Контекст
Святой Антоний — отшельник из IV века. Свою приверженность вере он доказывал бесстрашием перед лицом ужасающих видений, которые посещали его регулярно. Галлюцинации, как правило, были в двух формах: в виде соблазнительной женщины и в виде грозных демонов. В раннем Ренессансе художники соединяли эти образы и писали женщин с рогами, напоминая об их сатанинском происхождении.
Обычно Антония изображали бородатым старцем. (wikipedia.org)
История Антония была неплохо растиражирована в Средние века. Но по мере того, как все больше воспевались простые бренные радости, про святого начали забывать.
Почему о нем вспомнил Дали? Все очень просто — из желания победить. Альберт Левин, американский кинопродюссер, объявил конкурс на образ искушаемого святого. Не для забавы ради было это сделано. Левин как раз думал о съемках фильма по новелле Ги де Мопассана «Милый друг». 11 художников, в том числе и Дали, предложили свои варианты. Победил сюрреалист Макс Эрнст. А в вечность вошло творение Сальвадора.
Don’t be lost in the weird world of investment. (wikipedia.org)
Годы спустя бразильское рекламное агентство Leo Burnett Sao Paulo, вдохновившись Дали, адаптировало сюжет к современности. Во главе «процессии» — символ доллара Джордж Вашингтон, стилизованный под богиню правосудия Фемиду. За ним следуют одряхлевший дядюшка Сэм — американская экономика, на теле которой сидит комар Усама бен Ладен, высасывая последние «соки». Далее идут Китай и арабские страны. А слоган у этой карикатуры-аллегории звучит так: Don’t be lost in the weird world of investment («Не теряйтесь в мире странных, непонятных инвестиций»).
Сюжет
Без словаря символов Дали полотно, конечно, выглядит набором — пусть и композиционно выстроенным — волшебных фигур. О каждой — по порядку.
В левом нижнем углу — святой Антоний, защищающийся крестом (символом своей неугасимой веры) от искушений дьявола. Сами соблазны — это хоровод, находящийся в фокусе нашего внимания.
Вздыбленный конь — это символ чувственного наслаждения и непревзойденной мощи. Слоны — доминирование и власть. У первого из них на спине — чаша желания с обнаженной женщиной, у второго — обелиск, напоминающий творение римского скульптора Бернини, а у последних — архитектурная композиция в стиле Палладио.
Огромные фигуры опираются на паучьи ноги и, кажется, вот-вот обрушатся на святого. Этот образ длинных тонких ног со множеством суставов отчасти напоминает кузнечиков, которых Дали жутко боялся с детства.
На горизонте в облаках виднеется испанский Эль-Эскориаль, который для художника был символом закона и порядка, достигаемого через слияние духовного и светского.
Огромные слоны на спичечных ногах — образ, который нередко появляется в работах Дали. Человек в своей жизни строит множество планов, тщеславие не знает границ, жизнь проходит под грузом желаний. Горы драгоценностей, золотые храмы, что несут на себе слоны на тоненьких ножках, которые вот-вот обломятся, — это символ того, что наши возможности ограничены. «Игрушечный» храм с фрагментом обнажённого женского тела в проёме интерпретируется как духовность, искажённая демонами.
Считается, что эта картина дала начало новому направлению в творчестве Сальвадора: он стал сочетать в своих работах спиритуализм, классическую живопись и образы атомной эры.
Внешние ссылки
- Ресурсы изобразительного искусства
(nl + en) RKDimages
:
Работы Сальвадора Дали |
||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Картина |
|
|||||||||||||||
Скульптуры и предметы |
|
|||||||||||||||
Музеи |
|
|||||||||||||||
Кино |
|
|||||||||||||||
Работает |
- Портал живописи
- Портал 1940-х годов
- Портал Испании
- Портал христианства
- Брюссельский портал
Судьба художника
С детства Сальвадор чувствовал себя особенным
И всячески старался продемонстрировать это окружающим: затевал драки, устраивал скандалы, закатывал истерики — все, чтобы только выделиться и привлечь к себе внимание.. Со временем, когда встал вопрос о карьере, Дали был так одержим коммерческим успехом, что Андре Бретон придумал ему прозвище-анаграмму: «Avida Dollars» (что по-латыни не совсем точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов»)
Прозвучало хлестко, но на гонорарах Сальвадора не отразилось — люди продолжали тратить состояния на произведения Дали.
Со временем, когда встал вопрос о карьере, Дали был так одержим коммерческим успехом, что Андре Бретон придумал ему прозвище-анаграмму: «Avida Dollars» (что по-латыни не совсем точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов»). Прозвучало хлестко, но на гонорарах Сальвадора не отразилось — люди продолжали тратить состояния на произведения Дали.
Самое печальное в истории художника — умер он одиноким и больным. Ни деньги, ни слава не спасли его от навалившихся страстей, паучьи ножки которых подкосились все-таки.
После смерти жены в начале 1980-х Дали впал в глубокую депрессию. Болезнь Паркинсона мешала работать. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.
Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в Фигерасе.
Центральная часть триптиха. Святой Антоний и алхимики
Святой Антоний выжил. После чего продолжил свои молитвы. Раздасадованный дьявол решил действовать по-другому. Наслав к нему видимо-невидимо бесов. Чтобы демонстрацией превосходства зла на земле запугать святого.
И вот перед нами третья сцена с отшельником. Он смотрит на зрителя спокойным смиренным взглядом. Очевидно, что бесы его не пугают. Он владеет собой и своими страхами. Они тоже его не трогают. Хотя заняты своими дьявольскими делишками.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Около святого бесы в людском обличии занимаются алхимией. Целью этой псевдонауки было видоизменить вещество или даже живое существо. Из железа сделать золото. Из сперматозоида вырастить в пробирке гомункула. Из воды сделать элексир вечной молодости. И так далее.
Это, конечно, вызывало негодование у глубоко верующих людей. Которые твёрдо верили, что нечего вмешиваться в то, что дано всевышним. Поэтому Босх, как ортодоксальный верующий, алхимию считал делом бесовским.
Итак, рядом со святым три беса занимаются алхимией. В образе белой, красной и чёрной женщин. Это скорее всего цвета элементов алхимии. Соль, ртуть, земля.
Черная женщина держит поднос с гомункулом. Он же держит философский камень. Во времена Босха его ещё называли “философским яйцом”. Это реактив, который по представлениям алхимиков должен превращать металл в золото. Бесы демонстрируют его. Чтобы соблазнить святого Антония. Ведь многие были одержимы в его поисках. Даже короли.
Красная женщина протягивает чашу с элексиром вечной жизни бесу со свиной головой. Калека видимо ожидает, что ему дадут панацею от его увечий. Ее тоже алхимики стремились получить в своих опытах.
Женщина в розовом платье и подолом в виде хвоста ската протягивает старухе элексир вечной молодости. Дабы та могла помолодеть.
Все эти соблазны оставляют отшельника равнодушным. В разрушенной башне стоит Иисус Христос и смотрит на святого. Он помогает ему не поддаться искушению.
Почему “Искушение святого Антония” появилось на свет?
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старинного искусства в Лиссабоне, Португалия
Для современников Босха мир был насквозь пропитан злом. Представьте. Целыми деревнями люди впадают в истерии. Сжигают половину женского населения. Ведь они искренне верят, что из-за их колдовских деяний град побил весь урожай.
Вокруг ловушки дьявола. Очень легко впасть в грех. И уже никогда свою душу не спасти. Мировоззрение той эпохи и отражается на картине Босха.
Поэтому образ святого Антония был столь популярен в те времена. Он вселял людям надежду, что злу можно противостоять.
Святой Антоний родился в 3 веке н.э. в Египте. Уверовав в единого Бога, совсем молодым он решает покинуть мирскую суету. Чтобы в тишине пустыни бороться с земными искушениями.
Но его намерения были неугодны дьяволу. Сильно его злило, что обычный человек отказывается от всех соблазнов ради спасения своей души. С этого момента и начинается искушение святого. Но он стойко выдержит все испытания. Став одним из самых известных отшельников христианства.
Кстати, подробности его искушений Босх и его современники узнали из книги монаха Якова Ворогинского “Золотая легенда”. Это книга описывает жизнь почти 200 святых. В том числе и жизнь святого Антония.
Миниатюра об искушении святого Антония из книги “Золотая легенда”. Издание 1470 года, Франция. Хранится в национальной библиотеке Лондона
Описание
Внешний образ | |
---|---|
Искушение святого Антония , изображение защищено авторскими правами . |
На картине изображен святой Антоний в пустыне, преклонивший колени и размахивающий крестом, чтобы защитить себя от соблазнов, которые нападают на него в жесте экзорцизма. Эти соблазны принимают форму гигантской лошади, вереницы слонов с огромными и гротескными «паучьими лапами» . Святой Антоний представлен в образе нищего, в то время как каждое животное нагружено искушением на спине, одним из самых распространенных среди людей:
Триумф представлен лошадью с грязными изношенными копытами; справа от него обнаженная женщина, прикрывающая грудь, предлагает свое пышное тело. Он представляет сексуальность. Затем идет богатство. Это золотой обелиск на следующем слоне, вдохновленный обелиском Бернини в Риме. За ней следует обнаженная женщина, запертая в золотом доме. Это превозносится трубами славы .
На заднем плане последний слон несет огромный фаллический монолит, выступающий из облака, на котором изображен замок.
Перед лицом этого шествия святой Антоний кажется слабым; он голый, раздетый и помещен в левый угол картины. Череп перед ним имеет несколько значений. Он может напомнить о сложности жизни в пустыне. Но находясь рядом с крестом, который держит святой Антоний, он может вызывать Распятие. Иисус был распят на горе Голгофа, что в переводе с древнегреческого означает «место черепа» . Проводится параллель между святым и Христом; как и он, святой испытывает свою веру. Иисус рядом с ним и защищает его.
Посреди безлюдного пейзажа, под слонами спорят двое мужчин. Один одет в красную накидку и несет крест. Другой серый, наклоненный вперед. Белый ангел летит над пустыней.
Анализ
Святой Антоний стоит на одном колене, протягивая крест против приближающегося парада существ, увенчанных различными изображениями эротических образов. Поднимающаяся на дыбы лошадь представляет собой источник желания. Обелиск на спине слона — дань уважения Слону и Обелиску , римскому обелиску, спроектированному Джан Лоренцо Бернини . Следующие слоны несут структуры, напоминающие палладианские, а следующие — фаллическую башню. В облаках за слонами можно увидеть проблески Эль-Эскориала , символизирующие духовные и временные беспорядки.
Дали решил рисовать предметы, которые он считал духовными, и раскрывать в них скрытые силы. Он верил, что все предметы обладают этой силой, и хотел запечатлеть ее в своей живописи и собственном владении, раскрашивая их; это было вдохновлено его увлечением атомной бомбой , которую он считал особенно мистической и могущественной. Используя художественный стиль классицизма , Дали стремился использовать его реализм, чтобы приблизить его к духовности, содержащейся во всех субстанциях, и, следовательно, ближе к божественному. Произведение является первой из его работ, в которых используется классицизм таким образом, и является предшественником других тем, которые были вызваны этим интересом к духовности, таких как левитация и нейтрализация гравитации .
Другие работы художника
Постоянство памяти
Это одна из самых известных работ Дали. Художник, рассказав об истории её создания, не дал ключей к пониманию смысла картины. Интерпретируют эту работу по-разному. Одни считают, что в ней выражена мысль о безжалостной природе времени. Другие полагают, что картина воплотила страхи Дали перед импотенцией. Как бы то ни было, художник добился главного: сумел создать незабываемое полотно, ставшее классикой сюрреализма.
Метаморфозы Нарцисса
Этот сюрреалистический шедевр является великолепным примером «параноидально-критического» метода Дали и его «точных образов иррациональности». Сюжет картины о Нарциссе, юноше, завороженном своим собственным отражением, который отверг любовь женщины и превратился в цветок, получивший его имя. Благодаря своей виртуозной технике, Дали удалось создать ряд двойных образов, поражающих своей фотографической точностью.
Мягкая конструкция с варёными бобами или Предчувствие гражданской войны
После поражения республиканцев в гражданской войне в Испании (1936-1939) в стране была установлена фашистская диктатура. Большинство сюрреалистов симпатизировали республиканцам. Дали оставался сторонником Франко. Независимо от этого, он создаёт мощное антивоенное полотно. Квадратная фигура напоминает очертания Испании — тут мы имеем дело с очевидной аллюзией.
Христос святого Иоанна Креста
Название картины восходит к эпизоду жизни испанского мистика XVI века, святого Иоанна Креста, который в состоянии экстаза нарисовал распятие. Его карандашный эскиз сделан в том же необычном ракурсе. Сам Дали так вспоминал о её рождении: «Всё началось с космического сна, посетившего меня в 1951 году, когда будущая картина мне приснилась в цвете… Благодаря отцу Бруно, монаху-кармелиту, мне посчастливилось увидеть рисунок, сделанный самим святым Иоанном Креста…».