Художник Гольбейн: от подмастерья до придворного живописца
Жизнь в семье художников накладывает свой отпечаток: Гансу Гольбейну Младшему по факту своего рождения было суждено стать человеком искусства. Он рос среди творцов, создававших прекрасные фрески и полотна — его отцом был Ганс Гольбейн, впоследствии названный Старшим; старший брат и дядя также не представляли свою жизнь без красок и мольберта. Братья Гольбейны начинали свой творческий путь в мастерской, принадлежавшей их отцу. В возрасте 18 лет младший Гольбейн вместе со своим братом отправляется в Базель, чтобы учиться у Х.Хербстера. Обучение заняло 2 года. Именно в это время Гольбейн начинает проявлять себя как самостоятельный художник: увлекшись сочинением Эразма Роттердамского «Похвала глупости», юный Ганс рисует иллюстрации к тексту. Эти картинки настолько понравились сочинителю, что он пожелал познакомиться с их творцом — это знакомство стало началом долгой дружбы между двумя гениями.
В базельский период было написано довольно много различных картин: Гольбейн создает портреты бургомистра и его супруги, занимается декоративным оформлением помещений, пишет полотна на религиозную тематику («Мертвый Христос»), с удовольствием рисует разнообразные эскизы и делает наброски. К 21 году он становится довольно известным мастером и получает приглашение от базельской гильдии художников. Отец художника гордился достижениями своих сыновей — подтверждением этого служат его работы, на которых он изобразил своих мальчиков. Так, на картине Гольбейна Старшего, сюжет которой был взят из деяний апостола Павла, среди прочих персонажей можно увидеть автопортрет отца семейства с сыновьями. Спустя несколько лет, в 1511 году, он рисует серебряным карандашом парный портрет сыновей.
Столкновения между католиками и протестантами, побудили художника Гольбейна переехать в Лондон — это произошло в 1526 году. Подписанное Э.Роттердамским рекомендательное письмо открыло ему двери в дом Томаса Мора. За два года, проведенных живописцем в Англии, он успел написать множество портретов, большинство из которых являются шедеврами.
Последующие годы (вплоть до кончины в 1543 году) были для Ганса Гольбейна Младшего наполнены поездками из Швейцарии в Англию и обратно, новыми знакомствами с влиятельными людьми, и, конечно же, новыми картинами.
Картины Ганса Гольбейна Младшего
В юности на молодого художника произвели огромное впечатление работы Ханса Бургкмайра — немецкого художника из Аугсбурга, занимавшегося ксилографией, писавшего портреты горожан и картины на библейские темы. Это влияние можно проследить в ранних картинах Ганса Гольбейна Младшего, который впоследствии отыскал собственный стиль, сделавший его знаменитым. В своих работах художник стремился с максимальной точностью передать не только мельчайшие детали интерьера и костюма позировавшей ему модели, но также и основные черты характера индивидуума. Чтобы понять человека, которого ему предстояло писать, Гольбейн проводил несколько предварительных сеансов, во время которых делал наброски карандашом
Используя сангину, мел и уголь для создания контраста, художник уделял особое внимание чертам лица и его выражению, практически не прорисовывая руки
Постепенно совершенствуя свое мастерство, живописец применял не только традиционные приемы живописи: для полного раскрытия характеров своих персонажей он использовал дополнительные элементы — тщательно выписанные костюмы, украшения, мельчайшие детали интерьера. Картины Гольбейна, написанные им в зрелом возрасте, не просто изображают неких людей — они рассказывают зрителю такие подробности, как художественные, религиозные или интеллектуальные интересы каждого конкретного персонажа. Например, если внимательно рассматривать картину «Французские послы» (1533 г.), можно заметить, что на столе, возле которого стоят персонажи, находятся астрономические и навигационные приборы, музыкальные инструменты, книги. Странная фигура на переднем плане представляет собой череп, изображенный в искаженной перспективе.
Помимо обычных портретов, созданных Гансом Гольбейном Младшим, до нас дошли также портретные миниатюры его авторства. Его работы были настолько совершенны, что приводили современников художника в изумление и восхищение.
Сегодня картины этого замечательного живописца занимают почетные места в залах художественных музеев и галерей. В честь Гольбейна изображенные на его полотнах турецкие ковры с характерным орнаментом получили название «гольбейн». Его именем также назван шов, часто встречающийся в вышивке манжет и оформлении кружев.
Источники
- Бекингсейл, Б. В. Томас Кромвель: министр эпохи Тюдоров . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан, 1978. ISBN 978-1-3490-1664-8
- Каст, Лайонел , «Недавно обнаруженная миниатюра Томаса Кромвеля», журнал Burlington для знатоков , том 20, № 103, 1911 г.
- Эриксон, Питер; Халс, Кларк. «Визуальная культура раннего Нового времени: представление, раса и империя в Англии эпохи Возрождения: представление, раса, империя в Англии эпохи Возрождения». University of Pennsylvania Press, 2000. ISBN 0-8122-1734-9
- Шофилд, Джон. Взлет и падение Томаса Кромвеля. Страуд: The History Press, 2008. ISBN 978-0-7524-4604-2
- Смит, Голдвин , «Галерея портретов». Североамериканское обозрение , том 176, № 557, 1903 г.
- Стронг, Рой , «Гольбейн в Англии». Журнал Burlington , том 109, № 770, 1967 г.
- Уилсон, Дерек. Ганс Гольбейн: Портрет неизвестного. Лондон: Пимлико, 2006. ISBN 978-1-84413-918-7
Любвеобильный король
«Развёлся — казнил — умерла — развёлся — казнил — пережила». Так школьники в Великобритании учат порядок и судьбу жён короля Генриха VIII. По несчастью именно Кромвелю удалось приложить руку к началу этой зловещей последовательности. Первой женой короля стала Екатерина Арагонская. Этому предшествовала очень странная история. Сначала юная Екатерина стала супругой старшего сына Генриха VII, Артура, но он скончался. После этого почти десять лет девушка провела в Англии в весьма неопределённом статусе. То на ней собирается жениться старый король, то он назначает её послом… Перед смертью король приказал сыну Генриху взять в жёны Екатерину.
Портрет Генриха VIII, Ганс Гольбейн Младший.
Генрих был одержим получением наследника мужского пола. С женой ему в этом плане не повезло. У Екатерины родилось пятеро детей. Выжила же лишь одна девочка. По иронии судьбы именно она годы спустя и станет королевой. А пока Генрих VIII был просто в отчаянии. Кроме того, Генрих был ловеласом. Вскоре горячий мужчина увлёкся девушкой, которая была намного младше его жены. Он начал искать повод, чтобы развестись с Екатериной.
Этот повод циничный Генрих отыскал в Ветхом Завете. Там есть такие слова: «Если кто возьмёт жену брата своего: это гнусно; он открыл наготу брата своего, бездетны будут они». Генрих полностью проигнорировал контекст фразы, а также то, что в Новом Завете есть другие слова: «Если у кого умрёт брат, имея жену, и если он бездетен, да возьмет брат его жену и восстановит семя брату своему». Генриха это не интересовало. Тем более дети-то были, просто не мальчики.
Мария I Тюдор, дочь Екатерины Арагонской и Генриха VIII.
Единственной загвоздкой во всём этом было то, что нужно было получить благословение от папы римского. Для разговора с главой католической церкви был избран кардинал Вулси. Ему не удалось добиться разрешения на развод. Кардинала обвинили в государственной измене и сместили. На его место был назначен Томас Кромвель. Новый советник нашёл выход из ситуации. Он предложил Генриху реформацию. До этого Генрих VIII весьма активно выступал против этой идеи. Папа римский даже дал ему титул «защитник веры». Желание избавиться от нелюбимой жены и жениться на другой, чтобы получить долгожданного сына — заслонило собой всё.
Папа римский Климент VII.
