Большой талант!
Прево, прима Королевской академии музыки и танца, бралась учить начинающих танцовщиц. Женщина жёсткая и суровая, она не терпела бездарности и лени. Камарго не взять в ученицы было невозможно — её талант сиял как алмаз. Но Прево, как и всем другим, за талант поблажек ей не давала. Мари-Анн это не смущало: она была готова стоять у балетного станка круглые сутки. С самого начала девочка понимала: её ждёт слава. Надо сказать, славу испанке принесли не только ноги, но и горло: у Камарго был приятный голос и отличный слух. Свои па она иногда сопровождала пением: в XVIII веке, в отличие от, например, XX столетия, универсальные артисты, способные петь и танцевать одновременно, были диковинкой. В 1726 году Камарго впервые вышла на сцену Королевской академии музыки в представлении «Характеры танца», которое поставила Прево. Танцовщицу ждал оглушительный успех. Почувствовав силу популярности, растущей с каждым днём, молодая звезда разорвала отношения с деспотичной Прево и, не поблагодарив жестокую наставницу, перешла к более либеральному педагогу Мишелю Блонди… А что Прево? Ей ничего не оставалось, кроме как рыдать за кулисами, давясь бессильной яростью… Чего только Мари-Анн не вытворяла на сцене! На зрителей как будто бы обрушивались каскады кабриолей, бризе, па де ша, апломбов, арабесок, глиссад! Первая из женщин-танцовщиц, Мари-Анн стала делать антраша — прыжок, при котором ноги скрещиваются в воздухе. До неё этот элемент считался чисто мужским. Почему именно Камарго стала первой исполнительницей сложных балетных па? Ответ кроется не только в очевидном таланте. Мари-Анн совершила ещё один прорыв — в области балетного костюма. До неё танцовщицы выступали в довольно длинных, жёстких и тяжёлых юбках и корсетах, сковывающих движения. На ногах они носили неудобную обувь на каблуках. Камарго решительно избавилась от всей этой многокилограммовой сбруи. И предстала перед публикой в короткой юбке (она отрезала от подола — страшно сказать — целых 20 сантиметров), без каблуков и без корсета, который стягивал грудь и нарушал дыхание. Зрители оторопели от такой демонстративной разнузданности. Но вскоре и другие балерины поняли, насколько проще танцевать в лёгком наряде. Моду подхватили и обычные парижанки: вскоре вся столица Франции ходила в туфлях а-ля Камарго, в шляпках а-ля Камарго, в юбках а-ля Камарго. Но это ещё что! Говорили, что наглая испанка пляшет без панталон. В своих мемуарах «История моей жизни» своё впечатление от её танцев оставил знаменитый любовник и авантюрист Джакомо Казанова: «Вдруг после Дюпре является на сцене танцовщица и начинает словно безумная носиться по ней из конца в конец, делая быстрые антраша вправо и влево, но не отрываясь от пола; все хлопают что было силы. — Это знаменитая Камарго, друг мой — как вовремя ты приехал в Париж! Ей тоже шестьдесят лет. Она первая из танцовщиц решилась прыгать, прежде танцовщицы не прыгали; поразительно в ней то, что она не носит панталон. — Прости, но я их видел. — Что ты видел? Это её кожа: она, говоря по правде, белизною не отличается. — Камарго мне не нравится, — говорю я с покаянным видом, — я предпочитаю Дюпре. Один древний старик, рьяный её поклонник, что стоял от меня слева, сказал, что в молодости делала она баскский прыжок и даже полупируэты, но он никогда не видел её ляжек, хотя и танцевала она без панталон. — Но, не видав её ляжек, как можете вы поручиться, что на ней не было панталон? — О! такие вещи узнать нетрудно. Вы, сударь, я вижу, иностранец»…
Вот редкие исключения — персоны, повлиявшие на развитие западной хореографии.
Людовик 14ый, называемый также «король солнце» — танцевал сам в придворных балетных спектаклях, привлекал к этому делу придворных, учредил первую Академию танца, где происходило профессиональное обучение танцоров. Она была основана в Париже. «Король солнца» предстает перед нами в серии гравюр.
В его изображении проскальзывает та легкость, непринужденность и утонченность, которую балет заимствовал от французского двора во главе с Людовиком 14ым в противовес резкой и даже грубой итальянской школе. Все эти черты проявляются как во внешности Людовика, так и в его танцевальных позах. Даже в костюме воина он больше похож на фею из какой-нибудь доброй сказки.
Смотрите другие статьи Divadance , много видео всех направлений танца есть в разделе Видеоклассификатор Diva dance, плюс Фотогалереи всех танцевальных стилей
Николя Ланкре изобразил нам танцовщицу Камарго на одноименной картине. Эта дама произвела революцию в искусстве танца 17го века, немного укоротив платье, обнажив щиколотки и чуть-чуть икры. Более короткое платье позволило и даже заставило исполнять более трудные и интересные движения ног. До нее единственными обозреваемыми фрагментами ног были ступни в туфлях, крайнее — щикотолотки. На картине мы видим танцовщицу в «летящей» позе, требующей равновесия, ноги ее выворотны. Так же у Ланкре мы застаем танец с социального ракурса: придворные танцуют на пикнике, развлекаясь (картина «Танец»).
Николя Ланкре «Танец»
Николя Ланкре «Танцовщица Камарго»
Другой прославленный французский живописец тех же времен Никола Пуссен в 1630ые годы рисует «Танец под музыку времени« — очень любопытную картину.
Она является неким обращение к античности, поэтому закономерно, что танец вновь приобретает свободу и эмоциональность.
Интересна анонимная неапольская гравюра конца 17го века на основе серий гравюр Жака Кало, посвященной итальянской комедии Дель арте. Персонажи картины схвачены в экспрессивных, даже негармоничных позах.
Новый наряд
Мелкие движения в стремительном темпе и прыжки было сложно исполнять в длинных платьях из тяжёлых тканей. И Камарго со свойственной ей смелостью решилась на внесение изменений в устоявшийся танцевальный костюм. Она укоротила юбку до щиколоток, отказалась от высоких каблуков, сняла массивные украшения. На знаменитой картине Ланкре артистка изображена в усовершенствованном ею танцевальном костюме.
Разумеется, не все благосклонно встретили такие изменения. Первый выход на сцену в новом наряде обернулся скандалом. Однако молодая танцовщица, не обращая внимания на возмущение части зрителей, продолжала выступление. Через некоторое время другие артистки взяли на вооружение оригинальные новшества. Что интересно, подражать Камарго начали даже парижские модницы — носить платья, туфли, причёски и шляпки в её стиле.
Легенда театра
В 1-й половине XVIII века ещё не сформировался жанр сюжетного балетного спектакля. Основу репертуара Мари Камарго составляли танцы в операх, дивертисментах, а также отдельные номера. Очень красив был в её исполнении менуэт. Она буквально скользила по сцене лёгкими шагами. Зрители, затаив дыхание, следили за каждым её движением.
Немало шума наделало соперничество между Мари Камарго и другой танцовщицей — Мари Салле. Эти артистки были очень разными. Камарго делала ставку на виртуозность, однако проигрывала как актриса. Салле, напротив, отличалась неподражаемым даром пантомимы. Но обе артистки стремились привнести нечто новое в сценический танец своего времени. Это подготовило почву для дальнейшего развития балетного искусства.
Жизнь Мари Камарго была богата приключениями. Биография артистки не раз будоражила воображение хореографов, либреттистов, композиторов. В частности, Шарль Лекок написал оперетту «Камарго». Балет с таким же названием поставил Мариус Петипа на музыку Людвига Минкуса. А картина Никола Ланкре по-прежнему приковывает к себе взгляд. Порой кажется, что танцовщица вот-вот оживёт и закружится в стремительном танце…
Главное — танец
Облик великой балерины увековечил французский живописец Никола Ланкре: в 1730-м он написал портрет 20-летней танцовщицы. в нём он смог передать необычайную грацию Камарго. А вот лицо этой девушки, артистки современной классической балетной сцены, выглядит блёкло и невыразительно. Возможно, для живописца оказалось важнее то, как она двигалась. Танец Камарго был важнее для всех. Вот что о ней писал французский танцовщик Но-верр: «Некоторые сочинители напрасно приписывают ей грацию. Природа отказала ей во всём, что надобно для обладания грацией: она не была ни красивой, ни высокой, ни стройной. Зато её танец был быстр, лёгок и полон веселья и блеска. <…> Мадемуазель Камарго была умна. Что и доказала, выбрав жанр подвижный, напористый, не оставляющий зрителям времени для того, чтобы заметить погрешности её сложения и разобраться в них. Это большое искусство — скрывать свои недостатки за блёстками таланта». К танцовщицам в XVIII-XIX веках в свете (а посещение классического балета в приличном театре могли себе позволить в основном люди высокого происхождения) отношение было двояким. С одной стороны, публика бесконечно восхищалась их мастерством и красотой. С другой стороны, они были объектом вожделения для богачей. На балеринах не женились. А вот держать артистку в качестве любовницы считалось престижным — как для женатых, так и для неженатых аристократов. Ступив на сцену, артистка обрекала себя на участь, возможно, звезды, но не жены и не матери. Конечно, дед и отец Мари-Анн де Кюпи де Камарго, испанцы по происхождению, знали, какая судьба ждёт чрезвычайно пластичного и грациозного ребёнка, появившегося на свет в их семье. Мари-Анн делала первые шаги своими длинными стройными ножками — и все, хоть раз видевшие её, твердили в один голос: в ногах девочки заложено огромное состояние. Что ж — дед и отец-музыкант стали первыми учителями будущей звезды. Талантливую девочку, которая вытворяла такие кульбиты, которые, казалось, противоречили законам физики, решили отправить в Париж на учёбу к самой Франсуазе Прево, знаменитой французской танцовщице и преподавательнице классического танца. И вот Мари-Анн уже тряслась в дилижансе, зажав в руках узел со своими скромными пожитками. Она ехала из родного Брюсселя в Париж…
Самая смелая!
Публика запомнила выступления Камарго в роли морячки в трагедии «Аякс», грации в балете «Тайны любви», морячки, пастушки и вакханки в балете «Любовные похождения богов». Вообще, за свою жизнь она станцевала немыслимое количество партий в разных постановках. Одна из немногих на балетной сцене, она осмеливалась импровизировать. История донесла до нас занятный случай: танцовщик, занятый в следующей картине, замешкался с выходом на сцену. Тогда Камарго, в тот день занятая в кордебалете, выскочила вперёд и под музыку, которая «полагалась» опоздавшему, исполнила искромётный танец, сочинённый на ходу. Мари-Анн считали настоящей ведьмой танца. Строгие критики замечали: у неё не самая виртуозная техника. Бывают откровенные огрехи. Но это искупали огонь, скорость, харизма и артистизм. Главная конкурентка Камарго — Мари Салле — готова была убить испанскую выскочку. Она недоумевала: почему у неё, у Салле, виртуозно владеющей всеми видами балетной техники, нет такого успеха, как у Камарго? Ответ крылся в артистической гениальности Мари-Анн. Как протекала личная жизнь Камарго? Как у всех звёзд тогдашней балетной сцены — толпы состоятельных поклонников, гримерка, заваленная роскошными букетами. Но речь именно о поклонниках: содержать балерину готовы были многие. А вот повести под венец… В 1735 году Камарго в зените славы ушла со сцены под давлением могущественного любовника. Он не хотел делиться с публикой своей Мари-Анн. Но как ошибался этот деспот: в 1741-м танцовщица с триумфом вернулась на сцену, порвав отношения с домашним тираном! Её танец после шести лет отсутствия на сцене не стал менее весёлым и зажигательным! Камарго после возвращения танцевала ещё в течение 10 лет. Она покинула балет в 1751-м, получив от короля огромную пенсию. Скончалась балерина в 1771 году. Её похоронили в белом наряде в белоснежном гробу. Так тогда предавали земле незамужних дам.
Метки: Загадки истории, судьба, Франция, танец, актриса, театр, сцена, балет, Камарго
Ренуар и танец
Картины Ренуара светятся любовью к жизни и окружающему миру, они несут теплые чувства, пронизаны радостью бытия. Серия картин на танцевальную тему: «Танцы в Мулен де ля Галет» 1876г., (сверху) «Танец в Бужевале» 1883г., «танец в городе» и «Танец в деревне» (три внизу слева направо). Изображены парные танцы, которым люди предаются, облекая свой досуг в культурную форму. Мы видим общение мужчины и женщины — разное в зависимости от их социальной принадлежности. Манеры в деревне, конечно, иные, чем в городе, что любопытно проскальзывает в позах и выражении лиц. Но в отношении танца как искусства нам эти картины ничего не дают. Ведь этот танец — просто приятное времяпрепровождение и общение мужчины и женщины.
Собственный стиль
Камарго хорошо знала свои достоинства и недостатки. Она не отличалась особенной красотой, зато обладала прекрасной выворотностью ног, гибкостью и пластичностью. Ей хотелось в полной мере проявить свои сильные стороны. С присущей ей смелостью она начала исполнять танцы в быстром темпе. Стремительность, живость, лёгкость движений отличали стиль этой артистки.
Она стала первой из балерин, освоившей разнообразные прыжки. Разучила их она под руководством знаменитого танцовщика Мишеля Блонди. Великолепно исполняла Камарго изящные заноски — прыжки, где одна нога ударяется в воздухе о другую. Прежде подобные элементы были достоянием лишь мужского танца. Она отточила своё мастерство до бриллиантового блеска, о чём свидетельствовали её современники.