Комната Раскольникова
Раскольникова
«Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.»— Часть 1, глава III
«Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками…»— Часть 2, глава IV
«Он оглядел эти желтоватые, обшарканные обои, эту пыль, свою кушетку…»— Часть 5, глава V
«Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более опуститься и обнеряшиться…»— Часть 1, глава III
«Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна, прерывая тягостное молчание, — я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик.— Квартира?.. — отвечал он рассеянно. — Да, квартира много способствовала… я об этом тоже думал…»— Часть 3, глава III
Больше цитат о комнате Родиона Раскольникова
Характеристика главных героев произведения
- Родион Раскольников – главный герой романа, бывший студент-юрист, оставил учебу так как не имеет средств ее оплачивать, крайне беден, мрачен, угрюм, но способен на искрение порывы, умен, образован, независим и горд. Раскольников сам является клиентом старухи-процентщицы и закладывает ей некоторые свои вещи. Он решается на убийство старухи процентщицы. Но после преступления оказывается на грани сумасшествия.
- Старуха-процентщица Алёна Ивановна – около 60 лет, вдова мелкого чиновника, злая, бессердечная, но обеспечена — она выдает деньги под залог вещей, и назначает проценты при возврате.
- Соня Мармеладова – дочь Семена Мармеладова, верующая, но вынуждена вступать за деньги в связь с мужчинами, для того что бы прокормить свою семью, видит в Родионе Раскольникове родственную душу. Поэтому, когда его отправляют на каторгу, едет за ним.
- Катерина Ивановна Мармеладова – жена Семёна Мармеладова, имеет трех детей от первого брака, из-за нищенского существования подталкивает свою падчерицу Соню к занятию проституцией, но безмерно ей благодарна за принесенные деньги.
- Семён Захарович Мармеладов – спившийся отставной чиновник, не глуп, добр, доверчив, скромен, но слаб характером, он женат второй раз на Катерине Ивановне Мармеладовой, воспитывает ее троих детей, у самого есть дочь от первого барка Соня Мармеладова. Из-за пьянства Мармеладова его семья живет в нищете, дочь занимается «непристойной работой», несколько раз Мармеладов берется за ум, начинает работать, но вскоре не выдерживает и начинает снова пить. Его жизнь заканчивается тем, что он пьяный попадает под лошадей и умирает.
- Пётр Петрович Лужин- 45 летний адвокат, сватается к сестре Раскольникова Дуне. Дуня не хочет выходить за него замуж, поэтому его выгоняют. Желая отомстить за унижение, он пытается выставить Соню воровкой, но у него ничего не выходит.
- Дуня Раскольникова – младшая сестра Родиона Раскольникова, ей 22 года, работает гувернанткой и помогает брату и матери, гордая, обладает сильным характером, она не желает выходить замуж за богатого, но неприятного ей человека, но ради блага семьи готова пойти даже на это. К ней сватается Лужин, но свадьба не произошла и в последствии Дуня выходит замуж за друга Родиона Раскольникова.
- Порфирий Петрович – главный герой произведения, на ровне с Раскольниковым, работает следователем на участке где было совершено убийство старухи-процентщицы, умен и проницателен, сочувствует людям, настоящий профессионал своего дела, честен и справедлив, в работе использует принципы психологии, несмотря на отсутствие доказательств, он сумел разоблачить Раскольникова.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Охарактеризовать пейзажи в романе преступление и наказание
Один из них – сон о «праздничном» дне детства Раскольникова. Что поражает в этой картине? Чтение отрывка из романа (Ч.
1, гл, 5). (Ответы детей.) Как эти удручающие, мрачные картины связаны с темой романа?
Или они лишь фон для происходящих событий?
ВЫВОД. Эти мрачные картины рождают мрачные мысли. Пейзаж уже в начале романа является не только фоном для описываемых событий, но и передает состояние героя, оказывает на него влияние.
Свидригайлов даже называет пейзажи «климатическими влияниями».
Но все ли пейзажи Петербурга мрачны? Нет ли иного города? Какие чувства и почему вызывают эти картины у Раскольникова? 1, гл. 6)
Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1
Сильная жара и духота — неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания».
Выйдя из квартиры сына, она замечает: «.
ужас у него душно. а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город! ». Ю. В.
Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга —
«частица общей атмосферы романа, душной и безысходной»
. Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, — это яркое, кроваво-красное солнце.
Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление.
Картины природы и их роль в романе «Преступление и наказание» . Сочинение
Сильная жара и духота — неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания» .
Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую а. Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции.
Выйдя из квартиры сына, она замечает: «.ужас у него душно. . а где тут воздухом-то дышать?
Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!» . Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга — «частица общей атмосферы романа, душной и безысходной».
Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление.
Картины природы и их роль в романе «Преступление и наказание» .
в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай» . Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.
Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи.
Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. . Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.
. Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла
Жанр
«Преступление и наказание» вбирает в себя признаки разных видов романа. Его можно назвать социальным, так как проблематика произведения связана с ролью человека в обществе. От детективного романа произведение берет линию расследования одного преступления. По этой же причине возможно дать характеристику «Преступлению и наказанию» как роману криминальному. В произведении затрагивается множество важных проблем, актуальных во все времена – это позволяет найти признаки философского романа. Особенностью произведения является то, что он имеет главенствующую роль признаков психологического романа, так как основная часть произведения посвящена думам и размышлениям главного героя.
Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»
Поиск для: Поиск Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений. Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический
Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа. Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье
Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа. Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье.
Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей. Это город узких переулков и трущоб.
Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов.
Обсуждения
“В начале июня, в чрезвычайно жаркое время.
на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”
«Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами»
некоторые упоминания закатов в романе:«Небольшая комната… была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…»«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».«Было часов восемь, солнце заходило».«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение».«Он бродил без цели.
Квартира старухи-процентщицы
«Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. «Лизаветина работа», — подумал молодой человек. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат.»— Часть 1, глава I
«Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем.»— Часть 1, глава I
«Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада.»— Часть 1, глава I
Подробнее о комнате старухи-процентщицы
Фиксация эпохи
В 1876 году на Шестой передвижной «о Ярошенко заговорил Петербург, а затем и вся интеллигентная Россия». Выставка вообще получилась яркой. Среди работ И. Е. Репина, Шишкина, Куинджи и пр. зрителей покорил ярошенковский “Кочегар”.
Николай Александрович, как никто другой, имел представление о жизни рабочих людей, т.к. долгие годы проработал начальником мастерской на Патронном заводе. В то время заводу была поставлена задача переоборудовать производство бумажных патронов на металлические.
Стоит отметить, что образ не мужика из народа, а рабочего в лице кочегара новшество для того времени. Незаметно для интеллигенции крупные города наполнялись теми самыми вчерашними “мужиками”, которые сегодня становились новой, рабочей силой. В скором времени эта сила проявит себя в полную мощь.
Кочегар, 1878
«Я пишу то, что дает жизнь в настоящее время и мимо чего равнодушно пройти не могу, а в будущем это запишется в историю», — говорил Ярошенко. Это сейчас легко запечатлеть момент времени для последующих поколений, в любом количестве и качестве. А в конце 19 века фотография пока вещь не распространенная, а потому художественное полотно чуть ли не единственная возможность сохранить особенность временного отрезка. Передать характер, традиции современника — задача художника Ярошенко.
На Шестой также выставляется картина “Заключенный”.
“Заключенный”, 1878.
К теме положения заключенных Николай Александрович возвращается неоднократно. Связано это, несомненно, с общественными настроениями России конца 19 века. Переосмысление положения простого человека, личности в государстве все отчетливее оформляется в идею уважения чести и достоинства, расширение его прав.
Голова заключенного. 1878 Этюд
Арестованного ведут. 1891 Картон коричневый, белила.
В пересыльной тюрьме. Около 1876
Всюду жизнь, 1888
В 1879 году Ярошенко пишет картину “Слепцы (Слепые калеки под Киевом)”
Для настоящего художника важно “сладить с группировкой”. Николаю Александровичу, в общем-то, это удается, но критики, тем не менее, находят, что решение художника несколько упрощено
«Слепцы», 1879
Следующей “многофигурной” картиной стало полотно “Старое и молодое”. Удалось ли Ярошенко выразить конфликт двух взглядов или двух поколений? Об этом долго велись дискуссии, но большинство зрителей и критиков сошлись во мнении, что эмоционально она слабее, чем другие его произведения, такие, например, как “Кочегар” или “Заключенный”.
«Старое и молодое»
Николай Александрович, несомненно, идейно всегда был ближе к “молодым”. Он всегда стремился идти в ногу со временем
Видимо, поэтому студенты и курсистки, как особое явление общественной жизни в меняющейся России, привлекли его внимание
Курсистка (писательница А.К. Дитерихс), 1883
Студент, 1881
Интерьер в романе «преступление и наказание»
Важно
Комнатки давят на хозяина своими стенами и потолком, словно пытаются выгнать их на улицу. Очень мрачный и бедный интерьер заставляет чувствовать себя неудобно в родном жилище.
Комната Сони Мармеладовой тоже выполнена в желтом цвете, она также уже давно выцвела и облезла. Хоть комната девушки довольно большая, но уюта в ней совсем нет.
Комната Сони отображает ее душевное состояние и подавленность, девушке приходится себя продавать, чтобы помочь своей семье. В некоторых местах обои уже давно отстали, а по углам от сырости появилась плесень. Нищета наблюдается во всем доме Мармеладовых, мебель вся старая и ободранная, по дому разбросаны вещи и валяется старое порванное постельное белье. Стол настолько старый, что уже даже не видно, что он когда-то был покрашен. В доме стоят огарки свечей, которые вот-вот перегорят, и наступит тьма. Лестницы в домах тоже очень грязные и мрачные.
Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 10
формировать коммуникативную компетентность, умение находить необходимую информацию, анализировать ее и правильно выбирать пути решения поставленных задач;
формировать у учащихся умение использовать информационно-коммуникационные технологии;
воспитывать сочувствие и сострадание, внимательное отношение к художественному слову, искусству, любовь к классической литературе.
Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; мультимедиа проектор; декорация «Петербург Достоевского» (светлый фон декорации используется как экран для проецирования); карточки с заданиями; тесты, составленные в программе Microsoft Excel; презентация к уроку; ученическая презентация «Петербург Гоголя и Пушкина».
Встреча Николая Александровича Ярошенко с Крамским, и первый успех
Вращаясь в творческой среде, Ярошенко знакомится с И. Крамским, родоначальником Товарищества передвижников и по совместительству преподавателем в Обществе поощрения художников. Знакомство и добрые отношения с опытным портретистом сыграли значительную роль в жизни начинающего живописца.
Портрет Крамского И. Н., 1874 г.
В 1874 году Крамской, во время разгорающегося противостояния Товарищества с Академией Художеств, решил оформить очередную, Четвертую, передвижную выставку. Именно в этот раз среди профессиональных работ художников-реалистов Ярошенко впервые представил свое полотно “Невский проспект осенней ночью”.
“Невский проспект осенней ночью”, 70-е г. 19 в.
В 70-80-е годы 19 в. “женский вопрос” остро обсуждался в обществе. Мнения разделились. Кто-то сетовал, что у некоторых женщин нет иного выбора, как торговать собой, чтобы прокормиться, кто-то утверждал, что выбор есть всегда. Ярошенко, судя по всему, придерживался второй точки зрения, изобразив торгующих собой женщин на ночном Невском проспекте в проливной дождь, когда хозяин не выгонит собаку на улицу. Их решение выйти на улицу вполне сознательный выбор.
Критики встретили картину по-разному, но, главное, она запомнилась публике: вхождение Ярошенко в сонм художников состоялось.
Биография
Родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье отставного генерал-майора Александра Михайловича Ярошенко (1807—1876), который хотел, чтобы старший сын продолжил военную карьеру и не придавал особого значения художественному таланту мальчика. Мать — Любовь Васильевна (урожденная Мищенко; 1822—1890), была дочерью отставного поручика.
В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он также брал частные уроки рисования, работал в мастерской Адриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.
Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887).
Окончив с отличием академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.
В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.
В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».
Ярошенко Николай «Портрет М. П. Ярошенко, жены художника» 1880-е Холст, масло 44х36 Мемориальный музей-усадьба Н. А. Ярошенко, Кисловодск
В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».
В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, Владимир и Анна Чертковы, актриса Полина Стрепетова.
Не забывали коллегу и художники: Репин, Нестеров, , Дубовской, Касаткин, Куинджи. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.
Могила Н. А. Ярошенко в ограде Свято-Никольского собора, Кисловодск
В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.
В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.
Умер в Кисловодске 26 июня (8 июля) 1898 года от сердечного приступа, на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник — бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета — друг художника Л. В. Позен.
Проблемы
Проблематика произведения весьма богата интересными и актуальными вопросами, которыми задаются многие люди.
- Автор поднимает множество проблем, но основная – это проблема ложных убеждений, она является актуальной во все времена. Теория, которой был предан Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей, является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.
- Проблема сочувствия и сострадания занимает также занимает большое место в этом романе. Люди замыкаются в кругу своих интересов и бед, не видят и не хотят замечать трудностей и боли окружающих. Это ведет к тому, что все мы становимся одинокими эгоистами, удел которых – жалость к себе. Но решить проблемы мы можем только сообща, поэтому необходимо объединиться в борьбе с ними, проявляя отзывчивость и доброту к тем, кто нуждается в этом.
- Свобода и ответственность. Родион искал в теории независимости, возможности вырваться из узкого круга того, что он мог себе позволить. Однако идея о вседозволенности лишь загнала его в тупик и едва не лишила разума. Это говорит о том, что настоящая свобода возможна только при условии ответственности за то, что делает человек. Раскольников освободился лишь тогда, когда полностью принял на себя груз раскаяния и покаяния, когда ответил за то, что сделал, и научился обдумывать последствия своих поступков.
- Вина и совесть. Человек не может раскаяться и исправить ошибку, пока не осознает вину. В этом ему помогает только совесть, которая формируется в процессе правильного воспитания. Автор рассматривает эти понятия через религиозную призму, говоря, что именно христианское вероучение способно привить личности обостренное чувство ответственности и справедливости. Стоит только отказаться от веры, и человек потеряет способность верно оценивать свои поступки. А ведь только она сдерживает плохие стороны его характера.
Интерьер и его значение в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»
Внимание
Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только “отпечаток” (“снимок”) ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сони-ных руках. Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения.
Все это отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у главного героя тоже нет выхода. Для греховной жертвенности Сони и преступной гордыни Раскольникова такая среда естественна. Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощущение болезненности и затхлости всей жизни. Он как бы становится оболочкой, внутри которой формируется мировоззрение героев.
Пейзаж и его функции в романе Ф.М.
Достоевского «Преступление и наказание»
Однако в этих пейзажах нет того обилия запахов и звуков, разнообразия красок, световых эффектов, которое мы встречаем в пейзажах Лермонтова или Тургенева.Кроме того, в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай».
Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского.
Как правило, это типовые пейзажи.
Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками.
Таков уже первый пейзаж романа.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных.
и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».Сильная жара и духота — неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания».
Смысл названия
Название как нельзя лучше подходит к содержанию романа, отражает основные события, вокруг которых разворачивается сюжет – преступление Родиона и наказание за него. Противоправное деяние уже в заголовке противопоставляется каре, описание которой занимает львиную долю объема. Логическое ударение читатель делает на втором слове, которое как бы перечеркивает первое и предрекает расплату за грех. Автор сознательно разрушает интригу, признаваясь уже вначале, что его герой – убийца, что его удел – разоблачение. Но суть романа – не детективная линия, а философская «начинка»: что бы ни сделал человек, как бы он ни прятал свои преступления, кара все равно настигнет его, ведь она исходит не от земных судей, а от того светлого или доброго, что в заложено в каждом из нас неведомой созидательной силой, сотворившей всех людей.
Кроме того, оно отражает не только главное, криминальное преступление – убийство старушек, но и другие людские пороки, которые с моральной точки зрения можно считать преступлениями. Например, пьянство Мармеладова, работа Сони, «тёмные делишки» Свидригайлова и многое другое. Каждый герой получает свою кару, ведь от судьбы не уйти.
Вынужденное прозябание
Как в литературе, так и в быту о хозяине может рассказать его жилище. У Достоевского же большинство персонажей поневоле должны существовать в обстановке, губящей людей, притесняющей, уничтожающей. Это обстоятельства загнали героев в такие дома, а не они выбрали их себе самостоятельно. Такая концепция характерна фактически для каждого персонажа.
Обладая другими возможностями, герой мог бы позволить себе более благоприятное жилье, нежели то, в котором он сейчас прозябает. Описание каморки Раскольникова было таковым: «походила более на шкаф, чем на квартиру». Эта цитата из произведения показывает, насколько крохотным было его место обитания. Автор поместил молодого юношу красивой наружности в жалкую, унылую, напоминающую морскую каюту комнатку или, что больше подходит под описание, клетушку.
Помимо всего прочего, Раскольникову, чтобы попасть в свое жилище, ежедневно приходилось идти через хозяйскую кухню. Это еще больше унижало его, так как он должен за аренду квартиры немалую сумму денег.
Суть
О чем повествует автор? Об этом Многомудрый Литрекон расскажет в двух словах. Роман начинается с размышлений главного героя – Родиона Раскольникова о том, хватит ли у него духа совершить преступление. В его голове возникла теория для определения сильных и слабых людей, тварей дрожащих и право имеющих, как он сам их называет. Одной из возможных жертв он выбирает старуху-процентщицу, взимающую слишком высокие проценты с нуждающихся клиентов.
Судьба знакомит Раскольникова с семейством Мармеладовых, скатившихся в пропасть нищеты, где отец — пьяница, а дочь по имени Соня вынуждена заниматься непристойной работой, чтобы помочь семье. Именно Соня и становится в финале лучом света для потерявшегося Родиона.
На волне своих размышлений Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы топором, но до этого он создал для себя судьбоносную оплошность – забыл закрыть дверь, в которую вошла сестра убитой. Такая случайность заставила героя убить и вторую жертву.
После этого моральное состояние Раскольникова редко приходило в норму. С ним то и дело пытались поговорить и родственники, и друзья, однако толкового разговора добилась только Соня, которой и признался герой в содеянном. Невыносимые муки и терзания Родиона заставляют его сознаться в убийстве всенародно. Спустя несколько месяцев после его признания состоялся суд – он был приговорен к ссылке в Сибирь. Соня уезжает с ним. В эпилоге он переживает внутреннюю борьбу и духовно перерождается, взяв в руки Библию.
Пейзаж в романе преступление и наказание часть 1 глава 1
Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика — кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай…» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.
Учитель:
Назовите общие закономерности в этих описаниях-пейзажах.
Учащиеся:
Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.
Учитель:
Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие.
Квартира следователя Порфирий Петровича
Порфирий ПетровичРазумихин
«Раскольников до того смеялся, что, казалось, уж и сдержать себя не мог, так со смехом и вступили в квартиру Порфирия Петровича. Того и надо было Раскольникову: из комнат можно было услышать, что они вошли смеясь и всё еще хохочут в прихожей.»— Часть 3, глава V
«Порфирий Петрович, как только услышал, что гость имеет до него «дельце», тотчас же попросил его сесть на диван, сам уселся на другом конце и уставился в гостя»— Часть 3, глава V
«И как ни в чем не бывало, он заботливо стал подставлять пепельницу Разумихину, беспощадно сорившему на ковер папироской…»— Часть 3, глава V
«Разумихин, сконфуженный окончательно падением столика и разбившимся стаканом, мрачно поглядел на осколки, плюнул и круто повернул к окну, где и стал спиной к публике, с страшно нахмуренным лицом, смотря в окно и ничего не видя.»— Часть 3, глава V
Больше цитат о квартире Порфирия Петровича
Охарактеризуйте пейзажи в романе преступление и наказание часть 1 глава 1
Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его.
Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан.
Тотчас же все отлегло, и мысли его прояснели. «Все это вздор, — сказал он с надеждой, — и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, — и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения! Тьфу, какое все это ничтожество. » Но, несмотря на этот презрительный плевок, он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул глазами присутствующих.