Так из-за прихоти одного человека англиканская церковь откололась от католической. Король развёлся с Екатериной Арагонской и вступил в брак с Анной Болейн. Кромвель же стал одним из самых влиятельных и могущественных людей в Англии. Опять же, по иронии судьбы тот же Кромвель будет иметь непосредственное отношение к казни Анны. Забавно, что несмотря на то, что Генрих был отлучён от церкви, титул «защитника веры» он не отдал. Его по сей день носят английские монархи, вопреки позиции Ватикана.
Екатерина Арагонская и Анна Болейн.
Падение Кромвеля
Томас Кромвель безусловно был личностью противоречивой и многогранной. На его поступки можно смотреть по-разному. Конечно, Кромвель однозначно пал жертвой алчности. Он стал одним из самых богатых людей Англии, третьим после Генриха и герцога Норфолка. И следы преступления, конечно, были обнаружены. Томас был отправлен на эшафот. Кто-то радовался этому, кто-то скорбел. Только король впоследствии горько пожалел о содеянном. Лучшей эпитафией Томасу Кромвелю могут служить брошенные однажды в сердцах слова короля: «Своими фальшивыми обвинениями вы заставили меня казнить самого верного слугу, какой у меня когда-либо был!»
«Послы», 1533 год
Ганс Гольбейн-младший написал портреты французских послов в тот год, когда родилась принцесса Елизавета. Эта картина является и двойным портретом, и натюрмортом из нескольких предметов, которые стали причиной многочисленных дискуссий.
Мужчины одеты в различные одежды, справа Жан де Дентевиль – в светской, слева епископ Жорж де Сельв – в официальной. Это показывает конфликт между светскими и религиозными властями, между владетельными сеньорами и Церковью. На принцип раздора между учеными (гимны Мартина Лютера) и католическим духовенством указывает лютня с лопнувшей струной. Между послами располагается открытый лютеранский псалтырь как символ религиозных знаний. Одновременно он их объединяет через Богоматерь. В нижней части картины на полу в центре изображен череп в длинной искаженной форме. Непонятно, почему Гольбейн предлагает вспомнить о смерти, но возможно, что художник составляет трехуровневую картину. На верхней полке находятся астролябия, квадрант, многогранные солнечные часы и другие предметы мира небесного, на нижней – земной мир, о чем свидетельствуют книги и лютня, и, наконец, на полу напоминание о смерти в виде косого среза. Об этом же говорит и распятие в верхнем левом углу, и медальон Жана де Дентевиля. Так живописец превращает прямой, простецкий взгляд на жизнь в фантасмагорическое видение.
Падение Анны Болейн
События, которые привели к аресту и казни второй жены Генриха VIII, а также её брата и ряда придворных в мае 1536 года, имели под собой некую мистическую почву. Некоторые историки считали, что это был заговор при активном участии Томаса Кромвеля. Якобы советник был слишком озабочен огромным влиянием Анны на короля и захотел устранить её. Но здесь была одна интересная деталь. Томас не просто так прицепился к Болейн. На то у него были веские основания.
Анна Болейн, Ганс Гольбейн младший.
Кромвель утверждал, что причиной его негативного внимания к Анне, за которым последовало тщательное расследование и обнаружение её вины, было пророчество. Это пророчество гласило, что королю грозит смерть в результате заговора близких ему людей. В тексте пророчества использовались слова «тайная измена». Это значило, что это будет не восстание, а именно заговор. Кроме того там говорилось о том, что это будут люди Тогда это имело значение. Это подтолкнуло Кромвеля к началу расследования тайно симпатизирующие традиционной Римско-католической церкви.
Здесь нужно упомянуть одну интересную подробность. Анна возражала против того, чтобы отнятые у монастырей средства шли в казну короля. Она желала направить их на благотворительность. Кроме того, соратник Анны, Скип, выступил в парламенте с обличающей речью против Кромвеля. Он заявил, что Томас Кромвель — это злобный и алчный Аман. И нужно защитить традиционные церковные церемонии от любых изменений. Параллели с пророчеством были просто поразительными. Королева мешала религиозной политике.
