Загадка портрета волнует всех

Впечатление

И всматриваться, и восхищаться, и фантазировать, и писать стихи – при жизни вдохновляла сама Александра Петровна, спустя годы и столетия воодушевляет её портрет кисти Фёдора Рокотова. Так, он пробудил восторженные чувства в душе Николая Заболоцкого, советского поэта-философа, опубликовавшего стихотворение «Портрет» в 1948 году: «Её глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач…» Трогательная ода-поклонение как мастерству живописца, так и красоте модели.

Большинство же зрителей не способны на проникновенные стихи. Они просто любуются, как зачарованные, пожалуй, самым блестящим образом русской женщины, самим совершенством.

Описание картины

Погрудный портрет представляет собой облик девушки, который мягко высвечен на тёмном нейтральном фоне. Самое светлое пятно на картине – благородный лоб утончённой красавицы, открытый высокой пышной причёской, контуры которой сначала теряются во мраке, как вдруг лёгкой шелковистой косой показываются на плече. Спокойный, задумчивый взгляд тёмных загадочных глаз, выразительные брови вразлёт, лёгкий румянец на свежих щеках, полуулыбка на губах, мягкий овал лица – какой-то особый шарм, пленительное совершенство. Тень с одной стороны грациозной шеи отступает, открывая взору целомудренное декольте, которое художник также выделяет светом. Изысканные кружева, рукава из нежного полупрозрачного газа и атласа, сборки лифа в серых и золотистых оттенках позволяют додумать неотразимость элегантного платья.

Золотистое сфумато заставляет провести параллель между этим портретом и «Моной Лизой» Да Винчи. Оно подсвечивает и лицо, и платье – создаётся иллюзия, что всё искрится. Весь портрет будто подёрнут тончайшей шёлковой вуалью, цвет которой трудно уловить. Это пепельно-розово-золотистый лёгкий туман, мерцающая дымка загадки, влекущая вновь и вновь вглядываться в омут этих влажных живых глаз.

Загадка портрета неизвестного в треуголке волнует искусствоведов до сих пор

Тайна портрета неизвестного человека в треугольнике, написанного Федором Рокотовым, давно волновала искусствоведов и рядовых ценителей искусства. Модель одета в традиционный маскарадный костюм домино. Белый мужской шарф, повязанный на шее. Следует отметить, что в таких шарфах в 18 веке добрая половина мужчин позировала портретам.

На треугольнике головы, кстати, вряд ли единственный случай, когда расписан головной убор Рокотова, поскольку все его известные работы как аксессуар практически не встречаются. Волосы собраны в хвост на затылке. В основном традиционная мужская стрижка тех лет. Но глядя на лицо этой изящной модели, невозможно не задаться вопросом, кого изобразил художник.

На этот вопрос безуспешно пытались найти ответ около двухсот лет. Обычно обсуждались две версии. Тот, что просуществовал около двух веков, должен был изображать графа Алексия Бобринского, внебрачного сына императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова. Сразу после рождения ребенок был передан на попечение слуге императрицы Василию Григорьевичу Шкурину, который воспитывал его до 1774 года как собственного сына.

Известен его детский портрет работы Рокотова. Если сравнить их, то можно признать небольшое сходство. Но в Эрмитаже хранился еще один портрет графа Бобринского, работа неизвестного мастера. Изображенный на нем юноша дружелюбно улыбается, одет в маскарадный костюм и треугольник с английской булавкой. Однако даже в этом случае нельзя с уверенностью сказать, что это один и тот же человек.

По крайней мере, если верить сохранившимся изображениям, у графа Алексея Бобринского были голубые глаза, которые, кстати, можно увидеть на детском портрете. Но у неизвестного в треугольнике были карие глаза. Конечно, опытный мастер допустить такое несоответствие не мог.

