Портрет царевны Прасковьи Иоанновны, Иван Никитич Никитин — описание

Иван Никитич Никитин биография

И.Н.Никитин (Середина 1680-х – не ранее 1742) — «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.
И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVJI столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.
>

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправ- ляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Tags: Иван Никитич Никитин, любимый художник Петра I

На главную   


This entry was posted on Friday, October 31st, 2008 at 10:29 and is filed under Художники. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed.

Both comments and pings are currently closed.

Детство и юность

Прасковья Иоанновна родилась в 1694 году в семье государя Ивана Алексеевича, что приходился единокровным братом (по отцу) Петру I. До наших дней сохранилась мерная икона с изображением Святой Параскевы. Такие святыни делали для царских детей, причём сама икона должна была соответствовать росту ребёнка.

Когда девочке исполнилось два года, её отец умер от хронической болезни. Мать, царица-вдова Прасковья Салтыкова, приняла решение перебраться в Измайлово. Измайловский дворец был передан Петром овдовевшей жене брата и племянницам.

Хочу заметить, что государь заботился о достойном воспитании дочерей Ивана. В самом дворце был организован крепостной театр, развитием которого занимались Прасковья Салтыкова, а впоследствии и её дочери.

Не секрет, что Пётр Великий благоволил иностранцам, а потому обучение племянниц и детей поручил немецким учителям. Наставники из европейских стран пользовались особым почётом. Как и её сёстры, юная Прасковья была обучена грамоте, иностранным языкам, получила прекрасные манеры, умела музицировать и танцевать.

Царица Прасковья Федоровна

Почтительная невестка

Подобно большинству своих современниц царица Прасковья Федоровна была малограмотна и суеверно набожна. Она, пожалуй, и рада была бы жить, как жили до нее поколения высокородных москвичек, но закоренелого противления новшествам, вводимым Петром (которого, по-видимому, не только боялась, но и вполне искренне уважала), не оказывала — напротив, «старалась соответствовать».

«Соответствуя», вдовствующая царица поддерживала отношения лишь с обласканными Петром родственниками, его самого всегда принимала (и в Измайлове в том числе) с величайшим почтением, а по торжественным дням рядилась (и рядила дочерей) в немецкие платья. Наконец, она позаботилась о приискании учителей для Екатерины, Анны и Прасковьи. Ими стали немец Остерман и француз Рамбурх.

Учителя были не Бог весть какие; немецкому царевны обучились всего лишь сносно, с французским и танцами дело обстояло и того хуже, но здесь важен жест доброй воли. Зная, что Петр намерен выдать ее дочерей замуж за иностранных принцев (с этой целью де Брюйн и писал портреты девиц), Прасковья Федоровна не только пребывала в полном послушании ему, но и стремилась, насколько умела, подготовить царевен к предположенной им участи.

Как видим, Прасковья Федоровна умела снискать и сохранить расположение государя. Раз и навсегда она вверила ему себя и своих дочерей. И когда зашла речь о переезде ее и царевен в только-только отстраивавшийся сырой и серый Петербург, она не возразила ни единым словом. В марте 1708 года царица покинула насиженное Измайлово.

Последние годы

1730 год становится катастрофическим для семьи Прасковьи Иоанновны. Сначала умирает её маленький сын, а вскоре и супруг. Иван Дмитриев-Мамонов скончался в пути, в карете императрицы Анны Иоанновны, сестры супруги.

В период царствования Анны содержание царевны Прасковьи было увеличено, её состояние возрастало с каждым днём, но теперь ей было незачем жить. Своего мужа Прасковья Иоанновна пережила всего на полтора года, оставив мир 8 октября 1731 года. Она так и не увидела расцвет правления своей сестры, да и неизвестно: нужно ли ей было это?

Иван Никитин «Портрет сына царевны Прасковьи»

Прасковья Иоанновна прожила всего 37 лет, познав и радость, и потери. Была ли она счастлива в браке? На этот вопрос никто не может ответить наверняка, но, несомненно, она стала одной из тех счастливиц, кому удалось связать свою судьбу с любимым человеком. Для царевны это действительно был личный подвиг, ведь она бросала вызов прежним принципам и устоям.

Быть может, Прасковью Иоанновну можно назвать единственной представительницей царской семьи, которая сумела заключить брак с собственным избранником, а не предназначенным ей иностранным принцем или королём.

Замужество царевны

Однако Прасковье Иоанновне не суждено было провести остаток дней в одиночестве. Она попросила согласия Петра Великого на брак с генерал-аншефом Иваном Ильичом Дмитриевым-Мамоновым. От себя хочу отметить, что существуют предположения историков о том, что изначально брачный союз был заключён тайно.

Такое вполне могло быть, поскольку подобный поступок царевны полностью нарушал традиционные устои царских семей. Прежде дочери царей не могли выходить замуж за подданных, даже выходцев из самых знатных семейств.

Именно поэтому до правления Петра многие царевны так и оставались незамужними, ведь найти представителя монаршей династии, исповедующего православие, было практически невозможно. Сам Пётр первым нарушил эту традицию. В случае с Прасковьей ясно, что она действительно любила своего избранника, если отважилась на такой “революционный” шаг.

Примечания[ | ]

  1. Прасковья Иоанновна // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  2. Родословная книга Всероссійскаго дворянства. // Составилъ В. Дурасов. — Ч. I. — Градъ Св. Петра, 1906.
  3. Прасковья Иоанновна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Параскева преподобная. Художник Уланов, Василий Иванов. 1694 г. ГТГ. Инв. 012991. 44 х 15 см. Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Пост. из ГОП в 1940 г. Мерная икона царевны Прасковьи Ивановны, родившейся 24 сентября 1694 г. На поземе надпись белилами: “203 (1694) году писал Василий Уланов” (Антонова, Мнева 1963. Т. 2. Кат. 902) Уланов, Василий Иванов // Словарь русских иконописцев Архивировано 24 февраля 2020 года.
  5. Герцог Лирийский . Записки о пребывании при императорском Российском дворе в звании посла короля испанского
  6. 12 Русский биографический словарь
  7. Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII в. — М. — 1965
  8. Е. В. ПЧЕЛОВ. ПЕТР ВЕЛИКИЙ И ДИНАСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОМАНОВЫХ В XVIII—XX ВЕКАХ
  9. Панова Т.Д. Некрополи Московского Кремля(неопр.) (недоступная ссылка).изд. 2-е, испр. и доп. . Руссист (2003). Дата обращения 27 марта 2011. Архивировано 6 марта 2012 года.

Биография[ | ]

В Государственной Третьяковской галерее хранится мерная икона царевны с изображением св. Параскевы.

Детство Прасковьи прошло в Измайлово. Измайловский дворец и прилегающие к нему обширные сельские угодья Пётр, ставший после смерти своего единокровного брата Иоанна единодержавным государем, передал в собственность её матери, рано овдовевшей царицы Прасковьи.

Как и старших сестёр — Екатерину и Анну, — девочку обучали грамоте и прочим наукам. Воспитание было поручено немцам, которые в те времена считались лучшими учителями и пользовались особым почётом. Однако способностей младшая племянница Петра I не проявляла. «Вечно больная и недалёкая умом», — говорили о ней.

Принцесса Параскевия, вторая сестра царицы, отличается способностями, очень дурна лицом и худощава, здоровья слабого. Прасковья глупа и имеет такую же склонность к мужчинам, как и сестра.

В дневнике голштинского камер-юнкера Берхгольца написано: «она брюнетка и недурна собой», а леди Рондо, видевшая её незадолго до смерти, нашла, что, несмотря на сильное нездоровье, она «все-таки еще красива».

Половцев пишет: «Оставаясь долгие годы неотлучно при своей суровой матери, царевна мало-помалу привыкла к рабскому подчинению её воле и утратила всякую самостоятельность. Когда умерла её мать, царевне Прасковье Иоанновне шел уже 30-й год, и на неё пали все хлопоты по разделу имущества и имений царицы, а затем по управлению ими. Что-то робкое и нерешительное проявляется во всех её действиях: для более успешного окончания разных дел она стала раздавать взятки влиятельным лицам, обращалась к князю Меншикову и к его жене с просьбами о себе и сестре и писала почтительные родственные письма во дворец».

В короткое царствование Петра II для Прасковьи Иоанновны образуется особый «двор», и она пользуется на своё прожитье весьма значительными по тому времени субсидиями из государственной казны: так, в 1728 г. на содержание её двора отпускается из казны 12 тысяч рублей в год, а через год это содержание достигает 17 тысяч. В 1728 г. Прасковье Иоанновне был пожалован в Москве дом, из принадлежавших кн. Меншикову и отписанных после его опалы в казну.

При воцарении сестры, Анны Иоанновны, материальное положение царевны ещё более улучшается.

Брак

«Портрет ребёнка», Иван Никитин, 1730-е. Н. М. Молева и Э. М. Белютин атрибутировали работу как изображение сына царевны Прасковьи В отличие от двух старших сестёр, Пётр не подыскал ей немецкого принца.

С согласия государя Прасковья — по другим указаниям — тайно обвенчалась — была замужем за генерал-аншефом Иваном Ильичом Старшим

Дмитриевым-Мамоновым (1680—1730), происходящим из ветви рода Рюриковичей, утратившей княжеский титул. Это было вопиющим нарушением традиции.

Их сын родился в октябре 1724 и ум. около 1730.

Кончина

Дмитриев-Мамонов скоропостижно умер 24 мая 1730 г., в то время, как ехал в карете с императрицей Анной Иоанновной. Прасковья Иоанновна пережила его на полтора года. На расходы по её погребению было отпущено московскому генерал-губернатору Г. П. Чернышеву 30 тысяч рублей.

Жизнь

Отец Прасковьи умер в 1696 году, и она росла вместе со своими сестрами Екатериной и Анной в имении Измайлово в Москве , подаренном ее матери царем Петром .

Учителя немецкого языка обучали ее литературе и естествознанию. Испанский посол описал Прасковью по сравнению с ее сестрами не только очень болезненной, но и неразумной. Придворный чиновник Берггольц описал ее в своем дневнике как симпатичную брюнетку на вид, а дворянка Рондо отметила, что, несмотря на плохое здоровье, она действительно была довольно красивой только незадолго до своей смерти.

В отличие от сестер, Петр Великий не устроил Прасковье династический брак. С согласия матери она была замужем за дворянином- рюриковичем генерал-князем Иваном Дмитриевым-Мамоновым (1680-1730). У них был один сын в 1724 году, который умер примерно в 1730 году. Брак был неофициальным, частным и не предавался огласке, равно как и рождение или существование ее сына.

По словам Половцева, Прасковья настолько привыкла приспосабливаться к воле матери, живя в ее доме, что ей было трудно приспособиться к самостоятельной жизни после смерти матери. Когда в 1723 году умерла ее мать, застенчивость и нерешительность Прасковьи проявилась в ее затруднениях в обращении с имением покойной матери, и она стала раздавать взятки влиятельным придворным. Теперь она стала частью домохозяйства Екатерин I .

Во время правления Петра II Прасковья Ивановна основала свой двор и, как сообщается, жила расточительно на щедрое пособие, присужденное ей из императорской казны, которое в 1728 году составляло 12000 рублей. В 1728 году ей также была предоставлена ​​собственная резиденция в Москве.

В 1730 году ее сестра Анна Ивановна вступила на престол как государственная императрица, после того как претензии их старшей сестры были отклонены: претензии Прасковьи, как младшей сестры, последовали за претензией ее сестры Анны. Наследство сестры привело к увеличению содержания Прасковьи Ивановны.

Личная жизнь дочерей Ивана V

Пётр Великий старался устроить личную жизнь племянниц, подыскивая им выгодные партии — в первую очередь, для политических союзов России и других стран. Старшую сестру Прасковьи, Екатерину, дядюшка выдал замуж за Карла Леопольда Мекленбургского. Брак оказался несчастливым, и вскоре царевна-герцогиня возвратилась на родину с маленькой дочерью (будущей правительницей Российской империи Анной Леопольдовной).

Другую сестру Прасковьи, Анну, Пётр сосватал за курляндского принца. Тот, увы, скончался от пьянства через несколько месяцев после свадьбы. А самой Анне Иоанновне судьба приготовила совсем иную роль — правление Российской империей.

Казалось бы, и для Прасковьи дядя должен был найти соответствующего жениха, но почему-то делать это не стал. Быть может, действительно девушка была “глупа”, а именно — не сумела бы влиться в иностранное общество и суметь жить при дворе чужой страны. Как бы то ни было, но Прасковья оставалась возле матери до 30 лет.

Русский дипломат А.А.Половцев писал:

Луи Каравак «Императрица Анна Иоанновна»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: