Личная жизнь
Теоретик «аналитического искусства» был женат, но не имел собственных детей. В 1921 году он заключил брак с разведенной женщиной Екатериной Александровной Серебряковой, которая была на 20 лет старше художника и воспитывала двоих сыновей.
Павел Филонов и Екатерина Серебрякова
Подробности личной жизни Филонова и его жены потомки узнали из дневника, состоявшего из нескольких тетрадей с воспоминаниями. Павел Николаевич писал, что он и Рина жили в разных комнатах и вели раздельное хозяйство, но отношения складывались хорошо. Супруга поддерживала мастера и в последние годы буквально спасала его от голодной смерти.
В 2002 году мысли художника опубликовали в виде книги-биографии, дополненной репродукциями работ и фотографиями из личного архива семьи художника.
Картины художника-авангардиста Филонова:
Зверь
Запад и восток
Возрождение человека
Запад и восток
Волы
Ворота Нарви
Волчонок
Война в Германией
Тракторный цех
Семейный портрет
Те, кому нечего терять
Садовник
Рыбацкая шхуна
Рабочий в кепке
Рабочие-рекордсмены на фабрике Красная Заря
Рабочие
Последний ужин
После набега
Портрет Сталина
Портрет Евдокии Глебовой (сестра)
Портрет Евдокии Глебовой (сестра)
Победа вечности
Пейзаж. Ветер
Пир королей
Первые советы
Офицеры
Октябрь. Ландшафт
Одинадцать голов
Наездник
Музыканты
Мужчина и женщина
Молодая девушка с цветком
Маленький дом в Москве
Масленица
Мать
Маг
Лошади
Люди и животные
Ломовой извозчик
Лица
Крестьянская семья
Крестьянская семья
Козёл
Космос
Композиция
Композиция
Композиция
Компания
Животные
Животные
Колхозник
Живая голова
Итальянский рыбак
Икона св.Екатерины
Хозяева
Головы лошадей
Головы и числа
Головы
Головы
Головы
Голова
Голова
Голова
Голова
Голова
Голова
Геометрическая конструкция
ГОЭРЛО
Французский рабочий
Формула вселенной
Формула вмешательства
Формула современной педагогики
Формула эволюции
Формула империализма
Февральская революция
Две мужские фигуры
Две головы
Доярка
Две головы
Цветы мирового процветания
Цветы
Человек во вселенной
Боров
Без названия
Без названия
Без названия
Бегство в Египет
Белая картина
Без названия
Личная жизнь
Крестьянская семья 1914 г.
В 1921 году 38-летний Филонов познакомился с 59-летней Екатериной Серебряковой – овдовев, она пригласила художника для написания посмертного портрета мужа, деятельного революционера Эспера Серебрякова. Екатерина (Тетельман в девичестве) с юных лет была его соратницей, членом организации «Народная воля». У неё было три сына (1985, 1890 и 1896 г.р.).
Вскоре Филонов и Серебрякова поженились. Он обожал свою жену и на её приступы ревности, смеясь, отвечал: «Я так же могу тебе изменить, как Ленин демократии». Екатерина дала супругу недостающую поддержку в творчестве – она сожалела, что его краски пока недоступны массам, но была уверена, что «его расшифрует будущее».
Жизненные принципы Филонова
Павел Филонов был стойким, принципиальным человеком.
Его индивидуальность отслеживается не только в работах:
- Преподавал бесплатно. В 1920-е создал художественную школу «мастеров аналитического искусства», в 1930-е художника и его учеников уже обвиняли в формализме и травили, но Филонов был непреклонен;
- Не продавал картин, написанных по вдохновению. Только подарил две из них Русскому музею, остальные собирал дома (к концу жизни их было около четырёхсот);
- Отказывал западным коллекционерам – считал себя коммунистом и был убеждён, что все его произведения должны жить в СССР;
- Зарабатывал только выполнением заказов.
При нехватке средств писал на бумаге или картоне вместо холста, но не изменял своим принципам.
Смерть
В 1941 году, когда немцы начали бомбежку Ленинграда, Филонов занимался спасением собственных картин, находившихся на верхнем этаже неотапливаемой мастерской. Долгие ночи живописец дежурил на чердаке, охраняя любимые работы.
В результате Павел Николаевич простудился и 3 декабря 1941 года скончался от болезни, вызванной переохлаждением. В официальном посмертном документе причиной смерти художника значилась пневмония.
Могила Павла Филонова
На следующий день Ленинградский союз художников организовал собрание, посвященное памяти мастеров, погибших в отрезанном от мира городе, где среди прочих талантов упомянули имя Филонова.
Павла Николаевича похоронили на Серафимовском кладбище в Ленинграде, а его картины отдали на сохранение сестрам, а позже подарили Русскому музею Санкт-Петербурга. При передаче наследства художника хранителям галереи обнаружилось, что некоторые картины пропали.
биография
Портрет Е. Н. Глебовой (сестры художника), 1915 г., холст, масло. 117×152,5 см. Русский музей .
Филонов родился в Москве 8 января 1883 года (по григорианскому календарю ) или 27 декабря 1882 года (по юлианскому календарю ). В 1897 году он переехал в Петербург , где брал уроки живописи. В 1908 году он поступил в Петербургскую Академию художеств , из которой был исключен в 1910 году.
В 1910–1914 участвовал в творческой группе « Союз Молодежи», созданной художниками Еленой Гуро и Михаилом Матюшиным . В 1912 году он написал статью «Канон и закон» , в которой сформулировал принципы аналитического реализма , или «антикубизма». По словам Филонова, кубизм представляет объекты с использованием элементов геометрии их поверхности, но «аналитические реалисты» должны представлять объекты с использованием элементов своей внутренней души. Он был верен этим принципам до конца своей жизни.
Крестьянская семья (Святое семейство) , 1914, холст, масло, 159х128 см, Русский музей .
В 1913-1915 годах Филонов был близок с Владимиром Маяковским , Велимиром Хлебниковым и другими футуристами . В это время он совместно иллюстрировал « Избранные стихотворения с постскриптумом» Хлебникова , 1907–1914, вместе с Казимиром Малевичем . Осенью 1916 года он поступил на службу в Первую мировую войну и служил на румынском фронте. Филонов активно участвовал в русской революции 1917 года и был председателем Военно-революционного комитета Дунайского района.
В 1919 году он участвовал в Первой бесплатной выставке художников всех направлений в Эрмитаже . В 1923 году он стал профессором Петербургской Академии художеств и членом Института художественной культуры (ИНХУК). Он организовал большую художественную школу мастеров аналитического реализма (более семидесяти художников, в том числе американский скульптор и портретист Хелен Хукер ). Их работы повлияли на супрематизм и экспрессионизм .
В 1929 году в Русском музее планировалась большая ретроспективная выставка произведений Филонова ; Однако советское правительство запретило выставку. С 1932 года Филонов буквально голодал, но все равно отказывался продавать свои работы частным коллекционерам. Он хотел передать все свои работы Русскому музею в дар, чтобы основать Музей аналитического реализма. Он умер от голода 3 декабря 1941 года во время блокады Ленинграда .
Академия, становление
Вернувшись в Петербург и завершив обучение в частной мастерской, живописец снова стремится поступить в Академию художеств. Не с первой попытки, но всё же он был принят вольнослушателем в 1908 году. Вожделенная Академия со временем разочаровала Филонова строгостью рамок и ограничений. Преподаватели тоже не понимали ученика, манерой рисования «сдирающего шкуру с натурщика».
Распрощавшись с Академией после двух лет обучения, Павел Филонов несколько месяцев провёл в деревне Ваганово – «в темноте, с керосиновой лампой». Думал, работал. Зимой 1910 года завершил картину «Головы».
Становление художника прослеживается по произведениям Павла Филонова:
- До 1907 года его работы в основном – это лирические этюды;
- В 1910-м появляются признаки поисков, первые шаги на пути к аналитическому искусству;
- В 1911 году филоновский стиль вполне определён.
Академическая школа (особенно уроки Г.Я. Ционглинского), любовь к живописи мастеров итальянского Возрождения (Да Винчи, Микеланджело), восхищение искусством Гольбейна – всё это в комплексе определило становление Филонова. Творческим кредо для него стало стремление к точности рисунка, когда каждое прикосновение карандаша или кисти наделяется значимостью.
С 1910 года живописец постоянно участвует в выставках «Союза молодёжи», общества петербургских авангардистов (до 1914-го, когда организация распалась). В течение этих лет претерпел изменения характер художника: прежде общительный юноша замкнулся и углубился в собственные мысли. Отвлёкся и напитался большим искусством, съездив в 1913-м в Италию и Францию. Вернувшись, бросился творить: писал декорации к драме «Владимир Маяковский», рисовал иллюстрации к поэтическим сборникам.
Путешествия
Мужчина и женщина 1912—1913 г.
С 1905 по 1908 год художник путешествует: сначала по Шексне и Волге, позже он побывал в Афоне, Синае, паломником в Иерусалиме, Новом Афоне на Кавказе.
Параллельно зарабатывал написанием портретов попутчиков, копированием икон, рисованием этикеток.
Увиденное в странствиях оказало существенное влияние на становление молодого художника, как и некоторые встречи в поездке. Так, его поразили образы людей, которые спасались от еврейских погромов. По пути в Иерусалим через Афон на пароходе Филонов познакомился с седым, несмотря на молодой ещё возраст, евреем и его 7-летней дочерью. Живописца потрясли его глаза, глаза человека, над головой которого совсем недавно «был занесён топор». Эта встреча дала импульс на создание картины Филонова «Поклонение волхвов», законченной в 1912 году.
Искусство и аналитика по-филоновски
В 1914 году вышел манифест, автором которого стал Филонов – считается, что с этого момента родилось аналитическое искусство.
В манифесте «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков “Сделанные картины”» художник формулирует основные положения своей идеи:
- Многомерность,
- Движение от частного к общему,
- Формирование художественного произведения подобно росту зерна.
Разъясняя суть аналитического искусства, сам живописец прибегал к рисунку: на углу дома стоит лошадь с телегой. Далее объяснял, что за рамками листа находится некая дверь, из которой выходит женщина и видит лошадь в ином ракурсе, нежели зритель. Для неё голова лошади находится, например, на месте, где нарисован хвост. Взгляд на лошадь бросают и другие люди с улицы, из окон, а также птицы, насекомые. Сама лошадь тоже куда-то смотрит. Это всё должно находить место на холсте.
Художник Филонов отошёл как от академического искусства, так и от авангардного (кубизма), считая, что все их представители работают с «мёртвой натурой», тогда как главным исследованиям живописцев должны подвергаться внутренние метаморфозы.
Грезы о невозможном
Своими миросозерцанием Филонов близок к другим художникам,
склонным к философскому осмыслению окружающего мира – Дюреру, Босху, Ван Гогу,
Мунку. В сюжетах картин Павла Николаевича явно прослеживается непрерывное размышление
над социальными процессами, ожидание краха человеческой цивилизации и глобальное
ощущение неправды. Все та же боль о несовершенстве общества и бесконечная мечта
о справедливости, тысячелетиями сводящая с ума всех без исключения истинных
творцов. Филонов жил и работал с ощущением «присутствия при окончании мира», как
точно подметил атмосферу того времени Георг Гейм, яркий немецкий поэт-экспрессионист.
В молодой стране, где государственной идеей и было построение
общества справедливости, романтизм Филонова тоже пришелся не ко двору. Его мечты
не совпадали с устремлением большинства. Комфортное и сытое существование, так
желаемое основной массой, он категорически отвергал и жил жизнью аскета. Не имея
никаких доходов, он бесплатно продолжал обучение своих учеников. И даже в самые
трудные и голодные времена он не продал иностранным коллекционерам ни одной
своей работы, считая, что все его картины принадлежат государству. Благодаря
этому мы сейчас имеем практически полное собрание работ Павла Николаевича.
«Человек в мире» 1925
Филонов создавал картину так, как демиург создает миры. Холст
для него был всего лишь инструментом, местом выплеска размышлений о
фундаментальных жизненных процессах. С помощью кистей и красок он выражал
возможную альтернативу окружающему его мировоззрению. Он мечтал пересоздать мир
на новых основаниях и мучительно продумывал концептуальные формы. Такой стиль
работы постепенно преображает самого творца и напоминает алхимическое делание.
Постоянное обращение Филонова к вневременным идеям и
глубинным архетипам напоминало работу иконописца. Также как в иконах, эстетическая
значимость образов соседствует у мастера с многочисленными символами, знаками и
метафорами. Пребывая в постоянном поиске, Филонов преодолевал время и
пространство, находил необходимое зерно и выращивал из него фантастические
образы неведомой реальности.
Когда Филонов работал с пространством, он разворачивал круговую
панораму мира и прививал зрителю более широкий взгляд на предметы – взгляд с
разных сторон одновременно. Ведь именно так природа видит саму себя. Именно так
в постоянном росте, изменении и преображении являет себя жизнь.
Также Филонов рассматривал и время – как единое основание
движения процессов. Он соединял потоки прошлого, настоящего и будущего в единый
сплав веков. И выстраивал путь, доступный пониманию лишь немногим. Художник видел
себя путником, шествующим из античности в мир светлого будущего, и философом, созидающим
основы нового мира. Мира раскрытия красоты души человеческой.
Он показал всем ищущим и думающим людям «Ввод в мировой расцвет».
«Композиция. Корабли» 1913
Павел Филонов
Художник и Революция
В 1916 году – призыв на войну и отправка на фронт рядовым. Филонов примкнул к саботирующим военные действия, позже к революционному движению. Был выбран в военно-революционный комитет. В 1918 году повёз в Петроград полковые знамёна, здесь и остался, вернувшись к живописи.
В 1919 году с обширной подборкой из 22 картин живописец выставляется в Зимнем дворце – это была Первая государственная свободная выставка произведений искусства. Название цикла работ, «Ввод в мировой расцвет», идеально подходил под запросы большевиков, которые слово «расцвет» ассоциировали только с торжеством Революции.
Таким образом, художник был принят, признан и обласкан советской властью. Он, со своей стороны, восхищался переменами в стране. Государство ему выделило комнату, он получал пособие (как научный сотрудник) и поначалу был поддержан наркомом просвещения Луначарским. Но писал только то, что хотел, игнорируя или не выполняя должным образом заказы на полотна, воспевающие жизнь в стране Советов.
В 1929 году нужные рычаги заработали – выставку Филонова запрещают, автора объявляют «непонятным рабочим массам».
Самые дорогие картины Валентина Серова
Картины Серова высоко ценятся на международных аукционах и нередко уходят с них в частные коллекции по высоким ценам. За последние двадцать лет в период с 2000 года оборот продаж работ художника составил 25 млн долларов суммарно за 83 картины. Посмотрим несколько примеров наиболее дорогих уходов.
Рекорд принадлежит картине «Портрет Марии Цетлиной», которая наделала много шума на аукционе Christie’s. Появление здесь в 2014 году полотна такого большого значения стало полной неожиданностью. Обычно такие холсты висят в музеях и крайне редко оказываются на торгах. И именно из музея портрет попал на аукцион вот по какой причине. Картина украшала один из музеев города Рамат-Ган (Израиль), куда она попала после смерти наследников Цетлиной. Так как музеи города пришли в упадок, городские власти решили выставить некоторые работы на аукцион, чтобы на вырученные средства поправить положение. Местным жителям такой подход совсем не понравился, и они устроили забастовку. Однако эта мера не помешала холсту попасть на торги, причем ушел он с молотка за баснословные 14,5 млн долларов. Так как эта сумма оказалась в 4 раза больше ожидаемой прибыли, власти пообещали построить в городе новый музей русского искусства.
В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.
Не меньшей неожиданностью для аукциона стал и портрет Оскара и Розы Грузенберг. На нем запечатлен знаменитый юрист, которого называли защитником угнетенных, Оскар Грузенберг и его супруга Роза. Репродукция этой картины неоднократно появлялась в монографиях о художнике. При этом копия была черно-белой, так как местонахождение оригинала никто не знал. Как выяснилось на аукционе, портрет все это время оставался в семье Грузенберг и был выставлен на торги правнучкой пары с портрета. Картину продавали в 2012 году на аукционе Fine Art Auctions в Майами.
Эксперты были весьма удивлены, что такая масштабная работа предлагалась на малоизвестном аукционе всего за 150-200 тысяч долларов. Однако покупатели по достоинству оценили это произведение и бились до тех пор, пока цена не взлетела в десятки раз и не достигла планки 4,67 млн долларов.
В. Серов. Портрет Оскара и Розы Грузенберг. 1910 г.
Третьей работой стал портрет Прасковьи Мамонтовой, выполненный художником в те же годы, что и знаменитая картина «Девочка с персиками». На портрете изображена Прасковья — двоюродная сестра Веры Мамонтовой (той самой Веры, что позировала Серову в усадьбе Мамонтовых для «Девочки с персиками»). Этой картине не суждено было стать столь известной: то ли выражение лица девочки не способствовало этому, то ли мрачные тона, из-за чего в картине не ощущалось легкости момента, как в работе «Девочка с персиками». Однако это произведение имеет высокую ценность по другим причинам: оно не только демонстрирует известную семью Мамонтовых, но и является отличным образцом ранней живописи Серова, который уже в свои двадцать с небольшим лет создавал картины высокого уровня. Картина была выставлена на международных торгах Sotheby’s в 2012 году и ушла за 1,9 млн долларов.
В. Серов. Портрет Прасковьи Мамонтовой. 1889 г.
Мы рассмотрели только тройку наиболее крупных уходов, остальные продажи можно посмотреть в каталогах аукционных домов, в частности найти их на Sotheby’s и Christie’s. Заметим, что картины Серова появляются на аукционах достаточно редко. Как мы писали выше, за последние двадцать лет на аукционах было продано только 83 картины, а выставлено — 130.
Прекрасные работы талантливого живописца Валентина Серова можно перечислять и описывать еще долго. Хотя мастер ушел из жизни в самом расцвете лет, его наследие очень велико и сегодня восхищает зрителей не меньше, чем в годы работы художника.
Происхождение и детство
Будущий художник Павел Филонов родился 8 января 1883 года (по новому стилю), когда его многодетная семья переехала из Рязани в Москву. Только здесь его отец, бывший крестьянин, ставший кучером, получил фамилию «Филонов» – до сих пор он был бесфамильным, просто Николай Иванов сын. Мать, Любовь Николаевна, занималась детьми, для заработка «брала в стирку бельё» (из автобиографии художника). Дети воспитывались в атмосфере труда, взаимопомощи и творчества в свободные минуты. Танцевали, пели, рисовали.
В 1887 году умер отец – мать тогда ждала шестого ребёнка. Она осталась одна с малолетними детьми (старшая сестра 1878 г.р., младшая родилась в 1888-м) и их бабушкой. Старшие дети, в их числе и Павел, включились в процесс зарабатывания денег: вышивали на продажу, принимали участие в театральных массовках и подтанцовках.
В 1894 году Павел поступил в приходскую школу (на Каретном Ряду). Учился на отлично, занимаясь чаще всего по ночам, так как продолжал подрабатывать. Рисование привлекало всё больше, но не хватало времени. Сохранилась его акварельная открытка «Домик в Москве», относящаяся к этому периоду жизни (хранится в Государственном Русском музее).
Судьба сестры повлияла на дальнейшие события жизни Филонова
Головы 1910 г.
В 1894 году Александра, старшая сестра Павла Филонова, вышла замуж за успешного петербургского предпринимателя Александра Гуэ. Он занимался электротоварами, что по тем временам было очень перспективно – электричество приходило на смену газовому освещению. Муж оказался человеком добрым – семья жены стала его семьёй, и он поддерживал её материально.
В 1896 году чахотка унесла жизни матери и старшего брата. В 1897-м Павел закончил приходскую школу и переехал с оставшимися родными к Александре в столицу. Перемена образа жизни и обстановки была крутой и для Павла особенно болезненной – 14-летний подросток устраивал своеобразные бунты против буржуазного богатства (отказывался спать на матрасе и т.д.).
А.А. Гуэ, человек ответственный и практичный, выбрал для брата жены профессию – он видел явные способности Павла к рисованию и устроил его в художественно-малярные мастерские, функционирующие при Обществе поощрения художеств. Работа здесь была чрезвычайно разнообразна и заключалась то в простой покраске отхожих мест, то в росписи изразцов, то в отделке министерских квартир. С 1898 года при том же Обществе Павел Филонов по вечерам занимался в рисовальном классе.
Дипломированный маляр и его первый опыт
К концу весны 1901 года Филонов закончил обучение и получил свидетельство маляра-декоратора интерьеров. В начале лета в составе бригады Н.Н. Рубцова отправился в Воронежскую губернию расписывать имение Рамонь, владение принцессы Ольденбургской. Пребывание в образцово устроенном поместье оказало благотворное влияние на мировосприятие начинающего художника и навело его на специфическое понимание жизни, приблизило к её органическому осмыслению.
Ремесленная по сути работа не могла дать полного удовлетворения проснувшейся потребности в творчестве. Природа отозвалась в душе юноши – Филонов, картины которого воронежского периода — это впечатления от зорь в Рамони, именно здесь пишет первые пейзажи маслом.
Самостоятельность: попытка поступить в Академию и снова учёба
Вернувшись в Петербург, молодой живописец съехал от сестры и поселился в съёмной комнате. Зарабатывал тем, что расписывал помещения на заказ, но мечта о профессиональной карьере художника не оставляла его. В музее Александра III, сегодняшнем Русском, Филонов проводил всё свободное время (изучал и копировал работы именитых мастеров).
В 1903 году набрался решимости и попытался поступить в Академию художеств. Тщательно готовился: рисовал гипсовые скульптуры, написал «первый портрет упорной долговременной работы» (облик сторожа малярной мастерской). Не учёл одного – экзамен включал в себя написание обнажённой натуры. Ни практики, ни знаний анатомии у абитуриента не было, поэтому испытания он провалил.
Для восполнения пробелов в том же году Павел Филонов обратился к живописцу Дмитриеву-Кавказскому, в частной мастерской которого продолжил образование. Наставник, заядлый путешественник, в рассказах о поездках знакомил студентов с представителями фауны разной географии. С изучения их скелетов для учеников и начиналась анатомическая практика. Академик был так красноречив в своих описаниях путешествий, что молодой, жаждущий новых впечатлений Филонов решил последовать его примеру.
Биография художника Филонова:
Филонов Павел Николаевич – русский художник авангардист. Родился 8 января 1883 года в Москве. Родители Павла Николаевича были родом из Рязани, мать была прачкой, а отец кучером. Филонов рисовать начинал ещё в детстве, заодно с этим увлечением занимался танцами и вышиванием.
В 1897 году художник переезжает в Петербург и поступает в живописно-малярные мастерские и рисовальные классы для художников. В 1903 начинает учиться живописи в мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.
После этого он начинает успешную карьеру художника. Первая его выставка состоялась на выставке «Союза молодёжи» со своей главной картиной – Головы. Потом было много выставок и мероприятий, где он отличился и прославился такими своими картинами, как Пир Королей, Крестьянская семья, Мужчина и женщина и многими другими. Параллельно с этим он занимается декорациями к различным постановкам, иллюстрацией к литературным сборникам футуристов и пишет статьи об искусстве. Одной из нашумевших его статей стала «Канон и закон», в которой он яро выступил против кубизма и кубофутуризма.
У Филонова ярко отличимый от других свой стиль. Одной из черт его стиля стала тема современного города, который представлялся художнику настоящим злом, которое убивает всё живое и доброе.
В 1927 году Филонов создаёт общество «Мастера аналитического искусства» (МАИ). В то время у него появилось множество учеников и приверженцев. Он стал настоящим мастером авангарда. Вместе с этим у него было и немало противников и открытых врагов. Например, выставка его картин, которая должна была состояться в Русском музее, была запрещена, после чего началась настоящая травля всего его коллектива, в результате чего МАИ была разогнано. Художника обвиняли в создании непонятного, противного человеку искусства. Филонов оказался без работы, страшно бедствовал, но продолжал рисовать.
Место в интернете под названием oddoneout — настоящий сайт фотографа. Профессиональные фотографы предложат портретную съёмку, свадебную или фото по вашему желанию.
Умер Филонов Павел Николаевич в первые дни блокады Ленинграда 3 декабря 1941 года. Был похоронен на Серафимовском кладбище, вблизи церкви на 16 участке вместе с сестрой Е.Н.Филоновой-Глебовой. Именно его сестра Евдокия Николаевна Глебова, хранила все его работы, а затем подарила Русскому музею, как и хотел её брат – великий русский художник.