Диего веласкес. картины известные с названиями и описанием

Описание и тематика[править | править код]

Как и во многих других папах Бэкона, на картине преобладают пурпурные облачения. Палитра Бэкона изменилась к 1953 году: его картины стали темнее, его ранний синий цвет сменил бархатный пурпур, в то же время общий тон его работ стал более «ночным». Мягкие сфокусированные и заполненные фоны исчезли, будучи заменёнными на плоские тёмные пространства, которые в некоторых случаях были просто необработанными пустыми частями холста. Плиссированные драпировки фона становятся прозрачными и будто бы пронизывают и окружают кричащее лицо папы.

Несмотря на то, что его более ранние работы, в которых преобладали резкие оранжевые оттенки, вряд ли можно было назвать весёлыми, в качестве причины заметного потемнения палитры художника называют психологическую травму Бэкона, вызванную окончанием его бурных и иногда жестоких отношений с Питером Лейси, которого он позже описал как любовь всей своей жизни. Это также частично объясняет, почему Бэкон сосредоточился на воспроизведении фигур пап, так как Питер Лейси был намного старше, а также более опытным и доминирующим партнёром в их отношениях.

Одежда изображённого на картине человека безошибочно выдаёт в нём римского папу. Он кажется пойманным в ловушку и изолированным в пределах контуров абстрактной трёхмерной стеклянной клетки. Приём кадрирования, описанный искусствоведом Дэвидом Сильвестром как «пространственный кадр», стал отличительной чертой Бэкона на протяжении всей его последующей карьеры.

Клетка

Горизонтальные металлические рамы и драпировка полотна часто фигурировали в картинах Бэкона 1950-х и 1960-х годов. Мотив, возможно, был заимствован им у скульпторов Альберто Джакометти и Генри Мура, которыми Бэкон очень восхищался; он часто переписывался и встречался с Джакометти. Джакометти использовал этот мотив в своих работах «Нос» (1947) и «Клетка» (1950), в то время как Мур применил подобную рамку в своём бронзовом «Макете для короля и королевы» (1952). По мнению многих критиков подобные «клетки» в работах Бэкона символизируют заточение.

Вертикальные складки

Вертикальные складки напоминают шторы, и подобные подобия вуали или шторы появляются в самых ранних работах Бэкона, в частности в «Этюде человеческого тела» (англ. Study from the Human Body) 1949 года, всегда располагаясь вперед, а не позади центральной фигуры полотна. Источником для подобного мотива могла послужить картина Тициана 1558 года «Портрет кардинала Филиппо Аркинто».

Диего Веласкес «Филипп IV», 1656

Складки подчёркивают изоляцию фигуры и были заимствованы у Эдгара Дега, который использовал этот приём в своих работах в конце XIX века, Бэкон описал этот способ как «опалубка». Бэкон утверждал, что благодаря этому приёму восприятие картины не исходит прямо на вас, но скользит медленно и мягко.

Папские серии[править | править код]

Римский папа Иннокентий X заказал Веласкесу написать свой портрет, чтобы художник увековечил его величие. Однако Веласкес в своей работе не стал льстить своей модели, и получившийся портрет отличается своим реализмом. Иннокентий X изображён на нём высокоинтеллектуальным, проницательным, стареющим человеком с подчёркнуто некрасивыми чертами лица.

Бэкон никогда не писал с натуры, предпочитая использовать различные визуальные исходные материалы, в том числе фотографии, как найденные (в том числе в кинофильмах, медицинских учебниках и журналах XIX века), так и заказанные. Бэкон редко работал по заказу и мог на месте Веласкеса изобразить папу в ещё менее лестном свете, по словам искусствоведа Арима Цвейта, «в зловещей манере, в пещерных подземельях, поражённым эмоциональным взрывом и лишённым всякого своего авторитета».

Хотя Бэкон избегал встречи с оригиналом, «Портрет папы Иннокентия X» оказал на него наибольшее среди всех произведений искусства влияние на него. Его присутствие можно найти во многих из лучших работ Бэкона с конца 1940-х до начала 1960-х годов. В версии Бэкона папа показан кричащим, но его голос «заглушен» спускающимися драпировками и тёмными насыщенными цветами. Тёмные цвета фона создают в картине гротескную и кошмарную атмосферу. Хотя Бэкон был известен как франт, он тщательно охранял свою личную жизнь, рабочие привычки и мыслительные процессы. Он создал около 50 картин пап, но уничтожил очень много из них, которыми был недоволен.

  • Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II», 1511–1512. Лондонская национальная галерея
  • Тициан «Портрет папы Павла III и его внуков», 1545–1546
  • Диего Веласкес «Портрет папы Иннокентия X», 1650. Галерея Дориа-Памфили, Рим
  • Тициан «Портрет кардинала Филиппо Аркинто», 1558. Художественный музей Филадельфии

Папа серии

Иннокентий X поручил Веласкесу нарисовать портрет как с натуры, главным мотивом которого был престиж. Однако Веласкес не льстил своей натурщице, и картина известна своей реалистичностью, поскольку представляет собой непоколебимый портрет очень умного, проницательного, стареющего человека.

Бэкон никогда не рисовал с натуры, предпочитая использовать различные визуальные источники, включая фотографии, как найденные (в том числе в кадрах из фильмов, медицинских учебников и журналов 19 века), так и заказанные . Точно так же Бэкон редко работал по заказу и мог изобразить папу в еще менее лестном свете; по словам искусствоведа Арима Цвайте, «зловещим образом, в пещерных подземельях, охваченных эмоциональным всплеском и лишенных всякого авторитета».

Хотя Бэкон избегал смотреть оригинал, картина по-прежнему оказывает на него наибольшее влияние; его присутствие можно увидеть во многих его лучших работах с конца 1940-х до начала 1960-х годов. В версии Бэкона шедевра 17-го века Папа изображен кричащим, но его голос «заглушается» из-за драпировки и темных насыщенных цветов. Темные цвета фона придают картине гротескно-кошмарный оттенок. Несмотря на то, что Бэкон был отмеченным bon vivant, он тщательно охранял свою личную жизнь, рабочие привычки и мыслительные процессы. Он создал около 50 картин с папами, но уничтожил очень много, чем был недоволен.

Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына

Древние греки были затейники по части жестокости. И мифы их, как, впрочем, и многих других древних народов, поражают бесчеловечностью. Судите сами: Аполлон, содравший кожу с пастуха Марсия лишь за то, что тот играл на флейте; царь Атрей, приготовивший жаркое из сыновей своего брата; отцеубийца Эдип; его жестокий отец Лай; оскорбивший богов сыноубийством Тантал; несчастный Сизиф, ставший жертвой высшего гнева и обреченный на бесконечные муки; жертва Прометея.

Одним из героев древнегреческих мифов был Кронос — младший сын Урана и Геи, властелин времени. От своего отца Кронос получил предсказание, что причиной его гибели станет собственный ребенок. Сатурн (под этим именем Кронос фигурирует в римском пантеоне) взял за привычку пожирать своих детей. В его бездонном чреве исчезли Посейдон и Деметра, Гестия, Гера и Аид. Последним стал камень, который супруга подсунула ненасытному богу вместо тайно рожденного ею Зевса. Этот ребенок и победил жестокого отца, низвергнув того в Тартар.

Сюжет этого мифа — самая трагичная часть — вдохновил Франсиско Гойю (Francisco José de Goya y Lucientes) на создание ужасающего шедевра «Сатурн, пожирающий своего сына». Изначально полотно представляло собой фреску — одну из 14 «черных картин», которые художник написал на стене собственного дома. Позднее изображение было воспроизведено на холсте. Сегодня эта жуткая картина хранится в Прадо. К слову, при жизни Гойя никак не назвал свои «черные» шедевры — и фрески, и полотна получили имена уже после его смерти.

Пряхи (1657)

Это работа зрелого художника. Она была написана в последние годы жизни Веласкеса, и отображает его высочайшее мастерство и умение изображать различные фактуры и перспективу. Это настоящая картина в картине, так как на заднем фоне всего происходящего изображён огромный гобелен, который рассматривают незначительные персонажи. Изначально предполагалось, что это мастерская по производству гобеленов. Но на самом деле это трактовка мифа о споре между Афиной и Арахной, кто больше напрядёт пряжи. На переднем плане — Афина. Она изображена лицом к зрителю, на голове уже немолодой женщины белый платок. Арахна сидит спиной к зрителю. Молодая пряха полностью поглощена процессом прядения. В конце концов победу в споре одержала Арахна, за что и была превращена мстительной богиней в паука.