Одно из немногих сохранившихся писем Кромвеля.
Тогда Генрих легко поверил, что супруга участвовала в заговоре. Слухи стали доказательствами, разговоры — заговором, а флирт — изменой. Всё в соответствии с пророчеством.
Два Томаса
В то время как Томас Кромвель стал первым королевским советником, должность лорд-канцлера занял Томас Мор. Мор был сдержан и благороден. Его можно назвать величайшим гуманистом тех времён. Лорд-канцлер очень старался сдерживать неуёмный пыл молодого короля. Генрих же уже почувствовал пьянящий вкус власти и сдержанный Мор стал для него лишь препятствием на пути. Тем более, что Томас Мор позволил себе не признать короля главой церкви. Он выступал против его развода. В результате оказался осуждён и казнён.
Томас Кромвель.
Томас Мор спустя несколько столетий был причислен к лику свтых. О нём вообще нельзя было сказать ничего дурного. Да, ему можно пенять за гордыню. Перед казнью сэр Томас посмел сравнить себя с Иисусом Христом. Он отказался от поданного вина со словами: «Христу подавали уксус, а не вино». Но в остальном Мор был порядочным и принципиальным человеком, оставшимся верным себе до конца.
Многие задаются вопросом: были ли Кромвель и Мор врагами? Вряд ли. Им приходилось по роду службы много общаться, и Кромвель всегда проявлял к Мору неизменное уважение. По поводу того, когда впервые встретились два Томаса, существует множество теорий, одна фантастичней другой. Но эта тайна историкам неизвестна. Ясно только одно: благодаря одному молодому, амбициозному и пылкому монарху они вдвоём сначала достигли небывалых высот, а потом оказались на плахе. С разницей всего в пол десятка лет.
Они вполне могли бы быть друзьями. Оба принципиальные и верные своим принципам до конца. Готовые умереть за то, что считали правильным. Кромвель не предал своего учителя Вулси, а Мор не предал католицизм. К сожалению, история сложилась таким образом, что один стал душегубом и злодеем, а второй — героем веры и святым мучеником.
Образ Томаса Кромвеля в сериале «Тюдоры».
Предмет
Портрет кардинала Томаса Вулси , ок. 1585-1596
Томас Кромвель был юристом и государственным деятелем, который начинал как сын кузнеца в Путни , а затем пришел к власти как помощник кардинала Вулси . После падения Вулси и периода первоначального недоверия он стал доверенным лицом Генриха VIII, взяв на себя роли наместника , лорда-канцлера, лорда-верховного камергера и других. Проницательный политик, он знал о влиянии пропаганды и поручил Гольбейну создать изображения, позиционирующие его как реформиста и роялиста, включая антиклерикальные гравюры на дереве и титульный лист английского перевода Библии Майлса Ковердейла . В этом он был одновременно прогрессивным и настроенным на грандиозную программу художественного покровительства Генриха VIII. Усилия короля прославить свой статус верховного главы церкви достигли высшей точки в 1538 году, когда был возведен дворец Не такого рода .
Портрет сэра Томаса Мора , 1527 год. Кромвель сыграл важную роль в установлении английской Реформации и сыграл ключевую роль в падении Мора.
Кромвель устроил развод короля с Екатериной Арагонской . Он был одним из первых союзников Анны Болейн, но сыграл ключевую роль в ее падении. Он был значительной силой при дворе Тюдоров, пока, надеясь укрепить политический союз с протестантским делом в Германии, он ошибся, посоветовав Генриху жениться на Анне Клевской . Этот шаг был непопулярным и дал его многочисленным врагам возможность предъявить обвинения в измене, что привело к его возможному аресту и обезглавливанию.
Это оставило Гольбейна в неопределенном положении; его коварство позволило ему пережить падения Мора и Анны, но внезапное падение Кромвеля сильно повредило его репутации. Хотя ему удалось сохранить свое положение художника короля, его положение так и не восстановилось.