Искусство японии и китая: традиции, наследие, стилизация

Китайские традиции захоронения

В древние времена политическая и социальная культура Китая неоднократно претерпевала изменения по мере того, как различные этнические группы постепенно переходили от междоусобиц до объединения в единое Китайское государство. На фоне такой социальной и политической неопределенности и в свете многочисленных потрясений жизнь в целом, как видно через призму литературы и искусства, оставалась в состоянии потрясения.

На времена правления династий Хань и Цзинь пришелся настоящий расцвет китайских искусств: живописи, скульптуры и каллиграфии. Пика расцвет культуры достиг во времена Суй и Тан.

Изменились образы и содержание композиций каменных скульптур, украшающих мавзолеи и гробницы.  Терракотовые фигуры стали использоваться в качестве объектов, дополняющих как сами захоронения, так и дорогу, ведущую к ним и называющуюся «путь духов».  Социальный статус погребенного читался в особенностях каменных скульптурных композиций.

Новые материалы и инновационные технологии их обработки стали использоваться для создания терракотовых фигурок, захороненных внутри гробниц. Это вылилось в появление глазурованной трехцветной керамики, запечённой при низкой температуре, которая ценится и по сей день. Ансамбли каменных скульптур появились вдоль пути духов в мавзолеях императоров Северной Сун в период с 960 года по 1127 год. В это же время начинается расцвет торговли, появляется сословие горожан, изменяется общественная мораль, вновь обретает популярность поэтическая драма, разыгрываемая под музыкальное сопровождение. Все это подтолкнуло к новому дыханию и ваятелей. Теперь свои усыпальницы украшали скульптурами даже обычные люди. Терракотовые статуэтки как объекты захоронения стали менее популярными, и появилась новая традиция использовать глиняные резные фигурки и предметы интерьера, отражающие роскошный двор жилища умершего, дополненный фигурами персонажей из юаньской драмы

Сюжеты о сыновьях, исполненных осознанием долга, стали еще одной важной темой для оформления гробниц глиняными рельефами и каменными скульптурами

Живопись

Наиболее популярным из искусств и в то же время сложным, утонченным было изобразительное. В древности, как, впрочем, и сейчас, оно было неразрывно связано с философией и каллиграфией. Каждая картина непременно должна была иметь определенную историю, сюжет, а также содержать некий короткий стих-изречение, написанный каллиграфическим почерком, который раскрывал бы смысл произведения.

Фрески в китайской гробнице, археологическая находка

Изначально художники рисовали на стенах, покрытых штукатуркой, которые появились в XII веке до н.э., на шелке (IV столетие до н.э.), бумаге (II век до н.э.), обложках древних книг, и, что интересно, на гробницах – это было отдельное направление. Кисти изготавливались из шерсти животных, прикрепленной к бамбуковым или деревянным палочкам.

Живопись была занятием довольно трудоемким – художникам приходилось самим изготавливать краски из животных, растительных жиров, минералов и специального клея, так как в то время еще не существовало массового производства.

Каждый создавал также собственную печать, которая была своеобразной подписью художника. Среди выдающихся художников были как самоучки, так и выпускники Академии при Императорском дворце.

Если говорить о видах рисования, то существовало две основные техники:

  • гунби – все предметы были детальными, а каждая линия – идеально очерчена;
  • сеи – в картине угадывалась некоторая условность, детали, фигуры были размытыми.

Самыми распространенными мотивами были пейзажные и портретные изображения. Портретная живопись особенно распространилась в V-III века до н.э., а героями картин становились видные государственные деятели, чиновники, мыслители. Этим объясняется некоторая строгость и отсутствие эмоций на лицах.

Древнекитайская живопись

Любимая пейзажная тема китайцев – горы, вода, реки. Это неудивительно, ведь мастера привыкли воссоздавать в работах то, что их окружает и то, чему они поклоняются. Зачастую на фоне панорамы изображался маленький человек – чтобы показать величие и мощь природы.

Наука

Древний Китай быстро стал одним из главных мировых центров науки и  философии. Высокому развитию науки в Китае способствовала её плотная связь с практикой. Научные трактаты носили прикладной характер и были руководствами для агрономов, моряков, чиновников, лекарей и т. д.

