Рокотов, Фёдор Степанович
План Введение
1 Биография
2 Творчество 3 Наиболее известные произведения 4 Память 5 Галерея 6 Библиография
Введение
Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735? — 1808) — русский художник, портретист, представитель стиля рококо.
1. Биография
Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в селе Воронцово (входит в нынешнюю территорию Москвы) в семье крепостных. Получил начальное художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, усвоив изобразительные принципы стиля рококо. В 1760 году по распоряжению заметившего его вельможи и мецената И. И. Шувалова живописец был взят в Академию художеств в Петербурге.
В 1765 году удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». С конца 1766 года жил и работал в Москве. В позднем творчестве Рокотова заметен переход от рококо к классицизму. Последние известные работы Рокотова датируются 1790-ми.
2. Творчество
Фёдор Степанович Рокотов — один из лучших русских портретистов. Получив художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и графа Пьетро Ротари, работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был старателен в исполнении.
В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе.
Когда Екатерина II вступила на престол, то поручила ему, в 1763 г., написать её портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г.
Орлову и в настоящее время находится в Гатчинском дворце.
Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Рокотовым также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году). Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — «из самых похожих».
Портрет был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне.
Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах; большинство их приписывается самому Рокотову.
Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и других.
Самой загадочной работой Рокотова, пожалуй, является портрет неизвестного в треуголке, поскольку до сих пор исследователи не установили, кто изображен на нём: либо Екатерина в мужском платье, либо внебрачный сын императрицы от графа Орлова.
Портрет Майкова невероятно реалистичен, он великолепно отражает суть этого человека: ядовитая усмешка, хитрый взгляд. Все люди высшего света боялись этого человека, поскольку он был острословным и циничным, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них, люди боялись выйти в свет.
3. Наиболее известные произведения
· Портрет неизвестной в розовом платье,
· Портрет А. И. Воронцова,
· Портрет И. И. Воронцова,
· Портрет Г. Г. Орлова в латах,
· Коронационный портрет Екатерины II,
· Портрет князя И. И. Барятинского,
· Портрет А. П. Струйской,
· Портрет поэта В. И. Майкова,
- · Портрет графа Вырубова,
- · Портрет неизвестного в треуголке.
- · Портрет Суровцевой
- · Опекунская серия
- 4. Память
· В честь Ф. С. Рокотова названа улица Рокотова на юго-западе Москвы, в районе Ясенево.
- 5. Галерея
- · Квашнина-Самарина
- · Орлов
· П. Н. Ланская 1797. ГТГ, Москва
- · Портрет неизвестной в розовом
- · Струйская
- · Шувалов
- · Екатерина II
· Поэт В. И. Майков
· В. П. Лачинов 1760-е. ГХМ, Куйбышев.
· Портрет неизвестного в треуголке
· А. М. Дурасова-Писарева
· Графиня Е. В. Санти (ур. Лачинова).
ок. 1785. ГРМ, СПб
6. Библиография
· Лебедев А. В. Ф. С. Рокотов, М. — Л., 1945.
· Лапшина Н. Ф. С. Рокотов, М., 1959.
· Сучков С. В. Ф. С. Рокотов. Л., 1976.
· Молева Н. Загадки Рокотова. М., 1994.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской
У этого портрета кисти Рокотова особая судьба. И самая большая известность.В 1953 г. Николай Заболоцкий написал стихотворение на портрет А. П. Струйской, ставшее не только хрестоматийным, но и полным романтического очарования, как и сам портрет. Это стихотворение вызвало новую волну интереса к портретисту.
Её глаза – как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Её глаза – как два обмана,Покрытых мглою неудач.Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук…
Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской (1772). Холст, масло, 59,8 х 47,5 cм. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Обаятельная юная женщина, полная пленительной грации, смотрит на зрителя с этого портрета. Всё в ней тонко, изящно и неуловимо, даже взгляд, через который сквозит душевная чистота. Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые – в бледно-золотые.
Кто эта женщина?
Александра Петровна Струйская – урожденная Озерова. О ней известно мало. В 18-летнем возрасте она вышла замуж за богатого вдовца Николая Еремеевича Струйского. Она была музой своего мужа-поэта. Супруг посвятил ей множество стихов – он слыл чудаком-стихотворцем.Но ей пришлось пережить мужа на 40 с лишним лет. У них было 18 детей, 10 из них умерли в младенчестве. Известный поэт А. И. Полежаев – её внук.Известному живописцу Федору Рокотову к свадьбе были заказаны парные портреты – самого Струйского и его невесты.
Ф. Рокотов. Портрет Н.Е. Струйского (1772). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Образам, созданным Рокотовым в эти годы, присуща особая одухотворенность, сдержанность и нечто сокровенное, значительное, что открывается не сразу. При этом художник остается верен натуре. Портрет Струйского плохо сохранился, но ясно видны его нервное лицо, большие беспокойные темные глаза. Во взгляде этих глубоко посаженных глаз художник сумел передать неуравновешенность натуры Струйского.Струйский был известен своей несколько маниакальной литературной деятельностью. Он печатал собственные произведения в своем имении Рузаевка, где создал первоклассную типографию. Екатерина II даже хвалилась перед иностранцами книгами, отпечатанными в типографии Струйского.В Рузаевке он построил дом-дворец, проект которого приписывается Растрелли, имел большую библиотеку русских и французских книг, картинную галерею. Он был человеком начитанным, знавшим языки.На портрете ему примерно 23 года.Рокотов хорошо знал Струйского и поэтому можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура.А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Возможно, именно поэтому её портрет, созданный почти 250 лет назад, притягивает к ней до сих пор. Её образ – словно воздушный полунамек. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами.Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней».Но… юность проходит быстро. Свадебное настроение тоже, и вот наступают будни. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Но она была человеком своего времени. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного… Другие дети тоже не всегда радовали.Но в невесте Струйского художник увидел эту пока ещё ничем не замутненную красоту.
Николай Заболоцкий
Портрет
Любите живопись, поэты!Лишь ей, единственной, даноДуши изменчивой приметыПереносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,Едва закутана в атлас,С портрета Рокотова сноваСмотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Ее глаза – как два обмана,Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступаютИ приближается гроза,Со дна души моей мерцаютЕё прекрасные глаза.
- < Prev
- Next >
Последние годы
Так и не обзаведясь собственной семьёй, живописец взял на себя заботы о своих племянниках, поселив их в своём доме, дав образование и средства. Благодаря дяде они сделали военную карьеру. Жили у художника и ученики, при помощи которых Рокотову все годы удавалось довольно продуктивно работать. Сохранились свидетельства, что каждый портрет он писал с натуры не менее месяца, однако число картин с приписываемым художнику авторством исчисляется тысячами. Вероятно, значительную часть работы по многим портретам выполняли ученики.
Умер художник 24 декабря 1808 года. Сменилась эпоха, иные деятели будут влиять на историю России, писать их станут другие живописцы. Но именно Фёдор Рокотов сохранил для потомков образы тех, кто был у власти во времена Катерины II.
Учёба
В 1755 году Фёдор едет в Петербург – он попал в число способных московских юношей, которые должны стать первыми учениками в только создаваемой в столице Академии художеств. Но она начнёт работу через два года, их молодой Рокотов проведёт в Первом кадетском корпусе, который был не только военным, но и общеобразовательным учреждением с огромным числом изучаемых предметов. В этот период молодой художник рисует в основном своих товарищей кадетов.
С открытием Академии художеств переключается на уроки живописи. Первыми наставниками русского дарования становятся француз Л.-Ж. Ле-Лоррен и итальянец П. де Ротари. С иностранными мастерами Рокотов осваивал эстетику рококо, а истоки его любви к камерным образам на абстрактном фоне лежат в творчестве Пьетро де Ротари, автора серии портретов «Головки». Уже спустя два года Рокотов стал адъюнктом, помощником преподавателя-профессора, и стал обучать других студентов.
Описание
«Представительным» портретом является и изображение государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина, который «в продолжении Канцлерства своего заключил 72 трактата с разными правительствами», как сообщает старинная надпись на обороте холста.
Г.И. Головкин изображен по пояс, строго, посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то, находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов). Парик вельможи оставляет открытым высокий полысевший лоб. Пышные и мягкие его локоны подчеркивают характер выступающего между ними лица: сухого, с резкими чертами и строгим выражением. Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение общей серьезности. Под широкими черными бровями загораются умные и утомленные глаза. В них есть нечто холодно-насмешливое. Никитин внимательно проследил форму носа — красивого и тонкого. Сухощавое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом, шубы которого будто бы готовы сейчас едва-едва улыбнуться. Кажется, что мускулы в правой части рта заставят сейчас дрогнуть его затененный уголок, в полуулыбке сдвинется резкая складка, огибающая рот. Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии мы видим в нем прежде всего незаурядного человека сильного характера и лишь потом воспринимаем черты, присущие вельможе.
Никитин Никитин Иван Никитич Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета…. с большим тактом заменил легким движением пальцев одной руки Головкина тот импозантный указующий жест, который обычно воспроизводился в аналогичных парадных портретах. На темной одежде Головкина с редкой по тем временам скромностью показаны орденские знаки: звезда, крест и голубая андреевская лента.
Внешние аксессуары сведены к минимуму в этом портрете государственного деятеля первой трети XVIII века. В нем человек остался для Никитина Никитин Иван Никитич Выдающийся русский художник, живописец, родоночальник русской школы портрета…. основной целью творческого процесса: человек, воплотивший ряд характерных черт своей эпохи. Вельможа и дипломат Головкин сумел в течение многих лет и при разных императорах оставаться на своем посту, выполнять сложные дипломатические поручения и, что было не менее трудным, лавировать между различными придворными интригами.
Портрет графа И.Г. Орлова. Между 1762 и 1765
Рокотов Ф.С.Холст, масло58,5 х 46,5
Русский музей
Пост.: в 1919 из собрания князя В.Н. Орлова
Аннотация
Иван Григорьевич Орлов (1733–1791) – старший из братьев Орловых, один из которых – Григорий – стал фаворитом Екатерины II. Возглавляя многие семейные действия, всегда преднамеренно оставался в тени. Участник убийства императора Петра III в Ропше в 1762, в том же году получил графский титул. В 1766 избран маршалом Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Оставив службу, управлял обширными неразделенными имениями своих братьев.
Художник изображает И. Г. Орлова умным, хитрым и энергичным человеком. Проявляя интерес к внутреннему миру своего героя, Рокотов следит за «движениями» его души. Портрет очень наряден: его отличает изысканная цветовая гамма. Орлов одет в синий бархатный кафтан, золотистый камзол и кружевное жабо.
Биография автора
Рокотов Федор Степанович (1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва)
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1765).
Родился в имении князя П.И. Репнина в с. Воронцово близ Москвы в семье крепостного. В 1760 получил вольную. В том же году поступил в Академию художеств при содействии покровителя – графа И.И. Шувалова, основателя и куратора Академии. Учился у А.П. Антропова, Л. Токке и П. Ротари, позже преподавал (1762–1765). К началу 1760-х завоевал широкую популярность в кругу столичной знати. Около 1767 переехал в Москву.
Автор многочисленных камерных интимных портретов современников, в которых нашли отражение просветительские идеалы времени. Созданный им тип портрета пользовался широким признанием и составил целую эпоху в русской портретной живописи. Крупнейший портретист XVIII века, он был вскоре предан забвению и открыт заново лишь спустя столетие, в начале ХХ века.
Личная жизнь, дети
Григорий сделал попытку стать официальным мужем Екатерины. Но воспротивились аристократия и гвардия. Солдаты уважали Григория, но видеть Гришку царем? Это было немыслимо. Все же монархи тогда считались небожителями. Убить царя было можно, но вот стать им было непросто.
Больше Григорий не пытался прыгнуть выше головы. Тем более что в 1772 году Екатерина дала ему титул графа.
Рис.2. Портрет Орлова на пике его карьеры
От Орлова Екатерина родила единственного признанного внебрачного ребенка — Алексея Григорьевича Бобринского. Воспитывался он отдельно от родителей.
Вынужденный расстаться с императрицей и не имея возможности вернуться в Петербург, Орлов у себя в поместье награждал орденами своих любимцев. Екатерина подтверждала «указы» бывшего фаворита, но при себе больше видеть не желала.
Затем в Петербург пришло известие, что граф обвенчался со своей двоюродной сестрой Екатериной Зиновьевой 18 лет от роду.
Церковь осудила кровосмесительный брак, но Екатерина заступилась за Григория и присвоила его жене титул статс-дамы двора.
Как отмечали современники, Григорий нежно любил жену. Он даже забросил кутежи, стал верным мужем. Но счастье оказалось недолгим. Через три года совместной жизни у Екатерины обнаружилась чахотка. Болезнь протекала очень быстро. Лечение в Швейцарии не помогло. Жена умерла на руках Григория в Лозанне. Детей у них так и не было.
Живописец императорской семьи
В тот же период, в начале 1760-х, художник написал Петра III, затем его сына, Павла I. Дворцовые интриги и заговоры возвели на престол новую царицу – в конце 1762 года состоялась коронация Екатерины II. Слава о даровании живописца дошла до неё, и в 1763 году именно Рокотову императрица доверила написать свой парадный портрет, коронационный. Новаторством художника стал профильный поворот головы Екатерины. Торжественность и значительность её облика была потрясающей – императрица сама была в восторге. Отныне всем живописцам предписывалось только так изображать её лицо и учиться у Рокотова (впоследствии не позировала художникам – они должны были писать по памяти и опираясь только на утверждённые ею портреты).
Самые известные картины Рокотова
После смерти живописца о нём быстро забыли. Затерялась и могила художника. Прошло почти сто лет, как общество вновь заговорило о крупнейшем портретисте Екатерининской эпохи – инициатором стал Сергей Дягилев, знаменитый деятель искусств конца XIX – начала ХХ века.
Искусствоведы тщательно изучают произведения, приписываемые Рокотову, сравнивают их с теми, авторство которых уже доказано.
На сегодня самые знаменитые работы это:
- «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» (1757) – возможно, автопортрет художника;
- «Портрет великого князя Петра Фёдоровича» (1758);
- «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» (1761);
- «Коронационный портрет Екатерины II» (1763);
- «Портрет графа Г.Г. Орлова в латах» (1763);
- «Портрет Алексея Бобринского» (1763);
- «Портрет А.П. Струйской» (1772);
- «Портрет неизвестной в розовом платье» (1770-е годы);
- «Портрет неизвестного в треуголке» (1770-е);
- «Портрет княгини Е.Н. Орловой» (1779);
- «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти» (1785);
- «Портрет П.Н. Ланской» (1790-е).
Тогда, в начале ХХ века, «полузабытый русский мастер» Фёдор Рокотов считался безнадёжно устаревшим и неинтересным. Но его манера объединять контуры и смыслы под вуалью тающей зыбкости на волне импрессионизма оказалась гармоничной, она вдруг запела в унисон с манерой Моне, Ренуара…
Сегодня работы Рокотова – это художественные ценности, представляющие интерес не только как шедевры изобразительного искусства, но и неподдельный исторический.
Александра Струйская – русская джоконда из XVIII века
Биография художника Федора Павловича Решетникова
Диего Веласкес — художник реалист эпохи барокко
Гвардии сержант
Алексей Орлов родился 24 сентября 1737 года в селе Люткино Бежецкого уезда Тверской губернии. В пятилетнем возрасте лишился отца, новгородского губернатора, а двенадцати лет был записан солдатом в гвардию. Наделенный атлетическим сложением, в ранней молодости Алексей славился буйным нравом; с двадцати лет на щеке его красовался рубец, полученный в трактирной драке от лейб-компанца Александра Шванвича. Братья звали его Алеханом; в свете к нему пристало прозвище la balafre (меченый — фр.).
Несмотря на весьма скромный чин, Алексей Орлов был популярен в гвардии и деятельно вербовал в ее рядах сторонников возведения на престол Екатерины, чьей благосклонностью пользовался его старший брат Григорий. В перевороте 28 июня 1762 года гвардии сержант Алексей Орлов, которому не было еще и двадцати пяти, сыграл, бесспорно, главную роль. Через несколько дней он оказал новой императрице не менее важную услугу, став, по-видимому, одной из причин тех «геморроидальных колик», от которых по официальной версии скончался свергнутый Петр III…
«Был занят и знаменит»
Коронационный портрет Екатерины II 1763 г.
С начала 1760-х молодой Рокотов – художник нарасхват, не успевающий выполнять заказы. Григорий и Иван Орловы, Иван Шувалов, придворные дамы и господа довольны примерами его работ и спешат позировать живописцу. По воспоминаниям Якоба Штелина, сотрудника Академии художеств, знаменитость молодого мастера заставляла заказчиков выстраиваться в очередь, а его занятость не позволяла справляться с заказами в одиночку – в работе над подготовкой холстов и фоном он прибегал к помощи студентов.
Портретируемые, согласно принятым тогда правилам, принимали официальные позы и придавали своим лицам сдержанное выражение. Художник тем не менее старался сделать их более живыми, отразить настроение заказчиков и особенности характера
Лицам уделялось главное внимание, наряды были второстепенной задачей, фон художника заботил менее всего
Дворцовый переворот в двух актах
Присяга Измайловского полка Екатерине II. Неизвестный художник. Конец XVIII — первая треть XIX в.
Вспыхнувший роман между Екатериной II и Григорием Орловым разгорелся в заговор против будущего императора. Братья Орловы среди солдат и офицеров слыли людьми надёжными и порядочными, потому их слова сомнению не поддавали
Пользуясь такой популярностью, братья в начале осторожно, а потом всё более открыто критиковали наследника престола и возвышали цесаревну в разговорах с друзьями и приятелями. Со слов Орловых, Екатерина являлась мученицей, ратующей за будущее державы, её супруг же представал в образе будущего тирана и угнетателя
Следует отметить, что беспечное и одновременно высокомерное поведение Петра укрепляло сомнения, посеянные заговорщиками. Потому дворянство и знать довольно легко приняли идею необходимости смены власти, военные же приняли в действе непосредственное участие.
Первый раз возможность переворота возникла в день смерти императрицы Елизаветы, 25 декабря 1761 года. На тот момент Екатерина была на пятом месяце беременности, потому замешкалась и в панике упустила момент, подходящий для прихода к власти. Тем не менее, положение супруги не укрылось от императора. Пётр III отрицал свою причастность к беременности Екатерины и намеревался отправить неверную супругу в монастырь, после чего повторно жениться на своей фаворитке Елизавете Воронцовой.
Разрешилась от беременности будущая императрица 11 апреля 1762 года
Дабы отвлечь внимание супруга от сего события, сторонники Екатерины устроили поджог. Пётр очень любил тушить пожары, потому, получив весть о горящем доме, немедленно отбыл туда, тем самым дав достаточно времени на отправку новорождённого в приёмную семью
Ребёнок Григория Орлова и Екатерины II был назван Алексеем и получил фамилию Бобринский.
Вторая попытка переворота случилась в июне того же года. Правление Петра III вызывало всё больше возмущения народа и, в особенности, армии. Солдаты и офицеры были разгневаны преклонением императора перед прусским королём Фридрихом, с которым ранее вели войну. 28 июня с помощью братьев Орловых Екатерина взошла на российский престол.
Портреты последнего периода жизни
Поздние московские портреты Рокотова ближе к стилистике классицизма
Более тщательно в них изображены детали одежды, особое внимание уделено игре светотеней. Женские портреты – в основном овальной формы
Ф. Рокотов. Портрет И.И. БарятинскогоКнязь Ива́н Ива́нович Баря́тинский (1767-1825) – известный в своё время агроном, крупный землевладелец, создатель усадьбы Марьино под Рыльском. В 1806-1812 гг. – русский посол при дворе короля Баварии в Мюнхене.
Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. При этом известно, что работал он не очень быстро. Возможно, многие из этих портретов были выполнены вместе с учениками или самими учениками.Последние известные работы художник написал в начале 1790-х годов; краски на них скупы, почти монохромны. Возможно, у художника слабело зрение. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру.Ф.С. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Могила его затерялась.До начала XX в. творчество художника было почти забыто. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Но уже в 1920-х годах в государственные музеи стали поступать картины Рокотова из национализированных частных коллекций.
Портрет Григория и Алексея Орловых
Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского (1737–1807/1808) и светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова (1734–1783). Написан около 1773 года, холст, масло. Художник: Карл Людвиг (Логин Захарович) Христинек (1732/1733–1792/1794). Собрание Государственного исторического музея.
Карл Людвиг Христинек. Портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. 1773. Государственный исторический музей, Москва
Карл Людвиг Христинек. Портрет светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова. 1773. Государственный исторический музей, Москва
На выставке представлено два почти одинаковых портрета Григория и Алексея Орловых. Братья заказали Христинеку Карлу Людвигу две картины — каждый для себя. Любопытно, что по обоим полотнам сразу понятно, какому из Орловых они предназначались.
На первом портрете Алексей Орлов (слева) указывает рукой на пейзаж с морским сражением — это явная отсылка к Чесменской битве. В этом бою граф получил общее командование над русской средиземноморской эскадрой с десантом. Турецкий флот тогда имел значительное численное превосходство, и Орлов написал императрице Екатерине II: «Увидя оное сооружение, ужаснулся я и был в неведении, что мне предпринять должно; но храбрость войск, рвение всех принудили меня решиться и, несмотря на превосходные силы, отважиться атаковать — пасть или истребить неприятеля». После нескольких дней боев корабли Османской империи были полностью уничтожены. За эту героическую победу Алексей Орлов получил право присоединить к фамилии проименование Чесменский.
Вторая картина должна была принадлежать Григорию Орлову (справа). Граф указывает левой рукой на городской пейзаж, в котором узнаются очертания Москвы. Дело в том, что в 1771 году Григория Орлова послали в Москву, чтобы остановить эпидемию чумы, проникшей в страну во время Русско-турецкой войны. Для борьбы с болезнью граф принял, на первый взгляд, странное решение: выдавать денежное вознаграждение тем, кто выписывался из больниц. Однако именно благодаря этому люди перестали скрывать зараженных и начали отправлять их к врачам, что в конечном итоге позволило победить эпидемию. После возвращения Орлова в Санкт-Петербург императрица Екатерина воздвигла в Царском Селе ворота в его честь с надписью «Орловым от бед избавлена Москва».
В Москве
Портрет А.П. Струйской 1772 г.
Здесь, установив цену на портрет своей работы в 50 рублей, Рокотов принялся писать москвичей. К художнику поехали вереницы богатых и именитых – сравнительно невысокая цена (иностранные мастера брали в 10-15 раз больше) тем не менее определяла круг заказчиков. Для сравнения, живописец императорского фарфорового завода получал 5 рублей в месяц, а генерал-полицмейстер (начальник городской полиции) – 187. Так что клиентами художника могли быть лишь состоятельные люди.
Кроме частных заказов художник выполнял государственные. Так, он (в числе других художников) с 1768 года писал портреты меценатов, на пожертвования которых в Москве был построен Императорский воспитательный дом для сирот, учреждённый Екатериной II. Так называемая Опекунская серия портретов украсила главный зал картинной галереи Воспитательного дома и находилась здесь вплоть до Революции 1917-го. Сохранились письменные свидетельства, что за портреты этой серии академик Рокотов получал по 100 рублей из опекунской суммы.
Художника интересовала не только живопись. Вращаясь в высшем обществе, он был подвержен всем модным веяниям того времени, среди которых:
- литература – посещал кружки, близко общаясь с поэтами и писателями;
- особый клуб аристократов – первый в России, так называемый Московский Английский клуб, организацией которого, как и разработкой его правил, в числе прочих сам художник и занимался. Члены клуба собирались для обсуждения всего нового в политике, обществе и искусстве, пировали, играли в карты;
- масонство – вступил в ложу «Клио», организованную в Москве писателем Н.И. Новиковым и профессором Московского университета И. Шварцем. Масоны позиционировали себя как духовно близкие люди, объединённые заботой о процветании государства и просвещённости его граждан.
До начала 1790-х из-под кисти живописца вышло множество родовых галерей – было принято заказывать портреты всех членов семьи, как правило, не одно поколение.
Происхождение
Родился Фёдор Рокотов в 1734-1736 годах (точная дата не известна). Место рождения – усадьба Воронцово, принадлежащая княжескому роду Репниных (сегодня юго-запад Москвы).
Относительно семьи версий несколько. Самая убедительная из них утверждает, что Фёдор Степанович Рокотов был внебрачным сыном хозяина, князя Петра Репнина. В пользу этого – получение вольной ещё ребёнком, тогда как его брата, Никиту Рокотова, Репнин освободил лишь через 30 лет. Родня точно была крепостной – подтверждение тому собственноручно написанное Ф. Рокотовым прошение императрице о воле племянникам художника (он намеревался взять их на воспитание). Кроме того, влиятельную руку князя можно увидеть в устройстве судьбы Фёдора, когда тот подрос и надо было учиться.
Другие версии маловероятны: художник принадлежит к известному роду Рокотовых Псковского Дворянского собрания или действительно крестьянский сын, по какой-то причине выделяемый князем.
Коварный адъютант
Слава о его подвигах распространилась в армии, а затем и в Петербурге. В 1759 году Григорий приехал в столицу в числе сопровождающих высокопоставленного прусского пленника — флигель-адъютанта прусского короля графа Шверина.
В Петербурге его в качестве адъютанта взял к себе на службу генерал-фельдцейхмейстер граф Пётр Шувалов.
Григорий вновь воссоединился с братьями, служившими в гвардии. Орловы проводили время в весёлых пирушках и кутежах, о которых судачил весь Петербург.
И здесь Григорий продемонстрировал свою отчаянную смелость и безрассудство, закрутив роман с княгиней Куракиной, которая являлась возлюбленной… графа Шувалова.
Когда Шувалов узнал о том, что ему «наставил рога» адъютант, многие ожидали, что для Григория Орлова это будет концом карьеры.
Но обошлось — Григорий отделался только переводом в фузилёрный гренадёрский полк.
Зато после этой истории им заинтересовалась Екатерина, в тот момент жена цесаревича Петра.
Дидро в России. О смеси «французского с нижегородским»
Подробнее