4

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа (1655)

Маленький портрет, всего 60 на 70 см, изображает малышку-инфанту, которой едва исполнилось четыре года. Это один из первых портретов будущей императрицы Священной Римской империи, из целой галереи портретов, которые написал Веласкес. Он был очарован девочкой, и все детские и подростковые портреты инфанты светятся теплотой, с которой художник изображал свою обожаемую модель. Несмотря на жёсткие требования парадного портрета королевской особы, Веласкес изобразил прелестного ребёнка с чистым открытым взглядом. Девочке разрешили держаться за стол, так как позирование занимало много времени, и маленькому ребёнку было трудно устоять в тяжёлом платье. Детство малышки закончилось в 14 лет, когда её выдали замуж за своего дядю, императора Священной Римской империи. Через семь лет, в возрасте 21 года, после рождения шестого ребёнка она умерла.

Менины (1656)

«Менины» (Размер полотна 318×276 см) — самая знаменитая и таинственная картина художника, непревзойдённый шедевр портретного жанра. В переводе с испанского название картины означает «Фрейлины». Картина выставлена в музее Прадо. Её намеренно разместили на уровне глаз посетителей музея. Каждый, кто подходит к картине таинственным образом ощущает своё присутствие в этом странном и таинственном мире портрета. Полотно, как машина времени, погружает зрителя в мир иллюзий испанского двора середины XVII века.

Это сложная масштабная работа, на которой изображено царственное семейство вместе с пятилетней инфантой, в окружении фрейлин и самого художника. Композиция картины построена необычно. Маленькая девочка в пышном розовом платье со своей необычной свитой пришла в мастерскую Веласкеса понаблюдать, как художник пишет портрет её родителей — короля и королевы Испании. Со стороны, кажется, что все персонажи смотрят именно на вас, но на самом деле, они смотрят на короля и королеву, которые позируют художнику. Их отражение зрители видят в зеркале за спиной художника.

Художник сотворил такое пространство, которое ранее никто не изображал. Он вовлёк зрителя в мир своей мастерской и заставил смотреть глазами тех, кого он рисует. Мало того, он изобразил в виде главных персонажей картины карликов и фрейлин, а короля и королеву изобразил лишь схематично. Другие художники за эту вольность могли лишиться головы, но только не Веласкес. За это волшебство его и ценил Филипп IV.

Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых известных картинах Рафаэля Санти.

2

Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа (1655)

Маленький портрет, всего 60 на 70 см, изображает малышку-инфанту, которой едва исполнилось четыре года. Это один из первых портретов будущей императрицы Священной Римской империи, из целой галереи портретов, которые написал Веласкес. Он был очарован девочкой, и все детские и подростковые портреты инфанты светятся теплотой, с которой художник изображал свою обожаемую модель. Несмотря на жёсткие требования парадного портрета королевской особы, Веласкес изобразил прелестного ребёнка с чистым открытым взглядом. Девочке разрешили держаться за стол, так как позирование занимало много времени, и маленькому ребёнку было трудно устоять в тяжёлом платье. Детство малышки закончилось в 14 лет, когда её выдали замуж за своего дядю, императора Священной Римской империи. Через семь лет, в возрасте 21 года, после рождения шестого ребёнка она умерла.

Пряхи (1657)

Это работа зрелого художника. Она была написана в последние годы жизни Веласкеса, и отображает его высочайшее мастерство и умение изображать различные фактуры и перспективу. Это настоящая картина в картине, так как на заднем фоне всего происходящего изображён огромный гобелен, который рассматривают незначительные персонажи. Изначально предполагалось, что это мастерская по производству гобеленов. Но на самом деле это трактовка мифа о споре между Афиной и Арахной, кто больше напрядёт пряжи. На переднем плане — Афина. Она изображена лицом к зрителю, на голове уже немолодой женщины белый платок. Арахна сидит спиной к зрителю. Молодая пряха полностью поглощена процессом прядения. В конце концов победу в споре одержала Арахна, за что и была превращена мстительной богиней в паука.