Младший сын

Из Рыбинска в музей-заповедник «Царицыно» приехал портрет юного Алексея Бобринского — сына Екатерины и Григория Орлова, написанный Карлом Людвигом Христинеком.

Мальчик родился за несколько месяцев до дворцового переворота. По легенде, чтобы скрыть роды от ничего не подозревавшего супруга, окружение Екатерины Алексеевны воспользовалось страстью Петра III смотреть на городские пожары. Когда начались первые схватки, свой дом пришлось поджечь графу Ивану Гендрикову, но роды были сложными и долгими, поэтому вскоре запылало жилище гардеробмейстера императрицы Василия Шкурина. После воцарения Екатерины оба были осыпаны милостями — первый дослужился до генерала-аншефа, а второй стал тайным советником.

С первых дней новорожденный воспитывался в семье Шкурина. Второй раз после родов мать увидела его лишь спустя два года. В восемь лет ребенка отправили в пансион за границу. Приблизительно к этому времени относится работа Христинека, который написал идентичный портрет младшего сына царицы в этом же костюме, но с другого ракурса. Он хранится в Эрмитаже.

К 13 годам, по словам современника, мальчик «был телосложения слабого, боязлив, робок, застенчив, нечувствителен ни к чему, но кроток и послушен», а его познания ограничивались «только французским и немецким языками, началами арифметики и очень малыми сведениями из географии». Фамилию Бобринский он получил по возвращении в Россию вместе с пожалованным матерью имением Бобрики в Тульской губернии. Видимо, к тому моменту императрица отказалась от планов выйти замуж за Григория Орлова и официально объявить Алексея своим наследником.

Лишь накануне 19-летия юноши Екатерина намекнула ему на высокое происхождение, написав:

Заметного следа в истории России Алексей Бобринский не оставил. Когда он наделал долгов, пустившись во все тяжкие во время путешествия по Европе, мать сослала его в Ревель. После ее смерти Павел I открыто объявил его братом, даровал графский титул, дом в Петербурге и земельные владения, всячески продвигал по службе. Однако Бобринский не проявил большого усердия, в 36 лет вышел в отставку и удалился в свое Тульское имение, где прожил практически всю оставшуюся жизнь.

Графоман и коллекционер

Известно лишь, что портрет действительно принадлежал поэту-графу Струзскому, в коллекцию которого вошли работы художников русских и зарубежных школ. На оборотной стороне дублируемого портрета зашифрована надпись: портрет Т. Е. (?). B: Николай Струйский». К сожалению, первая буква или слово неразборчивы. Вторая буква похожа на «Е», а третья определенно на «В». Даже с помощью рентгеновских лучей не удалось полностью прочитать надпись …

Очевидцы рассказывают, что в усадьбе Рузаевка, куда Струський отправился после смерти жены, он создал настоящий культ императрицы Екатерины II. Он заказал ее портрет, оставив на обороте холста следующую надпись: «Это отличная вещь для письма знаменитого художника Ф. Рокотова с оригинала, который он скопировал с петербургской императрицы. Он написал его мне в Рузаевке в 1786 году в декабре … ».

На потолке парадной комнаты особняка стоял великолепный плафон с изображением императрицы в виде богини Миневры, сидящей на облаке в окружении гениев и других атрибутов высокой поэзии ….

Кстати, Миколай Еремиевич не шутил, утверждая, что он был придворным бардом наравне с бессмертным Гаврилом Романовичем Дерлавином. Последний закончил тем, что написал довольно ироничную эпитафию:

«Посреди этого мшистого и сырого грота,

Чья это могила?

Поэт похоронен здесь под названием ручья,

А из-за его стихов — болото.

«Зачарованная поза» (1927), Рене Магритт

Поиск «пропавшей» картины может напоминать детективное расследование. Так произошло с картиной Рене Магритта, которую буквально собирали по частям. В 1927 году на выставке экспонировалась картина «Зачарованная поза». Однако о ее существовании было известно только благодаря единственной черно-белой фотографии, сама картина таинственным образом исчезла через год после выставки. Снимок сопровождался следующей ремаркой: «Местонахождение неизвестно Возможно, уничтожена».

До 2013 года считалось, что Магритт был недоволен своей работой и уничтожил картину своими руками, поэтому никто даже не думал начинать поиски. Полотно так и осталось бы в числе утерянных, если бы работникам Музея современного искусства в Нью-Йорке не вздумалось приглядеться к другой картине Магритта — «Портрету» 1935 года

Внимание сотрудников музея привлекло то, что в торцах картины холст был полностью покрыт краской: так бывает, когда основа с живописным слоем используется для написания другой картины поверх прежней. Пришлось делать рентген

И вуаля — из-под слоя краски выглянул торс героини с потерянной картины.

«Раз сохранилась одна часть, значит, должны быть еще четыре», — решили музейщики и отправили запрос на ревизию картин в другие музеи, хранившие полотна Рене Магритта.

Вторая часть нашлась на другом континенте, в Швеции, в Стокгольмском музее современного искусства под красочным слоем известной картины «Красная модель» (1935). «Красная модель», на которой изображен башмак-нога, спрятала, что символично, часть с ногами героинь. Третий фрагмент «Зачарованной позы» — нижнюю правую четверть — нашли под картиной «Человеческое состояние» (1935) из коллекции музеев Норфолка через три года после обнаружения первой. «Квест» завершился только в 2017 году: последний фрагмент утерянного полотна просветился на картине «Бог — не святой» (1935). Спустя 85 лет после исчезновения «Зачарованной позы» все ее фрагменты были найдены.

Поэтому всё, что смогли сделать реставраторы с найденными частями, — это восстановить полотно в цифровом виде.

Но зачем Рене Магритт все-таки решил разрезать полотно на четыре части? Главной причиной считают финансовые затруднения живописца.

«Дама с единорогом» (1505–1506), Рафаэль Санти

Если бы историям реставрации картин давали заголовки, то «Даму с единорогом» назвали бы «А был ли единорожек?». Написанная в начале XVI века, полотно Рафаэля изображало некую даму, но впервые оно упоминается под названием «Святая Екатерина Александрийская». К 1959 году состояние картины было плачевным, и ее решили отреставрировать. Тогда и выяснилось, что неизвестную даму по какой-то причине превратили в Святую Екатерину, дорисовав ей главные атрибуты святой: мученическое колесо (символ Божьей избранницы) и пальмовую ветвь. Чтобы образ выглядел более целомудренно, даме даже прикрыли голые плечи, заботливо пририсовав накидку.

Предполагали, что изображение животного переписал сам Рафаэль.

Собака считалась символом верности, и ее появление на картине свидетельствовало о скором замужестве. Единорог же олицетворяет чистоту, и поймать и приручить его могла только девственница

Так реставраторы пришли к выводу, что автор сам изменил символы, вместо преданности акцентировав внимание на целомудрии невесты

Но история единорога, да и всей картины на этом не закончилась. Реставраторы сравнили слои и пришли к выводу, что кисти Рафаэля принадлежит только часть сюжета.

Сам художник не писал не только плащ и атрибуты святой, но и собаку-единорога.

Он выполнил фигуру женщины, пейзаж и небо, а дополнительные детали и собаку дописывал уже другой живописец, предположительно Джованни Сольяни (1492–1544), ученик Лоренцо Креди.

Так что, по сути, известную картину создавали минимум трое человек.

Реставраторы убрали с полотна плащ и колесо с пальмовой ветвью и попытались было восстановить собачку, но потом отказались от этой мысли — слишком велик был риск испортить картину. Так и осталось дама держать на коленях «подсадного» комнатного единорога.

