Саврасов А.К.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, Москва – 1897, Москва)
Живописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1854).
Родился в Москве в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известного «видописца» К.И. Рабуса (1844-1850), где позже руководил пейзажным классом (1857-1882). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В 1862 побывал в ряде европейских стран, посетил всемирную художественную выставку в Лондоне. В 1870-е много работал на Волге: в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде и Юрьевце. Дружил с В.Г. Перовым, написал пейзажные фоны в ряде его работ.
Один из основоположников лирического пейзажа в русской реалистической живописи. Много сделал для утверждения национального характера русского пейзажа.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Весна в лесу Долгожданная весна приходит в каждый уголок нашего города. Она заглянет и под мостик, где начинает звенеть ручей, и пройдется по дорогам, оставив за собой следы в виде грязи. Но особые чувства от наступления весенней поры
- Сочинения по творчеству Пришвина Известный советский писатель родился в царской России, свою творческую деятельность начал при царской власти. В своем романе, «Кащеева цепь» он рассказал о своих утопических идеях всеобщего благоденствия.
- Сочинение по рассказу Уроки французского (6 класс) Главному герою рассказа, как и другим жилось не легко . Приходится переживать самые трудные времена. И кроме этого он учился, хоть и учёба давалась ему нелегко и чувство долга, ответственность
биография
Саврасов родился в купеческой семье . Рисовать начал рано и в 1838 году поступил учеником профессора Карла Рабуса в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МСПСА). Он получил высшее образование в 1850 году и сразу стал специализироваться на пейзажной живописи.
В 1852 году он отправился в Украину . Затем, в 1854 году по приглашению президента Императорской Академии художеств великой княгини Марии Николаевны , он переехал в окрестности Петербурга . В 1857 году Саврасов стал учителем в МГПСА. Его лучшие ученики Исаак Левитан и Константин Коровин вспоминали своего учителя с восхищением и благодарностью.
В 1857 году он женился на Софии Карловне Герц, сестре искусствоведа Карла Герца (1820–1883). В своем доме они развлекали людей искусства и коллекционеров, в том числе и Павла Третьякова . Саврасов особенно сблизился с Василием Перовым . Перов помог ему рисовать фигуры лодки трекеров в Саврасова Волги близ Юрьевец , Саврасов писал пейзажи для Перова птицелов и охотников на Bivouac .
«Грачи вернулись» написана Саврасовым у Ипатьевского монастыря в Костроме .
В 1860-х годах он отправился в Англию, чтобы увидеть Международную выставку , и в Швейцарию . В одном из писем он писал, что никакие академии мира не могут так продвинуть художника, как нынешняя всемирная выставка . Наибольшее влияние на него оказали британский художник Джон Констебл и швейцарский художник Александр Калам .
«Грачи вернулись» (1871) многие критики считают звездным часом творческой карьеры Саврасова. Используя обычный, даже банальный эпизод возвращения птиц домой и предельно простой пейзаж, Саврасов эмоционально показал переход природы от зимы к весне. Это был новый вид лирического пейзажа , позже названный критиками пейзажем настроения . Картина принесла ему известность. В 1870 году он стал членом группы « Передвижники », порвав с государственным академическим искусством .
В конце 1870-х он постепенно стал алкоголиком. Возможно, этот процесс начался со смерти его дочери в 1871 году, что привело к кризису в его искусстве и, возможно, к неудовлетворенности его творческой карьерой. В 1882 году он был уволен с должности в MSPSA. Все попытки родственников и друзей помочь ему оказались тщетными.
Его работа сильно пострадала, и последние годы его жизни прошли в бедности. Обычно он был пьян и часто одет в лохмотья. Наконец, он обнаружил, что блуждает от укрытия к укрытию. На его похоронах в 1897 году присутствовали только привратник МПСА и основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков .
Саврасов: не только «Грачи», но и реки
Волга. Дали. 1870-е
Родоначальник русского лирического пейзажа А.К. Саврасов и русские реки.
Чаще всего он, разумеется, писал Волгу, а внимания больше всего уделял передаче воздуха. Сама живопись получилась многослойной и богатой оттенками.
Волга. 1870-еВолга. Дали. Первая половина 1870-х
Есть, впрочем, картины не такие туманные, но всё равно лиричные:
Пейзаж. Берег Волги. 1874Разлив Волги под Ярославлем. 1871На Волге. Первая половина 1870-х
Есть ещё ярче:
Вид Волги под Юрьевцем. 1870-е Волга близ Городца. 1870
Есть немного быта. Например, с рыбаками:
Рыбаки на Волге. 1872Пейзаж с лодкой. 1860-еПейзаж с рекой и рыбаком. 1859
Встречается и столь любимый Саврасовым вертикальный формат:
Волга. Пейзаж. Первая половина 1870-хНа Волге. 1875
Одна из самых узнаваемых картин художника:
Могила на Волге. Окрестности Ярославля. 1874
Другие реки:
Берег реки Ве. . ги в низовьях. 1870-еЛесистый берег реки Москвы. 1859
Необычный формат картины:
Речной пейзаж. 1880-1890-е
И ещё несколько удивительно красивых по колориту картин:
Берег реки. 1879Костер у рекиПейзаж с рекой. 1880-еПлоты. 1868
Вечер – Саврасов Алексей Алексей | Сквозняк из прошлого. Истории произведений
Удивительно трагична и в то же время плодотворна судьба Алексея Кондратьевича Саврасова. Ранний взлет, счастливое начало и расцвет творческой карьеры, и … ощущение не сложившейся жизни в конце пути. Но не писать он не мог.
Отдохновение он находил в природе и говорил своим ученикам – «Надо быть влюбленным в природу, тогда можно писать». Талантливый мальчик Алексей Саврасов из купеческой среды, рисовавший с детства, в 14 лет, вопреки воле отца, поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 21 год молодой художник создает свой первый шедевр – «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», которым был сразу замечен, получив высокое покровительство Великой княжны Марии Николаевны. А уже в 24 года Саврасов становится академиком живописи и его картины приобретает П.М. Третьяков.
В 1871 году стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, представив на первой выставке передвижников самую свою знаменитую картину «Грачи прилетели».
Последние два десятилетия жизни Алексея Кондратьевича Саврасова были крайне тяжелыми как в бытовом плане, так и в творческом – потеря детей, семейные неурядицы, безденежье породили пагубную привычку, переросшую в страсть, которая мешала и опустошала его, выжигая душу. И именно тогда, в поздний период творчества, как известно, очень неровный, могучая сила дарования художника помогала ему. Из-под его кисти нередко выходили талантливые произведения.
В конце 1870-х – начале 1880-х у А. Саврасова прослеживается неоднократное обращение к удачно найденной композиции, раскрывающей поэтическую грусть осеннего вечера.
Это большое полотно – почти полтора метра на метр, было долгое время не известно зрителю, но в нем разработана та композиция, которая повторяется потом у художника в одноименном произведении 1880 года, хранящемся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств: так же на первом плане стылая вода, только в первом варианте – это большая дорожная лужа, а во втором – мелководная речушка; так же справа на небольшой возвышенности деревья, за которые закатилось холодное осеннее солнце. По-видимому, художника привлекла простота мотива, через которую можно было выразить удивительную задушевность и проникновенность чувств. Саврасов воистину проникнут любовью к этому скромному виду! Повышенная чувствительность натуры художника и его обостренная восприимчивость к природным изменениям развили в нем особое свойство – умение вслушиваться в музыку природы и понимать ее потаенный язык. Высочайшего мастерства кисть создает ту общую цветовую гамму серо-голубых и теплых коричнево-зеленых тонов, построенных на тонких градациях, которые дают возможность передать в состоянии природы трудно уловимые нюансы освещения, воздушную среду, соединяющую в неразрывное целое все элементы композиции. В пейзаже человек присутствует незримо, духовно. Природа остается наедине с собой и целиком раскрывает тайны своего бытия тому, кто пришел к ней незаметно и слил с ней свое существование. Искомое художником единство «объективного» и «субъективного»: состояния природы – тишины вечера, и строя чувств – трогательно-печальных размышлений, воссоздает момент соприкосновения человеческой души и жизни природы.
Мотив вечерней зорьки, осветившей небо, верхушки пожелтевших деревьев и коричневую землю, местами покрытую травой… Изображенные на первом плане небольшая речка, теряющаяся среди оврагов, и поросший деревьями пологий холм в глубине открывают взору бескрайность равнинного пейзажа. Высокое небо с легкими, как бы тающими облаками, помогая художнику дать ощущение пространства, живет в пейзаже. Золотисто-розоватое – оно отражает свой свет в воде. Так сопрягая небесный и земной мотивы, художник выражает драгоценное чувство единства мира.
Лариса Смирных, искусствовед
https://youtube.com/watch?v=eAV1iI920F4
Александра Шемякина, искусствовед
Радуга. 1875
Саврасов А.К.Холст, масло45,5 x 56,5
Русский музей
Пост. в 1926 году от В. Д. Комаровой
Аннотация
Первая половина 1870-х годов для Саврасова стала периодом наивысшей зрелости и глубины творчества.
Пейзажу «Радуга» принадлежит видное место среди работ, в которых особенно сильно проявился талант Саврасова-живописца. В чистой, необыкновенно свежей живописи здесь выражено и само состояние природы, и то непосредственное лирическое чувство, которое рождается перед ее лицом в душе человека. Тема сельского пейзажа получила в картине простое и внутренне завершенное истолкование. Маленькая деревенька, раскинувшаяся на речном берегу у косогора, как бы сливается своей жизнью с жизнью окружающей природы. Зеленые откосы над речкой, заводи, ракитовые кусты переднего плана трудно представить себе без этих избушек, изгородей, глинистых тропинок, без крестьянки, неторопливо поднимающейся от реки с ведрами. В картине чувствуется как бы отдаленный отзвук первых венециановских открытий русской деревни с ее неподдельной поэзией. Народная жизнь у Саврасова неотделима от жизни природы. Поэтический смысл картины выражен в предельной человечности пейзажного образа, непосредственности его переживания, в «осиянности» зелени и прозрачности воздуха после только что прошедшего летнего дождя. Присущее картине общее ощущение чистоты и легкости находит свою кульминацию в мотиве радуги, засветившейся на фоне туч.
Биография автора
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830, Москва – 1897, Москва)
Живописец-пейзажист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1854).
Родился в Москве в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у известного «видописца» К.И. Рабуса (1844-1850), где позже руководил пейзажным классом (1857-1882). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870). В 1862 побывал в ряде европейских стран, посетил всемирную художественную выставку в Лондоне. В 1870-е много работал на Волге: в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде и Юрьевце. Дружил с В.Г. Перовым, написал пейзажные фоны в ряде его работ.
Один из основоположников лирического пейзажа в русской реалистической живописи. Много сделал для утверждения национального характера русского пейзажа.
Алексей Саврасов и его картины в пермской художественной галерее
Главная страница » Культура » Картины Алексея Саврасова в пермской галерее
Алексей Саврасов – один из самых талантливых русских живописцев второй половины XIX века. Любителям русской живописи он известен как автор живописнейших пейзажей, в которых он воспевает любовь к родному краю.
Картины Саврасова не имеют ярких красок или богатого сюжета. Но рисуя суровую русскую природу, он смог показать тихое очарование родной природы.
Любовь к родным местам – длинная нить сюжетов картин Саврасова, в монотонности которых мы можем увидеть тонкую струну вечной красоты природы.
Алексей Саврасов. Фото 70-х годов XIX века.
Алексей Саврасов известен как автор работы «Грачи прилетели»
Это работа, созданная в 1871 году, стала важной вехой в развитие всей русской живописи. Эта картина выдвинула Алексея Кондратьевича в ряды лучших «певцов» русского пейзажа
К сожалению, множество других гениальных творений мастера остаются в тени его самого известного произведения. А зря.
Так, в пермской художественной галерее выставлена еще одна работа Саврасова, которая по своей выразительности даже превосходит знаменитые «Грачи прилетели».
“Грачи прилетели”. Самое известное полотно Алексея Саврасова
Картина Алексея Саврасова «Весна. Огороды» выставлено в рамках коллекции русской живописи XIX века. Она написана в 1893 году, последние годы жизни художника. К тому времени Саврасов страдал от запоев и практически забросил живопись. Картина стала одним из прощальных произведений мастера.
В ней мы можем почувствовать сильные переживания мастера и его тяжелое душевное состояние. Однако, несмотря на мрачный настрой, можно заметить небольшие синие проблески на сером небосводе.
Так же, в один из таких проблесков жизни Алексей Саврасов создал это невероятно сильное и трагичное полотно.
Картина “Весна. Огороды” из собрания пермской художественной галереи
В постоянной экспозиции картинной галереи в Перми выставлено только одно полотно Саврасова. Однако в запасниках хранится еще одно произведение – «Северная деревня».
Широкой публике об этом произведении стало известно в 1966 году, когда была выпущена серия открыток с пейзажами Саврасова. «Северная деревня» – нетипичное для художника произведение. Созданное в 80-е годы XIX века картина показывает закат на фоне русской деревни.
Это нетипичное для Саврасова произведение – такое большое количество ярких и теплых красок нехарактерно для работ Алексея Кондратьевича.
Картина “Северная деревня”
Обе картины попали в пермскую художественную галерею в 20-е годы. Так, картина «Весна. Огороды» сначала была в частных коллекциях, после революции она попала в государственный музейный фонд, из которого и перешла в собрание пермской галереи.
Можно с уверенностью сказать, что это прекрасное полотно – одно из лучших пейзажей русской деревни, представленное в провинциальной галерее.
Обязательно посетите пермскую художественную галерею, чтобы познакомиться с одной из лучших картин Алексей Кондратьевича Саврасова.
Сочинение «Пейзаж с рекой»
«Пейзаж с рекой и рыбаком» написан известным русским пейзажистом А. Саврасовым в 1859 году. Эта картина является значимым этапом в его творчестве и саморазвитии. Глазам зрителя предстает берег Москвы-реки. Саврасов пишет пейзаж с натуры, находясь в Подмосковье, рядом с селом Архангельское.
На полотне изображено тихое летнее утро. Прохлада утра, свежесть пока еще противостоят надвигающемуся зною. Передний план картины находится в глубокой темной тени, солнце еще встает.
Далее в первых солнечных лучах виден берег и его желтый песок. Слева написан круто поднимающийся берег реки, он густо порос различными деревьями. Изображен изгиб реки — широкий, спокойный и чистый.
Похоже, что течение остановилось, будто еще не проснувшись.
Деревья, растущие на берегу, видны в отражении зеркальной глади воды. На дальнем плане картины предстает противоположный берег Москвы-реки. Берег холмист. Еще дальше чуть виднеется лес.
Небо прозрачно-голубое, с застывшими в нем густыми облаками. Картина словно пронизана светом, в ней много воздуха и он почти ощутим
Сам Саврасов говорил о том, что в пейзаже важно прописать именно воздух
И как не великолепно не прописывай пейзаж и деревья, без воздуха получится плохой пейзаж.
На переднем плане полотно одиноко бредет рыбак с уловом и снастями. Он кажется ничтожно маленьким в сравнении с бескрайней природой и рекой
Картина демонстрирует важность природы, ее преобладание над людским миром. Рыбак идет спокойно и медленно, он не нарушает покой природы, реки и отражающихся в ней деревьев
На картине спокойное раннее утро.
Цветовые оттенки, использованные художником в этой картине, в основном светлы и нежны (не считая тени). Контраст красок хоть и присутствует, но является гармоничным. Сам художник являлся чутким и лиричным человеком, что с успехом переносил на полотно.
Вы сейчас читаете сочинение Сочинение «Пейзаж с рекой»« Забота о птицах сочинениеСочинение Зачем розе шипы нужны »