Резиденции как решениепроблемы территорий
Помимо чисто художественных целей, нынешняя волна резиденций в крупных городах нацелена в первую очередь на оживление культурного ландшафта. Создание арт-резиденции — это один из простых способов превращения спального района в место, куда будут добираться люди, интересующиеся искусством. Художник может творить где угодно, а его работы в сером контексте и мегаполиса, и мелкого населённого пункта смогут повлиять на новую концепцию района, который решится на подобный эксперимент
Например, под резиденции можно отдавать полузаброшенные здания, чтобы привлечь к неосвоенным территориям внимание инвесторов. Художники будут работать над незнакомым для них, а потому лишённым форматов микромиром
Такое переосмысление может положительно сказаться и на имидже территории, и на самосознании её жителей.
Взаимодействие с артистами
Поскольку арт-рынок в России ещё только развивается, этика взаимоотношений между галереей и клиентом, галереей и художником находится в стадии формирования.
Случается, что люди считают в порядке вещей спросить у галериста контакты художника или поинтересоваться местонахождением его мастерской. Я плохо представляю, как такая ситуация могла бы произойти в галереях мирового уровня. Западная модель бизнеса предполагает приобретение предметов искусства через галерею, гарантирующую их качество.
Если клиент покупает работу через галерею, значит, он может быть уверенным, что артист — не просто человек с улицы, а тщательно отобранный мастер в пул художников галереи. У владельцев галереи, как правило, есть особое чутьё, поэтому вероятность того, что в будущем стоимость работы увеличится, очень высока. Также через галерею не купишь фейк: серьёзный экспонент является гарантом подлинности произведений, которые он продаёт.
Трудно переоценить роль арт-дилеров, представляющих интересы художников и строящих отношения с коллекционерами и музеями, галереями и аукционами, чьи интересы схожи с творчеством художников. Некоторые дилеры обладают мастерством выдачи точного прогноза тенденций рынка, а другие — способностью повлиять на его вкус.
Культурное пространство Cadillac House
Один из трендов в арт-коллаборациях — это создание так называемых гибридных пространств, которые используются как для бизнеса, так и для арт-проектов. Все чаще такие пространства создают именно бренды — например, Louis Vuitton, Vans, Red Bull и парижский универмаг Le Bon Marche.
В июне 2016 года компания Cadillac открыла при своей штаб-квартире в Нью-Йорке центр Cadillac House. Здесь проходят выставки и модные показы. Там же начинающие дизайнеры могут принять участие в менторской программе Retail Lab, которую автомобильный бренд проводит вместе с Советом модных дизайнеров Америки (Council of Fashion Designers of America). Благодаря участию в программе молодые таланты могут в тестовом режиме запустить ритейл-бизнес и получить консультацию экспертов.
Фото: Public School
Почему галерейный бизнес активно развивается
Хочу отметить постепенное развитие галерейного дела в России за последние два десятилетия. Объяснить это могу следующим: люди, обладающие ресурсами для инвестиций в различные бизнес-проекты, «насытились» первостепенными благами. Этих благ всем остро не хватало в советскую эпоху. Поэтому сегодня «изголодавшиеся» по вечному и прекрасному, предприниматели и топ-менеджеры обратились к культуре и искусству.
Другая причина происходящих процессов — появление возможности быстрых перемещений, мобильности. Люди путешествуют в Европу, Азию и США, посещают великие музеи, популярные галереи и ярмарки, наблюдая, как эта кухня функционирует — загораются желанием открыть галерею здесь.
Всё современное — модно?
Часто можно наблюдать такую ситуацию: сначала человек хочет приобрести через галерею одну работу для оригинального оформления интерьера. Но потом возвращается снова, переходя в разряд начинающих коллекционеров. Ему становится интересно следить за тем, что происходит с конкретным художником, за его развитием.
За процессом становления художника модным стоит большая работа галериста, предоставляя артисту свободу самовыражения, беря на себя его продвижение, работу с выставками и аукционами, а ему достаточно лишь созидать и творить.
Если работы художника представлены в институциональных коллекциях, то его уже можно считать модным. В последние годы усилился интерес к российской художественной среде со стороны кураторов крупных зарубежных музеев, критиков и искусствоведов. Такое признание и интерес оказываются важнее искусственно создающихся процессов на арт-рынке, «подогреваемых» его участниками.
Google Arts & Culture
Хотели бы вы прогуляться по Британскому музею, сидя на любимом диване в Москве? Или рассмотреть мельчайшие детали недавно отреставрированного Гентского алтаря братьев Губерта и Яна ван Эйков, созданного более 600 лет назад? А может вы хотите присоединиться к стрит-арт экскурсии по Филадельфии, где уже более 30 лет уличные художники преображают город в рамках граффити-программы Mural Arts?
Онлайн-платформа Google Arts & Culture от Культурного института Google (Google Cultural Institute) стирает географические границы, ведь она дает доступ к цифровым коллекциям более 1200 культурных организаций и музеев мира из 70 стран, а это по меньшей мере 6 миллионов картин, фотографий, видео и документов.
Платформа Google Arts & Culture
Запущенный в 2010 году под именем Google Arts Project, Культурный институт Google вырос из персонального проекта инженера Амита Суда и его коллег, на который они должны были тратить лишь 20% рабочего времени.
Проект развивался, к нему присоединились новые партнеры и вскоре Амит Суд стал главой нового подразделения компании — Культурного института Google.
Виртуальный тур по Версальскому дворцу на платформе Google Arts & Culture
В 2013 году в Париже была открыта лаборатория Культурного института Google — Le Lab. В ней инженеры Google в тесном сотрудничестве с художниками разрабатывают и тестируют технологические решения, которые должны изменить наше восприятие искусства. Так, команде лаборатории удалось создать роботизированную гигапиксельную камеру Google Art Camera, с помощью которой можно оцифровать мельчайшие детали произведений искусства.
Еще одна разработка лаборатории — адаптированная версия Street View для виртуальных экскурсий по музеям и галереям мира. А очки виртуальной реальности для смартфонов Google Cardboard позволяют зрителю буквально переместиться внутрь художественного произведения.
Вы можете сами посмотреть на результаты экспериментов команды Le Lab на.
Страница Google Experiments – X Degrees of Separation, позволяющая проследить взаимосвязи между произведениями искусства
Команда Google также развивает приложение Tilt Brush, с помощью которого можно создавать произведения искусства в трехмерном пространстве. Несколько десятков художников со всего мира уже попробовали новинку во время арт-резиденций в лаборатории Le Lab.
В марте 2017 года Google впервые выступила партнером ярмарки современного искусства Art Basel в Гонконге, где была показана выставка «Виртуальные границы». На ней были представлены трехмерные работы пяти международных художников, которых организаторы ярмарки предварительно номинировали на участие в арт-резиденции Google.
Трехмерная работа художника Питера Чана, участника арт-резиденции Google, протестировавшего приложение Tilt Brush. Фото: Google
Итог: Культурная инициатива Google — некоммерческий проект, но он закрепляет за компанией роль визионера, который делает искусство более доступным.
Чему можно поучиться:
- Экспериментировать и давать шанс новым идеям. Культурный Институт Google вырос из небольшого любительского проекта, а в итоге стал организацией, которая меняет то, как мы воспринимаем и создаем искусство.
- Рассказывать истории. Одно из преимуществ платформы Google Art & Culture — это возможность интересно и увлекательно представить доступный на ней контент: например, в виде статей о ключевых течениях в искусстве и художниках, подборок по темам произведений и доминирующим в них цветам или же в виде онлайн-выставок.
- Привлекать партнеров. Помимо художников и галерей, компания также сотрудничает с ярмаркой Art Basel и проектом известных кураторов Саймона Кастетса и Ханса Ульриха Обриста 89plus. Этот проект посвящен исследованию творчества молодых художников, которые родились после 1989 года. Лаборатория Культурного института Google Le Lab проводит арт-резиденции, благодаря которым инженеры компании могут совершенствовать свои разработки.
Как выглядит современная галерея
Ни одна художественная галерея не может обойтись без постановки определенных целей и задач. Далее для их достижения разрабатывают программу деятельности, тактику и стратегию развития. А уже от выполнения этих тонкостей зависит ее структура, выполняемые функции и содержание деятельности.
По своей сути среднестатистическая галерея выглядит так: существует некое галерейное пространство, где галерист экспонирует работы артистов. Широкое распространение получила система кураторства, когда специально обученный специалист-искусствовед ведёт выставки, создаёт профессиональные тексты, занимается привлечением критиков и журналистов, организует интервью. Он помогает подобрать лучший свет для выставления тех или иных произведений, разрабатывает программу, где это сделать. Иногда используются не только выставочные пространства, но открытые. Набирают популярность он-лайн выставки.
Политика галереи состоит в объединении интересующих её художников по одному направлению, чьи работы устраивают её по качеству и содержанию. Ведь именно художники составляют лицо галереи, являясь её ключевыми фигурами.
Современный покупатель — кто он?
Сегодня наблюдается двоякий процесс. С одной стороны чувствуется возросший интерес наших соотечественников к искусству вообще. Это, в основном, представители крепкого среднего класса. Зачастую те, кто приобретают, связаны с креативными индустриями. Но не всегда: некоторые обращаются за консультацией к специалистам по современному искусству.
С другой стороны, галереи, ориентированные на западного коллекционера и инвестора, используя современные технологии для продвижения, вполне способны заинтересовать искушённых западных ценителей искусства.
Программа креативных резиденций Adobe
Американская компания-разработчик программного обеспечения Adobe вот уже третий год подряд проводит программу креативных резиденций. Благодаря ей начинающие дизайнеры, иллюстраторы, аниматоры, фотографы и видеографы после конкурсного отбора заявок получают возможность реализовать проект мечты.
При этом им не нужно переезжать, ведь в основном резиденция проходит в виртуальном формате — лишь иногда участникам приходится выезжать для исследовательских целей и посещать различные мероприятия.
В 2015 году в программе было всего два победителя, а год спустя, их количество возросло до четырех. Сейчас же в списке участников резиденции на 2017 – 2018 годы уже шесть человек. С этого года также расширился и географический фокус инициативы, и теперь заявки принимаются не только от представителей креативной индустрии США, но и Канады и Германии.
Участники нового набора будут готовить фотопроекты о настоящих американцах и европейских местах, связанных с народными сказками, разрабатывать инструменты для «дружелюбного» дизайна и надписи для городского квеста Walk of Happiness, создавать «социальный» дизайн для линии лонгбордов и инфографику для благотворительных организаций. О прошлых и текущих победителях и их проектах можно прочитать в онлайн-журнале Adobe для креативного сообщества Adobe Create.
Проект участницы креативной резиденции Adobe 2016-2017, дизайнера Кристин Херрин по документированию путешествий. Фото: Adobe
Итог: Программа креативных резиденций Adobe дает дизайнерам, фотографам и видеографам возможность использовать программное обеспечение компании для работы над своими проектами. Однако в основу этой программы заложена сильная эмоциональная составляющая. Участники реализуют проекты мечты, ведут блоги, выступают на конференциях, тем самым вдохновляя других.
Чему стоит поучиться:
- Находить заветную зону, где пересекаются интересы бренда и креативного сообщества. Для своих проектов победители программы используют инструменты Adobe, при этом получают возможность полностью сконцентрироваться на своих проектах и не думать о финансовой стороне. Немаловажную роль играют также менторская поддержка и новые контакты в профессиональном сообществе.
- Вдохновлять и рассказывать истории. Один из самых важных аспектов программы – коммуникационный. Участники постоянно делятся с сообществом своим прогрессом, об их проектах можно узнать из материалов онлайн-журнала Adobe Create или видео о победителях.
Swatch и Венецианская биеннале
Сотрудничество с миром искусства и культуры швейцарский часовой бренд начал практически сразу после своего основания, в 80-е годы прошлого века. Так родилась программа арт-коллабораций, в рамках которой создаются лимитированные коллекции Swatch Art Specials. Среди представителей креативной индустрии, с которыми сотрудничал Swatch — художники Кит Хэринг и Сэм Франсис, режиссеры Педро Альмадовар и Акира Куросава, дизайнеры Пако Рабан и Вивьен Вествуд и многие другие.
Резиденты получают возможность жить и работать в историческом отеле в течение трех – шести месяцев, а после окончания программы представляют художественный проект.
Арт-резиденция Swatch в Swatch Art Peace Hotel в Шанхае. Фото: Swatch
Четвертый год подряд Swatch также является главным партнером форума Венецианская биеннале современного искусства, во время которого бренд представляет павильон с работами участников арт-резиденции, а также проекты известных художников. В 2015 году это была светящаяся инсталляция португальской художницы Джоанны Васконселос, а в этом году Swatch показала масштабную работу «Цветопад Джардини» британского абстракциониста Иэна Дэвенпорта. Кроме того, специально к выставке компания Swatch выпустила лимитированную модель часов, вдохновленную красочной инсталляцией живописца.
Инсталляция португальской художницы Джоаны Васконселос для Swatch на Венецианской биеннале 2015, Джардини. Фото: Swatch
Итог: Арт-программа Swatch включает сразу несколько инициатив. При этом партнерство с Венецианской биеннале дает бренду возможность показать их результаты – Swatch выставляет работы участников арт-резиденции, а также выпускает лимитированные коллекции часов в партнерстве с известными художниками.
Сотрудничество с креативным сообществом также вдохновляет бренд идти на риск и пробовать что-то новое. Один из самых ярких примеров – это партнерство Swatch со швейцарским художником Альфредом Хофкунстом в 1991 году, когда была выпущена лимитированная коллекция Veggie Set — две пары часов на тему завтрака — перец, огурец и яйца с беконом. Компании пришлось согласиться с задумкой художника и эти арт-модели продавались только на овощных рынках.
Чему можно поучиться:
- Выходить за рамки «спонсорства логотипов» и запускать инициативы, которые как способствуют выполнению бизнес-целей, так и вносят вклад в мир искусства.
- Создавать впечатления (например, при помощи выставок и других арт-мероприятий).
- Думать масштабно и работать со сферой культуры по разным направлениям.
- Действовать последовательно, год за годом развивая начатые инициативы.
Открыть — легко, преуспеть — надо уметь
Открыть сегодня галерею современного искусства как бизнес — это просто, хотя и считается достаточно новым явлением среди российских бизнесменов. Многие считают это перспективным видом предпринимательской деятельности, наблюдая хороший уровень доходов в этой сфере. Однако для успешной деятельности должна быть чёткая организация работы: понимание бизнес-процессов, обладание знаниями в искусстве и понимание механизмов продаж на арт-рынке. У бизнеса свои особенности, которые определяют весь процесс организации.
Как понимают современное искусство
Современное искусство — довольно обширное понятие. Русский язык не даёт чёткого разграничения понятия, поэтому я дам иллюстрацию на английском: существует modern fine art и contemporary art.
Contemporary art, такое искусство, в своей основной массе, более реакционно, то есть отличается большей рефлексией на происходящие события в мире. Мы используем новые медиа для продвижения бизнеса, а артисты, работающие в разных направлениях, с которыми мы сотрудничаем — новые инструменты передачи месседжа (например, инсталляции, флеш-мобы). Надо обладать смелостью, чтобы представлять миру нечто новое. Потому что большинство галерей, которые сейчас открываются, предлагают обычно к экспонированию более традиционные направления искусства, ведь они понятнее и доступнее для широкой публики, а значит, экономически оправданы.
BMW: Art Basel и премия BMW Art Journey
BMW сотрудничает со многими международными культурными организациями, фестивалями и выставками. С 1975 года бренд привлекает художников для создания специальных арт-автомобилей. Среди тех, кто работал над коллекцией BMW Art Cars — такие признанные мастера, как Александр Колдер (1975), Рой Лихтенштейн (1977), Энди Уорхол (1979), Олафур Элиассон (2007), Джефф Кунс (2010), Джон Бальдессари (2016) и многие другие.
Американский художник Джон Бальдессари с 19-й BMW Art Car в Майами. Фото: Chris Tedesco, BMW AG.
Автомобильный бренд также является многолетним партнером трех самых известных международных ярмарок современного искусства Art Basel, которые проходят в Гонконге, Базеле и Майами Бич. В 2015 году к этому сотрудничеству добавилась новая инициатива — премия BMW Art Journey.
От многочисленных корпоративных наград для начинающих художников ее отличает то, что BMW Art Journey обыгрывает ценности бренда — мобильность и движение. Премия представляет собой не просто денежный грант, а возможность совершить исследовательский проект-путешествие.
Первым в двухмесячное арт-путешествие по 30 городам мира отправился гонконгский художник и музыкант Самсон Янг. Во время своего исследования «По ком звонит колокол: путешествие по звуковой истории конфликтов» он записывал звучание колоколов, чтобы создать по итогам путешествия серию зарисовок и написать оригинальную музыку для звонарей и оркестра.
Художник также побывал в Санкт-Петербурге, где благодаря помощи компании он получил доступ к легендарным часам «Павлин» в Эрмитаже.
Победитель премии BMW Art Journey, гонконгский художник и музыкант Самсон Янг исследовал звуки колоколов, путешествуя по 30 городам на 5 континентах. Фото: BMW AG.
Другая обладательница премии, британская художница Абигейл Рейнолдс исследовала места шестнадцати бывших библиотек, исчезнувших в результате политических конфликтов, природных катастроф и войн. В течение пяти месяцев она путешествовала на мотоцикле по странам Шелкового пути (Китаю, Узбекистану, Турции, Египету и Ирану), делая заметки о своей поездке и собирая артефакты, а по итогам поездки Рейнолдс создала серию инсталляций.
Победительница премии BMW Art Journey, британская художница Абигейл Рейнолдс изучала места исчезнувших библиотек на Шелковом пути. Фото: BMW AG.
Следующий лауреат премии — художник из Лос-Анджелеса Макс Хупер Шнайдер в рамках проекта «Земная витрина: риф как событие» отправится исследовать систему коралловых рифов и то, как человек влияет на нее и на природу в целом. Во время путешествия художник собирается строить скульптуры из стеклянных и акриловых витрин, соединяющих в себе природные и искусственные системы.
Итог: BMW Art Journey отличается от других премий для начинающих художников. Она не ограничивается простым финансовым грантом и связью с ценностями бренда. Премия помогает появиться на свет новому произведению искусства. Кроме того, компания помогает художнику связаться с экспертами и необходимыми специалистами.
Чему можно поучиться:
- Мыслить нестандартно и стремиться найти уникальную нишу арт-проекта. Финансовый грант — не единственное, что бренд может предложить художнику. Не менее важны контакты, менторская поддержка и помощь с технологическими решениями для реализации проектов.
- Давать арт-партнеру полную креативную свободу. В инициативе BMW Art Journey художник сам выбирает маршрут исследования.
- Вовлекать в партнерство внешние аудитории. За путешествием победителя можно следить в реальном времени, читая его тревел-дневник, а результаты исследования художника представляются в зоне компании на ярмарке Art Basel.