4

Источники

  • Дэвис, Хью и Ярд, Салли, Фрэнсис Бэкон . (Нью-Йорк) Cross River Press. ISBN   0-89659-447-5
  • Доусон, Барбара; Сильвестр, Дэвид. Фрэнсис Бэкон в Дублине . Лондон: Thames & Hudson, 2000. ISBN   0-500-28254-4
  • Пеппиат, Майкл. Анатомия загадки . Westview Press, 1996. ISBN   0-8133-3520-5
  • Рассел, Джон . Фрэнсис Бэкон . Нью-Йорк: Нортон, 1971. ISBN   0-500-20169-2
  • Шмид, Виланд. Фрэнсис Бэкон: приверженность и конфликт . Мюнхен: Prestel, 1996. ISBN   3-7913-1664-8
  • Сильвестр, Дэвид . Оглядываясь назад на Фрэнсиса Бэкона . Лондон: Темза и Гудзон, 2000. ISBN   0-500-01994-0
  • ван Альфен, Эрнст. Фрэнсис Бэкон и потеря себя . Лондон: Reaktion Books, 1992. ISBN   0-948462-33-7
  • Звейте, Армин. Насилие реального . Лондон: Темза и Гудзон, 2006. ISBN   0-500-09335-0

Портрет папы Иннокентия X (1650)

Будучи в Риме, Веласкес был призван к папе Иннокентию X. Портрет папы, над которым работал художник, получился настолько реалистичным, что сам понтифик воскликнул — «Слишком правдиво!» Папа Иннокентий X был очень жестоким и беспринципным человеком, но высоко оценил работу художника, ибо Веласкес увидел истинное человеческое лицо человека, власть которого простиралась над половиной света. Он изобразил папу обычным, со всеми своими страстями, человеком.

Это очень изящный и красивый портрет, в основе которого лежит красно-белая гамма. Первое, что бросается в глаза — изысканный шёлк алой папской мантии и белоснежное кружево одеяния на тёмном бордовом фоне бархатной драпировки. Пристальный и настороженный взгляд папы направлен в сторону зрителя, и словно оценивает того, кто перед ним стоит.

3

Менины (1656)

«Менины» (Размер полотна 318×276 см) — самая знаменитая и таинственная картина художника, непревзойдённый шедевр портретного жанра. В переводе с испанского название картины означает «Фрейлины». Картина выставлена в музее Прадо. Её намеренно разместили на уровне глаз посетителей музея. Каждый, кто подходит к картине таинственным образом ощущает своё присутствие в этом странном и таинственном мире портрета. Полотно, как машина времени, погружает зрителя в мир иллюзий испанского двора середины XVII века.

Это сложная масштабная работа, на которой изображено царственное семейство вместе с пятилетней инфантой, в окружении фрейлин и самого художника. Композиция картины построена необычно. Маленькая девочка в пышном розовом платье со своей необычной свитой пришла в мастерскую Веласкеса понаблюдать, как художник пишет портрет её родителей — короля и королевы Испании. Со стороны, кажется, что все персонажи смотрят именно на вас, но на самом деле, они смотрят на короля и королеву, которые позируют художнику. Их отражение зрители видят в зеркале за спиной художника.

Художник сотворил такое пространство, которое ранее никто не изображал. Он вовлёк зрителя в мир своей мастерской и заставил смотреть глазами тех, кого он рисует. Мало того, он изобразил в виде главных персонажей картины карликов и фрейлин, а короля и королеву изобразил лишь схематично. Другие художники за эту вольность могли лишиться головы, но только не Веласкес. За это волшебство его и ценил Филипп IV.

Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых известных картинах Рафаэля Санти.