«Дама с единорогом» до реставрации и после

Рокотов, Фёдор Степанович

План Введение

1 Биография

2 Творчество 3 Наиболее известные произведения 4 Память 5 Галерея 6 Библиография

Введение

Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735? — 1808) — русский художник, портретист, представитель стиля рококо.

1. Биография

Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в селе Воронцово (входит в нынешнюю территорию Москвы) в семье крепостных. Получил начальное художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, усвоив изобразительные принципы стиля рококо. В 1760 году по распоряжению заметившего его вельможи и мецената И. И. Шувалова живописец был взят в Академию художеств в Петербурге.

В 1765 году удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». С конца 1766 года жил и работал в Москве. В позднем творчестве Рокотова заметен переход от рококо к классицизму. Последние известные работы Рокотова датируются 1790-ми.

2. Творчество

Фёдор Степанович Рокотов — один из лучших русских портретистов. Получив художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и графа Пьетро Ротари, работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был старателен в исполнении.

В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Санкт-Петербургскую академию художеств за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе.

Когда Екатерина II вступила на престол, то поручила ему, в 1763 г., написать её портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу во весь рост, в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г.

Орлову и в настоящее время находится в Гатчинском дворце.

Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Рокотовым также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году). Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — «из самых похожих».

Портрет был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне.

Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах; большинство их приписывается самому Рокотову.

Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один — в московской Оружейной палате, два — в Гатчинском дворце) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в том же дворце) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и других.

Самой загадочной работой Рокотова, пожалуй, является портрет неизвестного в треуголке, поскольку до сих пор исследователи не установили, кто изображен на нём: либо Екатерина в мужском платье, либо внебрачный сын императрицы от графа Орлова.

Портрет Майкова невероятно реалистичен, он великолепно отражает суть этого человека: ядовитая усмешка, хитрый взгляд. Все люди высшего света боялись этого человека, поскольку он был острословным и циничным, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них, люди боялись выйти в свет.

3. Наиболее известные произведения

· Портрет неизвестной в розовом платье,

· Портрет А. И. Воронцова,

· Портрет И. И. Воронцова,

· Портрет Г. Г. Орлова в латах,

· Коронационный портрет Екатерины II,

· Портрет князя И. И. Барятинского,

· Портрет А. П. Струйской,

· Портрет поэта В. И. Майкова,

  • · Портрет графа Вырубова,
  • · Портрет неизвестного в треуголке.
  • · Портрет Суровцевой
  • · Опекунская серия
  • 4. Память

· В честь Ф. С. Рокотова названа улица Рокотова на юго-западе Москвы, в районе Ясенево.

  1. 5. Галерея
  2. · Квашнина-Самарина
  3. · Орлов

· П. Н. Ланская 1797. ГТГ, Москва

  • · Портрет неизвестной в розовом
  • · Струйская
  • · Шувалов
  • · Екатерина II

· Поэт В. И. Майков

· В. П. Лачинов 1760-е. ГХМ, Куйбышев.

· Портрет неизвестного в треуголке

· А. М. Дурасова-Писарева

· Графиня Е. В. Санти (ур. Лачинова).

ок. 1785. ГРМ, СПб

6. Библиография

· Лебедев А. В. Ф. С. Рокотов, М. — Л., 1945.

· Лапшина Н. Ф. С. Рокотов, М., 1959.

· Сучков С. В. Ф. С. Рокотов. Л., 1976.

· Молева Н. Загадки Рокотова. М., 1994.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Предыстория создания портрета

Поселившись в 1766 году в Москве, Рокотов стал популярным портретистом – позировать ему спешили все состоятельные и именитые. Всего за 50 рублей (заезжие иностранцы запрашивали 500-800) можно было заполучить в свою гостиную собственное изображение, написанное искусной рукой художника – было принято выставлять в домах всем на обозрение фамильные портреты.

Одним из заказчиков стал Николай Еремеевич Струйский (1749-1796), богатый литератор-графоман, издатель и большой любитель изобразительного искусства. В 1771 году он оставил службу и поселился в имении Рузаевка Пензенской губернии, на живописном слиянии рек. Здесь он построил роскошную для своего времени усадьбу с великолепными зданиями, возведёнными по рисункам Растрелли. Была пристроена и специальная смотровая башенка с видом на чудесный пейзаж – её хозяин облюбовал для занятий поэзией и называл Парнасом (у древних греков гора, где жили музы). Залы трёхэтажного кирпичного барского дома украшал росписью и полотнами. Рокотов для Струйского по заказу написал портрет императрицы, «совершенную штуку», как подписал заказчик на обороте картины. В целом он был чудаковатым и нервным человеком, экзальтированным и со странностями. Бывал жесток с крепостными и часто не понятен даже собственным гостям. Обстановка сглаживалась благодаря Александре Петровне Озеровой (1750-е – 1840), второй жене Струйского (он овдовел в 20 лет и снова женился в 1772 году). Рокотов портрет Струйской написал по заказу новоиспечённого мужа, влюблённого в молодую красавицу.

«Портрет неизвестного в треуголке» (1770), Федор Рокотов

Одно дело, когда художник повторно использует холст из-за бедности или в порыве нового вдохновения, и совсем другое, когда первоначальная картина замазывается целенаправленно, причем по желанию ее заказчика.

В Третьяковской галерее хранится «Портрет неизвестного в треуголке» известного портретиста XVIII века Федора Рокотова. До второй половины ХХ века ни у кого не возникало сомнений в том, что на картине изображен именно мужчина: даже называли имя — граф Бобринский, сын Екатерины II и Григория Орлова.

Смущало только одно: лицо у графа слишком уж женоподобное и нежное.

Специалисты предположили, что на картине не «неизвестный», а «неизвестная», переодетая в мужскую одежду. В конце XVIII века балы-маскарады с переодеванием были довольно популярны, и версия о переодетой даме преспокойно просуществовала вплоть до 1970-х годов.

Когда же эксперты исследовали полотно с помощью рентгенографии, версия с переодеванием отпала тут же.

Чтобы распутать тайну незнакомки, пришлось начать с первой и на тот момент единственной зацепки — места, откуда поступило полотно. Было известно, что до Третьяковки картина находилась в поместье Струйских, а это уже значило немало: ведь сам Н. Е. Струйский хранил у себя портреты только близких и дорогих ему людей.

Наиболее вероятной считается версия о том, что на полотне изображена первая жена Струйского Олимпиада Балбекова. Она скончалась совсем молодой, в возрасте 20 лет.

Популярные сочинения

  • Что такое Мужество — сочинение рассуждение Я считаю, что мужество — это проявление силы воли в сочетании с отсутствием страха перед опасностью. Кого можно назвать мужественным человеком?
  • Роль труда в жизни человека сочинение Человек для преобразования и улучшения своей жизни должен трудиться. Древние люди много работали для того, чтобы выжить в суровые времена. Они охотились, добывая себе пищу
  • Сочинение Я подросток Подростковый период – очень интересное время. Ты уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Теперь нужно серьёзно задумываться о своём будущем и определить свой жизненный путь.

Научное подтверждение

Неожиданно предположение о том, что на фото все же запечатлена женщина, подтвердили результаты высокотехнологичного рентгенологического исследования.

Анализ показал, что ..: «Неизвестный мужчина в треугольнике» был нарисован поверх портрета женщины. Оказалось, что овал лица, форма глаз и даже блики на нем абсолютно идентичны. Художник менял только позу, раньше модель изображалась полностью лицом, теперь перевернутым на три четверти.

К тому же высокая прическа сменилась треугольником. Вместо кружевного платья с глубоким вырезом появилось темное домино. Исчез кружевной вырез и серьги грушевидной формы. Не было сомнений — на портрете изображена дама, которую художник мастерски охарактеризовал …

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: