Семья Румянцевых
Семейная жизнь Марии Матвеевой, ставшей Румянцевой, была достаточно спокойной. Супруг осознавал, что главным покровителем их семейства выступает Пётр I, благодаря которому у Румянцевых появилось значительное состояние, а сама Мария Андреевна замуж выходила с внушительным приданым.
В браке родилось три дочери, а в 1725 году на свет появился мальчик, которого назвали в честь императора — Петром. Как утверждают биографы, отцом ребёнка был не Румянцев, а сам Пётр Великий.
Пьетро Антонио Ротари «Портрет Прасковьи Румянцевой», дочь Марии Румянцевой
Смерть государя в значительной степени переменила жизнь Марии Андреевны. Теперь главным человеком в её судьбе стал муж, и она охотно разделяла с ним все тяготы и невзгоды. Из-за конфликта с фаворитом императрицы Анны Иоанновны, Бироном, Румянцев был отправлен в ссылку и жена последовала за ним.
Четыре года семья Румянцевых провела в провинциальном селении. Однако благодаря дружбе Марии Андреевны с Елизаветой Петровной, дочерью Петра Великого, в дальнейшем положение семейства было восстановлено.
Графиня, статс-дама Мария Андреевна Румянцева
«Портрет А. М. Измайловой»
Кратко описание картины
К моменту своего возвращения с Петербург из Киева и Москвы, где он работал, Антропов был известным художником, но не был художником первого ранга. С целью совершенствования своего мастерства Антропов решил брать уроки у портретиста Ротари. Портрет Измайловой стал первым портретом художника после двухлетнего обучения у итальянского мастера, и в портрете можно проследить еще сохранившийся стиль «головок» Ротари.
1759 год — время, когда в Россию начинают проникать первые идеи французского просвещения. Елизавета Петровна переписывалась с Вольтером. Никогда еще просвещенная, обогащенная образованием личность человека не поднималась на такую высоту. На ранних этапах просвещения считалось необходимым писать разумные книги, где нужно было указывать, какими должны быть идеальные люди. Русские люди станут идеальными после прочтения этих книг, и в России наступит золотой век. Эта вера действовала на формы изобразительных искусств. В литературе начали появляться слезные драмы, пастушеские комедии, началось восхищение человеческой личностью: человек стал не слугой государства, а личностью. В русской живописи появился камерный портрет: небольшое по формату поясное или погрудное изображение, которое должно было приковывать взгляд именно на личности героя: уже не показывался высокий статус, фон отсутствовал. Для того, чтобы обратиться к портрету, нужно подойти близко. При парадном портрете мы смотрим на изображенную персону снизу вверх, но в камерном портрете зритель и модель находятся на одном уровне (наравне). На первых камерных портретах еще оставался налет парадности (туалеты и знаки отличия), но главный интерес портрета — человеческое лицо.
Измайлова, урожденная Нарышкина, была близкой подругой императрицы. К ее платью приколот нагрудный портрет в алмазах — знак личного расположения царствующей персоны. Характерная черта портрета — колористический разгул, практически фольклорное понимание цвета. При Петре не было ничего национального — Петр считал, что это сдерживает Россию на пути к Европе. В середине XVIII века появилась национальная русская черта, возвращение к фольклорным традициям.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Портрет А. М. Измайловой» 1759Также бесплатно скачивайте «Портрет А. М. Измайловой» на странице сайта!
Ярлыки
-
«Вирсавия»
(1) -
«Даная»
(1) -
«Девочка с персиками»
(1) -
«Девушка освещенная солнцем»
(1) -
«Кружевница»
(1) -
«Ночной дозор»
(1) -
«Пётр на смертном ложе»
(1) -
«Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
(1) -
«Последний день Помпеи»
(1) -
18 век
(9) -
Академия хкдожеств
(1) -
Академия художеств
(1) -
Александр Македонский
(2) -
Алексей Петрович Антропов
(2) -
амулеты
(1) -
анималист
(1) -
анималистический жанр
(1) -
Антон Лосенко
(1) -
Анубис
(1) -
Апеллес
(1) -
архитектура
(1) -
барокко
(2) -
богиня Хатхор
(1) -
Брюллов К.П. Автопортрет
(1) -
Брюллов Карл
(1) -
Бурлаки
(1) -
бытовой жанр
(1) -
В.А. Тропинин
(1) -
Валентин Серов
(4) -
Василий Андреевич Тропинин
(1) -
Великий сфинкс
(1) -
Виргилиус Эриксен
(1) -
Вишняков Иван
(1) -
Гентский алтарь
(1) -
Георг Кристов Гроот
(1) -
Геродот
(2) -
Гертье Диркс
(1) -
Гиза
(1) -
Гор
(1) -
Горький
(1) -
графиня Юлия Самойлова
(1) -
грифоны
(1) -
Губерт ван Эйк
(2) -
Д.Г. Левицкий
(1) -
Дашур
(1) -
Джордж Стаббс
(1) -
Джосер
(2) -
Древний Египет
(8) -
Египет
(1) -
Екатерина II
(1) -
Елизавета Петровна
(1) -
Ермолова
(1) -
Женский портрет 18 века
(1) -
живописец Иван Аргунов
(1) -
живопись
(3) -
Живопись Нидерландов
(1) -
Живопись Нидерландов 15 века
(2) -
жизнь и творчество
(1) -
И. Е. Репин
(2) -
И.Е. Репин «Царевна Софья»
(1) -
И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
(1) -
Иван Аргунов
(2) -
Иван Никитин
(3) -
идущие вброд
(1) -
изображение Мадонны
(1) -
изображения лошадей
(1) -
Икона «Ангел Златые власы»
(1) -
Илья Репин
(1) -
Имхотеп
(1) -
интимный портрет
(1) -
Иоганн Фридрих Гроот
(1) -
Исаак Ильич Левитан
(1) -
искусство портрета
(1) -
историческая живопись
(1) -
исторические картины
(1) -
исторический жанр
(1) -
история жизни и любви Рембрандта и Саскии
(1) -
история создания Русского музея
(1) -
К.Е. Маковский
(1) -
канопы
(1) -
Каравакк
(1) -
Карл Брюллов
(2) -
картина «Бурлаки на Волге»
(1) -
картина «Воскрешение дочери Иаира»
(1) -
классицизм
(1) -
классицизм. Карло Расстрели
(1) -
конный монумент
(1) -
Константин Тон
(1) -
Коровин
(1) -
Красная пирамида
(1) -
крепостной художник
(2) -
критический реализм
(1) -
Левитан
(1) -
Левицкий
(1) -
Ломаная пирамида
(1) -
Лоренс Альма-Тадема
(1) -
Луи Токке
(1) -
М.И. Козловский
(1) -
Мазини
(1) -
Мари Анн Колло
(1) -
Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
(1) -
Медный всадник
(1) -
Медум
(1) -
Мемфис
(1) -
Микерин
(1) -
Михаил Микешин
(1) -
мумия
(1) -
набережная
(1) -
Наполеон Бонапарт.
(1) -
натюрморт
(1) -
Невский проспект
(1) -
немес
(1) -
Нидерланды
(4) -
Никитин Иван
(1) -
О. А. Кипренский
(1) -
острохарактерные народные типажи
(1) -
Павел Федотов
(1) -
памятник А.С. Пушкину
(1) -
памятник Екатерине Великой
(1) -
парадные портреты
(1) -
парадный портрет
(1) -
парадный портрет Петра III
(1) -
пейзаж
(1) -
Пётр III
(1) -
пирамида
(1) -
пирамида Микерина
(1) -
пирамида Хеопса.
(1) -
пирамида Хефрена
(1) -
Пирамиды
(3) -
площадь Искусств
(1) -
поздний академизм
(1) -
Портрет
(1) -
портрет А.С. Пушкина
(1) -
портрет графини М.А. Румянцевой
(1) -
портрет Е.С. Авдулиной
(1) -
портрет Иды Рубинштейн
(1) -
портрет императрицы Елизаветы Петровны
(1) -
портрет Сары Фермор
(1) -
портрет статс-дамы А.М. Измайловой
(1) -
Портрет супругов Арнольфини
(1) -
портретист
(2) -
портреты
(2) -
портреты Екатерины II
(1) -
портреты Петра I
(1) -
портреты Саскии
(1) -
портреты светских красавиц
(1) -
портреты смольнянок
(1) -
прерафаэлиты
(1) -
приветствие
(1) -
придворный живописец
(1) -
реализм
(2) -
Рембрандт ван Рейн
(2) -
Репин И.Е.
(2) -
Риччи Себастьяно
(1) -
Рождество Христово
(1) -
рококо
(4) -
Рокотов
(1) -
романтизм
(2) -
русский классицизм
(1) -
Русский музей в СПб
(2) -
русский пейзаж
(1) -
русский реализм
(1) -
Санкт-Петербург
(3) -
саркофаг
(2) -
Саския ван Эйленбюрх
(1) -
Северное возрождение
(2) -
Северное возрождение.
(1) -
сентиментализм
(1) -
сердаб
(1) -
Серов Валентин
(2) -
скарабей
(1) -
скульптор М.К. Аникушин.
(1) -
скульптура
(2) -
Снофру
(2) -
список литературы
(1) -
строительство пирамиды
(1) -
сфинксы
(1) -
Таманьо
(1) -
Титус ван Рейн
(1) -
учеба в Академии художеств
(1) -
Ф.С. Журавлёв
(1) -
фараон
(4) -
фараон Хеопс
(1) -
фараоны четвёртой династии
(1) -
Хеб-сед
(1) -
Хендрикье Стоффельс
(1) -
Хеопс
(4) -
Хефрен
(1) -
Химеун
(1) -
Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
(1) -
Хуфу
(1) -
Чемесов
(1) -
Чудеса света
(1) -
Шаляпин
(1) -
Этьен Фальконе
(1) -
Юсуповы
(1) -
Ян ван Эйк
(4) -
Ян ван Эйк — портретист
(1) -
XIX век
(2) -
XV век
(4) -
XVIII век
(2)
Самостоятельная жизнь в зрелые годы
Зрелые годы Марии Андреевны были очень насыщены. Она принимала активное участие в жизни первых женщин страны.
Императрица Елизавета Петровна поручила Марии Андреевне руководить двором Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины II, когда та еще находилась в статусе невесты. Румянцева невзлюбила свою подопечную и та отвечала взаимностью. В личных письмах называла «злой сплетницей» и «самой расточительной картёжницей в России». Но взойдя на престол, осталась великодушной во многом благодаря военным заслугам Петра Андреевича Румянцева-Задунайского, сына Марии Андреевны. Румянцева получила статус гофмейстерины и ей был пожалован орден Св. Екатерины.
Елизавета Петровна Романова
Портрет М. Румянцевой в возрастеХуд. Антропов.
До конца жизни Мария Андреевна пользовалась расположением двора. Об этом свидетельствует тот факт, что тёплые месяцы она проводила в Летнем дворце Петра I, где разрешалось жить только самым близким к семье людям. Там она чувствовала себя хозяйкой. Показывала гостям комнаты, которые несли на себе отпечаток присутствия великого государя. Рассказывала о личных моментах из жизни царя. Для людей, интересующихся историей страны, графиня стала живой свидетельницей непросто событий, она описывала людей, рассказывала об их чувствах, открывала маленькие тайны.
Мария Румянцева (Матвеева)с бюстом Екатерины II
Андрей Ефимович Мартынов. Летний дворец Петра I
Юность Марии Андреевны
Мария Андреевна принадлежала к древнему дворянскому роду Матвеевых. В семье тайного советника, графа Андрея Матвеева, пополнение произошло в 1699 году. Родившуюся девочку при крещении назвали Марией. Поскольку служба отца предполагала постоянные поездки по Европе, Мария получила прекрасное европейское образования, превосходя по знаниям многих своих сверстниц.
Возвращение в Москву стало для Марии Андреевны важной переменой в жизни. По приказу государя сёстры Матвеевы должны были принимать участие во всевозможных увеселительных мероприятиях
Жизнь девушек напоминала весёлый вихрь. Кроме того, красавицу Марию сразу же приметили при дворе.
Девушка блистала не только внешними данными, но и остроумием, превосходным владением французским языком, а также великолепными танцевальными навыками. Танцевать Мария Андреевна действительно очень любила, причём судьба позволила ей продемонстрировать свои таланты на балах при самых разных правителях России.
Антропов Алексей Петрович «Портрет неизвестной»
Дети Марии и их судьба
- Екатерина Александровна (ноябрь 1721 — 3 апреля 1786), замужем за генерал-лейтенантом Н. М. Леонтьевым (1717—1769), брак не был счастливым. Она разъехалась с мужем и жила в доме матери.
- Пётр Александрович Румянцев-Задунайский (8 января 1725 — 1796) — знаменитый полководец и военный теоретик. Генерал-фельдмаршал. Во время Семилетней войны командовал осадой и взятием Кольберга. Главнокомандующий действующей армией в ходе Русско-турецкой войны (1768—1774). За победы над турками при Ларге и Кагуле, которые привели к заключению выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира, удостоен титула «Задунайский».
- Прасковья Александровна (7 октября 1729 — 17 апреля 1786), подруга Екатерины II, с 1751 года замужем за графом Я. А. Брюсом.
- Дарья Александровна (конец 1723 или 1730 — 1809); 1-й муж — граф Франц Иосиф Вальдштейн (1719—1758), 2-й — князь Юрий Никитич Трубецкой (1736—1811), сын генерал-прокурора князя Никиты Юрьевича. Их дочь от второго брака — П. Ю. Гагарина.
Дарья
Петр Румянцев-Задунайский
Прасковья
Портрет М. А. Румянцевой. 1764
Антропов А.П.Холст, масло62,5 x 48
Русский музей
Аннотация
Мария Андреевна Румянцева, урожденная графиня Матвеева (1698-1788), одна из самых выдающихся женщин России XVIII века. Жена генерал-аншефа графа А. И. Румянцева. Занимала видное положение при дворе: с 1744 года — статс-дама императрицы Елизаветы Петровны, с 1775 — кавалерственная дама ордена св. Екатерины Большого креста, с 1776 — обер-гофмейстерина. Мать полководца графа П. А. Румянцева-Задунайского.
На портрете художник изобразил пожилую женщину с выразительными глазами, полную ясного ума и жизненной силы. Камерный портрет передает особенности лица модели и многочисленные детали костюма. М.А.Румянцева изображена со знаком отличия статс-дамы — портретом императрицы Елизаветы Петровны в бриллиантовом обрамлении. Точность в передаче внешности и окружающих предметов — характерная черта русского портрета этой эпохи.
Биография автора
Антропов Алексей Петрович (1716, Санкт-Петербург – 1795, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Учился в Петербурге у А.М. Матвеева и Л. Каравакка (с 1732). С 1739 работал в «живописной команде» Канцелярии от строений у И.Я. Вишнякова. В конце 1750-х брал уроки у П. Ротари. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге и его пригородах (1744-1750), в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-1755).
С 1761 до конца жизни — главный художник Синода (надзиратель за живописцами и иконописцами). Имел частную школу живописи, в которой занимался Д.Г. Левицкий.
Портреты, созданные мастером в традициях европейского парадного портрета, продолжают традиции парсуны, развивают стилистическую линию отечественного примитива с его яркой непосредственностью и правдивостью образов. Много работал и в области камерного портрета.
Главная среди придворных дам
Во времена правления Елизаветы Петровны Мария Румянцева вела крайне насыщенную общественную жизнь. В 1744 году по поручению императрицы графиня начинает заведовать двором прибывшей принцессы Ангальт-Цербстской, что тогда находилась в статусе невесты Петра III.
Позднее принцесса, крещёная как Екатерина Алексеевна, вспоминала злой нрав и прекрасные навыки соглядатая Марии Андреевны. При “малом дворе” будущей Екатерины II все боялись Румянцеву.
Тем не менее, практически все придворные относились к Марии Андреевне с уважением и крайним почтением. Даже сама Екатерина II, став императрицей, назначила Румянцеву гофмейстериной, хотя помнила о её кознях в пору своей юности. Овдовев, Румянцева пристрастилась к азартным играм. Она жила не по средствам, и часто просила финансовой помощи у императрицы.
Бенуа-Шарль Митуар «Подруга Петра I рядом с бюстом Екатерины II»
Конечно, годы не пощадили внешности этой женщины, однако её богатый внутренний мир отмечали многие современники. Граф Сегюр писал:
Несмотря на преклонные годы, даже в старости Мария Андреевна не переставала любить танцы. В “Большой биографической энциклопедии” указано:
Алексей Петрович Антропов «Портрет Марии Андреевны Румянцевой», 1764 год
Несмотря на то, что Екатерина II не питала тёплых чувств к Марии Румянцевой, многие знакомые этой женщины вспоминали её как очень доброго и душевного человека. Графиня стала одной из первых представительниц дворянства, что стали принимать у себя дома беспризорников и подкидышей.
На протяжении 89 лет своей жизни Мария Андреевна познала немало горестей, но она умела бороться с трудностями и радоваться тому, что имеет.
Встреча с царём
Во время одного из весёлых придворных мероприятий Пётр I заметил необыкновенно красивую девушку. На тот момент Марии только исполнилось девятнадцать лет. Царь был старше её, являлся женатым человеком и имел несколько внебрачных связей, однако его страсть не могло остановить ничто.
Современники отмечали, что к Марии Матвеевой государь испытывал особенно глубокие чувства
Однако он понимал, что молодость и красота его новой фаворитки обращают на себя внимание многих мужчин, что становится соблазном для прелестницы
Он нередко выговаривал любовнице за слишком снисходительное отношение к некоторым придворным. Пётр Великий считал, что лишь он должен быть в судьбе этой женщины, причём сам решил устроить её личную жизнь. Великий князь Николай Михайлович писал:
Александр Иванович Румянцев, муж Марии
Антропов А.П.
Антропов Алексей Петрович (1716, Санкт-Петербург – 1795, Санкт-Петербург)
Живописец, портретист.
Учился в Петербурге у А.М. Матвеева и Л. Каравакка (с 1732). С 1739 работал в «живописной команде» Канцелярии от строений у И.Я. Вишнякова. В конце 1750-х брал уроки у П. Ротари. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в Петербурге и его пригородах (1744-1750), в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-1755).
С 1761 до конца жизни — главный художник Синода (надзиратель за живописцами и иконописцами). Имел частную школу живописи, в которой занимался Д.Г. Левицкий.
Портреты, созданные мастером в традициях европейского парадного портрета, продолжают традиции парсуны, развивают стилистическую линию отечественного примитива с его яркой непосредственностью и правдивостью образов. Много работал и в области камерного портрета.