2

Портрет папы Иннокентия X (1650)

Будучи в Риме, Веласкес был призван к папе Иннокентию X. Портрет папы, над которым работал художник, получился настолько реалистичным, что сам понтифик воскликнул — «Слишком правдиво!» Папа Иннокентий X был очень жестоким и беспринципным человеком, но высоко оценил работу художника, ибо Веласкес увидел истинное человеческое лицо человека, власть которого простиралась над половиной света. Он изобразил папу обычным, со всеми своими страстями, человеком.

Это очень изящный и красивый портрет, в основе которого лежит красно-белая гамма. Первое, что бросается в глаза — изысканный шёлк алой папской мантии и белоснежное кружево одеяния на тёмном бордовом фоне бархатной драпировки. Пристальный и настороженный взгляд папы направлен в сторону зрителя, и словно оценивает того, кто перед ним стоит.

3

Портрет придворного шута «Эль Примо» (1644)

Диего Веласкес — мастер острохарактерных портретов. Среди картин монархов и придворных особ известно множество портретов придворных карликов. В период с 1630–1640 годов художник написал целую серию изображений маленьких людей. В них он отобразил их характер и трагическую сущность. Одна из таких работ — изображение шута Эль Примо (в переводе с испанского «кузен»). При жизни человека звали Дон Диего де Аседо. Он занимал особое положение у короля Филиппа IV — был хранителем королевской печати и личным посыльным короля. На картине изображён тщедушный человечек, держащий в руках большой фолиант. Привилегию оставаться в шляпе при короле имели карлики и близкие родственники (кузены). Возможно, именно из-за этой привилегии так называли при дворе Дона Диего де Аседо.

Эта работа насыщенна острым драматизмом. Лицо карлика очень интеллигентно и светится благородным умом. Но его физические недостатки: горб, маленькие ручки и ножки, нельзя назвать уродливыми. На фоне остальных портретов карликов этот человек выглядит очень достойно.

Смерть и наследие

Архангел Гвидо Рени Михаил (церковь капуцинов Санта-Мария-делла-Консесионе, Рим) попирает сатану с ярко узнаваемыми чертами Папы Иннокентия X.

Бронзовая статуя Иннокентия X 1645–1649 гг. Работы Алессандро Альгарди.

Во время папства Папы Урбана VIII будущий Иннокентий X был самым значительным соперником папы среди Коллегии кардиналов . Антонио Барберини, брат Урбана VIII, был кардиналом, начавшим свою карьеру с братьями Капуцинами. Приблизительно в 1635 году, в разгар Тридцатилетней войны в Германии, в которой папство принимало активное участие, кардинал Антонио заказал Гвидо Рени картину архангела Михаила , топчущего сатану , который несет в себе узнаваемые черты Иннокентия X. Произведения политического искусства до сих пор висят в боковой часовне церкви Зачатия капуцинов ( Санта-Мария-делла-Консезионе ) в Риме. Легенда, связанная с картиной, гласит, что энергичный и богатый художник Гвидо Рени был оскорблен слухами, которые, по его мнению, распространял кардинал Памфили.

Когда несколько лет спустя Памфили стал папой, другие родственники Барберини бежали во Францию ​​по обвинению в растрате. Несмотря на это, капуцины крепко держались за алтарь своей часовни.

Иннокентий был ответственным за то, чтобы колледж Санто Томас де Нуэстра Сеньора дель Сантисимо Росарио получил статус университета. Сейчас это университет Санто-Томас в Маниле , старейший из существующих в Азии.

В 1650 году Иннокентий X отпраздновал юбилей . Он украсил Рим с мозаичных полов и барельефа в соборе святого Петра , возведенный Бернини Фонтан Четырёх рек на площади Навона , в Памфили крепости в Риме, и заказал строительство Палаццо Нуово на Капитолии .

Иннокентий X также является предметом портрета Иннокентия X , знаменитой картины Диего Веласкеса, размещенной в семейной галерее Палаццо Дориа ( Galleria Doria Pamphili ). Этот портрет вдохновил на создание картин художника ХХ века Фрэнсиса Бэкона «Кричащий Папа» , самая известная из которых — « Кабинет Бэкона» после «Портрета Папы Иннокентия X» Веласкеса .

Иннокентий X умер 7 января 1655 года, а в апреле следующего года его сменил папа Александр VII, который пообещал Иннокентию X, что он построит больше школ в Европе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: