Архитектура
Архитектурный модерн (так же как и стиль Хай-Тек в архитектуре) в Европе был распространен в 1890-1910 гг. Особенностью является стремление создавать не только красивые, но и функциональные здания. Все элементы конструкции каждого строения поддавались художественной обработке (двери, лестницы, столбы и прочее).
Виктор Орта (Бельгия) был одним из первых зодчих, проектирующих здания в стиле модерн. Несущие конструкции выполнялись преимущественно из железа и напоминали фантастические формы необычных растений. Он также использовал новые строительные материалы, среди которых были стекло и железо. Все детали от дверных ручек и до лестничных перил выполнялись в одном стилевом направлении.
Модерн во Франции развивался благодаря Эктору Гимару, который спроектировал павильоны в метро Парижа. А дома в стиле модерн, сооруженные Антонио Гауди, превосходно вписывались в пейзаж. Они больше походили на чудеса природы, нежели на настоящие сооружения, созданные человеком.
Архитектура этого направления отличается своим многообразием. Строения напоминают одновременно и замки, и мавританские дворцы и корпуса заводских зданий.
С течением развития модерна начали выделяться такие направления, как:
- Неоромантизм.
- Иррационализм.
- Неоклассицизм.
- Рационализм.
- «Кирпичный стиль».
- Конструктивизм.
- Брутализм.
В определенных регионах и городах модерн отличался особенными чертами, и поэтому появились термины: берлинский, московский, русский, провинциальный, венский, парижский, рижский и множество других направлений. На территории России можно наблюдать строения в «северном стиле (финском)» (в Санкт-Петербурге, Сортавале, Выборге).
Стиль модерн возник в то время, когда появилась необходимость не только в шикарных замках и церквях, а еще и в магистралях, вокзалах, выставочных залах, аэродромах, заводах. Появляется необходимость в использовании новых строительных материалов: стекла, бетона, стали. Кроме того, наблюдаются изменения в технологиях производства кирпича, камня и древесных материалов.
В архитектуре происходит отказ от симметричности форм: появляются огромные окна в виде витрин («магазинные окна»). Получает развитие идея строительство многоэтажных зданий, проектируются окончательные варианты жилых домов в стиле модерн (на фото).
Главный офис сайта “ВКонтакте” в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте
Модные веяния
Дизайн женской одежды в стиле модерн относился к салонному типу. Прелестные дамы того времени – изящные, с вытянутой фигурой (готической), развивающимися длинными волосами, а также с выразительным мечтательным томным взглядом. В своем становлении и развитии модные тенденции модерна разделились на несколько этапов:
1898-1900 гг
– особое внимание уделялось правильно осанке. Женский наряд состоял из юбки по типу колокола (подол удлинялся)
Трен на подоле отделывался оборками. Рукава-жиго расширялись к плечам.
1901-05 гг. – популярен S-образный силуэт (узкая талия и большая грудь). Женщины носили шляпы больших размеров, линия плеча в наряде принимает более естественные формы. Юбки обильно декорируются, а буфы на рукавах сдвигаются ближе к локтям. Талия милой прелестницы затягивалась в корсет (до 55-60 см), поэтому верх женского торса наклонен вперед. Такой силуэт носил название “голубиная грудь”. Выразительная выпуклая форма сзади создавалась за счет клеша на юбке, который прилегал к упругим бедрам. Юбки для бальных платьев имели одну особенность – вокруг элегантных туфелек они ложились веерообразно. Этот эффект достигался благодаря дополнительному трену.
1905-07 гг. – во время третьего периода укорачивались юбки (открывался носок туфель), а элементы декорирования исчезают почти полностью. Женский силуэт возвращается к обычному виду (вертикальному), что отражается на примерах одежды в стиле модерна. Постепенно выходят из моды корсеты, а после 1903 года покрой нарядов становится более просторным и не стесняет движений.
На смену спокойным оттенкам приходят яркие красочные цвета.
Для пошива использовали шелка – тончайший крепдешин, шифон и парча, а также тафта. Применялся тяжелый бархат, полотно, репс и велюр.
Отделкой для нарядов служили: шарфы, банты, тесьма, плиссе, роспись, кружева, искусственные цветы, вышивка (золотые нити, бисер, мишура), кораллы, яркие блестки, бусы. Обувь на каблуках: сапоги на шнуровке, туфли.
Использовали также дополнительные аксессуары: шляпки-ток, элегантные тросточки, зонтики с тканевыми оборками, перчатки, муфты.
Модернизм в скульптуре
Скульптура как жанр изобразительного искусства точно так же испытала на себе новые веяния времени. Как и в живописи, одним из красивейших направлений в скульптуре является импрессионизм. Наиболее полно влияние импрессионизма ощущается в скульптурах Огюста Родена (1840-1917). Роденовский «Мыслитель» – шедевр на века, восхищающий многие поколения людей в разных странах:
Скульптуре модернизма, за небольшим исключением, присущи мягкие обтекаемые изгибы, часто похожие на изгибы тела человека или животного. Даже основоположник кубизма Пабло Пикассо в скульптуре, в отличие от живописи, использовал намного более обширный арсенал художественных средств. Так, руке мастера принадлежит весьма милая скульптура козочки, где о кубизме напоминает разве что подставка под фигурку:
Еще одним полем для экспериментов стала работа Пикассо с плоскими листами железа. Изготовленная из плоских листов 15-метровая 147-тонная скульптура установлена в Чикаго:
Вообще, масштабность можно считать одним из компонентов, из которых складывалась скульптура модернизма. Так, основатель кинетизма в скульптуре Наум Габо (1890-1977) воплощал масштабные композиции, которые посредством движения и игры света создавали потрясающие визуальные эффекты. Например, как его кинетическая скульптура в Роттердаме:
Еще один представитель кинетизма – это Александр Колдер (1898-1976). Правда, он более прославился своими «стабили», т.е. статичными скульптурами из окрашенного металла. Одна из узнаваемых скульптур Колдера «Человек» установлена в Монреале:
Нашлось в скульптуре место и сюрреализму. Ярким примером служит сюрреалистическая скульптура «Телефон-омар», выполненная Сальвадором Дали в соавторстве с Эдуардом Джеймсом (1907-1984):
Больше о скульптуре модернизма вы узнаете из видеолекции сотрудника Московского музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Натальи Кортуновой «Скульптура модернизма: основные тенденции и главные имена»:
https://youtube.com/watch?v=FQjAVRJ_fdE
А мы переходим к архитектуре модернизма.
Архитектура
Сиднейский оперный театр
Архитектурный модернизм – переломное по содержанию движение в архитектуре XX столетия. Оно связано также с отрицанием прошлых форм, методов, конструкций и обновлением старого стиля. Охватывает период, начиная с самого начала века и до 70-80 г.г. (в Европе), когда на смену пришли новые тенденции в архитектуре(как Деконструктивизм). Общее модернистское движение включает в себя несколько архитектурных стилевых направлений:
- европейский функционализм (20-30-е годы);
- советский конструктивизм и рационализм 20-х годов;
- «баухауз» в Германии;
- стиль ар-деко;
- интернациональный стиль;
- брутализм;
- органическая архитектура.
Всё это ветви одного дерева – архитектурного модернизма. Общее кредо – созидание нового, соответствующего сегодняшнему дню. Установка на новизну архитектурных сооружений является первостепенным принципом. Планируемые проекты должны содержать инновационные идеи, касающиеся внешних и внутренних форм конструкции.
Главные принципы архитектурного модернизма:
- применение современных строительных материалов;
- функциональный подход к решению внутреннего пространства сооружений;
- отсутствие украшений в декоре;
- отказ от исторических реминисценций в облике конструкций;
- «интернациональный характер» сооружений.
Предшественниками архитектурного модернизма считаются так называемые «неостили»: отечественный модерн, югендстиль в Германии, австрийский сецессион, ар-нуво во Франции и неоклассицизм. Последующий стиль – постмодернизм – призывал архитекторов вернуться к традиционным истокам и не выдвигать на первый план функциональность сооружений.
Коттедж в Тбилиси – архитектура модернизма
Сальвадор Дали (1904-1989)
С. Дали. Фотография 1939 г.Полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль. Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
«Телефон-омар» – сюрреалистическая скульптура, созданная С. Дали совместно с художником-сюрреалистом Эдуардом Джеймсом в 1936 г.Композиция представляет собой обычный телефон, трубка его изготовлена из гипса в виде муляжа омара.Эта скульптура – пародия и шутка, выражающая протест Дали против поклонения технике.
С. Дали «Венера Милосская с ящиками»Производная работа от знаменитой античной статуи. Ящики всегда были открытыми. Они обозначали обыскивание, но смысл скульптуры и повод для её создания неизвестны.
Модерн в архитектуре
Книга «Городские церкви Рена», оформленная Артуром Макмердо, предназначалась в первую очередь для архитекторов, поэтому неудивительно, что модерн начал распространяться именно в их среде.
Первым архитектором модерна был бельгиец Виктор Орта, спроектировавший в 1892 году особняк Тассель в Брюсселе. Здание произвело фурор, а Орта провозгласили создателем «нового стиля» в архитектуре. После того как Эктор Гимар, его последователь, представил новый стиль в Париже, модерн начал триумфальное шествие по Европе.
Лестница в особняк Тасселя в Брюсселе, архитектор Виктор Орта. Фотография: Wikimedia Commons
Коридор Кастель Беранже в Париже, архитектор Эктор Гимар. Фотография: Wikimedia Commons
Павильон парижского метро, архитектор Эктор Гимар. Фотография: Wikimedia Commons
Живопись модерна
На живопись и скульптуру модерна сильное влияние оказал символизм, который стремился переходить от традиционных форм XIX века к новейшим европейским течениям, носившим порою условную принадлежность к той или иной стране.
Для живописи модерна характерно стремление к созданию самостоятельной художественной системы. Одним из основоположников этих идей стала «Понт-авенская школа» с Полем Гогеном. В отличие от других стилей, картины и панно модерна рассматривались как элементы интерьера, придавая ему новую эмоциональную окраску. Поэтому декоративность стала одним из главных качеств живописи модерна.
Ника Самофракийская (ок. 190 до н. э.)
Скульптура Ники, греческой богини победы, является культовым образцом эллинистической греческой скульптуры. Это одна из немногих сохранившихся эллинистических скульптур, которая является греческим оригиналом, а не более поздней римской копией.
Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. В одежде, прилегающей к телу, богиня торжествующе движется вперёд, ведя войска к победе. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого мрамора из села Лардос на Родосе, правое крыло — гипсовая реконструкция.
Скульптура была найдена на острове Самотраки на территории святилища Великих Богов в апреле 1863 года, и в настоящее время выставляется в Лувре.
2.
Альберто Джакометти, швейцарский скульптор и художник, проживший большую часть жизни во Франции, в Париже, входит в число легендарных художников ХХ столетия.
Его творчество безошибочно узнаваемо, его имя известно в любой точке земного шара. Без эпатажа и громких деклараций он воплощает в пластических композициях свое мировоззрение. Меняя пропорции человеческого тела, искажая и доводя до абсурда привычное представление о том, как оно должно изображаться, он сумел изменить отношение к скульптуре у целого мира. Поэтому его так часто сравнивают с Пикассо и противопоставляют ему. Оба художника, и Джакометти, и Пикассо, каждый по-своему поставили точку в истории классического искусства. После них никому не придёт в голову работать в традиционной манере — мир художников прочно встал на рельсы модернизма. Известность Джакометти приносит неповторимый собственный стиль в скульптуре, который позже назовут экзистенциальным. Многие скульптурные композиции Джакометти выстроены вокруг ребристых форм, будто спаянных из параллельных планок. Данная скульптура вызывает ассоциации не то с деталями промышленных конструкций неизвестного назначения, не то с музыкальными инструментами.
Альберто Джакометти. «Невидимый объект» (1934) |
---|
Позднее Джакометти обращается к работе с натурой, постепенно добиваясь неповторимого уникального виденья человеческого тела и философской глубины. Узкие вертикали почти бесплотных фигур его «зрелого стиля» собирают и удерживают любое пространство — от музейного интерьера до городских площадей.
Живописные и графические работы Джакометти — это тоже почти всегда изображения людей. Складываясь из промежуточных, рабочих, эскизных штрихов в выразительные портреты, они сохраняют процесс поиска истины, сущности модели, передают хрупкость и недолговечность всего живого.
Альберто Джакометти. Very Small Figurine, 1937-1939 гг. Гипс, следы красок, 4.5 x 3 x 3.8 см. |
---|
За несколько дней до захвата Парижа немецкими солдатами в 1940 году Джакометти с братом пытаются покинуть город на велосипедах. Колонну беженцев обстреляют из воздуха. Следующие 5 лет Альберто, который окажется непригодным для службы, проведет в Женеве. Он работает в гостиничном номере и лепит крошечные человеческие фигуры. Когда война закончится, он упакует эти скульптуры в спичечные коробки и повезет в Париж. Европа после Второй мировой войны опустошена, разрушена, обескровлена. Люди брошены со всеми своими травмами, невозместимыми потерями, одиночеством, стыдом и отчаяньем. И абстракция часто оказывается единственным языком, подходящим для разговора об этой катастрофе. Альберто Джакометти возвращается в Париже по окончании войны с несколькими спичечными коробками — в этих коробках его скульптуры за несколько прошедших военных лет. Крошечные человеческие фигурки, безликие и хрупкие, почти исчезнувшие. Но в ближайшие несколько лет они начнут расти.
Есть что-то щемящее и символичное в скульптурах этого периода: размер каждой не больше пары сантиметров. Человек, который в сотни раз меньше любого окружающего пространства, куда бы он ни попал. Позже каждую из этих фигур Джакометти установит на необъятную, умножающую одиночество подставку. Это одиночество метафизического свойства, чувство абсолютной внутренней покинутости человека в мире.
Альберто Джакометти. «Собака», бронза, 1951г. |
---|
Альберто Джакометти. «Большая тонкая голова» (Портрет брата художника) 1955 |
---|
Альберто Джакометти. «Шагающий человек». 1960г., 188 см. |
---|
Его работы напоминают остовы обгоревших деревянных культовых изваяний, дрожащие отражения в воде или удаленные силуэты, растворяющиеся в тумане. Это высокие, тонкие, практически исчезающие фигуры: идущие мужские и стоящие женские. На поверхности фигур всегда заметны следы пальцев скульптора, очертания небольших фрагментов глины, из которых создавалась, наращивалась фигура на металлическую арматуру.
Альберто Джакометти. Лес. 1950 г. Бронза. 57 × 61 × 49,5 см. |
---|
Экспозиция работ Альберто Джакометти на выставке музея семьи Гугенхейм в Бильбао, Испания. 2018 г |
---|
Терракотовая армия (конец III века до н.э.)
Терракотовые воины — это коллекция статуй в Сиане, Китай, изображающая армию первого императора династии Цинь — Ши Хуан-ди. Армия состоит из 8000 солдат, 130 колесниц и 670 лошадей. Эти фигуры — невероятный образец погребального искусства, созданный для защиты Императора в загробной жизни. Скульптуры были обнаружены в 1974 году местными крестьянами во время бурения артезианской скважины почти в 1,6 км от гробницы Императора.
Части коллекции часто являются участниками передвижных выставок по всему миру. В 1987 году на 11-й сессии ЮНЕСКО терракотовая армия была включена в список всемирного наследия как часть комплекса «гробницы первого императора династии Цинь».
Особенности стиля модерн в интерьере
Говоря об особенностях интерьера в стиле модерн, уместно вспомнить слова великого американского художника и
дизайнера Луиса Комфорта Тиффани (Louis Comfort Tiffany, 1848 – 1933), о том, что этот стиль подчиняется
только фантазии художника. Модерн — один из самых элегантных, изысканных и утонченных стилей, именно он
впервые рассматривает архитектуру здания и его внутреннее оформление как одну целостную композицию.
Декларирующий равенство искусств и ремесел, стиль признает равными по значению архитектурное проектирование
и оформление интерьеров, а его лучшие архитекторы и художники посвящают себя дизайну предметной среды.
Экстерьер и интерьер в модерне мыслятся как единое целое, в котором все подчинено одной цели и выполнено в
едином эстетическом стиле.
Модерн — один из самых элегантных, изысканных и утонченных стилей, именно
он впервые рассматривает архитектуру здания и его внутреннее оформление как одну целостную композицию.
Синтез искусств находит воплощение в роскошных особняках, где живопись и скульптура, цветные витражи и
мозаика, мебель и декоративное стекло подчинены единому образу. При этом, созданный дизайн сочетается с
новейшим комфортом — стеклянными оранжереями, радиаторным отоплением, лифтами и бассейнами. Провозглашая
лозунг «Назад к природе», модерн сочетая в себе естественную красоту и изящество природных мотивов с
современными комфортными формами.
Архитектура модернизма
Если в живописи модернизм прокладывал себе дорогу, встречая отчаянное сопротивление художественной среды и общественности, то изменения в архитектуре были продиктованы самой эпохой. Промышленная революция и разрастание городов, формирование новых социальных групп и классов городского населения, потребность в постройках самого разного назначения предопределили рождение модернизма в архитектуре.
Обновления требовали не только планировка и внешний облик зданий, но и технические строительные решения. В 1867 году во Франции был изобретен железобетон, что положило начало новой эре в строительстве. Использование металлических конструкций, железобетона и стекла – это основные отличительные черты модернизма в архитектуре.
Еще одной важной отличительной особенностью стал принципиальный отказ от избыточного украшательства и заимствования архитектурных традиций прошлого. Так, к образцам модернизма относится построенная в 1887-1889 годах Эйфелева башня, получившая свое название по имени архитектора Гюстава Эйфеля (1832-1923)
Модернистским является знаменитый Бруклинский мост, возведенный в 1883 году архитектором Джоном Реблингом (1806-1869).
Типичный образец модернизма в жилом строительстве тех лет – первый жилой дом из железобетона в Париже на улице Бенджамина Франклина, построенный в 1904 году архитектором Огюстом Перре (1874-1954):
Высотное строительство – другая отличительная черта модернизма в архитектуре. Это стало возможным, во-первых, благодаря использованию новейших стройматериалов, во-вторых, по причине растущего спроса на квадратные метры как жилых, так и торговых, промышленных, складских, учебных помещений. Условно говоря, возможность и потребность создали тот симбиоз, который привел к рывку в строительных технологиях.
В разных странах создаются учебные заведения, где обучают будущих инженеров и архитекторов. Учебные корпуса для таких заведений вполне предсказуемо выполнены в стиле модернизма. Для примера возьмем здание Высшей школы строительства и художественного конструирования «Баухаус» в Германии:
К слову, название школы впоследствии дало название архитектурному стилю, выработанному в стенах этой школы. В целом, в рамках модернизма зародилось несколько основных стилевых направлений, у каждого из которых были свои отличительные особенности.
Направления модернизма в архитектуре:
- Европейский функционализм (решение строительных задач по формуле «функция-конструкция-форма-качество»).
- Советский конструктивизм и рационализм.
- Баухаус (принцип функционализма в сочетании с доступностью и эстетикой).
- Ар-деко (декоративный стиль «дорогих отелей»).
- Брутализм (использование необработанного бетона).
- Органическая архитектура (форма определяется назначением и условиями окружающей среды).
- Интернациональный стиль.
Об интернациональном стиле стоит поговорить отдельно. При всей своей интернациональности и наличии общих фундаментальных принципов, в разных странах он воплощался по-разному. Условно говоря, и здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (на картинке слева), и Пляс Виль-Мари в Монреале (на картинке справа) – это образцы архитектуры интернационального стиля, однако разница в их облике хорошо заметна:
В любом случае, были соблюдены общие принципы интернационального стиля:
- Каркасная модульная система.
- Свободная планировка.
- Облегченные конструкции.
- Простые геометрические формы.
- Полный отказ от внешних украшений фасада.
Интернациональный стиль еще иногда называют «минимализмом 20 века». Главными фигурами данного направления модернизма считаются архитекторы Ле Корбюзье (1887-1965), Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969), Якобус Ауд (1890-1963).
Отдельно стоит сказать о таком деятеле, оставившем глубокий след в архитектуре, как Антонио Гауди (1852-1926). Формально и хронологически его работы относят к модерну, однако в оформлении многих строений можно обнаружить следы влияния готики и барокко. Большинство его построек богато украшены декором, что, в целом, не свойственно архитектуре модернизма. Ближе всего к канонам модернизма, пожалуй, спроектированный Гауди дворец Гуэль:
Большинство построек Гауди сконцентрировано в Барселоне (Испания) и ее окрестностях. Если вы не планируете в ближайшее время ехать в Барселону, настоятельно рекомендуем для ознакомления иллюстрированное издание «Гауди. Полное собрание работ», потому что тут лучше один раз увидеть, чем сто раз прочесть []. А у нас на очереди следующий раздел урока «Модернизм в литературе».
Модерн в XXI веке
Одно из главных и глобальных достижений модерна ― принцип проектирования «изнутри ― наружу» сегодня плотно внедрён в саму суть архитектуры, где форма здания подчиняется его наполнению.
Также принципы модерна используют в современном интерьере ― часто офисы крупных компаний выдержаны в едином стиле, в котором нет места чужеродному предмету. Стены, мебель и даже фурнитура подчинены единому порядку, принципы которого были заложены более ста лет назад.
Интерьер магазина re:Store в Санкт-Петербурге. Фотография: onajourney / Shutterstock
В современном интерьере модерн в почти первозданном виде сохранился в виде ламп «Тиффани» из разноцветного стекла, а на фабриках по-прежнему выпускают обои по эскизам Уильяма Морриса или с принтами, на которые дизайнеров вдохновило его творчество.
Главная область, где модерн существует с 1900-х почти без изменений ― это парфюмерия. Флаконы Lalique и Guerlain по сей день не теряют актуальности и служат объектом внимания коллекционеров.
Флакон парфюма Living Lalique. Фотография: Lalique
Флакон парфюма Lalique de Lalique. Фотография: Lalique
Флакон парфюма Guerlain Aqua Allegoria Pera Granita. Фотография: Guerlain
Флакон парфюма Guerlain Shalimar. Фотография: Guerlain
Сегодня наследие модерна выделяется ярким пятном на картах городов. Восстанавливаются не только сами постройки, но и интерьеры, мебель. Зданиям придают новые смыслы ― некоторые из них превращаются в рестораны, отели или музеи. Так, в Самаре в особняке Курлиных находится Музей модерна. В московских особняках этой эпохи исторически располагаются культурные организации или посольства разных стран.
«Модерн» ― modern, современный. И пусть современность модерна осталась далеко позади, его шлейф мы ощущаем уже больше века. Именно модерн заложил основополагающие в современности принципы ― тотальность в архитектуре, искусстве, дизайне.
Что дальше? В новом материале мы расскажем о следующем десятилетии, в котором зародились радикальные идеи модернизма как основы современного дизайна.
Модернизм
Альберто Джакометти , Кот , 1954, Музей Метрополитен
Гастон Лашез , « Плавающая фигура», 1927 г., бронза, нет. 5 из выпуска 7, Национальная галерея Австралии
Генри Мур , Двойной овал (1966), Фонд Генри Мура
Дэвид Смит , CUBI VI (1963) в Музее Израиля в Иерусалиме
Можно сказать, что движение современной скульптуры началось с выставки Родена на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. На этом мероприятии Роден показал своих бюргеров Кале , Бальзака , статуи Виктора Гюго , а выставка включала в себя первый публичный показ его ворот. Ада, в который входил Мыслитель .
Кубистическая скульптура в начале 20-го века была стилем, который развивался параллельно с кубистической живописью и формальными экспериментами Жоржа Брака и Пабло Пикассо . Начиная примерно с 1909 года и развиваясь до начала 1920-х годов, художники-кубисты разработали новые средства создания произведений искусства с использованием коллажа , скульптурной сборки с использованием разрозненных материалов и традиционного изготовления скульптур из гипса и глиняных форм. Некоторые источники называют бронзовую голову женщины Пикассо 1909 года первой кубистической скульптурой.
Андре Дерен , 1908, фотография опубликована в Gelett Burgess, , Architectural Record, май 1910 года. Скульптура: Nu debout (Стоящая женщина) , 1907
Такие художники, как Раймон Дюшан-Вийон (1876-1918), карьера которого была прервана его смертью на военной службе, и Александр Архипенко , прибывший в Париж в 1908 году и чья « Идущая женщина 1912 года очень быстро последовали примеру Брака и Пикассо. . Иосиф Чаки , скульптор из Венгрии, экспонировал свои первые кубизацию скульптуры в Париже в 1911 году Дюшан-Вийон , Жак Липшиц , Анри Лоренса и Цадкин и другие присоединились к ранее кубизацию скульпторов.
В начале 20-го века, в период кубистических инноваций, Пабло Пикассо произвел революцию в искусстве скульптуры, когда он начал создавать свои конструкции, созданные путем объединения разрозненных предметов и материалов в одно построенное скульптурное произведение; Пикассо заново изобрел искусство скульптуры с его новаторским использованием построения работы в трех измерениях с разрозненным материалом, скульптурным эквивалентом коллажа в двухмерном искусстве. Так же, как коллаж был радикальным развитием двумерного искусства; так строительство стало радикальным развитием трехмерной скульптуры. Появление сюрреализма привело к тому, что вещи, которые иногда называли «скульптурой», чего не было бы раньше, например, «непроизвольная скульптура» в нескольких смыслах, включая кулаж . В последующие годы Пикассо стал плодовитым гончаром , который с интересом к исторической керамике со всего мира привел к возрождению керамического искусства с такими фигурами, как Джордж Э. Ор, а затем Питер Вулкос , Кеннет Прайс и Роберт Арнесон . Марсель Дюшан впервые использовал слово « найденный объект » (по-французски: objet Trouvé ) или готовые изделия, такие как « Фонтан» (1917).
Точно так же работы Константина Бранкуши в начале века проложили путь для более поздней абстрактной скульптуры. В знак протеста против натурализма Родена и его современников конца 19-го века Бранкуши сводил предметы к их сущности, что иллюстрируется элегантно утонченными формами его серии « Птица в космосе » (1924). Эти элегантно изысканные формы стали синонимом скульптуры ХХ века. В 1927 году Бранкузи выиграл судебный процесс против таможенных властей США, которые пытались оценить его скульптуру как необработанный металл. Судебный процесс привел к изменениям в законодательстве, разрешающим беспошлинный ввоз абстрактного искусства.
Влияние Бранкузи, его словарный запас сокращения и абстракции, рассматривается в течение 1930 — х и 1940 — х годах, а также на примере таких художников, как Гастон Лашез , сэр Джейкоб Эпстайн , Генри Мур , Альберто Джакометти , Жоана Миро , Аусмундур Свейнссон , Хулио Гонсалес , Пабло Серрано , На Жака Липшица, а также на абстрактную скульптуру 1940-х годов повлияли и расширили Александр Колдер , Лен Лай , Жан Тингли и Фредерик Кислер, которые были пионерами кинетического искусства .
Интерьер
Модерн в организации интерьера отличается элегантностью линий, а также разреженность форм всех элементов декора. Значительную роль в оснащении внутренней обстановки строений сыграла увлеченность японскими мотивами.
Основным материалом художников стиля модерн было стекло. Но интересные узоры можно было также наблюдать на изделиях из фарфора. Медь и бронза использовались при изготовлении светильников. Мастера модерна активно разрабатывали новые модели светильных приборов, дизайном ювелирных украшений и столового серебра. На фото представлены светильники, выполненные в стиле этого направления.
На работы Годуина очень повлияло искусство японской мебели – деревянные детали гарнитуров окрашивались в светлые тона (серый или белый). Мода на японские мотивы возродила ширмы, которые были особенно популярны в 18-м столетии. Мебельные гении занимались также художественной росписью. Выпускники школы Нанси придавали различным предметам мебели из черного дерева необычные орнаменты и очертания в стиле модерн. Кресла-бержеры, диваны и стулья были оснащены резными панно, имеющими гибкие формы цветков ириса или ветвей деревьев, а ножки изготавливались в виде волнообразных композиций. На фото можно видеть, как стиль модерн в интерьере идеально сочетает в себе различные материалы, отлично гармонирующие друг с другом (стекло, метал, камень, дерево, обои, роспись).
Для отделки стен использовались обои с элементами росписи и шпалер. Рисунки являли собой символический характер. Особенно популярны были цветочные и растительные композиции, а также вязь. Не менее важную роль играет мозаика – ее изготавливают из керамики, стекла и прочих материалов. Мозаичными картинами украшают полы, стены и потолки.
Современные дизайнеры часто используют идеи модерна при создании интерьеров для гостиных комнат, спален и даже кухонь. На фото представлены наиболее удачные примеры в этом направлении.
Декор: царство гармонии
Отсутствие трех традиционных бичей архитектора XIX века (давление эстетических воззрений заказчика, недостаток средств, отсутствие профессионалов – строителей), породило небывалый всплеск новых идей и парадигм. Существенным толчком к созданию архитектурного стиля Модерн, стали идеи и образы, царившие на тот момент в изобразительном искусстве. Встал вопрос – можно ли реализовать в камне то, что художник творит на листе бумаги. Ранее это было невозможно. Знаменитый “Удар хлыста” (Цикламен) Германа Обриста, стал парадигмой, первичной идеей и главным символом Модерна.
Цветная роспись, огромные панно из майолики в фойе и на фасадах, изразцовый и мозаичный фриз, рельефные украшения, богатая лепнина, витражи. Природные линии, имитирующие морскую волну, женский локон, очертания цветка, воплощены во всем – от оформления фасада, включая кованые решетки лестничных проемов, вплоть до дизайна каждой дверной ручки и оформления звонка.Верховенство идеи, образа – базовое правило стиля Модерн. На практике это правило реализовано неимоверно многогранно. Богато украшенные колонны (в том числе изогнутые, наклонные), арочные конструкции, закругленные дверные и оконные проемы, сложное декоративное остекление – вот характерные элементы Модерна, созданные благодаря новым технологиям века.
Выводы
Итак, главной особенностью модернистского искусства стал отказ от традиций и поиск новых форм и концепций. Стилевое новаторство становится самоцелью. В результате эпоха модернизма привнесла в искусство множество идей. Модернизм во многом определил пути современного искусства. Стоит помнить, что именно в эту эпоху появилась профессия «дизайнер», благодаря которой каждый человек может создать в своём доме неповторимый, своеобразный интерьер. Так появился однотонный дизайн обоев для кухни и других комнат, создавались узкие прихожие с дизайном строгого модернизма и так далее.