Основной упор делался на точные и естественные науки

Помимо практической необходимости, этому способствовали религиозные и философские воззрения китайцев, вдохновлявшихся природой и уделявших большое внимание числовой символике

В Китае была весьма высоко развита астрономия, сформировавшаяся на основе простых наблюдений за небесными светилами. Результаты наблюдений позволили создать календарь и разработать правила морской навигации. Китайские мыслители создали одну из первых геоцентрических систем в мире. Они полагали, что вселенная подобна яйцу, где желтком является земля, а скорлупой — небосвод. Китайские астрономы выделили 28 созвездий, а также ещё в I в. до н. э. начали изучать пятна на солнце.

Для изучения окружающего мира, строительства и навигации древнекитайским исследователям требовались некоторые устройства. Так были созданы компас, первый небесный глобус и первый сейсмограф.

Особенности конструирования старинных дворцов, акведуков и храмов свидетельствуют о высочайшем уровне инженерного дела в Китае. Местные строители были хорошо знакомы с основами физики, геометрии и алгебры. Также в Китае была хорошо развита металлургия. Здесь очень рано были получены железо и бронза. Кроме того, китайские мастера одними из первых в мире сумели получить чугун и сталь.

Также в Китае зародилась такая наука как почвоведение. Китайские агрономы ввели классификацию почв и определили оптимальные сроки основных агрокультурных мероприятий. Для того чтобы добиться наибольшей урожайности с древнейших времён в Китае создавались сложные ирригационные каналы и системы орошения.

Китайцы считались и одними из лучших врачей древнего мира. До наших дней дошло множество трактатов, описывающих различные болезни, способы их лечения, свойства некоторых трав и правила создания лекарств. Местные лекари часто рекомендовали больным соблюдение диеты, лечебную гимнастику и могли применять иглоукалывание. Наиболее талантливые врачи уже в III веке могли успешно проводить полостные операции.

Китай. Особенности

Китайское искусство формировалось совершенно иначе, чем европейское. В нем не было последовательной смены разных стилей, да и сами стили отличались не столько творческим методом, сколько применением тех или иных материалов и технических приемов.

Китайские мастера много внимания уделяли теоретическим вопросам: в трактатах об искусстве, например, описаны восемнадцать видов контурных линий и шестнадцать видов мазков, подходящих для изображения гор.

Китайская художественная традиция основана на созерцании природы. Личность художника в ней имеет второстепенное значение, а искусство не так подвержено внешним влияниям, как европейское. Живописец в Китае не столько выражал себя, сколько запечатлевал окружающий мир, стараясь передать всю его сложность и красоту. Стили при этом различались не манерой письма, а тем, какое именно состояние пейзажа требовалось изобразить: «бегущий поток», «бамбуковый лист на ветру», «небеса, прояснившиеся после снегопада»…

Традиции Китая и природа Японии

Китайская национальная живопись получила название гохуа, что в переводе означает «живопись нашей страны». Это очень древнее искусство, неразрывно связанное с развитием каллиграфии. У них можно обнаружить много общего: материалы, инструменты и техника письма — не объемная, а линейная, без использования цветов и светотени.

Традиционная китайская картина написана тушью или акварелью на шелке, хлопке, пеньковой ткани или на специальной бумаге и выполнена в форме свитка, вертикального или горизонтального. Изображение создается с помощью кистей разной толщины, от пяти миллиметров до пяти сантиметров.

Судзуки Харунобу «Две женщины на веранде» (ок. 1750) Пример гравюры укиё-э

Японцы издревле обожествляли природу и воспевали ее как в литературных памятниках, так и в произведениях скульптуры и живописи. Скульптура — самый древний жанр японского искусства: первые идолы«дог у » появились здесь еще за несколько тысяч лет до начала нашей эры. Дальнейшее развитие скульптуры было тесно связано с распространением в Японии буддизма.

Самые древние японские картины представляли собой яркие горизонтальные свитки, на которых изображались в основном пейзажи или сюжеты литературных произведений. Самые ранние из них датированы X веком.

Позже в Стране восходящего солнца приобрела популярность монохромная акварель, а в первой половине XVII века появился жанр цветной ксилографии (гравюры на дереве) — укиё-э (буквально: плывущий мир). На таких гравюрах обычно изображались сцены из повседневной жизни японских горожан.

Изящная «китайщина» и «японизм»

После того как европейцы установили постоянные контакты с Ост-Индией и познакомились с китайским изобразительным искусством, в западных странах родилось особое направление — шинуазри (от фр. chinoiserie), или «китайщина». Оно распространилось на живопись, декоративно-прикладное искусство, костюм, ландшафтный дизайн. В оформлении интерьеров вошли в моду ширмы и фарфоровая посуда, в архитектуре — очертания пагод, в костюме — цвета и линии, характерные для китайской живописи на шелке.

Шинуазри считается ветвью европейского рококо.

Японское искусство стало источником вдохновения для многих европейских художников. В частности, Сезанн и Моне создали целые серии работ на основе традиционной японской цветной гравюры. Повлияла она и на творчество Винсента Ван Гога: он с увлечением изучал произведения мастера укиё-э Хокусая. К «японизму» относят некоторые работы американского художника Уистлера, который жил и творил в Великобритании.

Винсент Ван Гог «Куртизанка» (1887) Художник использовал приемы и стилистику японской живописи

Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве» (ок. 1820-х) Стиль Хокусая оказал влияние в том числе и на искусство модерна

Джеймс Уистлер «Принцесса фарфора» (1864) Еще один пример «японизма»

Влияние японской культуры чувствуется также во многих произведениях стиля модерн: оно отразилось в узорах, орнаментах, форме ваз, посуды.

Что касается России, к нам мода на японские мотивы пришла из Европы в конце XIX — начале XX века и ярче всего проявилась в творчестве Александра Бенуа (1870–1960), Льва (Леона) Бакста (1866–1924), Евгения Лансере (1875–1946) и других живописцев — членов российского художественного объединения «Мир искусства».

Поделиться ссылкой

Самые необычные места в Китае

Цветные горы в Китае — Чжанъе

Горы на самом деле цветные. Достопримечательности Китая, фото с названиями и описанием иногда настолько невероятные для неискушенного туриста, что возникают сомнения.

Образовалось это чудо природы в бассейне высохшего озера. Осадок начал окислятся, и горы Данься постепенно приняли разноцветную окраску. Ощущения возникают, как будто находишься на другой планете или смотришь какой-то фантастический фильм.

Трудно представить, что такое возможно, не увидев этого места. Для удобства осмотра, съемок и фото предусмотрено много смотровых площадок и настилов. Самый свой волшебный вид Даньсья принимают, когда начинает садиться солнце. Пески наливаются н краской, и горы буквально зацветают.

Находится цветущий ландшафт в северо-западной провинции Ганьсу, недалеко от города Чжанье. Рядом поселки Кэнлэ и Байинь. Геопарк Даньсья имеет статус Национального.

Многие туристы добираются до парка на такси. Снять такси в Чжанъе на весь день обойдется примерно 350-500 юаней. С организованной экскурсией будет гораздо удобнее.

Сайт: http://www.gansu.gov.cn/

Висячий монастырь (сюанькун-сы)

Возле горы Хэншань на скале расположился исторический памятник – символ единения Буддизма, Даосизма и Конфуцианства.

Скала служит задней стеной храму и защищает его от ветра, дождя и разрушений. Этому рукотворному чуду уже 1,5 тысячи лет, а оно осталось почти в первоначальном виде. Много переходов и дорожек, сорок залов. Здания укреплены деревянными сваями, пропитанными особым составом. Подъем по узкой лестнице проходит с соблюдением мер безопасности. Подниматься разрешают только по определенному количеству человек. Разойтись на этой лестнице трудно.

Внутри залов находятся скульптуры и алтари поклонения, большая фигура Будды, высеченная из камня. С лестницы и переходов открывается завораживающий пейзаж, несколько пугающий. У подножья скалы протекает река. Здесь царит атмосфера полного покоя и чувство единения с природой, оторванность от всего мирского и суетного.

В экскурсии по монастырю еще обычно входит осмотр скал, прогулка по местам над которыми время не властно. Посещение этого места дает глубокое умиротворение и покой душе.

Находится монастырь в провинции Шанси в шестидесяти км от города Датуна. И это далеко не единственная достопримечательность в окрестностях этого города.

悬空寺 карта:

Всего в Китае 22 провинции. Сюда можно ездить хоть всю жизнь и каждый раз открывать для себя что-то новое. Да и не хватит жизни, чтоб разгадать все тайны этой удивительной страны.

Опытные туристы любят путешествовать по Китаю самостоятельно. Но если сюда ехать первый раз, то рисковать не стоит. Безопаснее пользоваться организованными экскурсионными турами.

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Традиция бинтовать ноги

Связанная ступня или золотой лотос в Китае традиция, пожалуй, наиболее жестокая из всех возможных. Этот обычай практиковался в границах страны с X века и до начала XX столетия. Суть его заключалась в привязывании пальцев к ступне за исключением большого. После чего для ходьбы использовалась специальная обувь маленького размера.

Процедуре подвергались девочки, достигшие 4-5 лет. К 10 годам формировалась «ступня лотоса», длиной не более 10 см. Подобная деформация ног практически исключала возможность самостоятельного передвижения. Девушки могли ходить лишь с посторонней помощью либо сидеть на носилках.

Легенд о ногах лотосах в Китае, откуда традиция берет свое начало, существует немало. По одной из них наложница императора династии Шин страдала от косолапости. Чтобы ее ноги стали образцом красоты, всем остальным женщинам государства было велено бинтовать стопы. Другая легенда гласит, что император Ли Юй убедил свою любовницу забинтовать ноги лентами шелка так, чтобы они напоминали полумесяцы. После практика обрела широкое распространение.

В любом случае подобная традиция указывала на гендерное неравенство. Считалось, что если у девушки стандартная ступня, то она выглядит как мужчина и ее никто не возьмет в жены. К тому же невозможность ходить после процедуры приводила к тому, что женщина постоянно сидела дома. Подобное указывало на ее целомудрие и подчинение супругу. Тогда как мужчина участвовал в делах общества и страны.

Вдобавок маленькая нога у женщины была показателем достатка и высокого происхождения. Обычные ступни ассоциировались с простым народом.

Обычай бинтовать ноги применялся вплоть до 1912 года – до момента свержения династии Цин. После этого процедура была запрещена. По приблизительным подсчетам за время существования традиции, изменению стоп подверглись около 1 млрд. женщин.

Философские и религиозные установки, доминирующие в китайской культуре

Китайская культура зиждется на ряде мифологических, религиозных и философских концепций, нашедших отражение в художественном творчестве и духовной жизни китайцев. Наиболее ярко в китайской культуре проявляются:

  • Космологические представления, согласно которым Китай является центром мира, исключительной Поднебесной страной среди варварства народов.
  • Развитая числовая символика, выразившаяся в архитектурных, живописных и даже литературных традициях.
  • Чёткая общественная иерархия, почитание императора как сына Неба и посредника между людьми и богами. Идеи государственности и культа императора пронизывают не только общественную мысль и политическую философию древнего Китая, но и выражаются в особенностях дворцовой и храмовой архитектуры, а также живописи.
  • Культ солнца, солярные мотивы в живописи и архитектуре.
  • Подражание природе как главному источнику гармонии в мире.

Гаруда-Вишну-Кенчана, 75 метров, Бали, Индонезия

Эта огромная статуя в парке Гаруда-Вишну-Кенчана на индонезийском Бали посвящена боге Вишне. Тот изображен сидящим на ездовой птице Гаруде. Статую открыли недавно – в 2018 году. Внушает и 46 метровый постамент. Возведение статуи заняло 28 лет и потребовало 30 миллионов долларов. 16-летняя пауза была вызвана экономическим кризисом. Собран памятник из 754 модулей, каждый размером 3 на 4 метра и весом около тонны. Каркас из нержавеющей стали удерживает медные и латунные плиты с помощью стальных стержней и 170 тысяч болтов. Статуя может выдержать землетрясение до 8 баллов и скорость ветра до 250 км/час.

Вишну является почитаемым верховным божеством, особенно любимым на Бали. А неизменным спутником бога является орел Гаруда, олицетворяющий тайное знание. Эта существо — символ Индонезии, имеет человеческое туловище, но крылья, когти и голову птицы.

Самые известные мастера китайской живописи

В разное время этот вид искусства в Китае прославили мастера, которые писали в разных стилях.

Самыми известными художниками, работающими в гунби, можно выделить:

  • Ян Либянь. Живописец династии Тан, которому нравилось рисовать разные сюжеты по притчам.
  • Чжан Сюань. Художник, к которому известность пришла после его смерти. Он предпочитал рисовать детей, а также представительниц прекрасного пола.
  • Чжоу Фан. Живопись мастера относиться к временам династии Тан. Писал портреты богачей.
  • Гу Хучжон.
  • Тан Инь.
  • Цю Ин. Смог добиться значительной популярности своим трудом, художником при дворце императора не был.
  • Чэнь Хуншоу. Работы экзотичные, легкие и свободные. Был не только художником, но также и поэтом, и каллиграфом.

А одним из самых популярных мастеров, стиль которого се-и Чжан Дацян, он передавал внутреннее предмета его дух.

Знаменитые китайские города

Самым крупным дворцовым комплексом во всем мире остается китайский Запретный город, который еще называют Пурпурным. Его общая площадь составляет 720 тысяч квадратных метров, а количество зданий и сооружений – целых 980.

Такое величественное сооружение находится в центре Пекина, что неудивительно, ведь это место долгое время было центром политической жизни Китая. Тут же проживали и члены семей императорских династий Мин и Цин. «Запретным» он называется, потому что посетить или покинуть «город» можно было только с разрешения императора. Обычным людям и иностранцам вход был запрещен.

Место было выбрано не случайно – его определили астрономы, высчитав, что именно здесь расположен центр Земли. Строительство началось в 1406 году и завершилось к 1420 году. Запретный город выполнял церемониальные и правительственные функции, начиная со времени постройки и вплоть до 1912 года. За это время сменились 24 императора. В 1912 году императорская власть в Китае была свержена.

Сам дворец за долгую историю много раз менялся, но, тем не менее, представляет собой традиционную китайскую дворцовую архитектуру. При этом почти все конструкции комплекса выполнены из дерева.

Обратите внимание: во время строительства были применены очень интересные и необычные для того времени приемы, например, экологического и безопасного обогрева помещения без использования печных труб.

Все обустройство и даже используемые цвета соответствуют философии и религии Китая. Сейчас это место находится под руководством Дворцового музея.

Не менее интересен современный развивающийся Шанхай, который еще называют Восточным Парижем.

Тут расположены современные небоскребы, которыми могут похвастаться деловые кварталы, и другие интересные конструкции, например, телебашня «Жемчужина Востока».

Рядом с ней расположилась набережная Вайтань. Когда-то участок улицы в 1,5 километра представлял собой неухоженный и грязный берег реки Хуанпу, за что он заслужил и еще одно название – Бунд. В XIX веке его было решено отдать для размещения иностранцев. Вскоре на побережье стали возводить прекрасные здания, часто принадлежащие иностранцам.

Так здесь появилось здание «Русского банка» в 1901 году и других европейских кредитных организаций, европейской газеты, которая сейчас уже не существует, и т.д. Несмотря на свой солидный возраст, они прекрасно смотрятся на фоне современных небоскребов. Благодаря этому, набережная разительно отличается от архитектуры классического китайского Старого города.

Прекрасным развлечением для взрослых и детей будет прогулка на пароходе вдоль побережья, а также посещение вечерней набережной Вайтань. Именно вечером здания эффектно подсвечиваются.

Питание

Рис был основным продуктом в рационе

Обеспеченные люди (особенно те, кто работал в чиновничьем аппарате) питались хорошо, в их рационе было мясо и овощи. У самых обеспеченных был доступ к разным видам мяса, но основой питания были рыба и рис.

Кроме рыбы ели много мяса птицы, но мясо всё равно было редкостью, ведь основа китайской диеты растительная пища. Любое мясо считалось деликатесом. Основными продуктами были батат и репа. В приготовлении еды использовали всё от акульих плавников до птичьих гнёзд.

Питание бедных слоёв населения было весьма однообразным — в основном они ели рис или лапшу, иногда овощи, мясо и рыба были роскошью, поэтому периоды засухи сопровождались сильным голодом.

Великая Китайская стена

Самая главная достопримечательность по масштабности и исторической ценности – Великая Китайская стена. Она, словно огромный дракон, тянется по пересеченной местности с востока на запад. Ученые установили, что ее полная протяженность составляет 21196,180 км.

Великая Китайская стена

Великая стена не является цельной конструкцией. За все время существования многие ее части были разрушены. Посещение предполагает поездку к полностью восстановленным сегментам, которые располагаются в непосредственной близости от больших городов с хорошо развитой инфраструктурой. Самый доступный участок находится в 60 км от китайской столицы.

Статуя Будды в Уси, 88 метров, Китай

Посвященную Будде Гаутама бронзовая статуя находится на вершине холма Линшань в китайской провинции Цзянсу. Возведение памятника прошло быстро, заложен он был в апреле 1994 года, а открылся в ноябре 1997 года. Вес бронзового монумента составляет 800 тонн. Средства предоставили граждане провинции и других районов Китая.

У подножия холма располагается фонтан девяти драконов, на вершине которого в раскрывающемся лотосе прячется маленький Будда. Разбитый рядом парк наполнен различными скульптурами божества, в том числе уменьшенного оригинала и его руки в натуральную величину.

Любовь и брак

Пару детям всегда выбирали родители

В вопросах брака тоже особо не было выбора. Молодым людям из разных социальных слоёв жениться не разрешалось, о браке договаривались родители, а выбрать подходящую кандидатуру помогали свахи.

Девочек выдавали замуж примерно в 15 лет, а мужчины женились ближе к 30. Обычно жених и невеста толком не виделись до свадьбы. Ранний брак был стрессом для девочек, они покидали родительский дом и могли не видеть родителей годами.

Новоиспечённая жена должна была во всём подчиняться мужу и свекрови, а это делало замужество особенно невыносимым. Тем не менее, общество признавало только замужних женщин. Всё имущество было в собственности у мужа, дети и жена тоже относились к имуществу. При всём при этом богатые мужчины ещё и заводили любовниц.

Семейные традиции

Как и для любого другого народа, для жителей Поднебесной семья – это всё и «даже больше, чем всё».

Как и в любом другом месте мира, китайская семья даёт своим младшим членам воспитание и путёвку в большую жизнь, попутно прививая какие-то свои особенные традиции, унаследованные от предыдущих поколений и характерные только для данной отдельно взятой «ячейки общества».

Согласно действующему китайскому законодательству, китайские молодые люди имеют право вступать в брак начиная с 22-летнего возраста, для девушек эта планка чуть ниже – 20 лет.

Китайское общество традиционно патриархально и консервативно – главой семьи всегда является муж и отец, на нём и зиждется семейное благополучие, на нём стоит весь дом. Интересно, что глава китайской семьи всегда первым начинает трапезу – так было когда-то и в дореволюционной России.

Как и в России в Китае «старикам у нас везде почёт» – уважение к старшим прививается в Поднебесной с малых ногтей, оно также традиционно в современном китайском обществе. Для Китая очень характерен культ предков – это одна из тех самых мощных духовных скреп, до сих пор надёжно сохраняющих страну от каких-либо политических потрясений, в том числе привносимых извне.

Для китайцев рождение в семье мальчика – двойное счастье, ведь рождение будущего мужчины гарантия продолжения рода.

Зодчество

Согласно представлениям древних китайцев, строительство — это один из способов противостоять хаосу и злым духам, желающим навредить человеку. Возведение любого здания, будь то дворец, храм или хозяйственная постройка, воссоздаёт в миниатюре процесс сотворения мира.

Строительство императорских дворцов должно было отражать идею главенства императора и его связь с небесным божеством. Кроме того, дворцы показывали могущество и власть своего обитателя. Поэтому каждая новая династия старалась создать как можно больше роскошных зданий. В этом плане даже Великая китайская стена имела не только практическую (защита от кочевников), но и репрезентативную функцию, показывая богатство и величие своего заказчика.

Несмотря на то, что в Китае не так много земли, подходящей под постройки, здесь долгое время почти не строили многоэтажных зданий. Исключение составляли лишь дозорные или надвратные башни, а также пагоды. Это связано с сейсмической активностью в данном регионе: чем больше этажей, тем менее устойчиво и небезопасно здание.

Подавляющее большинство китайских архитектурных комплексов имеет квадратную или прямоугольную форму и ориентировано по сторонам света. Древнекитайский зодчий во время проектирования ориентировался на числовую символику. Поэтому в китайских храмах и дворцах всегда чётко определённое количество колонн, окон, дверных проёмов и т. д.

Основные традиции китайского зодчества были заложены в XV-X вв. до н. э. Здания строились на небольшом глиняном возвышении, на котором устанавливался каркас из колонн. Крыши были преимущественно двускатными с загнутыми углами. Такая крыша обеспечивала хорошую вентиляцию и позволяла стекать дождевой воде. Немного позже придавать углам изогнутую форму стали не из практических, а из магических соображений. По представлениям местных жителей, злых духи перемещаются только по прямой линии и поэтому не смогут попасть в дом с такой причудливой крышей. В качестве строительного материала китайцы, как правило, использовали дерево.

Наиболее распространённой разновидностью храмовой постройки в Китае является пагода — многоярусное, вытянутое вверх здание. Форма этих строений была позаимствована китайцами из соседней Индии. Пагоды возводились представителями самых разных конфессий — буддистами, даосами, индуистами. Архитектура пагоды символизирует бесконечное повторение цикла «смерть-возрождение», а также космологическую триаду — Земля, Небо, Мировая Ось.

Свои строения китайские зодчие, как правило, украшали зооморфными фигурами — преимущественно, драконами и птицами. При этом каждое изображение занимало своё место в зависимости от стороны света.

К наиболее известным образцам китайского зодчества, помимо Великой китайской стены, относятся:

  • Запретный город — дворцовый комплекс в центре Пекина;
  • Горное убежище от летнего зноя — летняя резиденция китайских императоров;
  • Дворец Потала в Тибетском автономном районе;
  • Храм Неба в Пекине;
  • Пагода Баочу.

Живопись

Наиболее популярным жанром в китайской живописи является пейзаж. Природа почиталась во многих древнекитайских философских и религиозных учениях. Бег волн, величественные горы, растения, умирающие осенью и возрождающиеся весной, были для китайцев воплощениями бесконечного круговорота жизни и вечности. Кроме того, природа стала неким эстетическим идеалом и примером для подражания. Ключевыми художественными образами в китайском искусстве стали вода, гора и дерево. Эти объекты, так или иначе, встречаются практически на всех образцах древнекитайской живописи. Вода символизировала космический поток Дао; гора — незыблемость; а дерево олицетворяло мифическое Древо жизни и постоянное обновление природы.

Природа выступает главным персонажем на многих древнекитайских картинах. Изображения людей, животных, построек или каких-либо предметов, как правило, несколько теряются на фоне величественных пейзажей и играют вспомогательную роль.

Другими распространёнными сюжетами китайской живописи были бытовые зарисовки (жизнь буддийского монастыря, крестьяне за работой, придворные дамы, городские улицы и их обитатели), а также изображения божеств и демонов.

Около VII века в Китае развился новый живописный жанр — парадный портрет. Такие портреты были довольно условны и не передавали каких-либо индивидуальных или психологических черт изображённого человека. Лица персонажей вырисовывались нарочито беспристрастными, а основной акцент делался на символах, передающих информацию о должности и положении героя картины, — одежде, головном уборе, письменных принадлежностях и т. д.

Сам стиль рисования в Китае резко отличался от европейских художественных традиций. Изображения наносились на шёлк или тонко выделанную кожу. Большая часть изображений выполнялась тонкими, аккуратными линиями, что придавало законченному рисунку некоторую воздушность и хрупкость.

Готовые картины не вставляли в рамы, а хранили в виде свитков или вешали на стены без обрамления.

Художественная роспись часто использовалась для украшения фарфоровых изделий. Обычно на посуде изображались растения, птицы и животные. Краски для росписи фарфора готовили из минералов, а для того, чтобы рисунок не стирался со временем, его наносили до момента покрытия изделия глазурью.

Особым живописным жанром в Китае считается каллиграфия. Человек, желающий овладеть этим искусством, должен научиться не просто различать и воспроизводить иероглифы, но и контролировать силу и скорость движений кистью. Занятие каллиграфией — это своеобразная форма медитации. Считалось, что наносящий на бумагу иероглифы художник должен прибывать в особом состоянии сознания, очистив свои мысли от суеты и дурных помыслов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: