Лесине в 1898 году. В семье, кроме Рене. было еще двое детей, а в 1912 году случилось несчастье, которое повлияло на жизнь и творчество будущего художника – погибла мать. Это отразилось в картине Рене Магритта «Памяти Мака Сеннета», которая была написана в 1936 году. Сам художник утверждал, что обстоятельства никак не влияли на его жизнь и творчество.
В 1916 году Рене Магритт поступил в брюссельскую Академию искусств, где познакомился со своей будущей музой и женой Жоржетой Бергер. После окончания Академии Рене работал над созданием рекламных материалов, и относился к этому достаточно пренебрежительно. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. В это же время началось формирование течения в Брюсселе, представителем которого и стал Рене Магритт наравне с Марселем Лекамтом, Андре Сури, Полем Нуже и Камилем Гемансем.
Переезд в Париж
Французская столица в те годы стала центром притяжения разноплановых художников, сюрреалисты не стали исключением. Магритт уже достаточно зарабатывал творчеством, и в 1927 году он с женой едет в Париж. Здесь знакомится с Анри Бретоном и вливается в его объединение сюрреалистов. В спорах с другими художниками Магритт всегда отстаивал свою индивидуальность. Отрицая заложенный в картины психоанализ, обретал и оттачивал собственный парадоксальный стиль, больше философский, чем психологический. Считал своим открытием «перетекание предмета в предмет, отличный от себя», немедленно запечатлевая метаморфозы на картинах при внезапных озарениях. Понимания среди сюрреалистов не находил, пока за него не вступился Дали, который опубликовал лестный отзыв о «Вероломстве образов» в газете. Но перемирие длилось недолго: атеист Бретон, заметив, что Жоржетта носит крестик, в ультимативной форме призвал её избавиться от «этого предмета». Но получил отказ, вместе с которым отношения дали трещину.
Отличительные характеристики сюрреализма
Сюрреализм – это сложное направление в живописи, которое многие художники понимали и понимают по-своему. Поэтому неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. К первому ответвлению можно смело отнести Миро, Макса Эрнста, Жана Арпа и Андре Массона, в работах которых основное место занимали образы, плавно переходящие в абстракцию. Второе ответвление берет за основу воплощение ирреального образа, порожденного подсознанием человека, с иллюзорной точностью. В этом направлении работал Сальвадор Дали, который является идеальным представителем академической живописи. Именно его работам присуща точная передача светотени и тщательная манера письма – плотные предметы обладают осязаемой прозрачностью, твердые же растекаются, массивные и объемные фигуры приобретают легкость и невесомость, а несовместимые могут соединяться воедино.
Магритт среди бельгийских художников
Со времени своего приезда в столицу Магритт постепенно вливался в творческий круг, знакомился с поэтами, архитекторами и художниками разных направлений. Так, он оказался среди дадаистов, авангардистов, движение которых только зародилось в годы войны как ответ на целесообразные и логичные действия людей, в том числе правящих миром. Иррациональность и неприятие признанных канонов как принципы дадаизма были близки Магритту. Он в дружбе с абстракционистом Флоке – в 1919-1920 годах они вместе снимают студию. С братьями Буржуа, поэтом и архитектором, выпускает несколько номеров журнала.
В 1919 году Магритт начал выставляться. Работы вполне соответствовали своему времени – сначала это были не картины, а афиши, затем публика увидела и холст. Ранние произведения художника созданы под влиянием новейших тогда направлений в изобразительном искусстве кубизма и футуризма.
Личная жизнь
Со своей будущей женой, Жоржеттой Берже, Рене познакомился в 15 лет, когда жил в Шарлеруа. Девочка была младше на 3 года. Подростки дружили до начала войны, затем семья Жоржетты уехала в Брюссель. Здесь и произошла их случайная встреча, 6-летняя разлука не помешала молодым людям узнать друг друга. Детская симпатия и юношеский трепет переросли в любовь. Но предстояло пережить ещё одну разлуку – в 1920 году Рене призвали в армию. В 1921-м он вернулся к невесте, и 28 июня 1922 года состоялось бракосочетание. Со временем у Жоржетты проявились проблемы со здоровьем – она не могла выносить ребёнка (происходили выкидыши). Супруги смирились с тем, что у них не будет детей, и, чтобы наполнить дом и свою жизнь, завели собаку, померанского шпица, с которым ходили везде: и в кафе, и в кино.
Жоржетта любила порядок и была неревнивой женой, к посиделкам мужа с друзьями относилась спокойно. У супругов всегда были тёплые отношения. Художник говорил, что всех женщин писал со своей музы, любимой жены. Лишь однажды, в 1936 году, Магритт заскучал в спокойном браке – влюбился в экстравагантную Шейлу Легг, эпатажную художницу. Жоржетта в ответ увлеклась другом семьи, Полем Колине, да так, что попросила развода. Только война (оккупация фашистами Бельгии в 1940 году) отрезвила супругов, и они воссоединились. Больше не расставались.
Спал художник по 12 часов в сутки, остальное время свободно работал, мастерской у него никогда не было, писал в основном на кухне (самом тёплом помещении в доме). Вёл простой, совсем не богемный образ жизни, не любил путешествовать и вообще перемены.
Дома лучше, но 1930-е были нелегки
Обстановка непонимания в Париже и материальные трудности вынудили Магриттов уехать в Брюссель. Рене снова взялся за оформление плакатов, афиш, пластинок и выставочных конструкций. Постепенно выровнялась ситуация с деньгами, живописец выставлялся в новом Дворце изящных искусств. В целом в 1930-е годы картин писал мало, но в те редкие, на которые всё же хватало времени, вкладывал максимум творческой мысли – им свойственна лаконичность, смысловая сложность и ёмкость. Эти годы были нелёгкими для Магриттов, положительным моментом было примирение с Бретоном, а также прочими сюрреалистами в 1933 году.
Годы Второй мировой войны
Началась война. Сильной армии у Бельгии не было и 28 мая 1940 года она капитулировала. Для страны начались годы оккупации с принудительными работами, отправкой бельгийцев в Германию, политическими и национальными репрессиями. На фоне бед и пессимистичных настроений общества художник перестраивается – яркие и радостные картины Рене Магритта с описаниями природы, понятными, выразительными и приятными для глаза, призваны поднять дух людей. Это светлые произведения под названиями: «Возвращение», «Раннее утро», «Благоприятное знамение» и другие. Бретон с коллегами не оценили такого поворота и поторопились исключить Рене из рядов сюрреалистов, хотя после войны его творчество явно возвращалось к привычному стилю.
Отношение к другим картинам
Одним из наиболее распространенных художественных приемов Магритта было использование предметов, чтобы скрыть то, что за ними скрывается. Например, в «Сыне человека» (1964) яблоко скрывает лицо человека в котелке, а в «Принципе удовольствия» (1937) яркая вспышка также скрывает лицо. В «Условиях человека» сокрытие появляется в виде картины внутри картины.
Магритт так сказал о своей работе 1933 года:
- Перед окном, видимым изнутри комнаты, я поместил картину, представляющую именно ту часть пейзажа, которая покрыта картиной. Таким образом, дерево на картинке скрывало дерево за собой, за пределами комнаты. Для зрителя это было как внутри комнаты внутри картины, так и снаружи в реальном пейзаже.
Магритт продолжает свое объяснение в письме бельгийскому поэту Ахиллу Шаве.
«Именно так мы видим мир, а именно, вне нас; хотя мы имеем только одно представление о нем внутри нас. Точно так же мы иногда вспоминаем прошлое событие как происходящее в настоящем. Время и пространство теряют значение, и наш повседневный опыт становится первостепенным. Вот как мы видим мир. Мы видим его вне себя, и в то же время у нас есть только представление о нем в себе. Таким же образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем
Время и пространство, таким образом, теряет вульгарное значение, которое принимает во внимание только повседневный опыт. Такие вопросы, как «Что означает эта картина, что она представляет?» возможны только в том случае, если человек неспособен видеть картину во всей ее правде, только если он автоматически понимает, что очень точное изображение не показывает в точности, что это такое
Это все равно, что верить в то, что подразумеваемое значение стоит больше, чем явное значение. В моих картинах нет подразумеваемого смысла, несмотря на путаницу, которая придает символическое значение моей картине. Как можно получать удовольствие от интерпретации символов? Они являются «заменителями», которые полезны только для ума, неспособного познать сами вещи. Поклонник интерпретация не может видеть птицу; он видит ее только как символ. Хотя такой способ познания «мира» может быть полезен при лечении психических заболеваний, было бы глупо путать его с умом, который можно применить к любому виду мышления. вообще.»
Картины внутри картин часто появляются в произведениях Магритта. «Евклидовы прогулки» (1955), возможно, больше всего похожи на «Состояние человека». Он помещает полотно перед высоким окном, изображающее башню тесного дома и улицу внизу. В фильме «Пленница-ярмарка» (1947) есть пляжная сцена с установленным мольбертом. Как и в предыдущих случаях, он содержит холст, изображающий то, что зритель может ожидать за ним. Однако на этот раз пламя от горящей тубы перед кадром «отражается». В «Зове пиков» (1942) изображено горное полотно на фоне гор, которое справа прикрыто занавеской.
Список подобных работ может быть легко расширен , чтобы включить такие картины , как ключ к Fields (1936), его 1964 реинкарнации Вечереет и 1942 работы домен Арнхейма , все из которых имеют разбитые окна , чьи Осколки стекла на полу все еще показывают внешний мир, который они раньше скрывали.
Еще одна серия произведений, которые демонстрируют как сильное сходство, так и сильные различия с «Условиями человека», — это работы под названием «Будильник» . В этих работах картина размещается на мольберте перед окном или на балконе с простым пейзажем на заднем плане. Однако картина не показывает, что может быть позади, а представляет собой перевернутый базовый фруктовый натюрморт.
Анализ: Сначала автоматически предполагается, что картина на мольберте изображает ту часть пейзажа за окном, которую она скрывает от глаз. Однако после минутного размышления можно понять, что это предположение основано на ложной предпосылке: то есть, что образы картины Магритта реальны, в то время как картина на мольберте является репрезентацией этой реальности. На самом деле разницы между ними нет. Оба являются частью одной картины, одного и того же художественного произведения. Возможно, именно на этот повторяющийся цикл, в котором зритель, даже против своей воли, видит одно как реальное, а другое как репрезентацию, и ссылается название Магритта.
Контекст
По определению Магритта, он творил магический реализм: используя знакомые предметы, создавал незнакомые комбинации, которые заставляли зрителя беспокоиться. Названия для большинства картин — все эти загадочные, окутывающие формулировки — придуманы не самим художником, а его друзьями. Закончив очередную работу, Магритт приглашал их и предлагал устроить мозговой штурм. Сам же художник оставил довольно подробное описание философии своего искусства и восприятия мира, его понимания взаимоотношений между объектом, его изображением и словом.
«Репродуцирование запрещено», 1937.
Один из хрестоматийных примеров — картина 1948 года «Вероломство образов». На ней изображена знакомая всем курительная трубка, сама по себе не вызывающая никаких волнений в тонко организованной душе артистической натуры. Если бы не подпись: «Это не трубка». «Как это не трубка, — возникал вопрос у зрителей, — когда прекрасно видно, что ничем, кроме как трубкой, это быть не может». Магритт парировал: «Вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной «Это трубка», я бы солгал!»
«Вероломство образов», 1928−1929 гг.
В каждом произведении Магритта есть своя логика. Это не череда ночных кошмаров и снов, а система связей. Художник вообще скептически относился к тому, с каким рвением сюрреалисты штудировали Фрейда и, едва пробудившись, старались как можно подробнее запечатлеть увиденное во сне.
У художника есть цикл работ — «перспектив», на которых герои картин именитых мастеров умирают. То есть Магритт осмысливает изображенных на полотнах как живых людей, которых ждет смерть рано или поздно. Например, Магритт взял портреты мадам Рекамье кисти Давида и Франсуа Жерара и на их основе написал две перспективы. И ведь не поспоришь: как бы ни была прекрасна светская львица, но и ее ждала та же участь, что и последнюю замухрышку.
Жак-Луи Давид «Портрет мадам Рекамье», 1800.
«Перспектива мадам Рекамье Давида», 1951.
Франсуа Жерар «Портрет мадам Рекамье», 1802.
«Перспектива мадам Рекамье Жерара», 1950
То же Магритт проделал с «Балконом» Эдуарда Мане, на котором заменил людей гробами. Кто-то воспринимает цикл «перспектив» как арт-богохульство, кто-то как шутку, но если призадуматься, то это лишь трезвый взгляд на вещи.
Признание и гражданский долг
В 1918 году юноша закончил Королевскую Академию изящных искусств. Выйдя за порог «альма-матер», стал мучительно искать средства к существованию.
Пойти против своей идеи, подстроившись под вкусы публики, он не мог. Поэтому устроился в мастерскую, занимающуюся росписью обоев.
Печальнее противоречия трудно представить: художник, который более всего пытался запечатлеть мысль, был вынужден рисовать цветочки на обоях.
Но Рене продолжал писать в свободное время. Героями его картин становятся обыденные предметы. Вернее идеи, спрятанные за ними.
Существует серия картин-отрицаний, где художник нарочно рисует, например, трубку и оставляет подпись: «Это не трубка»
Привлекая тем самым внимание к тому, что находится за привычной оболочкой предмета
Рене Магритт. Вероломство образов (Это не трубка). 63,5 x 93,9 см. 1948 г. Частная коллекция. Wikiart.org.
Каждая картина Магритта – это остроумная самостоятельная история. Компоненты полотна не растекаются, не деформируются. Они реалистичны и узнаваемы.
Но в композиционной совокупности образуют какую-то совершенно новую мысль. Мастер утверждал, что в каждую его картину «зашит» особый смысл. Никакого бестолкового нагромождения.
В чем, например, смысл в дожде из людей на картине “Голконда”? Сам художник никогда не расшифровывал своих картин. Каждый сам для себя ищет скрытый подтекст.
Рене Магритт. Голконда. 100 x 81 см. 1953. Частная коллекция, Хьюстон. Artchive.ru
В 1927 году открывается первая выставка Рене, которая не имеет успеха у критиков. И чета Магриттов уезжает в Париж, столицу авангардного искусства.
После недолгого сотрудничества с кружком Бреттона, художник избирает свой путь и быстро добивается успеха.
Современники вспоминают, что Рене отличался от всех художников. У него никогда не было своей мастерской. А в доме, где Магритт жил, не было характерного для живописца беспорядка. Магритт говорил, что краска создана для того, чтобы наносить её на холст, а не размазывать по полу.
Впрочем, такими же “чистыми” и даже суховатыми были его картины. Чёткие линии, идеальные формы. Предельный реализм, переходящий в иллюзию. Как на картине “Условия человеческого существования”.
Рене Магритт. Условия человеческого существования. 1934 г. Частная коллекция. Artchive.ru
С наступлением войны, Магритт начал писать картины, не свойственные своему стилю. Периодом “Ренуара” назовут это время искусствоведы.
Рене считал, что это его гражданский долг, писать жизнеутверждающие образы, давая зрителю надежду. Голубь мира с хвостом из цветов – яркий пример «военного» искусства Магритта.
Рене Магритт. Благоприятное знамение. 1944 г. Частная коллекция. Wikiart.org
Самые известные картины Рене Магритта
За свою жизнь художник написал около двух тысяч картин. Создал много повторов и вариантов сюжетов, потому что арт-дилер нередко снабжал его специфическими заказами – интерпретациями популярных образов по-новому.
Наиболее известны картины Рене Магритта под названиями:
- «Влюблённые» (1928);
- «Условия человеческого существования» (1933, 1934);
- «Любовная перспектива» (1935);
- «Пронзённое время» (1938);
- «Вероломство образов» (1948);
- «Голконда» (1953);
- «Империя света» (1950-е);
- «Личные ценности» (1952);
- «Большая семья» (1963);
- «Сын человеческий» (1964);
- «Препятствие пустоты» (1965).
Как истинный сюрреалист, Магритт большое значение уделял слову, то есть названию картины. Мучительно искал меткое, советовался с друзьями, но, как правило, давал своё. О толковании своих работ говорить не любил, утверждая, что в них нет символов, но эти слова были покрывалом, скрывающим глубоко личное. Смотреть и думать каждый зритель должен сам.
Рене Магритт «Влюблённые». Что это за картина?
«Сын человеческий» – портрет многих
Биография и творчество Николая Рериха, уникума в искусстве и не только