Стиль
Ана де Веласко-и-Хирон , герцогиня Браганса, 18 лет, 1603 год (Испания, собрание Копловица ).
Пантоха продолжал испанскую традицию придворного живописца королевских портретов, восходящую к знаменитому портрету Карла V (копия которого находится в Эскориале ) и другим портретам Тициана. Антонис Мор , Алонсо Санчес Коэльо и сам Пантоха продолжили традицию. Его искусство подверглось резкой критике со стороны историков, которые были предвзято относились к неитальянской портретной живописи и поэтому отвергли его как «скучного, скучного», но «мучительно трудолюбивого» художника при дворе Филиппа III. Композиционная формула государственных портретов Веласкеса восходит к его испанским предшественникам, в том числе Пантоха де ла Крус.
Качество индивидуальных портретов варьируется; они часто создавались во многих версиях с разной степенью помощи его помощников. В своих лучших работах Пантоха представил впечатляющее сочетание изысканности и геометрической абстракции, достигаемое за счет мощного контраста света и тени. Его портреты отличаются тщательной детальностью изображения сложной вышивки платьев и украшений. Обычно объект изображается стоящим на темном фоне. Лицо и руки изображены в более ровной и тонкой технике. Среди его портретов: Филипп III, королева Австрии Маргарита, 1606 год, Прадо, Мадрид). Инфанта Изабель Клара Евгения (1599), Старая пинакотека , Мюнхен . (Герцогиня Браганса, 1603 г., цв .; Неизвестная дама, полковник маркиз Виана; Д. Диего де Вальмайор, 1605 г., Эрмитаж , Санкт-Петербург .
Пантоя не только добился большого успеха как выдающийся портретист своего времени, но и был очень разносторонним художником во всех жанрах. Таким образом, он снабжал испанский двор и аристократию религиозными картинами, мифологическими полотнами и историческими композициями. Религиозные картины Пантохи выполнены в более реалистичном и драматическом стиле, чем его портреты. Они варьируются от холодно-далекого академизма до более продвинутого тенебризма, близкого к барокко .
Хуан Пантоха де ла Крус пользовался большим уважением как художник-анималист; был также известен как художник-пейзажист и художник-натюрморт, который использовал новые секуляризованные формы искусства, распространившиеся по Европе в конце шестнадцатого века. Признанные современными писателями одаренными художниками, Лопе де Вега и Франсиско де Кеведо оставили красноречивые свидетельства своего восхищения Пантохой. В La hermosura де Angelica (1602), подражание Ариосто «s Orlando Furioso, Лопе де Вега выдержано его похвалу в следующем куплете:«Хуан — де — ла — Крус Que си criar нет pudo / Dio Каси Вида у альма в ООН ростро Mudo; » Кеведо превозносил работу Пантохи как художника-миниатюриста в поэме «Эль Пинцел», написанной в 1615 году, через семь лет после смерти Пантохи.